На чем вешают людей
Повешение. Определение, виды, характеристика
» data-shape=»round» data-use-links data-color-scheme=»normal» data-direction=»horizontal» data-services=»messenger,vkontakte,facebook,odnoklassniki,telegram,twitter,viber,whatsapp,moimir,lj,blogger»>
Повешение.
Петли по механизму их затягивания на шее могут быть неподвижными и скользящими.
Петля имеет узел, кольцо и свободный конец. Если узел плотно завязан и кольцо не меняет своих размеров, то такая петля называется неподвижной, или фиксированной. Чаще же петля на одном конце имеет маленькое «ушко» — узел, в него продевается другой свободный конец, вследствие чего образуется легко подвижное кольцо петли. Такая петля называется скользящей.
В зависимости от материала, используемого для петель, они делятся на жесткие (проволока, электрошнур и т. п.); полужесткие (ремни, толстые и грубые веревки) и мягкие, изготовленные из широкого мягкого материала, например полотенца, простыни, шарфа.
По числу оборотов петли вокруг шеи петли делятся на одиночные, двойные, тройные и множественные.
Во всех случаях повешения при осмотре места происшествия должны быть сохранены петля и ее узел, так как материал петли, способ завязывания ее в некоторых случаях могут помочь установить профессию потерпевшего или убийцы (ткач, моряк, рыбак и т. д.).
При наружном исследовании погибшего от повешения или удавления петлей характерным и достоверным признаком является вдавленный след на шее — странгуляционная борозда.
Рис. 19. Типичное (А) и атипичное (Б) наложение петли
Рис. 20. Самоповешение. Жесткая странгуляционная борозда
При повешении странгуляционная борозда всегда направлена косо — снизу вверх. Это вызвано тем, что одна часть петли (свободный конец) укрепляется за какой-либо предмет (гвоздь, косяк двери, сук и т. д.), а другая, собственно сама петля, тяжестью тела увлекается вниз. При этом наибольшая вдавленность борозды образуется на противоположной узлу стороне петли, т. е. в месте наибольшего давления на шею.
Странгуляционная борозда может быть замкнутой, когда оба «конца ее сходятся в том месте, где располагался узел петли, или открытой, когда концы не смыкаются друг с другом.
В зависимости от материала петли борозда может быть жесткой, мягкой или переходной. Жесткая странгуляционная борозда образуется при наложении петли из плотного материала с небольшим поперечным сечением (шпагат, проволока, электрошнур). Она всегда хорошо выражена, вдавлена, имеет пергаментный вид, темно-бурый цвет, плотна на ощупь (рис. 20). На трупах и у лиц, освобожденных из петли и оставшихся в живых, такие странгуляционные борозды сохраняются очень долго.
Мягкие борозды выражены нечетко, имеют вид широких, бледно-синюшных, слегка вдавленных полос. Они нестойки и сравнительно быстро исчезают.
Переходные, или смешанные, странгуляционные борозды представляют собой комбинацию первых двух.
Странгуляционная борозда является негативным отпечатком материала петли, отображая ее характерные особенности: ширину, наличие узлов и др., и выражена тем лучше, чем дольше труп находился в петле (рис.21).
Рис. 21. Самоповешение. Странгуляционная борозда от петли ремня, прошитого узорами
В случаях, когда труп человека, удавленного петлей, затем подвешивают с целью симуляции самоубийства, на шее образуются две странгуляционные борозды — одна из них горизонтальная, прижизненная, другая косая, образовавшаяся посмертно.
Для установления прижизненности борозды ее обязательно исследуют в проходящем свете. Для этого кожу со странгуляционной бороздой отсепаровывают от мягких тканей и просматривают на свет. Если борозда прижизненная, то по краям ее видны расширенные и переполненные кровью сосуды, а иногда и мелкие кровоизлияния. Наряду с исследованием в проходящем свете можно применить также бинокулярный стереоскопический микроскоп; кусочки странгуляционной борозды обязательно исследуют гистологически.
Помимо странгуляционной борозды есть и другие характерные признаки смерти от асфиксии. Если труп долго висел в петле, то трупные пятна наиболее ярко выражены на нижних отделах туловища и нижних конечностях. Иногда на фоне пятен видны точечные кровоизлияния. Предплечья и кисти рук имеют синюшный оттенок. В некоторых случаях сдавление шеи петлей сопровождается повреждением гортани: чаще наблюдаются переломы или надломы больших рожков подъязычной кости и верхних рожков щитовидного хряща. Вследствие давления петли возникают кровоизлияния в мышцы шеи. Могут наблюдаться кровоизлияния и даже надрывы мышц у места прикрепления грудино-ключичных мышц с образованием небольших кровяных сгустков, что, несомненно, указывает на то, что эти повреждения возникли прижизненно. Вследствие сильного растяжения шеи тяжестью висящего тела одновременно растягиваются и сонные артерии, что приводит к поперечному разрыву их внутренних оболочек ниже петли. При этом между расслоенными оболочками можно увидеть скопление свернувшейся крови. Данный признак указывает на прижизненность повреждения, но он встречается не всегда.
Для органов следствия очень важно установить, имеются ли на трупе повреждения.
Судебно-медицинский эксперт в таких случаях должен определить характер этих повреждений — прижизненный или посмертный — и чем они нанесены.
Рис. 22. Повешение на воротнике одежды. Алкогольное опьянение. Несчастный случай (личное наблюдение)
При убийстве путем повешения повреждения на трупе имеют прижизненный характер. В таких случаях в результате борьбы и самообороны возникают кровоизлияния и ссадины на руках, шее, лице, груди. Возможны случаи убийства и без каких-либо повреждений, когда путем обмана или во время сна накидывают петлю на шею, а свободный конец ее быстро закрепляют за какой-либо предмет.
Решить вопрос, имело ли место убийство, несчастный случай или самоубийство, только по характеру повреждений почти невозможно. Необходимо тщательно осмотреть место происшествия, его обстановку, позу и одежду повешенного, характер петли и узлов, а также всех изменений на трупе.
Обстоятельства повешения. В большинстве случаев самоповешение совершают лица, психически неустойчивые или находящиеся в состоянии алкогольной депрессий. Возможны случаи самоубийства детей школьного возраста на почве различных детских переживаний и других мотивов.
Как уже отмечалось, при повешении могут быть случаи убийства путем обманного накидывания петли на шею физически здорового человека или находящегося в состоянии сна. Возможны убийства путем повешения больных, физически ослабленных и лиц, пребывающих в состоянии тяжелого алкогольного опьянения. Наличие во внутренних органах при смерти от повешения большого количества алкоголя может указывать на убийство, так как в состоянии тяжелого алкогольного опьянения такие лица не только не могут сопротивляться, но и не в состоянии самостоятельно совершить самоповешение.
Рис. 23. Самоповешение: ноги согнуты, касаются земли
Случайным самоповешением может закончиться имитация самоубийства или симуляция его.
Рис. 24. Парное самоповешение
10 древних методов смертной казни, холодящих кровь
Несмотря на то, что смертная казнь сегодня используется намного меньше, когда-то это было повседневной рутиной. Зачастую осужденные преступники подвергались жестоким пыткам, чтобы продемонстрировать всем, что их ожидает за нарушение закона. Во всем мире в каждой стране были свои творческие способы смертной казни.
В большинстве случаев идея заключалась в том, чтобы преступник страдал как можно дольше, и зачастую останки часто выставляли напоказ для дополнительного унижения казненного. Приведем примеры некоторых из самых жестоких и ужасных методов смертной казни в древние времена.
1. Линчи (медленная нарезка)
Линчи был жестоким методом казни в Китае, который практиковался вплоть до 1905 года. Заключался он в том, что от жертвы отрезали множество небольших кусочков плоти до тех пор, пока она не умирала от потери крови. Палачам было нужно отрезать как можно больше фрагментов мяса, не убивая при этом жертву. Данный метод также был известен как «смерть от тысячи порезов».
Линчи возник в X веке и был объявлен вне закона только в начале XX века. Поскольку он практиковался всего чуть более 100 лет назад, это один из немногих методов казни из данного списка, который был заснят на фотопленку.
2. Распиливание
В средневековые времена в Европе жертв распиливали пополам за совершение таких преступлений, как колдовство, прелюбодеяние, убийство, богохульство и кража. Римская империя предпочитала класть человека для распиливания горизонтально, в то время как китайцы были более изобретательны, вешая своих жертв вверх ногами и распиливая их, начиная от паха. Этот метод был более эффективен в том, что жертвы страдали больше, поскольку к мозгу был лучший приток крови, продлевающий пребывание в сознании.
Согласно историческим документам чешского гуситского реформистского движения, в то время жертвам сначала отпиливали руки и ноги, прижигая раны факелом, и только уже после этого распиливали осужденного пополам. Что касается древнего Рима, Калигула, как известно, любил обедать, наблюдая за тем, как люди казнят людей подобным способом, наслаждаясь их страданиями.
3. Казнь слонами
Также известная как «гунга рао», эта форма наказания в основном использовалась в Азии и Индии, хотя некоторые доказательства этого метода существуют и в западном мире (но в очень редких случаях). Казнь слонами была популярной формой смертной казни в Индии со времен средневековья. Жертвами часто были вражеские солдаты или гражданские лица, совершившие такие преступления, как кража, уклонение от уплаты налогов и восстание.
Несмотря на обилие животных, которых можно было использовать для казни, слоны использовались из-за того, что их можно было обучить пыткам и убийству преступников. Например, слону можно было скомандовать, чтобы он раздавил конечности жертвы. Другой пример казни слонами рассказал французский путешественник Франсуа Бернье. Он видел слона, обученного «нарезать» преступников лезвиями, которые были установлены на его бивнях.
4. Повешение, потрошение и четвертование
Согласно английскому законодательству, это было наказанием для мужчины, которого признавали виновным в государственной измене (женщин сжигали на костре). До 1870 года тех, кого признавали виновным в государственной измене, привязывали к саням или салазкам, запряженных лошадьми, и тащили к месту казни. Там преступника вешали, но делали это постепенно, а не выбивая стул из-под ног (чтобы не сломалась шея). За мгновения перед смертью веревку перерезали, и человека клали на стол. Там палач отрезал его гениталии и потрошил внутренности, сжигая их.
В конце жертву обезглавливали, а тело разрубали на четыре части. Часто голову и куски тела обдавали кипятком (чтобы они не так быстро гнили) и вывешивали на воротах города в качестве предупреждения. Этот садистский метод казни впервые придумали в 1241 году, чтобы наказать Уильяма Мориса, который был осужден за пиратство. В законе о предательстве 1814 года метод казни сделали «проще». Теперь преступника просто вешали (уже как обычно, с переломом шеи) и посмертно обезглавливали.
5. Гиббетинг
В Шотландии эта форма смертной казни была предназначена главным образом для осужденных убийц. Согласно Закону об убийстве 1752 года, тела казненных убийц либо расчленяли, либо подвешивали в цепях. Гиббетинг практически исчез в конце 1770-х годов, хотя до 1834 года существовали законы, предусматривающие это наказание.
Одной из причин, по которым популярность данного вида смертной казни стала снижаться, является тот факт, что тела преступника были выставлены напоказ только в местах их казни, и не могли служить всеобщим «пугалом». Лучшим описанием этого метода смертной казни является рассказ Александра Гиллана. Он был слугой фермера, которого осудили за изнасилование и убийство 11-летней девочки по имени Элспет Лэмб в 1810 году. Она пасла скот своего отца, когда обвиняемый напал на нее и избил до смерти.
Судья хотел вынести смертный приговор, который бы считался образцовым для подобного преступления, поэтому он решил, что Гиллан будет казнен на том же месте, где была найдена его жертва, а его тело подвесили в цепях, чтобы служить напоминанием о расплате за убийство.
6. Замуровывание
Фотограф Альберт Кан был свидетелем того, как женщина просила дать ей поесть, но был вынужден оставить ее в ящике, потому что это было бы огромным нарушением для антрополога – вмешаться в систему уголовного правосудия другой культуры. По словам Кана, женщина была осуждена за прелюбодеяние. Но жертвы не всегда умирали от голода.
Согласно газетному сообщению от 1914 года, в Китае преступников закрывали в тяжелых железных гробах, в которых они не могли сидеть прямо или лежать, вытянувшись. Всего лишь несколько минут в день они могли видеть солнечный свет, когда им в гроб бросали пищу через маленькое отверстие.
7. Poena cullei
Также известный как «казнь в мешке», этот вид казни был предназначен для тех, кто был признан виновным в убийстве родственников. Жертву зашивали в кожаный мешок вместе с живыми змеей, обезьяной, петухом и собакой, после чего топили в водоеме. Что интересно, изначально (по крайней мере, так утверждается в самом старом документе, в котором была упомянута poena cullei) в мешок с преступником зашивали только змею. Перед утоплением людей, приговоренных к «казни в мешке», сначала избивали палками, окрашенными в цвет крови, а уже затем топили. В конце концов, poena cullei была заменена на сожжение заживо.
8. Скафизм
Жертвы скафизма также страдали от тяжелой диареи (вспоминаем, чем их поили), из-за чего у них возникали слабость и обезвоживание. Тем не менее, они не умирали из-за вызванного диареей обезвоживания, потому что их постоянно кормили большим количеством молока и меда.
Это означало, что преступники могли выжить в течение нескольких дней и даже недель в маленьком аду своих собственных фекалий, молока, меда и насекомых, пожирающих плоть и откладывающих в ней личинки. В конце концов, личинки съедали тело изнутри.
9. Колесование
Также известное как «колесо Екатерины», потому что его происхождение ассоциировалось со Святой Екатериной Александрийской, это жестокое пыточное устройство использовалось в средневековые времена в Европе.
Оно было популярно во Франции и Германии, и в некоторых случаях все еще использовалось даже после средневековья. Людей, которые были осуждены за убийство при отягчающих обстоятельствах, привязывали к тележному колесу, а затем ломали им руки и ноги молотом или дубиной. После этого колесо поднимали, и преступника выставляли на всеобщее обозрение.
10. Гаррота
Казнь с помощью гарроты была впервые введена в 1812 году как альтернатива повешению. По меньшей мере, 736 человек были казнены подобным образом в Испании в течение XIX века. Обычно на этот метод смертной казни осуждали тех, кого признавали виновными в таких преступлениях, как убийство, бандитизм или крупные террористические акты. Заключенного садили спиной к стойке, и на шее затягивали петлю веревки, которую затем палач затягивал сзади при помощи палки.
Был также китайский вариант этого метода казни с использованием тетивы. Со временем было сделано несколько улучшений. Веревку заменили на металлический обруч, который приводился в движение винтом и рычажным механизмом. В каталонской гарроте к винту добавили звездообразное лезвие, которое при «завинчивании» входило в шею заключенного и дробило позвоночник, эффективно препятствуя тому, чтобы заключенный задохнулся.
Хотя жертва обычно быстро теряла сознание и умирала через несколько минут, это никогда не было гарантированным результатом. Это привело к выводу, что подобный метод казни никогда не был более быстрым или гуманным, чем повешение.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Повешение
Полное затягивание петли вокруг шеи, а также полное висение тела не являются обязательными условиями повешения. Достаточно, чтобы была сдавлена передняя поверхность шеи, для чего может быть достаточно тяжести только самой головы или даже конечности. Это обуславливает большое разнообразие поз при повешении. Различают полное (свободное) и неполное (несвободное) повешение.
При полном повешении тело свободно висит в петле, не имея точки опоры.
Неполное повешение может произойти в положении стоя, на коленях, сидя, лежа. Известны случаи, когда сдавление шеи наблюдалось в развилке дерева, между досками забора. Роль сдавливающего предмета могут играть также спинка стула, перекладина стола или табуретки при соответствующем положении головы, веса которой достаточно для наступления смерти.
Содержание
Классификация орудий странгуляции при повешении
Предложена Молиным Ю.А. в 1986 г.
А. Предметы, из которых можно сформировать петлю, обладающие определенной эластичностью, гибкостью, или состоящие из отдельных гибких звеньев
Б. Предметы, из которых невозможно образовать петлю
Положение петли при повешении
Как правило, петля имеет косо-восходящее направление в сторону узла.
Механизм сдавления шеи
В зависимости от положения петли на шеи наступает полное или частичное прекращение доступа воздуха в легкие, сдавление сосудов шеи, сдавление нервных стволов шеи. При типичном положении петли она вдавливается между гортанью и подъязычной костью, корень языка оттесняется кверху и кзади и прижимается к задней стенке глотки и к мягкому небу, закрывая вход в гортань; большие рожки подъязычной кости прижаты к передней поверхности шейного отдела позвоночника. Вследствие этого путь воздуху из носа или рта в легкие полностью прекращается. При боковом положении узла картина смещения та же, правда гортань сдвигается в сторону узла, но это не мешает корню языка закрывать всю глотку. При переднем положении узла голова откидывается назад, вследствие чего верхняя часть шейного отдела позвоночника выпячивается вперед и выпячивает заднюю стенку глотки, приближая ее к корню языка, который тоже оттесняется петлей несколько кзади. При этом воздухоносные пути перекрываются не полностью, что, однако не предупреждает наступления смерти. Из этого следует, что прекращение поступления воздуха в легкие является не единственным механизмом смерти при повешении. Более того, отмечены случаи смертельного исхода при повешении лиц, у которых имелась трахеотомическая трубка, располагающаяся ниже места наложения петли.
Признаки прижизненности повешения
Признаки прижизненности странгуляционной борозды
Многие исследователи [Барсегянц Л. О., 1953; Митяева Н. А., 1955; Концевич И. А., 1968; Пермяков А. В., 1969, 1971] при странгуляционной асфиксии изучали, главным образом, признаки прижизненности странгуляционной борозды, поскольку она является патогномоничным и постоянным признаком данного вида асфиксии.
Признаки прижизненности странгуляционной борозды, связанные с характером самой борозды
Признаки прижизненности странгуляционной борозды, связанные с изменениями прилежащих мягких тканей
Признаки прижизненности странгуляционной борозды, связанные с изменениями органов и тканей шеи на отдалении от борозды
Текст заголовка (надо доразобрать)
Признаки прижизненности повешения вне странгуляционной борозды
Танатогенез при повешении
Ранее считалось, что особенностью повешения, как частного вида механической асфиксии, является очень быстрая потеря сознания, исключающая самопомощь, выражающуюся в стремлении освободиться от затянувшейся петли.
Однако опыты профессоров судебной медицины Миновичи и Флейхмана, проведенные почти одновременно в разных странах, дали в этом отношении ряд новых данных. Оба профессора производили повешение самих себя, при этом ассистенты через 30 секунд и более извлекали их из петли. Оба экспериментатора затем рассказывали о том, что они пережили, находясь в петле. Оказывается, что мгновенной потери сознания не наступало; висящие в петле могли отдавать себе отчет о происходящем. В первый же момент, когда затянулась петля, они ощутили резкую боль в области горла, страшную тяжесть в голове, перед глазами появились огненные круги, в ушах раздался как бы треск барабанов, появились приступы тоски, отчаяния, тяжелейшее общее состояние. У обоих экспериментаторов сейчас же появилось желание сбросить с шеи петлю, но они не могли подать условного сигнала, а только производили беспорядочные движения.
Отсюда вывод: после затягивания на шее петли очень быстро, почти мгновенно, вследствие острейшего нарушения мозговой гемодинамики, в частности мозжечка, теряется способность к координации движений и человек самостоятельно не может освободиться из петли. Потеря сознания наступает несколько позже.
В генезе смерти в результате повешения существенную роль играет сдавление сосудисто-нервного пучка шеи, включающего сонную артерию, внутреннюю яремную вену и блуждающий нерв.
При давлении небольшой тяжестью, в случаях неполного висения тела, петля полностью сдавливает только внутренние яремные вены, по которым оттекает основная масса крови из мозговых синусов, сонные и позвоночные артерии при этом сдавливаются не полностью. Поэтому приток крови к мозгу, пока работает сердце, продолжается, в то время как отток нарушен, что ведет к резкому повышению внутричерепного давления.
При более сильном сдавлении шеи, в случаях полного висения, сжимаются сонные, и даже позвоночные артерии (для пережатия последних необходимо усилие, эквивалентное 15-20 кг), что обусловливает моментальное острое малокровие головного мозга (т.к. нет ни притока, ни оттока).
Раздражение блуждающего нерва вследствие растяжения его стволов и сжатия верхнегортанных ветвей вызывает замедление работы сердца, а иногда и полную его остановку. При больном сердце одно лишь это может привести к смерти. Аналогичный эффект вызывает раздражение зоны каротидного синуса.
Предполагается, что некоторую роль в наступлении смерти при полном повешении играет вытяжение позвоночника по продольной оси и сдавление продолговатого мозга зубовидным отростком 2-го шейного позвонка.
В определенном количестве случаев асфиксии в генезе смерти приобретает значение такой фактор, как аспирация пищевых масс из желудка (при расположении узла петли спереди или сбоку шеи пищевод остается проходимым и рвота, вызываемая раздражением блуждающего нерва, может также привести к асфиксии).
Вследствие полного прекращения осознанных движений из-за отека бассейна мозжечка, и быстрой потери сознания самопомощь невозможна и повесившийся сам не может освободиться из затянувшейся петли.
Существует несколько стадий выхода из этого состояния:
Смертные казни: всё о повешении
Этим постом мы открываем цикл публикаций о смертных казнях. Невозможно заниматься уголовным процессом, игнорируя знания о высшей мере наказания, особенностях её применения и методах исполнения приговоров.
Именно данные о смертных казнях позволяют понять, как преломлялось правосудие в той или иной стране, как представления о гуманизме развивались и изменялись с течением времени. Сегодня поговорим о повешении. Казалось бы, что можно о нём рассказать. Как оказалось, многое! Поехали!
Самый распространённый способ казни
Повешение – самый распространённый способ казни, применявшийся большинством цивилизаций. На сегодняшний момент преступников всё ещё вешают более, чем в восьмидесяти государствах планеты.
Плюсы повешения очевидны – это очень просто и дёшево, а ещё достаточно зрелищно. Кстати, простота метода и доступность материалов делают повешение и самым распространённым способом самоубийства. Такой способ сведения счётов с жизнью, по статистике, выбирают свыше половины самоубийц.
Механизм повешения
Принцип повешения прост, как три копейки. Скользящая петля затягивается на шее приговорённого под действием его собственного веса. Силы, с которой это происходит, вполне достаточно для того, чтобы прекратили работать сразу несколько жизненно важных органов.
Верёвка сдавливает сонные артерии, из-за чего прекращается кровообращение. Вследствие этого гибнет головной мозг. Иногда при повешении повреждаются спинной мозг и ломаются шейные позвонки.
Повешение реализуется при помощи специальной конструкции, именуемой виселицей. Как правило, это вертикальный столб с прикреплённой сверху горизонтальной балкой. На балке фиксируется верёвка с петлёй.
Практически, эти две конструкции применяются во всём мире. Исключением является лишь треугольная турецкая виселица. Из брёвен строится тренога, верёвка крепится к её вершине. В Китае использовали «клетку для повешения» – но технически, это скорее орудие для удушения (мы ещё обсудим его в соответствующей статье).
Способы повешения
Казалось бы, какие тут могут быть способы. Но, как оказалось, их целых три. Давайте рассмотрим каждый из них:
Первый способ повешения
Приговорённый поднимается на некое возвышение – стул, деревянный ящик или, например, телегу. Потом на шею накидывают петлю. При этом подходе, палач или выбивает подставку из-под ног преступника, или толкает его вперёд.
Смерть при таком способе наиболее мучительна и наступает достаточно долго. Чтобы облегчить страдания приговорённого, иногда палачи висли на нём.
Второй способ повешения
Второй способ работает наоборот. Приговорённого не бросают вниз, а поднимают за шею вверх. Фактически, этот метод является удушением, а не повешением, но казнят таким образом приговорённых к повешению.
Подобный способ активно использовался в США при исполнении приговоров судов Линча (при линчевании). В двадцатом веке так исполняли приговоры на Ближнем Востоке (в Иране, Ираке и Сирии).
В ряде стран при повешении используется стрела строительного крана. Как правило, таким образом казнят за особенно резонансные преступления – этот метод казни обычно применяется публично.
Нередко агония казнимого продолжается более получаса.
Третий способ повешения
Метод этот был изобретён в Англии и для него необходимо чуть больше оборудования, чем для первых двух. Помимо виселицы, нужен ещё и эшафот – деревянный помост с раздвижным полом. При таком исполнении казни, верёвка натягивается наиболее быстро – настолько, что ломаются шейные позвонки.
В 1953 году специальная Королевская комиссия в Англии исследовала этот метод повешения и признала его оптимальным с точки зрения «человечности, надёжности и приличия».
Сегодня именно таким способом вешают в некоторых американских штатах, в Африке и многих странах Азии.
«Длинная капля»
Разработанный Королевской комиссией «гуманный» метод стал апофеозом борьбы за права приговорённых. Эксперты работали с 1949 по 1953 год – четыре года. Этот способ повешения получил название «длинная капля», а в оригинале – long drop. Её суть сводилась к гарантированному перелому шейных позвонков вследствие резкого падения.
Палачи во все времена очень ревностно относились к авторству методов казней и своему мастерству. Признание «длинной капли» повергло английских специалистов в шок, ведь этот метод придумали в Ирландии. Впрочем, англичане соседей всё-таки переспорили, и вплоть до отмены повешений (это случилось в 1964 году) считалось, что именно в Англии превратили изуверский средневековый метод казни в современный и гуманный способ приведения приговоров в исполнение.
Сегодня «длинная капля» – самый популярный способ повешения в мире. Ещё бы, все стремятся к максимальной гуманизации казней (сарказм). Ритуал прописан достаточно подробно. Осуждённый со связанными за спиной руками ставится посередине люка в эшафоте – одной ногой на одну створку, другой – на другую.
Створки соединяются верёвкой, которую в нужный момент перерезают или (реже) пережигают. Часто механизм приводится в действие и при помощи специального рычага. Приговорённым связывают лодыжки, а на голову накидывают капюшон (бежевый, чёрный или белый – в зависимости от государства, исполняющего казнь). В Хорватии приговорённого зашивали в мешок целиком.
Верёвку над виселицей сворачивают особым способом – кольцами. Так она разворачивается под весом приговорённого без помех, ускоряя его движение вниз и обеспечивая нужный эффект. «Длинная капля» – это петля особой формы, которая накидывается так, чтобы узел оказался под левой стороной нижней челюсти.
Качество результата определяется длиной верёвки, которая зависит от веса и роста преступника – крепление устроено таким образом, что палач может регулировать длину.
Чтобы казнь прошла без осечек, комиссия постановила производить «контрольное повешение» – репетицию казни, при которой вешают мешок песка нужного веса.
Топор – дворянам, верёвка – простолюдинам
Уже в древности повешение считалось позорным. В таком статусе этот метод казни упоминается ещё в Ветхом Завете, где трупы аморейских царей было приказано оставить на виселицах до захода солнца.
Висящие на виселице трупы оставляли до полного разложения или уничтожения зверями и птицами. Зловонные останки внушали ужас населению европейских городов. Тот же подход практиковал и Пётр Великий.
Останки снимали с виселиц тогда, когда уже особенно нечего было снимать. Приговорённых к смертной казни не хоронили, кости сбрасывали в специальный колодец. В Европе он назывался словом «оссуарий», в России – словом «костница».
В Германии виселица не использовалась с 1871 года, когда в уголовном кодексе осталось лишь обезглавливание, а в военном уставе – расстрел. Вешать продолжали лишь в некоторых немецких протекторатах и только местных аборигенов.
В советском союзе вешали исключительно военных преступников. Обычных уголовников расстреливали.
Повешение головой вниз
Головой вниз вешали для максимального унижения приговорённого. В апреле 1945 года именно так повесили уже казнённого Муссолини, а с ним – труп его любовницы Клары Петаччи (Кларетты).
Повешение как праздник
Как правило, повешение преступников превращалось в большой праздник, происходило при большом скоплении народа, обычно в воскресный день. В восемнадцатом веке в Англии дни важных казней специально объявляли выходными – для увеличения явки граждан.
Приговорённого везли из тюрьмы к месту казни на телеге, сажали спиной к лошади. Процессию всегда сопровождал священнослужитель, за телегой следовал палач. На шею ещё перед началом этапирования накидывали три верёвки – две так называемые «тортузы» (со скользящей петлёй) и «жет», за который палач сдёргивал преступника с подставки или лестницы.
Если процессия проходила мимо монастыря, монашенки угощали преступника вином и хлебом – этот момент был отдельным праздником и у монастырей традиционно собирались толпы народа. Особенно распространённым этот обычай был во Франции. Прикоснуться к приговорённому было чем-то вроде хорошей приметы.
Около виселицы приговорённого ждали монахи или грешники. Они пели «Радуйся, Царица Небесная» (Salve, Regina). Палач первым поднимался на эшафот – задом наперёд, держа преступника за верёвки. Приведя жертву на место, палач быстро крепил тортузы к перекладине виселицы и дёргал за жет. Нередко третьей верёвкой палачи пренебрегали, просто спихивая приговорённого коленом. Это называлось пафосным «отправить в вечность».
После успешной казни гвардейцы, полицейские, палач и священник отправлялись в замок – город оплачивал им роскошный пир.
Вообще, повешение быстро стало общественным мероприятием, своего рода публичным спектаклем и развлечением. Как мы уже писали, нередко перед казнью, прямо на площади, имитировали судебный процесс, саму казнь продумывали, как полноценную театральную постановку. Особенно это практиковалось в случае массовых казней и казней политических преступников.
Особым шиком было сделать казнь максимально красивой. Известно, что после взятия католиками Анже в 1562 году, протестанты были повешены идеально симметрично. Организаторы казни очень этим гордились. Другие палачи часто «развешивали» жертв по росту или весу, чередовали больших и маленьких – в общем, упражнялись в эстетике, как могли.
Повторные казни
Нередко можно слышать о том, что осуждённых казнили лишь единожды, и если что-то шло не так (например, рвалась верёвка) – миловали. Несмотря на большое распространение этой версии, она является заблуждением, и если подобная практика и существовала – она была скорее единичным случаем, исключением из общего правила.
В России иногда действительно отпускали счастливчиков, считая, что бог не желает их смерти. Впрочем, это противоречило воинскому уставу, предписывающему казнить до победного. Позже суды стали добавлять к приговорам: «висеть, пока не наступит смерть». Это развязывало палачам руки, оправдывало повторные казни. Если случалась накладка, палач колол жертве пятки (чтобы вернуть в сознание) и повторял процедуру повешения.
Особенно часто ошибки случались у начинающих палачей. На такие ситуации был богат, в частности, XIX век, когда опытных специалистов не хватало в большинстве стран, включая Россию. Наиболее известным случаем можно считать казнь декабристов. Троих из них не выдержали верёвки, а тучного Пестеля, согласно некоторым свидетельствам, и вовсе казнили только с третьего раза.
В Англии существовала и практика «повешения до полного разложения». Последним удостоился такого приговора человек по имени Джеймс Кук (не тот, которого сожрали аборигены) – он был повешен в 1823 году.
Случалось, что повешенные умирали не сразу. Известно о человеке по имени Грин, который ожил в гробу. Документальных подтверждений нет – кроме того, повешенных довольно редко хоронили в гробах.
В 1927 году в Англии сразу двое осуждённых подельников «ожили» после снятия с виселицы, честно провисев на ней по пятнадцать минут. Наглецам добавили по полчаса.
От чего зависит результат повешения
Как мы уже слегка обмолвились, успех повешения зависел от опыта палача. Кроме того, в разных странах и регионах использовали разные методы казни – нюансы нередко влияли на эффективность экзекуции.
Например, в Париже рубежа 17-18 веков (почти до самой революции) было принято помещать петлю под челюсть и затылочную кость – благодаря такому подходу практически всегда ломалась шея, казнь получалась быстрой.
В других регионах Франции петлю чаще располагали поверх затылка. Чтобы петля не соскочила в самый ответственный момент, дополнительно завязывали специальный узел, который попадал на гортань или трахею приговорённого.
Повышению вероятности перелома позвоночника служит и британский метод – когда петля помещается под левую сторону нижней челюсти преступника. Именно этот метод был признан наиболее гуманным способом казни – помните, мы говорили об этом выше.
Американские палачи предпочитают размещать узел за правым ухом – из-за этого шея приговорённого сильно растягивается, а иногда у него даже отрывается голова.
Повесить можно не только за шею
Кстати, история знает не много способов казни, когда петлю накидывают не на шею приговорённого, а на другие места. Разнообразие подходов может свести слабовольного читателя с ума или, как минимум, опрокинуть в обморок.
Повешение за конечности
За ноги, как правило, вешали тех, кого приговаривали к растерзанию животными. Считать такой метод повешением – не совсем правильно, мы будем его обсуждать в статье о казнях при помощи животных.
За руки обычно вешали над огнём. В принципе, и это не совсем повешение – скорее чуть более изуверский и унизительный метод сожжения.
Повешение за подмышки
Иногда для этого вида казни использовали термин «медленное повешение» – на наш взгляд, довольно меткий.
Повешение за другие части тела
У многих восточных народов было принято вешать преступников за волосы. Римляне предпочитали вешать за половые органы – так поступали и во многих других странах средневековой Европы.
Самым же страшным вариантом повешения было поднимание тела на железном крюке, поддетом под одно из рёбер. За рёбра вешали и в Японии. В Персии вешали за ступни.
«Бандитские виселицы»
Как мы уже обсуждали, повешение было не только методом казни, но и мощным способом воздействия на общество, инструментом устрашения и запугивания. Повешенных нередко не снимали с виселиц до разложения трупа. Особенно популярным этот подход был в Европе. В России тоже применялся.
«Бандитские виселицы» ввёл в обиход Филипп Красивый. Они отличаются от обычных тем, что на них оставляли висеть не только тех, кто был повешен, но и преступников («бандитов»), казнённых другими способами (или, например, убитых при задержании). На одной балке могли висеть более полусотни человек.
Такие виселицы нередко расставляли вдоль основных дорог, располагали на естественных возвышенностях. О таких выставках не раз упоминается в романах Александра Дюма – в описываемые им времена развешенные по улице преступники были естественной и распространённой частью пейзажа. В Англии виселицы ставили настолько часто, что на некоторых дорогах их превращали в верстовые столбы.
Во Франции ещё практиковалось использование при сооружении виселицы разного количества поперечных балок – обычно оно зависело от титула судьи. Если правосудие вершил обычный дворянин, ставилась две балки, если какой-нибудь барон – четыре, если герцог – восемь. Король и вовсе мог наворотить любое количество балок по своему усмотрению.
Что такое Монфокон
В основном, «Бандитские виселицы» устанавливали на севере Парижа, в местности, которая называлась «Холм Монфокона». Это название довольно быстро закрепилось за самой виселицей.
Монфокон – на заднем плане. На переднем людей жгут, об этом поговорим в отдельной статье.
Монфокон был даже не совсем виселицей, а ещё более капитальным сооружением. Вход на этот эшафот преграждала тяжёлая дверь. Основанием служила массивная бутовая платформа, на которую приходилось подниматься по каменной лестнице. На деревянных балках Монфокона стационарно были закреплены цепи, на которых палачи могли вешать и живых, и мёртвых.
Посередине Монфокона была обустроена огромная яма, куда сбрасывались недоеденные птицами останки приговорённых. Обычно повешенных снимали с цепей только в одном случае – когда не хватало свободных мест.
Виселица была огромной, но в 1416 и 1457 годах её пришлось расширить – рядом возвели ещё две виселицы. Сложно себе представить, насколько зловеще выглядело это место, постоянно кишащее кричащими воронами, на много километров источающее запах гниющей человеческой плоти.
Вешать на Монфоконе перестали только при Людовике Тринадцатом, а разберут виселицы и вовсе в 1761 году. Сто лет спустя в этом ужасном месте разобьют огромный парк Бют-Шомон, площадью свыше 25 гектаров. Его автором станет Жан-Шарль Альфан, спроектировавший Булонский лес.
Подобные Монфокону стационарные виселицы возводили и в других городах Франции, а также в других странах. В Англии ими пользовались почти до конца девятнадцатого века. Вид виселицы (даже пустой) внушал страх гражданам, побуждал их к законопослушному поведению. Это, впрочем, довольно спорное утверждение.
Никто не боялся виселиц
Не то, чтобы метод устрашения работал – виселиц в Европе быстро перестали бояться, стали давать им весёлые клички. В принципе, государства сами спровоцировали это явление, превращая повешения в праздники и балаганы.
Даже после самых жестоких и массовых повешений люди просто молча расходились по домам, во время казней пили и водили хороводы, плясали и горланили песни, а владельцы самых удобных балконов сшибали деньгу, сдавая их в аренду обеспеченным зевакам.
К запахам и виду раскачивающихся преступников тоже довольно быстро все привыкли. Пытаясь напугать людей, их сделали безразличными к повешению. Верёвки с казней стали талисманами, резались на куски, которые потом довольно дорого продавались, становясь прибавкой к жалованию палача. Всё изменит гильотина, долгое время внушавшая страх даже ко всему привыкшим французам. О казнях на гильотине поговорим в одной из следующих статей.
О том, что для устрашения виселицы не подходят, говорили и в Англии, где в 1820 году повесили разом 250 преступников. 175 из них ранее неоднократно присутствовали при аналогичных казнях. В 1886 году в Бристоле из 167 приговорённых повешений не видели лишь трое.
За что вешали людей
Пора бы рассказать, за что вешали людей. Сталинский вариант («за шею») не предлагать. Если говорить коротко – за что угодно. В 1535 году можно было отправиться на виселицу за то, что не побрился. Простолюдинов и вовсе вешали чуть что – за кражи репы на базаре и за другие мелкие провинности.
В дореволюционной Франции существовало 215 поводов оказаться на виселице. В 1823 году в Англии был принят так называемый «Кровавый кодекс», которым повешение было предусмотрено за 350 преступлений. Документ был настолько жесток, что уже в 1837 году его немного «успокоили» – оставили «всего» 220 статей, по которым отправляли на виселицу.
Либерализация продолжилась. В 1839 году оставили пятнадцать статей, в 1861 их число сократили до четырёх (примерно тогда же в Лондоне открыли метро).
В каких странах вешают до сих пор
В своей книге «Смертная казнь: История и виды высшей меры наказания от начала времён до наших дней» Мартен Монестье приводит следующий список стран, где вплоть до девяностых годов двадцатого века применяется повешение.
Список, конечно, устарел – часть стран успела отказаться от смертной казни вообще, другие перестали только вешать, предпочитая теперь расстрелы или смертельные инъекции. В приведённом списке, например, есть Гонконг, где от смертной казни давно отказались. Кроме того, непонятно, почему в списке СНГ называется страной.
Найти хоть сколько-нибудь актуальный список по состоянию на 2020 год нам пока не удалось – соответствующий запрос мы отправили в Amnesty International. Если ответят – опубликуем.