На чем сжигали ведьм как называлась

13 вопросов об инквизиции

Кто такие средневековые инквизиторы? За кем они охотились? Действительно ли существовали ведьмы? Их сжигали на кострах? Сколько всего людей было уничтожено?

1. Что значит слово «инквизиция» и кто его придумал?

Это латинское слово inquisitio, которое означает «расследование», «розыск», «сыск». Инквизиция нам известна как церковный институт, но первоначально это понятие обозначало тип уголовного процесса. В отличие от обвинения (accusatio) и доноса (denunciatio), когда дело заводилось в результате, соответ­ственно, открытого обвинения или тайного доноса, в случае inquisitio суд сам начинал процесс на основании заведомых подозрений и запрашивал у насе­ления подтверждающую информацию. Придумали этот термин юристы в позд­ней Римской империи, а в Средние века он утвердился в связи с рецепцией, то есть открытием, изучением и усвоением в XII столетии, основных памят­ников римского права.

2. Почему ее называют святой?

Инквизицию не всегда и не везде называли святой. Этого эпитета нет в приведенном выше словосочетании «розыск еретической скверны», как нет его в официальном названии высшего органа испанской инквизиции — Совета верховной и генеральной инквизиции. Центральное управление папской инквизиции, созданное в ходе реформы папской курии в середине XVI века, действительно называлось Верховная священная конгрегация римской и вселенской инквизиции, но слово «священная» точно так же входило в полные названия и других конгрегаций, или отделов, курии — например, Священная конгрегация таинств или Священная конгрегация индекса.

В то же время в обиходе и в разного рода документах инквизицию начинают называть Sanctum officium — в Испании Santo oficio, — что переводится как «святая канцелярия», или «ведомство», или «служба». В первой половине ХХ века это словосочетание вошло в название римской конгрегации, и в таком контексте этот эпитет не вызывает удивления: инквизиция подчинялась святому престолу и занималась защитой святой католической веры, делом не то что святым, а практически божественным. Так, например, первый историк инквизиции — сам сицилийский инквизитор — Луис де Парамо начинает историю религиозного сыска с изгнания из рая, делая первым инквизитором самого Господа: он расследовал грех Адама и наказал его соответственно.

3. Что за люди становились инквизиторами и кому они подчинялись?

Поначалу, на протяжении нескольких десятилетий, папы пытались поручить инквизицию епископам и даже угрожали снятием с должности тем, кто будет халатно относиться к очищению своей епархии от еретической заразы. Но епископы оказались не очень приспособлены к этой задаче: они были заняты своими рутинными обязанностями, а главное, бороться с ересью им мешали налаженные социальные связи, прежде всего с местной знатью, которая иногда открыто покровительствовала еретикам. Тогда, в начале годов, папа поручил розыск еретиков монахам нищенствующих орденов — доминиканцам и францисканцам. Они обладали рядом достоинств, необходимых в этом деле: были преданы папе, не зависели от местного духовенства и сеньоров и нравились народу своей показательной бедностью и нестяжательством. Монахи соперничали с еретическими проповедниками и обеспечивали содействие населения в деле поимки еретиков. Инквизиторы были наделены обширными полномочиями и не зависели ни от местных церковных властей, ни от папских посланников — легатов. Напрямую они подчинялись только папе, свои полномочия получали пожизненно и в любых форс-мажорных ситуациях могли отправиться в Рим, чтобы апеллировать к папе. Кроме того, инквизиторы могли оправдывать друг друга, так что сместить инквизитора, а тем более отлучить его от Церкви было почти невозможно.

4. Где существовала инквизиция?

В конце XV века новая, или королевская, инквизиция возникла в объеди­ненной Испании — впервые в Кастилии и заново в Арагоне, в начале XVI века — в Португалии, а в 1570-х годах и в колониях — Перу, Мексике, Бразилии, Гоа.

5. Почему самая известная инквизиция — испанская?

Вероятно, из-за черного пиара. Дело в том, что инквизиция стала центральным элементом так называемой «черной легенды» о габсбургской Испании как отста­лой и мракобесной стране, где заправляют чванливые гранды Гранды — высшая знать в средневековой Испании. и фана­тичные доминиканцы. «Черную легенду» распространяли как политические противники Габсбургов, так и жертвы — или потенциальные жертвы — инквизиции. Среди них были крещеные евреи — марраны, эмигрировавшие с Пиренейского полу­остро­ва, например, в Голландию и культивировавшие там память о своих собратьях, мучениках инквизиции; испанские протестанты-эмигранты и ино­странные протестанты; жители неиспанских владений испанской короны: Сицилии, Неаполя, Нидерландов, а также Англии во время брака Марии Тюдор и Филиппа II, которые либо возмущались введением у себя инквизиции по испанскому образцу, либо только опасались этого; французские просве­тители, которые видели в инквизиции воплощение средневекового мракобесия и католического засилья. Все они в своих многочисленных сочине­ниях — от газетных памфлетов до исторических трактатов — долго и упорно создавали образ испанской инквизиции как страшного монстра, угрожающего всей Евро­пе. Наконец, к концу XIX века, уже после упразднения инквизиции и во время распада колониальной империи и глубокого кризиса в стране, демонический образ святой канцелярии усвоили сами испанцы и стали винить инквизицию во всех своих проблемах. Консервативный католический мысли­тель Марселино Менендес-и-Пелайо так пародировал этот ход либеральной мысли: «Почему нет промышленности в Испании? Из-за инквизиции. Почему испанцы ленивы? Из-за инквизиции. Почему сиеста? Из-за инквизиции. Почему коррида? Из-за инквизиции».

6. За кем охотились и как определяли, кого казнить?

В разные периоды и в разных странах инквизицию интересовали разные группы населения. Объединяло их то, что все они так или иначе отступали от католической веры, тем самым губя свои души и нанося «урон и оскорбле­ние» этой самой вере. В Южной Франции это были катары, или альбигойцы, в Северной — вальденсы, или лионские бедняки, еще одна антиклерикальная ересь, стремившаяся к апостольской бедности и праведности. Кроме того, французская инквизиция преследовала отступников в иудаизм и спири­туалов — радикальных францисканцев, очень серьезно относившихся к обету бедности и критически — к Церкви. Иногда инквизиция участвовала в поли­тических процессах вроде процесса над рыцарями-тамплиерами, обвиняемыми в ереси и поклонении дьяволу, или Жанной д’Арк, обвиняемой примерно в том же; на самом деле и те, и другая представляли политическую помеху или угрозу для, соответственно, короля и английских оккупантов. В Италии имелись свои катары, вальденсы и спиритуалы, позже распространилась ересь дольчинистов, или апостольских братьев: они ожидали второго пришествия в ближайшем будущем и проповедовали бедность и покаяние. Испанская инквизиция занималась прежде всего «новыми христианами» преимуще­ственно еврейского, а также мусульманского происхождения, немногочислен­ными протестантами, гуманистами из университетов, ведунами и ведьмами и мистиками из движения алумбрадо («просвещенных»), которые стремились к единению с Богом по собственному методу, отвергая церковные практики. Инквизиция эпохи Контрреформации преследовала протестантов и различных вольнодумцев, а также женщин, подозреваемых в колдовстве.

Кого казнить — точнее, кого судить, — определяли путем сбора информации у населения. Начиная розыск в новом месте, инквизиторы объявляли так называемый срок милосердия, обычно месяц, когда сами еретики могли покаяться и выдать сообщников, а «добрые христиане» под страхом отлучения обязаны были донести обо всем, что знали. Получив достаточно сведений, инквизиторы начинали вызывать подозреваемых, которые должны были доказывать свою невиновность (действовала презумпция виновности); как правило, им это не удавалось, и они попадали в темницу, где подвергались допросам и пыткам.

Казнили далеко не сразу и не так уж часто. Оправдание было практически невозможно и заменялось вердиктом «обвинение не доказано». Большинство сознавшихся и раскаявшихся осужденных получали так называемое «прими­рение» с Церковью, то есть оставались в живых, искупая грехи постами и молитвами, нося позорящую одежду (в Испании так называемое санбенито — скапулярий — монашескую накидку желтого цвета с изображением крестов Сантьяго Крест Сантьяго — крест с удлиненным и заостренным основанием, называемый также «крест-меч», распространенный пиренейский геральдический символ. ), иногда отправляясь на принудительные работы или в тюрьму, зачастую лишаясь имущества. Лишь небольшой процент осужденных — в Испании, например, от 1 до 5 % — «отпускали», то есть предавали в руки светской власти, которая их и казнила. Сама инквизиция как церковный институт смертных приговоров не выносила, ибо «Церковь не знает крови». «Отпускали» на казнь еретиков, упорствующих в своих заблуждениях, то есть не покаявшихся и не давших признательных показаний, не оговоривших других людей. Или «рециди­вистов», вторично впавших в ересь.

7. Инквизиторы могли обвинить короля или, например, кардинала?

Инквизиции были подсудны все: в случае подозрения в ереси иммунитет монархов или церковных иерархов не действовал, однако осудить людей такого ранга мог только сам папа. Известны случаи апелляции высокопоставленных обвиняемых к папе и попытки вывода дела из-под юрисдикции инквизиции. Например, дон Санчо де ла Кабальерия, арагонский гранд еврейского проис­хождения, известный своей враждой к инквизиции, нарушающей дворянские иммунитеты, был арестован по обвинению в содомии. Он заручился поддерж­кой архиепископа Сарагосского и пожаловался на арагонскую инквизицию в Супрему — верховный совет испанской инквизиции, а затем и в Рим. Дон Санчо настаивал на том, что содомия не входит в юрисдикцию инквизиции, и пытался перевести свое дело в суд архиепископа, но инквизиция получила соответствующие полномочия от папы и не отпускала его. Процесс длился несколько лет и ничем не закончился — дон Санчо умер в заточении.

8. Ведьмы действительно были или просто сжигали красивых женщин?

Вопрос о реальности колдовства, очевидно, выходит за пределы компетенции историка. Скажем так, многие — как гонители, так и жертвы и их современ­ники — верили в реальность и эффективность чародейства. А ренессансный мизогинизм полагал его типично женским видом деятельности. Самый знаменитый антиведовской трактат «Молот ведьм» объясняет, что женщины — существа излишне эмоциональные и недостаточно разумные. Во-первых, они часто отступают от веры и поддаются влиянию дьявола, а во-вторых, легко ввязываются в ссоры и склоки и, ввиду своей физической и юридической слабости, в качестве защиты прибегают к колдовству.

Ведьмами «назначали» не обязательно молодых и красивых, хотя молодых и красивых тоже — в этом случае обвинение в ведовстве отражало страх мужчин (особенно, вероятно, монахов) перед женскими чарами. За сговор с дьяволом судили и пожилых повитух и знахарок — здесь причиной мог быть страх клириков перед чуждым для них знанием и авторитетом, которым такие женщины пользовались в народе. Наконец, ведьмами оказывались одинокие и бедные женщины — самые слабые члены общины. Согласно теории британ­ского антрополога Алана Макфарлейна, охота на ведьм в Англии при Тюдорах и Стюартах, то есть в веках, была вызвана социальными измене­ния­ми — распадом общины, индивидуализацией и имущественным расслоением в деревне, когда богатые, чтобы оправдать свое состояние на фоне бедности односельчан, в частности одиноких женщин, стали обвинять их в колдовстве. Охота на ведьм была средством решения коммунальных конфликтов и сниже­ния социального напряжения в целом. Испанская инквизиция охотилась на ведьм гораздо реже — там функцию козла отпущения выполняли «новые христиане», причем чаще «новые христианки», которых, помимо иудей­ствования, походя, бывало, обвиняли и в склочности, и в колдовстве.

9. Почему ведьм именно сжигали?

10. Правда ли, что обвиняемых постоянно пытали, пока не признаются?

11. Сколько всего людей сожгли?

Римская инквизиция раннего Нового времени рассмотрела, как считается, тысяч дел, при этом отправила на казнь около 1300 человек. Охота на ведьм была более разрушительной — здесь насчитывают несколько десятков тысяч сожженных. Но в целом инквизиторы старались «примирять», а не «отпускать».

12. Как к инквизиции относился простой народ?

13. Когда инквизиция закончилась?

А она и не закончилась — только поменяла вывеску. Конгрегация инквизиции (в первой половине ХХ века — Конгрегация священной канцелярии) на Втором Ватиканском соборе 1965 года была переименована в Конгрегацию вероучения, которая существует по сей день и занимается защитой веры и нравственности католиков, в частности расследует сексуальные преступления духовенства и цензурирует сочинения католических теологов, противоречащие церковной доктрине.

Если говорить про испанскую инквизицию, то в XVIII веке ее деятельность пошла на спад, в 1808 году инквизицию отменил Жозеф Бонапарт. Во время реставрации испанских Бурбонов после французской оккупации она была восстановлена, отменена во время «свободного трехлетия» годов, вновь введена вернувшимся на французских штыках королем и уже окончательно упразднена в 1834 году.

Источник

Готовимся к Вальпургиевой ночи

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

Кадр из фильма «Фокус-покус»

Называется она так потому, что попадает на день поминовения святой Вальпургии. Поскольку праздник не новый и существовал еще в дохристианской традиции, он в более-менее одинаковом виде сохранился во всех странах Западной и Центральной Европы. Смысл его в том, что в эту ночь у всех ведьм района происходит большой съезд. Они собираются в одном месте (желательно на холме повыше, поближе к луне).

Так как женщине, даже когда она ведьма, неприлично появляться на вечеринке одной, каждая ведьма приводит с собой спутника — демона. Долго ужинают мясом без хлеба и соли и ждут Сатану. Он на таких праздниках всегда почетный гость, и ему, почти как Санта-Клаусу, приходится облететь за одну ночь все такие вечеринки и побывать у всех девочек, которые в этом году плохо себя вели.

Как только запыхавшийся Сатана доезжает до этого конкретного сборища, начинаются танцы и другие бесстыдства. К утру все расходятся усталые.

Параллельно в деревнях нормальные люди жгут соломенные чучела ведьм, обходят дома с факелами и проводят другие магические и очень эффективные обряды по изгнанию ведьм и демонов, но особенно ведьм — потому что люди не дураки и понимают, что демон притащился только потому, что ведьма его позвала. Сам бы он с дивана в жизни не встал. Утром все ложатся спать довольные. Простой человек сделал все, что было в его силах. Дальнейший неравный бой с ведьмами доверяют профессионалам из папской инквизиции и другим неравнодушным.

Как вычислить ведьму

Это очень просто. Во-первых, ведьмами считали всех, кто не принял христианство. Так что это в основном были старые женщины, не желавшие отказываться от своих старых идолов.

Во-вторых, ведьмы практиковали всякие неясные обряды (например, часто мылись).

В-третьих, ведьмами были те, кто пытался лечить односельчан всякими травяными отварами. То есть пока односельчане выздоравливали, все было хорошо, но стоило одному из них не выкарабкаться, как женщину-врача немедленно называли ведьмой.

Или вот, очень часто ведьмы отказывались спать со своими мужьями — это, конечно, было не потому, что они замужем за каким-то немытым неприятным типом, которого не любят, а потому что у них завелся демон-любовник.

Бывали, конечно, и перегибы на местах. Так, в Шотландских хрониках есть записи о том, что некая миссис Патерсон была поймана и сожжена как ведьма, потому что ходила, переодевшись мужчиной. Мистер Патерсон, с которого уже после сожжения пытались взыскать 40 фунтов на покрытие расходов по поимке и сжиганию его жены, платить отказался, подал в суд и там доказал, что жена его вовсе не была ведьмой, а просто отправилась в дальнее путешествия в мужской одежде, надеясь, что так будет безопаснее. Суд разрешил мистеру Патерсону не платить 40 фунтов. Скорее всего, преступление миссис Патерсон состояло в том, что она отказала в любви поймавшему ее охотнику за ведьмами.

Историк Джордж Ф. Блэк (George F. Black) в своей книге о судебных делах над ведьмами «A Calendar of Witch Trials» подсчитал, что в период с XVI до начала XVIII века в Шотландии, по официальным данным, было сожжено около 1500, а по неофициальным – до 17 тыс. женщин. Цифры настолько разнятся, потому что «официальными» сжиганиями считались те, которые проводились после того, как в деревню приезжал судья и проводил судебное заседание по всем правилам. Неофициальные же сожжения — это когда сельчане справлялись и сами, без судьи.

Ведьму пытали до тех пор, пока она не называла еще одну ведьму — все же знали, что они встречаются как минимум раз в год на Вальпургиеву ночь, а потому знакомы друг с другом.

85% признанных ведьмами и колдунами — женщины. Остальные — мужчины и некоторое количество (тут точной статистики нет) детей — как правило девочек до 13 лет.

Сколько стоит сжечь ведьму

Считается, что одним из районных центров по прожариванию ведьм стала Шотландия. Это, скорее всего, не так, просто шотландские бюрократы отличились тем, что исключительно подробно и четко вели весь документооборот, связанный со сжиганием ведьм. До такой степени, что мы точно знаем, кого сожгли, где и сколько это вообще стоило.

Итак, на то, чтобы сжечь ведьму, нужно потратить:

3 фунта на 38 связок дров;

12 пенсов на похороны ведьмы;

14 пенсов на гонорар работнику суда, который выбил из ведьмы показания;

6 пенсов на горючий материал для разжигания костра;

24 пенса на содержание ведьмы под стражей во время суда;

30 пенсов на доставку ведьмы от судебного здания к месту сожжения;

20 фунтов — гонорар поймавшему ведьму охотнику на ведьм.

Как правило, все эти расходы взимали с ближайшего родственника ведьмы, чаще всего мужа. Это довольно честно, учитывая, что в 95% случаев муж на жену и заявлял. А уж если кого-то обвиняли в колдовстве, снять эти обвинения было практически невозможно.

Так как Великобритания, в отличие от многих других стран, всегда была правовым государством, все суды и дальнейшие сжигания проводились в соответствии с Актом о колдовстве (Witchcraft Act) от 1735 года.

Отменили его в 1951 году — с тех пор мужьям приходится тихо любить своих жен в домашних условиях — рассказать о том, что они женаты на ведьме, кроме друзей и мамы, больше некому. Закон мужчин больше не защищает.

Источник

Сожжение ведьм на костре – история, причины, особенности обычая

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

Гонение магов в средние века

Группа людей, которая приговаривала магов к смерти через сожжение, называется инквизиция. Эта организация стремилась истребить как можно больше людей, обладающих магическими способностями.

Было принято считать, что все, кто имел волшебный дар, заполучили его через сделку с дьяволом. Таких особенных людей топили, сжигали или лишали головы.

XV-XVII века стали наиболее опасными и смертоносными для тех, кого считали наделенными необычными способностями. В Западной Европе, в особенности там, где проповедовали католичество, охота на волшебников достигла максимального размаха. Истребление волшебников наблюдалось и раньше, в особенности во времена процветания Римской империи или Древней Месопотамии, но тогда они не имели такого масштаба.

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

Исторические сведения о смертных казнях колдунов встречаются вплоть до XIX века. Активная фаза преследования насчитывает приблизительно 300 лет. Если верить историкам, то за весь этот период к смерти приговорили около 50 тысяч человек. Всего же было проведено около 100 тысяч процессов для выяснения отношения человека к магии и возможного сговора с «нечистым».

Сжигание ведьм на костре на территории Западной Европы

Самые страшные времена для людей, обладающих магическими силами, настали после издания Папой Римским указа (буллы) в 1494 году. Этот документ говорил о том, что с людьми, заключившими договор с Дьяволом, следует бороться, так как они несут опасность. На создание такого жестокого приговора всем магам Папу надоумил тогда известный инквизитор Генрих Инститорис (Крамер).

Этот человек славился тем, что отправил на сожжение не одну сотню магов. Широко популярная книга «Молот Ведьм» была создана под его руководством. Это издание было подробным руководством к тому, как распознать колдунью и как с ней бороться. Это страшное писание было запрещено еще в 1490 году католической церковью и не использовалось при разбирательствах с ведьмами.

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

Страны, которые были подвержены Реформации, проводили самое большое количество судебных разбирательств с волшебниками. Некоторые протестантские страны зашли еще дальше и издали ряд бесчеловечных законов, в сравнении с которыми католические еще можно было назвать «гуманными». К примеру, был издан указ об отмене апелляционных дел, если приговор был вынесен единожды, то его невозможно было обжаловать.

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

Одна из самых страшных казней случилась в XVI веке в Кведлинбурге. За один день там было казнено 133 мага. А на территории современных Польши, Чехии и Германии в те времена оборудовали специальные топки для казни ведьм. В таких печах были убиты 41 человек, в том числе и дети до 5 лет.

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

По сегодняшний день сохранилось историческое свидетельство, в котором описаны те страшные времена. Это письма, которые были предназначены графу фон Сальму, от одного священнослужителя. Там он описывал все события, которые происходили во времена поисков волшебников:

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

В качестве примера можно привести также 30-летнюю войну. Сражающиеся государства предъявляли обвинения друг другу в союзничестве с черными высшими силами. Эта война стала самым масштабным и долгим сражением на религиозной основе.

Предпосылки поиска и сожжения ведьм на костре

Современные историки часто задумываются, почему ведьм сжигали на костре, за что люди, обладающие магическим даром или невероятной красотой, были подвержены такому жестокому наказанию. Им удалось выяснить, почему указ Папы стал таким популярным среди людей, живших в те времена, и почему его поддержало большая часть населения. Существовали некоторые основания для охоты и казни.

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

XVI век, на который пришлось огромное количество смертных приговоров, был очень тяжелым для народа. В это время происходили ужасные катаклизмы: войны, эпидемия чумы, отсутствие урожая, а как следствие всего – голод, напряженность. Кроме этого, власти повышали цены на все товары, что сделало жизнь людей еще тяжелее.

Современный человек может взвешенно оценить всю ситуацию в стране и в мире и найти объяснение всему происходящему, но средневековый житель пытался найти причину бед и горя во влиянии сверхъестественных сил. Ввиду отсутствия достаточных знаний в разных областях, все катаклизмы решили списать на колдунов и ведьм, которые за полученные силы благодарят Дьявола и насылают на людей мор.

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

Есть несколько теории, объясняющих, почему жгли ведьм на костре. Одни люди верят в существование страшных колдунов и в то, что не было от них другого спасения, как казнь. Другие считают, что за счет такого количества судебных разбирательств сильно обогащались работники судов.

Отношение к колдовству в средневековой Восточной Европе и России

Православные государства не были охвачены таким масштабным ажиотажем охоты на магов. За долгий период в триста лет гонения магов в России произошло около 250 судебных разбирательств, что несравнимо с количеством процессов по делам ведьм в другой части Европы.

Этому различию есть определенные объяснения. Православные священнослужители превозносили чистую духовность над грешной плотью. Их не пугали женщины, как телесная оболочка. В Западной же части за колдовство пострадали в большей степени именно женщины.

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

Для предотвращения самосуда во время православных проповедей священники старались как можно деликатнее затрагивать темы ведьмовства. Возможно, народ не был таким обозленным и ожесточенным из-за отсутствия такого масштаба эпидемий и кризиса, как в другой части Европы. Населению не нужно было искать мистических объяснений происходящей разрухе.

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

Казнь при помощи огня не только не прижилась на территории тогдашней России, но и вовсе была под большим запретом.

Так говорилось в судебном законе от 1589 года (Судебнике):

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

Имелось в виду, что любой, кто оскорбит мага, понесет денежное наказание.

Популярна была казнь с помощью воды. В Восточной части Европы обвиняемую топили в водоеме и ждали, пока тело не всплывет. Когда оно всплывало, то женщину объявляли виновной в сговоре с чертом. Считалось, что вода, которой крестят человека, должна принять к себе чистую душу, если же тело выталкивалось на поверхность, то душа считалась черной и порочной.

Ситуация на Американском континенте

Истории известны события, происходившие в городе Салем (Америка). Здесь за один судебный процесс к казни через повешенье были приговорены 19 человек, еще одного обвиненного придавили каменными плитами. Двести человек приговорили к аресту за подозрение в пособничестве Дьяволу.

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

Это, пожалуй, единственный случай масштабной охоты на магов на территории Америки. Но и ему ученые пытаются найти какое-либо обоснование. К примеру, существуют версии, что жители Салема были подвержены массовой истерии, страшной эпидемии болезни или масштабному одурманиванию.

Наказание за ведьмачество в древние времена

Во время казни колдунов в Месопотамии руководствовались кодексом Хаммурали. Он был создан в 1755 году до нашей эры. В этом сборнике законов впервые упоминается казнь с помощью воды. Однако в те времена в Месопотамии был популярным другой метод проверки на связь с Нечистым.

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

Для того, чтобы доказать свою невиновность, подозреваемому следовало погрузиться в священную реку. Если вода забирала его тело, то все, что имел обвиняемый, переходило во владения обвинителю. Если же потенциальному колдуну удавалось справиться с течением и выжить, то тот, кто заподозрил его в ведьмачестве, был казнен, а его имущество отдавали оправданному.

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

В Римской империи были другие способы наказания. Если в ходе разбирательства вина подозреваемого была доказана, и он/она не выплачивали пострадавшему материальную компенсацию, то его/ее подвергали такому же вреду, как и он/она причинили истцу.

Регламент, согласно которому к ведьмам и еретикам применялась очищающая сила огня

Инквизиторы сразу же не заготавливали костер для ведьмы. Сначала ее необходимо было допросить. Это делалось для того, чтобы обвиняемая сдала всех своих подельников. В те времена считалось, что колдуны собираются в группы для проведения шабаша, в одиночку ведьма не может существовать.

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

Каждый допрос был жестким и бесчеловечным. Для получения необходимой информации применяли самые жестокие виды пыток. Если во время получения информации подозреваемому удавалось сохранить жизнь, тогда уже дело направлялось на рассмотрение суда.

К примеру, если человек был обвинен в одном определенном преступлении, то к нему нельзя было применить более одного вида пыток. Существовало множество способов получить нужные сведения, которые не относились к пыткам (психологическое угнетение). Перед началом процесса колдуну проводили краткий экскурс по тому как, чем и в какой последовательности его будут пытать. Узнав такие подробности, многие люди пугались и сразу же давали признательные показания.

Если человека на долгое время лишали еды и воды, то такое наказание не относилось к разряду пыток. Чтобы еще более ожесточить условия жизни подозреваемых, их кормили очень соленой едой и не давали даже капли воды. Также, чтобы произвести устрашающий эффект, ведьмам и колдунам показывали, как пытают других людей. Не выдерживая морального давления, подозреваемые признавались во всем, что от них требовали.

На допрос одного заключенного было отведено определенное количество времени. Как и во все времена, власти пытались обойти закон и в тайне использовали запрещенные пыточные инструменты (как пример можно привести пытку под названием «Железная Дева»).

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

Также имели место и оправдательные приговоры. Оправдывали приблизительно половину от всех подозреваемых. Если представители церкви ошибались и обвиняли в ведьмачестве невиновного, то ему возмещали материальный ущерб за причиненные физические наказания.

Также регламенту подвергалось и само устройство костра для казни. Его можно было соорудить двумя способами. Первый способ был более зрелищным, когда приговоренного помещали в верхней части, чтобы толпа могла пронаблюдать за мучениями волшебника. Такой способ был популярен и любим у инквизиторов из Испании. С помощью зрелищности власти показывали свое могущество и предупреждали колдунов о том, что каждый из них может быть следующим. Для произведения такого же эффекта осуществлялись и групповые сжигания.

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

История рассказывает о случаях, когда костер был затушен сильным ветром. Такое явление могло иметь две точки зрения: первая – Господь помиловал осужденных или спас невиновных, вторая – Сатана послал ветер, чтобы спасти своего последователя. В первом случае осужденных отпускали, а во втором – продолжали казнь. Приговор зависел от настроения толпы.

Второй способ был не таким зрелищным. Человека, обвиненного в использовании магии, облачали в пропитанную серой одежду и во весь рост обкладывали его дровами. Прежде чем испытать непереносимую боль и умереть от болевого шока, маг успевал задохнуться.

Казни с помощью костра стали особо популярными из-за того, что это было особое зрелище. Толпы народа собирались на площадях, чтобы поглазеть. Лишь только в конце XVIII века такой способ наказания стали считать бесчеловечным.

Когда в последний раз сожгли ведьму

Великобритания первой отменила охоту на ведьм. Максимум, что грозило колдуну, было один год лишения свободы. Такой указ вышел в 1735 году.

Другие страны также пересмотрели меры наказаний волшебников. Теперь обвинителю требовалось немало доказательств и свидетельств того, что человек имеет дело с Нечистым. В связи с этим резко сократилось количество судебных разбирательств.

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

Достоверно неизвестно, когда именно в последний раз принесли смертный приговор колдуну. Официально в истории отмечен 1775 год как последний год, когда была казнена ведьма. Ею стала Швегель Анна Мария. Девушку обезглавили в Германии.

В 1820 году суд вынес приговор подозреваемому в использовании магии в виде двухсот ударов розгами и удаления за пределы страны на срок в шесть лет.

Кем же на самом деле были инквизиторы

Инквизиторы – это особая каста священнослужителей, которые занимались делами, связанными с религиозными преступлениями. Эта организация была создана Папой Римским в начале XIII века.

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

В средние века в обязанности инквизиторов входило не только обвинение подозреваемых, но и защита невиновных. Они оберегали несправедливо обвиненных от возможного самосуда.

Почему для наказания был избран именно костер

Первой причиной, по которой использовался именно огонь, была зрелищность. Такая казнь служила способом давления на толпу и предупреждала о том, что не стоит использовать магию.

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называлась

Третьей причиной можно назвать то, что люди боялись, что убитая ведьма сможет ожить и наказать своих обидчиков. А если развеять ее пепел по ветру, то она не сможет собраться воедино.

В теме, почему колдунов сжигали на костре, до сих пор остается много загадок. Наказания в средние века были очень жестокими и абсолютно негуманными. Большая часть понесших наказание за связь с Дьяволом, были совершенно невиновными людьми.

На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть фото На чем сжигали ведьм как называлась. Смотреть картинку На чем сжигали ведьм как называлась. Картинка про На чем сжигали ведьм как называлась. Фото На чем сжигали ведьм как называласьАвтор статьи:
Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
E-mail для связи с автором: nkostyuk@taynoeznanie.com

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *