На чем зарабатывают спортивные клубы
Из чего состоит доход футболиста?
Футбол является лидером по количеству зрителей в мире. По данным FIFA, в 2018 году около четырех миллиардов человек следили за Чемпионатом мира по футболу. В прошлом году Forbes включил двух российских футболистов – Юрия Жиркова и Андрея Аршавина в список самых высокооплачиваемых спортсменов России с 2010 года. Сколько получают футболисты, и как формируется их доход, расскажем в нашем материале.
На чем зарабатывают футбольные клубы?
Прежде, чем «залезть в карманы футболистов», важно понять, на чем зарабатывают футбольные клубы. Именно от дохода клуба во многом зависит доход футболиста. Для наглядности будем обращаться к московскому клубу «Локомотив»: именно он одним из первых опубликовал подробную финансовую отчетность по деятельности клуба за 2019 год. Отчетности за 2020 год клубы подготовят позднее.
Итак, среди основных статей доходов футбольных клубов:
Из чего формируется доход российского футболиста?
Сколько зарабатывают футболисты в России
Согласно информации УЕФА, опубликованной в 2020 году, футбольные клубы РПЛ выделили в 2017 году (именно этот год в УЕФА взяли за отчетный) более 500 млн евро. Какую же среднюю зарплату получают известные российские игроки?
Игрок
Клуб
Заработная плата в евро в 2019 году
Деньги в движении: кто и как зарабатывает на спорте для среднего класса
Печатная версия материала опубликована в журнале РБК № 7–8 за 2015 год
Данные социологов о доле россиян, декларирующих, что они регулярно занимаются спортом, разнятся от нескольких процентов до почти 30%. Эксперты Deloitte говорят, что фитнесом регулярно занимаются 1,9% россиян. Но, даже несмотря на такой разброс, очевидно: любительский спорт стал полноправной частью индустрии развлечений. Теперь жители крупных городов могут выбирать из сотен вариантов — от йоги и танцев до подготовки к триатлонной гонке Ironman. Кроме возможности заниматься собственно спортом большинство спортивных школ продают клиентам еще и тусовку — клуб по интересам и новые знакомства.
Результаты этой моды уже очевидны. Свободные места для регистрации на Московский марафон (забег на 42,2 км) закончились в этом году за три месяца до забега. Несколько сот доступных российским участникам мест на заплыве через Босфор расхватали за две минуты. Фитнес-клубы проводят бесплатные тренировки в столичных парках, счет участников массовых спортивных мероприятий, которые организуют Nike и Adidas, идет на тысячи человек. Беговая школа I Love Running устраивает конференцию по корпоративному бегу. К сдаче возрожденных в прошлом году норм ГТО уже привлечено больше 200 тыс. человек, заявил в июне министр обороны Сергей Шойгу.
РБК нашел четыре примера видов бизнеса, родившихся на волне моды на спорт. Все наши герои разные: одни без особого шума выстроили по всей стране сеть из тысяч команд, другие под крылом Минобороны эксплуатируют военно-патриотическую тему. Но каждый из них герой зарождающейся индустрии массового спорта, с каждым годом вовлекающей в свои сети все больше молодых платежеспособных клиентов.
(О «Гонке героев», организованной предпринимателем Глебом Юном при поддержке Министерства обороны, читайте в материале Новая «Зарница»: как Шойгу помогает заработать на беге с препятствиями.)
Академия бокса
Директор и основной владелец «Академии бокса» Олег Жадобин встречает нас на входе и сразу предлагает пройти в зал — там началась вечерняя тренировка. Клуб действует в здании Малой спортивной арены «Лужников» и по площади сопоставим с небольшим ангаром для ремонта самолетов, только с огромными окнами.
В зале на двух рингах идет оживленная работа в парах, рядом от глухих ударов раскачиваются боксерские мешки. В центре зала бывший чемпион мира по версии IBF Роман Кармазин держит боксерские «лапы» члену совета директоров Газпромбанка, гендиректору компании «Когнитивные технологии» Андрею Черногорову. Среди посетителей «Академии» много крупных чиновников и топ-менеджеров, говорит Жадобин, есть даже люди из первой сотни Forbes, имена которых он не называет.
Около 35 сотрудников
Около 500 клиентов
30% клиентов — женщины
30% клиентов — руководители или собственники компаний
80% клиентов продлевают членство ежегодно
«Многие устали от классического фитнеса: цикличного, размеренного, понятного, скучного», — считает Жадобин. Люди начали заниматься динамичными видами спорта, которые комплексно развивают человека — не только мышцы, но и сердечно-сосудистую систему, скорость, выносливость, координацию, повышают общий тонус и улучшают настроение, объясняет он. «Гармонично развитый человек активен и опасен в хорошем смысле слова. Бокс как раз это дает», — уверен Жадобин.
По мнению секретаря московского отделения Федерации профессионального бокса России Александра Колесникова, интерес к боксу растет на фоне увеличивающейся популярности профессионального бокса и здорового образа жизни вообще. «Занимаясь боксом, я развиваю те же качества, которые помогают мне в бизнесе, — говорит гендиректор российского представительства шведской Sno Katt Павел Спиридонов. — Наконец, бокс дает возможность почувствовать себя мужчиной».
«Академия бокса» открылась в 2011 году. До этого Олег Жадобин занимал посты директора Федерации любительского бокса России и Европейской ассоциации бокса. По данным СПАРК-Интерфакс на 27 января 2015 года, ему принадлежит 80% компании, оставшаяся доля — у президента иркутской Национальной ассоциации лесопромышленников Тимофея Кургина. В проекте также участвовал чемпион Олимпиады-88 Вячеслав Яновский, но «быстро вышел, чтобы заняться другими делами», уточнил Жадобин.
Боксерский клуб «Академия бокса»
Минимальные затраты на запуск клуба: от 1,6 млн руб. (прогноз)
Рентабельность: 30% (прогноз)
Средний срок окупаемости: от 12 месяцев (прогноз)
Стоимость франшизы: одноразовый платеж — от 350 тыс. руб.
Роялти по франшизе: от 25 тыс. руб.
Час занятий с тренером: 2–3,5 тыс. руб.
Абонемент: от 69 тыс. руб. в год, 9 тыс. руб. в месяц
Минимальный набор экипировки: 10–12 тыс. руб.
Согласно базе данных «Карта спорта» в Москве 277 клубов и залов бокса. Из них специализирующихся только на этом виде спорта, по данным Федерации бокса Москвы, около 50. По оценке Жадобина, сейчас в столице спортом занимается менее 5% населения города, из них боксом в лучшем случае 10%. Но, добавляет он, рынок растет. В мае «Академия» начала торговать франшизой. «Мы прогнозируем окупаемость в течение 11–12 месяцев с последующей рентабельностью на уровне 30%», — отмечает владелец боксерского клуба.
«Как бизнес бокс выстроить непросто, но если клуб хорошо работает, он может приносить 3–5 млн руб. чистой прибыли в год. Конечно, не сверхприбыльный бизнес, чтобы им заниматься, его нужно любить», — говорит Жадобин.
Любительская футбольная лига
«Если футбол мешает семье, бросай семью», — шутят 45-летние близнецы Дмитрий и Артем Смирновы. За 20 лет из небольшого турнира для друзей они сумели создать Любительскую футбольную лигу (ЛФЛ), годовой оборот которой превышает 500 млн руб.
Братья играли в футболе на уровне первенства Москвы в позднем СССР. На рубеже 90-х ушли в армию, а когда вернулись, советская система любительских соревнований быстро деградировала. В 1995 году у братьев возникла идея проведения постоянных соревнований. В первом розыгрыше участвовали шесть команд, до конца турнира добрались пять.
В 1996-м было принято изменившее судьбу лиги решение: число игроков в команде сократили с 11 до восьми, а длительность матча — с 90 до 60 минут. Это позволило проводить игры на более доступных школьных стадионах и снизило требования к уровню физподготовки участников. Несколько лет игры оставались для Смирновых всего лишь хобби. «В 90-х мы были обычными мелкими бизнесменами, работали и грузчиками и директорами магазинов», — улыбается Дмитрий.
В 2001 году братья предложили запустить многоуровневую систему соревнований, как у профессионалов: сезон осень/весна, розыгрыш чемпионства округов, свою лигу чемпионов и т.д. Если в начале 2001-го в ЛФЛ выступали 32 команды, то к середине 2002-го — уже 208. В Москве были образованы восемь лиг (по числу столичных административных округов минус ЦАО и Зеленоград), в каждой созданы высшие и первые дивизионы.
Число команд в Москве: более 1,4 тыс.
Число команд в регионах: более 6 тыс.
Число проводимых матчей: более 25 тыс. в год
Число матчей в регионах: более 75 тыс. в год
Число игроков: более 80 тыс.
Бизнес-модель ЛФЛ построена на ежемесячных членских взносах команд и сборе денег для оплаты судейства. «Инвестор, спонсор, бюджет и так далее сегодня есть, а завтра нет. Если соревнования не обеспечены полностью их участниками, тогда нельзя давать 100% гарантий их проведения», — считает Артем. В 2002 году ежемесячные взносы составляли 200 руб., оплата судейства за матч — 100 руб., в год это меньше 500 тыс. руб. Лигой занимался в основном Дмитрий: «У Артема был маленький ребенок, он полностью присоединился в сезоне-2001/02». Сейчас, по данным ЕГРЮЛ, Дмитрию принадлежит 51% ООО «ЛФЛ», Артему — 49%.
Аренда стадионов — отдельный бизнес, на нем зарабатывает не лига, а партнеры ЛФЛ, которых Смирновы не раскрывают. Лига контролирует качество строительства и помогает минимизировать расходы, партнеры отбивают вложения за счет платы команд за тренировки и матчи. По такой схеме были построены десять спорткомплексов, в том числе гордость братьев — открытый в 2014-м стадион «Сетунь Парк» на месте заброшенного футбольного поля недалеко от дворца спорта «Крылья Советов»: в рамки поля для «большого» футбола влезло три для футбола «8 на 8».
Взносы каждый год возрастали как минимум на 100 руб. и к 2015 году достигли 2 тыс. руб. с команды в месяц, а судейство и добавившаяся к нему впоследствии аренда поля стоят 2,5–4 тыс. руб. за матч. Минимальный бюджет столичной команды (их в Москве сейчас более 1,1 тыс. в формате «8 на 8» и несколько сотен в других форматах) Смирновы оценивают в 150 тыс. руб. на год.
Любительская футбольная лига
Оборот ЛФЛ и партнеров в 2014 году*: 500 млн руб.
Бюджет команд: от 150 тыс. до нескольких миллионов руб.
Число сотрудников (в том числе занятых частично): более 500
Инвестиции в строительство стадиона «Сетунь Парк»: 50 млн руб.
Собственное интернет-телевидение ЛФЛ: более 500 прямых трансляций в год
Зрительская аудитория финальной части чемпионата России по футболу «8 на 8» (четыре дня): 40 тыс.
Инвестиции в строительство стадиона «Сетунь Парк»: 20 млн руб.
Собственное интернет-телевидение ЛФЛ: более 500 прямых трансляций в год
Число зрителей финала чемпионата России по футболу «8 на 8»: 40 тыс.
*В оценку включены взносы, судейство, аренда стадионов, затраты команд на экипировку, выплаты игрокам
Но с бюджетом меньше миллиона рублей выиграть что-то в высших лигах ЛФЛ почти нереально, добавляет Дмитрий: на верхних уровнях команды давно стали полупрофессиональными, проводят предсезонные сборы, в том числе за границей, выплачивают игрокам премиальные. Это привлекает и бывших звезд футбола: в разное время за клубы ЛФЛ играли и играют Александр Панов, Дмитрий Хлестов, Вадим Евсеев, Дмитрий Парфенов, Алексей Смертин.
С 2009-го ЛФЛ начала региональную экспансию (сейчас в регионах 40 партнеров) и стала проводить чемпионат России по футболу «8 на 8». На регионах ЛФЛ пока не зарабатывает, но партнеры зависят от информационной системы лиги и Смирновы рассчитывают это монетизировать. «Любой город с населением в 500 тыс. может иметь полноценную лигу из ста команд», — уверены они.
Школа танцев GallaDance
В кабинете Алексея Минделя и Ольги Панченко висит «карта желаний»: на ней все города-миллионники отмечены розовыми булавками. Когда в городе открывается клуб танцевальной школы GallaDance, булавку меняют на фиолетовую, фирменного цвета. План — сделать карту однотонной. Сейчас у школы 14 клубов, только шесть из них в Москве. Заниматься можно самыми разными танцами, от бальных до современных.
Партнеры познакомились в 2000 году на турнире спортивно-танцевального клуба «Спартак», который возглавлял Миндель. Начали обсуждать идею танцевальной школы для взрослых. «В детстве мне очень хотелось научиться танцевать, но меня никуда не брали — я была пухленькая. Оказалось, что таких, как я, с нереализованной мечтой, очень много», — вспоминает Ольга. Тогда танцевальные школы располагались в основном в полуподвалах или школьных спортзалах. Миндель и Панченко решили сделать школу на уровне дорогих отелей и ресторанов — с хорошими зеркалами, паркетом, раздевалками, душевыми и даже баром.
Знакомый предложил помещение бывшего VIP-клуба «Лужники», и в 2001-м партнеры открыли первый клуб с одноименным названием. Инвестиции в него были «небольшие, из личных сбережений», рассказывает Ольга. Второй клуб, в Барвихе, смогли открыть лишь пять лет спустя, когда у школы было уже около 300 клиентов. Тогда же появилось новое название — GallaDance.
Около 300 сотрудников, из них более 200 — преподаватели ( 117 в Москве)
Около 10 тыс. клиентов по всей России:
85% — женщины
15% — руководители или собственники компаний
70% — продлевают членство ежегодно
Стоимость минимальной трехмесячной карты:
от 12,9 тыс. до 22,9 тыс. руб.
Самый большой клуб GallaDance — в Центре международной торговли (1 тыс. кв. м), стартовые инвестиции — $1 млн
«У нас в клубе очень теплые отношения с клиентами, — рассказывает Миндель. — Да, мы не скрываем, что для нас это бизнес, но наша задача — сделать так, чтобы людям было приятно проводить здесь время». Партнеры настаивают на том, что GallaDance не просто школа танцев, а клуб, куда приходят за ярким досугом: они даже запатентовали словосочетание Lifestyle Dance Club. Владельцы решили, что эта концепция будет востребована и в других крупных городах, но сами идти в регионы не захотели — бизнес сложный, нужно постоянное присутствие хозяина. Все клубы в регионах и клуб в Алма-Ате открыли партнеры-франчайзи.
Один из них, участник шоу «Танцы со звездами» Денис Тагинцев, говорит, что свой первый клуб в Екатеринбурге они с партнером сначала пытались просто скопировать с GallaDance, но затем решили купить франшизу и переделали все по стандартам школы. Второй клуб, в Тюмени, обошелся Тагинцеву и его партнеру почти в 11 млн руб. и вышел на безубыточность за полтора года. Это стандартный период, говорит Панченко, но бывают исключения — все зависит от активной социальной позиции собственника. В Перми франчайзи GallaDance стала Элла Белых, жена губернатора Кировской области: клуб быстро набрал клиентов и окупился за пять месяцев.
Сеть танцевальных клубов GallaDance
Выручка в 2014 году: около 350 млн руб. (в 2010-м — 180 млн )
Средние инвестиции в открытие клуба: 15–25 млн руб.
Рентабельность: 6–20%
Средний срок выхода «в ноль»: 9–18 месяцев; возврат инвестиций — 3–4 года
Порог безубыточности: в Москве 250–300 членов клуба, в регионах от 150
Средний чек: 1,5–5 тыс. руб. в день
Стоимость франшизы: 1,8–2,5 млн руб.
Роялти по франшизе: 6% от месячного оборота
Франшиза приносит GallaDance: около 35% прибыли
Цены на услуги в регионах: примерно на 20% ниже московских
«К кризису мы относимся как к возможности изменить что-то в лучшую сторону, — говорит Панченко. — Все наши скачки в развитии так или иначе были связаны с кризисами». У партнеров есть перспективное направление — доступный вариант танцевальных школ D-Fusion. В отличие от GallaDance, где можно заниматься только по клубной карте, здесь можно платить за отдельные занятия — от 380 руб. Пока действует только одна студия D-Fusion на Новослободской (вторая, в Коньково, закрылась из-за проблем с арендой). По расчетам партнеров, открытие студии D-Fusion обойдется в 1,5–2 раза дешевле, чем клуба GallaDance. В течение года планируется открыть не менее десяти новых студий.
Из крупных сетей танцшкол соперничать с GallaDance может школа-студия балета Todes (82 студии в России), но там другой подход, уверяет Миндель: «Не столько про обучение танцам ради здоровья и удовольствия, сколько про желание попасть в шоу-бизнес и основной состав труппы Todes. Мы себя считаем работниками сферы услуг, в этой нише мы лидеры».
Футбольные власти впервые раскрыли финансы российских клубов
Футбольный клуб «Краснодар» больше всех тратит на развитие молодежного спорта, «Спартак» выплачивает футбольным агентам почти столько же, сколько все остальные клубы, а ЦСКА больше всех заработал на продаже игроков. Об этом свидетельствует финансовая информация за 2018 год, опубликованная 31 мая Российским футбольным союзом (РФС) (.pdf).
В отчете приведены данные об основных статьях доходов и расходов клубов Российской премьер-лиги (высшего дивизиона российского футбола) и Футбольной национальной лиги (второго по значимости дивизиона), но лишь в процентном отношении к общему. И только информация о тратах на развитие молодежного спорта и выплату агентских гонораров — в рублях.
Российские футбольные клубы традиционно относятся чувствительно к публикуемой информации о финансах, информация такого рода раскрывается редко. Но в прошлом году европейская футбольная ассоциация УЕФА наконец обязала клубы публиковать свою финансовую информацию, включая выплаты агентам. На сайте РФС такая информация публикуется впервые, подтвердили РБК в пресс-службе РФС, и это именно следствие принятого УЕФА решения.
Слабое раскрытие
Финансовое раскрытие РФС не позволяет сказать многого о состоянии российских клубов. Данные представлены только в относительных значениях, к тому же разбивка не совпадает с «классическим представлением». Оно, как правило, такое: доходы в дни матчей, доходы от реализации медиаправ, спонсорские поступления, призовые от организаторов соревнований, доходы от трансферов футболистов и прочие доходы, рассказал руководитель группы по оказанию услуг спортивным организациям PwC Александр Кардаш.
В документе РФС отражены доходы в дни матчей, призовые, доходы от трансферов, но доходы от медиаправ и спонсорских поступлений отдельно не представлены. «Мы предполагаем, что доходы от реализации медиаправ и спонсорские поступления включены в документе в коммерческие доходы», — сказал Кардаш.
В пресс-службе РФС заявили РБК, что «на данном этапе развития лицензирования футбольных клубов в России представленный формат раскрытия информации отвечает требованиям УЕФА и является достаточным». В дальнейшем планируется «прорабатывать вопрос о возможном поэтапном расширении объема публично раскрываемой финансовой информации, так как вопрос требует всесторонней проработки, достижения приемлемого и консолидированного решения», указали в РФС.
Дотации от региональных властей
Региональным клубам больше всего доходов принесла статья «прочие операционные доходы»: у ФК «Уфа» она составила 63,9% всех доходов, у «Анжи» — 76,7%, у «Ахмата» — 80,2%, у «Крыльев Советов» — 86,5%, а у «Енисея» — 90,4%. Эти клубы получают дотации или спонсорскую помощь от региональных правительств или — в случае с «Ахматом» — от регионального общественного фонда имени Ахмата Кадырова.
Собственные заработки
Собственные доходы клубов можно консервативно оценить, просуммировав статьи «Доходы в день матчей», «Доходы от организаторов соревнований», «Финансовые доходы» и «Прибыль от выбытия основных средств и нематериальных активов» (то есть от продажи игроков).
Еще одна крупная статья — «Коммерческие доходы» — включает в себя не только доходы от реализации телеправ, но и целевые спонсорские поступления, которые зачастую исходят от крупных госструктур, аффилированных с владельцами клубов. В коммерческие доходы в данном формате клубы, как правило, включают поступления от спонсоров, а также, скорее всего, доходы от медиаправ и от мерчандайзинга, отметил Александр Кардаш из PwC.
Бывший гендиректор «Локомотива» Илья Геркус говорил в интервью РБК в 2018 году, что из российских клубов лучше всего привлекают партнеров и спонсоров, не связанных с собственниками клубов, «Спартак», «Зенит» и ЦСКА.
На основе чистых коммерческих доходов самыми успешными клубами являются ЦСКА, «Спартак», «Локомотив» и «Краснодар». В частности, у «Спартака» крупнейшая среди всех клубов доля доходов от матчевых мероприятий — 19,75%. А у ЦСКА и «Локомотива» — призовые от организаторов соревнований (соответственно 36,6 и 30,1%). Это неудивительно, поскольку в 2018 году эти клубы участвовали в Лиге чемпионов УЕФА и заработали там по меньшей мере €21,55 млн и €17,95 млн соответственно.
Неясно, куда РФС отнесла доходы от телеправ (скорее всего, в статью «Коммерческие доходы»), но, по данным PwC, в 2017 году в общей структуре выручки клубов Российской премьер-лиги медиаправа принесли лишь 4,6%.
Убытки клубов
Из данных РФС невозможно сделать выводы о прибыльности или убыточности клубов, однако исследование PwC в прошлом году показывало, что за последние шесть лет клубам премьер-лиги удалось выйти на общую прибыль лишь в 2016 году. В 2017 году совокупные убытки клубов составили 1,7 млрд руб.
«Низкие доходы объясняются тем, что на матчи мало ходят, а на самих играх плохо организована продажа сувениров, напитков и еды. К сожалению, это связано с тем, что российские клубы привыкли к государственному или региональному финансированию (прямому или через посредников), и у них просто мало стимулов развивать этот вид дохода», — объяснил президент Российской экономической школы (РЭШ) Шломо Вебер.
«Благодаря чемпионату мира 2018 года посещаемость матчей в России возросла (появились новые стадионы, на которые интересно посмотреть), однако пока оценивать, насколько долгосрочный этот эффект, рано», — отметил Вебер. По его мнению, нужно увеличивать посещаемость и делать поход на стадионы более привлекательным. Например, продвигать матчи как семейное мероприятие, создавать сервис для женщин и детей. «Увеличение интереса к матчам поможет привлечь рыночных спонсоров, повысить доход от продажи клубных сувениров и от продажи телевизионных прав», — заключил Вебер.
Сейчас в Турции, например, доходы от продажи прав на трансляции матчей в 20 раз больше, чем в России, рассказал президент РЭШ.
По данным Deloitte, в Российской премьер-лиге лишь 6,4% выручки приходится на доходы в дни матчей, а спонсорские/коммерческие поступления клубов (зачастую идущие от собственников, то есть не чисто рыночные) достигают 61%. В то же время в Европе, по данным УЕФА, на доходы в дни матчей приходится 14,4% всей футбольной выручки, а спонсорство приносит лишь 31%. Основную же долю доходов европейским клубам приносит продажа телеправ — 37%.
Кто с мячом к нам придет: как зарабатывают на европейском футболе
Два испанских гранда вернули себе лидирующее положение в рейтинге самых богатых футбольных клубов Европы. Но Англия, несмотря на Brexit и слабые выступления в еврокубках, по-прежнему царит в топе европейских команд по доходам — девять из 20 футбольных «денежных мешков» расположены на Британских островах. Российских клубов в первой двадцатке не обнаружилось. Таковы результаты очередного ежегодного исследования аудиторской компании Deloitte, посвященного финансово-экономической стороне европейского футбола. Подробности — в материале «Известий».
Самая популярная игра в Европе всё больше и больше превращается в масштабное коммерческое мероприятие. К нынешнему моменту футбол стал важной отраслью экономики, для некоторых городов, возможно, одной из ключевых. В 1998 году суммарная выручка 20 богатейших футбольных клубов Старого света составляла менее €2 млрд. Сейчас она достигла €8,3 млрд. Для сравнения, номинальный ВВП Евросоюза за это время увеличился менее чем в два раза.
Второй ключевой тренд еврофутбола последних лет — расслоение между богатейшими клубами и всеми остальными. Лидер текущего рейтинга, мадридский «Реал», за последние 15 лет увеличил свои доходы втрое. Клубы, идущие в третьей десятке, смогли нарастить выручку в лучшем случае в два с небольшим раза.
Игроки футбольного клуба «Реал Мадрид» радуются победе в финальном матче Лиги Чемпионов по футболу сезона 2017/18
Наконец, всё меньшую роль играет доход с билетов, за счет которых футбольные команды некогда жили (скажем, до 1950-х годов зарабатывать было больше не на чем). К концу века другие источники доходов уже были широко распространены, но с билетов по-прежнему зарабатывали много: тот же «Реал» в 2000 году имел до 30% всей выручки именно за счет стадиона. В наше время топовый европейский футбол становится все более элитной игрой для верхней части среднего класса и спортивных туристов: билеты дорожают от года к году, что вызывает постоянное недовольство болельщиков. Но даже со всеми этими оговорками, скажем, лондонский «Арсенал», который имеет 100-процентную заполняемость стадиона и билеты по цене от £50, лишь на четверть пополняет свои доходы за счет зрителей. Для других клубов эта доля еще меньше.
Напротив, телевидение и коммерческие доходы (в основном рекламные) становятся всё более важными. Клубы превращаются в глобальные корпорации, где футбольная команда — лишь видимая часть айсберга. Тройке лидеров прошлого года коммерция принесла почти половину доходов. Некоторым клубам из второй десятки реклама и продажа футболок приносит в 10 раз меньше. Что касается телевизионного спонсорства, то оно, напротив, несколько уравнивает положение. В английской Премьер-лиге, например, даже аутсайдеры зарабатывают на ТВ-контракте всего в полтора раза меньше, чем топ-команды.
Чемпион всего
Мадридский «Реал» вернул себе положение самого богатого клуба в Европе. В прошлом сезоне его доход составил €750 млн, на €76 млн больше, чем за год до этого. Львиную долю прироста обеспечило именно увеличение коммерческой выручки (выросла на €55 млн). Третья подряд победа в Лиге Чемпионов, впрочем, позволила королевскому клубу сохранить высокие призовые от телевидения (€250 млн). Все эти цифры не учитывают дохода от продажи Криштиану Роналду за €100 млн. Сама по себе сумма не уникальна, но нужно учитывать, что она была получена за 33-летнего футболиста. Впрочем, выиграет ли «Реал» от этой сделки как в коммерческом, так и спортивном смысле, пока не ясно.
Доход «Реала» от продажи 33-летнего Криштиану Роналду составил €100 млн
«Барселона» решила не отставать от своего извечного конкурента и также продвинулась на одну строчку выше в таблице. Чемпион Испании увеличил выручку на €42 млн, немного не дотянув до отметки в €700 млн. И здесь основной прирост дала коммерция, тогда как выручка от билетов и телевидения подросла скромно.
Домашний стадион мадридского «Реала» «Сантьяго Бернабеу»
Тройку замкнул «Манчестер Юнайтед», который своим примером доказывает неочевидность связи между спортивными и финансовыми достижениями. Самый именитый (по числу побед во внутренних турнирах) английский клуб не побеждал в АПЛ уже пять лет, а в Лиге Чемпионов уже семь лет подряд не способен добраться хотя бы до полуфинала. Но всё это время он крепко держался в тройке богатейших клубов Европы — спасибо грандиозной популярности команды сэра Алекса Фергюсона в 1990–2000-е годы. Эти результаты вкупе с грамотным маркетингом смогли сформировать лояльную фан-базу, которая не готова отвернуться от клуба даже после многолетней серии неудач. Тем не менее, в прошлом сезоне «МЮ» сдал позиции, опустившись в списке Deloitte c первой позиции на третью (€666 млн). По сравнению с предыдущим сезоном доходы «красных дьяволов» упали на €10 млн.
Английское море
Хотя английские клубы и потеряли лидерство в таблице, они по-прежнему превосходят всех остальных в первой двадцатке количественно. Девять островных команд расположились в первой двадцатке Deloitte и пять — в первой десятке. Причем если появление в списке «Ливерпуля», «Арсенала», «Челси», «Манчестер Сити» и «Тоттенхэма» выглядит абсолютно логичным, то «Ньюкасл» и «Вест Хэм», занимающие 19-е и 20-е место, вызывают некоторое удивление. Ни тот, ни другой в последние годы и мечтать не могли об участии в Лиги Чемпионов, не говоря уж о победе в АПЛ или каком-нибудь еврокубке.
Эти запредельные доходы английских середняков объясняются сверхвыгодным телеконтрактом Премьер-лиги, заключенным еще в 2015 году. Sky и BT заплатили англичанам свыше €6 млрд за четыре сезона футбола, и речь идет только о трансляциях в Великобритании. А упомянутая выше «уравниловка» в распределении телевизионных денег в Англии позволяет даже середнякам и аутсайдерам получать круглые суммы. «Ньюкасл» и «Вест Хэм» в итоге получают две трети от своих 200-миллионных доходов именно от трансляций.
Трибуны болельщиков футбольного клуба «Ньюкасл» во время одного из матчей английской Премьер-лиги
Будущее английского клубного футбола выглядит отнюдь не безоблачным. Новый контракт Sky и BT впервые за долгое время принес меньше денег, чем предыдущий. Надежды на рост зарубежных поступлений от трансляций также могут не оправдаться, если англичане и дальше будут невразумительно играть в еврокубках. Свою последнюю Лигу чемпионов англичане выиграли в 2012 году в лице «Челси», а в финал с тех пор попали только однажды — в прошлом сезоне («Ливерпуль»).
Нечестные миллионы
Напротив, итальянцы после провальных 2010-х, кажется, возвращаются в элиту. И речь не только о «Ювентусе», который последние годы провел на 9–11 местах в списке Deloitte и на безоговорочном первом — в таблице Серии А. Два миланских суперклуба — «Интер» и «Милан» — отметились крупными сделками на трансферном рынке благодаря своим китайским владельцам. В рейтинге Deloitte они заняли 14-е и 18-е места соответственно, хотя еще 10–15 лет назад находились стабильно в первой семерке. Тем не менее, пока до их полноценного возвращения в элиту далеко: нужно не только добиваться высоких спортивных результатов, но и наращивать коммерческие и телевизионные доходы. Денег у их владельцев достаточно, только просто так закачать их в команду они не могут — «финансовый фэйр-плей» УЕФА на страже.
Нападающий французского клуба «Пари Сен-Жермен» Неймар
Кстати, не исключено, что в сети ФФП наконец попадется и более крупная рыбка. У нейтральных болельщиков традиционно вопросы вызывают «Манчестер Сити» и «Пари Сен-Жермен», контролирующиеся шейхами из ОАЭ и Катара соответственно. Клубы занимают пятое и шестое места в списке Deloitte, периодически ставят рекорды трансферных сумм (ПСЖ купил Неймара и Килиана Мбаппе за общую сумму в €400 млн), но имеют далеко не самую большую армию поклонников в мире. По сообщению французской прессы, парижанам уже пригрозили изгнанием из ЛЧ, если они не смогут доказать правдоподобность своих гигантских спонсорских контрактов.
С проблемами ФФП регулярно сталкиваются и клубы бывшего СССР. Общеизвестно, что в России, да и многих других странах Восточной Европы футбол высшего уровня не может быть самоокупаемым. Тем не менее, финансовые показатели на бумаге у многих команд вполне солидные. «Зенит» — лучший из всех: в 2017–2018 годах он заработал €168 млн, заняв 25-е место. Вопрос, какая часть из этой суммы получена в рамках правил «фэйр-плей», остается открытым. В любом случае, финансовый кризис, слабый рубль и обострение отношений с Западом не позволяют российским олигархам тратить на отечественный футбол слишком много даже без учета этих правил. Так что в двадцатке российских суперклубов нет и пока не предвидится.
«Зенит» в 2017–2018 годах заработал €168 млн, заняв 25-е место в списке Deloitte
Европейский футбол остается самым коммерчески успешным спортивным мероприятием в мире. Лишь одна лига может поспорить по богатству команд с грандами соккера — НФЛ. Но даже там лишь безоговорочный финансовый лидер американского футбола («Даллас Ковбойс») держится наравне с «Реалом». Следующая по доходам команда — «Нью Ингленд Пэтриотс» — расположилась бы в списке Deloitte лишь на девятом месте. Кроме того, НФЛ — это всего 32 команды, тогда как в Европе сотни клубов имеют многомиллионные доходы. И учитывая куда большую популярность европейского футбола в мире, вряд ли эта ситуация претерпит серьезные изменения в обозримом будущем.