На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику

Прямое и косвенное экономическое регулирование

Вы будете перенаправлены на Автор24

Прямое экономическое регулирование

Любое государство осуществляет регулирование экономики – различается лишь степень и методы вмешательства. Методы делятся на:

Сущность прямого регулирования заключается в воздействии на происходящие в экономике процессы непосредственно, путем использования административных рычагов, в частности, установления запретов и ограничений, бюджетного инвестирования.

Основу прямого регулирования составляет сила государственной власти, санкции за неподчинение, а не мотивация и стимулирование.

Методы прямого воздействия заставляют хозяйствующих субъектов ориентироваться на государственные указания, а не на самостоятельный выбор. Наиболее ярко прямые методы воздействия проявляются в административно-командной экономике, когда государство четко определяет планы для каждого региона, отрасли, предприятия. Но и в рыночной экономике прямые методы находят применение. Так, государство может устанавливать:

Помио того государство может:

К мерам прямого регулирования относится и контроль над монополиями (антимонопольная, антитрастовая политика).

Прямые методы позволяют государству быстро получить результат. Основным недостатком прямых методов является то, что они могут нарушать рыночное равновесие, складывающееся между взаимосвязанными субъектами рынка.

Прямое вмешательство оказывает влияние не только непосредственно на предприятия, на которые оно нацелено, но и на его контрагентов, сотрудников и т.д. Оценить такое вторичное воздействие до введения мер достаточно сложно, и его негативный эффект может быть более значителен, чем положительный результат самого регулирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Косвенное экономическое регулирование

Косвенное регулирование отличается тем, что государство не вмешивается напрямую в принятие решения хозяйствующим субъектом, а лишь создает предпосылки для принятия им желаемого (соответствующего направлениям экономической политики) решения.

Достоинством косвенного регулирования является более мягкое воздействие, позволяющее не нарушать баланса рыночных отношений. Недостаток косвенного регулирования – значительный временной лаг (время, проходящее от принятия мер до возникновения желаемого эффекта).

Целями косвенного регулирования может быть перераспределение доходов, стимулирование инвестиционной активности, стимулирование экспорта, влияние на уровень цен.

Важным отличием косвенного воздействия является тот факт, что оно не является столь «адресным», как прямое.

К методам косвенного регулирования относится применение таких инструментов денежно-кредитной политики, как осуществляемое Центральным банком манипулирование ключевой ставкой, нормативами резервов, а также эмиссия и погашение государственных ценных бумаг. Косвенное регулирование может проявляться и через инструменты фискальной политики, в частности, в виде систем налогообложения и налоговых льгот.

Было бы некорректно утверждать, что косвенные методы лучше прямых (или наоборот) – в разных ситуациях для достижения разных целей государство должно применять как одни, так и другие инструменты. Следует отметить, что для повышения эффективности косвенных методов требуется прозрачность экономической системы, доступность информации о принимаемых решениях для экономических субъектов.

Источник

Методы государственного воздействия на экономику

На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть картинку На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Картинка про На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть картинку На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Картинка про На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть картинку На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Картинка про На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть картинку На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Картинка про На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику

На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть картинку На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Картинка про На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику

На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть картинку На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Картинка про На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику

Основные формы и методы государственного регулирования экономики.

К формам государственного регулирования относятся различные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсаторы, система государственного контроля. Бюджетно-финансовая политика, фискальная политика, денежно-кредитная политика, политика регулирования доходов, социальная политика, внешнеэкономическая политика. Одной из высших форм государственного регулирования является экономическое программирование, его по-другому называют индикативным планированием (индикативное – рекомендательное).

Экономическое планирование – это процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регуляторного и комплексного воздействия на его структуру, в соответствии с тем вариантом социально-экономического развития который заранее предусмотрен. Оно возникло сразу после второй мировой войны в таких странах как Франция, Нидерланды, Норвегия, Япония.

1. Экономическое программирование сводится к ранжированию (выбору) приоритетов в экономическом развитии страны между которыми всегда есть противоречивые моменты.

2. При экономическом программировании увязываются выборные цели и система методов, тактических приемов, регуляторов для достижения приоритетов.

3. Разработка экономических прогнозов развития экономики.

Государство воздействует на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, прямое регулирование экономики и государственное предпринимательство.

Методы государственного регулирования экономики подразделяются на:

Административные методы необходимо применять очень осторожно, потому, что они базируются на силе государственной власти и включают в себя различные меры запрета, принуждения, разрешения.

