На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании

Теория инноваций и инновационных процессов

На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Смотреть фото На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Смотреть картинку На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Картинка про На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Фото На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании

Рассмотрены теоретические и методологические аспекты инновационного развития, инновационной деятельности и управления инновационными процессами на уровне предприятия (микроуровень), региона (мезоуровень), страны (макроуровень).

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория инноваций и инновационных процессов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. РОЛЬ НАУКИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИННОВАЦИЙ

3.1. Составляющие сферы науки и научной деятельности. Основные понятия

В современном мире наука является важнейшим элементом общественного развития, условием повышения благосостояния членов общества, их интеллектуального роста. Без науки и научных подходов невозможна реализация инноваций и инновационных процессов.

К сфере науки относятся:

1.Систематизированная совокупность знаний, накопленных человеческим обществом в процессе его развития.

2.Методы и социальные формы осуществления научной деятельности (в т.ч. отношения авторства и собственности, возникающие в процессе научной деятельности, связанные с понятиями авторское свидетельство, патент, интеллектуальная собственность).

3.Информационная, материально-техническая, технологическая база, необходимая для осуществления научной деятельности.

Конечные результаты научной деятельности проявляются в профессиональном, образовательном и духовном потенциалах общества.

В любой цивилизованной стране государство признает важную роль науки как одной из фундаментальных основ развития общества, государства и гражданина, придавая ей статус главного ресурса прогресса общества.

Научная деятельность — это интеллектуальная творческая деятельность по получению, анализу, систематизации и обобщению знаний о природе, человеке, технике, технологиях, обществе.

Под научными исследованиями и разработками понимается творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения суммы научных знаний, в том числе о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний. Критерием, позволяющим отличить научные исследования и разработки от сопутствующих видов деятельности, является наличие в исследованиях новизны. В соответствии с данным критерием конкретный проект будет или наоборот не будет отнесен к научным исследованиям и разработкам в зависимости от цели проекта.

К фундаментальным исследованиям относятся экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат — гипотезы, теории, методы и т.п. Завершенные фундаментальные исследования могут заканчиваться рекомендациями о постановке прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных научных результатов; научными публикациями и т.п.

Научный результат — это неизвестные ранее сведения о природе, человеке, обществе, технике, технологиях, ставшие известными вследствие целенаправленной научной деятельности, либо в силу случайных обстоятельств, связанных с научной деятельностью.

Прикладные исследования представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний с целью практического их использования для разработки нововведений. Прикладные исследования определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований, новые методы решения ранее сформулированных проблем. Конечным результатом прикладных исследований являются рекомендации по созданию технологических нововведений.

Под разработками понимаются систематические работы (опытно-конструкторские и проектно-технологические), которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате исследований и (или) практического опыта, и направлены на создание новых материалов, продуктов, устройств, технологических процессов, систем и методов, а также их усовершенствование.

Научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) — термин, обычно используемый применительно к области развития техники и технологии.

Научно-техническая деятельность — это деятельность, направленная на получение и дальнейшее развитие, распространение и применение новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, экономических, социальных и гуманитарных проблем; на обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Научно-образовательная деятельность — это деятельность по систематизации научных и научно-технических знаний и их использование в процессе подготовки специалистов.

Научно-технический потенциал — это совокупность накопленных знаний (информации), людей, владеющих этими знаниями, и материально-технической и организационной базы.

Инновационная деятельность — деятельность, направленная на коммерческую реализацию научных результатов в виде нового или улучшенного продукта, способа его производства, совершенствования социального обслуживания, основой которых являются объекты интеллектуальной собственности.

Основная терминология в области НИОКР.

Изобретение — объект правовой охраны, результат научных исследований, разработок, производственной деятельности, новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного развития и т.д., дающее положительный эффект.

Опытный образец — образец продукции, изготовленный по вновь разработанной рабочей документации, для проверки путем испытаний соответствия его заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению. Процесс создания образца новой продукции включает разработку технического задания и технической документации, изготовление образца, испытание и приемку его в порядке, установленном стандартами Системы разработки и постановки продукции на производство (СРПП).

