На чем рисуют аниматоры
Как начать рисовать мультфильмы: рассказывают аниматор и мультипликатор
Вы также можете прочесть эту статью на английском языке (in English).
Работать в области мультипликации – удивительное дело. И мне повезло, что я могу заниматься созданием мультфильмов. В детстве об этом мечтали все.
Я из Москвы, сейчас живу в Париже и работаю иллюстратором и аниматором удалённо в США, России и Гонконге. По образованию я – программист. Мои родители сомневались, что, будучи художницей, можно будет заработать, и попросили меня окончить университет и получить образование, которое мне точно поможет найти работу. На программиста я отучилась, но дальше ничего из этого не вышло, потому что я не хотела быть программистом. Художественного образования у меня нет: в специализированные кружки или художественную школу в детстве я не ходила, потому что у моей семьи не было финансовой возможности. Поэтому рисовать я училась сама интуитивно. Серьёзно занялась рисованием в конце 2012 года, пока училась в университете, и поняла – благодаря мнению окружающих и публикации в интернете моё творчество «годно» и, возможно, у меня есть путь художника. Самообучение было тяжело совмещать с тяжёлой учёбой в технологическом. Поэтому, когда я окончила вуз, я сидела год дома и рисовала портфолио каждый день, чтобы найти свою работу мечты. Мне пришлось пройти через критику, отказы, моменты самобичевания, прежде чем я нашла работу в Америке и в студии в Москве. Тогда появились уверенность и понимание, что всё не зря.
Как выбрать графический планшет аниматору?
Графический планшет позволяет аниматору работать над проектом на всех стадиях: от создания набросков до окончательной проработки персонажей и их анимации, в том числе в 3D. А кому-то он заменяет даже мышку!
Для чего аниматор использует графический планшет?
В анимации сначала создают наброски персонажей, окружения и всего, что связано с антуражем. На этой стадии планшет необходим, потому что мы рисуем.
Затем идет прорисовка или моделирование с последующим текстурированием.
Для детализации двухмерных сцен используются Adobe Photoshop и Corel Painter, и работают над этим художники, используя графические планшеты. А для работы над SD-сценой уже нужны MODO и Maya, в них планшет применяют на стадии текстурирования.
Планшет также незаменим для управления визуальными эффектами в программах видеомонтажа и композитинга. Его можно применять чтобы редактировать эффекты, ретушировать фото, работать со звуком, писать заметки и многое другое. Короче, все мы знаем, что планшет — это Маст-хэв.
На что смотреть при выборе планшета?
Активная область — это та часть планшета, на которой вы работаете. Чем она больше, тем дороже модель. Размеры активной области соотносимы с форматами бумаги (от А6 до А3).
А6 компактный, но неудобный для рисования, скульптинга и анимации: приходится часто менять масштаб и двигать холст.
А5 оптимальный вариант для аниматора на сегодняшний день по цене и возможностям. Помещается на столе, не занимает много места, но при этом достаточно большой.
А4 И А3 используют профессионалы: с таким размером удобнее работать над мелкими деталями.
Обратите внимание на соотношение сторон активной области. В идеале оно должно быть таким же, как у монитора — в противном случае вы будете рисовать либо на части холста, либо пропорции каждой линии будут искажаться, что неудобно.
Разрешение измеряется в LPI, то есть линиях на дюйм. Это количество «точек», способных распознавать сигнал при контакте с пером на площади дюйма поверхности.
От количества LPI зависит, насколько точно перо будет попадать в нужное место. Чем LPI выше, тем лучше, но многое зависит от того, какой у вас монитор. Если вы подключаете графический планшет к ноутбуку, то 2540 LPI будет достаточно, потому что мониторы ноутбуков обычно не очень высокого разрешения. Но если у вас монитор 4К или 5К — то с 2540 LPI вы не сможете попадать в нужный пиксель на экране. В этом случае нужен планшет разрешением от 5080 LPI.
