На чем основано европейское образование
Европейское пространство высшего образования
В качестве основной цели Болонского процесса с момента его создания в 1999 году ЕПВО, является сближение, гармонизация и последовательность систем высшего образования в Европе. Между 1999—2010, все усилия членов Болонского процесса были направлены на создание Европейского пространства высшего образования, что стало реальностью после подписания декларации на конференции Будапешт — Вена в марте 2010 года, одновременно с десятилетним юбилеем Болонского процесса.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Имплемента́ция (англ. implementation «осуществление, выполнение, практическая реализация») — фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование имплементации — строгое следование целям и содержанию международного установления.
25 марта 1957 года согласно Римскому договору, шесть стран решили создать Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), основанное на более широком общем рынке, включающем большое количество товаров и услуг. Таможенные пошлины между шестью странами-участницами были полностью отменены к 1 июля 1968 года, и общие политики, особенно в области торговли и сельского хозяйства, также развивались с 60-х годов.
На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Европейским союзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Идея создания Соединённых Штатов Европы впервые возникла после войны за независимость США и приписывается Наполеону I Бонапарту.
Деятельность на ступени общего образования осуществляется в соответствии с требованиями Конституции Азербайджанской Республики, Закона «об Образовании» Азербайджанской Республики, соответствующих приказов, решений и распоряжений, Положения о Министерстве Образования Азербайджанской Республики и других нормативных актов.
Европейское пространство высшего образования
Европейское пространство высшего образования [1] (ЕПВО, англ. European Higher Education Area, EHEA ) — единое европейское образовательное пространство всех стран, участвующих в Болонском процессе, в области высшего образования. Было основано в марте 2010 года во время конференции Будапешт — Вена министров образования Европы.
В качестве основной цели Болонского процесса с момента его создания в 1999 году ЕПВО, является сближение, гармонизация и последовательность систем высшего образования в Европе. Между 1999—2010, все усилия членов Болонского процесса были направлены на создание Европейского пространства высшего образования, что стало реальностью после подписания декларации на конференции Будапешт — Вена в марте 2010 года, одновременно с десятилетним юбилеем Болонского процесса.
Содержание
История
Во многих отношениях, Болонский процесс стал революционным в области европейского высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Затем четыре из министров образования, участвовавших в праздновании 800-летия парижского университета Сорбона в 1998 году сошлись во мнении о том, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбоннская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998 ). Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) было оформлено через год в Болонье, представителями 29 стран (Болонская декларация, 1999). В настоящее время очевидно, что это было уникальное соглашение, так как сегодня процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954).
В рамках Болонской декларации, раз в два года проводятся конференций министров, министры выражают свою волю посредством коммюнике.
Конференции министров
Следующая конференция на уровне министров состоялась в Берлине, в 2003 году, Берлинское коммюнике [4] увеличило числа стран, участвующих в Болонском процессе до 40. Основные положения этого коммюнике рассматривают расширение целей, с точки зрения поощрения связей Европейского пространства высшего образования в Европейское научное пространство (англ. European Research Area ), а также меры по содействию обеспечения качественного обучения.
В 2005 году состоялась конференция министров в Бергене. Итоговое коммюнике [5] подчеркнуло важность обеспечения более доступного высшего образования, а также повышения привлекательности Европейского пространства высшего образования в других частях мира.
Состав
Членами Европейского пространства высшего образования являются все участники Болонского процесса: на 2011 год это 47 стран и Европейская комиссия. При этом от Бельгии в процессе и, соответственно, пространстве участвуют лишь фламандское и французское сообщества. Немецкоязычное сообщество Бельгии предпочло остаться вне процесса интеграции образования, в связи с отсутствием университетов. [9]
Образование в Европе
Увеличение количества программ на английском за пределами англоязычных стран отражается на глобальной студенческой мобильности. Самый сильный рост показали Китай и Восточная Азия в целом.
