На чем зарабатывает виза
Visa или +800% за последние 10 лет
Компании Visa и MasterCard относятся к тому типу компаний, рост капитализации которых легко понять и без подробного анализа отчетности. Эти платежные системы не выдают кредиты, не общаются с клиентами напрямую, практически не зависят от поставщиков, не содержат тысячи точек продаж, но ведут деятельность почти на всех континентах планеты.
Более того, восьмикратный рост в течение последних десяти лет может продолжиться вплоть до 2030-го года.
Mastercard, Visa и другие системы зарабатывают на транзакциях, поэтому увеличение их [транзакций] числа в США, Европе, Китае, России, Индии и, вот вам драйвер, в Африке может сделать p/e компании больше раз в пять. Сегодня для Visa этот p/e равен около 30х, что для американской IT-корпорации такого типа является вполне терпимым показателем. Для сравнения, агрессивно растущая Salesforce имеет p/e, исчисляемый сотнями.
Сегодня хотелось бы подробнее поговорить о бизнесе Visa, ее текущих финансовых показателях и перспективах.
Схема работы платежных систем на картошечках
Все мы привыкли видеть эмблемы платежных систем на пластиковых карточках, будь то дебетовые или кредитные карты. Но что скрывается за этими эмблемами? Зачем условному «Сбербанку» печатать на своих карточках логотип Visa?
Чтобы понимать, в какую компанию вы собираетесь инвестировать, нужно хотя бы верхнеуровнево представлять бизнес-процесс, в котором эта самая компания задействована.
Для этого рассмотрим процесс снятия наличных в банкомате.
Вы, как владелец карты «Тинькофф Банка», хотите снять деньги в банкомате «Сбербанка». Без технических подробностей процесс выглядит следующим образом:
Это краткое описание процесса снятия наличных в банкомате. Процесс совершения покупки чуть более замудренный, но, в целом, логика аналогичная.
Платёжные системы получают процент от каждой покупки (транзакции), оплаченной пластиковой картой с логотипом соответствующей системы, и являются посредниками в платёжных сделках.
При этом системы не зарабатывают деньги на отдельных транзакциях. Вместо этого они получают доходы от эмитентов карт (банков) на основе общих объемов платежей и количества обработанных транзакций.
Кроме этого, банки платят Visa/Mastercard комиссии за выпуск одноименных пластиковых карт, банки платят системам деньги за обслуживание этих карт, за операции перевода, снятия, чтения (просмотр баланса) денежных средств.
Стоит отметить, что все риски просрочки платежей и, в целом, качества держателей карт берут на себя эмитенты — банки. Да, Visa не зарабатывает, например, на кредитных картах, по которым держатели платят банку солидные проценты.
Но при этом Visa не берет на себя сопутствующие риски, связанные с дефолтом держателя, а этот факт очень ценится на Wall Street.
Чуть детальнее про доходы Visa
Итак, платежные системы зарабатывают на объемах произведенных в мире транзакций. Платежей много — Visa зарабатывает много денег. Платежей мало — Visa зарабатывает мало денег. Если чуть детализировать схему доходов, можно разделить её на следующие составляющие, из которых формируется более 90% выручки системы (так называемые Core Products):
Точечно про Visa
По некоторым исследованиям, базирующимся на опросах в 16 странах, когда потребители видят логотип Visa, они в 3.5 раза чаще считают сайт более безопасным и надежным.
В 2019-ом году были возобновлены контракты Visa с NFL, а также продлены с FIFA, Международным олимпийским комитетом и Международным паралимпийским комитетом.
Замысел простой: вы видите глобальное спортивное мероприятие; вы видите логотип платежной системы тут, там, здесь и сям; при оформлении новой банковской карты, когда у вас спросят, какую платежную систему подключить, вы машинально скажете — «Мне Визу»;
Вообще, маркетинг Visa соответствует трэндам, поэтому и в США, и, например, в Мексике развернуты программы по сокращению дискриминации женщин и всему такому. Такая активность нравится акционерам компании.
Из прочих активов Visa:
Точки роста Visa
Есть тенденция на рост электронных платежей и отказа от наличных денег, особенно после коронавирусной эпидемии. Знайте: когда в самой глухой деревне при покупке хлеба вам протянут pos-терминал, Visa заработает от этой покупки свой процентик.
В стране растет спрос на электронные платежи. Компания зафиксировала в 2019-ом году более миллиона точек продаж с QR-кодом для бесконтактной оплаты (QR Code Payments), а также 5 миллионов точек с возможностью приема цифровых транзакций в принципе.
В бОльшей степени на континенте слабо развита банковская сфера, очень популярны всевозможные МФО, выдающие низкообразованному и бедному с точки зрения денег населению займы под дикие проценты.
Visa видит вектор развития в сотрудничестве с Африканским банком развития (The African Development Bank). Население африканских стран увеличивается, благосостояние, хоть и очень медленно, тоже. Растут потребности, растет интернет-охват.
Риски инвестиций в Visa
Рост доходов компании в течение последних лет образовался в том числе благодаря укреплению мировых валют относительно доллара США. Компания собирает с банков % от размера транзакции, затем производит конвертацию в американский доллар и подсчитывает прибыль. Впрочем, валютные риски компания вполне успешно хэджирует, заключая контракты на рынке производных инструментов.
Это логично, что каждая страна хочет иметь собственную платежную систему, чтобы не быть зависимой от санкционного давления. Вспомните 2014-й год и слухи о том, что Visa и MasterCard могут остановить обслуживание транзакций не просто в Крыму, а по территории всей РФ.
Правительства стран-авторов собственных платёжных систем продолжат на законодательном уровне защищать свои национальные интересы, будь то РФ или Китай.
Где-то год назад в рамках своего блога я писал, что «при панической распродаже акций на американском фондовом рынке акции платежных систем будут в числе первых «неудачников»». Что ж, оказался неправ.
На фоне значительного падения индекса в марте 2020-го года акции Visa и MasterCard держались сильно лучше рынка.
Смотрим финансовый отчет за 2019-й год
Заканчиваем с разбором бизнеса Visa и переходим непосредственно к цифрам и отчета и презентации компании за 4 квартал 2019-го года.
Фиксируем незначительный рост карточек.
Выручка Visa выросла на 10%, вслед увеличились и операционные расходы — на 14%, в связи с чем операционная маржа осталась на прежнем уровне 66-67%.
Процентные расходы, которые компания должна уплатить, покрываются операционной прибылью в 36 раз. Чистая квартальная прибыль выросла на 10%.
Такие высокие цифры FCF и хороший уровень долга позволяют Visa агрессивно (люблю это слово) скупать вкусные стартапы и наращивать своё лидерство на мировом рынке
Выводы
Visa — это всё ещё растущая компания и Златан Ибрагимович от мира платежных систем.
Читать меня в Telegram, VK.
Как Mastercard зарабатывает деньги
Опубликовано 16.06.2021 · Обновлено 16.06.2021
Когда большинство людей думают о Mastercard, Inc. ( годовому отчету за 2018 год, Mastercard – это «технологическая компания в мировой платежной индустрии». Таким образом, Mastercard связывает множество различных участников различных видов транзакций: потребителей, продавцов, финансовые учреждения, правительства и т. Д. Подавляющая часть доходов Mastercard поступает от комиссионных, уплачиваемых ее клиентами; в этом случае его клиенты не являются обычными потребителями. Скорее, клиентами Mastercard являются финансовые учреждения, такие как банки, которые платят комиссию за выпуск кредитных и дебетовых карт под торговой маркой Mastercard. Эти сборы могут принимать разные формы, как мы увидим ниже.
Подобно постоянному конкуренту Mastercard Visa Inc. ( V ), Mastercard пользовалась успехом в течение десятилетий до первичного публичного размещения акций (IPO) в начале 2000-х годов. Действительно, Mastercard фактически началась как ответ на то, что в конечном итоге стало Visa. Когда Bank of America Corp. ( BAC ) запустил банковскую карту в конце 1950-х годов, коалиция региональных поставщиков кредитных карт объединилась, чтобы запустить Mastercard в 1966 году. В тот момент она была известна как «Межбанковская», что является отражением новой карты. возможность подключения к разным финансовым учреждениям. С того времени компания прошла через многочисленные процессы расширения и ребрендинга, но она пользуется неизменной популярностью среди все более глобальной базы.
Инвесторы любят MasterCard. Оператор кредитной карты сообщил о выручке в размере 15 миллиардов долларов в 2018 году, что на 20% больше, чем в предыдущем году. По состоянию на 22 июля 2019 года рыночная капитализация Mastercard составляет 284,4 миллиарда долларов. Но несмотря на ажиотаж со стороны инвесторов, конечные пользователи кажутся одинаково удовлетворенными. Непрерывность, с которой вы совершаете транзакцию Mastercard, противоречит обширной сети продавцов, финансовых учреждений и расчетных банков, каждый из которых получает часть процесса, который занимает всего миллисекунды.
Краткий обзор
Хотя Mastercard известна своими фирменными кредитными и дебетовыми картами, она считает себя «технологической компанией в мировой платежной индустрии».
Бизнес-модель Mastercard
Mastercard поддерживает транзакции в более чем 150 валютах в более чем 210 странах и территориях. Хотя компания не имеет монополии в индустрии платежей – не только из-за аналогичных операций, таких как Visa, но и все чаще благодаря новым поставщикам платежных услуг, – тем не менее, она пользуется огромным успехом во всем мире. Большая часть этого успеха связана с брендом Mastercard и кешем, который он хранит.
Типичная транзакция Mastercard включает пять сторон: помимо самого платежного процессора, событие включает потребителя или владельца счета и его или ее банк-эмитент, а также продавца и его или ее банк-эквайер. Обычно владелец счета использует карту Mastercard для совершения покупок у продавца. После авторизации транзакции банк-эмитент оплачивает стоимость транзакции (за вычетом комиссии за обмен) банку-эквайеру. Затем с владельца счета взимается стоимость транзакции за вычетом скидки продавца. Комиссионные за обмен являются ключевыми факторами, обеспечивающими ценность для продавцов, которые принимают платежные продукты Mastercard; Mastercard не получает дохода от этих сборов. Комиссия за скидку для продавца помогает покрыть расходы банка-эквайера.
Где Mastercard зарабатывает деньги в этой системе? Mastercard взимает с финансовых учреждений, выпускающих карты, комиссию, основанную на валовом долларовом объеме, или GDV, деятельности владельца счета. Компания также получает доход от комиссий за переключение транзакций, включая авторизацию, клиринг, расчеты и некоторые международные и внутренние транзакции.
Ключевые выводы
Внутренние и международные сборы Mastercard
Когда вы совершаете покупку с помощью карты Mastercard, вы занимаетесь заемными средствами у банка-эмитента, имя которого напечатано на вашей карте. Таких банков тысячи. Mastercard зарабатывает деньги, взимая с них плату за использование своей многопользовательской высокоскоростной платежной сети.
Самое большое различие в отчете о прибылях и убытках Mastercard – это между внутригосударственными доходами – комиссиями, взимаемыми с финансовых учреждений держателей карт и продавцов, которые обрабатываются в той же стране, что и транзакция, – и комиссией за трансграничные объемы. Первая категория, официально известная как «внутренние оценки», составила 6,1 млрд долларов из 21,8 млрд долларов валового дохода MasterCard за последний финансовый год. Что касается международных сборов за объем, то они составили 5 миллиардов долларов.
Комиссия за обработку транзакций Mastercard
Третья основная категория доходов MasterCard, называемая комиссией за обработку транзакций, составила в 2018 году чистую выручку в размере 7,4 миллиарда долларов. Эти комиссии взимаются с финансовых учреждений продавцов и делятся на две подкатегории: «возможность подключения» и «переключение транзакций». Плата за подключение взимается с пользователей, участвующих в сети Mastercard, взимающих плату за использование сети и получающих долю на каждом этапе процесса. Mastercard также взимает комиссию за переключение транзакции каждый раз, когда эмитент получает разрешение на авторизацию, каждый раз, когда информация о транзакции очищается между банками двух сторон, и каждый раз, когда средства фактически рассчитываются. Опять же, эти разрезы наноскопические, но они накапливаются. Фактически, комиссия за обработку транзакций Mastercard растет из года в год даже быстрее, чем внутренние оценки.
Краткий обзор
Три валюты, в которых Mastercard ведет больше всего операций, – это доллар США, евро и бразильский реал.
Планы на будущее
Mastercard видит одно из своих основных преимуществ перед перспективными платежными системами – способность быть мульти-железнодорожной сетью, охватывающей внутренние, международные, карточные транзакции и транзакции между счетами. В будущем компания продолжит развивать и укреплять каждый из этих каналов. Что касается традиционных кредитных, дебетовых, предоплаченных и коммерческих продуктов, компания продолжит предлагать потребителям и финансовым учреждениям большее разнообразие вариантов, как с точки зрения самих продуктов, так и с точки зрения планов и систем платежей.
Mastercard International
Ключом к росту Mastercard является диверсификация на новых рынках. В 2018 году количество британских банков, участвующих в дебетовом сервисе Pay by Bank компании «со счета на счет», выросло до шести. Франция, Канада и десять других стран также находятся в стадии разработки. Компания также работает над расширением своих услуг в таких странах, как Индия, и по всей Африке, где услуги электронных платежей минимальны.
Основные проблемы
Хотя Mastercard является доминирующим игроком в мировой индустрии платежных услуг, она, тем не менее, сталкивается с серьезными проблемами. Одна из самых больших – это государственное регулирование; На протяжении своей истории компания сталкивалась с многочисленными антимонопольными исками, и во многих регионах, в которых Mastercard ведет бизнес, постоянно меняются правила. Он должен оставаться гибким и бдительным, чтобы обеспечить процветание своего бизнеса. В частности, с учетом международного и трансграничного бизнеса компании, это важнейший компонент ее постоянного успеха.
Сохранение апелляции Mastercard
Mastercard должна продолжать предоставлять заманчивый и стоящий набор продуктов для каждого сегмента своей транзакционной экосистемы. Финансовые учреждения должны по-прежнему верить в то, что выпуск карт с логотипом Mastercard отвечает их интересам, в то время как продавцы не должны взимать надбавки за продукты для компенсации комиссионных сборов. Наконец, держатели карт должны найти весь процесс простым, эффективным и конкурентоспособным по сравнению с другими платежными системами.
Наконец, учитывая острую конкуренцию со стороны как устоявшихся конкурентов, так и новых технологий и компаний, Mastercard должна обеспечить, чтобы ее предложения были, по крайней мере, на уровне конкурентов, если не превосходили их.
Стоит ли инвестировать в акции Visa после кратного роста
История компании
В 1958 году Bank of America выпустил кредитную карту BankAmericard. Некоторые небольшие банки пытались выпустить кредитные карты, но им не хватало масштаба и ресурсов, чтобы внедрить новый продукт массово.
Раньше Bank of America работал только в Калифорнии: там у него была большая доля рынка, и его карты достаточно быстро приобрели популярность среди местных жителей. За пределами Калифорнии, а затем и за пределами США, Bank of America начал выдавать лицензии другим банкам на использование технологии по выпуску аналогичных карт.
К 1970 году подобные карты стали популярны по всей стране. Bank of America выделил платежную систему в отдельную компанию — National BankAmericard, которую в 1976 году переименовали в Visa USA. Ее акционерами стала группа американских банков. Также создали отдельные компании Visa Canada, Visa Europe и Visa International, которыми тоже управляли группы местных банков.
История Visa важна, чтобы понять уникальность ее бизнеса. Финансовый сектор — одна из самых консервативных и зарегулированных индустрий. Создать платежную сеть, которая объединяет практически все банки в мире, — сложная задача.
Visa образовали сами банки, и ее бизнес развивается уже более 60 лет. В этом ее принципиальное отличие от технологических компаний, которые пытаются кардинально изменить привычки потребителей в области платежей за считаные годы, не имея при этом тесных отношений с участниками финансового сектора и регуляторами.
В 2007 году Visa USA присоединила Visa Canada и Visa International и в 2008 году провела IPO — разместила свои акции на фондовом рынке. Это было одно из крупнейших IPO в истории, объем размещения составил 19,7 млрд долларов. В 2016 году Visa приобрела Visa Europe за 23,4 млрд долларов, завершив присоединение дочерних компаний во всех регионах.
С момента выхода на биржу акции Visa показали взрывной рост: за 11 лет их стоимость выросла в 16 раз. Сегодня капитализация компании составляет около 400 миллиардов долларов. Visa — самая дорогая компания в финансовом секторе, она опередила крупнейшие мировые банки.
На чем зарабатывает Visa
Visa предоставляет инфраструктуру для транзакций с помощью кредитных и дебетовых карт. Потребители покупают товары, продавцы отдают часть полученных денег банку, а банк оплачивает услуги Visa. Подробнее о том, кто и сколько зарабатывает на комиссиях при оплате товаров и услуг картами, читайте в первой статье цикла про платежные сервисы.
Выручка Visa состоит из четырех типов услуг:
В сумме эти доходы формируют валовую выручку, но Visa возвращает часть полученных платежей своим клиентам в качестве бонусов за достижение определенного объема транзакций и других метрик — client incentives. Эти бонусы составляют около 20% от валовой выручки. Выручка Visa в отчетности отражается как валовая выручка за вычетом бонусов клиентам.
С 2008 года, когда акции Visa разместили на фондовом рынке, выручка компании росла на 10—11% ежегодно. Visa выручила за последний квартал 5,84 млрд долларов при объеме транзакций в 2,23 трлн долларов. Получается, что средняя комиссия Visa — 0,26%. Американский рынок генерирует 44% всех доходов компании.
Финансовые показатели
У Visa прибыльный бизнес. Историческая маржа компании — около 43%. Это значит, что с одного заработанного доллара у компании остается 43 цента прибыли. Средняя историческая маржа американских компаний, входящих в американский индекс акций S&P 500, — около 7%.
Бизнес Visa не требует больших инвестиций. Вся прибыль конвертируется в чистый денежный поток — деньги, оставшиеся после инвестиций, расширения бизнеса, погашения долгов и выплаты дивидендов. Доходы Visa почти не зависят от экономических циклов и стабильно растут из года в год.
У Visa небольшой долг, который компания может погасить за счет собственных денег. Он образовался после приобретения Visa Europe в 2016 году. Visa покупает другие компании достаточно редко и обычно на небольшие суммы. Вероятно, менеджмент устраивает органический рост бизнеса. В результате Visa возвращает акционерам почти все заработанные деньги через дивиденды и выкуп акций с рынка.
Дивидендная доходность акций Visa небольшая — менее 1%. В то же время из-за регулярного выкупа акций прибыль Visa на одну акцию растет быстрее, чем абсолютные финансовые показатели.
Рост показателей Visa за 10 лет
Показатель | Рост за 10 лет | Ежегодный прирост |
---|---|---|
Выручка | 223% | 12,5% |
Чистая прибыль | 396% | 17,4% |
Структура капитала
У Visa нестандартная структура капитала. Есть три типа обыкновенных акций: А, В, С — и два типа привилегированных: В и С. На бирже торгуются обыкновенные акции типа А. Остальные типы акций не торгуются — ими владеют финансовые организации, работающие с Visa. Дополнительные типы акций компания создала как страховку на случай исков от продавцов товаров и услуг, которые принимают оплату картами Visa.
Например, в 2018 году Visa сделала резерв под возможные выплаты по искам в размере 600 миллионов долларов. Обычно такие резервы негативно влияют на прибыль компании. Но в случае с Visa произошло наоборот: так как убытки от подобных исков влияют только на непубличные классы акций, ее финансовые показатели не пострадали.
Все типы акций со временем сконвертируются в обыкновенные акции класса А. Согласно отчетности компании, это должно произойти до 2028 года. Подобная конвертация приведет к размытию долей действующих акционеров публично торгующихся акций, но оно будет не очень большим и вряд ли сильно повлияет на стоимость акций. После конвертации акций класса B и C в публичный класс А все судебные издержки будут отражаться в отчетности компании, что сделает ее финансовые результаты более волатильными.
Годовой отчет Visa за 2018 год, стр. 28 — когда непубличные акции конвертируются в акции Visa класса A
Конкуренция
Платежная система — прибыльный бизнес, поэтому у Visa есть конкуренты — как глобальные, так и национальные.
Mastercard. Это основной конкурент: в большинстве стран мира эти две платежные системы делят между собой большую часть рынка безналичных платежей.
В США и Канаде у Visa явное преимущество: объем транзакций через ее систему в два раза больше, чем у Mastercard. В Европе, Азии и других регионах позиции компаний примерно равны.
Национальные системы. В Китае картами Visa и Mastercard пользуются только туристы, а монопольное положение занимает национальная платежная система China UnionPay. Еще в Китае популярны мобильные платежные системы Alipay и WeChat Pay, которые буквально за несколько лет захватили большую часть местного рынка. Также они активно захватывают рынок за рубежом, особенно в Юго-Восточной Азии.
В Японии значительную долю рынка занимает местная платежная система JCB, через которую в 2018 году совершили транзакций на 294 млрд долларов. Долю рынка JCB и ее динамику сложно оценить, так как Visa и Mastercard не раскрывают свои показатели в Японии.
В России платежная система «Мир» увеличивает свою долю за счет того, что переводит на нее выплаты бюджетникам. С 2015 по 2018 год доля безналичных платежей через карты «Мир» выросла до 12% рынка.
Бразильская система Elo, которую развивают крупнейшие локальные банки, заявляет о том, что занимает около 20% рынка.
Наличные деньги. Несмотря на большое количество конкурентов, Visa есть куда расти, если вытеснить наличные. Хотя доля наличных постоянно падает, платежи с ними все еще составляют 77% от всех транзакций. Поэтому основные усилия Visa направлены на популяризацию безналичных платежей, а не на прямую конкуренцию с Mastercard и другими компаниями.
Не конкуренты, а партнеры
Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay и прочие. Чтобы совершать платежи через эти системы, нужно привязать банковскую карту. Если к приложению привязана карта Visa, то компания будет зарабатывать на каждой транзакции. Банк, выпустивший карту, делится комиссией с Apple или Google, а Visa получает свой доход в полном объеме. Поэтому, когда Apple Pay только появился, Visa активно помогала внедрять систему.
PayPal. Хотя компания позволяет совершать платежи напрямую с банковского счета, большая доля пользователей предпочитает привязывать к аккаунту PayPal банковскую карту. Если это карта Visa, компания получает комиссию — поэтому Visa и PayPal тесно сотрудничают и реализуют совместные проекты.
Таким образом, технологические компании и другие платежные сервисы в большинстве случаев не конкурируют с Visa, а выступают ее точками роста. Чем больше безналичных платежей, тем выше комиссионные доходы Visa.
Риски
Контроль отрасли государством. Финансовые транзакции очень жестко регулируются. Для реализации платежной системы нужно не только огромное количество ресурсов, но и согласие регулирующих органов по всему миру.
Это защищает Visa от конкурентов, но при этом создает значительные риски. Сейчас Visa и Mastercard занимают монопольное положение на многих финансовых рынках. Власти стран могут ужесточить контроль над отраслью — это скажется на доходах компаний.
Например, европейские власти заставили Visa снизить комиссии за международные транзакции на 40%. Иначе пришлось бы платить крупный штраф. Другой пример: регуляторы жестко раскритиковали альтернативную платежную систему Libra, которую разрабатывает Facebook. При этом Visa — один из партнеров консорциума Libra. В случае запуска проекта Visa получит свою долю доходов от него.
Судебные иски. Регуляторы и потребители обвиняют Visa в том, что она завышает комиссии. Компания даже получает иски от продавцов товаров и услуг. В США многолетние судебные споры закончились для Visa штрафом в размере 4,1 млрд долларов — это чуть больше квартальной прибыли компании.
Что дальше
Visa — прибыльная компания, у которой остается много денег после оплаты всех расходов. Через инфраструктуру компании проходит большая часть безналичных платежей в США. Чтобы создать конкурента, потребуются десятки миллиардов долларов.
С момента размещения акций Visa на фондовом рынке их цена выросла в 16 раз. Сейчас Visa стоит примерно 34 годовые прибыли. Это намного выше среднего текущего значения для американского рынка — 21,7. Чтобы понять, насколько акции Visa привлекательны для покупки, нужно также разобрать бизнес ее основного конкурента — Mastercard.
В следующей статье цикла я покажу сходства и отличия двух компаний и сделаю вывод, стоит ли покупать акции этих платежных систем.