Клавиши управления предназначены для быстрого переключения между инструментами графических редакторов. Но если кнопок более 10, легко запутаться. 4—8 клавиш вполне достаточно для большинства художников, дизайнеров и аниматоров.
Тип подключения. Обычно планшеты подключаются через USB, но есть и беспроводные с Bluetooth. Дешевые модели с Bluetooth могут подтормаживать — появляется задержка и лучше их не покупать. Проводные модели стоят меньше, но не все любят провода и с ними труднее работать, например, в дороге.
Также процесс работы на графическом планшете во многом зависит от характеристик пера (стилуса).
Угол наклона пера имитирует работу с реальным материалами: если вы наклоните угольный карандаш, то он даст толстую линию, а если наклоните гелевую ручку, то она начнет писать тонко. Для имитации подобных техник рисования и нужна эта опция. Но угол наклона поддерживается только дорогими планшетами и в обычной работе художника легко заменяется настройкой самой кисти в программе, а художникам, не работавшим с настоящими материалами, он зачастую даже мешает. Начинающим эта функция не нужна.
Уровень чувствительности (нажима) пера позволяет вам во время рисования делать линии тоньше или толще, прозрачнее или насыщеннее в зависимости от силы, с которой вы давите на перо. Это универсальная и очень важная функция, которой пользуются все художники, ведь так вы можете намного быстрее управлять штрихами и получать более «живые» линии. Все базовые перья сейчас уже имеют 2048 уровней нажатия, что давно стало индустриальным стандартом и подходит как начинающим, так и полупрофессионалам. Но чем больше уровней нажатия, тем точнее вы сможете контролировать перо и тем легче будет с им управлять.
Высота считывания пера показывает, на каком расстоянии от рабочей области планшет еще «видит» перо и передвигает соответственно курсор. Для комфортной работы она должна быть не меньше 6-7 мм.
Точность измеряется в миллиметрах и указывает погрешность, в пределах которой устройство различает отдельные касания пера с активной области. Если, к примеру, точность пера равна 1 мм, то две параллельные линии, проведенные на расстоянии 0,5 мм друг от друга будут сливаться в одну. Для простоты понимания этот параметр можно назвать «остротой заточки карандаша». Большинство современных планшетов имеет точность пера 0,25 мм и заметить её влияние можно, только если специально постараться.
Аниматор: профессия настоящего и будущего
28 октября — Международный день анимации. В честь праздника мы взяли тематическое интервью у Андрея Тренина, аниматора с 15-летним опытом работы и создателя онлайн-школы анимации. Он рассказал нам, почему аниматор — это профессия будущего и как сделать карьеру в этой сфере.
Чем аниматор отличается от мультипликатора
Анимация и мультипликация — это разные наименования одного и того же аудиовизуального искусства, основанного на технологии «оживления» изображений. Мультипликация — русскоязычное название анимации, его использовали в СССР. Сейчас в индустрии принято использовать англоязычные термины, «анимация» и «аниматор». Во-первых, они понятны всем, а во-вторых, в них как раз и отражена суть профессии — одушевление («анима» на латыни — «душа»).
Два основных вида современной анимации — рисованная 2D-анимация и компьютерная 3D-анимация. В первом случае оживляется нарисованный художником персонаж, во втором — его компьютерная проекция в 3D. К анимации также относится создание визуальных эффектов (VFX).
Чем занимается аниматор
Аниматор — это художник-артист, который с помощью определённых приёмов и технологий создаёт иллюзию движения персонажа мультфильма или компьютерной игры. Персонажи при этом двигаются, разговаривают, испытывают и проявляют разные чувства. Всё это аниматор должен изобразить, пользуясь разными профессиональными приёмами. Чем более живым и ярким получатся персонаж — тем выше качество работы аниматора.
Мультфильмы, анимационные сериалы, компьютерные игры не создаются в одиночку, над ними всегда работает команда. На большой студии аниматор — часть производственной цепочки. Можно сказать, что он — инструмент, которым режиссёр воплощает свой замысел. Сначала создаётся сценарий и образы персонажей, а потом аниматор воплощает и оживляет их.
