На чем слушали пластинки в ссср как называется
Топ 12 советских проигрывателей винила
На чем мы слушали «Мелодию»
Топ 12 советских проигрывателей винила
На чем мы слушали «Мелодию»
Отдельно стоящие проигрыватели винила появились в СССР далеко не сразу, где-то до середины 1970-х на рынке царили электрофоны, то есть, по сути, музыкальные центры, включавшие в себя и усилители, и акустические системы. Однако в определенный момент произошел поворот в сторону компонентного аудио, и советские меломаны и любители Hi-Fi были вознаграждены за долгое ожидание. В нашей подборке – лучшие вертушки Советского Союза, среди которых много клонов европейских и японских моделей, но встречаются и оригинальные разработки.
Модель производства 1986 года от производственного объединения «Радиотехника». Вертушка отличалась наличием прямого привода, на легком тонарме устанавливалась ММ-головка ГЗМ-155. Присутствовал полный автостоп, обеспечивающий подъем микролифта и выключение проигрывателя. Двигатель поддерживал две скорости вращения – 33 и 45 оборотов в минуту. Вес модели составлял 7,5 килограммов.
Советский клон японского проигрывателя Optonica-7100, сложную конструкцию оригинала воспроизвели на Таллиннском заводе «Пунане-РЭТ» в 1983 году. Полностью автоматическая прямоприводная вертушка оснащена системой программируемого воспроизведения с возможностью прямого выбора и повтора трека. Весил проигрыватель 12 килограммов.
Классический пассиковый проигрыватель с двухскоростным двигателем, автостопом и электромагнитным микролифтом, выпускался с 1983 года Рижским радиозаводом имени А.С.Попова. На боковой стороне опорного диска нанесены полоски стробоскопа, тонарм оснащен рычажной системой антискейтинга. Достаточно солидный корпус из фанеры, пластика и металла опирался на четыре антивибрационные ножки. На тонарме штатно устанавливалась головка ГЗМ-105Д, весил аппарат 10 килограммов.
Вертушка с прямым приводом и полностью автоматическим управлением процессом воспроизведения. Выпускало ее Казанское НПО «Элекон» с 1985 года. Двигатель поддерживал две скорости вращения – 33 и 45 об/мин, весил проигрыватель 10 килограммов. Вертушка была среднего ценового класса – в 1987 году ее цена составляла 300 рублей.
Еще один клон капиталистического аппарата – тангенциальной вертушки Bang & Olufsen Beogram 4002. Оригинал появился в продаже в 1974 году, а в 1980 его копию под названием Электроника Б1-04 сделал Московский завод НИИ Титан. Главная особенность, это тангенциальный тонарм с программным управлением. Вес аппарата составлял 13 килограммов, но особенно внушала его цена – 750 рублей, что для 1980 года было очень дорого.
В данном проигрывателе явно прослеживается попытка повторить успешную конструкцию Thorens TD 125. Тонарм срисован с SME 3009, двигатель поддерживает 3 скорости вращения – 33, 45 и 16 оборотов, пассик передает вращение на небольшой суб-диск, на который, в свою очередь, надевается уже основной опорный диск. Аппарат получился солидным – 15 килограммов веса, однако, как всегда, подводило качество материалов и изготовления.
Плод совместного творчества польских и советских инженеров, проигрыватель производился с 1984 года на Бердском радиозаводе. По сути, в основе его лежала модель Unitra G-602М. В проигрывателе был полный автостоп и квазисенсорное управление. Весила вертушка 10 килограммов.
Данный проигрыватель выглядит совершенным клоном японских аппаратов среднего класса тех лет. Выпускалась модель московским производственным объединением Торий с 1984 года. Прямой привод с кварцевой стабилизацией, электронный тормоз, автостоп и автовозврат тонарма – полный набор передовых технологий. В комплект входила головка ГЗМ-043. Весила вертушка 10 килограммов и стоила 350 рублей.
Еще один клон японской вертушки с прямым приводом, который с начала 1983 года выпускал Бердский радиозавод. Помимо импозантного внешнего вида, в арсенале были подстройка частоты вращения диска по стробоскопу, автостоп, микролифт, автовозврат тонарма. Правда, начинка также была от польской Unitra. Масса аппарата составляла 12 кг.
Классический пассиковый проигрыватель в симпатичном деревянном коробе выпускал Рижский завод имени А.С.Попова с 1980 года. Он поддерживал две скорости вращения – 33 и 45 об/мин, в нем было сенсорное устройство управления пуском и остановкой вращения диска, совмещенное с сенсорным устройством переключения скорости. Статически сбалансированный тонарм имел систему антискейтинга, весил аппарат 12,5 килограммов.
Сложный по конструкции проигрыватель выпускался с 1982 года Московским опытным заводом НИИ Дальней радиосвязи. Полностью автоматизированный тонарм с системой электронного управления, штатно устанавливаемая головка Ortofon (!), солидный корпус, прямой привод диска, кварцевая стабилизация вращения, вес 15 килограммов. Мечта советского меломана!
Вершина советской аудиофильской мысли! Данная вертушка с прямым приводом производилась с 1983 года Кировским заводом «Ладога», и конструктивно она была очень близка к модели Корвет-003-стерео, впервые появившейся в 1978 году. Разработанный А.М. Лихницким тонарм с полным вязкостным демпфированием был уникальным решением для того времени. В комплект входила головка звукоснимателя ГЗМ-018 Корвет с иглодержателем из бериллия (!). Опорный диск с конусами обеспечивал минимальный контакт с поверхностью пластинки, а надежность прилегания достигалась специальным прижимом. Весил аппарат 12 килограммов. В общем, если бы советская промышленность могла обеспечить высокое качество материалов и элементной базы, то этот проигрыватель мог бы претендовать на всемирную славу.
Как назывался магнитофон с пластинками в СССР?
По-моему, магнитофон с проигрывателем для пластинок на бытовом уровне назывался магнитола.
Но производственное название у этого устройства было магниторадиола. Магнитолой по паспорту называлось устройство, содержащее приемник и магнитофон.
Это были советские музыкальные центры. При этом все они обязательно имели радиоприемник.
Смотрите примеры подобной советской радиотехники на фото.
Магнитолы (магниторадиолы) «Романтика» и «Харьков», объединяющие в себе бабинный магнитофон, радиоприемник и секцию с проигрывателем для пластинок. Позже вместо бабинных были кассетные магнитофоны.
Электрофон это проигрыватель грампластинок со встроенным усилителем низкой (звуковой) частоты. Просто проигрыватель такого усилителя не имел и нуждался в усилителе внешнем.
Вы наверное имеете в виду патефон или. как его еще называли графофон, фонограф. позднее его заменил электрофон. патефон-это портативный граммофон. В СССР название пошло от названия фирмы, выпускавшей его в стране: Пате (Франция). Первый портативный патефон появился в 1913 году.
Патефон в середине 50-х годов был вытеснен электрофоном, в просторечии проигрывателем. Электрофоны используются до сих пор, но в дома они редки и встречаются либо у богатых людей, либо коллекционеров и любителей аналоговой музыки.
П А Т Е Ф О Н
Такого технического монстра для аудиофилов никогда не было. Потому, что эти разнородные устройства в СССР никогда не объединяли. Объясню причину:
Качественные бобинные магнитофоны (первого и высшего класса) всегда были с вертикальным положением плоскости бобин с магнитной лентой, т.н. NORMAL POSITION. А грампластинки всегда были в горизонтальном рабочем положении. Эти две большие плоскости рабочего пространства для медианосителя никогда не могли конструктивно объединить. Ведь мало того, что два отдельных электропривода для разнородных механизмов.Так ёше в магнитофонах и проигрывателях высокого класса была механическая стабилизация всего кинематического механизма. Устройства, комбинировали только в случае высокого спроса. Обычно старались максимально разделить по отдельным блокам, для удобства ремонта и обслуживания. Кассетные магнитофоны появились уже на закате эпохи грампластинок и моментально их вытеснили.
Мне кажется имеется ввиду переносной проигрыватель. Был такой у одного моего родственника. Называлось это чудо техники ЭЛЕКТРОФОН. Марка «Лидер-302. По виду напоминал бобинный переносной магнитофон. Работал от батареек. Пластинка миньон вставлялась в щель сверху. Могла проигрываться в вертикальном положении. Даже на ходу. Только звук прыгал.Пластинки портил нещадно.
ЭЛЕКТРОФОН. Но это было очень давно и такое название было у аппарата который был переходным между патефоном ( патефон это без трубы ) и проигрывателем пластинок, только магнитофона там ещё не было, они позже появились.
История винила: Как оловянные валики превратились в грампластинки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кто придумал грампластинки и как они устроены
Эра звукозаписи кажется уже довольно долгой, даже если не рассматривать совсем уж ранние и довольно примитивные устройства, вроде «водяного органа». В каком-то смысле развитие и расцвет отечественной грампластинки почти совпали с периодом существования СССР. Поэтому пластинки так часто становятся частью ностальгически оформленного интерьера, становятся такой же приметой ушедшего времени, как старые пленочные фотоаппараты, самовары или флажки с первомайской демонстрации.
Изобретение прибора для записи и воспроизведения звука – заслуга Томаса Эдисона, который в 1877 году запатентовал свой «фонограф». Валик в форме цилиндра, обернутый оловянной фольгой или покрытой воском бумагой, был прототипом пластинки, на него «записывался» звук. Во время записи валик вращался, а игла наносила на поверхность канавку переменной глубины – в зависимости от звука. При воспроизведении использовалась другая игла, ее колебания передавались на мембрану, и механические сигналы преобразовывались в звуковые, которые усиливались рупором в форме конуса.
Такой носитель – валик – был не особенно удобен, прежде всего, из-за быстрого изнашивания и сложности копирования нанесенной на него записи. И спустя десять лет, в 1887 году, был придуман дисковый носитель – прообраз виниловой пластинки. Тогда материалом для изготовления звуконосителя стал цинк. Изобретатель пластинок Эмиль Берлинер несколько изменил принцип записи – в отличие от аппарата Эдисона, здесь игла оставляла «канавку» постоянной глубины, но извилистую, в соответствии с колебаниями звука.
Какими были пластинки в XX веке
Отдельная страница в истории грампластинок – это эволюция их размеров и скорости вращения. Самые первые, выпущенные в конце позапрошлого века, могли воспроизводить не больше двух минут записи. Диаметр таких пластинок составлял семь дюймов, или 175 миллиметров, дорожка была довольно широкой, а скорость вращения при проигрывании пластинки составляла 78 оборотов в минуту.
Появились двусторонние пластинки – это позволило увеличить общее время записи. С 1903 года стали делать 12-дюймовые диски, и на каждой стороне уже можно было прослушать до пяти минут музыкальной записи.
Помимо обычных виниловых выпускались и гибкие пластинки – их делали из ПВХ. Обычно такие диски можно было встретить между страницами некоторых советских журналов, в первую очередь «Кругозор» и «Колобок». Качество воспроизведения на такой пластинке было несколько ниже, зато и стоимость изготовления тоже оказывалась невысокой.
Для воспроизведения музыкальных и любых других аудиозаписей использовали специальный аппарат, который в разговорной речи называли проигрывателем, официально же его именовали «электрорадиограммофон», а потом – «электрофон». Первые такие устройства в СССР начали производить в 1932 году.
Вся целиком звуковая индустрия в Советском Союзе была сосредоточена в руках единственной компании, конечно, государственной, ею была фирма «Мелодия». Она возникла в 1964 году и объединила и фабрики грампластинок, и звукозаписывающие студии. У «Мелодии» было два десятка Домов грампластинок по всему Союзу – магазинов, продающих советским гражданам как отечественные, так и зарубежные аудиозаписи. Да и сама компания была хорошо известна за рубежом, и благодаря экспорту продукции во множество стран, и как один из лидеров в области создания высококачественных грампластинок.
В семидесятых аудиопродукция «Мелодии» уже была разбавлена компакт-кассетами, а с девяностых годов пришло и время компакт-дисков.
Старые грампластинки за тысячи долларов
Прослушать сейчас любую музыкальную запись – дело настолько простое, что не требует практически никаких усилий. Уж точно не приходится ради заветной песни ехать в специальный магазин, искать там среди сотен и тысяч виниловых пластинок одну, а потом хранить ее в соответствии с правилами – вертикально, не перегревая, вдали от солнечных лучей и всего того, что может сказаться на целостности дорожки или поцарапать поверхность диска. И все же даже в наше время спрос на грампластинки не пропал, больше того – исследователи фиксируют даже рост продаж виниловых пластинок в первые два десятилетия XXI века.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
О виниле и не только. История рождения грампластинки.
Грампластинки делались не только из винила.
В начале «граммофонной эры» (конец XIX века) для записи звука использовались горизонтальные носители на основе металлических пластин, покрытых воском. Эти «грампластинки» были очень недолговечны. Они изготавливались в единичных экземплярах.
В 1892 был изобретен способ массового производства грампластинок путем штамповки с предварительно нарезанного стального оригинала. Материалом для тиража первоначально стал эбонит, но, вследствие дороговизны, он вскоре был заменен на шеллак (органическая природная смола). Серийное производство шеллаковых дисков началось в 1897 г.
Грампластинка из шеллака, 30е годы прошлого века
В 40х-50х годах, помимо шеллака, для тиражирования грампластинок использовался также целлулоид. Такие пластинки были гораздо легче и дешевле шеллачных, но крайне быстро изнашивались и применялись, главным образом, для записи речевых программ.
Грампластинка из целлулоида, 40е годы
В конце 40х годов появилась технология производства грампластинок из винила (поливинилхлорида). Массовое производство виниловых пластинок началось в конце 50х годов XX века. Винил не так сильно изнашивает иглу при проигрывании, более пластичен (что позволяет плотнее нарезать дорожки) и, что немаловажно, более устойчив к механическому воздействию (изгибам, ударам, падениям).
Одна из первых виниловых пластинок, 1948
Кроме этих материалов, для производства грампластинок использовались: ацетилцеллюлоза (полугибкие пластинки, «звуковые письма»); полимерная пленка (флекси-диск, или гибкая пластинка); различные металлы (для производства «наградных» дисков) и пр. В СССР в 50х-70х годах для подпольной грамзаписи использовались рентгеновские снимки («песни на ребрах»).
Гибкая пластинка
Пластинки «на ребрах»
Первая в мире серийная грампластинка, выпущенная тиражом около 400 экземпляров, появилась в 1897 в США. Это была инструментальная пьеса «A Bunch Of Rags», исполненная на банджо В.Л.Оссманом, в сопровождении оркестра (лейбл Victor).
В России первой серийной грампластинкой (весь цикл производства которой осуществлялся в России) явилась запись песни «Бродяга» в исполнении цыганского хора (Апрелевский завод, под торговой маркой «Метрополь рекордъ», 1911). Ныне ни одного экземпляра этой пластинки не сохранилось – даже в музее Апрелевки. На фото – другая пластинка, вышедшая в том же году.
Яблоко одной из первых российских грампластинок, 1911
Первые пластинки имели недолгое существование: для проигрывания применялись тяжелые звукосниматели со стальными иглами, напоминающими гвозди, которые необходимо было заменять после проигрывания каждой записи. Поскольку мало кто хотел заморачиваться, этим правилом обычно пренебрегали, и пластинки приходили в полную негодность уже после нескольких проигрываний.
Граммофон и иглы к нему (20е годы прошлого века)
Первые пластинки были односторонними (запись присутствовала только на одной стороне, вторая была гладкой и могла содержать бумажную наклейку с рекламой во весь размер пластинки). Двухсторонние пластинки, технология производства которых была разработана в 1903, массово стали применяться в 10х годах XX века.
Грампластинки и их разновидность. История винила. Часть 2
Скорости проигрывания ранних грамзаписей варьировались. К началу XX века был принят международный стандарт 78 об/мин, как компромисс между качеством воспроизведения и временем звучания. Кроме него, в 20х-50х годах использовались также скорости от 6 до 8 об/мин – для записи разговорной речи, где имело решающее значение не качество воспроизведения, а продолжительность звукового материала.
В некоторых ранних граммофонах и патефонах имелось устройство для подстройки скорости вращения пластинки, практически от 0 до 78 об/мин. Подстройка производилась вручную на слух.
Любопытно, что низкие скорости воспроизведения, в частности, 16 2/3 об/мин, использовались и позже, в 50х-60х (для автомобильных проигрывателей Crysler выпускались специальные серии синглов), а в 2012 году эксперимент с небывало низкой скоростью вращения был вновь произведен лейблом The Third Man Records (США), выпустившим сувенирный винил-гигант «The First Three Years Of Blue Series Singles On One» с продолжительностью звучания около 8 часов при скорости воспроизведения 3 об/мин.
Поскольку устройств воспроизведения подобного типа в мире не существует, потенциальным слушателям предложено крутить пластинку пальцем. Впрочем, на проигрывателях с регулируемой скоростью вращения удается проиграть пластинку, но крайне неравномерно.
В 1948 компания Columbia (США) представила новый стандарт скорости воспроизведения – 33 1/3 об/мин. Пластинки, записанные с такой скоростью, получили название «Long Play» (LP). Эта скорость является основным стандартом при производстве виниловых пластинок до настоящего времени. Вкупе с уплотнением звуковых дорожек, это позволило добиться продолжительности звучания 15-17 мин. на одной стороне пластинки (позже, благодаря развитию технологий (и в ущерб долговечности пластинок), продолжительность была увеличена до 20-25 мин. в 60х-70х годах, и до 30 – в 80х). Главной причиной разработки нового стандарта стала конкуренция с магнитофонами, где продолжительность воспроизведения ограничена только длиной магнитной ленты.
В 1949 фирмой RCA (США) был разработан еще один скоростной стандарт – 45 об/мин. Хоть он и предназначался изначально для выпуска всех пластинок, впоследствии стал стандартом только для синглов (single), т.е. пластинок, содержавших одну или несколько песен (часто – односторонних, для проигрывания в музыкальных автоматах), которые выпускались для рекламной поддержки в ходе предстоящих гастролей или перед выходом большой пластинки. В середине 70х появились «сорокапятки» размера «гигант» (12”), названные макси-синглами. На них обычно публиковались ремиксы популярных композиций и песни, не вошедшие в очередные альбомы.
Позже (в континентальной Европе) синглами стали называться даже семидюймовые пластинки на стандартной скорости 33 1/3, содержавшие 2-4 песни; но эти пластинки имели официальное название «мини-альбом» (или Extended Play, EP).
Советские «сорокапятки» выпускались в 50х-60х годах, затем их производство было прекращено, а снова они появились в середине 80х годов, просто как миньоны и «гиганты» на скорости 45 об/мин.
Стандартные размеры грампластинок – 7, 10 и 12 дюймов, и остаются такими с самого начала эры грамзаписи (в некоторых странах были и отклонения от этих основных размеров).
Пластинки 7’’ (миньон, диаметр 175 мм) являлись основным стандартом размера первых грамзаписей. На такую пластинку на скорости 78 об/мин вмещалась максимум одна песня на одну сторону (часто не полностью, ок. 2,5 мин записи). В 1903 году появился новый размер – 12’’ (гигант, 300 мм), для более продолжительных записей. Будучи произведенными из шеллака, эти пластинки были достаточно хрупкими, поэтому наибольшее распространение, с начала 20х вплоть до конца 50х, получил третий размер – 10” (гранд, 250 мм), как компромисс между миньоном и гигантом.
В связи с «виниловой революцией» 50х-60х, основными стандартами стали «гигант» и «миньон».
Центральные отверстия в грампластинках (под ось вращения проигрывателя) также могли иметь различные размеры. Основной размер – 6 мм, под стандартную ось стационарного проигрывателя. Обычно с таким отверстием изготавливались «гранды», «миньоны» и «гиганты». В синглах чаще использовалось отверстие диаметром 38 мм (или комбинирование того и другого отверстия), т.к. эти пластинки применялись в музыкальных автоматах, переносных бытовых электрофонах и автомобильных проигрывателях.
Первые стереофонические пластинки появились в конце 50х, но массовое их производство началось только в начале 60х, причем тогда тиражи стерео-миксов составляли всего несколько процентов от общего количества выпущенных пластинок. Виной тому было отсутствие универсальной звуковоспроизводящей аппаратуры, способной проигрывать и моно, и стерео-пластинки, а специальная стерео-аппаратура была весьма дорогостоящей (превосходящей по цене моно-аналоги в 5 и более раз).
По этой причине, ранние альбомы The Beatles и The Rolling Stones (и некоторых иных групп и исполнителей) существуют в двух вариантах – моно- и стерео-сведении. Стерео-миксы, как правило, выпускались для более зажиточной американской аудитории, моно – для европейской.
Полный переход мировой индустрии грамзаписи на стереозвучание случился в самом конце 60х, хотя уже с середины 60х большинство пластинок (до 75% от общего количества) выпускалось в стерео как «универсальный» вариант, т.к. к тому времени были разработаны универсальные проигрыватели.
В сети утверждается, что первая советская стерео-пластинка появилась в 1958 году. Это не совсем так. В 1957 на прилавках советских магазинов появился первый отечественный стерео-электрофон «Юбилейный», в комплектацию которого входила пластинка с тестовой записью, произведенная во Франции. С 1958 в музыкальных магазинах изредка появлялись стерео-пластинки зарубежного производства (преимущественно с классическими записями).
В том же году было издано еще 56 наименований пластинок в стерео-звучании, в следующем – почти вдвое больше. Стоили эти пластинки более чем вдвое дороже моно-собратьев (соответственно 1,5 и 0,7 руб за музыкальный миньон; речевые программы стоили гораздо дешевле).
Эксперименты с многоканальным звуком велись с середины 60х годов и завершились в начале 70х разработкой квадрофонической технологии, при которой более объемное звучание (по сравнению со стерео) достигается наличием четырех каналов – двух фронтальных («передних») и двух тыловых («задних»). За несколько лет с применением квадрофонии было издано с десяток пластинок, среди них – легендарный альбом «The Dark Side Of The Moon» Пинк Флойдов.
«Квадрофонические» тиражи печатались небольшим количеством, вследствие малого спроса: эффект от применения технологии особо не впечатлял; пластинки стоили втрое дороже стереофонических; воспроизводящая квадро-аппаратура плюс акустика тоже стоила больших денег. К началу 80х квадрофония сошла на нет.
Первый советский квадрофонический проигрыватель «Феникс-2 квадро», 1977 (серийный выпуск с 1978). Мог быть укомплектован соответствующей акустикой
Первой и единственной квадрофонической пластинкой, выпущенной в СССР, является альбом фолк-рок-группы «Яблоко» (1980).
В США в 50х-60х годах продавались автомобильные встраиваемые проигрыватели для грампластинок. Они были разработаны компаниями Chrysler и Motorola, предназначались для проигрывания синглов, и поставлялись в двух модификациях: как проигрыватель для одиночной пластинки прямо в салоне автомобиля под приборным щитком; и как музыкальный автомат с десятками пластинок в багажнике, с выводом управления на приборную панель. В середине 60х, с появлением компактных более удобных автомагнитол, эти гаджеты быстро вышли из употребления. В 60х-70х был некоторый всплеск интереса к подобным приборам в Испании и Италии, но и он скоро иссяк.
Применение слова «альбом» по отношению к грамзаписи обычно объясняют наличием у многих зарубежных пластинок конвертов «с разворотами», даже если альбом не двойной. Однако, не этим объясняется происхождение термина. Это следствие, а не причина.
С конца XIX до середины XX века на пластинках не удавалось разместить большого количества песен. Пластинок у зажиточных семей накапливалось много, а бумажные тонкие конверты быстро приходили в негодность (а иногда пластинки, с целью удешевления, продавались и вовсе без конвертов), и музыку нужно было где-то хранить. Тогда и появились в продаже альбомы, представляющие из себя несколько сшитых вместе бумажных, картонных или кожаных «карманов» для пластинок, в общем переплете.
Потом надобность в них отпала, но название сохранилось.
Интересно, что в США до сих пор существует фирма, производящая подобные переплеты-альбомы, а некоторые коллекционеры уверяют, что в кожаном футляре грампластинка сохраняется лучше, чем в целлофане или бумаге.
Существует система наград для исполнителей, чьи пластинки были проданы наиболее крупными тиражами – т.н. «серебряные» (только в Великобритании), «золотые», «платиновые» и «бриллиантовые» (только в США) диски. В разных странах существует разный подход к определению «драгоценности» той или иной пластинки. «Золотой диск» в США присуждается за 500 тыс. проданных экземпляров альбома, в Англии – за 100 тыс., в Голландии – за 25 тыс. Для «платины» эти цифры соответственно выглядят так: 1 млн, 300 тыс, 50 тыс.
Наградные диски могут быть полными копиями оригинальных альбомов с покрытием из драгоценных металлов, либо просто сувенирной имитацией.
«Золотой диск» Deep Purple за альбом «Shades Of Deep Purple»
«Платина» Мадонны за «Like A Virgin»Продо