На чем построена венеция
На чем стоят дома в Венеции. Как строилась Венеция
Нередко толчком для создания настоящих шедевров искусства выступает безысходность. Ярким примером тому служит Венеция – самый романтичный город мира, который ежегодно посещает более 20 млн. туристов. Зарождение Венеции приходится на V – VI века. Это время, когда с востока на величественную Римскую империю наступали варвары, опустошая все на своем пути.
Людям приходилось спасаться, они покидали свои дома и бежали… в лагуну Адриатического моря. Так на островах, которые между собой переселенцы соединяли земляными насыпями, появились первые селения. В результате получилось так, что город расположился частично на материке, а частично на воде. Например, островная часть Венеции располагается непосредственно на воде. Но на чем стоят дома в Венеции и как строилась Венеция? Об этом мы расскажем в нашей статье.
Секрет рождения города на воде
Все жилые дома, административные здания и даже мосты возводились на деревянных сваях по довольно интересной технологии. Подобрав место для строительства, люди вбивали в илистый грунт сваи, выполненные из особой породы древесины – лиственницы. Выбор в пользу лиственницы неслучаен, она отличается хорошей стойкостью к гниению и долговечностью.
Материал привозили в город из альпийского региона. Готовые сваи имели длину до 7 – 8 метров, невероятными усилиями их вбивали в грунт. Интересно, что венецианские грязи, которые преобладают в почве региона, очень плотно облегают деревянные сваи. Благодаря этому к дереву не поступает кислород, как следствие – на него не оказывают негативного воздействия насекомые и соленая вода. Это обеспечивает сваям защиту от быстрого разрушения – они способны прослужить ни одну сотню лет.
Как строилась Венеция?
Каждую сваю вбивали до момента, пока она не достигнет твердого грунта. После этого на подготовленное основание укладывали бревна пересекающимся методом. Укладка основания с применением данной методики позволяла достичь его максимальной устойчивости и прочности, а также равномерно распределить вес строения по всему периметру. Таким способом возводили фундамент будущего здания, на котором выполняли кирпичную кладку или укладывали мраморные плиты.
Постепенно Венеция приобретала свой неповторимый колорит. Но благодаря особенностям местности город выдержан примерно в одинаковом исполнении. Дело в том, что возводить здания высотой выше 5 этажей на таком грунте нельзя. Поэтому здесь преобладают дома высотой 2 – 3 этажа, а сводчатые входы, стрельчатые арки и узкие окна позволяют защититься от ветра.
Земля в Венеции стоила очень дорого и сегодня остается достаточно дорогой. В связи с этим «сухопутные» улицы города слишком узкие – на некоторых улочках двум человекам разойтись крайне сложно. Самой просторной частью города является знаменитая площадь Сан-Марко, которая располагается в самой низкой точке. Поэтому сама площадь, а также расположенные на ней базилика Сан-Марко и Дворец дожей, постоянно затапливает. Впрочем, продуманная система ливневой канализации творит чудеса – спустя несколько часов вода уходит.
Борьба за выживание
Постепенное и неизбежное погружение в воду – серьезная насущная проблема, с которой венецианцам приходиться бороться с самого начала основания города. В связи с этим город дважды перестраивали, поскольку люди создавали новое жилье на более высоких островах. Однако только в прошлом веке Венеция погрузилась под воду еще на 23 см. Такие темпы затопления несут огромные риски – местные жители не рискуют строить новые дома.
Предыдущие статьи
Празднование Рождества в Италии
Празднование Нового Года в Италии
Пермская лиственница или на чем стоит Венеция
В двенадцатитомной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Тентори в XVII веке, есть такие строки: «Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах — пермскими карагаями».
Тентори пишет, что город стоит почти на двух миллионах таких свай. В книгах двадцатого столетия количество свай почему–то уменьшилось: «Четыреста тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор надежно несут тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города».
Почему из Сибири
Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, иначе зачем бы деревья называли «пермскими карагаями». Ведь сама по себе лиственница и поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется «венецианской смолой». Краевед Лев Баньковский попытался выяснить, почему же в Венецию лиственницу везли за тридевять земель из Приуралья, а не использовали свою альпийскую.
