На чем спали в древней руси
Где и как спали на Руси до массового появления кроватей?
В XIX веке в домах русских крестьян не было кроватей — такая мебель имелась только у богатых людей. Из сказок и старых фильмов мы уже знаем, что в те времена многие люди спали на печи, однако все не так просто, как кажется. Ведь печь в избах была только одна, а семьи часто состояли из трех и более человек. Где же спали остальные члены семьи? В рамках данной статьи предлагаю разобраться, какие еще спальные места имелись в русских домах и какие странные правила были вынуждены соблюдать люди во время сна. Например, люди ложились спать исключительно в одежде, потому что это было важно для личной гигиены и защиты от страшных суеверий. Также во время сна поддерживалась своеобразная иерархия — одни члены семьи могли спать в самых удобных местах, а другие располагались на жестких досках. В общем, тема довольно интересная, поэтому начнем прямо сейчас.
Считается, что сотни лет назад люди спали на печи. Но не все так просто
Русская печь для сна
Лежанка на печи была самым удобным для сна местом. Во-первых, на ней было достаточно места для комфортного сна. Во-вторых, она долгое время оставалась теплой, что было особенно важно во времена зимних морозов. Как правило, на печке спали пожилые бабушки и дедушки, но иногда туда ложились и молодые люди. Считалось, что тепло от кирпичной лежанки могло излечить простуду и многие другие заболевания. Поэтому на нее так же ложились приболевшие члены семьи. Вне очереди, если можно так выразиться.
Что такое полати?
Вторым по удобству спальным местом в русских домах были так называемые полати. Это лежанки в виде деревянных полок, располагавшиеся между стеной избы и печкой. Вдобавок, так называли настилы, сооружаемые под потолком. В этих местах было почти так же тепло, как на печке. К тому же, между стенами и вблизи потолка не возникало сквозняков. Как правило, на полати спали дети — старики на них попросту не могли взобраться. К тому же, под весом взрослых людей полати могли упасть, а дети весят немного и такой риск сведен к минимуму.
Полати в русской избе
Где спали мужчины?
Полати располагались с одной стороны русской печи. С другой располагался бабий кут — пространство, где женщины занимались своими делами. Обычно эта часть дома была скрыта под занавеской и появление мужчины в ней расценивалось как оскорбление. Напротив бабьего кута располагался угол главы семьи, где мужчина мог мастерить вещи и даже поспать. Помимо печи и полати люди также могли спать на нарах — широких лавках из дерева. Также для сна могли использоваться сундуки и даже обычные мешки с мукой. Где есть место и хоть немного удобно, там и спали.
Красный угол — наиболее почетное место в избе, где стоял стол и иконы
Интересный факт: более-менее удобные места для сна появились только в 1920-е годы. Если верить статистике, в те времена большая часть сельских жителей спала на кроватях, примерно 40% отдыхала на полу, около 5% спала на печи, 3% на полати и 1% — на нарах.
Почему люди не снимали одежду?
Постельного белья у обычных людей не существовало. Вместо подушки обычно использовались мягкие вещи вроде шубы. Зимняя одежда также использовалась в качестве одеяла.
Во время сна жители деревянных домов не снимали одежду. Дело в том, что они были вынуждены спать на жестких мешках, набитых сеном и покрытых овечьей шкурой. Само собой разумеется, такая постель не была чистой. Люди спали в одежде и в случае чего могли просто ее постирать. К тому же, в деревянных избах было довольно много пауков, клопов и муравьев. Народными средствами от них избавиться было очень трудно, поэтому люди спасались одеждой.
Люди спали в одежде, потому что без нее было неудобно и грязно
Не стоит забывать и о суевериях. Люди считали, что во время сна каждый человек переносится в иной мир, а появиться там голым — очень стыдно. Вдобавок, нагой человек всегда считался уязвимым перед нечистой силой. Но иногда девушки нарушали правила и отправлялись спать голышом. Так они надеялись увидеть вещий сон или поговорить с нечистью.
Сколько времени спали люди?
Что касается длительности сна, тут было много ограничений. Сегодня мы прекрасно знаем, что для крепкого здоровья взрослым людям нужно спать около 8 часов. Если не отвлекаться на сериалы и социальные сети, мы вполне можем себе это позволить. А вот крестьяне работали по 15 часов в сутки и на сон оставалось не так много времени. Обычно все члены семьи садились ужинать и на закате отправлялись спать. Уже через 5 часов они были вынуждены встать для кормежки скота, добычи дров и так далее.
Послеобеденный сон был крестьянам просто необходим
Пяти часов сна людям не хватало, поэтому послеобеденный сон был обычным делом. Обычно он длился недолго, около 2 часов. Но это было даже не прихотью людей, а традицией. Считалось, что без хорошего отдыха о хорошей работе не может быть и речи. Для дневного сна никакой печки не требовалось — люди могли просто прислониться к стогу сена и прекрасно отдохнуть.
Если вам интересны новости науки и техники, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете статьи, которые не были опубликованы на сайте!
На нашем сайте есть еще одна статья о жизни сотни лет назад. В ней я рассказал о самых странных «народных средствах» против различных заболеваний. Например, для лечения переломов люди вытаскивали из задней стенки печи кирпич, измельчали его и добавляли в кипящую смесь растительных масел. Но помогало ли это при заживлении переломов? Читайте по этой ссылке.
Как на Руси крестьяне спали, и чем это отличалось от современности
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Спальные места, распределяемые по уровню комфортности
Расположиться для сна крестьяне могли в самых разных местах. Это мог быть сеновал или сени, телега или клеть, лавка или сундук. Но существовали и места, которые предназначались для сна, а именно полати и печка.
Лежанка на печи была самой удобной и комфортной для сна. Она долго оставалась теплой, что было важно в холодное время года. Обычно на печи спали старики, но и молодежь любила понежиться в тепле. Еще одно комфортное спальное место — полати. Так называли деревянные полки, располагавшиеся между печью и стеной, порой высоко под потолком. Это было тепленькое местечко без сквозняков, потому укладывали на полати детей. Старикам же было неудобно залезать и спускаться. Младенцы почивали в люльках, которые подвешивали к потолку, а дети постарше нередко спали на лавках и сундуках.
У мужчины-главы семьи был собственный угол, коник, напротив бабьего кута. В нем умельцы что-то чинили, вырезали, мастерили, а ночью могли тут же лечь спать. Если на дворе стояла теплая погода, крестьяне могли уснуть под деревом во дворе или в сарае, примостившись на мешке с мукой.
Какая кровать? Пожалуйте на нары.
Быт русских крестьян был очень аскетичен. Из мебели в избе находились стол и лавки, установленные вдоль стен. Такие предметы, как табуретки, были не у всех. А уж обычная кровать была символом богатой, роскошной жизни. Во многих семьях даже в начале 20 века кроватей не было вообще.
Исследователи пишут, что в 20-х годах 20 века существовала такая статистика: чуть больше половины крестьян спали на кровати, около 40 процентов отдыхали на полу, примерно 5 процентов спали на печи, на долю полатей приходилось 3 процента, и один процент сельских жителей почивал на нарах. Ошибочно полагать, что речь идет о тюремных лежанках, на которых ворочаются арестанты. Нет, нарами крестьяне называли широкие деревянные лавки, которые устанавливались в избе.
Как крестьяне сон на две части делили
Жизнь русских крестьян была тяжелой. Весной и летом на сон оставалось мало времени, так как люди работали по пятнадцать часов в сутки. Крестьянки к тому же занимались домашней работой. Недосып был обычным делом, но люди компенсировали его недолгим (1-2 часа) послеобеденным сном. Заснуть они могли где угодно, например, прислонившись к стогу сена. Послеобеденный сон был не просто прихотью крестьян, а обычаем. Без него говорить о хорошей работоспособности не приходилось.
Зимой крестьяне также вставали очень рано, чтобы успеть сделать все дела: покормить скот, съездить за дровами в лес, починить утварь и так далее. Уставали меньше, чем летом, но сон все равно был разделена на две части. На закате семьи садились ужинать и ложились спать. Проходило примерно пять часов, и крестьяне просыпались и снова принимались за дела. У каждого они были свои: молитвы, игры в карты, любовные утехи. Так продолжалось примерно до 3 часов ночи, после чего люди снова укладывались спать и отдыхали до того момента, пока не взойдет солнце.
Почему надо было спать в одежде и с покрытой головой
Интересно, что крестьяне не надевали специальную одежду для сна (ее просто не существовало до середины 20 века), а спали в том, в чем ходили днем. Женщины не снимали платков. Исследователи считают, что это делалось из-за суеверий. Сон приравнивался к переносу души в иной мир. А как же появиться там нагим? Некрасиво.
Также говорили, что нагой человек (особенно женщины) особенно уязвим перед нечистью. Чтобы не провоцировать чертей, спали в одежде. Крестьянки покрывали головы платком, потому что боялись умереть во сне. А с непокрытой головой нельзя было попасть на Суд Божий. Девушки иногда нарушали обычаи и спали голышом — для того, чтобы увидеть вещий сон, поговорить с нечистой силой.
Есть и иная версия: в крестьянских семьях просто не было постельного белья. Люди спали на жестких соломенных тюфяках, накрытых подстилками из овчины. О чистоте такой постели и речи не идет. А одежду можно было постирать в любой момент. Скорее всего, наличие постельного белья было показателем богатства семьи и удаленности деревни от городов.
И еще один вариант: крестьяне не снимали одежду, чтобы защититься от мерзких насекомых, которые всегда мешали отдыхать. В избах всегда присутствовали пауки, клопы, муравьи. Народными средствами их вывести было достаточно сложно, а привычных нам инсектицидных средств в старину просто не выпускали.
Матрасы из соломы и подушки из старых зипунов
Да, постели у крестьян были действительно аскетичными. Это могла быть обычная подстилка из соломы, покрытая старой рогожей. Без подушки спать неудобно, и вместо нее использовались какие-то мягкие вещи. Это мог быть армяк, зипун или шуба. Они же служили одеялом, когда было холодно. Пуховая перина, высокая подушка и теплое одеяло относили к предметам роскоши и считались прекрасным приданым для невесты.
Историк А.В. Краснов писал в своей книге о своем детстве, прошедшем в Рязанской губернии о том, что кроватей в деревнях не было. Перед сном крестьяне расстилали солому, клали сверху дерюгу и ложились спать все вместе. На печи оставались только самые пожилые представители семьи, которым требовался особых уход — дед да бабка. Да, говорить о том, что крестьяне были избалованы, смешно.
Спящим часто снятся сны, которые тоже многое могли сказать, по представлениям того времени. За некоторые сновидения, если о них рассказать, можно было получить реальное наказание.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Печь, зыбка и не только: На чём спали русские крестьяне до появления кроватей
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что такое полати и как на них спали
В Древней Руси спали на печи. Это знают даже дети, которым читали известную сказку про Емелю. Чтобы было удобно забираться на печку, делались ступеньки. После того как печь протапливалась, она становилась тёплой, приятной. На ней было удобно и уютно, потому чаще всего там спали старшие, уважаемые представители семьи.
Но не только на печи почивали древние славяне. Существовали еще и полати, которые были дополнительными спальными местами. Детские полати часто оборудовались бортами, чтобы малыши не свалились с них на пол. Такие сооружения были высокими и ставились около печи. Детям было тепло, а родители могли наблюдать за ними и при необходимости дотянуться прямо с печи.
Существовали и взрослые полати. У них не было бортиков и похожи они были на высокие полки. Размещались эти настилы под потолком, в промежутке над печью. Это тоже было очень удобно: никакой сырости, сквозняка, яркого света. Уютное и защищенное местечко. После протапливания печи, а ее топили и осенью, зимой и весной, на полатях царила постоянная и очень комфортная температура. Летом, когда было тепло, многие члены семьи спали на скамейках, а полати использовались для сушки растений и хранения различных вещей. Не стоит думать, что полати сооружали только в крестьянских избах, их часто делали и в богатых домах. Во время праздников на них сидели маленькие дети, им было очень удобно наблюдать свысока за взрослыми, греться, а при желании и подремать.
Если полати отдаленно напоминают современную кровать, то ещё одно древнерусское спальное место не похоже на неё совершенно. При желании можно, конечно, провести аналогию между нижней полкой в железнодорожном купе. Речь идёт о сундуке. Это сказочные хранители богатства, ларцы, украшенные резьбой и чеканкой. Обычный сундук имел прямую крышку, для того чтобы на нем можно было спать.
Такой предмет выполнял сразу несколько функций, в нём хранились ценные вещи, например, приданое, возможно, и драгоценности. Есть мнение, что спали на сундуках именно для того, чтобы ночные воры не могли утащить спрятанное в них добро. Насколько это соответствует действительности, сейчас сказать сложно. Возможно, доля правды в этом есть, а может быть, сундуки всё-таки использовали в качестве спальных мест, потому что это было удобно и экономило пространства. В современных диванах тоже есть ящик для хранения белья.
Зыбка или спи, младенец мой прекрасный
Маленькие дети спали в колыбели. Как только их не называли: люлька, зыбка, качалка, баюкалка, колыска, ванек-встанек, но какое бы название носили эти замечательные кроватки, предназначались они для одного удобного сна маленького человечка.
Благодаря такой системе можно было покачивать люльку, и она словно плыла по волнам. Это было искусство, люди, которые умели это делать, назывались качками. Они не допускали рывков, ребёнок спал спокойно и не мог выпасть. Для укачивания («зыбания») даже нанимали нянек, которых называли пестуньями. Очень часто люльки подвешивали и на деревья: крестьянки работали, детишки спали.
Делали также кроватки «ванька-встанька», то есть качалки, но их использовали чаще всего в городах. Перевозить такую кроватку было неудобно, а люлька легко помещалась в телегу, и также просто ее можно было подвесить в любое удобное место.
Тюфяк, перина, соломенник, сенник и другие виды матрасов
Сегодня в магазинах можно найти любой матрас, с самым качественным наполнителем, любой жесткости. Раньше же всё было гораздо проще. Наши предки использовали самые разные варианты матрасов.
Тюфяк. Изготавливался из мешковины, которая набивалась самыми разными наполнителями, начиная от обычной травы и заканчивая старыми тряпками. Тюфяк с более качественным наполнителем стоил дороже.
Перина. Это матрас, который наполнялся птичьим пухом или перьями. А чтобы перышки не вылезали из перины и не ранили спящего, использовались наматрасники, которые изнутри натирались воском.
Соломенник. Из названия понятно, что это матрас, который набит соломой. Солома укладывалась очень аккуратно, ровно, плотно, чтобы было комфортно спать.
Сенник. Это матрас, для набивки которого использовалось высушенное сено или мох. Для таких матрасов делались наматрасники из прочной холстины, сегодня такая ткань по-прежнему продается и называются матрасной.
Матрас с набивкой из конского волоса и морских водорослей. Такие матрасы могли быть разными по упругости, это зависело от того, какой длины и жесткости волос использовался. Иногда добавляли шерсть верблюдов или овец.
Первые кровати
Предками современной кровати можно считать и полати, и сундуки, и обычные скамьи. Кровати в современном понимании этого слова в крестьянских домах появились только в XIX веке, в богатых (боярских, княжеских) хоромах немного раньше. Зажиточным купцам приходилось даже приставлять к кровати лестницу или стул – столько перин, тюфяков и одеял они накладывали на кровать.
Петру I очень нравились встроенные кровати, так называемые голландские шкафы. Когда царь путешествовал по Голландии, он спал в такой кровати, размещенной в шкафу. Но привить моду на подобные спальные места в России царю не удалось.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
На чём спали наши предки
Устав за день, нам так приятно перед сном растянуться на кровати под мягким одеялом. А как спали наши предки, и какие удобства для сна были у них?
Во сне мы проводим едва ли не треть своей жизни, где-то 6-8 часов, а то и больше. И, конечно же, наш ночной отдых не обходится без элементарных удобств: кровати, подушек и одеял. Мы и помыслить не можем сон без них. Но так было не всегда. Удивительно, но ещё около 600 лет назад кровать, чего уж говорить о спальной комнате, были доступны только самым богатым слоям общества. Так как, где и в какое время раньше спали обычные люди, и какими для этого удобствами они располагали?
В мире и Западной Европе
Традиции сна сейчас всё больше привлекают внимание учёных. Сведения о том, как люди спали в разные эпохи, историки получают, изучая современные примитивные общества, а также различные письменные источники: жизнеописания, летописи, старинные картины и гравюры.
Так вот, в доисторическую эпоху все члены семейства спали вместе в одном помещении, часто вместе со скотиной. Все друг друга слышали, что давало чувство спокойствия и безопасности. Ложились на шкуры животных, одеяла, циновки; подушек, конечно же, не существовало, да и не все клали что-нибудь в изголовье.
Первые спальни и кровати появились в Древнем Египте и Шумерском государстве, правда только у царей и фараонов. Постепенно традиция спать на кушетках распространилась и среди знати. Затем эта мода перешла к грекам, а от них к римлянам. Но дальше дело не пошло – наступили тёмные Средние века, откатившие цивилизацию далеко назад.
В Средневековье простолюдины спали также, как и в древности. И даже на постоялых дворах путникам на ночь могли предложить в сарае лишь угол с соломой. А феодалы в замках прятались на ночь от холода и крыс в деревянные сооружения, похожие на шкафы. Матрасами им служили тюфяки, набитые соломой или шелухой гороха. Существуют гравюры и изображения, на которых видно крестьян, спящих днём в поле, на дороге или на улице. Это говорит о том, что графика сна не было, и прикорнуть можно было когда и где угодно.
Широкое распространение кровать получила лишь с 18 века, но не для всех. И лишь век 20-ый принёс традицию и спальной комнаты, и кровати, и подушки, и ночной одежды для всех людей.
На Руси
На Руси дело обстояло иначе. Наши предки в культуре сна были гораздо «продвинутее» западных народов. Ещё в далёком 1-ом тысячелетии нашей эры восточные славяне умели строить крепкие избы, тёплые печи и полати на них. Учёные до сих пор не пришли к единому мнению, как образовалось это название: от слова половина, или от слова пол. Так или иначе, но полати в древности занимали почти половину маленьких изб, и находились не выше метра над полом.
Полати – это чисто славянское изобретение. Раньше их конструкция отличалась от нынешней. Они представляют собой настил из досок, находящийся под потолком между печью и стеной. Казалось бы, такое простейшее сооружение, а какое оно практичное! На полатях было самое удобное место для сна: оно удалено от сквозняков, сырости, посторонних глаз и от света из окон. И хотя на полатях могли разместиться несколько человек (иногда аж до 5-6), всей семье всё равно места не хватало. Поэтому там чаще всего спали старики, дети и больные, а остальные располагались на широких скамьях.
С октября по апрель наши предки постоянно топили печь, благодаря этому на полатях всегда поддерживалась стабильная температура: от 25 и до 28°С. Это было самым тёплым местом в избе.
Ещё один плюс, который давали полати, это то, что летом на них можно было сушить и хранить различные травы и продукты, а также предметы быта. В общем, полати – это настолько удобное и практичное место для сна, что они встречались даже в боярских хоромах.
Одеяла ткали изо льна, а матрасы набивали соломой. Подушками сначала служила сложенная ткань, а набивать их соломой и конским волосом стали где-то в начале средних веков. Пуховые подушки долго оставались роскошью и входили в приданое невесты. С ними было связано множество поверий, суеверий и гаданий: чтобы сменить плохой сон на хороший, нужно перевернуть подушку, а если девушка хотела выйти замуж, то клала под подушку ивовый прутик.
Расписания отдыха у восточных славян также не существовало, и сон был связан со световым днём. Но после обеда все – и взрослые, и дети – обязательно ложились покемарить. Кстати, эта традиция послеобеденного сна долго сохранялась в боярских и помещичьих семьях.
О полатях сложено множество поговорок. В народном сознании они выступают символом надёжного места и… лени – только ленивый и хворый будет отлёживать бока на полатях.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Культура сна в старой Руси отличалась от современной и сегодня может показаться достаточно странной. Удивительно, но привычные ныне кровати появились в деревнях только в 20 веке. Но и кроме этого существовали особые правила сна, требующие исполнения.
Вряд ли современный человек сможет выспаться, следуя им.
Спальные места, распределяемые по уровню комфортности
На полатях спали дети, так как старикам забираться туда было неудобно.
Расположиться для сна крестьяне могли в самых разных местах. Это мог быть сеновал или сени, телега или клеть, лавка или сундук. Но существовали и места, которые предназначались для сна, а именно полати и печка.
Лежанка на печи была самой удобной и комфортной для сна. Она долго оставалась теплой, что было важно в холодное время года. Обычно на печи спали старики, но и молодежь любила понежиться в тепле. Еще одно комфортное спальное место — полати. Так называли деревянные полки, располагавшиеся между печью и стеной, порой высоко под потолком. Это было тепленькое местечко без сквозняков, потому укладывали на полати детей. Старикам же было неудобно залезать и спускаться. Младенцы почивали в люльках, которые подвешивали к потолку, а дети постарше нередко спали на лавках и сундуках.
У мужчины-главы семьи был собственный угол, коник, напротив бабьего кута. В нем умельцы что-то чинили, вырезали, мастерили, а ночью могли тут же лечь спать. Если на дворе стояла теплая погода, крестьяне могли уснуть под деревом во дворе или в сарае, примостившись на мешке с мукой.
Какая кровать? Пожалуйте на нары.
Быт русских крестьян был очень аскетичен. Из мебели в избе находились стол и лавки, установленные вдоль стен. Такие предметы, как табуретки, были не у всех. А уж обычная кровать была символом богатой, роскошной жизни. Во многих семьях даже в начале 20 века кроватей не было вообще.
Исследователи пишут, что в 20-х годах 20 века существовала такая статистика: чуть больше половины крестьян спали на кровати, около 40 процентов отдыхали на полу, примерно 5 процентов спали на печи, на долю полатей приходилось 3 процента, и один процент сельских жителей почивал на нарах. Ошибочно полагать, что речь идет о тюремных лежанках, на которых ворочаются арестанты. Нет, нарами крестьяне называли широкие деревянные лавки, которые устанавливались в избе.
Как крестьяне сон на две части делили
Жизнь русских крестьян была тяжелой. Весной и летом на сон оставалось мало времени, так как люди работали по пятнадцать часов в сутки. Крестьянки к тому же занимались домашней работой. Недосып был обычным делом, но люди компенсировали его недолгим (1-2 часа) послеобеденным сном. Заснуть они могли где угодно, например, прислонившись к стогу сена. Послеобеденный сон был не просто прихотью крестьян, а обычаем. Без него говорить о хорошей работоспособности не приходилось.
Зимой крестьяне также вставали очень рано, чтобы успеть сделать все дела: покормить скот, съездить за дровами в лес, починить утварь и так далее. Уставали меньше, чем летом, но сон все равно был разделена на две части. На закате семьи садились ужинать и ложились спать. Проходило примерно пять часов, и крестьяне просыпались и снова принимались за дела. У каждого они были свои: молитвы, игры в карты, любовные утехи. Так продолжалось примерно до 3 часов ночи, после чего люди снова укладывались спать и отдыхали до того момента, пока не взойдет солнце.
Почему надо было спать в одежде и с покрытой головой
Интересно, что крестьяне не надевали специальную одежду для сна (ее просто не существовало до середины 20 века), а спали в том, в чем ходили днем. Женщины не снимали платков. Исследователи считают, что это делалось из-за суеверий. Сон приравнивался к переносу души в иной мир. А как же появиться там нагим? Некрасиво.
Также говорили, что нагой человек (особенно женщины) особенно уязвим перед нечистью. Чтобы не провоцировать чертей, спали в одежде. Крестьянки покрывали головы платком, потому что боялись умереть во сне. А с непокрытой головой нельзя было попасть на Суд Божий. Девушки иногда нарушали обычаи и спали голышом — для того, чтобы увидеть вещий сон, поговорить с нечистой силой.
Есть и иная версия: в крестьянских семьях просто не было постельного белья. Люди спали на жестких соломенных тюфяках, накрытых подстилками из овчины. О чистоте такой постели и речи не идет. А одежду можно было постирать в любой момент. Скорее всего, наличие постельного белья было показателем богатства семьи и удаленности деревни от городов.
И еще один вариант: крестьяне не снимали одежду, чтобы защититься от мерзких насекомых, которые всегда мешали отдыхать. В избах всегда присутствовали пауки, клопы, муравьи. Народными средствами их вывести было достаточно сложно, а привычных нам инсектицидных средств в старину просто не выпускали.
Матрасы из соломы и подушки из старых зипунов
Да, постели у крестьян были действительно аскетичными. Это могла быть обычная подстилка из соломы, покрытая старой рогожей. Без подушки спать неудобно, и вместо нее использовались какие-то мягкие вещи. Это мог быть армяк, зипун или шуба. Они же служили одеялом, когда было холодно. Пуховая перина, высокая подушка и теплое одеяло относили к предметам роскоши и считались прекрасным приданым для невесты.
Историк А.В. Краснов писал в своей книге о своем детстве, прошедшем в Рязанской губернии о том, что кроватей в деревнях не было. Перед сном крестьяне расстилали солому, клали сверху дерюгу и ложились спать все вместе. На печи оставались только самые пожилые представители семьи, которым требовался особых уход — дед да бабка.