Образование в Европе — это сочетание высоких академических стандартов, вековых традиций и неизменного качества. Именно в европейских университетах были заложены основы высшего образования, которые впоследствии переняли вузы Нового Света. Стоит отметить, что образование в Европе не всегда стоит огромных денег: существует множество программ и направлений, вполне доступных для абитуриентов со средним достатком. Сегодня в отдельных университетах Великобритании, Швейцарии, Франции, Германии доля иностранных студентов составляет 10–15 процентов, и число учащихся из других стран неуклонно растет.
Помощь в поступлении за границу с UniPage
Наши менторы курируют весь процесс поступления: от выбора вуза и подготовки документов до зачисления и получения визы. Мы всегда на связи и готовы ответить на любые вопросы. Специалисты UniPage объективно оценят вашу ситуацию и предложат самые подходящие варианты.
Стоимость обучения в Европе
Страны | Бакалавриат | Магистратура | Проживание |
---|---|---|---|
Австрия | 861-9,058 USD | 861-9,058 USD | 5,095-9,058 USD |
Великобритания | 12,455-13,021 USD | 12,455-13,021 USD | 5,662-13,588 USD |
Германия | 679-6,794 USD | 1,132-6,794 USD | 3,963-6,794 USD |
Испания | 810-6,228 USD | 1,200-6,794 USD | 4,529-7,926 USD |
Италия | 215-6,794 USD | 215-8,492 USD | 5,095-9,058 USD |
Польша | 45-3,397 USD | 45-4,529 USD | 3,963-7,926 USD |
Франция | 679-7,926 USD | 1,132-7,926 USD | 5,662-9,058 USD |
Чехия | 23-1,698 USD | 23-2,831 USD | 3,963-6,794 USD |
Швейцария | 1,132-28,308 USD | 1,132-33,969 USD | 6,794-15,852 USD |
Стоимость обучения в Европе сильно отличается от страны к стране. В Чехии, Германии, Австрии, Франции, Финляндии обучение в большинстве государственных вузов на местном языке является бесплатным, в том числе для иностранцев. Необходимо оплатить лишь регистрационные сборы (административные расходы), размер которых колеблется от 20 до 1000 евро.
Самая высокая стоимость обучения — в вузах Великобритании и частных вузах Швейцарии. Иногда ставки за год обучения в них могут достигать 60 тысяч евро.
Средней можно назвать стоимость обучения в вузах Италии, Латвии, Литвы, Венгрии и Нидерландов. Необходимо также учитывать, что стоимость обучения в государственных высших учебных заведениях Европы на порядок ниже, чем в частных университетах.
Ниже также приведена примерная стоимость обучения и проживания в некоторых странах Европы в евро за год:
В случае аренды квартиры или апартаментов необходимо перед заездом оплатить депозит за проживание в размере 200-2000 евро, который будет возвращен по окончании аренды. Многие варианты съемных квартир предоставляются без мебели, поэтому возможны дополнительные расходы на обустройство жилья (500-1000 евро). Часто в стоимость аренды не входит плата за электричество и отопление (20-80 евро в месяц).
Процент студентов, оплачивающих свое обучение на программах бакалавриата в странах Европы
Средний размер платежей за учебу на программах бакалавриата в странах Европы
Преимущества и особенности образования в Европе
Европейские вузы дают фундаментальное образование: это и теоретические знания, и практические навыки. Именно поэтому выпускники европейских вузов высоко ценятся на рынке труда. Дипломы европейских университетов востребованы во всем мире.
Кроме того, в европейских учебных заведениях дают знания, способствующие развитию личности, расширению кругозора и мировоззрения. Закончив европейский вуз, бывший студент не перестает учиться: тяга к знаниям, к новому прививается на всю жизнь.
Университетские кампусы в Европе, как правило, находятся в красивейших старинных городах с богатой историей и великолепной архитектурой.
Выпускники европейских вузов отлично владеют одним или двумя иностранными языками.
