Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Наука для планеты, наука для людей

«Представитель науки — русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев»

Цели урока:

Куликовский филиал МБОУ СОШ с. Октябрьское

Всероссийский открытый урок 1 сентября,

посвящённый Году науки и технологий

Наука для планеты, наука для людей

«Представитель науки — русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев»

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Панарина Светлана Викторовна

Всероссийский открытый урок 1 сентября, посвящённый Году науки и технологий

Наука для планеты, наука для людей

«Представитель науки — русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев»

Обозначить роль науки в жизни людей.

Подчеркнуть необходимость осторожного использования природы в научных целях.

Представить младшим школьникам фигуру великого русского учёного, русского химика (и не только):

Показать многогранность его профессиональных и жизненных интересов.

Познакомить на пропедевтическом уровне с фактом главного открытия его научной жизни — Периодической системой химических элементов.

Показать на примерах конкретных предметов прикладное значение открытия.

Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, свой народ.

Компьютер с выходом в интернет на сайт Российской Электронной Школы.

Демонстрационный проектор и экран.

Рассказ учителя о том, почему выбрана такая тема урока (почему говорим о науке, почему говорим о Д.И. Менделееве).

Учитель предлагает к просмотру видеоролик, поддерживающий его вступительный рассказ.

Вводное видео «Люди науки».

Учитель организует учебный диалог-обсуждение проблемного вопроса: «Наука для планеты, наука для людей» — что значит это высказывание.

Школьники рассуждают на тему науки, используя текст к просмотренному видеоролику.

Почему люди должны заботиться о планете, охранять природу?

Как наука и научные открытия помогают нам в повседневной жизни?

Посмотрите вокруг себя и приведите примеры предметов, которые создали учёные.

Учитель подводит обсуждение к личности Д.И. Менделеева как представителя российской науки.

Учитель показывает портрет Д.И. Менделеева и предлагает предположить (выбрать), чем же он занимался.

Портрет Д.И. Менделеева.

Учитель запускает интерактив «Что из чего сделано», предлагает заглянуть в пещеру к гномам и узнать, что у них в мешках (для этого рассмотреть картинки с надписями на экране):

Первая группа картинок: на картинках гномы с мешками, на них названия химических элементов словами: «медь, ртуть, цинк, олово, никель»; «алюминий, титан, магний, калий».

Вторая группа картинок: на картинках изображения предметов: самовар, украшение (браслет), термометр, витамины, игрушечный солдатик, лейка, провода, ложка, миска, корабль, радиоприёмник и т. п.

Интерактив «Что из чего сделано?»

Слайд–шоу (химические элементы и предметы).

Учитель запускает интерактив «Д.И. Менделеев и его научные интересы и увлечения», задаёт вопрос: «Посмотрите, какими важными и интересными делами занимался Д.И. Менделеев, как он трудился и как отдыхал». Затем предлагает рассмотреть картинки на экране.

Учитель объявляет работу в группах. Каждая группа работает со своим текстом, который раздаёт учитель.

Краткий пересказ текстов, обсуждение.

Интерактив «Д.И. Менделеев и его научные интересы и увлечения».

Учитель демонстрирует сюжет «Путешествие на воздушном шаре», который включает следующие элементы:

Презентация «Великий русский учёный и великий русский писатель»

Презентация «Как делают воздушные шары. Эпизоды из одноимённого рассказа Льва Николаевича Толстого»

Викторина «О полётах на воздушном шаре»

Видеопутешествие «Путешествие на воздушном шаре. Эпизоды из рассказа Льва Николаевича Толстого “Рассказ аэронавта”»

Интерактивный сюжет. «Путешествие на воздушном шаре».

Учитель предлагает отгадать загадки на тему «Наши помощники».

Интерактивные карточки-загадки «Наши помощники».

Подведение итогов урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня, 1 сентября, на вашем первом уроке в школе (после каникул) мы празднуем День знаний, начало нового учебного года, новых открытий и ваших новых достижений! Этот день и грустный, и весёлый: грустный, т.к. прошли веселые летние каникулы, весёлый, потому что мы снова все вместе собрались в нашем классе. Школьная жизнь – как будто лесенка знаний. Вы поднимаетесь все выше и выше – от одной ступеньки к другой, более трудной. Надеюсь, все трудности мы преодолеем с вами вместе. Будем учиться не только наукам – грамотно писать, правильно решать, читать, но будем учиться дружить. Ведь главное – чтобы каждый из вас стал хорошим, добрым, надежным человеком.

С завтрашнего дня у нас начинается серьезная работа, трудовые будни. И пусть этот учебный год будет для вас добрым, плодотворным, творческим.

Мы сегодня проведём урок, тему которого вы должны будете назвать сами. Для этого отгадайте загадки.

Урок интересный, на нем мы считаем,

Все вместе примеры, задачи решаем.

Циркуль, все точно — без всякой романтики.

Ну, что за урок? То урок. (математики)

Прописи, тетради, авторучки скрип,

Пишет аккуратно каждый ученик.

Правила читаем, учим назубок.

Ну, ребята, что же это за урок? (Урок русского языка)

Читать научились на этом уроке.

Сперва по слогам, а теперь как хотим.

Мы учим легко стихотворные строки,

Рассказ от поэзии вмиг отличим,

К нам с книгой приходит само вдохновение,

-Какое слово объединяет все эти школьные предметы? (Наука)

-Ребята, а кто скажет, что такое наука?

Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.

-Какую роль в нашей жизни играет наука?

-Что является продуктами научной деятельности? (Ответы детей)

И самый первый урок будет посвящён разным наукам и людям науки, учёным, которые делают нашу жизнь лучше.

Учитель организует учебный диалог — обсуждение проблемного вопроса: «Наука для планеты, наука для людей» — что значит это высказывание? (Школьники рассуждают на тему науки, используя текст просмотренного видеоролика).

Почему люди должны заботиться о планете, охранять природу?

Как наука и научные открытия помогают нам в повседневной жизни?

Посмотри вокруг себя и приведи примеры предметов, которые создали учёные. Все они сделаны из материалов, которые состоят из отдельных веществ, о которых ты сейчас узнаешь.

Учитель подводит обсуждение к личности Д.И. Менделеева как деятеля российской науки.

Учитель показывает портрет Д.И. Менделеева и предлагает предположить (выбрать), чем же он занимался.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Учитель задаёт вопрос: «Угадай, чем занимался Дмитрий Иванович Менделеев»:

Изучал жизнь животных

Изучал русский язык

Изучал разные вещества

Эти надписи могут быть записаны на доске.

Что из чего сделано?

Текст задания: Нажимайте на гномиков, чтобы узнать, какие предметы сделаны из различных веществ.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

При нажатии на гномика открывается окно, в котором можно листать фото/картинки с примерами предметов.

Комментарий учителя: давайте посмотрим, что в мешках у гномов (тяжёлых и лёгких) и почему на них написаны такие загадочные слова.

Слайд-шоу (химические элементы и предметы): гномы с разным размером мешков (большие и маленькие); на больших тяжёлых мешках крупные надписи — медь, ртуть, цинк, олово, никель (гномам тяжело их нести); на маленьких лёгких мешках — алюминий, титан, магний, калий.

Младший школьник «открывает» (с помощью нажатия) мешок гнома и видит предмет. Например, сначала «открывается» мешок, на котором надпись «Медь»; из него появляется «Самовар». Далее по предложенному списку:

Алюминий: ложки и миски, пищевая фольга

Калий: витамины, удобрения для роста растений, спички

Магний: витамины, огнеупорный кирпич, лекарственные средства, косметическая пудра

Медь: самовар, украшения, электрические провода, медные монеты

Никель: душевая лейка, никелевые струны для гитар, брекеты, батарейки

Олово: игрушечный солдатик, пуговицы, посуда, припой (в состав которого входит олово, используется для соединения деталей с помощью паяльника)

Ртуть: термометр, манометр (прибор для измерения давления), лампы дневного света, гербициды (препарат для борьбы с сорными травами)

Титан: корабль, радиоприёмник, ракетная техника, шасси самолёта

Цинк: витамины, проволока, ведро, крыша дома

Комментарий: учитель помогает соотнести предметы и надписи на мешках гномов и предлагает младшим школьникам сделать вывод о важности открытия Д.И. Менделеева для жизни человека.

Д.И. Менделеев и его научные интересы и увлечения

Учитель мотивирует учащихся вопросом: «Посмотрите, какими важными и интересными делами занимался Д.И. Менделеев, как он трудился и как отдыхал» и предлагает рассмотреть картинки на экране.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Интерактивная схема «Д.И. Менделеев и его научные интересы и увлечения»

При выборе сектора открывается окно с текстом + картинки. Учитель раздаёт распечатанные тексты для каждой группы учеников.

Текст за кадром (озвучка):

На открытиях великого учёного построена вся современная химическая наука. Но немногие знают, что в свободное от серьёзной науки время он поражал окружающих своими талантами — мастерил чемоданы и обивал их шёлком; великолепно играл в шахматы; разгадывал тайны красок и даже совершал полёты на воздушном шаре!

Центральный элемент: Кем был Д.И. Менделеев?

Чемоданных дел мастер

Дмитрий Иванович Менделеев

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

На открытиях великого учёного построена вся современная химическая наука. Но немногие знают, что в свободное от серьёзной науки время он поражал окружающих своими талантами — мастерил чемоданы и обивал их шёлком; великолепно играл в шахматы; разгадывал тайны красок и даже совершал полёты на воздушном шаре.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Из чего состоит всё, что нас окружает: земля, по которой мы ходим, вода, которую пьём, воздух, которым дышим? Из чего состоим мы сами? Почему одно — твёрдое, другое — мягкое, а третье — жидкое?

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Ещё в древности люди задумывались над этими вопросами, а со временем появилась целая наука — химия, которая изучала строение разных веществ. Эти простые вещества учёные назвали «химическими элементами».

Многие догадывались, что между всеми элементами есть связь. Но какая?

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Конечно, этот вопрос очень занимал и учёного Дмитрия Ивановича Менделеева. Что же открыл Менделеев? Весь мир вокруг состоит из разных химических элементов.

Некоторые из них знают даже дети — железо, кислород, йод, кальций. Другие вещества изучают только в старших классах школы.

Химические элементы могут «подружиться» друг с другом, и тогда получится совершенно новое вещество. Например, если соединятся газы водород и кислород, то из них получится… вода! А «дружба» натрия и хлора даёт нам обычную пищевую соль.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Менделеев открыл, что свойства химических элементов периодически повторяются. Без этого открытия не было бы ни современных лекарств, ни красок, ни синтетических тканей, ни бензина… Вся современная наука химия построена на нём.

А знаменитую таблицу, которая называется «Периодическая система химических элементов», можно увидеть в школах и университетах во всех уголках мира.

Чемоданных дел мастер

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

За свою жизнь Дмитрий Иванович сделал много разных открытий. Это потому, что всё было ему интересно — и химия, и физика, и экономика, и сельское хозяйство. Но и когда учёный отдыхал от научной работы, он тоже не сидел, сложа руки. В свободное время любил, например, чемоданы делать. Дмитрий Иванович никогда не покупал чемоданы, а мастерил их сам.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Он подробно изучил все известные в то время рецепты приготовления клея и после долгих опытов придумал свою особую клеевую смесь. Способ приготовления этого клея Менделеев держал в секрете.

А ещё, чтобы сделать отличный чемодан, Дмитрий Иванович внимательно и долго отбирал кожу для него. Кроме того, он стал настоящим специалистом по шёлковым тканям, поскольку тогда дорогие чемоданы внутри отделывались шёлком.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Прежде чем изготовить чемодан, Менделеев часами проводил математические расчёты. Такие замечательные у него чемоданы получались, что многие принимали его за мастера чемоданных дел, равных которому нет.

Дмитрий Иванович дарил плоды своих трудов друзьям и знакомым. Однажды он изготовил четыре десятка чемоданов и все раздарил. Вот такой удивительный человек был профессор Менделеев!

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Чем бы ни занимался Дмитрий Иванович, он всё делал с большим интересом и увлечением. Это относилось и к шахматам. Менделеев увлекался ими с детства и играл очень хорошо. Несколько раз соперничал со знаменитыми шахматистами. И когда в Петербурге решили создать шахматный клуб, он немедленно туда записался. Дмитрий Иванович настолько серьёзно интересовался игрой, что у него на книжной полке среди изданий по химии были и учебники по шахматной игре. Во время игры учёный так увлекался, что ничего не замечал вокруг.

Особенно часто Менделеев играл в шахматы с известным художником Куи́нджи, который частенько гостил у Менделеевых. — «А не сыграть ли нам, дорогой Архип Иванович, разок-другой?» — весело спрашивал Менделеев. И они часами сидели над шахматной доской, увлечённые игрой.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Во время поездок за границу учёный брал с собой маленькие шахматы и всегда носил их в кармане. Менделеев считал это изобретение остроумным и совершенно необходимым в путешествиях. За шахматной доской он не уставал, а, наоборот, отдыхал и потом мог без всякого перерыва очень долго заниматься научной работой.

Дмитрий Иванович говорил, что для него занятия наукой — как игра в шахматы, то есть всегда интересны.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Менделеев с юных лет любил живопись. Когда он был ещё студентом, то делал зарисовки насекомых, листьев растений. Позже в Санкт-Петербурге он подружился со многими художниками. В его петербургскую квартиру по средам приходили в гости художники Крамско́й, Ре́пин, Ши́шкин, братья Васнецо́вы, Су́риков и многие другие. И, конечно, рисовали портреты гостеприимного хозяина.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Однажды в Петербурге состоялась небольшая художественная выставка. Посетители выставки приходили посмотреть всего на одну-единственную картину. Эта картина называлась «Лунная ночь на Днепре», и нарисовал её художник Куи́нджи, с которым Менделеев так любил играть в шахматы. Картина поразила всех.

Она находилась в тёмной комнате, и всем, кто смотрел на неё, казалось, будто на полотно падает луч света. Многие даже заглядывали за раму, чтобы отыскать фонарь или какой-нибудь другой источник освещения. Кто-то был уверен, что художник нарисовал свою картину на чистом золоте, кто-то считал, что на стекле.

А некоторые не сомневались, что Куинджи использовал какую-то особенную «лунную» краску.

Профессор Менделеев тоже заинтересовался загадочной картиной и спросил у художника, в чём секрет. Куинджи ответил: «Да какой секрет, Дмитрий Иванович? Нет никаких секретов». И как Менделеев его ни уговаривал, так и не выдал тайну.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

А ведь учёный интересовался не из простого любопытства — он изучал свойства красок. В Петербурге Менделеев устраивал для художников необычные уроки, во время которых знакомил живописцев с разными свойствами красок. Один раз он предложил художникам испытать, сколько каждый из них сможет различить оттенков цвета. Те стали соревноваться. Оказалось, что самыми зоркими глазами природа одарила как раз художника Архипа Куинджи.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

В августе 1887 года должно было случиться редкое природное явление — полное солнечное затмение. Это происходит, когда Луна находится между Землёй и Солнцем и заслоняет наше светило. Длится затмение недолго, всего несколько минут. Дмитрий Иванович Менделеев решил, что поднимется на воздушном шаре выше облаков и будет оттуда наблюдать за затмением.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

На большом пустыре недалеко от станции Клин соорудили деревянную площадку и обнесли её изгородью. Туда привезли шар, закрепили толстыми канатами и стали заполнять его лёгким газом — водородом. Шар был больше десяти метров в диаметре, и к нему была подвешена большая плетёная корзина. В ней были Дмитрий Иванович и его помощник, ну и, конечно, специальные приборы для наблюдения за Солнцем. Шар поднялся почти на четыре километра.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Долгожданное солнечное затмение началось: Луна закрыла Солнце, и теперь оно выглядело как чёрный круг с пылающей короной вокруг. Дмитрий Иванович был поражён. Он достал приборы и начал делать измерения и записывать их в тетрадь.

Воздушное путешествие длилось почти три часа и было очень опасно!

Весть о необычайно смелом полёте учёного облетела всю Россию, а вскоре и весь мир. За героический полёт французская Академия метеорологического воздухоплавания наградила Дмитрия Ивановича медалью и удостоила диплома «За проявленное мужество при полёте для наблюдения солнечного затмения».

Учитель объявляет работу в группах. Каждая группа работает со своим текстом, который раздаёт учитель.

Объединитесь в пять групп. Каждая группа будет работать с одним из текстов. Порядок работы:

Подготовьте короткое устное сообщение.

Расскажите одноклассникам, о чём удалось узнать из текста.

Послушайте сообщения одноклассников.

Учитель предлагает отгадать загадки на тему «Наши помощники» с помощью видеоподсказок.

Текст задания: Отгадайте загадки и узнайте, для создания каких хорошо знакомых предметов используются научные открытия.

Подведение итогов урока

Учитель предлагает заключительный вопрос:

— Назовите качества или черты характера, которые помогают учёным совершать научные открытия?

С каким великим учёным познакомились? Назовите его открытия в науке.

Наука делает нашу жизнь комфортнее, интереснее и проще. Благодаря науке мы имеем лекарства от многих болезней. Сегодня такой день, который напоминает о важности науки в целом.

Среди изобретений есть такое, которое называется «Капсула времени». Я предлагаю нам с вами ее тоже сделать.

Сейчас я попрошу вас на листочках написать своё пожелание, чего бы вы хотели достичь в 4 классе, какое научное открытие сделать. А в конце учебного года, мы прочитаем наши записки и узнаем, у кого же желание исполнилось.

