На чем основано европейское образование

Европейское пространство высшего образования

В качестве основной цели Болонского процесса с момента его создания в 1999 году ЕПВО, является сближение, гармонизация и последовательность систем высшего образования в Европе. Между 1999—2010, все усилия членов Болонского процесса были направлены на создание Европейского пространства высшего образования, что стало реальностью после подписания декларации на конференции Будапешт — Вена в марте 2010 года, одновременно с десятилетним юбилеем Болонского процесса.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Имплемента́ция (англ. implementation «осуществление, выполнение, практическая реализация») — фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование имплементации — строгое следование целям и содержанию международного установления.

25 марта 1957 года согласно Римскому договору, шесть стран решили создать Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), основанное на более широком общем рынке, включающем большое количество товаров и услуг. Таможенные пошлины между шестью странами-участницами были полностью отменены к 1 июля 1968 года, и общие политики, особенно в области торговли и сельского хозяйства, также развивались с 60-х годов.

На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Европейским союзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Идея создания Соединённых Штатов Европы впервые возникла после войны за независимость США и приписывается Наполеону I Бонапарту.

Деятельность на ступени общего образования осуществляется в соответствии с требованиями Конституции Азербайджанской Республики, Закона «об Образовании» Азербайджанской Республики, соответствующих приказов, решений и распоряжений, Положения о Министерстве Образования Азербайджанской Республики и других нормативных актов.

Источник

Европейское пространство высшего образования

На чем основано европейское образование. Смотреть фото На чем основано европейское образование. Смотреть картинку На чем основано европейское образование. Картинка про На чем основано европейское образование. Фото На чем основано европейское образование

На чем основано европейское образование. Смотреть фото На чем основано европейское образование. Смотреть картинку На чем основано европейское образование. Картинка про На чем основано европейское образование. Фото На чем основано европейское образование

Европейское пространство высшего образования [1] (ЕПВО, англ. European Higher Education Area, EHEA ) — единое европейское образовательное пространство всех стран, участвующих в Болонском процессе, в области высшего образования. Было основано в марте 2010 года во время конференции Будапешт — Вена министров образования Европы.

В качестве основной цели Болонского процесса с момента его создания в 1999 году ЕПВО, является сближение, гармонизация и последовательность систем высшего образования в Европе. Между 1999—2010, все усилия членов Болонского процесса были направлены на создание Европейского пространства высшего образования, что стало реальностью после подписания декларации на конференции Будапешт — Вена в марте 2010 года, одновременно с десятилетним юбилеем Болонского процесса.

На чем основано европейское образование. Смотреть фото На чем основано европейское образование. Смотреть картинку На чем основано европейское образование. Картинка про На чем основано европейское образование. Фото На чем основано европейское образование

На чем основано европейское образование. Смотреть фото На чем основано европейское образование. Смотреть картинку На чем основано европейское образование. Картинка про На чем основано европейское образование. Фото На чем основано европейское образование

Содержание

История

Во многих отношениях, Болонский процесс стал революционным в области европейского высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Затем четыре из министров образования, участвовавших в праздновании 800-летия парижского университета Сорбона в 1998 году сошлись во мнении о том, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбоннская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998 ). Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) было оформлено через год в Болонье, представителями 29 стран (Болонская декларация, 1999). В настоящее время очевидно, что это было уникальное соглашение, так как сегодня процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954).

В рамках Болонской декларации, раз в два года проводятся конференций министров, министры выражают свою волю посредством коммюнике.

Конференции министров

Следующая конференция на уровне министров состоялась в Берлине, в 2003 году, Берлинское коммюнике [4] увеличило числа стран, участвующих в Болонском процессе до 40. Основные положения этого коммюнике рассматривают расширение целей, с точки зрения поощрения связей Европейского пространства высшего образования в Европейское научное пространство (англ. European Research Area ), а также меры по содействию обеспечения качественного обучения.

В 2005 году состоялась конференция министров в Бергене. Итоговое коммюнике [5] подчеркнуло важность обеспечения более доступного высшего образования, а также повышения привлекательности Европейского пространства высшего образования в других частях мира.