Но каким путем везли деревья? «Вокруг всей Европы» — то есть через Балтийское и Северное моря, обходя Пиренейский полуостров, через Гибралтар в Средиземное море? Неожиданная подсказка нашлась в работе Н. Соколова «Образование Венецианской колониальной империи», изданной в Саратове в 1963 году. В ней, в частности, говорится, что начиная с XI века, Венеция захватывает лидирующее положение на Адриатике, а к XIV веку под ее контролем оказываются важнейшие торгово–стратегические пункты Восточного Средиземноморья. Важную роль в торговле играло Причерноморье.
Среди конечных торговых пунктов венецианцев здесь Соколов называет города Кафу, Солдайю, Тану, Астрахань.
И лишь в конце ХІV века Венеция смогла потеснить генуэзцев в Западном Средиземноморье и проникнуть на северо–западное побережье Европы. Ясно, что возить лиственницу венецианским купцам было куда выгоднее через Черное море, чем вокруг Европы, тем более что смогли они туда попасть далеко не сразу.
Пермский карагай
Еще одну подсказку дает название лиственницы в Венеции — «пермский карагай». Пермский — понятно, что из Перми, a карагай — так называется лиственница в тюркских языках. Сейчас все сразу встает на свои места. Южным соседом Перми Великой было государство Волжских Булгар. Булгарские купцы, хорошо зная торговую конъюнктуру, покупали в Перми Великой лиственницу, водным путем доставляли ее до Астрахани.
Как вы, наверное, помните, этот город упоминался среди конечных точек венецианских торговцев. И здесь уже под названием «карагай» продавали. Был и другой путь: до города Булгары по Каме, а из него шла сухопутная дорога до Киева, а там и Черное море недалеко.
Если же везти лиственницу из Прикамья «вокруг Европы», то тюркскому названию появиться неоткуда. Торговля шла бы через русский Новгород и какое–нибудь западноевропейское государство. Там же лиственницу называют «ларикс».
Но все же мысленно вернемся примерно так на 1000 лет назад. Даже не будем разбираться, четыреста тысяч или два миллиона стволов лиственницы вывезли из наших лесов венецианские купцы. Масштабы по тем временам при том развитии техники, транспортных средств — гигантские. Добавьте к этому расстояние: где Венеция и где наш край. И эти два миллиона или четыреста тысяч были доставлены в Венецию за каких–то несколько столетий. Это же тысячи и тысячи стволов ежегодно.
Где–то здесь, на дальних реках нашего края Глухой Вильве или Колынве, Уролке или Колве, местные жители заготовляли лиственницу особого размера и, наверное, очень недоумевали, зачем, кому нужно столько обычных деревьев, и за них тоже давали дорогой товар, как за пушнину или соль. Затем все это оказывалось на Каме. Здесь необычный для местных жителей товар брали булгарские купцы…
Но, вероятно, венецианские купцы не ограничивались тем, что им поставляли булгары, они и сами пытались проникнуть в места, где росло «дерево жизни» для их города. А иначе как объяснить, что в Европе первая карта, где было нанесено Верхнее Прикамье, была составлена в 1367 году венецианцами Франциском и Домиником Пицигани. Как бы то ни было, до сего дня остается тайной, как в Венеции узнали почти тысячу лет назад, что именно в наших краях растет такое необходимое для них дерево. Может быть, до них дошли какие–то сведения со времен Римской империи. Когда император Троян в начале II века построил из привозной лиственницы мост через реку Дунай. Остовы моста разрушили с помощью зубила только в 1858 году, через 1150 лет.
Куда шла в прошлом лиственница из Перми
Не только Венеция покупала лиственницу в Перми Великой. На протяжении нескольких столетий весь английский флот строился из лиственницы, вывозимой из Архангельского порта. И значительная ее часть была из Прикамья. Но так как покупали ее в Архангельске, называли лиственницу в Англии вначале чаще всего «архангельская». Были, правда, и другие названия: «русская», «сибирская», «уральская». Только почему–то «пермской» не называли.
Еще многие тысячелетия назад степные кочевники и жители цивилизованных государств везли это дерево за тысячи верст. Всегда использовалось оно там, где больше всего заботились о вечности. Из лиственницы строили гробницы, основания для первобытных свайных поселений, опоры для мостов и многое другое. Сегодня, как память о былой славе пермской лиственницы, остались топонимы — названия села и деревни Карагай.