Аниматор может работать и самостоятельно, то есть быть сам себе режиссёром. Так создаются авторские мультфильмы. В России ежегодно проходят фестивали авторских анимационных фильмов, например, «Суздаль» или «Крок», где создатели демонстрируют свои работы, обмениваются опытом, получают призы и награды.
С одной стороны, аниматор — достаточно творческая профессия. В рамках определённого режиссёрского задания можно самостоятельно работать над характером, внешностью, манерами персонажа, воплощать собственные идеи.
С другой стороны, в индустрии аниматору приходится работать в заданных рамках, выполнять режиссёрскую задачу. Если хочется больше свободы, можно заниматься собственными проектами, работать в авторском кино, но там меньше возможностей для заработка.
Как я стал аниматором
В детстве я посмотрел передачу «Спокойной ночи, малыши!». В программу позвали аниматора, и он изобразил в блокноте, как создаётся рисованный персонаж. С тех пор я мечтал только об одном — стать персонажным аниматором. В то время, 20 лет назад, возможностей сразу выучиться на аниматора было меньше. Я поступил в Палехское художественное училище и получил специальность «художник лаковой миниатюры», а потом приехал в Москву и устроился работать на анимационную студию «Солнечный дом». Они тогда как раз делали мультфильм «Князь Владимир». Там, на студии, я работал и одновременно учился у профессиональных аниматоров.
Несколько лет я переходил из студии в студию, попробовал себя в разных видах анимации, освоил разные техники, работал и на фонах, и в композитинге, но больше всего мне нравилась персонажная анимация. Постепенно из простого аниматора я вырос до главного аниматора, работал супервайзер-аниматором на анимационном сериале «Сказочный патруль».
Во время работы я видел, что аниматоров на проектах не хватает, мне нужны были коллеги-профессионалы. Я решил сам их обучать: открыл онлайн-школу анимации и создал тематическое сообщество в социальной сети. Сейчас, спустя 5 лет, в нашей школе учатся 300-400 студентов в месяц, наши выпускники работают на студиях анимации в России и за рубежом. Мы учим анимации, режиссуре, сценарному мастерству, проводим ежегодный «Слёт аниматоров», куда приезжают иностранные спикеры, представители студий, аниматоры и все, кому интересна эта профессия.
Я руководитель проекта, занимаюсь его развитием и продвижением, поэтому времени на преподавание или создание анимации практически не остаётся. Однако я планирую развиваться дальше в индустрии. Например, есть идея создать компьютерную игру, но не хватает знаний, так что я собираюсь пойти на курсы и выучиться на геймдизайнера.
Где нужны аниматоры
Я считаю, что аниматор — это профессия будущего. Визуальный контент окружает нас повсюду, и его будет требоваться всё больше и больше. В дальнейшем технологии позволят транслировать анимационные изображения прямо в мозг человека, и для их создания также понадобятся аниматоры.
Но и сегодня аниматор — очень востребованная профессия. Они нужны в кино- и телеиндустрии, в рекламе. Создание фильмов и мультфильмов в студиях поставлено на поток, поэтому аниматоры в кино и на телевидении не просто востребованы — их не хватает, причём как в России, так и за рубежом.
Аниматоры задействованы и в гейм-индустрии. Они создают специальные клипы анимации, которые компьютерная программа потом микширует (совмещает) и делает из этого движение. Например, для персонажа отдельно делается клип для ходьбы, отдельно — для падения, отдельно для поднятия руки, поворота головы. Потом все эти клипы совмещаются и получается анимация движений персонажа. Игрок нажимает соответствующую кнопку на компьютере, активируется программа, и персонаж выполняет нужные действия.
Как стать аниматором
Высшее образование в сфере анимации можно получить во ВГИКе, на факультете анимации и мультимедиа. Там готовят режиссёров и художников анимации, есть бюджетные и платные места.
Экзамены для поступления:
Аниматоров готовит также «Театральный художественно-технический колледж» в Москве. Поступать можно на базе 9 и 11 классов, вступительные испытания при поступлении на отделение анимации — «Рисунок«и «Раскадровка».
Однако в наше время не обязательно идти в официальное учебное заведение, чтобы выучиться на аниматора. Существует множество дистанционных школ анимации. Они, как правило, платные, но обучение на аниматора очень быстро окупается, если не просто выучиться, а остаться в профессии. Зарплата аниматора-стажёра в России — от 40 тысяч рублей, а опытный специалист может зарабатывать 100 тысяч и больше.
Когда аниматора принимают работать на студию, даже если это студия Disney, смотрят не на диплом, а исключительно на портфолио, то есть на работы, которые аниматор уже делал и может продемонстрировать.
Дистанционные школы как раз и позволяют собрать впечатляющее портфолио. Во время обучения выдаются задания, студент выполняет их вместе с преподавателем-ментором. Ментор помогает сделать работу качественно, указывает на ошибки. Онлайн-школы также проводят стажировки на студиях, где у студентов есть возможность попробовать себя в реальной работе. Им выдают «боевые сцены» прямо с производства, и те, кто хорошо справляется, имеют все шансы попасть в проект и в титры.
Аниматоры сейчас настолько востребованы, что студентов разбирают на работу сразу после окончания дистанционной школы анимации.
Какие навыки нужны аниматору
Для поступления в официальное учебное заведение понадобятся навыки рисования и раскадровки. Их можно получить в художественных школах, на специальных курсах, детских студиях анимации или занимаясь с преподавателем индивидуально.
Для обучения 3D-анимации в дистанционной школе навык рисования желателен, но не обязателен. Объёмной компьютерной анимации можно научиться полностью «с нуля». А вот если есть желание освоить рисованную 2D-анимацию, начальные навыки рисования понадобятся. Особенно приветствуется в анимации умение рисовать скетчи — быстрые наброски.
Аниматор — не художник. Как говорил мой ментор, известный российский аниматор Александр Дорогов, который работал на студии Disney, а сейчас обучает студентов в России, «хороший рисунок не спасет анимацию, её спасет хороший тайминг». Для аниматора более важна не тщательная прорисовка, а умение видеть изображение в динамике.
Уровни мастерства и карьера
Главные навыки аниматора — умение передавать движение тела и мимику персонажа.
Передавать движение проще. Научившись хорошо рисовать движение, аниматор уже может создавать работы, например, для компьютерных игр, где персонажи просто бегают и прыгают, совершают какие-то действия, но не общаются.
Чтобы работать над созданием мультфильмов и фильмов, нужно научиться делать мимику, липсинк — движение губ персонажа, показать актёрскую игру, сделать его интересным, смешным. Это следующий уровень мастерства.
По опыту нашей школы анимации, самый быстрый срок освоения профессии с нуля до начала работы в студии — 6 месяцев. Сейчас этот срок увеличивается: аниматоров становится больше, растёт конкуренция, студиям требуются специалисты более высокого уровня. Многие наши выпускники возвращаются к нам, чтобы освоить новые навыки.
После школы анимации студент становится аниматором-стажёром. Через несколько лет работы в разных студиях и разных проектах он нарабатывает опыт и превращается в хорошего специалиста среднего уровня. Если он становится востребованным, его приглашают на работу и стараются удержать — значит, он стал аниматором-профессионалом.
Внутри студий анимации — своя карьерная лестница, от техник-аниматора до главного аниматора, который отвечает за весь проект.
Многие аниматоры, получив образование в России, достигают здесь своего «потолка», не только зарплатного, но и творческого. Поэтому они уезжают работать за границу — в США, Канаду, Вьетнам и другие страны.
Какие личностные качества нужны и не нужны аниматору
Нужны
✅Трудолюбие, умение действовать, а не рассуждать.
Это качество нужно в любой профессии, но аниматор совершенствует своё мастерство и растёт профессионально, только если постоянно работает, рисует и создаёт. Успешные молодые специалисты, которые быстро становятся востребованными и попадают на крупные студии, отличаются не особыми талантами, а именно трудолюбием и активностью.
✅Коммуникабельность
Умение выстраивать коммуникацию важно, чтобы находить интересные проекты, быть в курсе новинок индустрии, для работы в команде и обмена опытом с коллегами.
✅ Наблюдательность
Для аниматора важно замечать особенности движения, мимики людей, быть внимательным к деталям. Наблюдая за движением в окружающем мире, люди разработали основные принципы анимации. Аниматор постоянно исследует, как двигается персонаж, смотрит референсы (изображения, помогающие уточнить творческую задачу, уловить суть персонажа и точнее передать детали), изучает работы других аниматоров.
✅Ответственность
Профессиональный аниматор должен работать быстро, качественно, соблюдать сроки, ответственно относиться к своей задаче.
Не нужны
🚫Усидчивость
Создавать анимацию — очень увлекательное занятие, поэтому темперамент для аниматора не имеет особого значения. Главное — любить свою работу, тогда усидчивость не понадобится.
🚫Талант
В анимации, как и в любой другой творческой профессии, 99% труда, и только 1% таланта, и даже этот 1% не обязателен. Если он есть — повезло, если нет — можно без него обойтись.
Что нужно запомнить:
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Кем статьЯ хочу стать мультипликатором
— что дальше?
Профессионалы о том, как приобрести необходимые навыки
Текст
Иногда кажется, что рисованных мультфильмов на экранах почти не осталось: их место полностью заняла 3D-анимация, предоставив 2D-анимации фестивали в качестве единственной площадки. Look At Me отыскал влюблённых в своё дело аниматоров, уверенных, что 3D-анимация не может скинуть с арены нарисованные мультфильмы.
Шон Макглинчи, работавший на Disney и Warner Brothers и преподающий сегодня анимацию в Лондоне, интерн Disney Надя Мира и московский художник-аниматор Илья Шекиладзе рассказали о том, что нужно знать человеку, решившему связать свою жизнь с миром анимации, и дали несколько полезных советов начинающим.
Где учиться
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова, факультет анимации и мультимедиа
Школа компьютерной графики Scream School, факультет «Анимация»
Французская школа анимации L’Emca
Канадская школа анимации, искусств и дизайна Sheridan College Institute
Французская школа анимации
La Poudrière
Шон Макглинчи о том, что нужно много
рисовать и смотреть кино
Шон Макглинчи
Shaun McGlinchey
Аниматор спецэффектов, старший преподаватель на курсе «Анимация» Вестминстерского университета в Лондоне
Я не читал никаких книг об анимации, я смотрел фильмы: анимационные и художественные. И рисовал. Я очень любил рисовать. Вот и вся история. Всё просто: чтобы стать аниматором, нужно уметь рисовать.
Нельзя сказать, что учиться на аниматора необходимо. В своё время я знал множество людей, приходивших на студии без специального образования, будучи отличными художниками. Сегодня всё немного по-другому. На студиях от тех, кто приходит устраиваться на работу, ждут, что у них есть какой-нибудь диплом. Теперь аниматор должен обладать определёнными техническими знаниями и уметь пользоваться необходимыми программами. Даже нарисованная анимация сейчас почти всегда рисуется не карандашом на бумаге, а на планшетах. Вы могли встретить людей, которые говорят: «рисованная анимация скоро умрёт», но я не из таких. Рисованная анимация меняется, а не умирает. Нарисованные мультики с помощью новых технологий переносятся на другую платформу, вот и всё. Disney недавно сделал отличный нарисованный короткометражный мультфильм Paperman, например.
В то же время я знаю людей, которые говорят «я никогда не сяду за компьютер и всё буду делать от руки», но и эта точка зрения кажется мне неперспективной. Аниматор всегда должен будет уметь рисовать, но компьютер может помочь решить многие проблемы и значительно ускорить процесс.
Чтобы начать карьеру аниматора, надо прийти на студию, устроиться туда интерном или хотя бы на должность принеси-подай. На Disney и Pixar просто так не устроиться, конечно, прежде надо поработать где-нибудь ещё, например, в рекламе или в телесериалах. Мне очень повезло когда-то попасть в одну из самых больших на тот момент рекламных компаний в Лондоне — это был мой первый опыт. Так я обзавёлся знакомствами. Когда знаешь всех в индустрии, становится проще – кто-то ищет аниматора, через твоих друзей эта информация доходит до тебя, и вот ты уже получаешь новую работу. В какой-то момент я и оказался на студии Disney.
Сейчас я преподаю в нескольких университетах Лондона, но будь у меня возможность выбирать, куда пойти учиться, я бы выбрал университет Gobеlins в Париже. Я работал со многими людьми, закончившими это учебное заведение, и они были просто потрясающие.
Что читать
«Энциклопедия отечественной мультипликации»
«Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации»
Richard Williams
The Animator’s Survival Kit
The Illusion of Life: Disney Animation
Animation: from Scripct to Screen
The Human Figure in Motion
Thinking Animation: Bridging the Gap Between 2D and CG
«Мудрость вымысла: Мастера мультипликации о себе и своем искусстве»
Многие из книг можно скачать здесь:
Надя Мира о том, что заниматься 2D-анимацией глупо, если подумать, но иногда лучше не думать
Надя Мира
Дизайнер персонажей, интерн в Walt Disney Animation Studios
В 16 лет я поступила во ВГИК и проучилась там три года. Это был очень неудачный опыт: как художника меня там почти погубили. Я думала, что не буду рисовать и не буду заниматься анимацией, потом чудом попала на дом учиться к Саше Дорогову, диснеевскому аниматору, который после закрытия студии во Флориде вернулся в Москву. Всё это время я одновременно работала, а к 22 годам выучила экстренно французский и поступила в Gobеlins, лучшую европейскую школу анимации в Париже. Этим летом учусь на Disney Animation Studios, хоть и фигурирую как employe и зарплату мне тут платят, но это именно тренинг. В январе по обмену поеду в Calarts, Калифорнийский институт искусств, самую успешную школу анимации в мире, делать свой дипломный фильм.
В прошлом апреле я работала как 2D-аниматор над короткометражным фильмом Тома Хогомэта (Tom Haugomat) и Бруно Манжиокю (Bruno Mangyoku) Nuisible («Вредитель») — они довольно известные во Франции режиссёры нового поколения. В России от меня остались 2D-вставки «Фиксиков» и дизайн и аниматики первых эпизодов. Задала стиль вроде, поэтому очень злилась, когда их у меня отобрали.
Рисовать нужно не час в день, не три часа в день, а всю жизнь без перерыва
Главные качества любого аниматора: усидчивость, открытость миру и жажда к исследованию, способности к рисованию, обучаемость, аналитический ум и крутота. Рисовать нужно не час в день, не три часа в день, а всю жизнь без перерыва. Чтобы научиться рисовать так, как анимировали лучшие аниматоры, нужно очень много вложить. Работа почти любого звена в производстве анимационного фильма адски сложная и требует постоянного развития. Я считаю анимацию не столько искусством, сколько посланием свыше. Самое важное тут — просто быть крутым, не врать и не бояться.
По моему личному мнению, для начинающего мультипликатора важно бежать и не оглядываться. Я знаю таких тусовщиков русских, которые работу имеют потому, что затусовались с теми, кто бюджеты «пилит», а на деле ничего не умеют, ничего особо не хотят, кроме как «самовыражаться» и собственно тусоваться, некоторые даже не самовыражаются, просто тусят. Я никогда ни с кем не знакомилась, а работала так, чтобы со мной знакомились. Может, это эффективнее и честнее?