Состав

Членами Европейского пространства высшего образования являются все участники Болонского процесса: на 2011 год это 47 стран и Европейская комиссия. При этом от Бельгии в процессе и, соответственно, пространстве участвуют лишь фламандское и французское сообщества. Немецкоязычное сообщество Бельгии предпочло остаться вне процесса интеграции образования, в связи с отсутствием университетов. [9]

Источник

Образование в Европе

Увеличение количества программ на английском за пределами англоязычных стран отражается на глобальной студенческой мобильности. Самый сильный рост показали Китай и Восточная Азия в целом.

Образование в Европе — это сочетание высоких академических стандартов, вековых традиций и неизменного качества. Именно в европейских университетах были заложены основы высшего образования, которые впоследствии переняли вузы Нового Света. Стоит отметить, что образование в Европе не всегда стоит огромных денег: существует множество программ и направлений, вполне доступных для абитуриентов со средним достатком. Сегодня в отдельных университетах Великобритании, Швейцарии, Франции, Германии доля иностранных студентов составляет 10–15 процентов, и число учащихся из других стран неуклонно растет.

Помощь в поступлении за границу с UniPage

Наши менторы курируют весь процесс поступления: от выбора вуза и подготовки документов до зачисления и получения визы. Мы всегда на связи и готовы ответить на любые вопросы. Специалисты UniPage объективно оценят вашу ситуацию и предложат самые подходящие варианты.

Стоимость обучения в Европе

СтраныБакалавриатМагистратураПроживание
Австрия861-9,058 USD861-9,058 USD5,095-9,058 USD
Великобритания12,455-13,021 USD12,455-13,021 USD5,662-13,588 USD
Германия679-6,794 USD1,132-6,794 USD3,963-6,794 USD
Испания810-6,228 USD1,200-6,794 USD4,529-7,926 USD
Италия215-6,794 USD215-8,492 USD5,095-9,058 USD
Польша45-3,397 USD45-4,529 USD3,963-7,926 USD
Франция679-7,926 USD1,132-7,926 USD5,662-9,058 USD
Чехия23-1,698 USD23-2,831 USD3,963-6,794 USD
Швейцария1,132-28,308 USD1,132-33,969 USD6,794-15,852 USD
Питание (в месяц)200500Учебные материалы (за семестр)40200Сотовая связь, интернет (в месяц)2040Личные расходы (в месяц)2001000Билеты на самолет туда-обратно150750Консульский сбор за оформление визы (единоразово)3535Медицинская страховка (за год)250600Транспорт (в месяц)50150

Стоимость обучения в Европе сильно отличается от страны к стране. В Чехии, Германии, Австрии, Франции, Финляндии обучение в большинстве государственных вузов на местном языке является бесплатным, в том числе для иностранцев. Необходимо оплатить лишь регистрационные сборы (административные расходы), размер которых колеблется от 20 до 1000 евро.

Самая высокая стоимость обучения — в вузах Великобритании и частных вузах Швейцарии. Иногда ставки за год обучения в них могут достигать 60 тысяч евро.

Средней можно назвать стоимость обучения в вузах Италии, Латвии, Литвы, Венгрии и Нидерландов. Необходимо также учитывать, что стоимость обучения в государственных высших учебных заведениях Европы на порядок ниже, чем в частных университетах.

Ниже также приведена примерная стоимость обучения и проживания в некоторых странах Европы в евро за год:

В случае аренды квартиры или апартаментов необходимо перед заездом оплатить депозит за проживание в размере 200-2000 евро, который будет возвращен по окончании аренды. Многие варианты съемных квартир предоставляются без мебели, поэтому возможны дополнительные расходы на обустройство жилья (500-1000 евро). Часто в стоимость аренды не входит плата за электричество и отопление (20-80 евро в месяц).

На чем основано европейское образование. Смотреть фото На чем основано европейское образование. Смотреть картинку На чем основано европейское образование. Картинка про На чем основано европейское образование. Фото На чем основано европейское образование

Процент студентов, оплачивающих свое обучение на программах бакалавриата в странах Европы

На чем основано европейское образование. Смотреть фото На чем основано европейское образование. Смотреть картинку На чем основано европейское образование. Картинка про На чем основано европейское образование. Фото На чем основано европейское образование

Средний размер платежей за учебу на программах бакалавриата в странах Европы

Преимущества и особенности образования в Европе

Европейские вузы дают фундаментальное образование: это и теоретические знания, и практические навыки. Именно поэтому выпускники европейских вузов высоко ценятся на рынке труда. Дипломы европейских университетов востребованы во всем мире.

Кроме того, в европейских учебных заведениях дают знания, способствующие развитию личности, расширению кругозора и мировоззрения. Закончив европейский вуз, бывший студент не перестает учиться: тяга к знаниям, к новому прививается на всю жизнь.

Университетские кампусы в Европе, как правило, находятся в красивейших старинных городах с богатой историей и великолепной архитектурой.

Выпускники европейских вузов отлично владеют одним или двумя иностранными языками.

Образование в государственных университетах нескольких стран Европы — в Австрии, Германии, Греции, Испании, Италии, Норвегии, Польше, Финляндии, Франции, Чехии — бесплатное. Иностранным студентам необходимо оплатить взнос от 20 до 1000 евро.

Получая образование в Европе, иностранный студент может работать (в большинстве стран), получить диплом, и в некоторых случаях — найти работу после вуза и оформить вид на жительство. В любом случае, это уникальный культурный опыт.

Студенты имеют возможность путешествовать по соседним странам — как правило, студенческая виза это позволяет.

Подготовительные курсы в Европе

Многие иностранные абитуриенты, поступающие в европейский университет, сначала проходят подготовительные курсы. Здесь дают базовые знания, обучают языку. Вот несколько причин, по которым предпочтительно прохождение курса подготовки перед поступлением в университет.

Поступление в европейские университеты: требования к абитуриентам

Образование в Европе требует предварительной подготовки. В основном, это касается изучения языка и подготовки пакета документов. Если выбран сильный, престижный вуз, потребуется сдача дополнительных предметных экзаменов и тестов. Но это редкость: для поступления на большинство бакалаврских программ в европейских странах достаточно завершенного среднего образования. Дополнительные вступительные испытания не проводятся.

Интересные факты об образовании в Европе

Совмещение работы и образования в Европе

Многие страны Европы предоставляют возможность заработка для иностранных студентов. Но необходимо понимать, что полный рабочий день и полноценная учеба в университете — две несовместимые вещи. Иностранные студенты могут работать ограниченное количество времени. Например, в Австрии, Германии обучаясь в вузе на бакалаврских программах, студенты могут работать до 10 часов в неделю. В некоторых федеральных землях Германии студентам-иностранцам разрешено работать только во время студенческих каникул.

Во Франции, Чехии, Италии, Испании, Великобритании иностранные студенты могут работать до 20 часов в неделю. Как правило, студенты устраиваются на младшие должности. Конечно, при небольшой занятости можно заработать небольшие суммы: около 250-400 евро, но эти средства вполне могут покрыть личные расходы и расходы на питание. Иногда иностранным студентам предоставляется возможность заработать по специальности: учащиеся проходят стажировку или практику, входящую в курс обучения.

Популярные стипендии в Европе

В некоторых странах все студенты-резиденты, а также большинство иностранных студентов получают гранты и стипендии, покрывающие большую часть обучения. К таким странам относятся Кипр, Дания, Мальта, Финляндия. Также финансовую помощь получает большая часть студентов Люксембурга, Нидерландов, Швеции, Норвегии. Исландия — единственная страна, которая не предлагает никакой системы государственных грантов и для резидентов, и для иностранных студентов. В большинстве европейских стран иностранные студенты оплачивают учебу сами, получая небольшую грантовую поддержку.

Одна из самых популярных программ Эразмус Мундус (Erasmus Mundus) предоставляет возможность обмена между университетами Европы и других стран. Гранты покрывают часть или полную стоимость обучения, дороги, проживания. В Erasmus Mundus могут принять участие не только бакалавры и магистры, но также и преподаватели. Подробная информация о программе доступна на сайте Европейского союза Erasmus Mundus.