Меры принуждения используются государством в законодательном порядке для защиты окружающей среды, иногда переквалификации кадров, стабилизации социальных отношений. В странах с развитой рыночной экономикой административные методы регулирования используются в незначительных размерах и могут возрастать в критических ситуациях.

Экономические мерыгосударственного регулирования – основные методы воздействия государства на экономику:

· Регулирование учетной ставки ЦБ.

· Установление и изменение размеров минимальных резервов коммерческих банков.

· Операции на открытом рынке с ценными бумагами.

Страны с развитыми рыночными отношениями постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. Государство должно осуществлять регулирование экономики по следующему принципу: Конкуренция везде, где возможно, а регулирование там, где это необходимо.

Уровни государственного регулирования:

Методы государственного регулирования подразделяются на прямые и косвенные.

Прямы методы не дают объекту регулирования свободы в принятии решений. Экономическое законодательство, контроль над доходами, контроль над ценами, экспортные и импортные квоты, лицензии на ту или иную деятельность, экономические стандарты.

Косвенные методы – предоставляют объекту регулирования право выбора при принятии решений: государственные расходы и закупки, налоги, банковский процент, нормы обязательных резервов для коммерческих банков, покупка и продажа ценных бумаг, таможенные пошлины, валютный курс.

Источник

Методы государственного регулирования экономики

Государство в условиях рынка воздействует на экономику посредством создания и регулярного корректирования условий для того, чтобы она нормально работала, без сбоев и успешно развивалась, приспосабливалась к существующей социально-экономической системе и переменчивым условиям. Это подразумевает:

Методы государственного регулирования экономики

Метода государственного регулирования экономики или по-другому, способы, с помощью которых можно влиять на её субъекты, их поведение, по форме можно поделить на активные и пассивные, по адресности – на прямые и косвенные, по содержанию – на правовые, административные и экономические.

Активные методы

Суть активных методов заключается в оперативном регулировании государственными органами на постоянно меняющуюся экономическую ситуацию внутри страны и за её пределами.

В качестве примера активных методов можно привести манипуляции, которые совершаются Центральным банком России со ставкой рефинансирования.

Пассивные методы

Суть пассивных методов состоит в создании системы долговременных норм и правил, они могут быть обязательные или рекомендательные, которым должны отвечать субъекты, чтобы в максимальной степени они могли воплотить свои интересы при одновременном соблюдении интересов всего общества. В такой ситуации государство является ограничителем нарушений обязательных требований.

Примером пассивных методов является принятие соответствующих законодательных актов и контроль за их исполнением.

Прямые методы регулирования

Главной отличительной чертой прямых методов регулирования является адресность, которая направлена на конкретные субъекты или процессы.

К прямому регулированию относятся:

В случае, если хозяйствующие субъекты игнорируют подобные действия со стороны государства, то это может привести к экономическим проблемам или административным санкциям.

Косвенные методы регулирования

Косвенные методы априори не могут иметь своего конкретного адресата и в первую очередь они направлены на всё экономическое поле, тем самым диктуя правила игры в нём. Они базируются на товарно-денежных рычагах и влияют на экономические интересы субъектов хозяйствования. Их главное отличие от прямых методов заключается в том, что они оказывают действие автоматически.

Неподчинение косвенным методам регулирования чаще всего является причиной экономических потерь.

К косвенным методам государственного регулирования относятся:

Косвенное регулирование сильно расширяется по мере того, как происходит развитие рыночной экономики.

В конечном итоге, можно говорить о том, что государство, используя прямые и косвенные рычаги регулирования на экономические интересы, может воздействовать на поведение субъектов хозяйствования.

Содержание методов государственного регулирования экономики

Правовые методы регулирования базируются на системе нормативных актов, требованиям которых должны соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности. Здесь говорится о правовых нормах, которые определяют условия заключения контрактов, функционирования предприятий; двусторонние обязательства в трудовых отношениях; Нормативные требования в отношении качества и сертификации конкретных технологий и продукции.

Правовые нормы и механизм из применения представляют собой основу государственного регулирования экономики и проведения соответствующей экономической политики. Для современного цивилизованного общества характерно осуществление правовой формы практически для всех хозяйственных процессов. Это наделяет их конституирующим статусом, проявление которого происходит посредством возможности сдерживать её развитие, создавать необходимое для этого пространство и определять направление, чтобы всё не пошло в отрыве от действительности, как это произошло после реформ М. Горбачёва и Б. Ельцина. Адекватно и грамотно выстроенная законодательная система и её правильное применение могут серьёзно повлиять на скорость экономического развития страны, а также поможет повысить эффективность хозяйственных процессов.

Таким образом, важно понимать, что система правовых норм должна соответствовать реальному состоянию общества, в первую очередь экономике, чтобы могла создать необходимую площадку для развития позитивных тенденций, а негативные истребляла.

Административные методы регулирования экономики

Различают следующие виды административных методов регулирования:

Данные меры, прежде всего основываются на экономических интересах и реализующих стимулах, а опираются на приказы государственного аппарата.

В развитых странах административные методы регулирования не имеют широкого применения. Их сфера применения ограничивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условия для поддержания слабо защищённых слоёв населения, а также ведением внешнеэкономической политики.

Таким образом, можно говорить о том, что государство принимает решения об установлении импортных или экспортных квот, временном запрете на импорт или экспорт тех или иных товаров.

В 2006 г. На государственном уровне был запрещён ввоз в страну грузинских и молдавских вин, а также минеральной воды «Боржоми», кроме этого действовал запрет на импорт мяса из Польши.

Государство принуждает предприятия организовывать на местах производственное обучение, заниматься повышением квалификации сотрудников, а также создавать благоприятные и безопасные рабочие места.

Экономические методы оказывают влияние на материальную заинтересованность хозяйствующих субъектов. В число таких субъектов водят:

В конечном итоге стоит отметить, что методы государственного регулирования экономики все по-своему эффективны, среди них нет абсолютно непригодных. Основное правило их применение заключается в том, что необходимо адекватно подходить к определению той области, где конкретный метод наиболее целесообразен.

Источник

Discovered

О финансах и не только…

Методы государственного регулирования национальной экономики

Классификация методов государственного регулирования национальной экономики

Метод регулирования — это конкретный способ (прием), с помощью которого осуществляется воздействие на социально-экономические процессы, происходящие в обществе. Совокупность способов (приемов) воздействия государства на социально-экономические процессы, то есть совокупность методов государственного регулирования экономики представляют собой методику государственного регулирования экономики.

Многообразие объектов, целей и задач государственного регулирования рыночной экономики обусловили необходимость использования различных методов воздействия на социально-экономические процессы. В свою очередь это вызывает необходимость их классификации. Методы регулирования национальной экономики принято классифицировать по различным признакам.

На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть картинку На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Картинка про На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику Классификация методов регулирования национальной экономики

Методы государственного регулирования разрабатываются и реализуются официальным исполнительными, законодательными и судебными органами, оформляются в виде законов, норм, инструкций, указов. Общественное регулирование осуществляется общественными организациями, целью которых является защита законодательно закрепленных прав всех участников экономического процесса, как потребителей, так и производителей.

Методы прямого регулирования прямо направлены на достижение желаемого результата. К ним относятся:

Методы косвенного воздействия создают благоприятные условия для достижения желаемого результата с помощью определенных рычагов и стимулов:

Методы прямого государственного регулирования экономики и их инструменты

В составе прямых методов государственного регулирования экономики выделяют административный и бюджетный методы государственного регулирования экономики.

На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть картинку На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Картинка про На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономикуКлассификация методов прямого государственного регулирования экономики

Административный метод государственного регулирования экономики

Административный метод государственного регулирования представляет собой совокупность действий администрации государства (региона), направленных на сбалансированность интересов хозяйствующих субъектов с помощью нормативных актов, указов и распоряжений. Административные меры базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Административный метод призван:

Все инструменты административного метода принято делить на экономические и правовые.

На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть картинку На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Картинка про На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику Инструменты административного метода государственного регулирования экономики

Административные экономические мероприятия предусматривают использование регуляторов, регламентирующих требования к организации хозяйственной деятельности, к качеству продукции (работ, услуг).

Административно-правовые мероприятия включают такие мероприятия по регулированию, с помощью которых устанавливаются строгие правила и ограничения при осуществлении хозяйственной деятельности и меры ответственности за их нарушение.

Государственный заказ как инструмент регулирования

Государственный заказ — это средство государственного регулирования экономики путем формирования на конкурсной (договорной) основе состава и объемов товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения государственных нужд, размещение государственных контрактов на их поставку (закупку) среди предприятий, организаций и других субъектов хозяйственной деятельности страны всех форм собственности.

В роли государственных заказчиков выступают парламент страны и другие центральные органы государственной власти, государственные организации и другие учреждения — главные распорядители средств государственного бюджета.

