На чем писали в древнем китае ответ
На чем писали в Китае
На бумаге, разумеется, ведь она там и изобретена. Оказывается, не всегда. Первыми китайскими иероглифами были пиктограммы — изображения предметов, событий и действий с помощью условных знаков, выполненные в пещерах и на скалах около них. Следующая стадия развития китайского письма — надписи на костях, затем появляются надписи на бронзовых изделиях и на камнях. Девяносто лет назад в селе Сяотунь, близ города Ань-ян, провинция Хэйань, было обнаружено множество надписей, сделанных на гадальных костях, которые принято считать первыми историческими записями Китая. Они повествуют о быте людей далекой эпохи Инь.
Книги на шелке появились в стране в V веке до новой эры. Для письма в этот период использовали дерево, бамбук и шелк, причем на юге страны люди писали на бамбуке, а на севере — на дереве. Таких надписей этой эпохи обнаружено немало. Но у стволов дерева и бамбука был существенный недостаток — они были слишком тяжелыми. Известный литератор династии Хань Дунфан Шо однажды написал для императора статью… на трех тысячах древесных стволов, которые доставляли во дворец с большим трудом.
Шелк тоже имел недостаток — он был слишком дорог. Требовался новый материал для письма. Им и стала бумага. Она была изобретена Цай Лунем во втором веке новой эры. Появление бумаги способствовало возникновению настоящих книг. Император Хэн Сюань приказал писать только на бумаге и запретил употреблять для письма деревья. С тех пор бумага становится официальным материалом для письма. А в V—VI веках бумажные книги были распространены уже по всему Китаю. Из Китая бумага распространилась в районы Средней Азии, в Европу и по всему миру.
на чем писали в китае?
Помимо узелкового “письма” в этот период существовали и иные способы “написания письма”. Своеобразное предметное письмо выполнял “жезл вестников”. Он был известен ни только в Древнем Китае, но и в Древней Европе, у австралийских и африканских племен. Жезл, приносимый посланцем другого племени, становился своеобразным документом, подтверждающим полномочия прибывшего. На жезл наносились зарубки, памятные знаки. Глядя на них, посланец вспоминал о числе данных ему поручений.
Вторым этапом предисторического письма является триграмма т. е. символическое письмо.
В последствии символическая письменность в IIIст. до н. э. перешла в разряд гадательных знаков. На основе которых была написана “Книга перемен”
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПИСЬМА
существует легенда записанная Сюй Шенем (58-147 г. г. ) в древнем китайском словаре “Шовень” о том, что изобретатель письменности Цан Цзе, который в мифические времена Желтого Императора, первопредка китайцев, обратил внимание на птичьи следы на влажном речном песке. В подражание птичьим следам Цан Цзе будто бы изобрел иероглифику.
Пиктографическое письмо представляет собой преднамеренное изображение на камне, дереве, глине, предметов, действий, событий и т. д. с целью общения.
Переход от письма на костях жертвенных животных и на бронзовых сосудах к письму на бамбуковых дощечках ознаменовал собой новый этап в развитии китайского письма. Только благодаря открытию нового материала для письма появилась возможность “сшивать” отдельные “страницы” записей в “книгу”. Предполагается, что бамбуковая книга возникла в XIV-XIII в. в. до н. э. и просуществовала до IIв. н. э. Затем бумага стала заметно вытеснять бамбук, и уже в Ivв. н. э. он перестал употребляться как материал для письма.
История письменности: от зарубки и узелка к алфавиту
QR-КОД сайта:
ГБОУ школа №430
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Рукан Иван, 5в класс
Сайт создан по материалам исследовательского проекта «История письменности».
Письменность у древних китайцев
Китайская легенда о происхождении письменности
Как развивалась письменность у китайцев?
В XIV — XI вв. до н.э. в середине реки Хуанхэ образовалось первое рабовладельческое государство Китая — Инь. Именно к этому периоду относятся первые иероглифические тексты. Археологами были найдены десятки тысяч надписей, нацарапанных острыми предметами на черепаховом панцире и на костях животных (барана, кабана и т.д.), а также были найдены надписи на бронзе и камне. При изучении найденных иероглифических текстов ученые пришли к выводам, что в эпоху Шан в Китае был расцвет культуры и искусства. Отдельно стоит упомянуть о ученом историке и библиографе Бань Гу, жившего в 32 — 92 гг. н.э. Он составил ряд библиографических указателей и каталогов изучаемых им книг Древнего Китая. Бань Гу не просто составлял перечень изданий, он их систематизировал по отраслям знаний и давал к каждой книге аннотации. Благодаря чему на сегодня мы можем судить какой была письменность и культура в целом в Древнем Китае, какие типы книг существовали, какая информация в них содержалась, сколько древнекитайских книг сохранилось, а какие из них до сих пор не найдены.
Сколько знаков должен был знать китаец, умеющий читать и писать?
В китайском языке порядка 87019 иероглифов, но чтобы читать и писать достаточно знать 2000 знаков.
Как должен был писать образованный китаец?
Образованный китаец должен писать красиво и аккуратно. Для этого нужно иметь терпение. Небрежный почерк может сделать текст нечитаемым. Поэтому умение красиво писать, каллиграфия, считается искусством.
