На чем умел играть крылов
Суперспособности Ивана Андреевича Крылова или что мы упускаем в биографии великого баснописца
Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в семье офицера. В четырехлетнем возрасте он пережил осаду Оренбурга, на жителей которого полгода наводил ужас Емельян Пугачёв. Однако речь сегодня пойдёт не об этом. Сегодня мы поговорим о том, какие способности дарует «всевышний» своим чадам, и в качестве примера возьмём Крылова.
Гений и трудоголик в одном флаконе
Уже в детстве Крылов демонстрировал разные дарования. Он так хорошо заучивал и декламировал стихи, так ч у дно играл на скрипке и с таким правдоподобием изображал кого-то в небольшой пьеске, что один богатый помещик просил отца прислать к нему в дом Ванюшу чтобы он учился с его детьми.
Может быть из этого что-нибудь, да и вышло, но в 11 лет Ваня Крылов остался без отца и вынужден был устроиться на службу в тверской губернский суд. В это трудно поверить, но посетители иногда называли толкового отрока Иваном Андреевичем. Впрочем, коллеги по работе были менее впечатлительны и оваций перед будущим баснописцем не устраивали.
Крылов, тем не менее, старательно учился всякому учению. Особенно он занимался итальянским и французским. Ему не было ещё и девяти, когда он попытался перевести с французского на русский знаменитого баснописца Лафонтена. Опыт был неудачен, но желание продолжить осталось.
В нем уживались все таланты
Крылова отличала прекрасная память. Огромное количество стихов он помнил наизусть. «В этом необыкновенном человеке были заложены зародыши всех талантов, всех искусств. Природа сказала ему: «Выбирай любое»». Так много лет спустя написал о Крылове один из его товарищей.
В 1782 году Крылов с матерью перебрался в Петербург. Но здесь жизнь не задалась, и после нескольких провалов в театре и журнальном деле он начал переезжать из города в город. В доме князя Гагарина он учил хозяйских детей. А в это время его произведения уже читала вся просвещённая публика.
Для любительского спектакля у Голицыных Иван Андреевич сочинил сатирическую пьесу «Триумф», сам поставил спектакль и сам сыграл в нём главную роль. Пьесы изобиловала колкими остротами и ехидными шутками. Она была запрещена к печати, но в списках быстро разошлась по всей стране. Актёрская игра Крылова тоже имела оглушительный успех.
В 1803 году Крылов жил некоторое время в Серпухове у брата Лёвы и там открыл в себе дар баснописца. В начале 1806 года его первые басни были напечатаны в журнале «Московский зритель». За несколько лет Крылов написал 23 басни, которые затмили всё, что было сделано в этом жанре в России до него. Всего при жизни Крылова вышло девять книг с его баснями тиражом около 40 000 экземпляров.
«Илиада» или выигранный спор с Гнедичем
С 1812 года Крылов работал в Императорской публичной библиотеке заведующим русского отдела. Вместе с ним трудился поэт Николай Иванович Гнедич. Много лет Гнедич корпел над изучением древнегреческого языка и лет 20, не менее, работал над переводом поэмы Гомера «Илиада».
Прошло два года, и Гнедич напомнил Крылову о старом споре. В ответ на это Иван Андреевич предложил устроить ему экзамен.
Оказалось, что Крылов ежедневно в течение двух лет читал до четырёх часов утра древних классиков, да так, что испортил глаза, и ему пришлось заказывать очки. А ещё через год он тем же способом выучил английский.
Постскриптум
Если бы эта фраза не была настолько избитой, Крылова можно было бы назвать человеком эпохи Возрождения. Талантливый во всём, он особенно проявил себя в литературном творчестве, а мог бы, наверное, блистать на сцене или стать великим педагогом.
Крылов до конца дней оставался остроумным и самокритичным человеком. Оленин сказал как-то Крылову: «Ни один литератор не пользуется такой славой, как ты: твоих басен вышло более десяти изданий». На что Крылов тут же ответил: «Что же тут удивительного. Мои басни читают дети, а это такой народ, который истребляет, что ни попадётся в руки. Поэтому моих басен много и выходит».
На чем умел играть крылов
Уже более двухсот лет басни Ивана Андреевича Крылова входят в обязательный список литературы в российских школах. Лицеисты первого набора тоже их читали, так что, можно сказать, Пушкин рос на баснях Крылова. Все эти двести лет про Крылова все твердо знают, что он был толстый лентяй, который умер от обжорства. И что он — «дедушка».
Вот еще несколько малоизвестных фактов про Ивана Андреевича Крылова, которые, возможно, заставят вас перечесть его басни.
1. Крылов — смертник
Отец Крылова служил в Яицкой крепости во время восстания Пугачева. Так вышло, что комендант крепости растерялся, и командование взял на себя отец Крылова, Андрей Прохорович. Эту историю Крылов рассказал Пушкину. Во время архивных изысканий Пушкин нашел подтверждение этой истории, и она же вдохновила его на написание «Капитанской дочки».
2. Крылов — жертва детского труда
Крылову пришлось рано начать работать. В 8 лет отец определил его подканцеляристом в Калязинский уездный суд, а затем в Тверской магистрат. Поначалу мальчик, конечно, лишь числился в службе, но вскоре, после смерти отца, ему пришлось регулярно являться в присутствие и заниматься переписыванием бумаг, равно как и бегать по поручениям чиновников. Его заработок стал важным подспорьем для семьи: мать получала мизерную пенсию за умершего мужа, а еще на руках был маленький брат. Так что еще ребенком Иван Крылов стал кормильцем семьи. Впрочем, Крылов вспоминал, что чиновником был нерадивым, каждую свободную минуту уделял чтению, за что часто получал выволочки от начальства.
3. Крылов — скандалист
В четырнадцать лет Крылов перебрался в столицу, в Петербург, где первое время жил у архитектора Николая Львова, служившего в Почтовом департаменте. Юноша попал в интеллектуальнейшее российское общество своего времени: Львов, Державин и литератор Капнист были женаты на родных сестрах, жили все в Петербурге, тесно общались и дружили. Да и квартира Львова находилась в доме главы Почтового департамента богача Безбородко, обладателя одного из лучших в России собрания живописи.
В этой интеллектуальной атмосфере Крылов посвятил себя полностью чтению и литературе, первые опыты в которой начал еще в Твери. Достаточно скоро (не без протекции) он стал автором пьес для петербургского Большого театра, получил от большого вельможи Соймонова постоянный билет на дешевые места в театр, свел близкое знакомство с одним из лучших тогдашних русских драматургов Яковом Княжниным.
Казалось бы, все прекрасно: Крылов вхож в столичные литературные круги, ему оказывают протекцию генералы, он может ежедневно бывать в театре, да еще и бесплатно, он занимается литературой, и ему сопутствует успех. И вдруг он сочиняет комедию «Проказники», где главные герои поэт Рифмокрад и жена его Таратора. Пьесу принял на свой счет Княжнин и так обиделся, что написал жалобу на Крылова директору театра генералу Соймонову. Тот Крылова отругал, запретил пускать его в театр, а готовящуюся к постановке пьесу отменил.
В ответ юный Крылов написал ему открытое письмо, в котором прямым текстом сообщил вельможе, что он о нем думает, задавал язвительные вопросы, а в конце сообщил, что роль его заключается лишь в том, чтобы быть посредником между публикой и авторами, попутно объясняя ему «азы театра» да еще и поучая. А в конце послания язвительно и дерзко он заявил:
«Я твердое предпринял намерение одной публике отдать их на суд. А как я некоторым образом должен ей дать отчет, почему мои творения не приняты на театр, то я думаю, ваше превосходительство, дозволите милостиво припечатать мне сие письмо при моих сочинениях».
То есть угрожал генералу, давая понять, что не признает в искусстве ни чинов, ни привилегий. Конечно, с карьерой драматурга пришлось расстаться (на время, причем на долгое). Поведение Крылова для своего времени было практически уникальным. Безродный юноша, без денег, без родственной поддержки, обладающий лишь талантом и представлением о достоинстве человека и творца, взял и бросил вызов генералу, от которого, кстати, зависела его карьера.