Образование в государственных университетах нескольких стран Европы — в Австрии, Германии, Греции, Испании, Италии, Норвегии, Польше, Финляндии, Франции, Чехии — бесплатное. Иностранным студентам необходимо оплатить взнос от 20 до 1000 евро.
Получая образование в Европе, иностранный студент может работать (в большинстве стран), получить диплом, и в некоторых случаях — найти работу после вуза и оформить вид на жительство. В любом случае, это уникальный культурный опыт.
Студенты имеют возможность путешествовать по соседним странам — как правило, студенческая виза это позволяет.
Подготовительные курсы в Европе
Многие иностранные абитуриенты, поступающие в европейский университет, сначала проходят подготовительные курсы. Здесь дают базовые знания, обучают языку. Вот несколько причин, по которым предпочтительно прохождение курса подготовки перед поступлением в университет.
Поступление в европейские университеты: требования к абитуриентам
Образование в Европе требует предварительной подготовки. В основном, это касается изучения языка и подготовки пакета документов. Если выбран сильный, престижный вуз, потребуется сдача дополнительных предметных экзаменов и тестов. Но это редкость: для поступления на большинство бакалаврских программ в европейских странах достаточно завершенного среднего образования. Дополнительные вступительные испытания не проводятся.
Интересные факты об образовании в Европе
Совмещение работы и образования в Европе
Многие страны Европы предоставляют возможность заработка для иностранных студентов. Но необходимо понимать, что полный рабочий день и полноценная учеба в университете — две несовместимые вещи. Иностранные студенты могут работать ограниченное количество времени. Например, в Австрии, Германии обучаясь в вузе на бакалаврских программах, студенты могут работать до 10 часов в неделю. В некоторых федеральных землях Германии студентам-иностранцам разрешено работать только во время студенческих каникул.
Во Франции, Чехии, Италии, Испании, Великобритании иностранные студенты могут работать до 20 часов в неделю. Как правило, студенты устраиваются на младшие должности. Конечно, при небольшой занятости можно заработать небольшие суммы: около 250-400 евро, но эти средства вполне могут покрыть личные расходы и расходы на питание. Иногда иностранным студентам предоставляется возможность заработать по специальности: учащиеся проходят стажировку или практику, входящую в курс обучения.
Популярные стипендии в Европе
В некоторых странах все студенты-резиденты, а также большинство иностранных студентов получают гранты и стипендии, покрывающие большую часть обучения. К таким странам относятся Кипр, Дания, Мальта, Финляндия. Также финансовую помощь получает большая часть студентов Люксембурга, Нидерландов, Швеции, Норвегии. Исландия — единственная страна, которая не предлагает никакой системы государственных грантов и для резидентов, и для иностранных студентов. В большинстве европейских стран иностранные студенты оплачивают учебу сами, получая небольшую грантовую поддержку.
Одна из самых популярных программ Эразмус Мундус (Erasmus Mundus) предоставляет возможность обмена между университетами Европы и других стран. Гранты покрывают часть или полную стоимость обучения, дороги, проживания. В Erasmus Mundus могут принять участие не только бакалавры и магистры, но также и преподаватели. Подробная информация о программе доступна на сайте Европейского союза Erasmus Mundus.
Каждая европейская страна предоставляет свои гранты и реализует стипендиальные программы, доступные для студентов. Многие из них можно найти на специальном ресурсе scholarshipportal.eu. Вот три популярные европейские стипендии, доступные студентам из России и стран СНГ, а также некоторых других стран.
Стипендии Чивнинг (Chevening Scholarships) даются год для обучения в магистратуре британских вузов, но возможна и другая продолжительность программы. Победителям программы выплачивается ежемесячная стипендия, покрывается стоимость обучения и проживания в Великобритании. Направлений, по которым выдается Chevening, довольно много. Существуют требования к знанию английского: как правило, необходимо сдать IELTS или TOEFL. Дополнительная информация доступна на chevening.org.
Немецкая служба академических обменов предоставляет стипендии — DAAD Scholarships — по самым разным направлениями и на разных ступенях образования. Чаще всего к фонду DAAD обращаются выпускники-бакалавры, желающие пройти магистратуру в Германии. Стипендия позволяет покрыть расходы на проживание и обучение. Необходимо подтвердить знание немецкого. Подробная информация доступна на daad.de.
Стипендия Родса (Rhodes Scholarship) предоставляется для обучения в Оксфордском университете. Стипендия рассчитана на два года обучения в магистратуре или аспирантуре. Стипендия полностью покрывает расходы на обучение и частично — на проживание. Дополнительная информация доступна на rhodeshouse.ox.ac.uk.
Оформление студенческой визы
Пакет необходимых документов для оформления студенческой визы разнится от страны к стране. Основной пакет документов включает в себя следующие бумаги:
Иногда консульства могут потребовать портфолио с рекомендательными или мотивационными письмами, свидетельствами о прохождении тех или иных курсов и другими данными, характеризующими абитуриента. Может потребоваться справка о несудимости и медицинские справки или письмо в свободной форме, в котором указываются причины того, почему заявитель хочет обучаться в этой стране.
Если студент едет в заграничный вуз по программе обмена, необходима копия соглашения между вузами. Для получения студенческой визы в страны Европы может потребоваться собеседование в консульстве или посольстве. Для получения студенческой визы в Великобританию потребуется личное присутствие в посольстве или консульстве для процедуры снятия цифрового фото и сканирования отпечатков пальцев.
Все документы необходимо перевести на язык страны, при этом перевод должен быть сделан в профессиональном бюро и легализован.
Образование в Европе — Интересные статьи
Поделиться в
Помощь в поступлении за границу с UniPage
UniPage организует поступление в государственные и частные вузы за границей, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет.
Мы эксперты в своей области и по опыту знаем, как сделать так, чтобы вы поступили в тот вуз, который отвечает вашим целям, интересам и бюджету.
4. Высшее образование в Европе в Новое время
08.02.2010
Развитие образования в Западной Европе в XVII – XVIII вв.
Из истории педагогики
Меньшиков В. М.
Новое время – это становление и развитие современного образования, в истории которого можно выделить три важнейших этапа: XVII – XVIII вв., конец XVIII – конец XIX вв., конец XIX в. – настоящее время. Европейское образование XVII–XVIII вв. развивалось на основе идей и практики, сложившихся в эпоху Возрождения.
В развитии европейской народной (начальной) школы можно выделить следующие тенденции: движение ко всеобщему образованию как потребность во всеобщей грамотности. Это вызвано целым рядом факторов, в том числе и требованием чтения Библии каждым человеком в протестантских государствах. Поэтому не случайно в протестантских государствах был более высокий уровень грамотности. Обучение грамоте в этих государствах зачастую становится делом семьи. Надо также сказать о заботах религиозных организаций о распространении и утверждении начального образования. Так, во Франции широкую известность получила деятельность «Братьев христианских школ». Это общество организовал Жан-Батист де Ла Саль. Обучение здесь шло на родном языке, в школе использовались самые передовые методы, обучение было тесно соединено с воспитанием, в школе почти отсутствовали наказания. Учить в этих школах своих детей стремились многие родители, поэтому быстро росло число классов. К концу XVIII в. «братья» имели 441 класс, где обучалось более 130 тыс. детей.
Вторая тенденция – усиление роли государства в управлении народной школой и даже попытки некоторых государств организовать всеобщее обучение. Первые уставы о всеобщем образовании были приняты в Германии. В 1619 г. такой устав приняло Веймарское княжество, а в середине века – Готское. В 1717 г. был принят устав о всеобщем обучении в Пруссии, а затем, в XVIII веке, еще в ряде германских государств. Во второй половине XVIII в. аналогичный закон принимается в Австрии.
Третья тенденция – постепенный переход с латинского на национальные языки.