Каждая европейская страна предоставляет свои гранты и реализует стипендиальные программы, доступные для студентов. Многие из них можно найти на специальном ресурсе scholarshipportal.eu. Вот три популярные европейские стипендии, доступные студентам из России и стран СНГ, а также некоторых других стран.

Стипендии Чивнинг (Chevening Scholarships) даются год для обучения в магистратуре британских вузов, но возможна и другая продолжительность программы. Победителям программы выплачивается ежемесячная стипендия, покрывается стоимость обучения и проживания в Великобритании. Направлений, по которым выдается Chevening, довольно много. Существуют требования к знанию английского: как правило, необходимо сдать IELTS или TOEFL. Дополнительная информация доступна на chevening.org.

Немецкая служба академических обменов предоставляет стипендии — DAAD Scholarships — по самым разным направлениями и на разных ступенях образования. Чаще всего к фонду DAAD обращаются выпускники-бакалавры, желающие пройти магистратуру в Германии. Стипендия позволяет покрыть расходы на проживание и обучение. Необходимо подтвердить знание немецкого. Подробная информация доступна на daad.de.

Стипендия Родса (Rhodes Scholarship) предоставляется для обучения в Оксфордском университете. Стипендия рассчитана на два года обучения в магистратуре или аспирантуре. Стипендия полностью покрывает расходы на обучение и частично — на проживание. Дополнительная информация доступна на rhodeshouse.ox.ac.uk.

Оформление студенческой визы

Пакет необходимых документов для оформления студенческой визы разнится от страны к стране. Основной пакет документов включает в себя следующие бумаги:

Иногда консульства могут потребовать портфолио с рекомендательными или мотивационными письмами, свидетельствами о прохождении тех или иных курсов и другими данными, характеризующими абитуриента. Может потребоваться справка о несудимости и медицинские справки или письмо в свободной форме, в котором указываются причины того, почему заявитель хочет обучаться в этой стране.

Если студент едет в заграничный вуз по программе обмена, необходима копия соглашения между вузами. Для получения студенческой визы в страны Европы может потребоваться собеседование в консульстве или посольстве. Для получения студенческой визы в Великобританию потребуется личное присутствие в посольстве или консульстве для процедуры снятия цифрового фото и сканирования отпечатков пальцев.

Все документы необходимо перевести на язык страны, при этом перевод должен быть сделан в профессиональном бюро и легализован.

Образование в Европе — Интересные статьи

Поделиться в

Помощь в поступлении за границу с UniPage

UniPage организует поступление в государственные и частные вузы за границей, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет.

Мы эксперты в своей области и по опыту знаем, как сделать так, чтобы вы поступили в тот вуз, который отвечает вашим целям, интересам и бюджету.

Источник

4. Высшее образование в Европе в Новое время

08.02.2010
Развитие образования в Западной Европе в XVII – XVIII вв.

Из истории педагогики

Меньшиков В. М.
Новое время – это становление и развитие современного образования, в истории которого можно выделить три важнейших этапа: XVII – XVIII вв., конец XVIII – конец XIX вв., конец XIX в. – настоящее время. Европейское образование XVII–XVIII вв. развивалось на основе идей и практики, сложившихся в эпоху Возрождения.

В развитии европейской народной (начальной) школы можно выделить следующие тенденции: движение ко всеобщему образованию как потребность во всеобщей грамотности. Это вызвано целым рядом факторов, в том числе и требованием чтения Библии каждым человеком в протестантских государствах. Поэтому не случайно в протестантских государствах был более высокий уровень грамотности. Обучение грамоте в этих государствах зачастую становится делом семьи. Надо также сказать о заботах религиозных организаций о распространении и утверждении начального образования. Так, во Франции широкую известность получила деятельность «Братьев христианских школ». Это общество организовал Жан-Батист де Ла Саль. Обучение здесь шло на родном языке, в школе использовались самые передовые методы, обучение было тесно соединено с воспитанием, в школе почти отсутствовали наказания. Учить в этих школах своих детей стремились многие родители, поэтому быстро росло число классов. К концу XVIII в. «братья» имели 441 класс, где обучалось более 130 тыс. детей.

Вторая тенденция – усиление роли государства в управлении народной школой и даже попытки некоторых государств организовать всеобщее обучение. Первые уставы о всеобщем образовании были приняты в Германии. В 1619 г. такой устав приняло Веймарское княжество, а в середине века – Готское. В 1717 г. был принят устав о всеобщем обучении в Пруссии, а затем, в XVIII веке, еще в ряде германских государств. Во второй половине XVIII в. аналогичный закон принимается в Австрии.

Третья тенденция – постепенный переход с латинского на национальные языки.

Четвертая тенденция – усложнение содержания образования в народных школах. Традиционными предметами обучения в народных школах были: чтение, письмо, счет, пение и религия. Но ряд школ в это время пытался расширить рамки данных предметов. Также некоторые уставы предполагали более широкое содержание образования в народных школах. Устав Готского княжества, например, предписывал, чтобы обучение в народных школах состояло из чтения, письма, рисования, «изучения разных полезных, частью естественных, частью светских и других вещей». В этих школах также давались сведения о человеке, явлениях природы, законах государства, домохозяйстве и т.д.

Пятая тенденция – попытки создания систем развивающего обучения. Это выразилось в деятельности классов «братьев христианских школ», работе И. Рохова и др.; открытии первых учительских семинарий. В конце XVIII века начинается практическая и теоретическая деятельность Песталоцци по созданию новой народной школы.

Городские, бюргерские школы. Городские школы существовали во многих государствах Европы, давая образование городским жителям. Уровень образования в этих школах был выше, чем в народных. В них был более продолжительный – до 6–8 лет – срок обучения, расширенные программы. В XVII веке городские школы начинают переходить на родные, национальные языки.

Реальные училища. Реальные училища возникли как отражение потребности средних городских сословий в более высоком образовании. Первая реальная школа была открыта К. Землером в 1708 г. в Галле, и называлась «Математическая, механическая и экономическая реальная школа». Просуществовала она недолго и была закрыта.

Первую жизнеспособную реальную школу удалось открыть Иогану Геккеру (1707 –1768). В 1747 г. в Берлине была учреждена «Экономическо-математическая реальная школа», в которой отчасти сохранялась программа гимназии, но основными предметами обучения в ней были естествознание, математика (вводилась всеобщая математика, практическая арифметика, теоретико-практическая геометрия), а также новые курсы (оптика, фортификация, архитектура, космография, механика и т.д.). Большое место занимали практические занятия, посещение ремесленных мастерских. При обучении широко применялась наглядность, для чего были созданы богатые природные коллекции и коллекции предметов ремесленной деятельности.

Вскоре реальные училища стали открываться в разных городах и государствах Германии и всей Европы. Но вплоть до середины XIX в. они фактически оставались неполными средними школами, потому что не давали права поступления в университеты, в лучшем случае, на отдельные факультеты и в специальные высшие школы. Только в конце XIX – начале XX вв. они это право получили.

Средние школы. Под этим названием можно объединить разные школы Европы, дававшие образование, достаточное для обучения в университете. Назывались они по-разному: ученые школы, грамматические школы (Англия); лицеи и коллегии (Франция); гимназии (Германия) и т.д. Кроме того, существовало определенное количество специальных школ, как, например, рыцарские академии в Германии или иезуитские колледжи во многих странах Европы. К этому надо добавить получившее широкое распространение в XVII – XVIII вв. в странах Европы домашнее обучение.

Коротко охарактеризуем основные направления развития средней школы Европы.

Классические школы. Это основной тип средней школы Европы XVI–XIX вв. В XVI веке в этих школах утвердился классицизм с классическим латинским и древнегреческим языками, математикой и рядом других наук. И это содержание в большинстве европейских стран продержалось без изменения до конца XVIII века.

С конца XVIII века начинается реформирование классического образования. Наиболее существенные перемены в начале XIX века претерпела немецкая гимназия, содержание образования которой было реформировано на основе соединения классической культуры и новых наук. В XIX веке классическая гимназия Германии была лучшей средней школой Европы.

Иезуитские колледжи. Их история начинается со второй половины XVI века благодаря деятельности Игнатия Лойолы. Современное содержание образования, а главное – прекрасная организация сделали их лучшими образовательными учреждениями Европы вплоть до их закрытия в 1773 г. в связи с запрещением ордена иезуитов. В 1832 г. орден был организован вновь, вновь были открыты и колледжи, но они уже не имели таких успехов и славы в образовании, какие имели раньше.

Рыцарские академии. Стали создаваться в Германии после Тридцатилетней войны, до этого времени число их было невелико. Они стали учреждениями, где проводилась подготовка чиновников для государственной службы и командиров для военной службы. Существенно изменилась программа этих школ. Латинский язык хотя и сохранился, но утратил значение главного предмета главного языка. А главным стал французский язык – язык придворных кругов и международного общения того времени. В меньшей степени изучаются итальянский и испанский языки. Была исключена схоластическая философия, а ее место заняли математика и естественные науки, ставшие основой новой философии и незаменимые в будущей практической деятельности. Вводятся история, география, элементы права, этика, эстетика, а также сугубо дворянские науки, необходимые для будущей придворной жизни: знакомство с генеалогией правящих династий, геральдикой и т.д. Наконец, в жизнь академии широко вошли рыцарские искусства – верховая езда, вольтизирование, фехтование, танцы, игры в мяч. В распоряжении воспитанников были конюшни и манежи. Тем самым рыцарская академия сделала крупный шаг в создании новой школы. Но сами академии просуществовали недолго. Уже в XVIII в., по мере улучшения работы гимназий, они потеряли свое образовательное значение, а в XIX веке полностью прекратили свое существование. Некоторые из них уже в конце XVII – начале XVIII в. переросли в университеты, а многие в XIX в. были преобразованы в кадетские корпуса с программой реальных училищ.

Помимо этого Европа XVII–XVIII вв. знает и другие попытки создания новых школ. Один из наиболее известных опытов – школа Пор-Рояля. Содержание образования здесь было классическим, но учились, во-первых, на родном французском языке; во-вторых, по учебникам, написанным учителями этой школы (некоторые из них просуществовали в школах Франции больше века); в-третьих, здесь были разработаны новые формы обучения, широко применялись новые методы обучения. И хотя просуществовала эта школа недолго – открытая в середине века, в 1661 г. она была уже закрыта – значение ее, и особенно в деле начального обучения, было очень велико.

В этот период открывается много частных школ, большей частью привилегированных. Во второй половине XVIII в. появляются даже экспериментальные школы, каковыми были филантропины в Германии, наибольшей известностью пользовался филантропин в Дессау, созданный И.Б. Базедовым.

Аналогичные закрытые, чаще всего дворянские, учебные заведения открывались в Европе, но, как правило, век их был недолог, и они переставали существовать, как только тот или иной организатор, в силу той или иной причины отказывался от руководства школой.

Домашнее обучение также было распространено в Европе в XVII – XVIII вв. Однако по мере развития общественных школ, домашнее обучение перестает отвечать своим задачам и в XIX в. перестает существовать.

Таким образом, магистральной в развитии среднего образования Западной Европы оказалась классическая школа. К концу XVIII в. гимназия потребовала коренного реформирования прежде всего содержания образования, что и было осуществлено, за счет пересмотра содержания классических предметов и включения, в первую очередь математических дисциплин.

Высшее образование. XVII – XVIII вв. – время быстрого развития высшего образования в Западной Европе. Важнейшим в развитии университетского образования стало то, что, во-первых, в его содержание широко входят естественные науки, тем самым в университетах происходит соединение классической, гуманитарной культуры с естественными науками. Во-вторых, в XVIII веке начинается переход на национальные языки, позже других стран, в 1912 году, латинский язык был отменен в Италии. В-третьих, в начале XIX века в ряде государств Европы была провозглашена университетская автономия. В-четвертых, начиная с XVII в. в европейских государствах начинают создаваться разного рода специальные высшие школы и институты: военные, лесные, сельскохозяйственные, педагогические и т.д.

В целом же, с XVIII в. в Западной Европе начинает складываться современная система высшего образования.

Академии наук. Важнейший признак Нового времени – создание в европейских государствах, начиная с XVII в., академий наук, которые своей важнейшей задачей ставят развитие и распространение научных знаний Литература, печать, театр. Эпоха Просвещения сделала литературу, печать, театр и библиотеки важнейшим средством просвещения, воспитания народа, и подчас их влияние на народ было гораздо большим, чем влияние официальных образовательных учреждений.

Говоря о воспитании и образовании этого времени, нужно также сказать об организации специального образования и воспитания и профессионального образования.

Специальное образование. C XVIII века в Европе начинают открываться специальные школы: для обучения слепых, глухих и т.д., открываются сиротские учебно-воспитательные учреждения.

Профессиональное образование. XVII–XVIII вв. – это время создания высшего профессионального образования. С XIX века идет создание учреждений начального и среднего профессионального образования в разных государствах Европы.

В развитии технологий этого периода также наблюдается, с одной стороны, глубокая преемственность с технологиями эпохи Возрождения. Это, прежде всего, относится к классно-урочной форме обучения и многим методам обучения. С другой стороны, появляются новые формы и методы. Два важнейших фактора определили развитие технологий в Новое время. Во-первых, выдвижение в педагогике Просвещения в качестве важнейшего объяснительного принципа воспитания идеи индивидуального человека, что, в свою очередь, потребовало создания систем образования вообще, и технологий обучения в частности, направленных на развитие человека, его индивидуальности, его активности, самостоятельности и творчества. Во-вторых, профессиональная подготовка учителя. С XVIII в. постепенно начинает складываться система массовой подготовки учителя. А это выдвинуло задачу его методической, технологической подготовки. Поэтому проблема технологий становится специальным делом профессиональной подготовки каждого учителя, благодаря чему совершенствование технологий становится непрерывным процессом. С этого же времени начинается массовое создание методик преподавания отдельных предметов.

Коротко развитие технологий в XVII–XVIII вв. можно представить так. Может быть, самые значительные перемены здесь произошли в начальной школе, потому что благодаря многим деятелям образования XVIII в., и особенно И.Г. Песталоцци (конец XVIII – начало XIX В.), школа из учреждения, где учили только читать, писать, считать и петь и давали некоторые религиозные представления, стала превращаться в учебно-воспитательное заведение, направленное на развитие ребенка. Это стало возможным потому, что школа стала ориентироваться на развитие ребенка и отрабатывать методики, которые служили этой цели. И с этой точки зрения творчество И.Г. Песталоцци имеет непреходящее значение для педагогики.

Произошли определенные перемены и в технологиях обучения средней школы – прежде всего на уровне методической подготовки учителя, появления новых методов обучения, в частности, практических.

В высшем образовании в этот период произошло кардинальное обновление технологий обучения: важнейшей частью обучения стала практическая подготовка во многих специальностях, что привело к созданию новых форм и методов обучения – семинарские и лабораторные занятия, практические занятия (особенно в медицинском, техническом образовании).

В целом же технологическая сторона образования в XVII–XVIII вв. значительно изменилась и усовершенствовалась – этому способствовали как социокультурные условия, выдвинувшие новые требования к образованию, так и педагогические факторы, прежде всего, начало массовой подготовки учителей и смена содержания образования, которые потребовали новых форм и методов обучения.

Перемены в университетском образовании в XIV—XVII веках
В эпоху Возрождения гуманистические идеи постепенно распространялись по Европе, достигнув Англии в период церковной Реформации[10]. Под влиянием новых идей университеты начали готовить студентов не только к церковной, но и к активной светской жизни и светской культуре[11]. На первом этапе (3-4 года) обучение состояло в овладении семью «свободными искусствами»: грамматика, риторика и логика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (квадривиум)[12]. В эпоху Великих географических открытий и завоевания, особенно испанцами, обширных колониальных владений в университетах обсуждали вопросы прав коренного населения и международного права[13]. Изобретение книгопечатания привело к популяризации печатного слова. В частности, уже в XV в. стали популярными научные журналы, и к XVIII в. каждый университет обычно выпускал собственный журнал[14].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *