На чем слушают пластинки
Как выбрать проигрыватель винила
Содержание
Содержание
Сегодня уже не только коллекционеры и любители Hi-End, но и рядовые меломаны проявляют интерес к миру винила. Кто-то хочет вернуть к жизни старые пластинки, которые пылятся на антресолях уже много лет. Кто-то охотится за эксклюзивными релизами на виниле — музыканты часто добавляют в них бонус-треки и делают уникальное оформление. Кому-то не хватает волшебства электромеханического воспроизведения звука с его «теплым» тембром, возможностью апгрейда системы и ритуалами по уходу за винилом. Некоторые находят в этом новое хобби.
Виды и особенности проигрывателей винила
При выборе проигрывателя виниловых пластинок нужно понимать, что это не одно, а сразу четыре разных устройства:
Схема кажется сложной, но на деле новичкам не придется покупать четыре разных устройства. Виниловые проигрыватели делятся на разные категории, которые проще всего различать именно по комплектации. Чем меньше идет в комплекте с виниловым проигрывателем — тем более высокого он класса. Казалось бы, нелогично, но в этом есть смысл: опытные меломаны хотят сами выбирать фонокорректор, усилитель и картриджи с иглами по своему вкусу. Некоторые проигрыватели даже поставляются без моторов, чтобы еще и его можно было выбрать.
Итак, проигрыватели бытового типа сочетают в себе все устройства — и фонокорректор, и усилитель, и даже акустическую систему. Более того, нередко в них есть цифровые разъемы USB или Bluetooth, позволяющие подключить устройство к компьютеру или смартфону. Некоторые дают возможность оцифровать пластинку, превратив аналоговую запись в wav-файл. Так можно сохранить и загрузить в смартфон редкие и уникальные записи из дедушкиной коллекции. Внешне эти аппараты отличаются ярким дизайном, часто стилизованы под старину.
Такие аппараты отлично подойдут тем, кто решил стряхнуть пыль со старых записей. Благодаря винтажному дизайну устройство создаст свою атмосферу на вечеринках и посиделках с друзьями. Каждому захочется самостоятельно протереть пластинку антистатической щеткой и опустить на нее иглу.
Разумеется, звук — не самая сильная сторона таких устройств. Дело в том, что игла звукоснимателя очень хорошо улавливает любые призвуки работы проигрывателя, толчки, рывки и электромагнитные наводки. Поэтому в звуке проигрывателей типа «все в одном» могут присутствовать шумы от вибрации динамиков и наводки от усилителя.
Чтобы насладиться нюансами звучания винила, придется собирать систему по-отдельности. Комплект для новичка: проигрыватель с фонокорректором и активные колонки (которые у большинства меломанов уже имеются). Это решение позволит оценить фирменные записи и эксклюзивные релизы на виниле, при этом не оставит с дырой в кармане.
Еще более дорогие модели идут без фонокорректора. Многие ценители звука предпочитают не платить за встроенный и купить отдельно подходящий их вкусам. В особую категорию моделей без фонокорректора можно выделить диджейские проигрыватели. Их популярность среди меломанов легко объясняется тем, что диджеи крайне требовательны к качеству своего аппарата.
Особенности таких устройств — прямой привод двигателя (без всяких ремней, которые разбалтываются и соскальзывают при скрэтчах), наличие контроля скорости вращения (чтобы четко выставить нужный темп), часто — прямой тонарм (удобно для скрэтчей), отсутствие какой-либо автоматизации, ручная коррекция скорости вращения и наличие стробоскопа.
Наконец, самый высший класс — это Hi-End. Устройства этого типа нередко производятся вручную мелкими партиями, а порой и штучно. Они могут представлять собой целые тумбочки витиеватой конструкции и весить до 250 кг (большой вес нужен, чтобы погасить малейшие вибрации).
Часто они имеют уникальные инженерные решения, например, тангенциальный тонарм, который при работе остается всегда идеально параллельным дорожке пластинки, устраняя мельчайшие неточности в считывании сигнала. Есть и проигрыватели с левитирующим опорным диском, полностью изолирующим звукосниматель от шума мотора.
Такие решения позволят услышать все тонкости звучания пластинки, правда, и стоимость их соответствующая.