Четвертая тенденция – усложнение содержания образования в народных школах. Традиционными предметами обучения в народных школах были: чтение, письмо, счет, пение и религия. Но ряд школ в это время пытался расширить рамки данных предметов. Также некоторые уставы предполагали более широкое содержание образования в народных школах. Устав Готского княжества, например, предписывал, чтобы обучение в народных школах состояло из чтения, письма, рисования, «изучения разных полезных, частью естественных, частью светских и других вещей». В этих школах также давались сведения о человеке, явлениях природы, законах государства, домохозяйстве и т.д.
Пятая тенденция – попытки создания систем развивающего обучения. Это выразилось в деятельности классов «братьев христианских школ», работе И. Рохова и др.; открытии первых учительских семинарий. В конце XVIII века начинается практическая и теоретическая деятельность Песталоцци по созданию новой народной школы.
Городские, бюргерские школы. Городские школы существовали во многих государствах Европы, давая образование городским жителям. Уровень образования в этих школах был выше, чем в народных. В них был более продолжительный – до 6–8 лет – срок обучения, расширенные программы. В XVII веке городские школы начинают переходить на родные, национальные языки.
Реальные училища. Реальные училища возникли как отражение потребности средних городских сословий в более высоком образовании. Первая реальная школа была открыта К. Землером в 1708 г. в Галле, и называлась «Математическая, механическая и экономическая реальная школа». Просуществовала она недолго и была закрыта.
Первую жизнеспособную реальную школу удалось открыть Иогану Геккеру (1707 –1768). В 1747 г. в Берлине была учреждена «Экономическо-математическая реальная школа», в которой отчасти сохранялась программа гимназии, но основными предметами обучения в ней были естествознание, математика (вводилась всеобщая математика, практическая арифметика, теоретико-практическая геометрия), а также новые курсы (оптика, фортификация, архитектура, космография, механика и т.д.). Большое место занимали практические занятия, посещение ремесленных мастерских. При обучении широко применялась наглядность, для чего были созданы богатые природные коллекции и коллекции предметов ремесленной деятельности.
Вскоре реальные училища стали открываться в разных городах и государствах Германии и всей Европы. Но вплоть до середины XIX в. они фактически оставались неполными средними школами, потому что не давали права поступления в университеты, в лучшем случае, на отдельные факультеты и в специальные высшие школы. Только в конце XIX – начале XX вв. они это право получили.
Средние школы. Под этим названием можно объединить разные школы Европы, дававшие образование, достаточное для обучения в университете. Назывались они по-разному: ученые школы, грамматические школы (Англия); лицеи и коллегии (Франция); гимназии (Германия) и т.д. Кроме того, существовало определенное количество специальных школ, как, например, рыцарские академии в Германии или иезуитские колледжи во многих странах Европы. К этому надо добавить получившее широкое распространение в XVII – XVIII вв. в странах Европы домашнее обучение.
Коротко охарактеризуем основные направления развития средней школы Европы.
Классические школы. Это основной тип средней школы Европы XVI–XIX вв. В XVI веке в этих школах утвердился классицизм с классическим латинским и древнегреческим языками, математикой и рядом других наук. И это содержание в большинстве европейских стран продержалось без изменения до конца XVIII века.
С конца XVIII века начинается реформирование классического образования. Наиболее существенные перемены в начале XIX века претерпела немецкая гимназия, содержание образования которой было реформировано на основе соединения классической культуры и новых наук. В XIX веке классическая гимназия Германии была лучшей средней школой Европы.
Иезуитские колледжи. Их история начинается со второй половины XVI века благодаря деятельности Игнатия Лойолы. Современное содержание образования, а главное – прекрасная организация сделали их лучшими образовательными учреждениями Европы вплоть до их закрытия в 1773 г. в связи с запрещением ордена иезуитов. В 1832 г. орден был организован вновь, вновь были открыты и колледжи, но они уже не имели таких успехов и славы в образовании, какие имели раньше.