PS. В 1827 году, т.е. спустя 1000-1400 лет, часть свай была обследована. В заключении об их прочности сказано, что сваи из лиственничного леса, на которых основана подводная часть города, как будто окаменели. Дерево сделалось до того твердым, что и топор, и пила его едва берет.
Строительство Венеции: город возводили в воде или его затопило позже
Венеция является жемчужиной Италии и одним из самых узнаваемых городов мира. Необычное островное расположение и богатое культурно-историческое наследие являются причиной невероятной популярности этого итальянского города среди путешественников. Венецию ежегодно посещают около 20 миллионов туристов, хотя само население города не превышает и 300 тысяч человек.
Венеция располагается как на материке, так и на прилегающих островах. Пронизанная живописными каналами островная часть города стоит в буквальном смысле в воде. Это, конечно, безумно красиво, но ужасно неудобно. Как же построили все эти дома? Или изначально они стояли на суше, а впоследствии их затопило?
Как полагают исследователи, заселение Венецианской лагуны и островов началось в конце VI века, а уже к IX веку островная часть Венеции была полностью застроена. На протяжении своей истории Венеция переживала периоды взлетов и падений, когда она оказывалась под властью иноземных захватчиков. Но тем не менее ей удалось сохранить тот неповторимый образ, который сложился благодаря островному расположению.
Островная часть Венеции включает в себя более 100 островков, которые разделены сетью каналов. То есть здания города построены на небольших участках суши, которые просто не видны из-за плотной застройки. А окраины островов погружены в наступающие морские воды. Проливы между островами превратились в каналы, по которым сегодня гондольеры катают романтичных туристов. Глубина этих каналов невелика, в основном не более 2,5 метров. А все здания и сооружения, от жилых домов до мостов, в этой островной части построены на деревянных сваях по очень интересной технологии.
Выбрав место для строительства, венецианцы вбивали в илистый грунт деревянные сваи, которые были изготовлены из лиственницы. Эта порода деревьев славится своей долговечностью и устойчивостью к гниению. Лиственницу для строительства Венеции специально привозили из альпийского региона. Деревянные сваи длиной до 7-8 метров вбивали в грунт, а поверх них укладывали деревянные бревна, которые и служили фундаментом для будущего здания. Ну а уже на основание из лиственниц выкладывали ряд из кирпичей и возводили здания.
С момента основания Венеции ее острова медленно уходят под воду. По этой причине островной район города как минимум дважды перестраивался, а современные здания датируются XIV-XV веком. Таким образом, лиственничным сваям, на которых стоит островная Венеция, более 500 лет и, как показывают последние исследования, большинство из них находится в прекрасном состоянии.
К сожалению, Венеция постепенно погружается в воду. Это связано как с общим повышением уровня Средиземного моря, так и с проседанием грунта. Последнее, по мнению ученых, происходит по причине истощения артезианских скважин, эксплуатирование которых уже было прекращено. Регулярные наводнения причиняют немало неприятностей историческим постройкам. Поэтому ведется строительство защитной дамбы, которая бы отсрочила погружение Венеции.
Венеция: как строилась, история, фото с описанием
Популярный у туристов красивый город на воде Венеция расположен на 118 островах, соединенных 150 каналами и 409 мостами. При строительстве всех построек мастера использовали особую технику, которая позволила надежно укрепить фундамент и успешно выдержать ежедневную «морскую баню» постройки. Разобраться в уникальном способе строительства домов на воде поможет информация о том, как строилась Венеция. А информация о канализации и ее нынешнем состоянии веками шокировала многих посетителей.
Как строилась Венеция: история
Точная дата основания города неизвестна, но, по мнению ученых, первое поселение было основано венецкими племенами, жившими здесь в XII-XI веках. AVANTI CHRIST NS. Во время падения Римской империи бежавшие от нее жители поселились на небольшом острове Риальто, который находился в центре лагуны на севере Италии. Территория была полностью покрыта камышом и непригодна для ведения сельского хозяйства.
Первые поселения образовались на островах лагуны, которые представляли собой сотни небольших заболоченных участков суши на мелководье. Они образовались из ила и почвенных отложений, которые за тысячелетия превратились в тонкие полосы земли между впадинами с водой.
