На чем ставят крест
Куда ставят крест на могилах у православных
Содержание:
При организации похорон важно не просто грамотно провести траурную церемонию, но и разобраться, куда ставят крест на могилах у православных. Большинство людей в нашей стране трепетно относится к религиозным традициям, поэтому к подобным вопросам следует подходить с особым вниманием. В православии покойных хоронят лицом на восток, а крест устанавливают в ногах. Считается, что таким образом умерший христианин будет видеть распятие на фоне восхождения солнца и молиться Всевышнему. Что же символизирует этот обычай? Почему крест ставят в ногах и в каких случаях его можно устанавливать в голове у покойника?
Почему на могилах устанавливают именно крест?
Обычай отмечать место захоронения надмогильным холмом восходит к дохристианским временам. Православная церковь переняла эту традицию и дополнила ее собственными канонами, в том числе установкой распятия. Принято считать, что на протяжении жизни каждый человек несет свой собственный крест, который уже в момент бытия обретает образ Крестного знамения. Крест на могиле после смерти указывает на то, что здесь покоится истинный христианин. Вся его жизнь была направлена на исполнение той миссии, ради которой он родился, а именно – служению Господу и сыну его Иисусу Христу.
Православие на Руси тесно связано с именем Андрея Первозванного. Апостол известен тем, что при исповедании Евангелия устанавливал кресты, которые в те времена изготавливались из дерева. Сегодня при воздвижении распятий христианская церковь следует примеру апостола. Крест в православии считается молчаливым праведником воскресения и бессмертия, который символизирует собой жизнь вечную и веру пребывания души умершего на небе.
При установке креста родственники усопшего исполняют одну из заповедей Божьих – возлюби своего ближнего. Нередко случается так, что будучи при смерти, человек не успевает пройти таинство покаяния, смириться с чем-то или попросить у кого-то прощения. При воздвижении распятия на месте захоронения родственники как бы примиряют покойного с этим, поскольку Господь – это любовь, а Крест – это символ Иисуса Христа.
Где нужно ставить крест?
Как говорилось выше, обычно памятную конструкцию размещают в ногах, но иногда могут устанавливать в голове. Выбор того или иного месторасположения зависит от убеждений покойного и пожеланий его родных.
В ногах
Установка памятника в ногах не считается церковным законом и относится, скорее, к религиозным традициям, следовать которым необязательно. Однако в большинстве случаев его ставят именно у изножья, чтобы конструкция была обращена к лицу умершего. Существует несколько толкований, почему православные поступают именно так:
Как бы там ни было, крест в православной религии является источником света и веры, а традиции его установки всегда чтятся и соблюдаются.
В изголовье
Обычая устанавливать распятие за головой покойника чаще придерживаются православные, которые проживают в Западной или Центральной Европе. По их мнению, такое расположение символизирует победу Сына Божьего над дьяволом. В момент Судного дня крест станет хоругвей для усопшего, которую он понесет после своего воскрешения. Она будет указывать на торжество добра над темными силами и послужит орудием в борьбе с сатаной.
Какие кресты ставят на могиле?
Сразу после погребения принято устанавливать деревянное распятие, которое не должно иметь никаких излишеств и украшений. В качестве материала могут использоваться сосна или бук. На древесину наносят специальные составы, которые предупреждают ее преждевременную порчу под действием атмосферных осадков.
Поскольку дерево не отличается долговечностью, после осадки земли деревянное распятие можно заменить на металлическое, мраморное или гранитное. Такие изделия отличаются внушительным внешним видом, устойчивостью к погодным явлениям. Устанавливать их желательно через 12 месяцев после захоронения. Это связано не только с осадкой грунта, но и с поверьем, что душа покойного покидает землю спустя год после смерти.
Распятие допустимо украшать орнаментами или религиозными символами. Чаще всего в этих целях используют:
В зависимости от предпочтений родственники могут подбирать форму распятия. Наиболее древней считается четырехконечная, которую использовали во времена ранней христианской церкви. Сегодня она выбирается редко и обычно применяется для захоронения людей, которые не причисляли себя к какой-либо конфессии.
Самая распространенная – шестиконечная форма. Такой памятник выглядит как обычный перекрест, под которым располагается косая поперечная перекладина. Иногда при погребениях используют восьмиконечную конструкцию. Она во многом схожа с шестиконечной, но в ее верхней части дополнительно устанавливают более короткую прямую перекладину.
Временные деревянные распятия после установки постоянного памятника сжигают прямо на кладбищах или в церковных печах. Выбрасывать их нельзя, поскольку это указывает на неуважение к покойнику. Часто деревянный крест оставляют рядом с могилой или прислоняют к оградке. Важно, чтобы он не лежал на могильном холме.
Как устанавливают памятник?
В соответствии с церковными канонами, памятную конструкцию устанавливают во время захоронения. На протяжении 40 дней на могиле нельзя ничего делать, поскольку считается, что по истечении этого времени усопший пойдет на Голгофу, неся на себе распятие. Далее деревянный крест допускается менять на постоянный, но, как говорилось выше, лучше подождать до 12 месяцев. Подходящее время для установки каменного сооружения – период с марта до сентября. В это время меньше осадков, поэтому земля не так сильно размывается.
Организация погребения от службы «Честный Агент»
Если вы не знаете, куда ставят крест при захоронении, обращайтесь к помощи ритуальной службы «Честный Агент». Мы занимаемся профессиональной организацией погребений и оказываем полный комплекс услуг по проведению траурной церемонии. Наши специалисты предоставят подробные консультации, помогут с подготовкой к захоронению и ответят на любые вопросы, касающиеся соблюдения православных традиций.
В компетенцию нашего агентства входит изготовление и установка памятников на могилу. У нас можно заказать гранитные и мраморные кресты высокого качества, а также получить множество дополнительных услуг:
Чтобы заказать похороны от профессионалов, свяжитесь с нами по контактному телефону. При обращении в компанию «Честный Агент» можно рассчитывать на достойное погребение, которое будет проведено в полном соответствии с религиозными взглядами умершего человека.
100 к 1. На чем ставят крест?
Какой ответ к игре 100 к 1 на вопрос: На чём ставят крест?
100 к 1. На чем ставят крест?
В игре, которая называется «100 к 1», правильными будут следующие ответы на данный вопрос
100 к 1. Ответы на вопрос «На чем ставят крест?«
Правильными ответами являются следующие версии:
Именно эти варианты нужно указывать в ответах, чтобы выиграть.
На это не совсем приятный вопрос в популярной игре 100 к 1 вам следует отвечать в таком порядке:
Игра 100 к 1 становится все более популярной. Один из вопросов: «На чем ставят крест?» подразумевает следующие правильные ответы:
На вопрос «На чём ставят крест?» в игре «100 к 1» правильными вариантами ответов будут следующие
В другом варианте ответов ещё присутствует ответ
На чем ставят крест
Такой довольно устрашающий вопрос есть в игре 100 к 1 и если он вам попался и вы хотите выиграть, то отвечать нужно в таком порядке:
Далее идут такие ответы как:
Чтобы выиграть в игре 100к1, то Вам нужно будет ответить на вопрос на чём люди ставят крест. И вот самые топовые ответы :
Почему-то кажется, что на карьере- в первую очередь. На могиле- далеко не всегда, есть нехристианские захоронения. да и христиане сейчас памятники ставят. На работе? Ну не на самой же работе, а все же, наверное на статусе работающего- то есть на его карьере.
Правильными ответами на этот вопрос о кресте и его месте установки, принято считать ответы тех людей, которые постоянно играют в познавательную и популярную онлайн игру 100 к 1:
Возможно, ответами на вопрос «Человек пришел на работу и сразу ушел. Почему?» будут следующие:
Почувствовать себя счастливым можно:
Каким должен быть православный крестик
Если у любого человека, даже далекого от религии, спросить о том, какой символ приходит ему в голову при слове «христианство», он ответит: «крест». А вот если задать вопрос о разнице между внутриконфессиональными течениями, наверняка он испытает серьезные затруднения.
Да что там говорить: немногие люди, именующие себя православными, смогут опознать крестик, соответствующий церковному укладу. Что ж, не все христиане приходят к церкви истово верующими и разбирающимися в нюансах теологии – многие и крестятся-то, лишь следуя за модой.
Впрочем, каждый из нас обладает свободой совести и волен выбирать свой путь к богу. А мы поможем сделать небольшой шажок ему навстречу и расскажем о правилах выбора нательного креста.
Самое главное: правильный православный крестик должен быть освященным в церкви и олицетворяющим веру в подвиг Иисуса. Все остальное – небольшие нюансы, малозначительные для истинно верующего человека!
Как должен выглядеть православный крестик
Итак, православный нательный крестик должен выглядеть… Постойте, ничего он не должен: это материальный символ веры, который может принимать различные формы. Да, некоторые каноны есть, но они настолько размыты и условны, что ошибиться при выборе православного символа веры практически невозможно!
Все реже служители церкви отказываются освящать кресты по причине несоответствия канонам. Наиболее продвинутые священники освящают даже кресты с латинскими надписями и прочими признаками католического происхождения.
Вопреки распространенному заблуждению, православная церковь признает кресты самых разных форм:
Восьмиконечный крест – один из древнейших символов христианской религии. Он широко использовался еще в VI, когда еще не было католиков, православных, униатов, протестантов и иже с ними, а были просто христиане, единые в вере.
Канонический православный крест с распятием Иисуса Христа визуально несколько отличается от католического. Пробежимся по основным различиям:
Существует масса менее распространенных разновидностей христианского символа. Например, монашеский крест-Голгофа, дополненный ступенями, черепом и прочими символами, кресты с клиновидными лепестками, увенчанными лилиями или каплями.
Как выбрать нательный православный крест
Зачастую родители (кровные или крестные) затрудняются с выбором символа для таинства крещения. Здесь действует главное правило: крестик для крещения должен быть удобным и безопасным для ребенка.
Приведем основные принципы выбора:
Если вы хотите выбрать правильный православный крест на шею для глубоко верующего взрослого человека, берите канонический восьмиконечный. Распятие в данном случае обязательно.
Виды материалов
Вопреки распространенному заблуждению, у православной церкви нет конкретных требований к материалу крестика. Он может быть вырезан из дерева (что не слишком практично) или камня, отлит из простого металла или ювелирного сплава.
Духовное наполнение символа веры никак не зависит от материала, из которого он изготовлен. Правда, большинство людей предпочитают выбирать крестики из драгоценных материалов: они не только более эстетичны, но и практичны (долговечны, практически не вызывают аллергических реакций).
Золотая подвеска с фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)
Церковь считает гордыню и сребролюбие смертными грехами. Поэтому даже если вы выбираете очень дорогой платиновый крестик с бриллиантами, носить его нужно под одеждой.
Что означает череп на крестике?
Казалось бы, перед нами символ спасения и торжества жизни, так почему иногда изображают внизу на крестике череп с костями? Это не может быть неким мистическим символом, ведь христианская церковь отрицательно относится к оккультным знаниям.
Что значит надпись НИКА на кресте?
Любой образованный человек скажет, что «Ника» в переводе с греческого означает «победа». Так, кстати, звали древнегреческую богиню победы, близкую родственницу древнеримской Виктории. Так почему имя языческой богини часто красуется на православных крестиках?
Главное в православном крестике – это не форма или рыночная стоимость, а духовное содержание. А им наделяют символы веры исключительно люди, их носящие и почитающие!
Поклонные кресты в России: история вопроса
Приблизительное время чтения: 12 мин.
На волне недавних акций со спиливанием поклонных крестов к этой теме возник общественный интерес. При этом даже среди церковных людей далеко не все знают, как сложилась на Руси традиция ставить кресты вне храмов и кладбищ и как она развивалась.
Об этом рассказывает кандидат искусствоведения Светлана ГНУТОВА, автор-составитель книги «Крест в России» и научный редактор серии сборников, посвященных исследованиям истории креста в России.
Как возникла традиция
Традиция ставить кресты возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет» святого Нестора Летописца, святая равноапостольная княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила». Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции водружения крестов. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости — это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства.
Что касается происхождения этой традиции, то, по всей видимости, на Русь она пришла из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий.
Вообще, отмечу, что традиция возведения памятных крестов общая для всей Восточной Европы — как у православных, так и у католиков. Формы креста различаются, но мотивация одна и та же: испрошение у Господа защиты, благодарность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспомнить о Боге.
На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Видимо, потому, что в Средние века это был форпост Православия, русские люди осваивали эти пространства в борьбе и с трудными природными условиями, и с языческой культурой автохтонных народов Севера. По выражению П. В. Боярского, происходила «война религиозных символов» — кресты воздвигались там, где ранее стояли идолы.
Кроме того, если под Русью понимать именно мир русской православной культуры, а не РФ в ее нынешних границах, то нельзя не сказать об Украине. Там традиция устанавливать кресты, особенно придорожные, всегда была крайне популярна, и, кстати, местные жители проявляют к таким крестам большее уважение, чем многие наши соотечественники.
С какой целью?
Древние подвижники, когда приходили в пустынное место, ставили там деревянный крест — тем самым освящая эту пустыню, свидетельствуя о благодати Божией и изгоняя бесов.Это известно из множества житий русских святых.
Однако кресты ставили не только святые подвижники, но и обычные люди из разных сословий — от царей до крепостных крестьян. Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам. Ставились и охранные кресты — фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету — скажем, в благодарность за исцеление, за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели.
Поморы, кстати, ставили кресты и как знак духовной войны с язычеством северных народов — ненцев и сиртя (народа, который то ли был уничтожен ненцами, то ли ассимилирован ими к XVII веку). Приведу цитату из работы П. В. Боярского «Русский крест в сакральном пространстве Арктики», опубликованную в первом выпуске Ставрографического сборника: «Здесь веками складывалась, имея мощную подпитку из Соловецкого монастыря, особая православная островная культура мореходов. И морской “перекресток” востребовал свой вид межевых крестов на островах, архипелагах и побережье Арктики. Обетные, приметные, поклонные, поминальные и намогильные кресты на побережье выполняли разнообразные функции, порой глубоко отличные от замысла тех, кто их возводил. Во многих северорусских преданиях остров воспринимался как место обитания иноземцев, как сакральный центр чужого мира. Здесь как бы существовала граница жизни и смерти. И смертельно опасный путь по морю помора-морехода в колдовском мире шаманской антикультуры должен был иметь пристанища, где сам мореплаватель и его душа могли спастись и отдохнуть в привычном духовном пространстве. Центральным символом обустроенного для христианина пространства был восьмиконечный православный крест».
Кстати, как отмечается в этой же работе, ненцы переняли от поморов традицию ставить кресты на могилах.
Но были и внерелигиозные цели установки крестов. Прежде всего, это навигация. Многометровые (до 10 метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, были своего рода маяками, навигационными знаками, указывали мореходам путь к спасительной гавани. Процитирую художника А. А. Борисова (1866–1934), занимавшегося помимо искусства еще и исследованиями Русского Севера и опубликовавшего в 1907 году книгу «У самоедов. От Пинеги до Карского моря»: «Здесь, на Вайгаче и вообще на севере часто ставят вместо морских знаков кресты, обозначая этим места, удобные для стоянок судов. И сюда, если застигнет буря, идут, не боясь ни мелей, ни камней: значит, вход безопасный и есть где укрыться».
Но это было не только на Севере. Кресты ставились и по берегам рек в качестве ориентиров и межевых знаков. Например, Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, сейчас они находятся в Тверском государственном объединенном музее-заповеднике. Эти каменные кресты являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятными знаками.
Извивы традиции
В старину люди испытывали огромное уважение к уже поставленным крестам. Как пример можно привести историю креста, установленного царем Петром Первым. Местные жители на протяжении многих поколений обновляли этот крест — совершенно самостоятельно, без всякого понуждения со стороны светских и церковных властей.
Сейчас иногда сомневаются: а понимали ли наши предки надписи на таких крестах? Ведь они, дескать, были неграмотны. Тут можно ответить, что не надо преувеличивать неграмотность. Грамотных людей на Руси, причем и среди крестьян, было достаточно много, и такая проблема — невозможность прочитать надпись на кресте — просто не стояла. Всегда нашлись бы те, кто прочитал бы и разъяснил написанное. Другое дело, что надписи на крестах, особенно деревянных, за несколько веков могли стать трудноразличимыми — древесина на открытом воздухе неизбежно портится. Но в любом случае существовала и устная традиция: старики рассказывали детям, что это за крест стоит близ их деревни, кто его воздвиг, что там написано. Разумеется, эти рассказы могли со временем обрастать фольклорными элементами, но основа оставалась неизменной.
Ну а что касается общего отношения — оно было благоговейным. Кресты воспринимались как знак Божиего присутствия здесь, в данной местности, как напоминание о вере. Возле крестов люди собирались, устраивали молебны — особенно там, где поблизости не было храмов. Были ли случаи пренебрежительного отношения или тем более святотатства, я сказать не могу, такие сведения мне не встречались. Конечно, я сейчас говорю не о XX веке, а о более старых временах.
А вот в ХХ веке судьба крестов складывалась тяжело. Советская власть и церкви-то не щадила, что уж говорить о стоящих вне храмов «символах религиозного мракобесия». Кресты уничтожались воинствующими безбожниками. Вновь приведу несколько цитат. «Известнейший северный ученый, почетный житель города Архангельска Ксения Петровна Гемп (1894—1998) в своих воспоминаниях говорит: “. Я помню, как на площади перед Троицким собором молодежь с песнями и плясками жгла на костре крест. Нет, не церковный, а опознавательный крест, вытесанный и установленный Петром Великим на Красной горе, в устье Унской губы”». (цитирую работу В. Н. Абрамовского «Две заметки по историческим крестам». Неизвестно, действительно ли это был крест Петра Первого или его копия (тут исследователи не пришли к согласию), но что это меняет!
Вторая цитата — из уже упоминавшейся работы П. В. Боярского. «И почти на каждом мысу острова Матвеев мы обнаружили в 1991 г. останки поморских крестов. Они так почему-то мешали строителям геодезических знаков и активным атеистам, что спиливались, срубались или в лучшем случае использовались как надежная “несущая конструкция” триангуляционных знаков».
В результате традиция установки крестов на несколько десятилетий практически прервалась. Хотя и далеко не сразу. Да, советская власть с первых же дней своего существования объявила войну крестам — но кресты до поры до времени продолжали ставить, пускай уже и не с религиозными целями. Так, в 1920-е годы научные экспедиции, исследовавшие Новую Землю, устанавливали четырехконечные кресты — как знак своего пребывания там. То есть, заметим, цели уже нерелигиозные, но форма еще прежняя.
Понятно, что в сталинские времена за установку поклонного креста можно было поплатиться жизнью, да и крест такой простоял бы недолго. Были ли такие случаи, мне неизвестно, но совершенно исключить это нельзя.
В постсоветские времена традиция установки крестов восстановилась. Порой спрашивают, чем эти современные кресты отличаются от старинных. Если говорить о технологиях, материалах — да, конечно, отличия могут быть, особенно что касается металлических крестов. Деревянные более традиционны. Ну а что касается мотивации их установки, тут можно лишь констатировать, что у всерьез верующих православных людей мотивация та же, что и столетия назад. Могу предположить, сейчас отходит на дальний план «охранная» мотивация, то есть защита от нечисти, а на первое место выступают благодарность Богу за Его милосердие и напоминание христианам об их вере.
ВАЖНО:
Что такое распятие? *
Крестное распятие, применявшееся римлянами во времена Христа Спасителя, было не просто мучительной казнью, но и средством запугивания и психологического воздействия римской власти на местное население провинций. Эта практика восходит к древней восточной традиции публичных казней.
Распятие стало часто использоваться и в провинциях Римской империи (граждан Рима казнили усекновением мечом). Римляне усовершенствовали восточную технику казни с целью причинить жертве еще больше боли и унижения. Для этого стали распинать на крестах двух форм — так называемом «латинском кресте» (известном нам на примере Креста Христова, †) и «тау-кресте» (в виде буквы T). Оба они состояли из вертикальной стойки и горизонтальной перекладины (патибулума). Распинаемого на латинском кресте клали на вертикальную балку и поднимали всю конструкцию целиком; распинаемого на тау-кресте поднимали вместе с патибулумом и размещали на прежде установленной вертикальной стойке. Руки и ноги фиксировались веревками или пробивались железными гвоздями либо деревянными кольями (руки — в районе запястий, а не ладоней, чтобы гвозди не прорвали ткани и тело не сорвалось со креста). Ступни опирались на подставку и также прибивались гвоздями. Страдания казненного на кресте могли продолжаться от 3-4 часов до 3-4 дней. В 1968 году в гробнице на горе Скопус в Иерусалиме был найден фрагмент пяточной кости с застрявшим в ней гвоздем. Исследования показали, что первоначальная длина гвоздя составляла 17 см, а голени этого человека были перебиты.
Крест в Евангелии
В раннем христианстве символика Креста присутствует с начала существования Церкви: в Евангелиях и посланиях святого апостола Павла — как вероучительный образ, позже — в виде графического символа. Господь Иисус Христос сравнивает жизнь своих последователей с человеком, приговоренным к крестной казни и идущим с патибулумом к месту исполнения приговора (Мф 16:24; Мк 8:34; 10:21; Лк 9:23; 14:27). Святой апостол Павел указывает, что учение о «распятом Христе» и «слово о Кресте» стали центром его проповеди (1 Кор 1:18, 23—24), поскольку на Кресте Сыном Божиим принесена жертва Отцу во искупление человеческого рода (Еф 1:7; Кол 1:14). Эта символика дополняется для апостола Павла символикой «заботы о других» (Флп 2:4), а для апостола Иоанна Богослова — жертвенной любви, которые показал нам Спаситель (1 Ин 3:16), в послушании Небесному Отцу умаливший («смиривший») Себя даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:8), что должно быть примером для всех нас (1 Ин 3:16).
Виды крестов
Поклонные кресты
Ставились вне храмов для напоминания верующим о Христе.
Обетные кресты
Ставились людьми по обету, как знак благодарности Богу за помощь в беде, за чудесное спасение.
Охранные кресты
Ставились в качестве духовной защиты от нечисти, от болезней, от всякой беды.
Памятные кресты
Ставились в знак памяти о каком-то значимом событии, на местах сражений, на местах гибели людей — с целью призвать к молитве за них.
Деление крестов на виды — довольно условное. Часто установленный крест оказывался и памятным, и поклонным, и охранным, а также служил внерелигиозным целям.
Рождение символа
Несмотря на яркую вероучительную символику, ранние христиане избегали использовать графические изображения креста как символ своей веры, поскольку практика этих страшных казней продолжалась вплоть до IV века, когда христианство стало официальной религией Римской империи. Однако после середины II века в христианских общинах появляется практика почитания Креста Христова, в том числе — богослужебная. Первое свидетельство об этом имеется у Марка Минуция Феликса, который на рубеже II и III вв. говорит, что враги обвиняют христиан в почитании «древа креста». Тертуллиан в 204 г. упоминает о том, что христиане в течение дня при разных обстоятельствах регулярно полагают знамение креста на лоб. Однако широкое богослужебное почитание Креста возникает уже после первой четверти IV века — после обретения Креста Христова святой императрицей Еленой.
Изображение так называемого «простого», или «греческого креста» (с одинаковой длиной всех перекладин, +), было найдено в римских катакомбах начала III века. В период до IV века в катакомбах широко используются изображения якоря как символа надежды, в том числе — с перекладиной, ясно напоминающей крест. Наиболее ранние изображения «латинского» креста (†) найдены на римских саркофагах знатных христиан середины и конца IV века по Р. Х. Большое количество различных изображений христианского креста появляется на монументальных памятниках с V века. Кресты с изображением на них фигуры Спасителя известны с конца VI века. Параллельно с богослужебным почитанием Креста к IV веку возникло и ношение нательных крестов. Хронологически первое упоминание об этом относится к концу этого столетия и имеется в одной из бесед святителя Иоанна Златоуста.
*Справки подготовил прот. Димитрий Юревич, проректор Санкт-Петербургской духовной академии по научной работе. — Ред.
Иллюстрации из книги «Крест в России», издательство «Даниловский благовестник», 2006