Промышленный образец — зарегистрированное в установленном порядке новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, соответствующее требованиям технической эстетики, пригодное к осуществлению промышленным способом и дающее положительный эффект.

Полезная модель — отличающееся новизной техническое решение задачи, для обеспечения правовой охраны которого не требуется высокого изобретательского уровня. В качестве полезных моделей обычно рассматриваются устройства. Это понятие характеризуется признаками новизны и промышленной применимости.

Ноу-хау — это не защищенная охранными документами и не опубликованная полностью или частично техническая, организационная или коммерческая информация, составляющая секрет производства, обладатель которой имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами. Это могут быть новые технологии, технические и иные решения, знания, опыт, приносящие выгоду в процессе хозяйственной деятельности.

Новая продукция — продукция, изготавливаемая в стране, отличающаяся от выпускаемой новыми свойствами и получающая новое назначение. По степени новизны такая продукция может относиться к принципиально новой — не имеющей аналогов в мире; модернизированной, модифицированной.

Модернизация — это разработка изделия, проводимая с целью замены выпускаемого изделия новым, с улучшенными отдельными основными показателями качества путем частичного изменения конструкции.

Модификация — вид разработки изделия на основе исходной продукции с целью расширения или специализации сферы его применения.

Под технологическими инновациями подразумевается деятельность предприятия, связанная с разработкой и внедрением новых или усовершенствованных продуктов и технологических процессов. Нововведения в области организации и управления производством, социальных или информационных технологий и т.п. не включаются.

Различают два типа технологических инноваций:

Продукт-инновации включают разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Разработка и внедрение новой продукции нацелены на производство и представление на рынок сбыта принципиально новой продукции, для которой предполагаемая область применения, функциональные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, дополнительные услуги, состав применяемых материалов и компонентов являются новыми или в значительной степени отличаются от ранее выпускавшейся продукции. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях, либо на сочетании новых применений существующих технологий.

Процесс-инновации включают разработку и внедрение новых или значительно улучшенных производственных методов, предполагающих применение нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства уже существующей на предприятии продукции. В процесс-инновации включаются новые или усовершенствованные производственные методы, уже реализованные в производственной практике других предприятий и распространяемые через технологический обмен.

При этом не включаются в инновации:

— эстетические изменения в продуктах (в цвете, в декоре и т.д.);

— незначительные технические и внешние изменения в продукте, не изменяющие его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на его параметры, свойства, стоимость, а также входящие в него материалы и компоненты;

— расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции, с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов предприятия.

3.2. Этапы процесса создания нового продукта

К основным этапам процесса создания нового продукта относятся следующие:

1. Разработка концепции.

2. Проверка осуществимости концепции.

3. Разработка продукта (экспериментальная разработка).

4. Опытное производство.

5.Полномасштабное производство (полная коммерциализация) продукта.

1.Разработка концепции. Концептуальная стадия характеризует период, в течение которого устанавливается научная обоснованность концепции. Научная обоснованность означает отсутствие общеизвестных научных истин или объективных законов природы, полученных и проверенных научными методами, которые опровергали бы осуществимость предложенной концепции. Разработка концепции осуществляется в рамках фундаментальных научных исследований. Фундаментальные исследования — это теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах социальных и природных явлений, а также о причинно-следственных связях относительно их конкретного применения. Различают теоретические и поисковые фундаментальные исследования. К теоретическим относятся исследования, задачей которых является получение новых открытий, создание новых теорий и обоснование новых понятий и представлений. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых неизвестных ранее свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны ее теоретические основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких исследований находят подтверждение, опровергаются или пересматриваются теоретические предложения и идеи.

Положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет 5 %, но именно они выступают в качестве генератора идей, открывают пути развития в новых областях.