История китайской письменности – происхождение языка и иероглифов
Язык жителей Поднебесной считается самым древним в мире, входит в китайско-тибетскую языковую семью. Количество носителей китайского языка постоянно увеличивается за счет роста численности населения в стране и людей, которые изучают язык во многих странах мира. Китайский язык включен в Книгу Рекордов Гиннеса как трудный для изучения.
Язык включает 10 диалектов, которые отличаются фонетически, лексически, грамматически. При этом носители разных диалектов понимают друг друга прекрасно. Литературный язык сформировался из северных диалектов, а фонетика построена на пекинском произношении. Китайская письменность используется на всей территории КНР, иногда применяется у корейцев и японцев. До середины 1940-х гг. применяли и вьетнамцы.
Письменность в Древнем Китае – как называлась
Сначала древние жители Поднебесной использовали пиктограммы. Ученые называют такую письменность пиктографической или зодиографической. Отдельно существовала письменность на гадальных картах, которая имеет название Джиагувен. Писание на бронзе уже называлось Даджувен. В 500 в. до н.э. появился заостренный шрифт – Ксиаожуан.
Когда появилась письменность в древнем Китае
Старокитайский язык сформировался к 3 в. до н.э., когда поменялась разговорная речь жителей Поднебесной. За разговорным языком не успевала письменная речь. Литературный язык в этот период назывался вэньянь, который существовал несколько веков, постепенно отделяясь от устной речи.
В IX в. н.э. существовало два языка – литературный и разговорный (байхуа), который был близок по звучанию к устной речи. Из-за такого разделения в Китае происходило формирование дух видов письменности и языка.
Происхождение китайских иероглифов
При дворе древних императоров Китая Шэнь Нуна и Фу Си 1,5 тыс. лет до н.э. появилась система триграмм. Это были линии разной длины, которые обозначали разные предметы. Линий было два вида – целая и прерванная. Складывая из них разные комбинации, люди начали передавать письменность.
В Древнем Китае существовало восемь триграмм, которые меняли свое значение на письме. Их комбинировали парами, образующие 64 гексаграммы и складывающиеся в двустишие, которые рассказывали об определенном событии из жизни.
Во времена императора Хуанди придворный Цан Цзе создал простейшие иероглифы, которые назывались вэнь, т.е. «изображение». Потом появились сложные иероглифы, носившие название цзы или «рожденный». Так из создатель подчеркивал, что они происходят при соединении элементарных знаков.
Есть и другая версия того, как появилась китайская письменность. Цан Цзе не создавал иероглифическую письменность, а совершенствовал систему, которая уже была создана до него.
По данным археологии письменность в Древнем Китае появилась с изображений, которые жители Поднебесной рисовали на сосудах из керамики. Их люди делали в неолите. На сосудах есть ложные комбинации линий разной длины. На некоторых рисунках, как считают ученые, присутствуют первые значения числительных.
Каждая культура в неолите имела свою письменность. Огромное влияние на развитие письма и иероглифов имела письменность из городка Давэнькоу, которая имела более сложные символы и знаки. Это были изображения различные предметы.
Многие историки, которые пользуются археологическим материалом, считают, что на основании этой письменности из Давэнькоу и возникли иероглифы.
Археологи нашли много керамических изделий после неолита, на которых характер рисунков стал сложнее. На более поздних изделиях иероглифы уже сделаны не вручную, как на неолитической керамике, а штампами. С усложнением социального и общественного уклада жизни произошло усложнение письменности, которая позволяла хранить и передавать информацию.
Как пишут китайцы
Письменность у древних жителей Поднебесной была связана с развитием техники рисования узоров, орнаментов, живописью и изобразительным искусством. Они основывались на зрительном восприятии, поэтому у китайцев всегда на первом месте ыла каллиграфия, а не грамматика и синтаксис.
В письменности китайцев существует девять основных символов:
Запись иероглифов надо проводить строго по правилам, которые китайцы учат с детства.
Основные правила написания иероглифов:
Таким образом, китайская письменность, основанная на иероглифах, таит в себе много загадок. Европейцы и американцы не всегда понимают письмо жителей Поднебесной. Чтобы правильно писать иероглифы, необходимо понимать китайскую культуру, менталитет и философию, что ускоряет процесс изучения иероглифов, нюансов их написания и изучения. Для того, чтобы писать, надо освоить несколько тысяч иероглифов из 50 тыс. символов, из которых состоит китайская письменность.
Китайская письменность и каллиграфия
Существует множество различных историй о происхождении китайской письменности. Но большинство авторов упоминают о человеке по имени Цанцзе. Согласно легенде, Цанцзе привиделось божество, на лице которого были странные рисунки, похожие на иероглифы. Цанцзе, подражая этим изображениям, и придумал первые китайские иероглифы. В древних мифах говорится, что после этого с небес посыпалось просо, и каждую ночь выли духи, оплакивая разгадку небесной тайны письменности. В другой истории Цанцзе заметил отпечатки лап птиц и животных, что и подтолкнуло его к мысли создать иероглифическую письменность.
Конечно, это всего лишь мифы. Ведь создание письменности является результатом постепенного развития народа, у которого появляется потребность фиксировать информацию. Очевидно, Цанцзе действительно существовал. Он был просто мудрым человеком, который классифицировал и стандартизировал уже используемые иероглифы.
Недавно в Янхэ, уезд Люсянь, провинция Шаньдун, была обнаружена группа захоронений, которой уже более 4500 лет. Она относилась к позднему периоду культуры Давэнькоу. Среди огромного количества предметов оказалось около дюжины глиняных сосудов для вина «цзунь» с иероглифами. Эти иероглифы напоминали изображения некоторых физических предметов. Поэтому они были названы пиктограммами. Но по стилю и структуре они уже были близки к надписям на гадательных костях, хотя и появились на 1000 лет раньше. Пиктограммы, прообразы китайских иероглифов, уже имели черты письменности.
Китайская письменность не имеет алфавита, а состоит из идеограмм. Существует три принципа идеографической письменности:
1)Пиктографические знаки. Как было сказано выше, это самая ранняя форма записи информации, существовавшая в Китае. Например, «солнце» обозначалось значком «круг с точкой», луна – «изображение месяца» и т.п. Эти рисунки, пройдя долгий путь эволюции, через несколько веков превратились в современные иероглифы. Некоторые упростились, потеряв несколько черт, другие усложнились. В общем, из беспорядочных рисунков они превратились в стандартные формы.
2) Ассоциативное словообразование. Иероглифы, образованные из рисунков, легко понять и объяснить, но пиктограммы не могут выразить абстрактные понятия. Поэтому появились более сложные иероглифы, состоящие из 2 и более элементов, имеющих свой собственный смысл, но в сочетании приобретающие новое значение. Так «солнце» и «луна» вместе становятся иероглифом 明, что значит «яркий». Если «солнце» расположить над линией, получится иероглиф 旦 (рассвет).
3)Фонограммы. Хотя первые два типа иероглифов связаны с его значением, они не имеют никакого отношения к его произношению. Метод фонограмм подразумевает соединение смыслового элемента и фонетического. Например, иероглиф «爸» (ba) значит «папа», состоит из фонетического элемента «巴» (ba) и смыслового «父» (отец). А иероглиф «芭» (ba) состоит из фонетического элемента «巴» и ключа «艹» (растение). Современный китайский словарь состоит на 90% именно из таких иероглифов.
Считается, что самые ранние иероглифические записи представлены на вырезанных на черепашьих панцирях или лопатках крупного рогатого скота периода династии Шан (17-11 вв. до н.э.). Обнаружили гадательные надписи совершенно случайно. В 1899 году заболел чиновник при цинском дворе по имени Ван Инжун. Ему прописали лекарство с загадочным названием «лунгу» (кости дракона). Ими оказались кусочки панциря черепахи с какими-то странными рисунками. Чиновник сохранил эти «кости дракона» и показал знакомому ученому. Тот после тщательной проверки пришел к заключению, что рисунки были сделаны более 3000 лет назад. Вследствие дальнейшего расследования выяснили, что панцири были выкопаны в деревне Сяотунь уезда Аньян, провинция Хэнань, где когда-то располагалась столица династии Шан.
В последующие годы там были проведены раскопки, в результате которых на белый свет было извлечено более 100 000 кусочков костей и панцирей с выгравированными надписями. В общем, насчитали около 4500 различных иероглифов, из которых лишь 1700 было расшифровано. 3500 лет назад Аньян был окружен топями и болотами, где обитало множество черепах, которых местные жители употребляли в пищу. В те времена народ был крайне суеверный. Правители часто обращались к гадателям, чтобы узнать у богов, будет ли буря, ливень, гроза, голод или эпидемия. Кроме того, они гадали перед началом войны или большой охоты.
Гадание проходило следующим образом. С внутренней стороны панциря черепахи высверливали отверстие и помещали панцирь в костер, чтобы посмотреть, какие трещины появятся на внешней стороне. А предсказатель по трещинам узнавал будущее. После каждого гадания на панцире или лопатке парнокопытного вырезали дату, заданный вопрос об интересующем событии и полученные ответы. Так гадальные надписи оказались самыми ранними историческими записками в Китае, из которых современные ученые могут получить информацию о жизни общества при династии Шан. В гадательных надписях использованы самые примитивные пиктографические знаки. Но по системной записи можно утверждать, что уже тогда была сформирована китайская письменность.
Позже район Аньян стал суше, и черепахи стали исчезать, поэтому для записи результатов гадания стали использовать бамбуковые дощечки. Так появился способ гадания по бамбуковым дощечкам, который и сейчас используют в некоторых храмах.
Другим свидетельством ранней китайской письменности являются надписи, выгравированные или отлитые на древних бронзовых предметах при династиях Шан и Чжоу. Эти надписи называют «цзиньвэнь» (надписи на металле) или «чжундинвэнь», так как в древности из бронзы, главным образом, делали колокола («чжун») и треножники («дин»).
На внутренних стенках выгравирован 291 иероглиф в 19 рядов. Некий правитель Кан описал создание новой династии и причины падения предшествующей династии Шан. Также в тексте сказано, что у Кана было 1722 рабов и огромное количество экипажей и лошадей.
Другой ценный треножник «Маогундин» эпохи Западная Чжоу сейчас хранится на Тайване. На нем выгравировано 497 иероглифов – самое большое количество знаков, обнаруженное на бронзовых предметах. На этом треножнике рассказано, как правитель Сюань убеждал и восхвалял Маогун Иня, что также свидетельствует о нестабильности династии Западная Чжоу. Треножники являются носителями ценной информации о жизни при династии Западная Чжоу. Древние бронзовые предметы свидетельствуют не только о высоком уровне развития металлургии в то время, но и являются настоящими историческими хрониками.
В 1972 году при раскопках древних гробниц эпохи Западная Хань (206 г. до н.э.- 25) возле горы Иньцюэ, провинция Шаньдун было обнаружено 4924 бамбуковые дощечки. На них от руки были переписаны (хотя и не полностью) две древнекитайские книги по стратегии и тактике ведения войны: «Искусство войны» Сунь Цзы и «Искусство войны» Сунь Бинь, которая считалась утерянной уже 1400 лет.
Иероглифы на дощечке располагали сверху вниз: в каждой вертикальной строке умещалось от 10 до 40 знаков. Для целой книги требовалось несколько тысяч бамбуковых дощечек. Готовые дощечки связывали вместе, чтобы получилась книга. Некоторые такие книги были настолько тяжелыми, что их приходилось перевозить на телегах. Иногда дощечки сначала связывали, а лишь после этого наносили текст.
В неофициальной истории говорится о неком придворном по имени Дунфан Шо (153-93 гг. до н.э.), который составил хронику жизни ханьского императора Уди из 30 000 иероглифов на 3000 дощечках. Чтобы внести их в приемный зал императора, потребовалось двое слуг.
В легендах часто превозносится трудолюбие первого циньского императора Цинь Шихуана, правившего 2200 лет назад. Говорят, что он ежедневно читал и редактировал до 60 кг официальных документов. Это не кажется столь уж неправдоподобным, если вспомнить, что для письма в то время использовали бамбуковые дощечки.
Несмотря на их тяжесть и неудобство в использовании, бамбуковые книги сыграли важнейшую роль в просвещении. Они находились в обращении довольно долгий период, пока при династии Восточная Хань (25-220) их место не заняла бумага.
«Каменные барабаны» были обнаружены при династии Тан (618-907 гг.) в Тяньсине (современный Баоцзи в провинции Шэньси) и стали настоящей сенсацией в научных кругах. Знаменитые поэты Ду Фу, Хань Юй и Су Дунпо даже упомянули об этой находке в своих стихах. Но только после Второй Мировой войны «барабаны» перевезли на хранение в Пекин. Но возраст, грубое обращение и длительная транспортировка сказались на состоянии ценных реликвий. Многие из иероглифов исчезли, а один «барабан» полностью лишился гравировки.
Как же древние китайцы сохраняли и распространяли свои культуру и искусство до изобретения книгопечатания? И, как было сказано выше, для этих целей они использовали каменные стелы. Надписи на стелах называются «бэйвэнь» или «шишу» (каменные книги). Самыми ранними найденными образцами являются 46 стел с произведениями Конфуция, написанные знаменитым ханьским каллиграфом Цай Юн в 175 году, в 4-й год правления Сипина. Их также называют «Сипин шицзин» (Сипинские каноны на камне). Они находились перед лекционными залами Императорской Академии в старом Лояне (городок в 3-м веке располагался немного на восток от современного Лояна) и служили образцами классических канонов для чтения и переписывания студентами.
Чтобы выгравировать такой объем иероглифов, потребовалось несколько тысяч камней и усилий нескольких поколений. Самым большим произведением, выгравированным на камне, является «Дацзанцзин» (Великое Буддийское Писание), состоящие из 14 000 стел. Гравировка началась при династии Суй (581-618) и была завершена в 1644, то есть заняла более 1000 лет! Сейчас это редкое собрание хранится в 9 пещерах в Шицзиншань (Гора Каменных Сутр) в Фаншане, что на юго-западе от Пекина.
Чтобы сохранить «каменные книги» для потомков, с 1090 года (на пятый год правления Юаньйоу) стали собирать стелы со всей страны в Сиань. В настоящее время в залах «Леса Стел» хранится 1700 табличек различных эпох, начиная с династии Хань и вплоть до Цин.
На каменных стелах гравировали разного рода тексты – от канонов и до работ каллиграфов и барельефов. Среди них можно встретить «13 канонов» (Книга Перемен, Книга Песен и т.д.), которые являлись важнейшими книгами конфуцианцев в последующие века. В 837 году при династии Тан было выгравировано 650 252 иероглифа с двух сторон 114 стел. Вместе они составляют настоящую каменную библиотеку.
«Лес Стел» в Сиане – это не только сокровищница китайской литературы и истории, но собрание работ лучших каллиграфов различных эпох и школ. Здесь можно увидеть и различные стили написания иероглифов – «чжуань» (печатный), «ли» (официальный), «цао» (скоропись) и «кай» (уставной). Здесь посетители могут познакомиться с искусством каллиграфии.
Начиная с эпохи Борющихся царств (475-221 гг. до н.э.) и в течение многих веков шелк наряду с бамбуковыми дощечками служил материалом для письма и живописи. По сравнению с дощечками шелк имел ряд преимуществ: он был значительно легче, из него можно было вырезать любую форму, его было проще хранить и транспортировать. Но из-за высокой стоимости шелк не был распространен в качестве письменного материала в такой степени, как дощечки.
В 1973 году в ханьской гробнице № 3 в Мавандуй, Чанша, провинция Хунань, были найдены ценнейшие экземпляры «шелковых книг». На более чем 30 отрезах шелка было свыше 120000 иероглифов. На шелке записаны труды древних ученых, которые долго время считались утерянными. Например, «Усинчжань» описывает орбиты пяти планет (Венеры, Юпитера, Меркурия, Марса и Сатурна) и их расположение точнее, чем это сделано в более поздних трудах по астрономии. Также было найдено 3 карты на шелке, изображающие не только топографию местности, но и расположение войск и городов в определенных частях страны. Это самые ранние карты и в Китае, и в мире. В отличие от современных карт, на древних юг располагался вверху, а север – внизу. Топографические карты выполнены в масштабе 1:180000, а карты расположения войск – 1: 80000/100000. Легко представить, какое огромное историческое значение имеют карты, возраст которых более 2100 лет.
В старом Китае шелк считался роскошным материалом для письма. Иногда его даже красили в ярко-красный цвет. При династии Тан (618-907 гг.) белый шелк использовали исключительно для письма. В наше время многие художники стараются возродить традиционную живопись и письмо на шелке.
Под каллиграфией в Китае понимается искусства написания иероглифов кистью или наука о правилах и технике этого искусства. Она популярна в Китае и нескольких соседних государствах, на которые в древности китайская культура оказывала огромное влияние. В Китае каллиграфия считается искусством, равнозначным живописи. В наше время огромное значение придается проведению выставок работ древних и современных каллиграфов и организации соревнований между любителями и профессионалами.
Китайская каллиграфия также как и письменность начиналась с простых иероглифов, но со временем появились различные стили и школы, которые стали важнейшей частью китайской культуры. Существует пять стилей начертания иероглифов: «чжуань», «ли», «кай», «син» (ходовая скоропись) и «цао».
1) «Чжуань» или печатный шрифт – древнейший стиль написания иероглифов после гадательных надписей, которые были неудобны из-за отсутствия единообразия. Первая попытка унификации письменности была предпринята при правлении чжоуского вана Сюань (827-782 гг. до н.э.), когда придворный историк Ши Чжоу составил словарь из 15 частей, где стандартизованные иероглифы были начертаны стилем «чжуань». Это стиль также называют «чжоучжуань», по имени его автора.
Словарь Ши Чжоу давно утерян, но доказано, что надписи на «каменных барабанах» династии Цинь были выполнены именно стилем «чжуань». Когда первый циньский император Цинь Шихуан в 221 году до н.э. объединил страну, он приказал своему министру Ли Сы собрать и классифицировать все формы письменности, существующие до того момента в различных частях страны, и унифицировать письменность. Тогда Ли Сы и выбрал для унификации древний стиль «чжуань».
И сейчас стелу с выгравированными самим Ли Сы иероглифами можно увидеть в храме Божества горы Тайшань в провинции Шаньдун. Но сохранилось лишь 9 с половиной иероглифов, а остальные были стерты временем.
3)Шрифт «лишу» уже очень похож на «кайшу» (уставное письмо). Самые ранние образцы этого стиля написания относятся к династии Вэй (220-265), но широкое распространение этот шрифт получил при династии Цзинь (265-420). Современный шрифт имеет квадратную форму без какого-либо наклона. Иероглифы состоят из 8 видов черт: точка, горизонтальная, вертикальная, крюк, восходящая, откидная влево и откидная вправо. Любой начинающий каллиграф должен начинать с изучения именно этого стиля.
4) На основе «лишу» появился еще один шрифт «цаошу» (скоропись), который подходит для быстрого, но неаккуратного письма. Этот шрифт подразделяется еще на два подтипа: «чжанцао» и «цзиньцао».
Шрифт «чжанцао» появился при династии Цинь и был распространен до 3-2 века до н.э. Иероглифы хотя и написаны скорописью, но расположены отдельно друг от друга, а точки не сливаются с другими чертами. «Цзиньцао» или современная скоропись была изобретена Чжан Чжи (?-192 г.) при династии Восточная Хань, а широкое распространение получила при династиях Цзинь и Тан. Этот шрифт популярен и в наше время. Главная особенность скорописи – быстрое написание иероглифов с соединенными между собой чертами. При написании шрифтом «цзиньцао» иероглифы часто соединяют между собой: последняя черта одного переходит в первую черту следующего. В одном и том же тексте иероглифы могут различаться по размеру, что зависит лишь от прихоти каллиграфа.
Великим мастером «цаошу» считается Чжан Сюй, живший при династии Тан в 8 веке. Он славился своей небрежностью при работе с кистью. Говорят, что он не садился за письмо в трезвом виде. Он создал неповторимый стиль. Когда кисть словно скачет галопом по бумаге, крутится, вертится, превращая текст в один сплошной иероглиф. Сейчас еще можно увидеть фрагменты стел, выгравированных его рукой, в провинциальном музее Шэньси.
Чтобы научиться писать красивые иероглифы, необходима долгая и упорная практика. Это подтверждено многими великими каллиграфами. Раннее упомянутый Ван Сичжи, оказавший огромное влияние на развитие каллиграфии и почитаемый современниками и потомками, в детстве испачкал всю воду в пруду перед домом, отмывая принадлежности после каждого занятия. Другой мастер, монах Чжиюн, живший при династии Суй (581-618), был настолько усерден в учении, что заполнил старыми кистями множество кувшинов, которые после хоронил в «гробнице кистей».
В наше время каллиграфия снова стала популярна среди китайских студентов, многие из них демонстрируют настоящее мастерство.
После с помощью этих гравировок делали копии. Технология производства копии была удивительно проста: прижать мокрый кусок мягкой, но плотной бумаги (обычно использовали бумагу «сюань») к каменной или бронзовой табличке и слегка отбить ее веткой с подушечкой на конце до тех пор, пока бумага не врежется в гравировку. Затем бумагу сушили и легкими касаниями покрывали тушью. В итоге получалась копия с белыми иероглифами или рисунками на черном фоне.
Существовало несколько видов копий, которые зависели от используемой туши. «Уцзиньта» (черные копии) делали очень черной тушью, «чаньита» (копии крылышек цикады) – очень светлой, а «чжута» (красные копии) – тушью цвета киновари. Собранные в книги копии называли «бэйта» (копии на стелах). Их использовали как образцы работ каллиграфов или хранили для потомков. Многие надписи на бронзе, камне или дереве стерлись со временем, поэтому ранние копии знаменитых работ особенно ценятся, так как именно по ним можно восстановить содержание оригиналов.
Кисть, чернильница, бумага и тушь – традиционные инструменты каллиграфов и художников в Китае, поэтому их часто называют «4 сокровищами кабинета». Традиционно лучшими считалась бумага «сюань», тушь «хуэй», кисть «ху» и чернильница «дуань».
1) Бумага «сюань» (宣纸 xuanzhi)
Эта бумага, главным образом, используется в каллиграфии и живописи. Уже при династии Тан эту бумагу использовали как подношение к императорскому двору. Все знаменитые шедевры китайской живописи были сделаны именно на бумаге «сюань». Без нее немыслимо существование традиционной китайской живописи.
На западе «сюань» называют рисовой бумагой, что не совсем верно. В действительности ее изготавливали из коры pteroceltis tatarinowii, смешанной с рисовой соломой. Родиной бумаги считается уезд Цзинсянь в провинции Аньхуэй. Так как в древности уезд относился к провинции Сюаньчжоу, а центром торговли бумагой был город Сюаньчэн, она и получила такое название.
Процесс изготовления бумаги был работой трудоемкой и состоял из 18 этапов, длившихся около 300 дней. Бумага «сюань» считается лучшей за белый, словно гипс, цвет, мягкость и прочность, проверенную временем. Тушь на такой бумаге впитывается, а не растекается, потому что поверхность ее не слишком гладкая и не чересчур грубая. Бумагу «сюань» используют не только в каллиграфии и живописи, но особенно в наше время для дипломатических соглашений и других важных документов. Также ее можно использовать как промокательную бумагу или для фильтрации.
2)Кисти «ху» (湖笔 hubi)
Использования кистей для письма является одной из особенности китайской каллиграфии. Их до сих пор используют студенты на уроках каллиграфии и живописи и, конечно, профессионалы. Согласно легенде, первая кисть была сделана генералом первого циньского императора Мэн Тянем, который долго стоял со своими отрядами вдоль Великой Стены. Как-то он случайно заметил на стене кусочек овечьей шерсти. Генерал поднял его и привязал к веточке – так и получилась первая кисть для письма. Но, по мнению археологов, это всего лишь красивая легенда. По исследованиям раскрашенной керамики неолитической культуры Баньпо, обнаруженной недалеко от Сианя, было доказано, что примитивные кисти появились 6000 лет назад. Но народ все равно считает изобретателем кисти Мэн Тяня. Городок Шаньлянь в уезде Усин, провинция Чжэцзян, который считается «городом кистей», также называют Мэнси (Река Мэна) в память о генерале Мэн Тяне. Производимые здесь кисти называют «хуби», так как городок когда-то находился на территории префектуры Хучжоу. Они считаются лучшими кистями в стране.
Кисти «ху» делают из шерсти коз, зайцев и желтой ласки. Кисть будет следовать за рукой мастера по бумаге: где надо черты будут светлее или темнее, шире или уже. Высококачественные кисти «ху» должны отвечать 4 следующим требованиям: острый кончик, четкое расположение волосков, округлая форма и способность быстро восстанавливать форму. Производство кисти состоит из 70 этапов. Например, подготовка материала предполагает сортировку шерсти по толщине, длине, мягкости или жесткости. Шерсть с различными характеристиками используется для производства разных видов кистей. В наше время производится более 200 видов.
Палочку для кисти делают из высококачественного местного бамбука и часто украшают слоновой костью или красным деревом, рисунками или надписями. Когда-то кисти «ху» поставляли к императорскому двору. Они были обязательным элементом рабочего стола образованного человека.
3) Тушь «хуэй» (徽墨 huimo)
В Китае для письма использовали «твердую тушь» или «брусок из туши», которые в свою очередь могли быть настоящими произведениями искусства. Чтобы подготовить тушь для письма, в чернильницу наливали немного воды, а потом брусок растирали круговыми движениями. Когда жидкость становилось густой и черной, она была готова для использования.
До изобретения туши для письма использовали графит. Но с развитием страны при династии Хань, производство графита не удовлетворяло растущий спрос. В то время и началось производство туши из сажи от сожженной древесины сосны. При династии Мин тушь стали изготовлять из жженной сосновой смолы, свиного сала и растительного масла. Первую высококачественную тушь в Китае стали делать в уезде Шэсянь провинции Аньхуэй, а так как уезд при династии Сун назывался Хуэйчжоу, тушь стали именовать «хуэйской». Этот вид туши был изобретен ремесленником Си Чао и его сыном Си Тингуй при династии Тан, а после распространился по всему уезду Хуэйчжоу.
В состав лучшей туши может входить мускус и другие ароматические вещества, применяемые в традиционной китайской медицине. Благодаря им, тушь сохраняет надолго свой черный цвет. Обычную тушь продают кусочками, а дорогую – парами. Бруски, как правило, позолочены и украшены картинами и стихами великих мастеров. Пару роскошных брусков помещали в шелковую коробочку. Каллиграфы всех времен придавали огромное значение выбору туши. Например, при династии Цин отдельные бруски туши могли продавать по весу по цене золота.
4) Чернильница «дуань» (端砚 duanyan)
Чтобы писать тушью, необходим еще один предмет – чернильница. В древности китайцы использовали для этой цели пластину для растирания туши или камень. Самые ранние чернильницы относятся к династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г.), то есть их используют для письма уже более 2000 лет. Если говорить в двух словах, чернильница представляет собой камень, на котором растирают тушь с водой. Как правило, для изготовления использовали гладкие или слегка шероховатые камни.
Разборчивый каллиграф будет использовать только чернильницу, произведенную в Дуаньси, предместье Чжаоцина (бывший Дуаньчжоу), что в провинции Гуаньдун. Чернильницы были названы по происхождению камня «дуань». Их история насчитывает более 1500 лет.
Прежде чем стать прекрасной чернильницей, камень должен пройти трудоемкий процесс обработки, который включает добычу камня, отбор, гравировку, полировку и завершается упаковкой в изящную коробочку. Труднейшим этапом является добыча камня в горах Кэшань, что недалеко от Чжаоцина. Для добычи камня в подножье горы был пробит туннель и откачана вода. Каменщики работают до седьмого пота, чтобы добыть камень необходимого качества, которое подвергается строгому контролю.
Чернильницы «дуань» ценятся за гладкую поверхность, которая всегда блестит, словно влажная. С их помощью процесс растирки туши занимает минимум времени. Они также подходят для хранения неиспользованной туши. Также отборный камень может иметь изящные природные узоры.
Гравировка печатей входит список традиционных китайских видов искусства наравне с живописью, каллиграфией и поэзией. Красная печать – это не только подпись каллиграфа или художника, но и отдельное произведение искусства.
Также как в других странах мира в Китае печати использовались как на официальных документах, так и на бумагах личного характера. Уже с эпохи Борющихся Царств (475-221 гг. до н.э.) правитель дарил высокопоставленных чиновникам печати, как символ власти. Другими словами, печать означала наделение властью. Частные печати использовались для идентификации различных документов и как символы удачи.
Печати отображают и процесс развития письменности в Китае. На ранних печатях (периода Цинь и Хань) иероглифы наносились шрифтом «чжуань», поэтому искусство гравировки печати до сих пор называется «чжуанькэ», а шрифт «чжуань» переводится как «печатный». Со временем для гравировки стали использовать и другие шрифты, за исключением скорописи.
Иероглифы на печати могли быть выгравированы рельефно (когда изображение выпуклое) или интальо (когда изображение вырезано). По материалу, используемому для печати, можно было определить положение владельца в обществе. Обычные жители, как правило, использовали печати из дерева, камня или рога, а знаменитые поэты и чиновники предпочитали печати из красного камня Чанхуа, яшмы, агата, кристалла, слоновой кости и других ценных материалов. Для изготовления императорских печатей использовали золото и драгоценные камни. В наше время китайские чиновники центрального правительство пользуются печатями из металла, а на низшем уровне – из дерева.
Искусство изготовления печати требует мастерства в трех областях: каллиграфии, композиции и гравировке. Мастер должен быть знаком с различными китайскими шрифтами, знать, как расположить на маленькой площади энное количество иероглифов – некоторые черты соединить, другие изобразить схематично – чтобы достичь максимально изящного результата. Гравировщик должен уметь работать с различными материалами (камнем, металлом или слоновой костью).
Существует еще один вид гравировки печатей – гравировка рисунков. В общем, техника гравировки изображения на печати, в общем, практически не отличается от обычной гравировки. Единственное отличие – недостаточное пространство. Поэтому гравировку рисунков на печати называют миниатюрной.
Разнообразие рисунков существовало уже при династии Хань. На древних печатях, обнаруженных во время раскопках на различных предметах, изображали драконов и фениксов, тигров, журавлей и других животных, приносящих удачу. Также можно встретить рисунки куриц, уток, овец, гусей и рыбы. Кроме того, часто изображали сцены из жизни: танцы, игру на музыкальных инструментах или охоту. На маленькой печати, редко превышающей размеры обычной почтовой марки, отражалась жизнь современников автора, местные и общенациональные характерные черты.
Печати с изображениями также могли гравировать рельефно или интальо. С развитием туристической индустрии в Китае, в магазинах рядом с историческими памятниками появились сувенирные печати с изображениями Великой Стены, трехцветной глиняной лошади эпохи Тан и т.д. Так традиционное искусство нашло практическое применение и в наши дни.
Красный камень (鸡血石 jixueshi)
«Цзисюэши» (дословно камень цвета крови курицы) считается в Китае драгоценным камнем и используется для изготовления печатей. Кусочек этого редкого камня может стоить до 10 000 юаней. Его добывают в горах Юйянь, уезд Чанхуа, провинция Чжэцзян. В его состав входит киноварь и пирофиллит. Свое имя он получил за ярко-красный цвет, как кровь курицы. Пирофиллит, наоборот, бывает разных цветов – белый, желтый, серый, зеленый или черный – которые в сочетание с красным создают неповторимый рисунок, который не способен воспроизвести человек. Рыночная стоимость камня зависит от количества красного, его яркости, чистоты и степени прозрачности.
Впервые камень стали использовать для изготовления произведений искусства при династии Мин. Изделия из него служили отличным подарком в знатных кругах. Вплоть до падения династии Цин (1644-1911) императорская семья и знать покупали печати из алого камня для своих коллекций. В наше время его иногда можно встретить в антикварных лавках.
Камень «тяньхуан» (田黄 tianhuang)
Камень «тяньхуан» добывают в горах около реки Шоушань в северном предместье Фучжоу, столицы провинции Фуцзянь. Когда-то в древности отколовшиеся куски камня падали с гор в песок на дне рисовых полей вдоль реки Шоушань. И со временем камень превратился в осадочную песчаную породу, которую называют «тяньхуан», что дословно означает «поле» и «желтый». Название свое камень получил за желтоватый оттенок, а также за то, что его добывают со дна рисовых полей. Встречаются камни и других оттенков: красные, белые, черные и серые, которые называют «хунтянь», «байтянь», «хэйтянь» и «хуэйтянь». После нескольких веков непрерывной добычи, запасы камня были исчерпаны. В Китае этот камень, влажный на вид, считается лучшим материалов для гравировки печатей.
Чернильная паста, используемая для оттиска печати, по-китайски называется «иньни» (чернильная глина). Происхождение имени связано с тем фактом, что в древности для печати на официальных документах использовали глину, как сургуч в наше время. Позже словом «иньни» стали называть традиционную замену чернильной подушки – пасту, как правило, красную.
В состав высококачественной чернильной пасты входит 8 компонентов: киноварь, жемчуг, мускус, коралл, рубин, касторовое масло, красный краситель и moxa. Этот состав также называют «пастой из 8 драгоценностей». Именно благодаря ней получаются ярко-красные оттиски. В состав пасты высшего уровня может входить и чистое золото, и другие редкие вещества, с помощью которых оттиск сохранятся веками. Кроме того, паста приятно пахнет.
Чтобы сделать оттиск печати, необходимо гравировкой слегка коснуться несколько раз чернильной подушки, проверить, равномерно ли окрасился рисунок, и затем прижать слегка к документу. Прежде чем поднять руку, стоит выждать немного времени, чтобы оттиск был четким и аккуратным.
Ксилография – это вид печатания, который предназначался для копирования картин и работ каллиграфов. Ксилография в Китае имеет долгую историю. В 1900 году в гротах Дуньхуан была найдена древнейшая книга в мире, отпечатанная таким способом. Это была копия 1100-летней Бриллиантовой книги Сутр, отпечатанная в 868 году при династии Тан. Сейчас она хранится в Британском музее в Лондоне. При правлении минского императора Тяньци (1621-1627) впервые печатание было усовершенствовано так, что можно было получать цветные картины с помощью отдельных клише, окрашенных в различные цвета.
Искусство ксилографии получило дальнейшее развитие и, в конце концов, стало отточенным процессом. Он состоял из 4 этапов: копирование на отдельные клише, гравировка, печатание и совмещение. Этот способ превосходит современную печать в двух аспектах: 1) используемые материалы (шелк или бумага, тушь и краски) были идентичны с оригиналом; 2) репродукции более долговечны, так как материалы были устойчивы к разрушениям и выцветанию.
Лидером в печатании водяными красками с деревянного клише является Жунбаочжай, знаменитая художественная лавка в Пекине. Здесь были отпечатаны работы многих знаменитых мастеров. Одной из лучших работ за последние годы является «Вечер у Хань Сицзая» художника Гу Хунчжуна (10 век). Оригинал, длиной свыше 4 м, славится детальным изображением персонажей и обилием сочетания оттенков. Но со временем цвета 1000-летней картины утратили яркость и четкость линий. Если копировать о руки, то репродукция получиться чересчур яркой, новой, непохожей на оригинал. Поэтому за работу взялись профессионалы Жунбаочжай. Они разделили картину на составные части, с которых было сделано 1667 рисунков, а после такое же количество клеше. На воспроизведение 30 копий ушло 8 лет трудоемкой работы. Но полученные копии трудно отличить от оригинала. Репродукции такого уровня ценятся художниками и коллекционерами также высоко, как и древние оригиналы.
Образцовая пропись может состоять из работ как одного автора, так и нескольких каллиграфов разных школ. Прописи одного автора были в моде при династиях Вэй и Цзинь (220-420) около 1500 лет назад. Самыми известными из них считаются «Павильон орхидей Кайхуан» Ван Сичжи и «Богиня реки Ло 13 чертами» Ван Сяньчжи. Лучшей древней прописью с различными каллиграфическими стилями является «Образцовые прописи Зала Трех редкостей». В 1746 году в 11-й год правления цинского императора Цяньлуна было приказано выбрать три лучшие в Китае работы каллиграфов и поместить их в «Зале Трех Редкостей», расположенном в западном крыле Зала Духовного Развития в Императорском дворце. Среди трех лучших работ оказались «Прописи солнечного дня после снегопада» Ван Сичжи (династии Цзинь), «Прописи середины осени» Ван Сяньчжи и «Прописи Боюань» Ван Сюня.
С изобретением фотокопирования и современных технологий печати стало возможно делать фотокопии работ великих китайских мастеров каллиграфии. Но такие копии нельзя сравнить с каллиграфическими прописями, сделанными от руки.