Рыцарские академии. Стали создаваться в Германии после Тридцатилетней войны, до этого времени число их было невелико. Они стали учреждениями, где проводилась подготовка чиновников для государственной службы и командиров для военной службы. Существенно изменилась программа этих школ. Латинский язык хотя и сохранился, но утратил значение главного предмета главного языка. А главным стал французский язык – язык придворных кругов и международного общения того времени. В меньшей степени изучаются итальянский и испанский языки. Была исключена схоластическая философия, а ее место заняли математика и естественные науки, ставшие основой новой философии и незаменимые в будущей практической деятельности. Вводятся история, география, элементы права, этика, эстетика, а также сугубо дворянские науки, необходимые для будущей придворной жизни: знакомство с генеалогией правящих династий, геральдикой и т.д. Наконец, в жизнь академии широко вошли рыцарские искусства – верховая езда, вольтизирование, фехтование, танцы, игры в мяч. В распоряжении воспитанников были конюшни и манежи. Тем самым рыцарская академия сделала крупный шаг в создании новой школы. Но сами академии просуществовали недолго. Уже в XVIII в., по мере улучшения работы гимназий, они потеряли свое образовательное значение, а в XIX веке полностью прекратили свое существование. Некоторые из них уже в конце XVII – начале XVIII в. переросли в университеты, а многие в XIX в. были преобразованы в кадетские корпуса с программой реальных училищ.
Помимо этого Европа XVII–XVIII вв. знает и другие попытки создания новых школ. Один из наиболее известных опытов – школа Пор-Рояля. Содержание образования здесь было классическим, но учились, во-первых, на родном французском языке; во-вторых, по учебникам, написанным учителями этой школы (некоторые из них просуществовали в школах Франции больше века); в-третьих, здесь были разработаны новые формы обучения, широко применялись новые методы обучения. И хотя просуществовала эта школа недолго – открытая в середине века, в 1661 г. она была уже закрыта – значение ее, и особенно в деле начального обучения, было очень велико.
В этот период открывается много частных школ, большей частью привилегированных. Во второй половине XVIII в. появляются даже экспериментальные школы, каковыми были филантропины в Германии, наибольшей известностью пользовался филантропин в Дессау, созданный И.Б. Базедовым.
Аналогичные закрытые, чаще всего дворянские, учебные заведения открывались в Европе, но, как правило, век их был недолог, и они переставали существовать, как только тот или иной организатор, в силу той или иной причины отказывался от руководства школой.
Домашнее обучение также было распространено в Европе в XVII – XVIII вв. Однако по мере развития общественных школ, домашнее обучение перестает отвечать своим задачам и в XIX в. перестает существовать.
Таким образом, магистральной в развитии среднего образования Западной Европы оказалась классическая школа. К концу XVIII в. гимназия потребовала коренного реформирования прежде всего содержания образования, что и было осуществлено, за счет пересмотра содержания классических предметов и включения, в первую очередь математических дисциплин.
Высшее образование. XVII – XVIII вв. – время быстрого развития высшего образования в Западной Европе. Важнейшим в развитии университетского образования стало то, что, во-первых, в его содержание широко входят естественные науки, тем самым в университетах происходит соединение классической, гуманитарной культуры с естественными науками. Во-вторых, в XVIII веке начинается переход на национальные языки, позже других стран, в 1912 году, латинский язык был отменен в Италии. В-третьих, в начале XIX века в ряде государств Европы была провозглашена университетская автономия. В-четвертых, начиная с XVII в. в европейских государствах начинают создаваться разного рода специальные высшие школы и институты: военные, лесные, сельскохозяйственные, педагогические и т.д.
В целом же, с XVIII в. в Западной Европе начинает складываться современная система высшего образования.
Академии наук. Важнейший признак Нового времени – создание в европейских государствах, начиная с XVII в., академий наук, которые своей важнейшей задачей ставят развитие и распространение научных знаний Литература, печать, театр. Эпоха Просвещения сделала литературу, печать, театр и библиотеки важнейшим средством просвещения, воспитания народа, и подчас их влияние на народ было гораздо большим, чем влияние официальных образовательных учреждений.
Говоря о воспитании и образовании этого времени, нужно также сказать об организации специального образования и воспитания и профессионального образования.
Специальное образование. C XVIII века в Европе начинают открываться специальные школы: для обучения слепых, глухих и т.д., открываются сиротские учебно-воспитательные учреждения.
Профессиональное образование. XVII–XVIII вв. – это время создания высшего профессионального образования. С XIX века идет создание учреждений начального и среднего профессионального образования в разных государствах Европы.
В развитии технологий этого периода также наблюдается, с одной стороны, глубокая преемственность с технологиями эпохи Возрождения. Это, прежде всего, относится к классно-урочной форме обучения и многим методам обучения. С другой стороны, появляются новые формы и методы. Два важнейших фактора определили развитие технологий в Новое время. Во-первых, выдвижение в педагогике Просвещения в качестве важнейшего объяснительного принципа воспитания идеи индивидуального человека, что, в свою очередь, потребовало создания систем образования вообще, и технологий обучения в частности, направленных на развитие человека, его индивидуальности, его активности, самостоятельности и творчества. Во-вторых, профессиональная подготовка учителя. С XVIII в. постепенно начинает складываться система массовой подготовки учителя. А это выдвинуло задачу его методической, технологической подготовки. Поэтому проблема технологий становится специальным делом профессиональной подготовки каждого учителя, благодаря чему совершенствование технологий становится непрерывным процессом. С этого же времени начинается массовое создание методик преподавания отдельных предметов.
Коротко развитие технологий в XVII–XVIII вв. можно представить так. Может быть, самые значительные перемены здесь произошли в начальной школе, потому что благодаря многим деятелям образования XVIII в., и особенно И.Г. Песталоцци (конец XVIII – начало XIX В.), школа из учреждения, где учили только читать, писать, считать и петь и давали некоторые религиозные представления, стала превращаться в учебно-воспитательное заведение, направленное на развитие ребенка. Это стало возможным потому, что школа стала ориентироваться на развитие ребенка и отрабатывать методики, которые служили этой цели. И с этой точки зрения творчество И.Г. Песталоцци имеет непреходящее значение для педагогики.
Произошли определенные перемены и в технологиях обучения средней школы – прежде всего на уровне методической подготовки учителя, появления новых методов обучения, в частности, практических.
В высшем образовании в этот период произошло кардинальное обновление технологий обучения: важнейшей частью обучения стала практическая подготовка во многих специальностях, что привело к созданию новых форм и методов обучения – семинарские и лабораторные занятия, практические занятия (особенно в медицинском, техническом образовании).
В целом же технологическая сторона образования в XVII–XVIII вв. значительно изменилась и усовершенствовалась – этому способствовали как социокультурные условия, выдвинувшие новые требования к образованию, так и педагогические факторы, прежде всего, начало массовой подготовки учителей и смена содержания образования, которые потребовали новых форм и методов обучения.
Перемены в университетском образовании в XIV—XVII веках
В эпоху Возрождения гуманистические идеи постепенно распространялись по Европе, достигнув Англии в период церковной Реформации[10]. Под влиянием новых идей университеты начали готовить студентов не только к церковной, но и к активной светской жизни и светской культуре[11]. На первом этапе (3-4 года) обучение состояло в овладении семью «свободными искусствами»: грамматика, риторика и логика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (квадривиум)[12]. В эпоху Великих географических открытий и завоевания, особенно испанцами, обширных колониальных владений в университетах обсуждали вопросы прав коренного населения и международного права[13]. Изобретение книгопечатания привело к популяризации печатного слова. В частности, уже в XV в. стали популярными научные журналы, и к XVIII в. каждый университет обычно выпускал собственный журнал[14].