Результатом осуществления этого этапа является создание стендовых моделей (в случае технологического процесса) или макетов (в случае продуктов). Модели предназначены доказать, что новый процесс (продукт) будут иметь эксплуатационные характеристики, соответствующие предполагаемым. В том случае, когда невозможно создать целую модель, осуществимость может быть продемонстрирована с помощью соответствующих методов компьютерного моделирования.

2.Проверка осуществимости концепции. Характеризует период, в течение которого доказывается возможность осуществления производства, основанного на данной концепции нового продукта (процесса), при существующем уровне техники. Под уровнем техники понимается уровень накопленных знаний в конкретной области науки или техники, определяемой путем обзора открытой научной литературы. Доказательство технической осуществимости происходит в рамках прикладных исследований.

Прикладные исследования направлены на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научноисследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в экспериментальных разработках.

3. Разработка продукта (экспериментальная разработка) — завершающая стадия научных исследований. Этот этап характеризуется переходом от лабораторных условий к промышленному производству. Целью разработок является создание (модернизация) образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этой стадии производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливается и испытывается технический прототип или опытный технологический процесс.

Технический прототип — это реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий пригодность и соответствие эксплуатационных характеристик спецификациям и производственным требованиям. На данном этапе производится описание возможных методов производства с указанием основных материалов и технологических процессов, условий эксплуатационной и экологической безопасности, уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок.

4. Опытное производство. Это период, в течение которого продукт должен быть подготовлен к выходу на рынок. Результатом данной стадии является опытный образец — действующая модель в реальном масштабе, созданная для определения требований к производству нового продукта. Этот образец используется для получения предпроизводственных технических данных и информации об эксплуатационных характеристиках, качестве и надежности предпроизводственной модели. Опытный образец должен полностью соответствовать стандартам промышленного дизайна конечного продукта, осваиваемого в массовом производстве. Данные технического анализа и сбора информации являются основой техникоэкономического обоснования, содержащего детальную оценку издержек на создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи на рынке продукта по конкурентным ценам.

5.Полномасштабное производство — это период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве и оптимизируется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка.

3.3. Классификация организаций научной сферы. Статус научного работника и специалиста научной организации

Наука и научное обслуживание как сфера деятельности имеет свои специфические особенности. Это касается, прежде всего, высокого процента неопределенности получаемых результатов, необходимости координации инвестиционных решений при получении новых знаний, продуктов, технологий.

Во многих отраслях промышленности стремительное сокращение жизненных циклов продуктов и увеличение расходов на их разработку и коммерциализацию приводят к возрастанию требований к технологическим, управленческим и финансовым ресурсам организаций, создающих наукоемкую продукцию. Поэтому возрастает роль кооперации различных видов организаций и фирм по созданию и развитию новых знаний, технологий и производственных процессов.

В России сложилась специфическая система организации науки:

1.Академическая наука — учреждения Российской академии наук (РАН) и других российских академий.

2.Вузовская наука — университеты, институты, проблемные и отраслевые лаборатории.

3.Отраслевая наука — самостоятельные научные организации, подчиненные органам отраслевого управления (соответствующим министерствам и ведомствам).

4. Заводская наука — самостоятельные научные организации, входящие в состав производственных объединений, а также конструкторские, технологические подразделения в структуре предприятий.

5.Наука предпринимательского сектора — негосударственные научные организации и малые инновационные (венчурные) предприятия.

Научная организация — это коллектив научных и других работников с правами юридического лица и любой формой собственности, главной целью которого является осуществление научно-технической деятельности, подготовки и аттестации научных кадров.

К научным организациям относятся:

— научно-технические, конструкторские, проектные, технологические бюро и институты;

— научно-информационные (центры, институты, библиотеки);

— научно-просветительские (музеи, заповедники);

Источник

На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Смотреть фото На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Смотреть картинку На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Картинка про На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Фото На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании

На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Смотреть фото На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Смотреть картинку На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Картинка про На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Фото На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании

На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Смотреть фото На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Смотреть картинку На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Картинка про На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Фото На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании

На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Смотреть фото На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Смотреть картинку На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Картинка про На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Фото На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании

На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Смотреть фото На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Смотреть картинку На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Картинка про На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Фото На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании

На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Смотреть фото На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Смотреть картинку На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Картинка про На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Фото На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании

На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Смотреть фото На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Смотреть картинку На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Картинка про На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Фото На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании

На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Смотреть фото На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Смотреть картинку На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Картинка про На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании. Фото На чем основывается инновационная деятельность на практике на новом научном знании

РОЛЬ И МЕСТО НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

Инновация представляет собой конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Другими словами, инновация – это новшество, прошедшее коммерциализацию.

В свою очередь, инновационный процесс – это инновационная деятельность кого-либо субъекта экономики. Он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инноваций, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

Диффузия инноваций является процессом, посредством которого нововведение распространяется по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. В результате этого возрастает число производителей и потребителей, и изменяются их качественные характеристики. Таким образом, инновации – неотъемлемая часть любой успешной организации, готовой к преобразованию и модернизации своей деятельности.

В связи с этим, целью данной курсовой работы является идентификация значимости научной деятельности в инновационном процессе, определение её места и роли в современном мире. Основными задачами для достижения цели являются:

Ознакомиться с видами научных исследований и их роли в инновационном процессе, дать определение научному потенциалу компании;

Изучить основные государственные научно-технические программы и приоритетные направления исследований и разработок в сфере инноваций, а также способы государственной поддержки высшей школы в Российской Федерации;

Рассмотреть различные виды финансирования и способы государственного регулирования инновационной деятельности в России;

Рассмотреть влияние научного подразделения на работу организации в целом на примере инновационной компании.

В настоящее время идеи и знания работников умственного труда представляют собой средства производства и в то же время являются источниками инноваций, которые приводят к повышению конкурентоспособности компании. Информация и знание являются решающими переменными величинами современного общества, заменившие труд и капитал в качестве факторов развития общества.

Осуществление инноваций, основанных на новом знании, характеризуется наибольшими затратами времени по сравнению с другими инновационными возможностями. Кроме этого, они требуют сочетания знаний, полученных в разных областях, поэтому инновации, основанные на новом знании, нуждаются в особых условиях.

Разработка инноваций берет своё начало с научных исследований, направленных на выявление необходимости нового продукта или услуги в какой-либо области, и их последующую разработку.

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие отличительные признаки:

это обязательно целенаправленный процесс

это процесс, направленный на поиск нового

Научное исследование характеризуется систематичностью: упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты, ему соответствует строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

В зависимости от сферы использования результатов научные исследования разделяют на следующие виды:

Таким образом, реализация новой идеи, которая может обеспечить компании конкурентоспособность и стабильный инновационный рост, тесно связана с научными исследованиями. При этом вероятность успеха инновации напрямую зависит от количества этапов данных исследований и их качества проведения.

В свою очередь, под научно-техническим потенциалом понимается совокупность ресурсов, которыми располагает социально-экономическая система для развития знаний о природе и обществе и для материализации этих знаний в виде новой технологии, продукции и услуг, прогрессивных форм, методов и средств организации управления общественным производством.

С научно-техническим потенциалом тесно связан инновационный потенциал организации. Его определение с позиции системного подхода дают В.П. Бранчеев и В.Н. Гунин: Инновационный потенциал – это мера готовности выполнять задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей, то есть мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений. Другими словами, инновационный потенциал является фактором, по которому определяется, может ли организация вести успешную инновационную деятельность.

Таким образом, формирование и сохранение научного, в частности инновационного, потенциала является основой развития и роста предполагаемой структуры, а так же во многом определяет долгосрочные стратегические преимущества страны. В значительной мере именно степень развития инноваций в сфере экономики предопределяет перспективы развития и выбор политики государства.

Как указано в параграфе 1.2., инновации являются одним из факторов, который предопределяет направление государственной политики страны. В свою очередь С.Ю. Наумов определяет государственную политику как:

совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной власти с привлечением институтов гражданского общества;

целенаправленную деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер;

средство, позволяющее государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении [12].