Источник

Наука для планеты, наука для людей

«Представитель науки — русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев»

Цели урока:

Куликовский филиал МБОУ СОШ с. Октябрьское

Всероссийский открытый урок 1 сентября,

посвящённый Году науки и технологий

Наука для планеты, наука для людей

«Представитель науки — русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев»

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Панарина Светлана Викторовна

Всероссийский открытый урок 1 сентября, посвящённый Году науки и технологий

Наука для планеты, наука для людей

«Представитель науки — русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев»

Обозначить роль науки в жизни людей.

Подчеркнуть необходимость осторожного использования природы в научных целях.

Представить младшим школьникам фигуру великого русского учёного, русского химика (и не только):

Показать многогранность его профессиональных и жизненных интересов.

Познакомить на пропедевтическом уровне с фактом главного открытия его научной жизни — Периодической системой химических элементов.

Показать на примерах конкретных предметов прикладное значение открытия.

Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, свой народ.

Компьютер с выходом в интернет на сайт Российской Электронной Школы.

Демонстрационный проектор и экран.

Рассказ учителя о том, почему выбрана такая тема урока (почему говорим о науке, почему говорим о Д.И. Менделееве).

Учитель предлагает к просмотру видеоролик, поддерживающий его вступительный рассказ.

Вводное видео «Люди науки».

Учитель организует учебный диалог-обсуждение проблемного вопроса: «Наука для планеты, наука для людей» — что значит это высказывание.

Школьники рассуждают на тему науки, используя текст к просмотренному видеоролику.

Почему люди должны заботиться о планете, охранять природу?

Как наука и научные открытия помогают нам в повседневной жизни?

Посмотрите вокруг себя и приведите примеры предметов, которые создали учёные.

Учитель подводит обсуждение к личности Д.И. Менделеева как представителя российской науки.

Учитель показывает портрет Д.И. Менделеева и предлагает предположить (выбрать), чем же он занимался.

Портрет Д.И. Менделеева.

Учитель запускает интерактив «Что из чего сделано», предлагает заглянуть в пещеру к гномам и узнать, что у них в мешках (для этого рассмотреть картинки с надписями на экране):

Первая группа картинок: на картинках гномы с мешками, на них названия химических элементов словами: «медь, ртуть, цинк, олово, никель»; «алюминий, титан, магний, калий».

Вторая группа картинок: на картинках изображения предметов: самовар, украшение (браслет), термометр, витамины, игрушечный солдатик, лейка, провода, ложка, миска, корабль, радиоприёмник и т. п.

Интерактив «Что из чего сделано?»

Слайд–шоу (химические элементы и предметы).

Учитель запускает интерактив «Д.И. Менделеев и его научные интересы и увлечения», задаёт вопрос: «Посмотрите, какими важными и интересными делами занимался Д.И. Менделеев, как он трудился и как отдыхал». Затем предлагает рассмотреть картинки на экране.

Учитель объявляет работу в группах. Каждая группа работает со своим текстом, который раздаёт учитель.

Краткий пересказ текстов, обсуждение.

Интерактив «Д.И. Менделеев и его научные интересы и увлечения».

Учитель демонстрирует сюжет «Путешествие на воздушном шаре», который включает следующие элементы:

Презентация «Великий русский учёный и великий русский писатель»

Презентация «Как делают воздушные шары. Эпизоды из одноимённого рассказа Льва Николаевича Толстого»

Викторина «О полётах на воздушном шаре»

Видеопутешествие «Путешествие на воздушном шаре. Эпизоды из рассказа Льва Николаевича Толстого “Рассказ аэронавта”»

Интерактивный сюжет. «Путешествие на воздушном шаре».

Учитель предлагает отгадать загадки на тему «Наши помощники».

Интерактивные карточки-загадки «Наши помощники».

Подведение итогов урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня, 1 сентября, на вашем первом уроке в школе (после каникул) мы празднуем День знаний, начало нового учебного года, новых открытий и ваших новых достижений! Этот день и грустный, и весёлый: грустный, т.к. прошли веселые летние каникулы, весёлый, потому что мы снова все вместе собрались в нашем классе. Школьная жизнь – как будто лесенка знаний. Вы поднимаетесь все выше и выше – от одной ступеньки к другой, более трудной. Надеюсь, все трудности мы преодолеем с вами вместе. Будем учиться не только наукам – грамотно писать, правильно решать, читать, но будем учиться дружить. Ведь главное – чтобы каждый из вас стал хорошим, добрым, надежным человеком.

С завтрашнего дня у нас начинается серьезная работа, трудовые будни. И пусть этот учебный год будет для вас добрым, плодотворным, творческим.

Мы сегодня проведём урок, тему которого вы должны будете назвать сами. Для этого отгадайте загадки.

Урок интересный, на нем мы считаем,

Все вместе примеры, задачи решаем.

Циркуль, все точно — без всякой романтики.

Ну, что за урок? То урок. (математики)

Прописи, тетради, авторучки скрип,

Пишет аккуратно каждый ученик.

Правила читаем, учим назубок.

Ну, ребята, что же это за урок? (Урок русского языка)

Читать научились на этом уроке.

Сперва по слогам, а теперь как хотим.

Мы учим легко стихотворные строки,

Рассказ от поэзии вмиг отличим,

К нам с книгой приходит само вдохновение,

-Какое слово объединяет все эти школьные предметы? (Наука)

-Ребята, а кто скажет, что такое наука?

Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.

-Какую роль в нашей жизни играет наука?

-Что является продуктами научной деятельности? (Ответы детей)

И самый первый урок будет посвящён разным наукам и людям науки, учёным, которые делают нашу жизнь лучше.

Учитель организует учебный диалог — обсуждение проблемного вопроса: «Наука для планеты, наука для людей» — что значит это высказывание? (Школьники рассуждают на тему науки, используя текст просмотренного видеоролика).

Почему люди должны заботиться о планете, охранять природу?

Как наука и научные открытия помогают нам в повседневной жизни?

Посмотри вокруг себя и приведи примеры предметов, которые создали учёные. Все они сделаны из материалов, которые состоят из отдельных веществ, о которых ты сейчас узнаешь.

Учитель подводит обсуждение к личности Д.И. Менделеева как деятеля российской науки.

Учитель показывает портрет Д.И. Менделеева и предлагает предположить (выбрать), чем же он занимался.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Учитель задаёт вопрос: «Угадай, чем занимался Дмитрий Иванович Менделеев»:

Изучал жизнь животных

Изучал русский язык

Изучал разные вещества

Эти надписи могут быть записаны на доске.

Что из чего сделано?

Текст задания: Нажимайте на гномиков, чтобы узнать, какие предметы сделаны из различных веществ.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

При нажатии на гномика открывается окно, в котором можно листать фото/картинки с примерами предметов.

Комментарий учителя: давайте посмотрим, что в мешках у гномов (тяжёлых и лёгких) и почему на них написаны такие загадочные слова.

Слайд-шоу (химические элементы и предметы): гномы с разным размером мешков (большие и маленькие); на больших тяжёлых мешках крупные надписи — медь, ртуть, цинк, олово, никель (гномам тяжело их нести); на маленьких лёгких мешках — алюминий, титан, магний, калий.

Младший школьник «открывает» (с помощью нажатия) мешок гнома и видит предмет. Например, сначала «открывается» мешок, на котором надпись «Медь»; из него появляется «Самовар». Далее по предложенному списку:

Алюминий: ложки и миски, пищевая фольга

Калий: витамины, удобрения для роста растений, спички

Магний: витамины, огнеупорный кирпич, лекарственные средства, косметическая пудра

Медь: самовар, украшения, электрические провода, медные монеты

Никель: душевая лейка, никелевые струны для гитар, брекеты, батарейки

Олово: игрушечный солдатик, пуговицы, посуда, припой (в состав которого входит олово, используется для соединения деталей с помощью паяльника)

Ртуть: термометр, манометр (прибор для измерения давления), лампы дневного света, гербициды (препарат для борьбы с сорными травами)

Титан: корабль, радиоприёмник, ракетная техника, шасси самолёта

Цинк: витамины, проволока, ведро, крыша дома

Комментарий: учитель помогает соотнести предметы и надписи на мешках гномов и предлагает младшим школьникам сделать вывод о важности открытия Д.И. Менделеева для жизни человека.

Д.И. Менделеев и его научные интересы и увлечения

Учитель мотивирует учащихся вопросом: «Посмотрите, какими важными и интересными делами занимался Д.И. Менделеев, как он трудился и как отдыхал» и предлагает рассмотреть картинки на экране.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Интерактивная схема «Д.И. Менделеев и его научные интересы и увлечения»

При выборе сектора открывается окно с текстом + картинки. Учитель раздаёт распечатанные тексты для каждой группы учеников.

Текст за кадром (озвучка):

На открытиях великого учёного построена вся современная химическая наука. Но немногие знают, что в свободное от серьёзной науки время он поражал окружающих своими талантами — мастерил чемоданы и обивал их шёлком; великолепно играл в шахматы; разгадывал тайны красок и даже совершал полёты на воздушном шаре!

Центральный элемент: Кем был Д.И. Менделеев?

Чемоданных дел мастер

Дмитрий Иванович Менделеев

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

На открытиях великого учёного построена вся современная химическая наука. Но немногие знают, что в свободное от серьёзной науки время он поражал окружающих своими талантами — мастерил чемоданы и обивал их шёлком; великолепно играл в шахматы; разгадывал тайны красок и даже совершал полёты на воздушном шаре.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Из чего состоит всё, что нас окружает: земля, по которой мы ходим, вода, которую пьём, воздух, которым дышим? Из чего состоим мы сами? Почему одно — твёрдое, другое — мягкое, а третье — жидкое?

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Ещё в древности люди задумывались над этими вопросами, а со временем появилась целая наука — химия, которая изучала строение разных веществ. Эти простые вещества учёные назвали «химическими элементами».

Многие догадывались, что между всеми элементами есть связь. Но какая?

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Конечно, этот вопрос очень занимал и учёного Дмитрия Ивановича Менделеева. Что же открыл Менделеев? Весь мир вокруг состоит из разных химических элементов.

Некоторые из них знают даже дети — железо, кислород, йод, кальций. Другие вещества изучают только в старших классах школы.

Химические элементы могут «подружиться» друг с другом, и тогда получится совершенно новое вещество. Например, если соединятся газы водород и кислород, то из них получится… вода! А «дружба» натрия и хлора даёт нам обычную пищевую соль.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Менделеев открыл, что свойства химических элементов периодически повторяются. Без этого открытия не было бы ни современных лекарств, ни красок, ни синтетических тканей, ни бензина… Вся современная наука химия построена на нём.

А знаменитую таблицу, которая называется «Периодическая система химических элементов», можно увидеть в школах и университетах во всех уголках мира.

Чемоданных дел мастер

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

За свою жизнь Дмитрий Иванович сделал много разных открытий. Это потому, что всё было ему интересно — и химия, и физика, и экономика, и сельское хозяйство. Но и когда учёный отдыхал от научной работы, он тоже не сидел, сложа руки. В свободное время любил, например, чемоданы делать. Дмитрий Иванович никогда не покупал чемоданы, а мастерил их сам.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Он подробно изучил все известные в то время рецепты приготовления клея и после долгих опытов придумал свою особую клеевую смесь. Способ приготовления этого клея Менделеев держал в секрете.

А ещё, чтобы сделать отличный чемодан, Дмитрий Иванович внимательно и долго отбирал кожу для него. Кроме того, он стал настоящим специалистом по шёлковым тканям, поскольку тогда дорогие чемоданы внутри отделывались шёлком.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Прежде чем изготовить чемодан, Менделеев часами проводил математические расчёты. Такие замечательные у него чемоданы получались, что многие принимали его за мастера чемоданных дел, равных которому нет.

Дмитрий Иванович дарил плоды своих трудов друзьям и знакомым. Однажды он изготовил четыре десятка чемоданов и все раздарил. Вот такой удивительный человек был профессор Менделеев!

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Чем бы ни занимался Дмитрий Иванович, он всё делал с большим интересом и увлечением. Это относилось и к шахматам. Менделеев увлекался ими с детства и играл очень хорошо. Несколько раз соперничал со знаменитыми шахматистами. И когда в Петербурге решили создать шахматный клуб, он немедленно туда записался. Дмитрий Иванович настолько серьёзно интересовался игрой, что у него на книжной полке среди изданий по химии были и учебники по шахматной игре. Во время игры учёный так увлекался, что ничего не замечал вокруг.

Особенно часто Менделеев играл в шахматы с известным художником Куи́нджи, который частенько гостил у Менделеевых. — «А не сыграть ли нам, дорогой Архип Иванович, разок-другой?» — весело спрашивал Менделеев. И они часами сидели над шахматной доской, увлечённые игрой.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Во время поездок за границу учёный брал с собой маленькие шахматы и всегда носил их в кармане. Менделеев считал это изобретение остроумным и совершенно необходимым в путешествиях. За шахматной доской он не уставал, а, наоборот, отдыхал и потом мог без всякого перерыва очень долго заниматься научной работой.

Дмитрий Иванович говорил, что для него занятия наукой — как игра в шахматы, то есть всегда интересны.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Менделеев с юных лет любил живопись. Когда он был ещё студентом, то делал зарисовки насекомых, листьев растений. Позже в Санкт-Петербурге он подружился со многими художниками. В его петербургскую квартиру по средам приходили в гости художники Крамско́й, Ре́пин, Ши́шкин, братья Васнецо́вы, Су́риков и многие другие. И, конечно, рисовали портреты гостеприимного хозяина.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Однажды в Петербурге состоялась небольшая художественная выставка. Посетители выставки приходили посмотреть всего на одну-единственную картину. Эта картина называлась «Лунная ночь на Днепре», и нарисовал её художник Куи́нджи, с которым Менделеев так любил играть в шахматы. Картина поразила всех.

Она находилась в тёмной комнате, и всем, кто смотрел на неё, казалось, будто на полотно падает луч света. Многие даже заглядывали за раму, чтобы отыскать фонарь или какой-нибудь другой источник освещения. Кто-то был уверен, что художник нарисовал свою картину на чистом золоте, кто-то считал, что на стекле.

А некоторые не сомневались, что Куинджи использовал какую-то особенную «лунную» краску.

Профессор Менделеев тоже заинтересовался загадочной картиной и спросил у художника, в чём секрет. Куинджи ответил: «Да какой секрет, Дмитрий Иванович? Нет никаких секретов». И как Менделеев его ни уговаривал, так и не выдал тайну.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

А ведь учёный интересовался не из простого любопытства — он изучал свойства красок. В Петербурге Менделеев устраивал для художников необычные уроки, во время которых знакомил живописцев с разными свойствами красок. Один раз он предложил художникам испытать, сколько каждый из них сможет различить оттенков цвета. Те стали соревноваться. Оказалось, что самыми зоркими глазами природа одарила как раз художника Архипа Куинджи.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

В августе 1887 года должно было случиться редкое природное явление — полное солнечное затмение. Это происходит, когда Луна находится между Землёй и Солнцем и заслоняет наше светило. Длится затмение недолго, всего несколько минут. Дмитрий Иванович Менделеев решил, что поднимется на воздушном шаре выше облаков и будет оттуда наблюдать за затмением.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

На большом пустыре недалеко от станции Клин соорудили деревянную площадку и обнесли её изгородью. Туда привезли шар, закрепили толстыми канатами и стали заполнять его лёгким газом — водородом. Шар был больше десяти метров в диаметре, и к нему была подвешена большая плетёная корзина. В ней были Дмитрий Иванович и его помощник, ну и, конечно, специальные приборы для наблюдения за Солнцем. Шар поднялся почти на четыре километра.

Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Смотреть картинку Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Картинка про Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание. Фото Наука для планеты наука для людей что значит это высказывание

Долгожданное солнечное затмение началось: Луна закрыла Солнце, и теперь оно выглядело как чёрный круг с пылающей короной вокруг. Дмитрий Иванович был поражён. Он достал приборы и начал делать измерения и записывать их в тетрадь.

Воздушное путешествие длилось почти три часа и было очень опасно!

Весть о необычайно смелом полёте учёного облетела всю Россию, а вскоре и весь мир. За героический полёт французская Академия метеорологического воздухоплавания наградила Дмитрия Ивановича медалью и удостоила диплома «За проявленное мужество при полёте для наблюдения солнечного затмения».

Учитель объявляет работу в группах. Каждая группа работает со своим текстом, который раздаёт учитель.

Объединитесь в пять групп. Каждая группа будет работать с одним из текстов. Порядок работы:

Подготовьте короткое устное сообщение.

Расскажите одноклассникам, о чём удалось узнать из текста.

Послушайте сообщения одноклассников.

Учитель предлагает отгадать загадки на тему «Наши помощники» с помощью видеоподсказок.

Текст задания: Отгадайте загадки и узнайте, для создания каких хорошо знакомых предметов используются научные открытия.

Подведение итогов урока

Учитель предлагает заключительный вопрос:

— Назовите качества или черты характера, которые помогают учёным совершать научные открытия?

С каким великим учёным познакомились? Назовите его открытия в науке.

Наука делает нашу жизнь комфортнее, интереснее и проще. Благодаря науке мы имеем лекарства от многих болезней. Сегодня такой день, который напоминает о важности науки в целом.

Среди изобретений есть такое, которое называется «Капсула времени». Я предлагаю нам с вами ее тоже сделать.

Сейчас я попрошу вас на листочках написать своё пожелание, чего бы вы хотели достичь в 4 классе, какое научное открытие сделать. А в конце учебного года, мы прочитаем наши записки и узнаем, у кого же желание исполнилось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *