На чем зарабатывают яндекс карты
Желание Яндекса зарабатывать на Яндекс.Картах и Навигаторе оправданно
Евгений Лисовский, руководитель проекта MAPS.ME
Навигатор и карты «Яндекса» станут частично платными
В России у Яндекс.Навигатора/Карт есть несколько крупных конкурентов, которые отображают данные по пробкам и не планируют брать с людей деньги независимо от целей использования: MAPS.ME, Google Maps, 2ГИС, Waze. В таких условиях взимание денег с бизнес-пользователей может автоматически спровоцировать переход на альтернативные приложения.
Какие это может иметь последствия? Таксисты и курьеры очень много курсируют по городу с постоянно включенным навигатором, что позволяет в реальном времени непрерывно получать весьма точную информацию о дорожной обстановке. Если они массово начнут переходить на сервисы конкурентов, возможно Яндекс потеряет большой объем данных о пробках.
Также вероятно, что могут быть проблемы с ложными срабатываниями: скажем, если после встречи с друзьями я решил развезти по домам четверых своих товарищей, в какой-то момент система может принять меня за таксиста и потребовать с меня денег. Я буду вынужден переключиться на приложение конкурента.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.
Разбираемся в бизнесе Яндекса
Если у вас есть брокерский счет, вы можете стать владельцем доли Яндекса. Но разумный инвестор сначала разбирается в бизнесе компании. Именно это я попробую сделать сегодня.
На чем зарабатывает Яндекс
За последние пять лет Яндекс запустил несколько бизнес-сегментов: такси, сервис персональных рекомендаций, доски объявлений и другие продукты. За это время доля поиска в общей выручке сократилась с 94 до 82%. Хотя выручка от других сегментов растет, единственным источником доходов продолжает оставаться продажа рекламы. Рекламные доходы позволяют Яндексу развивать другие бизнес-сегменты, которые сейчас приносят убытки.
EBITDA —
прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов и амортизации
Поиск
Выручка Яндекса от поиска зависит от пользователей и рекламодателей. Посмотрим на ситуацию с обеих сторон.
Пользователи. Последние три года аудитория рунета растет на 2—3% в год с учетом сложного процента. Основной рост аудитории пришелся на 2008—2014 годы. Выиграть за счет роста проникновения интернета Яндексу уже не удастся.
Рост аудитории рунета происходит за счет смартфонов — на 22% за три года — и смарт-ТВ — на 5%. Кажется, на обоих рынках у Яндекса потенциально могут быть проблемы.
У Яндекса нет крупной рекламной площадки, кроме главной страницы. У Гугла есть Ютуб, Фейсбуку принадлежат Вотсап и Инстаграм, Мэйл-ру владеет Вконтакте и Одноклассниками. Эти социальные и медийные сервисы — дополнительные рекламные площадки. У Яндекса такой нет. Хотя компания развивает сервис «Дзен», который выделен в сегмент экспериментальных, но уже имеет больше 10 млн дневной аудитории.
Есть еще одна потенциальная проблема: постепенный рост пользователей, которые выходят в интернет только со смартфона. На Андроиде чаще всего предустановлен поисковик от Гугла. А еще Гугл платит Apple, чтобы на Айфонах стандартным поисковиком в браузере тоже был Гугл. По данным американских аналитиков, поисковик за это платит около 9 млрд долларов, или 585 млрд рублей, в год. Неподъемные суммы для Яндекса.
Но пока это не мешает Яндексу быть лидером на российском рынке поиска на десктопе и на смартфонах.
Доля выручки Яндекса от рекламы через смартфоны растет, через компьютеры и ноутбуки — падает.
Рекламодатели. Сервис Roistat провел исследование эффективности рекламы в российском интернете за 2018 год. Рекламодатели тратят больше денег на рекламу в поисковиках, чем в соцсетях. И главное: реклама в Яндексе эффективней рекламы в Гугле для 60% клиентов. Другими словами, российский бизнес выбирает Яндекс — это хорошо.
По мнению консалтинговой компании PwC, темпы роста рынка интернет-рекламы будут замедляться. Несмотря на это, рост все равно достаточно быстрый, поскольку деньги будут и дальше перетекать из других рекламных рынков — телевидения, радио и прессы. Сейчас Яндекс занимает около 50% рынка. Кратно вырасти не удастся, но есть шанс поддерживать темп роста выше рынка.
Аналитики ожидают, что наибольший рост покажет сегмент видеорекламы. По заявлениям компании, в собственной экосистеме Яндекс может показывать рекламу аудитории до 37 млн человек — за счет «Кинопоиска», «Яндекс-музыки», «Яндекс-афиши» и других сервисов. Но тут тоже не все прекрасно: Ютуб дает аудиторию в размере 44 млн человек.
Такси
Сейчас «Яндекс-такси» — совместное предприятие Яндекса и Uber. Яндексу в компании принадлежит 59,3% акций. «Яндекс-такси» работает в 15 странах мира. В России компания вышла в плюс еще в 2018 году. Руководство связывает отсутствие доходов от сегмента такси с инвестициями в доставку еды и развитие беспилотных автомобилей.
Приложение Яндекса и Uber — лидер на российском рынке. Если человек пользуется такси, то, с большой вероятностью, у него установлено приложение «Яндекс-такси» или Uber.
Яндекс развивает собственный сервис карт с 2004 года. За это время компания собрала много данных по картографии России и использует их для навигации, создания маршрутов и распределения заказов. Готовые данные позволяют сократить стоимость поездки, а следовательно, увеличить количество пользователей, готовых пересесть с общественного и личного транспорта на такси. Тому же Uber приходится покупать данные у Microsoft и самостоятельно инвестировать в сбор данных в Америке.
Я не нашел конкретных данных по расходам «Яндекс-такси», но аналитики американского банка Morgan Stanley посчитали расходы на милю для Uber — половину расходов на поездку занимает оплата водителю. Яндекс пытается решить этот вопрос с помощью разработки автопилота. Технологическое преимущество перед обычными сервисами такси поможет занять еще большую долю на рынке, который оценен в 618 млрд рублей.
Автопилот — потенциально прорывная технология, но она требует дальнейших инвестиций и разработки полноценного законодательства. Как скоро технологию можно будет полноценно использовать в бизнесе — непонятно. А еще автопилот может дать Яндексу возможность выйти на рынок автоперевозок и доставки товаров. К слову, рынок грузоперевозок оценен в 800—900 млрд рублей — в несколько раз больше, чем рынок интернет-рекламы.
Прочие сервисы
У Яндекса есть три сегмента, которые растут на более чем 50% год к году: доски объявлений, медиасервисы и экспериментальные проекты. Но в сумме они не приносят и 10% выручки. Посмотрим на интересные проекты.
Подписка «Яндекс-плюс». Текущий тренд крупных технологических компаний — создание экосистемы, чтобы пользователь мог на одной платформе удовлетворить больше своих потребностей. Так появился «Яндекс-плюс» — платная подписка, которая дает привилегии в сервисах компании: скидки на поездки в «Яндекс-такси», доступ к сериалам на «Кинопоиске», к «Яндекс-музыке», место на «Яндекс-диске» и прочие бонусы.
«Дзен». Сервис персональных рекомендаций Яндекса. «Дзен» для компании — дополнительная площадка для показа рекламы. По сути, «Дзен» конкурирует с Инстаграмом, мессенджерами, новостными сайтами и даже с Netflix.
Плюс сервиса в том, что большую часть контента создают пользователи и Яндексу не нужно тратить много средств на их вовлечение. Бизнес и медиа самостоятельно генерируют контент на площадке.
Если верить «Яндекс-радару», то пользователи «Дзена» тратят на сервис по четыре часа в день — оценка выглядит не очень правдоподобной. Данные по времени на сайте и посещенным страницам у Similarweb.com выглядят реалистичней, они в графике ниже. Мне кажется, текущая проблема «Дзена» в малом количестве видеоконтента — посмотрите на вовлеченность аудитории Инстаграма и Ютуба. Ведь чем больше пользователей тратят время на сервис, тем больше им можно показать рекламы. Но вроде как «Дзен» тестирует формат видеороликов.
Яндекс не раскрывает, сколько выручил и заработал «Дзен». Сотрудники компании заявили, что «Дзен» выручил 4 млрд рублей. Это не точные данные, а приблизительные: компания взяла выручку за определенный месяц и посчитала, что будет так зарабатывать в течение года.
«Яндекс-облако». Сервис запустили в сентябре 2018 года. С его помощью компании могут обрабатывать и хранить данные на серверах Яндекса.
В текущих реалиях данные — ядро бизнеса. Так, сервис вызова такси Lyft потратил в прошлом году на облачные хранилища Amazon 100 млн долларов. У Яндекса положение лучше: он уже зарабатывает на своих серверах.
Глобальный рынок облачных сервисов и оборудования для них оценен в 250 млрд долларов, или 16 трлн рублей. Российский рынок — около 70 млрд рублей. Сейчас лидер на мировом рынке — облачные сервисы Amazon. Потенциальные точки роста для сервиса Яндекса: иностранные компании, которым нужно держать и обрабатывать данные российских пользователей, а также нетехнологические местные компании.
На февраль 2019 года у сервиса было 6 тысяч клиентов, из них 500 — платящих. Пока рано говорить о каком-то влиянии сервиса на финансы Яндекса, но, по прогнозам, даже российский рынок облачных решений должен расти чуть быстрее рынка рекламы.
Электронная коммерция
С 2000 по 2016 год компания развивала «Яндекс-маркет» — сервис по выбору товаров и услуг. В 2018 году Яндекс совместно со Сбербанком организовали предприятие на базе «Яндекс-маркета». Компании планируют создать «Amazon по-русски». Теперь Яндексу принадлежит 45% акций в «Яндекс-маркете». Результаты маркета будут незначительно учитываться в отчетности компании.
Кто владеет Яндексом
Когда вы покупаете акции Яндекса, вы приобретаете долю в нидерландском холдинге. Этому холдингу принадлежат доли в российских компаниях, а они, в свою очередь, владеют сервисами Яндекса. Основатели создали юридическое лицо в Нидерландах, чтобы обезопасить себя от крупных инвесторов, и выпустили два типа акций. В России так сделать нельзя.
На фондовом рынке торгуются акции класса А, которые обладают одним голосом, и акции класса B, которые равны 10 голосам. Акции класса B принадлежат создателям компании, и их нельзя купить или продать на бирже, зато можно конвертировать в акции класса А. Когда Яндекс решит выплатить дивиденды, количество голосов не будет играть никакой роли. Будет учитываться только количество акций класса А и B.
Еще есть золотая акция, которая принадлежит Сбербанку. Она позволяет блокировать продажу крупных активов и вносить в устав поправки, изменяющие права владельца золотой акции.
В октябре 2018 года были слухи, что Сбербанк хочет получить крупную долю в Яндексе. Из-за этого акции упали в цене на 23% в моменте. Но купить крупную долю в Яндексе трудно: для этого понадобится выпустить новые акции, заплатить денег больше, чем стоит Яндекс в целом, и получить соглашение текущих инвесторов. Акции класса B как раз и нужны для того, чтобы защитить компанию от опасных инвесторов.
Куда больший риск несет не поглощение Яндекса государственной компанией, а признание интернета стратегически важным сектором российской экономики. Это может наложить ограничения на иностранную собственность в российских интернет-компаниях. Сейчас, покупая акции Яндекса, мы покупаем нидерландский холдинг, которому полностью принадлежит российская компания, владеющая поисковиком Яндекса.
Что за бизнес
Яндекс — компания, доминирующая на российском рынке интернет-рекламы, зависящая от местного законодательства и способности приносить рекламодателям отдачу на вложенные деньги. Поисковая система — дойная корова, которая позволяет развивать убыточные направления бизнеса.
Потенциал Яндекса зависит от скорости роста рынка рекламы, перераспределения бюджетов компаний на интернет-рекламу и способности привлечь внимание аудитории к новым форматам развлечений.
Благодаря инвестициям в данные и инфраструктуру Яндекс получил информацию, которую использует для удешевления поездок на такси и разработки автопилота. Бизнесу необходимы сервера для обработки и хранения данных, поэтому Яндекс запустил облачный сервис. Оба рынка потенциально помогут снизить зависимость от поисковых доходов.
В следующем обзоре я попробую сделать грубую оценку стоимости Яндекса и понять, переоценен или недооценен бизнес компании. Подпишитесь на Инвестник, чтобы не пропустить вторую часть обзора.
Без притязаний
Это поверхностный обзор бизнеса Яндекса, чтобы принять инвестиционное решение. Мы ни на что не претендуем, а лишь хотим помочь вам быстро разобраться в бизнесе компании и продолжить самостоятельное изучение.
Если вы новичок в инвестициях, но хотите приумножить собственный капитал с помощью акций — прочитайте наши вводные статьи:
Как привлечь клиентов с помощью Яндекс.Карт: советы по продвижению
«Команда Яндекс.Карт» рассказала, как работают Яндекс.Карты и что сделать для привлечение новых клиентов. А также показала удачные кейсы.
Обучение в онлайн-университете: профессия «Директор по онлайн-маркетингу»
Яндекс.Карты — это сервис с картами населённых пунктов, который помогает пользователям выбирать места, компании, товары и услуги и прокладывать маршруты к нужным адресам. Каждый месяц Яндекс.Картами пользуются более 50 миллионов человек. Когда компания регистрируется на Картах, она получает дополнительный трафик на сайт и обращения от новых клиентов.
В этой статье мы расскажем, как зарегистрироваться на Яндекс.Картах и какими способами привлечь клиентов.
Какие плюсы размещения компании на Яндекс.Картах
Увеличивается количество обращений. У каждой компании на Картах есть своя карточка. Здесь можно указать контактные данные, ссылки на сайт и соцсети. С помощью карточки пользователь может быстро узнать об услугах компании, связаться с ней или перейти на сайт, чтобы ознакомиться с информацией подробнее.
30% просмотров карточек с указанным номером телефона конвертируются в звонки
Компанию находят чаще и быстрее. На карточку организации можно попасть через поиск в Яндексе или на Картах. Необязательно искать компанию по названию. Она также появляется в списке похожих компаний на Картах, когда ищут товар или услугу по общему запросу: «ресторан рядом», «автосервис», «салон красоты». Если у компании высокий рейтинг, в списке она отображается выше конкурентов.
Повышается лояльность пользователей. Компании доверяют больше, если она следит за карточкой организации: добавляет актуальные ссылки и контакты, описание и фотографии, отвечает на комментарии пользователей. Заполнение карточки влияет и на рейтинг компании, а он — на то, как высоко отражается компания в поиске на Картах.
Как зарегистрироваться на Яндекс.Картах
Размещение на Картах — бесплатно. Чтобы появиться на Картах, добавьте организацию в Яндекс.Справочнике.
После внесения данных заявка отправляется на проверку. Если она успешно её проходит, на Яндекс.Картах появляется карточка компании.
Вашу компанию уже могли добавить на Карты сервисы Яндекса. В этом случае достаточно подтвердить права на эту карточку, чтобы получить к ней доступ и возможность менять информацию.
Как привлечь больше клиентов
Когда организация добавлена в Справочник, карточка компании опубликована на Картах, а права владения на неё подтверждены, вы сможете управлять ей и добавлять больше информации. Это поможет выделиться среди конкурентов, повысить рейтинг компании и количество продаж.
Оформите карточку. Добавьте фотографии, описание, прайс-листы, укажите вид деятельности. Заполненные карточки получают больше просмотров и показываются на 20% чаще в поиске Яндекс.Карт.
Получите синюю галочку. Это знак, который означает подтверждение владельцем всей информации о компании и поднимает её в поиске на Картах.
Чтобы получить галочку:
Следите за статистикой. Она доступна в личном кабинете пользователя и предоставляет данные за последние 30 дней. Статистика помогает оценивать взаимодействие пользователя с карточкой компании: смотреть, что покупателям интересно, какую информацию они проверяют чаще всего.
Один из полезных инструментов в статистике — клики по элементам. Они показывают, как часто пользователи нажимают на элементы карточки вашей организации: фото, контакты, отзывы и время работы. Если видно, что что-то не привлекает покупателя, можно обновить карточку.
Статистика предлагает сравнение с конкурентами — компаниями в радиусе километра с похожей сферой деятельности. Это помогает отследить позицию своей организации и других в поиске Карт и на основе этих данных внести изменения в карточку.
Работайте с отзывами о компании. В карточке организации пользователь может оставить оценку и отзыв о компании. Поделиться мнением может и довольный клиент, и покупатель, который не удовлетворён товаром или услугой. Отзывы видят все пользователи, поэтому важно отвечать на все комментарии.
Рейтинг компании зависит от оценок и отзывов. Чем выше рейтинг, тем выше компания в поиске. Чтобы повлиять на рейтинг, предложите довольным клиентам оставить оценки. А если видите негативный отзыв — ответьте на него: после общения с компанией пользователь может удалить комментарий.
У пользователя нет возможности ответить владельцу на комментарий. Если хотите продолжить общение с клиентом, оставьте в ответе контакты, по которым клиент сможет связаться с вами
Закажите приоритетное размещение. Это реклама на Картах, которая поднимет компанию в поиске и поможет направить внимания пользователя к карточке.
Приоритетное размещение увеличивает количество построенных маршрутов до точки в среднем на 39%
С рекламой у карточки появляются дополнительные возможности:
Приоритет в поиске. Приоритетное размещение поднимет ваш бизнес на первые строчки поиска Карт.
Зелёная метка. Метка выделит вашу компанию среди конкурентов на Картах, и пользователям будет проще вас найти.
Расширенная карточка. Вы сможете сделать карточку информативнее: добавить логотип, информацию об акциях и услугах и даже создать витрину с товарами. Попробуйте добавить кнопку действия — например, «Записаться на консультацию» или «Забронировать столик». Все функции помогут выделиться среди конкурентов, а пользователям — быстрее связаться с компанией.
Брендированное приоритетное размещение. Дополнительно можно заказать брендированную рекламу — это метка с логотипом компании прямо на Картах.
Как реклама на Яндекс.Картах помогла компаниям увеличить прибыль
За 8 месяцев получили среднюю стоимость звонка 38,5 ₽ в отдел продаж. Автомир на Яндекс.Картах.
После подключения приоритетного размещения пришли 18% новых клиентов, а продажи товаров на витрине карточки увеличились на 25%. Точка цвета на Яндекс.Картах.
Доктор рядом, сеть медицинских клиник
После запуска приоритетного размещения количество обращений с Карт увеличилось на 45%. Доктор рядом на Яндекс.Картах.
Компания получила 70% новых клиентов из Яндекс.Карт. ToBike на Яндекс.Картах.
Кому полезно размещение на Картах
На Картах пользователи ищут места и прокладывают маршруты до организаций, поэтому размещение эффективно для любого офлайн-бизнеса — особенно если есть конкуренты. Для онлайн-бизнеса без точки выдачи регистрация на Картах будет не так полезна, плюс такие компании не могут заказать приоритетное размещение. Поэтому, например, интернет-магазину с курьерской доставкой лучше использовать другие рекламные инструменты.
Важно помнить, что эффективность рекламы на Картах зависит и от самой карточки: информативно ли она заполнена, задействованы ли все способы, которые поднимают компанию в поиске Карт, актуальны ли контакты и описания и работает ли компания с отзывами. Чем лучше организация взаимодействует с карточкой, тем выше её рейтинг и больше пользы от приоритетного размещения.
Резюмируем: главные советы
Как привлечь клиентов и увеличить прибыль с помощью Яндекс.Карт:
Читать еще: «Как стать успешным автором в Яндекс.Дзене: полезная лекция и конспект»
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Как карты «Яндекса» и Google влияют на репутацию вашей компании в онлайне?
Рассказываем об особенностях картографических сервисов «Яндекса» и Google: как с ними работать, как они влияют на репутацию вашей компании, как складывается рейтинг. Даём советы и говорим, каких ошибок следует избегать.
Время прочтения: 4,5 минуты. Статья будет полезна маркетологам, контент-менеджерам, ORM-менеджерам и начинающим специалистам по SEO и поисковому маркетингу.
Рекомендации по работе с картографическими системами дает руководитель департамента рекламы в социальных медиа и управления репутацией «Ашманов и партнеры» Владислав Синчугов. Работал с крупными брендами BOSCH, Clarins, Royal Canin, Алмаз-Антей, IL Патио и др.
Репутация компании в интернете формируется на множестве источников и площадок. Это форумы, блоги, социальные сети, ваш собственный сайт. Все более важную роль в репутации играют колдунщики. Из 15 позиций органической выдачи около 7 могут оказаться «колдунщиками». Картографические системы Яндекс.Карты, GoogleMaps, 2GIS тоже относятся к такого рода специальным сервисам поисковиков.
Эволюция поиска в картах происходит следующим образом: сначала мы искали адреса, далее стали вводить в поиск названия организаций. Следующей ступенью поиска был вид деятельности, а сейчас посетители картографических систем ищут товары.
44% пользователей поисковиков выбирают компании из локальной выдачи карт поисковых систем. Это означает, что практически у каждого второго клиента выбор «где покупать» происходит именно в картографических сервисах
Размещенная карточка компании на сервисах содержит следующую информацию:
В карточке также при желании можно разместить возможность сделать заказ и поставить галочку «владелец следит за актуальностью информации», что позволит потенциальным клиентам еще больше доверять вам.
По данным Яндекса, чаще всего через карты ищут рестораны, бары, фастфуд, супермаркеты, АЗС, гостиницы, аптеки, поликлиники, больницы, салоны красоты.
Обязательно использовать картографические системы необходимо тем организациям, у которых есть физический адрес. Также рекомендовано использовать карты тем, кого можно найти по коммерческим запросам, например, «цветы 24 часа», а также бизнесам, клиенты которых выбирают компанию по гео-расположению: шиномонтаж, салоны красоты, барбершопы-парикмахерские, тренажерные залы. Для быстрых недорогих товаров и услуг, где решение о покупки принимается быстро, это также обязательный пункт для успешной работы.
Аудитория. Активных пользователей Яндекс.Карт — более 50 млн каждый месяц. Доля Москвы и Московской области — 46%. Самый платежеспособный сегмент аудитории — пользователи в возрасте от 25 до 44 лет — образует 70% пользователей гео-сервисов Яндекса.
Геймификация. Яндекс активно работает над геймификацией сервисов. Пользователям приходят уведомления и предложения оставить отзыв после посещения определенных мест, а за активность вы получаете дополнительные баллы. Система постоянно адаптируется и улучшается таким образом, чтобы пользователи сами оставляли там контент и имели более свежую и актуальную информацию.
Индекс лояльности. С последними обновлениями в сентябре 2020 года в Яндекс.Справочнике появились 2 новые метрики: индекс лояьльности и рейтинг компании. Индекс лояльности показывает, насколько часто клиенты возвращаются к компании.
Рейтинг компании. Представляет собой агрегированную оценку качества работы организации и ее популярности. Для получения рейтинга компания должна набрать от 3 до 5 оценок. При этом рейтинг не определяется как среднее значение всех оценок, а составляется с помощью особого алгоритма, который анализирует достоверность и объективность оценки.
Важно помнить, что рейтинг — это не среднеарифметическая оценка. На рейтинг каждой карточки влияют более 800 параметров. Здесь перечислены основные из них:
По данным Repometr, клиенты выбирают компании с более высоким рейтингом.
Значение рейтинга регулярно меняется. Это связано в том числе с появлением новых отзывов. Вот несколько рекомендаций, которые помогут повысить рейтинг вашей компании:
Интересно отметить, что к идеальной пятёрке в рейтинге стремиться тоже не нужно — рафинированность отталкивает и вызывает подозрения в том, что карточка накачана фейковым позитивом. Данную гипотезу подтверждает исследование Womply. Согласно этому исследованию «5-звёздочные» медицинские учреждения зарабатывают в среднем на 13% меньше, чем все те заведения, рейтинг которых ниже 5 звёзд. Поэтому рейтинг повышаем, но до определённых пределов: 4.7-4.9 точно будет достаточно
Мы подготовили список самых распространенных ошибок при работе над репутацией в картографических системах. Им важно уделить особое внимание. Ведь если вы не владеете карточкой, данные могут быть скорректированы кем угодно, в том числе и вашими конкурентами.
Пишите в поддержку при возникновении неприятностей с удалениями отзывов и требуйте разобраться в ситуации при наличии необходимых доказательств об их правдивости.
Дохлый номер на всех перечисленных сервисах. Никто ничего не удаляет, никто ни в чем не разбирается. Все только хотят втюхать «выделение на карте» по безумным ценам.
Через поддержку спокойно удаляются фейковые отзывы.
Зависит от конкретного ресурса
В статье говорится о Яндекс. Карты, GoogleMaps, 2GIS. По моему опыту ведение нескольких компаний — техподдержка у них адекватно реагирует на просьбу удаления фейковых отзывов.
Через поддержку спокойно удаляются фейковые отзывы, сделанные теми, кто не читал правил конкретного сервиса. А если оставили отзыв с формальным выполнением требования сервиса, то никто и никогда эти фейковые отзывы не удалит.
Конкретно пример про 2гис/фламп:
«Клиент» оставляет отзыв: «Купил у вас товар. Качество паршивое, обслуживание ужасное. Больше к вам не приду и другим не буду советовать, 1/5».
Далее Компания задает «Клиенту» вопрос с целью идентификации покупки и последующего разбора ситуации. Напомню, в 2гис/фламп, если клиент не ответит на уточняющий вопрос о покупке, отзыв можно скрыть.
Но «клиент» делает формальный ответ, по которому нельзя идентифицировать покупку: «Был примерно три недели назад, во второй половине дня, чек выбросил. И напоследок что-нибудь вроде «сложные вопросы людям задаете через месяц после покупки» (Хотя это он решил оставить отзыв на покупку/услугу трехнедельной давности 🙂
Какой бы вы думали будет ответ модератора на жалобу по такому отзыву? Дословно: «Пункт * правил публикации обязывает автора отзыва ответить на ваш запрос и предоставить ту информацию, которой владеет автор, чтобы вы могли идентифицировать его случай. В данном случае автор предоставил информацию. Отсутствие в ответе отдельных деталей (номер договора, адрес) не является основанием для скрытия отзыва.»
Что это за такой контент меркетинг без экспертизе в вопросе? Ашмановцы, вы меня разочаровываете. Раньше глубже тему копали
пробуем каждый месяц) все прекрасно работает для разных клиентов, разных сфер. Выше комментаторы тоже это подтверждают
Вера, изучите пож-та правила площадок) «тупые» отзывы, конечно, никто не удалит, таких правил нет)
Константин, у нас на всех перечисленных сервисах это прекрасно работает
Вы тут напридумывали, чего не было в вопросе. Речь не о том, будут писать еще или не будут. Речь о том, что нужно убрать, что уже написано.