Одними из главных ресурсов инновационной сфере являются человеческие ресурсы, а именно их интеллектуальные способности, направленные на модернизацию функционирования всех отраслей жизни, то есть на создание инноваций.

Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года в разделе «Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий», сохранение и поддержка ведущих научных школ, содействие воспроизводству и повышению качества ее кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации, способствуют созданию условий и необходимых стимулов для формирования нового поколения высококвалифицированных кадров и их закрепления в науке; воспроизводству перспективного научно-технологического задела и поддержанию научного приоритета России в фундаментальных исследованиях мирового уровня, проводимых академическими и вузовскими исследовательскими коллективами, а также ведущими отраслевыми научными центрами ряда отраслей экономики.

Интеграция образовательной и научной деятельности, развитие вузовской науки и создание научно-образовательных центров нацелены на устранение искусственных барьеров между научными организациями и вузами, повышение потенциала образования и науки за счет их взаимного обогащения и позволяют обеспечить высокий уровень подготовки кадров для науки и высокотехнологичных секторов экономики с учетом тенденций и перспектив развития рынка труда; рост эффективности исследований и разработок, качества образовательных программ высшего профессионального образования; приток и закрепление в науке и образовании молодых специалистов; интенсификацию развития и использования научного потенциала высшей школы в интересах экономического и социального прогресса.

Реализация соответствующих мероприятий предусматривает концентрацию финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники.

Обеспечение научных организаций и вузов новым научным оборудованием, экспериментальной и испытательной базой, в свою очередь, способствует расширению возможностей проведения научных исследований и разработок на самом современном уровне, улучшению условий реализации потенциала научных кадров, повышению для молодежи привлекательности и престижа научной деятельности.

Создание сети научно-исследовательских университетов и вузов в виде интегрированных структур, включающих в себя образовательную и научно-техническую деятельность, позволило увеличить количество инновационных идей и разработок, исходящих от молодых специалистов.

Особенностями данной системы являются:

освоение студентами базовых компетенций исследовательской и инновационной деятельности через их включение в соответствующие практики;

превращение университетов в центры коммуникации бизнеса, общества, государства по вопросам научного и технологического прогнозирования, обмена передовыми знаниями, решения глобальных проблем;

реальное включение большинства преподавателей в исследовательскую и инновационную деятельность;

тесное сотрудничество с реальным сектором экономики;

организация внедренческих зон и создание инновационных предприятий [6].

Новая модель профессионального образования ориентирована на внедрение инноваций в учебный процесс, на результативность научно-исследовательской деятельности как главного фактора обеспечения качественной подготовки выпускников вузов. Создаются новые организационные формы научно-исследовательской работы студентов с привлечением их к проводимым инновационным исследованиям и разработкам, что обеспечивает сочетание теории с практикой и, соответственно, повышает качество подготовки выпускников.

С целью формирования в вузах инновационной среды осуществляется государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры на основе конкурсного отбора программ развития инновационной инфраструктуры, проводимого по результатам анализа научного, образовательного и инновационного потенциала вуза с 2010 года. Программы развития инновационной деятельности должны соответствовать приоритетным направлениям, которые были утверждены Правительственной комиссией по научно-технической политике [5].

Повышая эффективность функционирования сферы науки и технологий на основе концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития, можно увеличить результативность научных исследований и разработок, эффективность использования бюджетных средств, а также привлечь в научную сферу внебюджетные источники финансирования и новые человеческие ресурсы.

Следовательно, важным моментом в государственной научно-технической политике является выбор приоритетных направлений исследований и разработок. Их детализация приводится в перечне критических технологий, которые носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. Отбор технологий осуществляется в соответствие с их влиянием на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и других факторов. Приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня утверждается Правительственной комиссией по научно-технической политике.

Согласно указу президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в российской федерации и перечня критических технологий российской федерации» [3] приоритетными направлениями являются:

Безопасность и противодействие терроризму

Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники

Транспортные и космические системы

Перечень критических технологий включает в себя 27 позиций, среди которых: биомедицинские и ветеринарные технологии; клеточные технологии; компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий; нано-, био-, информационные, когнитивные технологии; технологии биоинженерии; технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику; технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды; технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения; технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе и другие.

Одной из программ, связанных с основными направлениями научной деятельности, является «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

Основной целью Программы является формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора прикладных исследований и разработок, в том числе [4]:

формирование опережающего научно-технологического задела;

переход к 2017 году на преимущественное финансирование НИОКР, выполняемых в рамках комплексных программ исследований по приоритетам развития научно-технической сферы;

создание эффективной системы формирования тематик с учетом существующих инструментов частно-государственного партнерства и государственной поддержки исследований и разработок на докоммерческой стадии.

Это обеспечит существенное повышение востребованности результатов НИОКР отраслями экономики. В связи с этим, на разработку данной программы было выделено больше 240 миллиардов рублей, что в полной мере позволит реализовать все аспекты программы.

получение новых знаний в области фундаментальной и прикладной наук;

решение научно-технических проблем;

создание конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей, развитие научно-технического и экспортного потенциала России.

При этом необходимо соблюдение следующих условий:

существенная значимость для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;

принципиальная новизна и взаимоувязанность программных мероприятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.

Руководит программой Научный совет, который несет ответственность за выбор, уровень реализации научно-технических решений, комплексность мероприятий по достижению программных целей. Также его задачами являются организация конкурсного отбора исполнителей и экспертиза результатов.

Программы отбираются исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств.

России действует 41 государственная научно-техническая программа. Среди них можно выделить: создание высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса; экологически чистых и ресурсосберегающих технологий в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства и транспорта.

Федеральные научно-технические программы разрабатываются на среднесрочный (пятилетний период) в соответствии с федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» [2]. Ряд крупных проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники осуществляется целевым назначением Комитетом по науке и технологиям РФ из средств федерального бюджета.

Инновационная деятельность – сложный, рискованный и ресурсозатратный процесс, требующий капитальных вложений, которые часто отсутствуют у организаций. Так, Л.Э. Миндели выделяет несколько причин для поддержки инновационной деятельности:

невозможность концентрации финансовых ресурсов отдельными хозяйствующими субъектами для реализации масштабных инноваций;

нецелесообразность внедрения масштабных инноваций для отдельных хозяйствующих субъектов из-за низкой экономии от масштаба производства;

дублирование расходов на НИОКР различными субъектами инновационной активности приводит к удорожанию потенциальных инноваций;

неопределенность результата инновационного проекта, длительные сроки окупаемости вложений;

сложность оценки сопряженных инновационных эффектов;

нецелесообразность монопольного обладания научно-техническими достижениями отдельными компаниями;

высокая стоимость новых видов продукции и услуг сильно ограничивает спрос.

Можно определить следующие направления деятельности государства по поддержке инноваций:

развитие законодательной базы, регулирующей инновационную деятельность;

совершенствование механизмов защиты прав на интеллектуальную собственность;

создание и развитие инновационной инфраструктуры;

содействие укреплению и развитию материально-технической базы организаций научно-технической сферы;

способствование формированию здоровой конкурентной среды на рынке товаров и услуг;

разработка программ по подготовке квалифицированных кадров для инновационно-активных предприятий;

сотрудничество с кредитными организациями относительно вопросов предоставления льготного финансирования;

развитие международного сотрудничества в сфере научно-технических разработок и коммерциализации инноваций;

способствование созданию положительного имиджа российских компаний на международном уровне;

поддержка инновационных предприятий;

введение налоговых льгот [11].

Одним из самых главных моментов поддержки инновационной деятельности государством является предоставление финансовой помощи через оптимальное инвестирование и предоставление налоговых льгот.

Для достижения максимальной отдачи, фирмам необходим оптимальный портфель инвестиций. Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в проекты, которые не приносят высокой прибыли, но для общества и государства они бывают жизненно необходимы. Таким образом, финансируя создание инноваций и инновационную деятельность в целом, государство косвенным образом решает одну из основных макроэкономических проблем – ускорение НТП.

