На чем зарабатывают аэропорты
На чём зарабатывает аэропорт и почему самолёты не летают в любой населённый пункт
В России
Последние два года в стране наблюдается тенденция: число авиапассажиров превышает число людей, предпочитающих поезд в качестве транспорта. Ожидаемо, большая часть авиапассажиров проходит через терминалы московских аэропортов Шереметьево, Домодедово, Внуково и питерского Пулково.
Основной источник доходов для аэропорта – его пассажир. Он оплачивает парковку, покупает кофе в зале ожидания или терминале. Процент от этих сделок возвращается воздушной гавани через аренду. Также аэропорт зарабатывает на рекламе. Терминалы тоже могут приносить доходы, но это возможно только для аэропортов с миллионным пассажиропотоком. В России порядка 30 таких воздушных гаваней.
К сожалению, у нас очень серьёзно сеть сократилась за последние 25−26 лет. В три раза сократилось количество населённых пунктов, которые имеют авиационную связь. Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России
Что касается малой авиации, то они, как правило, живут за счёт дотаций от собственников и инвесторов. Из 300 аэродромов малой авиации в России половина – убыточна. Запрет на коммерческую деятельность мешает отрасли получать прибыль. Разрешение же пилотам-частникам возить пассажиров, доставлять грузы, заниматься аэрофотосъёмкой или обработкой угодий могло бы решить эту ситуацию. При этом у государства в бюджете нет средств на поддержание основной аэродромной сети. Эксперты считают, что на эти цели нужно порядка 70 млрд рублей ежегодно.
В минувшем году на развитие наземной инфраструктуры, строительство новых аэропортов, развитие авиации было выделено 18 млрд рублей. В этом году на реконструкцию и строительство аэродромных комплексов планируется направить 30,45 млрд рублей.
В Белгороде
Международный аэропорт «Белгород» осуществляет перелёты в Москву, Калининград, Сочи, Симферополь, Нижний Новгород, Норильск, Сургут, а также в Анталью, Даламан (Турция) и Энфиду (Тунис). С 13 июня возобновляются полёты в Санкт-Петербург.
Зимой планируется полётная программа в Таиланд. Надеемся, что в ближайшем будущем для туристов откроют Египет. из ответа на запрос
Самым популярным направлением круглый год остаётся Москва. В летние месяцы наибольшим спросом пользуются Турция, Симферополь и Сочи.
На внутренних направлениях аэропорт Белгорода работает с авиакомпаниями «Аэрофлот» (Москва), «Руслайн» (Москва, Калининград), S7 Airlines (Москва), «НордСтар» (Нижний Новгород, Норильск), «Ютэйр» (Сургут), «Нордавиа», «Северный Ветер» (Симферополь, Сочи).
Международными направлениями занимаются «Уральские авиалинии» (Анталья); «Ямал» (Анталья); «Азур Эйр» (Анталья, Даламан, Энфида); «Ред Вингс» (Анталья) и «Роял Флайт» (Энфида).
Постепенно объём пассажирских авиаперевозок белгородского аэропорта снижается. Так, в 2017 году аэропорт «Белгород» обслужил 468 773 пассажира, в 2018 году – 453 902 человека. В 2019 году ожидают 441 569 пассажиров. В 2020 году планируется увеличение пассажиропотока до полумиллиона человек.
Объём пассажирских авиаперевозок зависит от ряда факторов: транспортной подвижности населения, конъюнктуры рынка, технических возможностей авиакомпаний. из ответа на запрос
В Старом Осколе
Аэропорт Старого Оскола имеет статус регионального – местных воздушных линий. Он может обеспечивать полёты на Як-42 и Ан-148, а также воздушных судах иностранного производства и всех типов классом ниже.
По трёхстороннему соглашению на условиях субсидирования в 2017 и 2018 годах были обеспечены полёты в Москву – аэропорт Внуково. Речь идёт о договоре администрации Старооскольского городского округа с авиакомпаниями «Вологодское авиапредприятие» и «Псковавиа». Субсидирование предоставлено из областного фонда.
В Старом Осколе были востребованы перелёты в Сочи, Анапу, Геленджик, Минводы, Ейск, Самару, Екатеринбург и Санкт-Петербург.
С марта 2017 года по апрель 2018 года старооскольский аэропорт перевёз 6,5 тысячи пассажиров.
Планировались полёты в Симферополь. Их должны были выполнять «Саратовские авиалинии». Но после февральской авиакатастрофы в Подмосковье последовал отзыв лицензии авиаперевозчика, и запланированные полёты отменились.
В аэропорту Старого Оскола считают, что выполнять регулярные полёты невозможно из-за отсутствия в стране региональных воздушных судов (на 20−50 кресел) и региональных компаний. Исключения в этом плане составляют «Руслайн», «Вологодское предприятие» и несколько других, которые без компенсации убытков выполнять полёты не будут. При этом динамика пассажиропотока и спрос на авиаперевозки высокие.
Перспективы
Московский авиационный узел перегружен, и в России планируют развивать региональные аэропорты. Идею разгрузки столичных авиаплощадок инициировал владелец авиахолдинга «Аэропорты регионов» Виктор Вексельберг. Он предложил правительству России снизить НДС до нуля на полёты в обход Москвы. Таким образом, пассажиры из Москвы могут сосредоточиться в воздушных гаванях Екатеринбурга, Самары и Ростова-на-Дону. Идею поддержала Торгово-промышленная палата России. Стимулирующая прямые перелёты мера может вступить в силу уже с 1 июля.
Сергей Катырин говорит, что для нормального авиасообщения необходимо строительство 150−200 новых аэропортов, то есть увеличение существующей цифры взлётно-посадочных полос фактически в два раза. Самостоятельно реализовать это не смогут ни государство, ни бизнес, поэтому необходимо принятие отраслевого закона. Этот документ будет регулировать механизм поведения на лётном поле и создаст условия для привлечения в аэропорты частных инвесторов, считают в программе «Бизнес-вектор».
ИА «Бел.Ру» © 1999-2019. Все права защищены.
Сетевое издание Информационное агентство «Бел.Ру»
Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 23.11.2018 г. регистрационный номер серия ЭЛ № ФС 77-74127.
Дата регистрации: 23.11.2018
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «ПремьерМедиаИнвест»
Телефон: +7 (47-22) 24-97-77
e-mail: newhot@iabel.ru; ooopremmediainvest@gmail.com
Главный редактор: Артемова О.А., artemova@iabel.ru
Реклама на сайте: +7 (47-22) 24-97-78, smorodina@newsmedia.su, ostrogozhsky@1mediainvest.ru
Все права на материалы и новости, опубликованные на сайте www.bel.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. Допускается цитирование без согласования с редакцией не более 50% от объёма оригинального материала, с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал www.bel.ru, до или после цитируемого блока.
Материалы в сюжетах «Новости компаний» и «Партнёрский материал» публикуются на правах рекламы.
Наземные богатства. Чем зарабатывают аэропорты России. Сравнение не в пользу Перми
Региональные российские аэропорты вслед за столичными и зарубежными стремятся получать доходы не только от перевозки пассажиров по воздуху, но и от их обслуживания на земле, в том числе через привлечение на территорию аэровокзала бизнеса в сфере торговли и услуг. Поскольку размах неавиационной деятельности аэропорта напрямую зависит от наличия свободных площадей, где могли бы разместиться эти предприятия, у пермского аэропорта в этом плане возможностей немного. Неавиационные услуги приносят 10-12% от общих доходов аэровокзала. После реализации проекта строительства нового терминала, предполагающего и развитие прилегающей территории, ситуация может измениться.
«Пока доля от неавиационных услуг в «Большом Савино» находится на уровне чуть ниже среднего, если сравнивать с показателями других региональных аэропортов, и остается незначительной на общероссийском и мировом фоне. В зарубежных аэропортах доходы от диверсификационной деятельности в отдельных случаях превышают авиационные, однако компании стремятся к балансу 50/50, – рассказывает глава отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – В московском авиационном узле эта доля колеблется от 25 до 45%. В российских региональных аэропортах показатель может быть нулевым – если говорить о маленьких аэровокзалах на севере Сибири или Дальнего Востока. В более развитых аэропортах он варьируется от 15 до 20%».
За восемь месяцев 2014 года доходы от неавиационных услуг составили 10-12% от общей выручки аэропорта Перми, сообщили «bc» в пресс-службе ОАО «Международный аэропорт «Пермь». Обновленные данные в компании предоставить отказались, ссылаясь на то, что информация носит коммерческий характер. За указанный период доход аэропорта от аренды имущества увеличился на 80% по сравнению с данными 2013 года. На 38% выросла выручка от использования автостоянки. Рекламой и упаковкой багажа аэропорту удалось заработать на 52 и на 42% больше.
По данным из открытых источников, чистая прибыль ОАО «Международный аэропорт «Пермь» за прошлый год составила 183,9 млн рублей, что на 10,6% больше, чем за предыдущий отчетный период. Выручка акционерного общества выросла с 801,4 млн рублей в 2013 году до 931,9 млн в 2014 году (16,3%). В графе «Прочие доходы» в официальном отчете организации о финансовых результатах за прошлый год указана сумма 11,9 млн рублей. В 2013 году показатель составлял 12,5 млн рублей.
Размер имеет значение.
«В России уровень неавиационных доходов аэропортов значительно ниже, чем за рубежом, в силу ряда объективных причин. В частности, из-за небольших площадей типовых советских аэропортов, недостатка свободных помещений в терминалах аэропортов, отсутствия подготовленного персонала и невысокого качества обслуживания. Вместе с тем в последние 5 лет ряд региональных аэропортов совершили значительный рывок в части развития неавиационной коммерции, хотя в целом в российских аэропортах диверсификация только начинает активно развиваться», – рассказали в компании «Базэл Аэро».
По словам Олега Пантелеева, среди российских аэропортов более «продвинутыми» в этом плане являются те, что управляются крупными аэропортовыми холдингами, имеющими опыт привлечения бизнеса к деятельности, связанной с парковкой, рекламой и другими направлениями. В качестве положительных примеров эксперт привел аэровокзалы Екатеринбурга, Новосибирска, Сочи, Краснодара.
Еще один двигатель роста – наличие в собственности у оператора аэропорта прилегающих площадей, сдача в аренду которых позволяет получать прибыль от удаленных парковок или складской деятельности. «В России это практикуется редко – немногие аэропорты имеют в собственности участки необходимого размера в отдалении от терминала», – отмечает г-н Пантелеев. Доля неавиационных доходов также зависит от общей структуры выручки, модели управления аэропортом, соотношения международных и внутренних вылетов, регулярных и чартерных рейсов, фактора сезонности и наличия лоукостеров. Важно и то, какие именно категории выручки аэропорт включает в структуру неавиационных», – добавляют в пресс-службе УК «Аэропорты регионов».
Накормить, напоить, припарковать.
Пример компании «Базэл Аэро» показывает, что наиболее весомую долю в структуре неавиационных доходов занимают поступления от сдачи имущества в аренду (33%) и доходы от VIP/CIP услуг – залов повышенной комфортности, залов официальных лиц и делегаций и т.п. (32%). В список источников дополнительного дохода также включены: парковка – 11%, доходы от концессий (концессия от точек питания, камера хранения, упаковка багажа) – 10%, реклама – 8%, другое – 5%. Выручка от неавиационных услуг аэропортов «Базэл Аэро» превысила по итогам 2014 года 1,5 млрд рублей.
Доля неавиационных доходов от общей выручки международного аэропорта Сочи в 2014 году составила более 32%. Общая выручка аэропорта по сравнению с 2013 годом выросла на 22% – до 3,1 млрд рублей. В рамках совместного предприятия Nuance Basel были открыты две торговые зоны в формате Duty Paid и Duty Free. Новые торговые площади аэропорта составили около 1500 кв. м.
Неавиационная деятельность активно развивается и в аэропорту Краснодара, который в 2014 году модернизирован. Его общая площадь увеличилась почти в два раза, что позволило обустроить торговую и клиентские зоны, открыть зал повышенной комфортности, рассказали в пресс-службе холдинга.
Выручка международного аэропорта «Якутск» от неосновных видов деятельности за последний год составила 42,2% от общей суммы консолидированных доходов предприятия, в том числе по неавиационным видам деятельности – 25%, сообщает пресс-служба аэропорта. В структуру неавиационных доходов «Якутск» включает выручку от реализации бортового и общественного питания. На ее долю приходится почти 66% неавиационных доходов. В 2015 году цех бортпитания, входящий в подразделение аэропорта, стал обеспечивать питанием не только авиакомпании, но и учреждения здравоохранения и образования. В дальнейшем доходы планируется увеличить также за счет оказания услуг по доставке еды населению, отмечают в компании. Доходы от гостиницы якутского аэропорта составляют 12,6%, от предоставления в аренду помещений аэровокзал получает 8,6% неавиационных доходов, от размещения рекламы – 1,4%, еще 1,2% приносит парковочный комплекс.
Другой пример развития диверсификационной деятельности в аэропортах, не входящих в крупные холдинги, демонстрирует международный аэропорт «Владивосток». Выручка компании от неавиационных услуг по итогам прошлого года составила 1,51 млрд рублей – это 21% от общего показателя. В 2013 году дополнительные услуги принесли аэропорту Владивостока 1,38 млрд рублей (19%).
Есть к чему стремиться.
«Наступивший год в силу объективных причин, связанных с экономическим кризисом вследствие применения международных санкций и существенным падением курса рубля, привел к резкому замедлению темпов роста авиаперевозок. Кризис коснулся не только авиакомпаний, но и аэропортов, особенно региональных, которые большей частью находятся в сложном финансовом положении и не имеют возможностей за счет собственных средств развивать инфраструктуру в связи с низкой доходностью аэропортового имущества при высоких затратах на его содержание. Сокращение традиционных авиационных доходов аэропортов делает особенно актуальным развитие неавиационных видов деятельности», – считают в АО «Аэропорт Якутск». В перспективности данного направления уверены и в холдингах «Аэропорты регионов» и «Базэл Аэро».
В аэропорте Якутска подсчитали, что к 2018 году неавиационные доходы должны вырасти на 50% – за счет расширения видов работ и услуг, доля которых в структуре неавиационных доходов будет составлять 27%. Так, аэропорт «Якутск» планирует дооборудовать существующую парковочную систему и построить долгосрочную парковку площадью 1500 кв. метров, а также открыть кассы по продаже билетов и туристическое агентство.
Целевые показатели доли неавиационных доходов в аэропортах УК «Аэропорты регионов» – 30-50%, но в силу уникальности каждого региона и аэровокзала они отличаются, рассказали департаменте навигационной коммерции компании.
«Задача по значительному увеличению доли неавиационных доходов может стоять перед аэропортами, где есть потенциал для роста – площади и пассажиры. В небольших аэропортах, таких как Анапа и Геленджик, где площади заняты практически на 100%, увеличение неавиационных доходов может зависеть только от роста пассажиропотока, например при использовании парковки, бизнес-залов, залов повышенной комфортности», – отмечает представитель холдинга «Базэл Аэро».
Компактные решения и авиагорода.
Для небольших аэровокзалов точкой роста неавиационных доходов может быть привлечение вендингового бизнеса, полагают в агентстве «Авиапорт». «Вендинг может приносить аэропортам сотни тысяч рублей в год, но здесь встает вопрос величины пассажиропотока: вендинговый аппарат не занимает много места, но сколько людей воспользуются его услугами – зависит от количества пассажиров, которое обслуживает аэропорт, – считает Олег Пантелеев. – Для небольших аэропортов это привлекательно, в частности, с точки зрения возможности расширить ценовой спектр услуг. Если в кафе на территории аэропорта чашка кофе стоит 150-200 рублей, то в автомате, установленном там же, – 60-80 рублей», – приводит пример эксперт.
«Крупные и средние аэропорты двигаются в сторону реализации концепции Airport City с созданием полноценной инфраструктуры, которая включает в себя транспортную доступность, объекты индустрии развлечений и полноценные торговые центры с наполнением, к которому привык современный городской житель, – рассказывают в холдинге «Аэропорты регионов». – Компания во всех своих региональных активах развивает маркетинговую стратегию предоставления широкой линейки неавиационных услуг, приближая аэропорты к реализации этой концепции», – отмечают в пресс-службе УК «Аэропорты регионов».
В международном аэропорту «Пермь» не раскрывают планов по развитию неавиационных услуг, однако очевидно, что после строительства нового терминала в декабре 2017 года ситуация должна измениться в лучшую сторону. «Та территория, которую край выделяет под комплекс аэропорта, дает возможность строительства гостиниц, офисных центров, цехов бортового питания и целого ряда других производств, которые обычно тяготеют к аэропорту. Это и транспортно-логистический комплекс, склад временного хранения грузов, комплекс по разбору почты. Сегодня пассажиры хотят качественно иного сервиса, и аэропорт Перми сможет соответствовать этим требованиям. Кроме того, необходимо создать условия для бизнеса, чтобы вокруг аэропорта развивались самые разные проекты», – заявил владелец холдинга «Новапорт» Роман Троценко, подписав инвестиционное соглашение с Пермским краем.
На сегодняшний день уровень развития неавиационных услуг в российских аэропортах отстает от зарубежных аэровокзалов сопоставимого масштаба, – констатирует Олег Пантелеев. «Сокращение объемов перевозок на международных линиях довольно сильно бьет по бизнесу, в частности, операторов дьюти-фри. Поэтому наиболее разумными являются концессионные соглашения, в которых предусмотрена плата, устанавливающая зависимость между размером отчислений со стороны оператора неавиационного бизнеса от величины достигнутого пассажиропотока, – считает эксперт. То есть чем больше аэропорт привез потенциальных покупателей, тем выше арендная ставка – независимо от того, сколько он реально заработал. Наличие таких договоров и позволяет операторам не прогореть, когда клиентов становится меньше», – поясняет он.