Исполнители государственного заказа — субъекты хозяйствования всех форм собственности (резиденты или нерезиденты), которые изготавливают или поставляют товары (работы, услуги) для удовлетворения приоритетных государственных нужд.

Таким образом, можно сказать, что по форме государственный заказ — это договор, заключаемый между государством, от имени которого выступает определенное министерство (ведомство) или администрация региона с предприятием (организацией) на производство (предоставление) определенного вида и объема продукции или услуг; а по своей сути государственный заказ — это способ прямого государственного регулирования хозяйственных связей между государством-заказчиком и предприятием-исполнителем; форма сотрудничества государства и предприятия (организации).

Механизм государственных заказов широко используется во многих странах мира как метод прямого воздействия государства на субъектов рынка, например, во Франции, США, Италии и др.

Госзаказ обычно финансируется из собственных источников предприятия, а государство предоставляет при этом определенные привилегии, льготы (в налогообложении, кредитовании, обеспечении рынка сбыта); исполнителям госзаказа государство гарантирует реализацию произведенной продукции.

Государственная закупка финансируется из государственного бюджета. Исполнитель госконтракта централизованно обеспечивается финансовыми ресурсами, использование которых контролируется государством. Именно поэтому, такой инструмент государственного регулирования рассматривается в составе инструментов бюджетного метода.

Государственный заказ размещается на конкурсной основе и договоры заключаются с предприятиями, которые обеспечивают наилучшие условия их выполнения и лучшие результаты.

Лицензия как инструмент регулирования

Законодательством страны определено, что лицензированию подлежат определенные виды предпринимательской деятельности, например, которые непосредственно влияют:

То есть, чтобы заниматься соответствующим видом хозяйственной деятельности необходимо получить разрешение (лицензию) и соблюдать лицензионные условия — условия и правила осуществления данного вида деятельности, которые установлены правительством страны или уполномоченным им органом.

Лицензия — это документ, выдаваемый соответствующим органом государственной власти, согласно которому владелец лицензии имеет право заниматься тем видом предпринимательской деятельности, который указан в документе в течение определенного срока на условиях соблюдения им лицензионных условий.

Лицензированию, например, могут подлежать следующие виды хозяйственной деятельности:

Патент как инструмент регулирования

Кроме лицензии для осуществление деятельности в сфере оптовой и розничной торговли, деятельности по обмену наличных валютных ценностей, а также деятельности по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг, необходимо получить торговый патент.

Торговый патент выдается за плату субъектам предпринимательской деятельности государственными налоговыми органами по месту нахождения этих субъектов или месту расположения их структурных подразделений; субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим торговую деятельность или оказывающим бытовые услуги (кроме передвижной торговой сети), — по месту нахождения пункта продажи товаров или пункта по предоставлению бытовых услуг; а субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим торговлю через передвижную торговую сеть, — по месту регистрации этих субъектов.

Пунктами продажи товаров считаются:

В случае, если субъект предпринимательской деятельности имеет структурное подразделение, торговый патент приобретается отдельно для каждого структурного подразделения (торгового пункта).

Квотирование как инструмент регулирования

Квотирование как инструмент государственного регулирования экономики вводится с целью прямого установления государством для предприятий-монополистов их доли в производстве, реализации товаров. В межправительственных соглашениях устанавливается квота на экспорт и импорт, которая представляет собой систему ограничений на вывоз и ввоз товаров на определенный срок. В конкретном случае оно призвано способствовать защите собственного производителя, сохранению уровня занятости населения.

Нормы и стандарты как инструмент регулирования

Система норм и стандартов регулирует отношения в области качества продукции, охраны окружающей среды, социальной защиты населения посредством установления требований к их состоянию. Установление государственных стандартов и нормативов — это определение единых требований, норм относительно качества, химического состава, физических свойств, веса, размеров, количества и тому подобное.

Стандарт — официальный государственный или нормативно-технический документ отрасли или предприятия, который устанавливает необходимые качественные характеристики, требования, которым должен отвечать данный вид продукции или услуг.

При несоответствии стандартам к компаниям-нарушителям применяются штрафные санкции.

Антимонопольное законодательство

В современном понимании антимонопольное регулирование экономики представляет собой систему правил, устанавливаемых государственными органами, за нарушение которых предусматривается наказание. Антимонопольное регулирование может иметь место в отношении цен, объема производства продукции, нормы прибыли, информации, принадлежащей фирме, стандартов качества.

Необходимость в таком регулировании обусловлена ​​стремлением государства ограничить рыночную власть, повысить эффективность общественного производства, защитить потребителя и поддержать качество и другие стандарты услуг, включая профессиональную этику врачей, юристов и тому подобное.

Антимонопольное регулирование экономики призвано также ограничивать ожесточенную конкуренцию, защищать поставщиков от непредсказуемых изменений спроса и внезапного падения цен. Оно способствует обеспечению значительного числа трудоспособного населения рабочими местами, а также осуществлению более справедливого распределения доходов.

К наиболее общим направлениям антимонопольного регулирования государства относятся:

В антимонопольном законодательстве любой страны указываются признаки монополии. Например, это может быть доля компании, которую она занимает на отечественном рынке.

Бюджетный метод государственного регулирования экономики

Бюджетным называется прямой метод регулирования национальной экономики, основанный на использовании ресурсов государственного бюджета в виде ассигнований в национальную экономику и социально-культурную сферу.

Главными функциями бюджетного метода являются:

В практике государственного регулирования различают такие инструменты бюджетного регулирования:

На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть картинку На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Картинка про На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономикуИнструменты бюджетного регулирования

Общим для всех них является то, что ассигнования не нужно возвращать.

Дотация

С целью социальной защиты населения, государство ставит задачу обеспечить уровень цен на отдельные виды товаров (продукции, услуг) — предметы первой необходимости, доступный для всех категорий граждан. Для этого используется механизм прямого вмешательства в процесс ценообразования. Результатом такого прямого вмешательства государства в процесс ценообразования является установление соответствующими государственными органами отпускной цены производителя ниже реальной рыночной цены, то есть ниже того уровня, который обеспечивает предприятию покрытия расходов и получение нормы прибыли.

Очевидно, что в таких условиях производитель будет нести определенные убытки. Это в определенной степени противоречит принципам рынка. Чтобы компенсировать производителю убытки, которые он понес по этой причине, государство и применяет механизм выплаты как дотации, то есть покрытие разницы между реальной рыночной ценой производителя и установленной государством отпускной ценой.

Размер дотации определяется по формуле:

где Д — размер дотации на производство продукции (услуг), денежных единиц.
Цр — реальная рыночная цена за единицу продукции;
Цо — отпускная цена, которая устанавливается соответствующим государственным органом (цена, действующая на единицу товара);
А — объем производства товара, подлежащего дотированию из бюджета.

Дотация имеет место в том случае, если Цр > Цо.

Дотации целесообразно выплачивать в тех областях, в которых расходы превышают уровень рыночной цены, но в то же время эти отрасли крайне необходимы для развития национальной экономики, занятости (например, сельское хозяйство, угольная промышленность, коммунальные платежи и т.д.). Дотации носят вынужденный характер, государство выплачивает их только потому, что иначе экономические потери будут еще больше. Результатом применения данного инструмента регулирования является то, что конечный потребитель получает более дешевую продукцию, а производитель этой продукции — доход в полном объеме.

Объем дотаций имеет свой естественный предел, который зависит от возможностей национальной экономики поддерживать дотационные отрасли за счет налогов. Дотация выступает мерой социальной защиты населения; установленная ​​законодательно, она выплачивается постоянно на ежемесячной основе.

Субсидия

Субсидия — это выплаты средств из государственного или местного бюджета, для оперативного решения финансовых проблем как предприятий, так и населения.
В отличие от дотаций, субсидии являются или одноразовыми выплатами (обычно предприятиям), или ограниченными во времени (населению). Таким образом, различают субсидии предприятиям и населению. Источником и тех, и других является централизованный государственный бюджет. В расходной части госбюджета выделяется общий фонд субсидий, а их распределением занимается правительство.

Субсидии населению, как правило, предоставляются на оплату услуг ЖКХ. Субсидии предприятиям предназначены для оперативного решения финансовых проблем предприятий (организаций), связанных с предотвращением банкротства или для проведения широкомасштабной реконструкции, технического перевооружения предприятий. Такие субсидии могут получать предприятия различных форм собственности. Главный критерий при ее выделении — заинтересованность государства в продолжении функционирования и развития данного предприятия (организации). Однако в условиях дефицита государственного бюджета данная мера не получила у нас в стране широкого применения.

Субвенция

Субвенция — средства, предоставляемые исключительно по целевому назначению, или в случае стихийного бедствия, войны, землетрясения и тому подобное.