Согласно Федеральному закону от 23 августа 1996 г. N 127-фз «О науке и государственной научно-технической политике», финансовое обеспечение научной деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования [1].

Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

Работы регионального значения могут финансироваться за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, региональных фондов поддержки научной деятельности и в порядке долевого участия. Наиболее важные региональные научные и научно-технические программы и проекты, результаты осуществления которых могут быть использованы и в других регионах, могут финансироваться за счет средств федерального бюджета, в том числе в порядке долевого участия.

Совместное использование средств, выделенных из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на финансирование научных исследований федерального значения, осуществляется на долевых началах по согласованию между соответствующими органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления [1].

В Российской Федерации действуют государственные, негосударственные и международные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности [14].

Государственные источники финансирования инновационных проектов в России подразделяются на бюджетные фонды, внебюджетные фонды, а также государственные конкурсы и государственные заказы.

Негосударственными источниками финансирования являются российские венчурные фонды и компании, инвестиционные организации и инвестиционные фонды.

Венчурный капитал, как правило, предоставляется на долговременный период. Современным компаниям выгоднее именно венчурное инвестирование, чем получение кредита, эмиссия собственных бумаг.

Если проект носит особо рискованный характер и высокий уровень неопределенности результата, то инновационные предприятия могут использовать различные формы кооперации, включая создание венчурных фондов, а также заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций.

Иностранные инвестиции в технологические проекты в России включают в себя международные венчурные фонды, международные инвестиционные организации, иностранные компании венчурного капитала, иностранные инвестиционные фонды, иностранные некоммерческие организации, иностранные бизнес-ангелы.

За последние несколько лет наибольшую популярность приобрели так называемые «неформальные инвесторы» или «бизнес-ангелы» (business angels), которые инвестируют свои личные финансовые ресурсы в новые и растущие малые фирмы. Одно из существенных отличий венчурных компаний от бизнес-ангелов заключается в том, что первые управляют чужими средствами, в то время как последние инвестируют свои собственные средства.

льготы, которые применяются ко всем налогоплательщикам, занимающимся инновационной деятельностью

льготы, предусмотренные только в отношении организаций, являющихся резидентами технико-внедренческих особых экономических зон.

В Налоговом кодексе РФ прописаны следующие виды льгот:

Освобождение от НДС при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

Освобождение от НДС реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности

Упрощенный учет расходов на НИОКР

Единовременный учет расходов на приобретение электронно-вычислительной техники

Ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых в научно-технической деятельности.

Освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования

Установлен новый порядок учета субсидий, получаемых субъектами малого и среднего предпринимательства

Инвестиционный налоговый кредит

Создание резерва расходов на НИОКР

Льгота по уплате налога на имущество по энергоэффективным основным средствам

Нулевая ставка по налогу на прибыль для образовательных и медицинских организаций

Пониженный тариф страховых взносов

Расширен перечень организаций, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения

Помимо финансовой составляющей государственной поддержки инновационной деятельности важное место занимает создание территориальных структур, обеспечивающих благоприятную среду для развития и функционирования новых идей.

Технопарки занимают важное место в области развития науки и инноваций в стране, так как основной их функцией является преобразование новых знаний, подкреплённых финансовыми ресурсами, в готовый, полностью проработанный инновационный продукт или услугу.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [7], а также Стратегией инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, одним из приоритетов инновационного развития является реализация политики по инновационному развитию регионов и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.

Технопарк можно определить как территориальный кластер, в котором объединены научные организации, высшие учебные заведения и производственные предприятия с целью создания благоприятной среды для развития малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов.

Создание технопарков преследует цель стимулирования социально-экономического развития РФ, а также развитие, продвижение инноваций на существующие рынки.

Рисунок 3.1. Динамика развития технопарков в России

В таблице 3.1 представлено распределение технопарков в России согласно сферам их специализации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *