На чем зарабатывают ночные клубы
Как открыть ночной клуб: пошаговый план
Ночной клуб, также как и рестораны и кафе относится к организациям общепита, но реализует закуски и алкоголь только в качестве дополнительной деятельности. Основной упор делается на организацию досуга и развлечений.
Если вас интересует, как открыть ночной клуб с нуля, предстоит озадачиться несколькими факторами — выбор формата заведения, поиск и подготовка нужного помещения, изучение законодательной базы. Важно знать, что данный бизнес подходит и для небольших городов, а при открытии в мегаполисах есть возможность выбрать определенную целевую аудиторию и найти «своего» клиента.
Виды ночных клубов и их особенности
Бизнес план открытия ночного клуба будет отличаться в зависимости от выбранного формата заведения. Сегодня условно выделяют 3 типа ночных клубов:
Закрытые клубы — заведения для обеспеченных слоев населения, “золотой молодежи”. Выручку владелец чаще всего получает не от продажи билетов, а за счет высокой цены алкоголя и закусок. Цена за коктейль с алкоголем может достигать 2500 рублей, так что мероприятие весьма прибыльное.
Из минусов отмечают то, что к подобным заведениям быстро пропадает интерес, вполне вероятно, что через пару лет придется открывать ночной клуб в новой локации.
Из плюсов — такие заведения окупаются быстро, но для открытия нужен солидный стартовый капитал. Продвижение также потребует усилий. Для того, чтобы публика оставалась довольна и приходила снова, заведениям такого рода важно “держать марку”: приглашать именитых диджеев, поддерживать широкий ассортимент барной карты и ввести строгий фейс — контроль.
Тематические клубы хороши тем, что позволят привлечь постоянную аудиторию, а не разовых гостей. Перед открытием важно выбрать концепцию заведения — будет ли это клуб любителей одного музыкального жанра или ночной клуб для определенной категории гостей.
Создать рок клуб или клуб для сексуальных меньшинств, выбор за вами. Аудитория последних, кстати, не всегда относит себя к меньшинствам, но ценит заведения за атмосферу раскрепощенности.
Плюс тематического клуба в том, что он может приносить солидный доход при правильно выбранной концепции. К минусам можно отнести несовместимость подобных заведений с маленькими городами — нужной для дохода аудитории может и не найтись.
Целевая аудитория массовых клубов — подростки и студенты от 16 до 25 лет. Платежеспособность таких гостей невысока, поэтому упор делается не на качество, а на количество.
Цена на алкоголь и закуски демократичная, но при грамотной рекламной кампании и веселой атмосфере внутри можно зарабатывать за вечер около 100 000 рублей. Есть вариант установить значительную плату за вход (от 1000 до 2000 рублей) и включать в нее напитки.
Пошаговый план открытия ночного клуба
Бизнес план, при условии грамотного составления, поможет правильно распределить имеющийся стартовый капитал и быстро достичь поставленных целей.
Чтобы выяснить рентабельность проекта, нужно проанализировать спрос и уровень конкуренции в выбранном городе (районе). Если спрос на развлекательные заведения высокий, бизнес идея перспективна и остается актуальной.
Регистрация бизнеса
Чаще всего ночной клуб относится к некоммерческим организациям и регистрируется как Общество с Ограниченной Ответственностью.
Чтобы открыть ночной клуб, требуется немалое количество разрешений и документов. В их списке:
- договор аренды помещения; документальное одобрение пожарной и санитарной служб; лицензия на продажу алкогольных напитков.
Для оформления всего пакета документов понадобится помощь опытного юриста.
Также следует учесть нормативные документы: ФЗ «О торговле», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания», Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О защите прав потребителей», ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Выбор помещения и оборудования
Важнейшим этапом является выбор местоположения ночного клуба. Посещаемость, а значит и прибыль напрямую зависит от локации. Здесь нужно отталкиваться от выбранной концепции, если планируется открытие массового молодежного клуба, то лучше выбирать помещение в месте максимальной концентрации студенческих общежитий.
Для открытия ночного клуба из оборудования потребуется:
- акустическое оборудование; кухонная техника и холодильники; освещение; посуда и прочий инвентарь; кассовые аппараты; компьютеры; мебель (диваны, столы, барные стулья, декор).
Подбор персонала
К набору персонала следует отнестись с должным вниманием, так как от этих людей напрямую зависит прибыль заведения.Лучше нанять опытных сотрудников. В штат ночного клуба, как правило, входят:
- бармен; директор; управляющий; администратор; бухгалтер; официанты; охранники; уборщик.
Подбору охраны уделить особое внимание, в ночном клубе важно следить за порядком и безопасностью. Проверенный способ найти квалифицированных сотрудников — обратиться в агентство и нанять профессионалов.
Реклама и маркетинг
Грамотно составленная рекламная кампания поможет в короткие сроки окупить проект и обеспечит высокую посещаемость. Можно использовать всевозможные каналы продвижения, самые популярные из них:
- реклама в транспорте, журналах, газетах (как вариант, раздавайте купоны на бесплатный напиток или вход); яркая вывеска; приглашение знаменитостей (проверенный способ пиара, повышает посещаемость) интернет продвижение (таргетированная реклама instagram, VK, facebook — недорогой и действенный способ завлечь клиентов, сейчас молодежь большую часть информации узнает через социальные сети); сарафанное радио (действенный метод, если удалось создать стоящее заведение, слава о нем быстро распространится среди потенциальной целевой аудитории); церемония открытия (приглашайте СМИ).
Сколько стоит открыть ночной клуб
Затраты на открытие ночного клуба зависят от концепции и расположения заведения. В среднем, в регионах требуется 10-15 млн рублей, в столице цена намного выше.
Это достаточно дорогостоящая бизнес идея, поэтому хороший способ найти средства — привлечь инвесторов или заключить договоры со спонсорами.
Примерный список необходимых затрат:
- Аренда или покупка помещения (цена зависит от площади помещения и региона. Опытные предприниматели рекомендуют выбрать аренду, это практичнее); Ремонт (помещения редко соответствуют требованиям к ночному заведению, поэтому с большой вероятностью ремонт понадобится); Профессиональное оборудование для ночного клуба (самая большая статья расхода, цены зависят от масштаба заведения и региона); Заработная плата сотрудников; (учитывайте среднюю заработную плату в вашем регионе за аналогичную работу, квалифицированные сотрудники вряд ли станут работать за оплату ниже рыночной); Реклама и продвижение (солидная статья расхода, но без нее клиентов не привлечь).
Сколько можно зарабатывать
Доход ночного клуба складывается из трех составляющих:
- Деньги, уплаченные за вход. Стоимость может быть любой, но не забывайте, что конкуренция высокая. Важно учитывать платежеспособность своей целевой аудитории (золотая молодежь, студенты) и особенности региона Прибыль от реализации закусок и алкогольных напитков. В ночных заведениях нельзя распивать напитки, принесенные с собой, поэтому гости в любом случае закажут алкоголь у бармена. Доходы от проведения мероприятий (если клуб набрал популярность, в нем будут проводить закрытые вечеринки, дни рождения)
Возможные риски бизнеса
В ночной клуб и его развитие потребуется вложить немало сил и средств, поэтому рекомендуем учесть возможные риски:
Таким образом, открытие ночного клуба — задумка затратная как в плане усилий, так и капитала. Решаются на такой бизнес смелые неординарные предприниматели, поэтому при правильном подходе проект рискует стать успешным и принести солидный доход.
Как открыть ночной клуб: что нужно сделать и от чего застраховаться
Если вы хотите узнать, как открыть ночной клуб с нуля и так начать своё дело, вам предстоит масса интересных хлопот — начиная с выбора формата заведения и заканчивая разработкой уникальных предложений, «фишек» вашей компании. Ещё один плюс такого начинания — ночной клуб можно открыть даже в маленьком городе, а если вы выбираете площадку в мегаполисе, ничто не мешает обозначить целевую аудиторию заведения.
Где найти средства
С уверенностью говорить о том, сколько стоит открыть клуб и насколько быстро он окупится, очень сложно: всё зависит от контингента и успешности заведения, а также от масштабов и смелости первоначальной задумки.
Даже если вы открываете небольшую танцплощадку, вложить придётся не менее 4,5 млн рублей: примерно 2,4 млн вы потратите на оборудование (акустическая система, система для проведения световых шоу, мебель, предметы интерьера), ещё примерно 1,9 млн рублей уйдёт на ежедневные расходы (обеспечение работы бара и ресторана, бесплатные напитки в подарок для купивших билет). Если клуб будет успешен у широкой аудитории, окупиться дело может всего за год, но было бы разумно рассчитывать на более долгие сроки.
Если масштаб вашего начинания хотя бы немногим отличается от обычной танцплощадки, вложить в дело придётся 10—15 млн рублей.
Заведение будет рентабельным, если в районе или населённом пункте проживает хотя бы 10 000 молодых людей в возрасте 16—35 лет. Но откуда взять большие деньги на открытие и раскрутку клуба? Заключайте договоры со спонсорами, особенно с поставщиками табачных изделий и алкоголя: на организацию одной вечеринки вам могут предоставить от 600 тыс. рублей.
Виды клубов
На текущий момент все ночные заведения условно делятся на три типа: закрытые, демократичные и тематические. Итак, как открыть клуб в зависимости от формата вашего начинания?
Закрытые клубы
Это элитные заведения, которые быстрее всего окупаются, однако для открытия и продвижения таких клубов придётся приложить больше всего усилий. Закрытые площадки ориентированы на золотую молодёжь, поэтому обычно владелец подобного клуба получает выручку не от продажи билетов, а от реализации напитков и закусок: безалкогольный коктейль здесь может стоить 500 рублей, алкогольный – от 2500. Прибыльно? Более чем! Однако и интерес к подобным заведениям быстро пропадает — уже через два года вам придётся открыть клуб на новом месте.
Готовьтесь к тому, что вы должны будете всегда держать марку: приглашать лучших артистов, обеспечивать гостей богатым барным ассортиментом и ввести строжайший фейсконтроль — это побудит клиентов любой ценой попасть в помещение.
Демократичные клубы
Основной аудиторией подобных площадок были, есть и будут подростки и студенты: целевая аудитория — люди в возрасте от 16 до 25 лет. Соответственно, большинство из них не сможет много платить за билеты и напитки: за вход вы сможете взимать с каждого 100—150 рублей, за напитки 90—200 рублей. Организаторы таких клубов берут количеством, а не качеством: включите музыку погромче, позаботьтесь о броской рекламной кампании – и за один вечер вы сможете заработать до 100 000 рублей. Кстати, вы можете запросить значительную цену за входной билет (1000—2000 рублей), а затем отпускать всем желающим напитки в любых количествах.
Тематические клубы
Хотите привлекать больше постоянных клиентов, а не ориентироваться на разовых посетителей? Отличная идея! Однако перед тем как открыть ночной клуб с нуля, следует определиться, чему отдать предпочтение: какому-то одному музыкальному направлению или определённой категории граждан.
Вы можете создать рок- или поп-клуб, а можете позиционировать своё заведение, например, как площадку для людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Как ни странно, едва ли не половину посетителей такого клуба составляют тусовщики, не принадлежащие к меньшинствам: просто им нравится атмосфера раскрепощённости.
Если ваш гей-клуб будет успешным, он сможет приносить до 60 млн рублей в год, но попасть в такой бизнес сложно: нужно иметь значительные связи. А вот открыть двери тематического заведения гораздо проще. Однако это не самый удачный вариант для маленького города – аудитория и так будет маленькой, стоит ли её дополнительно ограничивать?
Варианты помещений
Если вы планируете открыть бизнес не в Москве или Санкт-Петербурге, попробуйте арендовать пустующие помещения домов культуры и кинотеатров: в крупных городах подобные здания в большинстве своём заняты. Отличный вариант – снять или выкупить отдельно стоящее здание. Но обратите внимание: высота потолков должна быть не менее 4 метров — вам предстоит навешивать звуковое и световое оборудование.
Персонал
Допустим, вы определились, сколько стоит открыть ночной клуб, закупив необходимое оборудование и затеяв ремонт по своему вкусу. Но не забывайте, что вам придётся ещё выдавать зарплаты сотрудникам. Даже в самом простом клубе должны работать:
Десяти сотрудникам придётся платить не менее 200 000 рублей ежемесячно. Но стоит учесть, что большинство работников будет трудиться посменно: в первую очередь это официанты, бармены и гардеробщики. Что касается охранников, это должны быть действительно сильные люди, способные угомонить любого буйного гостя, поэтому лучше сразу обратиться в агентство и нанять настоящих профессионалов. Люди не захотят ходить в клуб, где не смогут чувствовать себя в безопасности.
Главные опасности
Учитывая, сколько стоит открыть ночной клуб и как много сил придётся вложить в доработку каждой мелочи, потерять клиентов и прибыль было бы особенно обидно. Чаще всего к провалу начинающих предпринимателей приводят нижеследующие факторы.
Неправильно оформленные документы
Если у вас нет нотариально заверенных бумаг, подтверждающих, что строительство или переоснащение помещения было произведено по всем правилам, успех клуба будет недолгим. Также необходимы: заключение СЭС, медицинские книжки сотрудников, договор с компанией по вывозу мусора, разрешение на реализацию табака и алкоголя, а также любых других товаров.
Посетители-наркоманы
Безызвестность
Если хотя бы на первых порах вы не побеспокоитесь о проведении PR-компании во всех видах СМИ (исключение составляет телевидение – сейчас это практически неэффективный рычаг), убытков будет не миновать. Создайте сайт клуба (от 60 000 рублей), пригласите специалистов по рекламе посредством QR-кодов. Но главное – чтобы провести успешную PR-кампанию, надо иметь что рекламировать. Продумайте уникальную концепцию вашего заведения: это может быть периодическое проведение мероприятий необычного формата, специальные ценовые предложения, дизайн интерьера, выступления звёзд и многое другое.
Как управлять ночным клубом: Видео
Ночной клуб: бизнес-план. Как открыть ночной клуб с нуля
Те, кто уже задумался, как открыть ночной клуб с нуля, изначально понимают, что для этого придется очень хорошо потратиться. Следовательно, такой вид бизнеса подойдет только для тех предпринимателей, которые имеют большой стартовый капитал.
В то же время ночной клуб – это весьма прибыльный и очень интересный бизнес, который может принести своему создателю приличные дивиденды. Поэтому, если вы решили открыть ночной клуб, бизнес-план которого уже продумали до мельчайших деталей, то вы сделали отличный выбор.
Подводные камни
Перед тем как открывать ночной клуб, вы должны понимать, что такой бизнес достаточно конкурентный, в связи с этим часть ночных клубов закрывается, не проработав и год, или продается другим хозяевам. Основание тому – нежелание или неумение установить концепцию клуба и войти в контакт с потенциальной аудиторией.
Именно поэтому перед тем, как открыть ночной клуб с нуля, рекомендуется хорошо провести анализ рынка ночных заведений, включая анкетирование фокус-групп и маркетинговое исследование. Данные мероприятия помогут вам определиться с тем, чего желает ваша целевая аудитория.
Согласно статистике, примерно 70% прибыли заведению приносят постоянные клиенты. Поэтому изначально нужно определиться с тем, на кого рассчитан клуб: на подростков с окраины, «золотую» молодежь, бизнесменов или представителей сексуальных меньшинств. От этого и будет зависеть музыка, интерьер, цена напитков и даже уровень обслуживания. Однако открывать что-то чуждое для себя не стоит (к примеру, убежденный натурал основывает клуб для геев), так как такая идея вряд ли принесет успех.
Помещение
Первой стадией в процессе основания клуба будет постройка или поиск уже готового подходящего помещения. В идеале здание можно возвести и самостоятельно под разработанный проект. Но перед тем как построить ночной клуб, хорошо присмотритесь, вполне возможно, что лучшим и более дешевым вариантом станет выкуп или аренда заброшенных дворцов пионеров или культуры (других зданий), таких в провинциальных городах осталось немало (правда, в столице подыскать подобные пустующие сооружения уже нереально).
В большинстве случае грамотный выбор месторасположения влияет на успех заведения. Нужно учитывать, что модный клуб, который рассчитан на высший класс, должен располагаться в центре города, а для более демократичных заведений подойдут и городские окраины. Для молодежных клубов одним из важнейших условий является то, чтобы до него было удобно добираться и наземным транспортом, и на метро.
Не стоит открывать ночной клуб на первых этажах многоквартирных домов. Даже если местные власти дадут вам на это разрешение, и в клубе будет отменная звукоизоляция, нормально работать вам все равно не позволят возмущенные местные жильцы. В любом многоэтажном доме найдется несколько пенсионерок, которые будут постоянно вызывать отряд милиции, в результате чего ваши вечеринки постоянно будут срываться.
Ночной клуб: бизнес-план рентабельного заведения
Для начала необходимо зарегистрировать свой бизнес. Можно открыть ИП или общество с ограниченной ответственностью. Далее необходимо определиться со спектром предоставляемых услуг. Это может быть:
— танцевальный зал с музыкой;
— зал для разговоров и отдыха;
Перечень услуг, конечно же, можно расширять на свое усмотрение, беря во внимание запросы клиентов.
Для клуба также потребуется купить оборудование:
— набор светового оборудования (заливочные прожекторы, светодиодные головы);
— мощные звуковые колонки.
Внутреннее оформление
Если говорить о внутреннем убранстве, то здесь что-то однозначно сказать сложно. Можно потратить 2 тысячи долларов на суперсовременный дизайн, но посетителей так и не будет, а можно ограничиться парой сотен долларов, и в клубе всегда будет аншлаг. Все дело в том, что ночные клубы «продают» атмосферу, и только потом уже идет дизайн, напитки и блюда. К примеру, в последнее время в моде тенденция использовать грубое дерево (такое решение к тому же обойдется недорого).
Прежде чем приступить к отделочным работам, необходимо составить соответствующий проект. Здесь довольно сложно будет обойтись без специалистов (на их услуги придется потратить около 2-5 тыс. долларов). Начать следует с общей концепции.
Такой подход позволит избежать лишних затрат и в несколько раз уменьшить суммы в смете. Профессионалы также могут помочь при получении разрешительной документации, которая требуются для того, чтобы функционировал ночной клуб. Бизнес-план должен обязательно включать в себя такие расходы.
Персонал для заведения
После получения документации, покупки оборудования и оформления зала необходимо еще подобрать персонал. Штат ночного клуба примерно должен состоять из:
Что касается охраны, то здесь нет однозначного мнения. Одни бизнесмены создают свою охранную структуру, другие приглашают работников охранных фирм. В функциональные обязанности охраны должно входить не только обеспечение безопасности посетителей от внешних угроз, но и поддержание порядка в зале (в частности, для предотвращения распространения наркотиков), ведь посетители могут быть самые разные.
Естественно, весь персонал должен соответствовать уровню клуба и иметь хотя бы минимальный опыт в подобной сфере.
Главный работник
По убеждению многих специалистов, успех любого развлекательного учреждения зависит от промоутера. От непрофессионализма администратора пострадает даже самый раскрученный и ультрасовременный ночной клуб. Бизнес-план заведения может быть продуман до мелочей, но если вы наймете бездарного администратора, то дело прогорит меньше чем за год.
Специальность «промоутер» не получить ни в одном институте, этому можно выучиться только в процессе работы. Основная его обязанность – привлечь посетителей. Промоутер должен направлять деятельность клуба в русло обозначенной концепции – начиная от музыкального направления и заканчивая организацией разнообразных вечеринок. Этот человек должен уметь создавать праздник.
Финансовый план
Если вы планируете открыть ночной клуб в небольшом городе, то в среднем для старта нужно иметь около 10-15 миллионов рублей. В данную сумму входят такие расходы:
— помещение – от 5.000.000 рублей;
— ремонт и дизайн – около 500 тысяч рублей, львиная здесь доля уйдет на установку качественного света и звука.
— получение документации – примерно 500 тысяч;
— оборудование – 250-500 тысяч рублей;
— заработная плата персоналу- 3-4 млн рублей в год;
— реклама и маркетинг – около 100 тыс. рублей.
Чтобы ваше заведение быстро нашли на темной улице, закажите неоновую вывеску, которая будет сиять всеми цветами. Погонный метр неона будет примерно стоить 10-40 долларов. Однако некоторые заведения (особенно закрытые), напротив, специально не устанавливают броскую вывеску, чтобы не привлекать нежелательных посетителей (а свои, мол, и так знают о клубе). Но перед установкой вывески подумайте, как можно назвать ночной клуб, здесь сложно что-то посоветовать. Имя заведения должно соответствовать его направленности.