Прямое бюджетное финансирование

Прямое бюджетное финансирование — это ассигнование из государственного бюджета средств на содержание неприбыльных предприятий и организаций, которые полностью или частично находятся на государственном обеспечении. К ним относятся: государственное образование, здравоохранение, государственные культурно-просветительские учреждения, научно-исследовательские институты академического направления, а также органы, обеспечивающие выполнение прямых функций государства (армия, национальная безопасность, охрана общественного порядка и другие). Особенностью прямого бюджетного финансирования является неприбыльность объектов финансирования.

Благодаря данной мере потребители услуг подобных организаций (которые находятся на прямом бюджетном финансировании) получают их бесплатно (в полном объеме или частично).

Для определения размера бюджетного финансирования составляется смета расходов на содержание организации, которая передается в отраслевое министерство для составления сводной сметы. Однако, фактический размер прямого бюджетного финансирования зависит от доходов государственного бюджета.

Государственные пособия

Государственные пособия — выплата из государственного бюджета средств для финансовой поддержки отдельных категорий граждан. Они являются одним из способов социальной защиты населения. Перечень и размер помощи определяется государством в законодательном порядке. Например, единовременное пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до полугода и трех лет и др.

Государственные капиталовложения

Государственные капиталовложения — это средства государственного бюджета, предусмотренные на финансирование капитального строительства объектов производственного и непроизводственного назначения.

Объект производственного назначения — это объект сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговля, общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт).

Объект непроизводственного назначения — это объект жилищного и коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, физкультуры, социального обеспечения, образования, культуры, искусства, научно-исследовательских и других организаций, связанных с развитием науки.

Государственная закупка

Государственная закупка — это приобретение заказчиком товаров, работ и услуг за государственные средства. Предметом закупки является, в частности:

Государственные закупки осуществляются на основе следующих принципов:

Стадиями государственных закупок являются:

Закупка может осуществляться путем следующих процедур:

Применение бюджетных методов носит двойственный характер, а именно: с одной стороны финансовые ассигнования позволяют предотвратить многие негативные стороны рыночного хозяйствования или преодолеть их с меньшими потерями. С другой стороны, — увеличение расходов бюджета привносит в экономику серьезные негативные последствия в виде увеличения уровня инфляции под влиянием дефицита государственного бюджета в виде снижения инвестиционной активности частного капитала в связи с неизбежным увеличением налогов, а также ведет к ослаблению рыночных стимулов.

Косвенные методы государственного регулирования экономики

В составе косвенных методов государственного регулирования экономики выделяют следующие методы.

На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть картинку На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Картинка про На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономикуКосвенные методы государственного регулирования экономики

Налоговый метод государственного регулирования экономики

Налоговое регулирование — это совокупность мер воздействия государства на социально-экономические процессы, происходящие в обществе, с помощью системы налогов и сборов (см. Налоги и налоговая система).

Целью налогового регулирования являются:

Инструментом налоговых методов регулирования являются налоги и сборы (см. также Бюджетно-налоговая политика, Фискальная политика).

Денежно-кредитный метод государственного регулирования экономики

Денежно-кредитное регулирование — это деятельность государства, направленная на обеспечение экономики полноценной и стабильной национальной валютой и регулирование денежного обращения через величину денежной массы и объема кредитов в соответствии с потребностями экономики. Все меры денежно-кредитного регулирования базируются на функциях центрального банка и подразделяются на инструменты денежной политики и инструменты кредитной политики.

На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Смотреть картинку На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Картинка про На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику. Фото На чем основано воздействие прямых методов инструментов на экономику Денежно-кредитный метод государственного регулирования экономики

Более детально о механизме работы денежно-кредитного метода регулирования экономики можно прочесть в следующих статьях:

Метод амортизационного регулирования

Амортизационное регулирования реализуется в трех основных формах:

Другие статьи:

Методы государственного регулирования национальной экономики : 1 комментарий

Понятие государства в экономической науке. Роль и экономические функции государства. Пути и методы государственного регулирования экономики. Институциональные изъяны (провалы) государства. Агентские отношения — источник неэффективности государства. Бюрократическая монополия. Погоня за рентой. Лоббирование и логроллинг. Проблема эффективности государственного сектора. Особенности ценообразования в государственном секторе. Общественное благосостояние. Бюджетное устройство. Бюджетный процесс и его участники. Распределение полномочий по уровням бюджетной системы. Бюджетный федерализм. Основы концепции бюджетного федерализма. Зарубежные модели бюджетного федерализма. Бюджетное регулирование.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *