На чем зарабатывают мессенджеры
Миллиарды авансом: на чем зарабатывают мессенджеры
И WhatsApp, и Snapchat, и китайский WeChat, и другие сервисы относятся ко второму поколению мессенджеров. Популярные в начале 2000-х сервисы вроде ICQ в основном использовались на стационарных компьютерах. С тех пор многое изменилось: массовое распространение смартфонов и доступность мобильного интернета сместили центр общения в портативные устройства. Немногим прежним лидерам удалось перестроиться — аудитория той же ICQ год от года сокращается на десятки процентов.
Жертвой мессенджеров новой волны стали не только их устаревшие конкуренты, но и традиционные виды связи — те же SMS-сообщения.
«Причина проста: использование мессенджеров бесплатно, доступны самые разные функции, больше достоинств, чем у популярных ранее средств общения», — рассказывает Forbes Дзюн Масуда, исполнительный директор и директор по стратегии и маркетингу японской Line Corporation, владеющей одноименным мессенджером. Есть и еще один фактор: многие отказались от отдельных аккаунтов — вместо них используется обычный номер телефона. Теперь не нужно искать собеседника на сервисе, достаточно сохранить его номер телефона в записную книжку.
Аудитория мессенджеров огромна. Line пользуются 460 млн человек, WhatsApp — 600 млн человек. На чем зарабатывают мессенджеры?
Эмоции картинкой
Основатель Snapchat Эван Шпигель считает иначе: первые рекламные объявления уже скоро появятся в мессенджере. Она не будет таргетированной, пообещал Шпигель. Впрочем, это достаточно сложно было реализовать, ведь основная особенность Snapchat в том, что он удаляет пользовательский контент со своих серверов и не может его анализировать.
Существует легенда, что Ян Кум рядом со своим рабочим столом повесил записку от второго сооснователя WhatsApp Брайана Эктона: «Никакой рекламы! Никаких игр! Никаких уловок!»
Масуда считает, что именно мультифункциональность — будущее мессенджеров. По его словам, смартфоны сейчас становятся заменой персональным компьютерам, а мессенджеры превращаются в аналоги интернет-порталов: они должны выполнять роль посредников.
Секретность
Одно заявление властей Южной Кореи привело к росту популярности в стране мессенджера Telegram Павла Дурова. Прокуратура страны предложила мониторить форумы, чтобы пресекать распространение слухов, и корейцы тут же задумались о конфиденциальности своих переговоров. Telegram, как заявляют его создатели, такую конфиденциальность обеспечивает.
Похожая история произошла и с мессенджером FireChat, который позволяет общаться без выхода в интернет. И при этом сохраняется анонимность. Первая волна популярности этого мессенджера прошла в марте, когда количество скачиваний достигало 100 000 в сутки.
Для компании Open Garden это стало сюрпризом — для нее FireChat был скорее хобби.
Вторая волна популярности пришла в октябре во время демонстраций в Гонконге — еще более 100 000 скачиваний.
Мессенджеры, главной своей особенностью называющие секретность переписки, стали массовым явлением буквально за последние два-три года. Помимо Telegram и FireChat, есть еще CryptoCat, которым Эдвард Сноуден пользовался во время своего первого общения с журналистами после побега из США, или швейцарский мессенджер Threema.
В большинстве своем такие мессенджеры бесплатны, не предлагают платных функций, и, соответственно, не приносят своим создателям выручки. Только мессенджер Threema платный — чуть меньше €2.
На чем зарабатывает WhatsApp и другие мессенджеры
Здравствуйте, уважаемые читатели dohodinet.ru. Популярность социальных сетей с каждым годом падает и переходит к мессенджерам. Во всех странах почти каждый обладатель смартфона пользуется для общения приложениями WhatsApp, Viber, Line и Telegram, потому что это намного удобнее. Но на чем зарабатывает WhatsApp, являясь самым популярным мессенджером, если никаких встроенных платежей в нем нет?
Немного истории
Изначально основателем Ватсап был Ян Коум. При создании приложения в приоритете была не прибыль, а рост и популяризация. Приложение очень быстро стало популярным и в 2014 году его приобрела компания Facebook за приличную сумму в 19 миллиардов долларов.
Но зачем приобретать мессенджер, в котором нет монетизации?
До 2016 года пользователи должны были вносить крошечную сумму в размере одного доллара в год, но это вряд ли помогло бизнесу получить много прибыли. Сейчас доступ, звонки, отправка сообщений и стикеры абсолютно бесплатны для всех.
Однако, в этой сделке в плюсе остались не только разработчики WhatsApp. Вместе с самим мессенджером Фейсбук получил и данные пользователей, которых даже на тот момент было не мало. Такая база помогла компании увеличить прибыль от рекламы.
Источники дохода
В Интернете самым действенным способом заработать является реклама. Но многие мессенджеры отказываются от этого, так как во время общения люди вряд ли хотят просматривать внезапные рекламные ролики.
Вместо рекламы такие проекты предпочитают зарабатывать за счет платных подписок и дополнительных услуг.
Все мессенджеры бояться потерять даже одного пользователя. В планах Ватсапа «поработить мир». Разработчики хотят, чтобы большая часть населения планеты пользовалась именно им. В прочем, об этом мечтают основатели всех приложений.
Основным способом заработка через WhatsApp является использование базы данных. Но, помимо этого, с 2018 года компания начала вводить функции для развития бизнеса в Интернете, с которых тоже накапливаются деньги. Для коммерческих аккаунтов есть следующие возможности:
Коммерческие сообщения компаний являются платными. То есть всевозможные рассылки об акциях, предложениях конкретным клиентам, информация о заказе и так далее являются платной функцией.
Как зарабатывают другие мессенджеры
У остальных популярных приложений есть достаточной открытый способ монетизации. Например, азиатские мессенджеры зарабатывают на стикерах.
Самый известный Line кишит красивыми и милыми картинками, которыми охотно пользуются многие пользователи.
За возможность поменять дизайн интерфейса тоже нужно заплатить. Также от создателей приложения есть еще ряд игр, которые бесплатны, но имеют встроенные покупки.
Но и это еще не все. Лайн также хорошо зарабатывает на рекламе, а основные герои стикеров очень полюбились пользователям, и компания продает разные безделушки с их участием в фан магазинах.
Но аудитория не возмущена этим, наоборот пользуется платными функциями. Реклама занимает меньшую часть заработка Лайна. Тут компания смогла грамотно подобрать концепцию для преимущественно жителей Азии, так как они спокойно тратят деньги на все милое.
Viber
В приложении Viber можно отправлять сообщения и базовые стикеры бесплатно, но расширение возможностей стоит денег.
За звонки и ряд стикеров придется заплатить.
Функция звонков в Вайбере достаточно удобная, потому что звонить можно на устройства, где мессенджер не установлен, даже на городские номера.
Telegram
Абсолютно бесплатным является приложение Telegram. Этот мессенджер быстро набрал пользователей и очень популярен у подростков и прогрессивных молодых людей.
Основатель Павел Дуров всегда говорил, что приложение будет бесплатным и рекламных интеграций не будет.
Однако, можно самому помочь развитию Телеграма. Функция добровольного пожертвования вызывает одобрение у многих, так как видно, что компания не пытается скрыто заработать.
На чем может заработать пользователь
Помимо самого WhatsApp с его помощью получить деньги могут и простые пользователи. Для этого нужно иметь опыт работы в рекламе или быть блогером.
В Ватсапе и Телеграме можно заработать с помощью партнерских программ. Тут требуется помогать продвижению страниц или продавать/покупать рекламу. Также при наличии базы аккаунтов ей можно воспользоваться, связавшись с потенциальными рекламодателями мессенджера.
Схожесть мессенджеров с соцсетями заключается в возможности общаться и зарабатывать на рекламе.
В Телеграме же сейчас популярными становятся каналы как новостного характера, так и личных блогов. Владельцы таких каналов могут хорошо подзаработать на рекламе.
Заключение
Владельцам мессенджеров не просто получать прибыль. Данные проекты окупаются медленно, потому что основной целью здесь является завоевание доверия и любви пользователей.
На WhatsApp серьезно заработал только сам создатель, когда продавал приложение. Facebook же еще его не окупил. Сейчас у компании в приоритете набрать большую аудиторию и уже потом думать насчет платных подписок и опций.
Пользователи предпочитают использовать Телеграм и Ватсап именно потому, что там не предлагают платных услуг. Это очень привлекательно для людей, но не для самой компании. Поэтому вполне возможно, что потом основатели решат ввести платные услуги.
WhatsApp уже заявляли о том, что планируют начать монетизацию после набора достаточной клиентуры.
Но вот Telegram вряд ли будет прибегать к этому. Скорее всего пользователи сами активно начнут помогать проекту, потому что идеи и концепция мессенджера привлекает большинство.
Все популярные мессенджеры на данный момент являются убыточными проектами. Но компаниям не хочется терять аудиторию из-за рекламы и платного контента. Как дальше будут поступать известные приложения, и кто из них станет самым востребованным – остается только гадать.
На чем и сколько зарабатывает WhatsApp, Viber и другие мессенджеры?
Приветствую! По прогнозам Radicati Group к 2019 году аудитория мессенджеров составит около 50% населения планеты. Только в России в 2016 году международный голосовой OTT-трафик впервые превысил традиционный телефонный: 552 млрд. минут против 546 млрд. минут (по данным J’son & Partners Consulting).
При этом WhatsApp, Viber, Line и другие системы мгновенного обмена сообщениями, как правило, бесплатны и не надоедают пользователям рекламным спамом.
Быстро, удобно, безопасно и бесплатно? Давайте разберемся, на чем тогда зарабатывает WhatsApp, Viber и другие мессенджеры?
В России мессенджер WhatsApp как только не обзывают: и вацап, и ватсап, и вотсап, и даже востап.
Однако WhatsApp пока не использует дополнительных способов монетизации (как другие мессенджеры типа WeChat, Kakao Talk и Line). Ян Кум, один из основателей WhatsApp, не раз подчеркивал, что «монетизация не будет приоритетом для компании – мы сфокусированы на росте».
Однако в середине прошлого года мессенджер изменил политику конфиденциальности сервиса. Условия для пользователей меняются в первый раз за четыре года. Компания явно готовится к введению новых способов монетизации.
Изменений пока два:
Как заработать в WhatsApp? На вопросы о монетизации «свежекупленного» мессенджера Марк Цукерберг обычно отвечает, что думать об этом пока рано. Гораздо важнее – поддержать рост аудитории мессенджера. Хотя бы до пары миллиардов пользователей. К слову, на конец 2016 года число пользователей WhatsApp составляло 1,2 млрд.
Инсайдеры утверждают, что WhatsApp планирует взимать плату с компаний вроде Uber – за право отправлять сообщения пользователям с их согласия. Еще одна версия о том, как можно зарабатывать на мессенджере — платные рассылки в WhatsApp.
За счет чего получают доход азиатские мессенджеры? Line, например, сделал акцент на платных стикерах и играх. Ежемесячно пользователи Line отправляют друг другу около миллиарда стикеров!
На всякий случай: стикер – это цветное изображение (например, хохочущей мордашки), которое как бы наклеивается на экран с другой стороны. Популярность стикеров объясняют тем, что многим людям легче выразить эмоции подходящим рисунком, чем словами.
Теоретически, Вы можете придумать и нарисовать свою серию забавных стикеров, разместить ее в Line и получать деньги с каждого скачивания. Один россиянин даже провел такой эксперимент и заработал около 200 рублей.
Кроме того, Line выпускает бесплатные мобильные игры, внутри которых покупки совершаются уже за «живые» деньги. А еще мессенджер взимает плату за изменение интерфейса приложения.
Сегодня структура доходов Line выглядит примерно так: игры (40%), платные стикеры (25%) и реклама (20%). Внедрение платежной системы LinePay позволит зарабатывать на ecommerce и денежных переводах.
Viber
Популярный мессенджер также не взимает плату за использование основного функционала. За отдельную плату можно расширить возможности общения: совершать платные звонки (Viber Out) и выражать эмоции платными стикерами.
Платная услуга Viber Out позволяет звонить на устройство без установленного вайбера (в том числе, и на городской телефон).
В перспективе одним из способов монетизации Viber могут стать публичные чаты. Например, доступ к официальным аккаунтам звезд и брендов, где они ведут публичную переписку.
Владельцы мессенджера также планируют зарабатывать на играх и платных рассылках.
Telegram
Павел Дуров неоднократно заявлял, что рекламы в Telegram нет и не будет. В будущем проект планирует работать по модели сбора пожертвований. Если перечисленные суммы не будут покрывать расходы, в приложении могут появиться «добровольные» платные функции. Какие именно, пока непонятно.
Как Вы думаете, как можно зарабатывать на мессенджерах, если исключить варианты с рекламой и абонплатой?
Подписывайтесь на обновления и делитесь ссылками с друзьями в социальных сетях!
Как зарабатывают WhatsApp и Telegram?
Итак, давайте рассуждать.
Начну с фактов о «Воцап»:
Так как же зарабатывает «Вотцап»?
Работал этот механизм с 2013 по 2016 год. В начале 16-го от него отказались и мессенджер стал полностью бесплатным.
«Монетизация не будет приоритетом для нас. Мы сфокусированы на росте.» – сказал исполнительный директор WhatsApp Ян Коум на конференции по сделке с Facebook.
Я думаю из-за взимания платы за использования мессенджера, стал замедляться рост аудитории, который посчитали важнее сиюминутной прибыли. И я думаю, это верное решение.
Также, насколько мне известно, «Ватсап» вел переговоры с крупными компаниями (Uber) по поводу платных рассылок. Насколько успешно эти переговоры прошли – информации нет. Но сейчас, по крайней мере, в мессенджере ничего подобного я не наблюдаю.
Как итог: сегодня «Вотсапп» не зарабатывает.
В чем же дело?
Все на самом деле просто. Если вводить сейчас механизмы монетизации, это, так или иначе, замедлит экспансию, и не даст мессенджеру «захватить мир».
Поэтому, я думаю, ребята выжидают пока аудитория «Вацапа» составит внушительную часть населения планеты, а лучше – когда приложение будет установлено на каждом смартфоне. Когда пользователи настолько привыкнут и полюбят мессенджер, что просто не смогут без него комфортно вести общение.
В этот момент можно (это будет весьма разумно и справедливо) ввести платную подписку. Выбора у пользователей особого не будет. Поскольку здесь будет сидеть весь мир и вся записная книжка пользователя.
Аудитория в 1,2 млрд. пользователей сегодня практически не достижима платным приложениям. А что если у «Ватсаппа» будет 5 млрд. аудитории?
5-ти миллиардная аудитория стоит дорого. Поэтому монетизировать «Востап» не составит большого труда – это лишь вопрос времени.
Что касается Telegram?
Здесь особо говорить не о чем. История, я думаю, ровно та же. Сперва аудитория – потом деньги.
Отличия от WhatsApp, конечно, есть. Телеграм больше заточен под разработчиков и имеет открытое API. Как в точности будут монетизировать телеграм или вотсап я не знаю. Но сперва им нужно завоевать аудиторию. Остальное – дело техники.
Телеграм, к слову, принимает пожертвования. Дело добровольное.
Изначально мессенджеры – это весьма долгосрочные проекты (инвестиции). Нужно пройти большой путь по привлечению аудитории. Но если аудитория есть, монетизация не составит проблемы.
Деньги из сообщений: На чём зарабатывают и как развиваются популярные мессенджеры Статьи редакции
Популярные мессенджеры отличаются большой аудиторией, высокой активностью пользователей и разными ключевыми преимуществами. Однако в своем развитии они сталкиваются с общей проблемой — монетизацией. Здесь их пути расходятся — одни пробуют платную подписку, другие строят платформу, третьи считают, что над монетизацией нужно думать в последнюю очередь.
ЦП проследил историю развития популярных мессенджеров и их поиски путей монетизации.
Мессенджеры — это миллионы пользователей, которые активно пользуются сервисом каждый день. Чаще них владельцы смартфонов используют только Facebook и игры:
Данные statista.com
Рост мессенджеров продолжается. WhatsApp в январе отчитался о 700 млн активных пользователей в месяц. Telegram зафиксировал рост на 2,5 миллиона пользователей за одни сутки.
Общение, которое происходило в соцсетях, сейчас уходит в мессенджеры.
— Игорь Магазиник, основатель Viber
Однако, в отличие от тех же социальных сетей, которые превратились в «комбайны всего», мессенджеры ограничены одной функциональностью — обмен сообщениями в том или ином виде. Основной экран здесь — беседа с пользователем (или пользователями, если речь идет о групповом чате).
По этой причине в мессенджерах не работает стандартная рекламная модель. Если в социальных сетях реклама в ленте новостей может восприниматься пользователями адекватно — она находится в той части сервиса, в которой привыкли потреблять контент. В мессенджерах же практически нет места для маневров: маленький экран смартфона, неподходящий контекст и отсутствие таргетинга.
Безопасный обмен сообщениями должен быть бесплатным для всех. Показывать рекламу рядом с частной беседой кажется неуместным, и даже безнравственным.
— Павел Дуров, основатель Telegram в интервью Wired
Тем интереснее наблюдать за поиском работающей модели монетизации мессенджеров. Пока она не найдена, разработчики концентрируются на росте аудитории. «Мы всегда считали более важным давать как можно лучший сервис и за счёт этого привлечь как можно больше пользователей. Монетизировать потом этих пользователей — это, конечно, тоже проблема, но, как правило, гораздо меньшая», — рассказал Игорь Магазиник в интервью «Секреты фирмы».
Сначала рост — монетизация потом.
Подписка
Никто не хочет видеть больше рекламы, никто не ложится спать с мыслью о рекламных объявлениях, которые он увидит завтра.
— основатель WhatsApp Ян Кум
Основатель WhatsApp Ян Кум
Впрочем, Цукерберг и сам признается в том, что до сих пор не придумал способа монетизации WhatsApp. Кроме того, руководство Facebook не планирует даже предпринимать шаги в этом направлении. По словам Цукерберга, о монетизации WhatsApp следует задумываться тогда, когда пользовательская база достигнет нескольких миллиардов человек. «В следующие несколько лет на планете будет 5 миллиардов владельцев смартфонов, которые потенциально заплатят нам деньги», — считает Ян Кум.
Платные стикеры и игровая платформа
Так как поместить рекламу в окно беседы не получается, разработчики попробовали внедрить платный контекст. Таким контекстом стали стикеры — они передают конкретную эмоцию и являются частью беседы.
Особенно культура обмена стикерами популярна в Японии, Тайване, Таиланде и Индонезии. Директор по маркетингу японского мессенджера Line (181 млн ежемесячных пользователей) считает, что причиной является переход от текстовых форм коммуникации к мультимедийным: «Сейчас вместо SMS или простых текстовых сообщений в мессенджерах первого поколения мы все чаще отправляем разные фотографии, видео, стикеры, голосовые сообщения и многое другое».
Другим направлением монетизации японского мессенджера стала игровая платформа. С ее помощью пользователи iOS и Android соревнуются друг с другом, а компания зарабатывает на продаже внутриигровых покупок. Стикеры и игровая платформа принесли Line в четвертом квартале 2014 года 26,1 млрд йен (50,9 млн долларов — ред.).
По аналогичной модели развивается Viber (согласно информации Techinasia, 608 млн зарегистрированных пользователей). Например, в октябре 2013 года в мессенджере появились платные стикеры, а в декабре 2014 года — игровая платформа. Однако для Viber они не стали основным источником дохода.
В интервью изданию «Секрет фирмы» основатель Viber Игорь Магазиник рассказал, что больше всего компания зарабатывает на звонках.
Платные стикеры тоже покупают хорошо. Сейчас появились игры, это новый для нас канал. Мы пытаемся использовать Viber как игровую платформу, через которую даём пользователям доступ к игрушкам, сделанным специально для Viber. Они могут порекомендовать их своим друзьям, послать подарки через них. Производители этих игрушек делятся с нами частью прибыли. Мы будем вводить ещё какие-то вещи для монетизации в течение года.
— Игорь Магазиник
В перспективе рекламной моделью могут стать публичные чаты. Компания регистрирует официальные аккаунты брендов и звезд, в которых они ведут публичную переписку, а пользователи могут читать ее.
Неигровая платформа
Компания Facebook, владеющая мессенджером WhatsApp, активно развивает мессенджер соцсети как отдельный продукт. В 2014 году соцсеть вывела функцию обмена сообщениями в отдельное приложение. 17 марта социальная сеть анонсировала внедрение в Messenger функции микроплатежей. Пользователи (пока только США) могут привязывать к своему аккаунту карту Visa или MasterCard и отправлять деньги друзьям без какой-либо комиссии. По словам представителей Facebook, компания пока что не намерена монетизировать новый сервис: платежи не будут приносить ей никакой прибыли.
Спустя неделю, 25 марта 2015 года компания представила Messenger Platform — платформу для интеграции мессенджера со сторонними приложениями. Её цель — сделать так, чтобы пользователю не пришлось отвлекаться от беседы. Если у него вдруг возникло желание снять фото или видео для друга или поделиться новостью из конкретного приложения — Facebook предоставит ему такую возможность. Пользователям платформы уже доступно около 40 приложений, интегрированных с Messenger — в том числе, новостные приложения ESPN, Weather Channel, инструмент для создания GIF-анимаций Giphy и другие.
Частью Messenger Platform является Messenger for Business — инструменты для интеграции бизнес-приложений с мессенджером. Издание Macworld пишет, что таким образом мессенджер может стать полноценной платформой для интернет-магазинов. Предполагается, что компании смогут общаться с клиентами через Facebook Messenger. Например, оформлять заказ и отслеживать его местоположение, получать уведомления о поступивших на склад товарах или доступных ему бонусах.
Пока не ясно, собирается ли соцсеть зарабатывать на этом. В случае успешного запуска платформы, многие компании вероятно согласятся оплачивать услуги Facebook Messenger — сервис дает доступ к широкой аудитории и более быструю коммуникацию с клиентами.
Однако Facebook известен своим плохим портфолио. Компания уже несколько раз пыталась запускать «громкие» продукты. Например, Home, Places или встроенную в сообщения электронную почту. Поэтому многие эксперты не спешат делать прогнозы.
Платформа для бизнеса
Мессенджер с исчезающими сообщениями Snapchat также пошел по пути создания из сервиса платформы для бизнеса. В отличие от Facebook, команда не стала замахиваться на весь рынок, а ограничилась медиа-компаниями.
В конце 2014 года Snapchat запустил платформу Discover. С ее помощью представители медиа могут регистрировать свой «канал» и размещать краткие новости — как и обычные сообщения, на следующий день они исчезают.
Мессенджер для бизнеса
Еще одна сфера, в которой развиваются мессенджеры — корпоративный сегмент. Здесь особый успех получил командный чат Slack, созданный основателями Flickr. За несколько лет он обрёл широкую известность, несколько сотен тысяч пользователей и оценку стоимости в миллиард долларов.
Сервис призван заменить все сервисы коммуникации разом: Slack интегрирует в диалоги сообщения из других приложений для общения и работы (включая Dropbox, Google Docs, GitHub). Это позволяет пользователям отслеживать прогресс в работе над различными проектами с помощью одной платформы, а также снизить информационную перегрузку, которая возникает при необходимости общаться с множеством людей в разных мессенджерах и почте.
Однако Slack нельзя назвать защищенным мессенджером, несмотря на его бизнес-ориентированность. Например, в начале октября 2014 года в сервисе обнаружили ошибку безопасности, которая позволяла просматривать проекты, над которыми работает любая использующая сервис компания — в том числе Apple, Microsoft или Facebook. В начале февраля 2015 года злоумышленники на несколько дней получили доступ ко всей базе пользователей Slack.
Безопасный мессенджер
Упоминание «безопасности» автоматически отсылает к мессенджеру Павла Дурова Telegram со слоганом Taking back our right to privacy.
В Telegram нет и не будет рекламы. По словам представителей компании, это прописано в её «ДНК». Кроме того, согласно сообщениям официального аккаунта Telegram в Twitter, компании не требуются дополнительные внешние вливания. В будущем проект собирается работать по модели пожертвований, что в целом характерно для открытого программного обеспечения. Если пожертвования не будут покрывать расходы на приложение, в нём могут появиться «необязательные» платные функции, но какие именно, пока неизвестно. В Telegram уверены, что модель пожертвований сработает.
19 марта 2015 года приложения Telegram для iOS, OS X, Android, а также веб-версия сервиса получили обновленную версию групповых чатов — с возможностью отвечать на отдельные сообщения, упоминать собеседников и использовать хештеги, наподобие того, что есть в Slack. Издание Roem.ru предположило, что Дуров таким образом «замахнулся на рынок мессенджеров для командной работы».
Впрочем, попытки превратить Telegram в корпоративный мессенджер предпринимают сторонние разработчики. Так Дуров в своем Twitter отметил сервис Integram — простой робот для Telegram, позволяющий добавлять в мессенджер уведомления от сторонних сервисов — GitHub, BitBucket и Trello.
Ранее схожую интеграцию реализовали российские разработчики Jaconda. Сервис позволяет подключать уведомления различных сервисов в командный чат, построенный на технологиях Telegram. Однако, по мнению основателя Jaconda Антона Миронова, Telegram не стоит двигаться в этом же направлении: «Я считаю нативным приложениям Telegram следует продолжать работать над тем, что они уже хорошо делают — создавать лучший experience для пользователей. Например если пришла ссылка на картинку, то было бы здорово ее сразу разворачивать. В сторону интеграций с Github, Twitter или поиском Google смысла им двигаться не вижу».