Характеристики проигрывателей винила
Устройство проигрывателя простое, как велосипед:
Скорость вращения мотора и тип привода
Самые популярные скорости вращения дисков:
Материал и диаметр опорного диска
Мотор раскручивает опорный диск, на который кладется пластинка. Он должен быть массивным, как маховик, чтобы вращаться равномерно даже при огрехах в работе мотора. При этом он не должен создавать посторонних вибраций.
Самые популярные материалы опорного диска:
Диаметр опорного диска обычно равняется 300 мм, плюс-минус 30 мм. Для прослушивания диаметр не имеет особого значения, а вот диджеям удобнее работать с широким диском.
Звукосниматель
Звукосниматели считывают аудио с пластинки и превращаю его в электричество. Они бывают двух типов:
Звукосниматель заключен в специальный картридж, который можно легко сменить. Таким образом, проигрыватель легко апргейдить: на рынке есть тысячи различных звукоснимателей всех возможных ценовых сегментов. Какие-то улучшают динамику звука, некоторые позволяют услышать больше деталей, а какие-то меньше царапают пластинку. Меломаны со стажем нередко имеют по картриджу на каждый жанр музыки.
Форма тонарма
Звукосниматель закреплен на тонарме — он обеспечивает правильное распределение веса и положения иглы относительно пластинки. Наиболее распространены два типа — изогнутый (S-образной формы) и прямой. Изогнутые обычно предпочитают меломаны, прямые — диджеи. Общее в них то, что они перемещаются по дуге относительно пластинки, в результате возникает погрешность слежения, проявляющаяся как небольшие искажения, особенно заметные в крайних положениях тонарма — в начале и в конце записи. Изогнутая форма S-образных тонармов призвана компенсировать эти искажения, обеспечивая наименьшую погрешность слежения.
Но всегда есть особенности. Например, прямые тонармы будут интереснее тем, кто в будущем рассчитывает на апгрейд картриджа. Легкий вес прямых тонармов позволяет им хорошо сочетаться с картриджами уровня Hi-End, которые также делают легкими, чтобы игла свободнее колебалась, а в звуке было больше динамики. S-образные тонармы, напротив, чаще всего тяжелые, и к ним подходят жесткие картриджи, работающие с большой прижимной силой.
Для записи винила применяется тангенциальный тонарм, в нем записывающая игла расположена на шасси и движется всегда параллельно пластинке.
В Hi-End аппаратуре иногда можно найти такой же, только для воспроизведения звука. Получается, как пластинка записывалась, так она и воспроизводится, погрешность слежения отсутствует, искажений нет. Правда, такие штуки немало стоят и требуют специального ухода.
Автоматика
Полностью автоматизированный проигрыватель подойдет новичку. Нужно нажать лишь кнопку воспроизведения, и устройство само установит тонарм в начало дорожки, а когда та закончится — вернет все на место. Однако многие меломаны предпочитают сами устанавливать тонарм, поэтому во многих проигрывателях есть лишь функция автостопа, которая в конце записи приподнимет звукосниматель над пластинкой и отключит ее вращение.
Диджеям и аудиофилам автоматика только мешает. Первым — потому что они хотят сами контролировать воспроизведение. Вторым — потому что любая автоматика идет рука об руку с электромагнитными помехами, которые ловит звукосниматель.
Разъемы и интерфейсы
Большинство современных проигрывателей подключаются через RCA разъемы к усилителю или активной акустике.
Диджейские и Hi-End устройства могут быть оборудованы цифровыми портами (например, S\PDIF). Некоторые модели могут подключаться к ПК через USB или беспроводным наушникам по Bluetooth.
Варианты выбора проигрывателя винила
Оживить коллекцию старых советских пластинок поможет проигрыватель типа «все в одном». Многие из них позволят даже оцифровать записи и носить их всегда с собой. А внешний вид таких аппаратов понравится любителям винтажа и ретро.
Послушать современные фирменные записи даст возможность проигрыватель со встроенным фонокорректором и ременным приводом. Достаточно лишь подключить его к активным колонкам или усилителю обычными RCA «колокольчиками». Многие модели позволяют отключить встроенный фонокорректор и подключить внешний для апгрейда системы.
8 главных проигрывателей винила – рейтинг сезона 2021–2022 года
Выбираем на чём слушать винил в наступающем году
8 главных проигрывателей винила – рейтинг сезона 2021–2022 года
Выбираем на чём слушать винил в наступающем году
Выпуск новых моделей проигрывателей винила уже давно перестал быть экстраординарным событием – сегодня производители каждый год представляют множество вертушек самых разнообразных дизайнов, конструкций и цен. Мы решили напомнить в данном материале о нескольких наиболее интересных и заметных премьерах текущего сезона в различных ценовых категориях.
8. Technics SL-100C
Новая бюджетная модель с прямым приводом – то, чего многие виниломаны ждали долгие годы. Вертушка выдержана в классическом фирменном стиле Technics, оснащается новейшим малошумящим двигателем, привычным S-образным тонармом на карданной опоре и поддерживает две скорости вращения – 33,3 и 45 оборотов в минуту. Корпус проигрывателя сделан из композитного материала, в состав которого входят пластик и стекловолокно. Опоры, в которых применены пружины и резиновые демпферы, обеспечивают вертушке надежную виброразвязку. Несмотря на свой бюджетный статус, весит проигрыватель весьма немало – 9,9 килограммов. Комплект поставки включает установленную на заводе и настроенную ММ-головку Audio-Technica VM95C.
+ | Классическая конструкция, удобное управление, ничего лишнего | — | Пока не добрался до России |
Вердикт: прямой привод по вкусной цене
7. Dual CS618Q
Новейший проигрыватель с прямым приводом от одного из старейших производителей аудиотехники Германии. При не самой высокой цене вертушка может похвастать литым алюминиевым диском, на котором располагается толстый резиновый мат, обеспечивающий надежное сцепление с пластинкой. Вертушка комплектуется фирменным тонармом на карданный опоре, в котором используются четыре подшипника качения, съемный шелл и тарированный противовес. Качественный двигатель с кварцевой стабилизацией обеспечивает три скорости вращения – 33,3, 45 и 78 об/мин, вертушка также оснащается системой автостопа. Корпус проигрывателя изготавливается из ДВП и покрывается лаком или натуральным шпоном. Вес модели составляет 7 килограммов, поставляется вертушка в комплекте с головкой Ortofon 2M Blue.
+ | Три скорости вращения, хороший тонарм | — | Неотключаемый автостоп |
Вердикт: универсальная и удобная вертушка родом из Германии
6. Pro-Ject Debut PRO
К тридцатилетию основания фирмы Pro-Ject Audio выпустила новую модель проигрывателя, в которой применены интересные решения. Прежде всего, новый литой алюминиевый диск получил дополнительное демпфирующее кольцо из термопластика. Кроме того, в комплекте с вертушкой поставляется новейший ММ-картридж Pick it PRO с эллиптической иглой, разработанный в сотрудничестве с Ortofon. Тонарм с карбон-алюминиевой трубкой также стал лучше – теперь он позволяет регулировать азимут и вертикальный угол следования (VTA), а блок подшипников получил корпус, выточенный из цельной алюминиевой заготовки. Вес вертушки составляет 6 килограммов.
+ | Существенно улучшенный тонарм и диск, новый ММ-картридж | — | Не слишком удобные органы управления |
Вердикт: Pro-Ject становится всё лучше
5. Music Hall Stealth
Цена – 1 500 долларов США
Американская компания Music Hall представила в новом сезоне проигрыватель с прямым приводом диска, ставший первым в истории фирмы. Вертушка вышла достаточно интересной. Во-первых, она получила S-образный тонарм с возможностью регулировки вертикального угла следования во время воспроизведения, во-вторых, многослойный отлично демпфированный корпус, покоящийся на антивибрационных ножках. Кроме того, в приводе использован тихоходный и малошумящий двигатель, а двухкилограммовый алюминиевый диск снабжен солидным резиновым матом. Весит новинка более десяти килограммов, поставляется проигрыватель в комплекте с головкой Ortofon 2M Blue.
+ | Очень удобные регулировки тонарма, отличный корпус, прямой привод | — | Пожалуй, никаких |
Вердикт: максимум звука за эти деньги
4. Thorens TD 1500
Фактически, данная модель представляет собой обновленную и улучшенную версию классической вертушки TD 150, впервые выпущенной еще в 1965 году. Все основные конструктивные элементы привычны и узнаваемы – трехточечный подвес шасси, пассиковый привод с поддержкой скоростей вращения 33,3 и 45 оборотов в минуту, а также новая версия фирменного тонарма под названием TP 150. Диск вертушки изготовлен из алюминия методом литья и весит 1,4 килограмма, общий же вес проигрывателя достигает 7,9 килограммов. Тонарм имеет съемный шелл, на котором устанавливается головка Ortofon 2M Bronze, а также систему антискейтинга с противовесом на леске.
+ | Обновленная классика на новом техническом уровне | — | Ничего |
Вердикт: классика не стареет и отлично звучит
3. Naim Solstice Special Edition
В этом году выпуском нового винилового проигрывателя отметилась и британская Naim. Речь идет о лимитированной серии вертушки Solstice Special Edition, произведенной тиражом 500 экземпляров. Проигрыватель работает на скоростях 33,3 и 45 оборотов в минуту, а его корпус выполнен из 47 слоев дерева, покрытых металлической обшивкой. Одноопорный тонарм Aro Special Edition идеально сочетается с картриджем Naim Equinox MC, но может также работать и с головками других производителей. В комплект поставки входит внешний фонокорректор Naim Solstice и внешний блок питания, которые изготавливаются компанией Naim. Сам же проигрыватель, тонарм и картридж производятся по специальному заказу немецкой компанией Clearaudio.
+ | Отличный тонарм, фонокрректор и головка в комплекте | — | Ограниченный выпуск |
Вердикт: идеальная вертушка для любителей Naim
2. Burmester 217
+ | Привод с двумя двигателями, солидная и основательная конструкция, головка в комплекте | — | Внешний вид даже слишком строгий |
Вердикт: готовое решение plug and play высокого уровня
1. Nagra Reference Anniversary Turntable
Цена – 169 500 евро
Легендарный швейцарский производитель катушечных магнитофонов и усилителей выпустил в честь 70-ти летнего юбилея великолепную вертушку. Весит этот потрясающий проигрыватель 80 килограммов, в нём применено подвесное антивибрационное шасси в виде сэндвича, в котором слой из авиационного алюминия сменяется слоем фенольной смолы. Калибровка системы подвеса осуществляется автоматически при помощи встроенного акселерометра. В пассиковом приводе использованы два бесщеточных двигателя постоянного тока, при этом система с дополнительным роликом для оптимального натяжения пассика была позаимствована у легендарного магнитофона Nagra IV-S. Карбоновый тонарм у проигрывателя собственного производства, а диск выполнен из применяемого в аэрокосмической индустрии сплава под названием Exium AM. Всего в продажу поступит 70 экземпляров юбилейного проигрывателя.
+ | Продуманная конструкция, оригинальные материалы и технические решения | — | Цена, как и планируемый тираж, не радуют |
Вердикт: великолепный проигрыватель референсного класса
Выбор винилового проигрывателя для начинающих
Начальный уровень
Проигрыватели винила стоимостью от 100 до 300 долларов — это отличный старт для тех, кто еще раздумывает, стоит ли серьезно углубляться в коллекционирование пластинок. Невысокая цена и простота использования не разочаруют даже в том случае, если в итоге вы предпочтете «цифру», а коллекция винила ограничится парой пластинок с любимыми альбомами.
Sony PS-LX310BT
Лучший проигрыватель для тех, кто хочет попробовать
Купив Sony PS-LX310BT, вы получите современный строгий дизайн, встроенный отключаемый фонокорректор, систему автостопа и автовозврата идеально сбалансированного еще на заводе тонарма, ременной привод без вибраций и простоту использования. «Включил и он просто работает» — это именно про эту модель. Бонусом идет возможность оцифровки виниловых пластинок в MP3 и прослушивание музыки через Bluetooth.
Audio-Technica AT-LP60XBT
С упрощенным дизайном
При схожих с Sony PS-LX310BT характеристиках, продукт от Audio-Technica отличается упрощенным «пластиковым» дизайном и не самыми лучшими материалами. Bluetooth и встроенный фонокорректор тоже в наличии, а вот функции оцифровки винила хотя бы в MP3 уже не предусмотрено. Зато цена порадует самых экономных новичков.
Fluance RT80
Hi-Fi начального уровня
В лице этой модели компания Fluance предлагает новичкам основу из цельного деревянного массива, регулируемый тонарм с возможностью апгрейда картриджа, внимание к деталям и очень солидный внешний вид. Встроенный фонокорректор не забыт, равно как и автостоп, а вот детские игрушки вроде MP3 или Bluetooth у Fluance вы не встретите — это все же продукция другого уровня, пусть и младшая модель в линейке.
Средний уровень
Проигрыватели стоимостью от 300 до 1000 долларов можно рекомендовать тем, кто основательно решил собирать на пластинках любимую музыку и выходящие новинки. Цена аппаратов все еще приемлемая, но возможности апгрейда и продуманность конструкции оставляют пространство для будущих улучшений.
Pro-Ject Debut Carbon EVO
Для уверенных пользователей
Pro-Ject — едва ли не самая знаменитая европейская компания, выпускающая проигрыватели винила. Слово Carbon в названии этой модели не случайно: именно из этого материала сделан её тонарм. Прямо с завода на тонарм установлен и отрегулирован картридж Sumiko Rainier, а проигрыватель может похвастаться электронным переключателем и контролем скорости. К сожалению, автостоп не предусмотрен.
Rega Planar 2
Модель без защитного коврика
Pro-Ject и Rega — близнецы и давние конкуренты в борьбе за симпатии любителей винила. При множестве общих черт, у Rega Planar 2 есть одно очень заметное отличие — стеклянный опорный диск. Он настолько аккуратно изготовлен, что пластинки можно класть прямо на него, не используя войлочный или резиновый коврик. Из минусов модели — всё тот же отсутствующий автостоп.
Fluance RT85
Максимум за свою цену
RT85 — старшая модель в линейке Fluance и это видно в каждом миллиметре её полированной поверхности. Мощная плита, акриловый опорный диск, которому не нужен дополнительный коврик и картридж Ortofon 2M Blue — вот неполный список достоинств этого аппарата. Добавьте к этому автостоп, отсутствующий у конкурентов — и вот он, почти идеальный проигрыватель. Почти — так как встроенного фонокорректора в RT85 нет, что неминуемо заставит раскошелиться на необходимое дополнение. Компания Fluance предлагает покупателям RT85 внешний фонокорректор PA10, предлагающий преобразование сигнала проигрывателя в линейный уровень с ультравысокой точностью для максимально корректного воспроизведения оригинальной записи в соответствии со стандартом RIAA.
Как выбрать виниловый проигрыватель
Новый проигрыватель винила или ретро?
Существует мнение, что в качестве самого первого лучше купить ретро-проигрыватель — дескать, даже если поломается, найти запчасть не будет проблемой. Ведь вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия виниловые проигрыватели были основным источником музыки, а это в свою очередь означает огромные тиражи проигрывателей на выходе с заводских конвейеров.
В этом доводе кроется подвох. Мы тут все с вами соображаем в современных технологиях и понимаем разницу между топовым айфоном от Apple и безымянным китайским ширпотребом, который продается миллионами штук за копейки, не покидая пределов Китая, быстро ломается и без сожалений выбрасывается. Так вот, если взять условные 70-е и 80-е годы прошлого века, самый расцвет винила, то соотношение хороших проигрывателей и откровенного ширпотреба будет таким же. Винтаж — это не обязательно качество. Зачастую это были довольно плохие новые проигрыватели, которые спустя примерно 50 лет превратились в столь же плохие, но уже очень старые проигрыватели.
А вам нужно включить и чтобы всё работало. И не сломалось через неделю.
Конечно, есть определенная вероятность, что вы в принципе фанатеете по всяким винтажным штукам и считаете, что хороший проигрыватель винила (а сама технология и впрямь винтажная же) обязательно должен быть старым. Ну, ок, ваше право. Но если вы хотите винтажный проигрыватель в хорошем состоянии — готовьте очень много денег. Поверьте, реально много.
Но подумайте, а если вдруг окажется, что вся эта возня вокруг пластинок была минутным порывом и это вообще не ваше? Как скоро вы найдете кого-то, кто согласится выложить за ваш дорогой винтажный проигрыватель ту кругленькую сумму, на которую решились вы?
К сожалению, есть такая вещь, как законы физики и износ материалов. Как бы там ни было, какими бы идеальными ни были условия хранения, нужно понимать один базовый принцип: винтажные проигрыватели возрастом 30–50 лет — ломаются. Всё. Точка. Вы останетесь один на один с дорогостоящей проблемой. В большинстве случаев еще и неразрешимой. Вот оно вам, новичку, надо?
Возвращаясь к тезису о ширпотребе 70-х, нужно упомянуть еще одну немаловажную деталь: количество производителей, которых 50 лет назад было, условно говоря, несколько тысяч, в наши дни ужалось до пары десятков достойных упоминания. И рынок сбыта у них тоже ужался. А что происходит с конкуренцией в таких ситуациях? Правильно, она обостряется. Никто из современных производителей (ну, почти) не будет пытаться производить и продавать откровенный шлак. Это просто бессмысленно.
Дизайн винилового проигрывателя
Вопрос дизайна — это не вопрос того, как устроен проигрыватель пластинок. В целом все они устроены примерно одинаково: корпус, опорный диск, торнарм и картридж с иглой. Различия начинаются в материалах, из которых всё это собрано, и в электронной начинке. Именно эти параметры отличают хороший проигрыватель винила от плохого.
Дизайн — это в чистом виде вкусовщина. В основном начинающие любители, особенно молодёжь, по дефолту представляет себе дизайн проигрывателя с формулировкой «как у диджея из того фильма».
На самом деле типов дизайна виниловых проигрывателей существует, не поверите, больше, чем один. И они, несмотря на общность конструкции, очень разные. Но тут есть одно большое, очень большое «но». Оно называется «портативный проигрыватель пластинок». Никогда, слышите, никогда не покупайте себе этот симпатичный «чемоданчик». Только врагу в подарок.
У всех портативных проигрывателей винила есть одно общее свойство: они делают ваши пластинки одноразовыми. Так что выбрать проигрыватель винила лучше пусть из бюджетного диапазона, но все же что-то качественное и стационарное.
В данный же момент стандартом дизайна современного винилового проигрывателя является здоровый минимализм.
Кому-то при этом внешний вид современных вертушек покажется скучным, кому-то — замечательно строгим. Но даже если этот самый минимализм вам не по нраву, найти среди современных моделей закос «под винтаж» тоже вполне можно.
А вот что действительно важно, так это то, что никакой корреляции между винтажным дизайном современного недорогого проигрывателя винила начального уровня и его звучанием еще никто не доказал. Причина проста — её нет. Подобная зависимость появляется совсем в другом ценовом сегменте.
Устройство проигрывателя винила:
Прямой или ременной привод
Конструкция прямого привода, где опорный диск надевается, условно говоря, прямо «на мотор», является его основным недостатком. Почему? Ответ прост — вибрация. Она передается прямо на опорный диск, с него на пластинку, с пластинки на иглу и далее по всему тракту прямо в вашу акустику, сопровождая музыку довольно заметным фоновым шумом.
Конечно, шум этот довольно условный. Могут встречаться проигрыватели, которые передают в иглу фоновую вибрацию 50 Гц от источника питания, но это говорит только о том, что устройство этого винилового проигрывателя — полный шлак и вам такой вообще не нужен. В остальных случаях грамотная конструкция и виброразвязка сводят минусы прямого привода практически к нулю.
Тем не менее, обеспечить качественный звук на прямом приводе — это дополнительные усилия инженеров и дополнительные финансовые затраты. В том числе довольно заметные и для покупателя, то есть вас. А оно вам, новичку, надо?
В то же время проигрыватель винила с ременным (или, как у нас принято говорить, «пасиковым») приводом по умолчанию спроектирован так, что попросту не может столкнуться с проблемами фоновой вибрации.
Автоматика или ручное управление
У обоих вариантов управления проигрывателем есть свои поклонники и противники. Автор этих строк тяготеет к полуавтомату: пластинка доиграла, сработал автостоп и игла поднялась в воздух. Если при этом есть еще и автовозврат, то вообще прекрасно, но не обязательно.
Почему я не люблю проигрыватели с полностью ручным управлением? Всё просто: я не всегда могу подойти к проигрывателю, как только закончится сторона, чтобы остановить вращение и вернуть тонарм на место. Следовательно, пластинка будет крутиться, а игла — пилить её. Возможно, долго.
Конечно, ресурс у современных игл такой, что даже несколько часов в таком состоянии ей не повредит. А вот с пластинкой могут возникнуть неприятные вопросы. Практический опыт показывает, что на скорости 33,3 об/мин (стандарт для индустрии) игле понадобится пару недель, чтобы пропилить винил насквозь. Конечно, никто и никогда такого делать в домашних условиях не станет, но всё равно, даже лишний час — зачем?
Современные же производители проигрывателей начального и среднего уровня автостоп не жалуют. Поэтому самой распространенной ошибкой здесь будет покупка винтажного проигрывателя с автостопом. Поверьте, статистика говорит, что именно система автостопа и автовозврата — это первое, что выходит из строя в проигрывателях возрастом 30–50 лет. Починить — нереально.
В некоторых случаях вернуть проигрыватель к жизни можно, попросту удалив из него автоматику. Но что мы получаем на выходе? Правильно — старый и при этом поломанный проигрыватель без автостопа. И стоило огород городить? А бывают случаи, когда все системы проигрывателя взаимосвязаны и поломка автостопа означает поломку всего проигрывателя. Навсегда.
Поэтому, несмотря на сопротивление со стороны основной массы производителей и бытующее мнение, что недорогих проигрывателей с автостопом не бывает, нашлось несколько компаний, которые подошли к вопросу адекватно и выпустили таки проигрыватели начального уровня с простой и надежной автоматикой.
Встроенный или внешний фонокорректор
Нужно понимать, что устройство винилового проигрывателя не позволяет выводить аудиосигнал напрямую на вход усилителя. Если не углубляться в технические термины, сигнал слишком слаб, чтобы быть «услышанным» усилителем. Для исправления этой ситуации используют так называемые фонокорректоры — специальные промежуточные устройства, усиливающие выходной сигнал проигрывателя до нужных параметров.
В зависимости от устройства проигрывателя, фонокорректор может быть как внешним, так и встроенным. Встроенный фонокорректор приближает покупателя к ситуации «купил проигрыватель и начал пользоваться», внешний — дает простор для фантазии и опустошения кошелька.
К счастью, большинство современных проигрывателей винила, особенно начального уровня, оборудованы отключаемым встроенным фонокорректором. А это значит, что если слушателю со временем захочется каких-то улучшений, достаточно будет подключить в цепочку устройств фонокорректор и перевести переключатель «phono/line» в соответствующее положение.
А что в итоге?
Что ж, подытожим базовые принципы. Начинающий покупатель винилового проигрывателя должен руководствоваться следующими принципами:
Остается только определиться с бюджетом и, исходя из своих возможностей, выбрать модель винилового проигрывателя для покупки.
Разумеется, есть намного более дорогие проигрыватели винила, предлагающие пользователям массу возможностей для апгрейда и дополнительных опций, но в рамках нашей задачи — выбрать хороший виниловый проигрыватель для начинающих — смотреть в сторону более дорогих моделей просто нет смысла. Начните с какой-то из перечисленных моделей, потихоньку соберите несколько любимых пластинок, а там уже станет ясно, действительно ли это занятие — ваше.
В конце концов, нет предела совершенству, так что где поставить точку, зависит только от лимита на вашей кредитной карте. Проигрыватели винила стоимостью в десятки тысяч долларов тоже существуют, но начинать с них мы точно не советуем.
Часто задаваемые вопросы о виниле
Зачем нужен виниловый проигрыватель в наше «цифровое» время?
Среди любителей винила ходят легенды о «теплом» аналоговом звуке и его невероятном качестве, но нужно признать, что далеко не каждый человек способен действительно услышать разницу между виниловой пластинкой и качественным стриминговым сервисом. А если и способен, то вряд ли 100% угадает при слепом тестировании, какой отрывок из какого источника ему включили. Так зачем же люди покупают проигрыватели винила?
В первую очередь речь идет об эстетике. В разные годы обложки для виниловых пластинок создавались лучшими художниками и дизайнерами своего времени. Многие из таких обложек становились каноническими и считаются настоящим искусством.
Кроме того, в самом ритуале внимания пластинки из конверта и установки её на проигрыватель есть своеобразная магия, отсутствующая в тапах пальцами по интерфейсу Apple Music или Spotify. К тому же использование проигрывателя винила приучает слушать музыку альбомами, как их задумывали авторы. Это существенно отличается от культуры плейлистов, не дающей сосредоточиться на полном произведении.
И, наконец, покупая проигрыватель винила и коллекционируя пластинки, вы поддерживаете любимых артистов куда заметнее, чем микроскопические отчисления от прослушиваний музыки в стриминговых сервисах. Как минимум это честнее по отношению к творцам.
Почему в статье сказано, что не стоит покупать портативный проигрыватель пластинок?
Устройство проигрывателей винила и настройка проигрывателей винила (если говорить о более продвинутых моделях, чем рассматривались в этой статье) — достаточно сложные материи, заслуживающие больших отдельных статей. Поэтому в ответе на этот вопрос остановимся только на двух параметрах: прижимной силе и антискейтинге.
Прижимная сила, как следует из названия, отвечает за то, с какой силой игла давит на пластинку сверху вниз. Если прижимная сила недостаточная, то игла будет подпрыгивать и отрываться от пластинки на каждом «громком» моменте трека, а если чрезмерная, то игла будет давить настолько сильно, что начнет разрушать дорожки пластинок.
Антискейтинг в проигрывателях виниловых пластинок отвечает за то же самое, но касательно давления иглой в стороны. Излишнее давление вправо или влево, во-первых, нарушает баланс правого и левого каналов, а во-вторых, способно точно так же разрушать стенку дорожки пластинки.
Возвращаясь к вопросу, можно отметить, что производители портативных проигрывателей винила (тех самых «чемоданчиков») вообще не обращают внимания на эти параметры. Как следствие, излишне «тяжелый» картридж с иглой, который устанавливается в такие портативные проигрыватели, гарантированно уничтожит пластинку за 2–3 прослушивания.
Куда поставить виниловый проигрыватель?
Всё очень просто: туда, где вам нравится. Но есть несколько требований (или пожеланий), которые стоит учесть.
В первую очередь, проигрыватель винила, даже начального уровня, нужно размещать на строго горизонтальной поверхности. Любой перекос влияет на параметры прижимной силы и антискейтинга, а далеко не все модели проигрывателей винила начального уровня оснащены возможностью их ручной подстройки.
Во вторую очередь, нужно убедиться в устойчивости этой поверхности к вибрациям. Если ваш пол «ходит», то даже обычный шаг способен привести к «прыжкам» иглы, а это не прибавляет удовольствия от прослушивания. Так что в некоторых случаях имеет смысл продумать виброразвязку в виде специальных дополнительных ножек.
Ну и в третью очередь нужно иметь в виду, что установка проигрывателя винила на пути звуковых волн от акустики пользы тоже не принесет. Игла вибрирует под воздействием неровностей стенок дорожек на пластинке, эти вибрации в итоге превращаются в звук (иногда достаточно громкий) из акустических систем, который в итоге бьет обратно по игле, которая вибрирует под воздействием неровностей дорожек на пластинке… Дальше можете представить эффект сами.
Вместо послесловия
В рамках одного текста невозможно рассказать обо всех производителях проигрывателей винила и упомянуть все нюансы как первичных настроек, так и вариантов подключения этой техники к разнообразной периферии. Мы также ни словом не упомянули о том, как правильно хранить пластинки и как за ними ухаживать, чем отличаются типы картриджей и многое, многое другое. Но мы обязательно об этом расскажем в ближайшем будущем.
Для тех, кто хочет знать больше:
Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.