Прибыль
Рассчитывать можно на такие доходы:
Предполагаемая выгода
Следовательно, предполагаемый доход за год составит 17-18 млн рублей. Учтите, что мы рассчитывали прибыль клуба, который будет работать в небольшом городке. Если взять столицу или крупнейшие мегаполисы, то прибыль будет больше в 2-3 раза. Однако расходы, конечно же, тоже будут намного больше.
На практике обычно заведение окупает себя за 6-8 месяцев. Поэтому открытие ночного клуба можно уверенно считать высокорентабельным бизнесом.
Тема с картингом до сих пор актуальна,пишите если хотите помочь.
Как открыть свой ночной клуб, выгодно ли открывать?
Ночной клуб – дорогое удовольствие, поэтому этот вид бизнеса называют одним из самых сложных. При этом если инвестиции найти можно, то вот правильно продумать концепцию заведения и подобрать целевую аудиторию удается лишь тем, кто знает, как открыть свой ночной клуб по всем правилам, и чему нужно уделить особое внимание.
Что будет самым сложным?
Задумываясь о подобном заведении, нужно в первую очередь искать ответ не на вопрос, сколько стоит открыть ночной клуб, а на вопрос, стоит ли это делать вообще. Первый шаг – анализ рынка. Предпринимателю нужно четко знать:
Местоположение заведения, в целом, может быть любым – можно работать как в центре города (где конкуренция выше), так и в промышленной зоне – клуб в ангаре тоже будет пользоваться интересом, а для его посетителей удаленность места не важна, ведь если им понравится, они будут приезжать туда, независимо от расстояния. Впрочем, если клуб будет открыт в отдаленном районе, к нему можно просто провести трансферы – это тоже будет пользоваться популярностью. Также стоит позаботиться о наличии удобной парковки и подъездных путей.
Также важно позаботиться об интерьере – он должен быть уникальным и соответствующим клубной идее. Безусловно, эта затея недешевая, и многие бизнесмены вкладывают в нее едва ли не 100 млн рублей! Однако на такие огромные жертвы идти не обязательно – если стартовый капитал невелик, достаточно будет и минимальных вложений. Если в заведении играет отличная музыка, в нм собирается хорошая компания и работает приветливый персонал, доход от ночного клуба будет большим и без шикарного интерьера. Более того, он может попросту остаться незамеченным: подобные заведения работают в темноте, так что посетители вряд ли оценят вычурные дизайнерские решения.
Также для клуба крайне важна собственная идея, ведь хаотично работающее заведение мало кого привлечет. Предпринимателю обязательно нужно:
Если все это продумано, открыть свой ночной клуб будет очень просто: в нем всегда будет своя аудитория.
Еще один важный аспект – мероприятия. Заведение должно проводить вечеринки, эксклюзивные концерты, шоу… Зачастую достаточно 2-3 событий в год, и не стоит при этом ориентироваться только на приглашение ди-джеев – к сожалению, эта профессия уже перестает быть модной.
И, конечно же, нельзя забывать о безопасности посетителей. Для небольшого клуба нужно как минимум 10 охранников, для крупного – до 40 секьюрити. Охранное оборудование тоже нужно будет купить обязательно.
Сколько придется потратить?
Главное, на чем нельзя экономить, открывая клуб, — оборудование. Понадобится как звуковая, так и световая техника, и стоит учитывать, что ее цена будет немаленькой. При этом предпринимателю придется регулярно менять оборудование, ведь его линейки совершенствуются каждый год, поэтому и траты будут постоянными. Цена на технику зависит от многих факторов, поэтому она может колебаться в пределах от 800-900 тыс. до 30 млн рублей. Что выбирать – решает сам бизнесмен.
Кроме того, чтобы открыть свой ночной клуб понадобятся и такие расходы:
Еще 1 млн нужно предусмотреть на оплату гонораров артистов, если таковые будут.
Каким будет доход от ночного клуба?
Безусловно, цены для разных городов и разных заведений разнятся, однако средняя ежемесячная прибыль может быть такой:
Стоит учесть также, что прибыль не зависит от того, сколько стоит открыть ночной клуб, и крупные инвестиции не гарантируют больших доходов. Но внимание к целевой аудитории и ее потребностям, искренняя забота о клубе и его посетителях могут сыграть огромную роль, и заведение может неожиданно принести доход, о котором его владелец даже не думал.