4. Крылов — издатель-оппозиционер
После скандала Крылов затевает с партнерами частную типографию и становится издателем, одним из первых в истории России. Он издавал журнал «Почта духов», в котором печатал обличительные сатирические произведения, направленные против власти.
По моде тогдашнего времени тексты были полны отсылок к античности, закамуфлированы под восточные сказки и полны фантастических сюжетов. Императрица Екатерина хорошо понимала эзопов язык, журнал был закрыт, в типографии был произведен обыск с конфискацией всех бумаг, а Крылов и его друг и партнер Клушин удостоились высочайшей аудиенции. Обоим было предложено отправиться на пять лет за границу для получения образования, предлагалось даже по 1 500 рублей каждому (по триста рублей в год). Клушин деньги взял, Крылов нет.
Белинский писал: «. Во время юности Крылова бросить службу и жить литературными трудами, весьма скудно вознаграждавшимися, завести типографию и быть вместе и автором, и почти наборщиком своих сочинений — это означало не прихоть, а признак высшего призвания».
5. Крылов — катала
После неудачи с типографией у Крылова настал период «темных лет». Деньги он добывал в основном профессиональной игрой в карты. В карты играл Крылов отлично и часто бывал в большом выигрыше. Вяземский написал о нем «Играл он в карты, вероятно, также по хозяйственным расчетам ума». А другой его знакомый, В. Ф. Кеневич, написал в заметках о Крылове:
«Нельзя сказать: он играл в карты; он жил ими, он видел в них средство разбогатеть. Он отыскивал сборища игроков и проводил с ними дни и ночи».
«Стыдно сознаться, — говорил он впоследствии Н. И. Гречу, — я ездил по ярмаркам, чтобы отыскивать партнеров». Успех поощрял к игре: в короткое время Крылов сделался обладателем капитала в 110 тысяч рублей ассигнациями. Вместе с какими-то шулерами он был призван к генерал-губернатору, который объявил им, что они на основании законов подлежат высылке из столицы; обратясь же к Крылову, он сказал: «А вам, милостивый государь, стыдно. Вы, известный писатель, должны были бы сами преследовать порок, а между тем не стыдитесь сидеть за одним столом с отъявленными негодяями». Ему также грозило изгнание из столицы; но он отделался, пренаивно сказав: «Если бы я их обыграл, тогда бы я был виновен; но ведь они меня обыграли. У меня осталось из 110 тысяч — всего 5; мне не с чем продолжать играть».
6. Крылов — Робинзон
Будучи, как и все просвещенные люди своего времени, поклонником Руссо, Крылов однажды смог на себе испытать, каково это — жить в полном единении с природой, как дикарь. Вигель описывает это так:
«Возвратившись в Петербург, он [Крылов] сдружился с г. Татищевым, который на лето ехал в деревню и пригласил его с собой ехать, что он принял с удовольствием. Вдруг опять вздумалось Татищеву ехать с семейством в другую деревню, пригласил снова Крылова, который с своей стороны просил тут остаться, так как библиотека тут же находилась. Татищевы отправились месяца на три или более на юг, но неожиданно воротились немного ранее назначенного времени в первую деревню, въезжают в аллею, которая вела к дому, и что же видят: уже не Крылова, а сумасшедшего Крылова в виде какого-то чудовища, который, повернувшись к ним, вдали узнал их экипаж и во весь дух побежал домой. Дамы перепуганные запищали, завизжали: „Крылов сумасшедший, Крылов с ума сошел!”.
Татищев велел кучеру скорей нагнать его, но не успели. Он скрылся, однако не успел ничего на себя накинуть и уже Татищев его застал. Он говорит Татищеву: „Не бойся, я с ума не сошел, но подумать всякий это может; мне хотелось попробовать, каков человек в первобытном состоянии; не красив, нечего сказать; я отрастил волосы, усы, вообще все волосы и ногти на руках и ногах; как-то неловко, но надобно надеяться, что Адам покрасивее меня был”. Говорили, что Татищев презабавно это рассказывал».
7. Крылов — скрипач
Крылов очень хорошо знал и любил музыку, и сам был прекрасный музыкант, так что знаменитую басню «Квартет» написал со знанием дела. У него вообще часто в баснях упоминаются музыканты и музыкальные инструменты.
Смирнова-Россет в своих воспоминаниях упоминает о любви Крылова к музыке:
«Весьма немногие знают, что Крылов страстно любил музыку, сам играл в квартетах Гайдна, Моцарта и Бетховена, но особенно любил квартеты Боккерини 3. Он играл на первой скрипке. Тогда давали концерты в Певческой школе. В первом ряду сидели граф Нессельрод, который от восторга все поправлял свои очки и мигал соседу, князю Иллариону Васильевичу Васильчикову, потом сидел генерал Шуберт, искусный скрипач и математик. Все математики любят музыку. Это весьма естественно, потому что музыка есть созвучие цифр. Во втором ряду сидела я и Карл Брюллов.
Когда раз пели великолепный „Тебя, бога, хвалим”, который кончается троекратным повторением „аминь”, Брюллов встал и сказал мне: „Посмотрите, ажно пот выступил на лбу”. Вот какая тайная связь между искусствами! Когда четыре брата Миллеры приехали в Петербург, восхищению не было конца. Они дали восемь концертов в Певческой капелле, играли самые трудные концерты Бетховена. Никогда не били такт, а только смотрели друг на друга и всегда играли в tempo. Казалось, что был один колоссальный смычок.
После обедни в большой церкви в Зимнем дворце, где пели певчие, начиналось пение. Я ездила на эти концерты. Это был праздник наших ушей. Илларион Васильевич Васильчиков говорил: „Важные, чудесные квартеты Бетховена, а я все-таки более люблю скромные квартеты старичка Боккерини. Помнишь, Иван Андреевич, как мы с тобой играли их до поздней ночи?”»
8. Крылов — богач
Иван Андреевич Крылов был одним из самых богатых русских литераторов своего времени. И одним из самых издаваемых. Общий тираж его басен при жизни составил 77 000 экземпляров. Для примера: самые крупные прижизненные тиражи Пушкина не превышали 1 200 экземпляров, да и то плохо расходились и лежали в лавках годами, а тираж пушкинского журнала «Современник» составлял 600 экземпляров, из которых расходилось 200.
Знаменитый книготорговец Смирдин заключил с Крыловым договор, по которому на десять лет приобретал право на издание басен Крылова. За что заплатил он ему 40 000 рублей ассигнациями за 40 000 экземпляров. Ф. Булгарин в воспоминаниях пишет «Событие дотоле небывалое в России! Все книгопродавцы ужаснулись!»
Кроме того, пока Иван Андреевич Крылов служил библиотекарем в Публичной библиотеке, где получал общее жалование 5 700 в год, плюс ему полагалась казенная квартира стоимостью 3 000 рублей, да на дрова от казны 3 000 рублей в год, да еще единоразово было пожаловано 3 000 рублей на экипаж и лошадь. Перед выходом на пенсию его ежегодное содержание от государства составляло 11 700 рублей.
Начальник и друг Крылова написал прошение на высочайшее имя о сохранении части казенного содержания для вышедшего в отставку Крылова. И Николай I написал своей рукой: «Дать не в пример другим». Таким образом, Крылов и на пенсии сохранил все свое казенное содержание. Пушкин, например, имел единственный постоянный годовой доход — 5 000 рублей, жалование от Министерства иностранных дел, чиновником которого он числился.
9. Крылов — дедушка
2 февраля 1838 года в зале Петербургского дворянского собрания состоялось чествование 70-летия Крылова и его 50-летней литературной деятельности. Было более трехсот человек приглашенных, среди которых министры, члены Государственного Совета, литераторы, юные великие князья со своими наставниками. Крылов принимал поздравления, в том числе «лестный рескрипт его императорского величества», получил орден Станислава II степени. В его честь провозглашались тосты, читались приветственные стихи и речи. А хор с оркестром исполнили куплеты (стихи писал П. Вяземский, музыку — граф Виельгорский). Каждый припев сопровождался жаркими рукоплесканиями всего собрания, и после каждого куплета исполнялся припев:
Здравствуй, с детками своими,
Здравствуй, дедушка Крылов!
Детки — это его басни, которых написал он около 200 штук. Именно после этих куплетов Крылов стал «дедушкой».
Существует всеобщая убежденность, что Крылов умер от обжорства, есть даже устойчивая легенда, что он объелся на Масленицу блинов и скончался от заворота кишок. Еще при его жизни Баратынский (очень любивший, кстати, Крылова) шутил, что тот умрет за обедом. Беспримерное обжорство Крылова, вошедшее в анекдоты, его необъятная толщина привели к тому, что уже в день его смерти родился миф о его смерти.
Но на самом деле умер великий поэт не на масленичной неделе и не от обжорства. В архивах сохранилось его свидетельство о смерти:
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ крылов музыкант.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
250- летию со дня рождения И.А. Крылова посвящается Знаете ли вы, что… И.А. Крылов был человеком подлинной музыкальной одаренности?
И.А. Крылов страстно любил музыку. В искусстве игры на скрипке довёл себя до совершенства, сам играл в квартетах Гайдна, Моцарта, Бетховена. Давал сольные концерты, исполняя сложнейшие скрипичные произведения.
И.А. Крылов известен как оперный драматург. Он написал либретто* четырёх опер и перевёл с французского либретто двух итальянских опер. *Либретто- литературная основа большого вокального сочинения, краткое содержание сюжета спектакля
Своё первое либретто «Кофейница» И.А. Крылов создал в 14 лет, но оно осталось только литературным текстом и было опубликовано в 1869 году – к 100-летию со дня рождения автора.
На тексты басен И.А. Крылова написаны оперы «Лисица и виноград», «Стрекоза и Муравей», «Свинья под дубом».
Выбранный для просмотра документ текст к презентации.docx
Земляк и друг Крылова, известный литератор П.Плетнёв утверждал: «В искусстве игры на скрипке И.А. Крылов довёл себя до такого совершенства, что с лучшими виртуозами того времени разыгрывал самые трудные квартеты». Он сам играл в квартетах Гайдна, Моцарта, Бетховена, давал и сольные концерты, исполняя сложнейшие скрипичные произведения.
Крылов известен и как оперный драматург. Он написал либретто четырёх опер и перевел с французского либретто двух итальянских опер. Известны его либретто: « Кофейница», « Бешеная семья», «Американцы», « Илья- богатырь».
На тексты басен Крылова написаны оперы «Лисица и виноград», «Свинья под дубом», «Стрекоза и Муравей».
Большую любовь к музыке И. А. Крылов пронёс через всю жизнь. Музыка всегда оставалась его глубокой внутренней потребностью.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Иван Андреевич Крылов
Иван Андреевич Крылов
Иван Егорович Эггинк (1787—1867).Иван Андреевич Крылов.1834
И.А.Крылов — баснописец, прозаик, драматург, журналист. Это о нём спорил Пушкин с Вяземским: «Грех тебе унижать нашего Крылова. Твоё мнение должно быть законом в нашей словесности. И что такое Дмитриев? Все его басни не стоят одной хорошей басни Крылова» (1824).
«Человек бессемейный и необременённый делами, Крылов привык почитать дом Олениных в Петербурге родственным для себя. Его любили и даже баловали там» (Плетнев). И.А.Крылов писал об А.Н.Оленине в журнале «Северные цветы»:
Прими, мой добрый меценат,
Дар благодарности моей и уваженья.
И верь, что благодарностью, не лестью он даётся.
О своей первой встрече с И.А.Крыловым пишет А.П.Керн в «Воспоминаниях о Пушкине»:
«В первый визит мой к тётушке Олениной батюшка, казавшийся очень немногим старше меня, встретясь в дверях гостиной с Крыловым, сказал ему: «Рекомендую вам меньшую сестру мою».
Иван Андреевич улыбнулся, как только он умел улыбаться, и, протянув мне обе руки, сказал:
«Рад, очень рад познакомиться с сестрицей».
На одном из вечеров у Олениных я встретила Пушкина и не заметила его: моё внимание было поглощено шарадами, которые тогда разыгрывались и в которых участвовали Крылов, Плещеев и другие. Не помню, за какой-то факт Крылова заставили прочитать одну из его басен.
Он сел на стул посередине залы: мы все столпились вкруг него, и я никогда не забуду, как он был хорош, читая своего Осла! И теперь ещё мне слышится его голос и видится его разумное лицо и комическое выражение, с которым он произнес: «Осёл был самых честных правил».
Портрет баснописца И.А.Крылова. 1839. Не окончен. Холст, масло. 102,3×86,2 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В Петербурге в 1846 году в газете «Северная пчела» (№ 292) была перепечатана статья из газеты «Тверские губернские ведомости»: «Знаменитый наш баснописец Крылов принадлежит особенно нашей Твери; здесь он воспитался и провёл первые годы своей юности; здесь он начал своё гражданское служение».
И.А.Крылов поселился с родителями в Твери в 1774 году. Несмотря на материальные затруднения, Крылов с детских лет приобщился к наукам, языкам, музыке. Его любимым инструментом стала скрипка. За несколько лет юный Крылов добился виртуозного мастерства, познал историю европейского музыкального искусства.
А.К.Жизневский писал: «Как сын бедных родителей, Крылов рано познакомился с действительною жизнью, рано начал сталкиваться с людьми. С детства любил он бродить по городу, все закоулки и улицы Твери были ему известны, и всюду он имел товарищей. Он посещал народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою».
В Твери у юного Крылова зародилась любовь к театру. Он смотрел драматические представления, шедшие в Тверской духовной семинарии, ходил на диспуты, бывал там, где звучал хор, играл духовой оркестр. Родственник Н.А.Львова тверской чиновник Н.П.Львов способствовал переезду талантливого юноши Крылова в Петербург.
Художественная атмосфера столицы, её насыщенный событиями музыкальный мир увлекли молодого Крылова.
В.Плетнев оставил яркие воспоминания о первых годах пребывания Крылова в Петербурге:
«На детей, родившихся с поэтическими способностями, обыкновенно первое и самое сильное впечатление производят драматические сочинения. Так было и с Крыловым. В голове его, наполненной героями Древней Греции и Рима, составились разные планы театральных пьес. На пятнадцатом году он написал свою оперу «Кофейница». В Санкт-Петербурге жил иностранец Брейткопф. Он содержал здесь типографию, торговал книгами и занимался музыкою как страстный её любитель и знаток. К нему решился обратиться Крылов со своею «Кофейницею». Опера, которой слова сочинены ребёнком, показалась доброму Брейткопфу любопытным явлением. Он согласился купить её и предложил автору в вознаграждение 60 рублей. Крылов не соблазнился деньгами: он взял от него столько книг, сколько их приходилось на эту сумму».
Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич в Летнем саду. 1832
«Весьма немногие знают, что Крылов страстно любил музыку, сам играл в квартетах Гайдна, Моцарта и Бетховена, но особенно любил квартеты Боккерини. Он играл на первой скрипке. Когда четыре брата Мюллеры приехали в Петербург, восхищению не было конца. Они дали восемь концертов в Певческой капелле, играли самые трудные квартеты Бетховена. Никогда не били такт, а только смотрели друг на друга и всегда играли в tempo. Казалось, что был один колоссальный смычок. После обедни в Большой церкви в Зимнем дворце, где пели певчие, начиналось пение. Я ездила на эти концерты. Это был праздник наших ушей. Илларион Васильевич Васильчиков говорил: «Важные, чудесные квартеты Бетховена, а я всё-таки более люблю скромные квартеты старичка Боккерини. Помнишь, Иван Андреевич, как мы с тобой играли их до поздней ночи?»
Об участии И.А. Крылова в музыкальных вечерах рассказывает в своих «Записках русской артистки» А.Е.Асенкова:
«Во время спектакля Иван Андреевич нередко приходил на сцену потолковать о том, о сём. Мне он отдавал преимущество, потому что я играла во всех его комедиях. Много лет спустя после первой встречи моей с Иваном Андреевичем я увиделась с ним в одном обществе, где нарочно для него был составлен музыкальный вечер и приглашены некоторые любители-музыканты. Иван Андреевич присоединился к ним со скрипкой. «
В 1830-е гг. Крылов часто встречался с Глинкой на литературно-художественных средах у писателя Нестора Кукольника. В доме Кукольника знаменитый художник К.Брюллов почти за один сеанс создал знаменитый портрет Крылова.
Талант И.А.Крылова был поразительным. Он писал трагедии, комедии, басни, любовные стихотворения и оперные либретто.
Памятник Ивану Андреевичу Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге (1845—1851, скульптор Пётр Карлович Клодт, рельефы Александра Алексеевича Агина).
Велика роль многих видных литераторов в формировании жанра национальной оперы в России XVIII века. Среди них — И.А.Крылов. Первый опыт Крылова — оперного либреттиста относился к юношеским годам. Он возвратился к этому любимому им жанру в 1786 году. Либретто комической оперы «Бешеная семья» привлекло внимание придворного музыканта, скрипача О.Э.Тевеса. Он написал музыку. К сожалению, на сцене опера «Бешеная семья» с комическими столкновениями, погонями, традиционными для оперы — buffа интригами не была поставлена.
Крылов говорил: «Я выбрал театр своим судилищем, публику судьёю». Его не останавливали сценические неудачи.
Успех к Крылову — оперному либреттисту пришел в 1800 году, когда в Петербурге была поставлена опера «Американцы». Музыку написал известный композитор, друг Н.А.Львова Е.Фомин. Крылов с большой ответственностью работал над созданием либретто новой оперы, продумывал драматургический план спектакля. В тексте проставил ремарки: ария, дуэт, квартет, хор, финал. Окончательное либретто оперы вышло в редакции А.И.Клушина, большого друга Ивана Андреевича.
События в опере происходят во времена завоевания испанцами Южной Америки. Герои оперы — «дети природы», наивные дикари. Они не понимают стремления к наживе воинственных испанцев. Вождь американцев — мужественный благородный Ацем. Он полюбил гордую испанку Эльвиру. В либретто Крылов обрисовывает еще один лирический дуэт: дворянин из Испании дон Гусман и прекрасная юная американка Цимара. В итоге любовь разрушает все преграды. Фомин написал на либретто Крылова оперу комического плана с ярко выраженным мелодическим началом.
Критика отмечала выдающиеся качества либретто И.А.Крылова. Великий баснописец делал и переводы оперных либретто («Инфанта Заморы» Д.Паизиелло, «Сонный порошок или Похищенная крестьянка» Ф.Бианки).
Иван Андреевич Крылов был замечательным педагогом. Об этом мы узнаем из воспоминаний его учениц: “Крылов, научившись превосходно математике и любивший страстно естественные науки, предался также музыке: играл премило, знал отлично генерал-бас. Был так добр, что занялся моей музыкой и, сколько могло быть доступно моему понятию (не изучая математики), он толковал мне генерал-бас» (В.А.Оленина).
Я.К.Грот писал о том, как дочь писателя П.И.Сумарокова Мария Павловна Сумарокова занималась с Иваном Андреевичем Крыловым: «Так как в деревне не было учителя музыки, то Иван Андреевич, владея скрипкою, аккомпанировал своей молодой ученице, игравшей на фортепиано. Иногда Крылов давал маленькие концерты для домашних; раз он играл таким образом пьесу известного в то время скрипача Жерновика. «
Могила Крылова на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре
В памяти современников И.А.Крылов остался добрейшим человеком. А.Г.Венецианов, навестивший великого Крылова, с теплотой описал свой визит: «Я зашел однажды к Ивану Андреевичу и обошел все комнаты; в них не было ни одной живой души; плач ребенка привел меня в кухню. Я полагал найти в ней кого-либо из немногочисленных слуг его; напротив, я нашел самого хозяина. Он сидел на простой скамейке; в колыбели перед ним лежал ребенок, неугомонно кричащий. Иван Андреевич с отеческою заботливостью качал его и прибаюкивал. На спрос мой, давно ли занимается этим ремеслом, он преспокойно отвечал: «Что ж делать? Негодяи отец и мать бросили на мои руки бедного ребенка, а сами ушли бог знает куда». Иван Андреевич продолжал усердно исполнять обязанность няньки до тех пор, пока не возвратилась мать».