Эта земля стала основой для изобретения способа постройки домов в Венеции в первые годы. Поселенцы выбрали более высокие участки земли, затем возвели глиняные стены и корни травы «гролло», которая росла прямо здесь, в болотах. Крыша была построена из ветвей деревьев и на них были помещены связанные пучки болотного тростника и соломы. Эти дома оказались временным убежищем, жители которого по мере продвижения войск возвращались на материк в свои дома.
Поселения беженцев в Венеции
В 6 веке, во время правления династии Ломбард, богатые венецианские семьи мигрировали на острова, спасаясь от нашествия завоевателей. Прибывшие мигранты привыкли жить в более роскошных условиях, а не в простых хижинах. Поэтому сразу начали строить уже двухэтажные дома, в которых первый глиняный пол использовался под склад, а второй был деревянным и предназначался для жилья.
С прибытием новых беженцев требовалось все больше и больше территорий, для чего поселенцам приходилось осушать заболоченные земли и укреплять берега залива. Также потребовалось строительство причалов для перевозки людей и грузов. Насыпи были укреплены преградой из деревянных бревен для повышения уровня поверхности, на которую сверху забрасывали камни и землю, а затем строили дома.
Первоначально поселенцы селились на 124 островах, построив самостоятельные поселения. Все начали строить жилые дома и каменные церкви. Со временем каждое поселение расширялось, дома стали строиться по планам, по которым в те времена строились города: центральная площадь, вокруг которой возводились общественные здания; жилые дома располагались на расходящихся улицах. Также построили водохранилище, которое снабжало население питьевой водой.
Поскольку большое количество островов было колонизировано, а болота систематически осушались, между ними были построены мосты, которые помогли людям перемещать и перевозить товары.
Столица Венецианской Республики
Центром Венеции был остров Риальто («высокий берег»), который был самым безопасным. В 810 году он стал главным поселением, сюда переехали чиновники и правительство. В связи с подобными политическими событиями эта часть города потребовала перепланировки и новой застройки.
Выбор столицы в пользу острова Риальто был сделан из-за его труднодоступности. Из-за того, что он был окружен водами глубокой бухты, крупные иностранные корабли не могли приблизиться. Во время основания столицы здесь на острове уже было построено 14 церквей, вокруг которых продолжалось строительство центра города.
Начало плановой застройки Венеции
Почва на островах была многослойной, мягкой и рыхлой, поэтому она не могла выдержать вес монументальных каменных построек. Строителей и архитекторов попросили решить проблемы обеспечения устойчивости будущих зданий и понять, как построить Венецию на воде.
Было решено посадить в землю столбы, которые перенесли через море. Исходя из характеристик стойкости, подходили только 2 вида древесины: дуб и лиственница, причем последняя имеет особую способность становиться более стойкой при погружении в воду.
Для осушения территории сначала была возведена дамба, затем посажены столбы, которые предварительно обработали специальными растворами и смолами. Для небольшого жилого дома делали 6-7 рядов свай, для более высоких — «свайное поле». Бревна втыкали в землю до уровня, на котором начиналась твердая почва.
Размеры столбов были: толщина 20 см, длина 3 м, поверх них укладывались 2 слоя деревянных балок, поверх которых уже можно было класть камни для фундамента здания. По подсчетам историков, общее количество опор, установленных под зданиями в Венеции, составляет около 1 миллиона.
Сохранению древесины способствовали также свойства местного ила, который покрыл дерево в виде защитного слоя и не пропускал воздух, преграждая путь проникновению бактерий и животных. Столь удивительные свойства грязи помогли предотвратить повреждение свай и их разложение. Именно уникальные свойства венецианского ила обеспечили долгую жизнь и функционирование зданий города и позволили строителям изобрести новый способ возведения Венеции и сохранения ее построек.
Древесина
На территории Венецианской республики нет лесных насаждений, поэтому всю древесину для строительства приходилось привозить из горных районов Словении и Хорватии. Это были огромные лиственницы и дубы, которые сначала сплавляли по рекам, а затем доставляли на острова морем. По некоторым данным, древесина также была завезена из России в виде лиственницы пермской или «карагаев».
Из-за свойств местного ила и глубокого расположения столбов доступ кислорода к древесине был заблокирован. Таким образом погибли микроорганизмы и грибки, которые обычно губительно действуют на деревья. Под воздействием морской воды и минеральной грязи лес на протяжении многих веков окаменел.
Венецианские строители придумали не только способ построить Венецию, но и способ повысить экологичность и легкость городских зданий. Дерево стали использовать по аналогии с кладкой, в виде полос деревянных столбов. Эти детали, получившие название «ремес», располагались горизонтально на определенных интервалах между стенами. Они играли роль «опор», то есть более равномерно распределяли нагрузку на стены и перекрытия крыши.
Внутренние стены венецианских зданий также были выложены балками, называемыми «скорцонами», которые располагались вертикально и уменьшали вес конструкции.
Истрийский камень
Следующим вопросом, как строить дома на воде в Венеции, решили архитекторы, выбрав камень для постройки. Чтобы построить город на болотистой земле, нужен был особый камень, который не разрушился бы под действием морской воды. Наиболее подходящим оказался один из видов известняка, обнаруженный на полуострове Истрия (Хорватия) в Адриатическом море и названный «Истрия».
Такой строительный материал обладал замечательными свойствами:
90% зданий, построенных в Венеции, построены из истрийского песчаника. Камень оказался идеальным материалом для промежуточного слоя между деревянными столбами и кладкой, из которой возводились стены сооружения. Он отлично защищает здание от эрозии и разрушения. В наши дни такой камень до сих пор успешно добывают в карьерах Хорватии и используют для реставрации старых построек в Венеции. Его также используют для строительства новостроек.
Градостроительный стиль Венеции
Из-за частых пожаров венецианские строители решили отдать предпочтение кирпичной и каменной кладке при строительстве зданий. Чтобы понять, как строился город Венеция и содержащиеся в нем многоэтажные дома, вернемся к архитектурным принципам застройки того времени.
Городской стиль «город на воде» формировался с учетом отсутствия возможного военного нападения, поэтому никаких оборонительных сооружений возводить не было. Общественные и жилые здания имели большие проемы, многочисленные украшения, колонны и декоративные элементы. Каждый дом имел прямой выход к воде, куда выходил фасад здания. Внутри архитекторы спроектировали двор с садом или фонтаном.
В 1501 году в городе были учреждены танковые магистраты, действующие и по сей день. В их функции входит обеспечение гидротехнических сооружений, предоставление концессий отдельным лицам или группам, религиозным обществам. В них указывается рабочая зона, доставка, защитные меры по удалению мусора из воды. Контракты вменяют обязательство строить мосты и фундаменты. В случае невыполнения все активы передавались муниципалитету.
Как строилась Венеция: канализация
В городе вообще нет централизованной канализационной системы, и ее функции выполняют небольшие каналы, по которым отходы городской жизни переносятся прямо в Большой канал и далее в Адриатическое море. Однако из-за регулярных приливов и отливов грязная вода из каналов постоянно стекает в лагуну. Так что в Венеции вы также можете увидеть рыбу в каналах.
Венецианская лагуна имеет длину 56,5 км и ширину 9,6 км. Он отделен от Адриатического моря полосой песка с проливами Лидо, Кьоджа и Маломокко, через которые быстрое течение очищает все воды и каналы города. Благодаря им Венеция много веков существовала без централизованной канализации.
В каждом здании есть отстойники, в которых скапливаются отходы, самые легкие из которых — через отверстия в стенах или через трубы в канале. Более тяжелые фракции перекачиваются из постоянно работающих канализационных емкостей.
Основные составляющие внутренней канализации дома:
Предварительная отбраковка проходит через фильтры, установленные в подвале. Однако встретить плавающий мусор в Венецианском канале вполне возможно.
Сейчас дома на некоторых островах и на материке уже имеют центральную канализацию, но в исторической части города все осталось по-прежнему.
Угроза затопления города на воде
В последние годы муниципалитет Венеции получил мало средств на содержание каналов, так как все средства были выделены на строительство шлюзов (5,4 миллиарда евро). Это связано с планом защиты города от постоянных затоплений и заболачивания, в результате которых происходит постепенное проседание построек. За последние 50 лет Венеция уменьшилась на 23 см, а процесс затопления продолжается на 1-2 мм в год.
Венеция уже много лет является городом-музеем, привлекающим миллионы туристов полюбоваться прекрасным дворцом и каналами, по которым скользят романтические гондолы. Многие даже не задумываются о том, как была построена Венеция и почему здания прекрасно сохранились на протяжении нескольких веков. Все это благодаря первым строителям и архитекторам города, которые придумали уникальный принцип возведения многоэтажных домов.
Экскурс в историю возникновения Венеции: как и зачем она строилась на воде
Москва, 28.12.2020, 08:34:07, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Елена Даниленко.
Интернет-пользователи часто ищут ответы на вопросы: как выглядела Венеция до наводнения и было ли оно вообще, почему город стоит на воде и всё еще не тонет? Фактически Венеция никогда не подвергалась затоплению. На её улицах всегда стояла вода, и это не результат катаклизма: город намеренно построен на воде.
Но почему инженеры решили построить город на воде, а не на близлежащей земле? Чтобы понять это, вернемся во времена, когда зародилась Венеция, то есть, в IV век нашей эры.
История Венеции: почему она построена на воде
Это невероятно старый город, на месте нынешней Венеции всегда были острова и болота. Первые поселенцы прибыли на остров из близлежащих земель: о них сегодня мало что известно, равно как и о временах основания Венеции.
В IV веке в Римскую империю вторглись дикие варвары: они грабили и разрушали всё, что стояло на их пути. Жизнь в распадающейся Римской империи становилась все более опасной. Люди постепенно бежали на островки: сначала только во времена нашествий гуннов (например, когда в 452 году правитель гуннов разрушил Аквилею — город на материке, принадлежащей венецианцам).
Выхода не было:,нужно было заново строиться в болотистых поселениях в надежде, что впредь острова, удаленные от материка, станут стратегически лучшим местом для защиты от захватчиков.
Так и случилось: на островах, где расположена Венеция, стали постоянно появляться первые поселения. Варвары, конечно же, пытались проникнуть туда в надежде устроить еще больше грабежей. К счастью, любого, кто хотел приехать в Венецию, было хорошо видно. Враг становился лёгкой мишенью для поражения огнём.
Между тем условия, в которых создавался город, были сложными и по другим причинам. Например, доступ к пище с суши не был чем-то само собой разумеющимся, нужно было есть в основном рыбу и первые трудноразвивающиеся культуры. А из-за отсутствия связи с врачами смертность поселенцев поначалу была высокой.
Как Венеция строилась на воде: как заливался фундамент
С самого начала дома строились на больших деревянных сваях, и для этого использовались лодки. Строители, стоя на кораблях, сначала отгородили большими сваями пространство, на котором должны были располагаться фундаменты. После того как были очерчены основы и закрыто пространство, воду изнутри откачивали, чтобы построить более мелкие столбы.
Сила характера и развивающаяся сообразительность поселенцев, проявленные в тяжелых условиях, помогли им построить исключительную защиту от вторжений извне.
Когда в 810 году Карл Великий попытался вторгнуться и завоевать острова, жители сняли с воды деревянные столбы, которые служили указателями на отмелях. Приливы и отливы в Венеции по сей день переносят песок в лагуну, вызывая изменение структуры дна. Только зная, где мелко, а где глубоко, можно пересечь лагуну на лодке, не застряв в иле. Когда корабли Карла Великого, прекрасно вооруженные и переполненные воинами, сели на мель, венецианцы окружили их и убили целые команды.
Всего через год после вышеупомянутой битвы в той части Венеции, которую мы знаем сегодня как главный город, была основана независимая от византийцев провинция. Затем в этих областях было учреждено епископство, и Карл Великий прекратил все претензии на эту территорию.
Из небольшого поселения рыбаков и нескольких торговцев Венеция превратилась в европейскую экономическую державу. На протяжении многих веков это был богатый город-государство, правивший всем Средиземноморским бассейном.
Все это завораживает! Причем, посетителей ошеломляет не только вид города на воде, и как он возник, но также и масштаб власти, которую он позже развил. И самое интересное — как за относительно короткое время была потеряна удивительная мировая держава.