На чем застряли во льдах челюскинцы
Эпопея парохода «Челюскин»
Почему в операции по эвакуации экипажа и экспедиции «Челюскина» со льдины приняли участие только шестеро из трех десятков летчиков
Эпопея парохода «Челюскин» стала одним из самых ярких примеров того, какую роль может и должна играть авиация в освоении высоких широт. И хотя самолеты начала 1930-х годов не отличались высокой надежностью и дальностью полета, а их эксплуатация в условиях Крайнего Севера была чрезвычайно непростой, именно они обеспечили эвакуацию участников экспедиции, оказавшихся на раздавленном льдами судне. Неслучайно именно по итогам завершившейся 13 апреля 1934 года операции по спасению челюскинцев в СССР появилась новая высшая государственная награда — звание Героя Советского Союза, а первыми, кто ее удостоился, стали семеро летчиков, спасавших невольных зимовщиков.
Как спасать челюскинцев
Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. До успешного завершения предприятия судну не хватило какой-то пары десятков миль — именно столько отделяло его от чистой воды в Беринговом проливе, но до него так и не удалось дойти. Затертый льдами пароход начал дрейфовать обратно на восток, в Чукотское море, пока 13 февраля 1934 года не был раздавлен льдами. Все находившиеся на его борту к тому моменту, за исключением завхоза, погибшего во время эвакуации, переселились во временный лагерь на льдине и подали сигнал SOS.
Уже на следующий день в Москве была спешно сформирована правительственная комиссия по организации спасения челюскинцев во главе с председателем Комиссии советского контроля при Совнаркоме Валерианом Куйбышевым. Основные надежды возлагались на корабли, поскольку это был привычный и проверенный способ. Но в этот раз именно он и не сработал. Самый мощный советский ледокол «Красин», лидер ледокольного флота СССР, пришлось отправлять на спасение челюскинцев вокруг света – через два океана и Панамский канал. А оказавшиеся ближе всех к месту трагедии на Дальнем Востоке ледорез «Литке» и пароходы «Лейтенант Шмидт» и «Свердловск» еще с осени, когда стало понятно, что «Челюскин» ложится в дрейф, сами застряли во льдах и были вынуждены зимовать. В этих условиях оставалось только два реальных варианта спасения: собачьи упряжки и самолеты. Но первые без вторых были беспомощны: точных координат льдины, на которой зимовали челюскинцы, не было. Искать их лагерь предстояло с воздуха. А найдя, было проще придумать, как посадить на лед самолеты, чем заставлять людей ждать нарты, которые могли бы и не пробиться через торосы.
Самолет «Флитстер» Маврикия Слепнева с поврежденным шасси в лагере челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года
Помощь из Америки
Чтобы ускорить эвакуацию, требовались многоместные машины, приспособленные к полетам в условиях Крайнего Севера, которых на Дальнем Востоке не было, и их решили срочно купить в США. За самолетами отправили летчиков Сигизмунда Леваневского и Маврикия Слепнева: оба имели опыт полетов в Арктике и были хорошо известны в Америке как участники экспедиций по эвакуации потерпевших катастрофы американских пилотов. К середине марта советские летчики через Западную Европу, Атлантику и всю Америку добрались до Аляски, где в их распоряжение передали два новых девятиместных одномоторных самолета «Флитстер» с механиками. 26 марта, потеряв время из-за непогоды, обе машины сумели вылететь из Фербенкса в Ном, расположенный на восточном побережье Аляски. Здесь их уже ждала правительственная телеграмма, которая требовала ускорить переброску самолетов. Сигизмунду Леваневскому предписывалось немедленно лететь в поселок Ванкарем, где был организован аэродром для участвующих в спасательной операции самолетов, а Маврикию Слепневу — ждать распоряжений в Номе.
Полет экипажа Леваневского закончился катастрофой: 29 марта в тридцати километрах от чукотского поселка Ванкарем, где развернули главный аэродром спасательной операции, он не сумел пробиться через густую облачность и совершил вынужденную посадку на лед, повредив самолет настолько, что тот уже не мог больше подняться в воздух. Сам Сигизмунд Леваневский довольно скоро сумел добраться до Большой земли и даже дал в Москву телеграмму, что он готов участвовать в спасательной операции, но лишних самолетов в Ванкареме не было, и совершать полеты к челюскинцам Леваневскому не довелось. Маврикий Слепнев сумел 5 апреля долететь до Уэллена, а два дня спустя — до Ванкарема, и в тот же день добрался до лагеря челюскинцев, но при посадке его «Флитстер» ударился о торосы. Только 11 апреля Слепнев с пятью эвакуированными на борту вылетел из лагеря в Ванкарем, куда накануне был доставлен тяжело заболевший начальник экспедиции Отто Шмидт. Его требовалось срочно эвакуировать в американский Ном, где был госпиталь, и сделать это можно было только на скоростном и дальнем «Флитстере», так что больше Слепнев в эвакуации не участвовал, поскольку она завершилась на следующий день после его вылета в США.
Челюскинцы тянут самолет АНТ-4 Анатолия Ляпидевского к месту старта с ледяного аэродрома, Чукотское море, апрель 1934 года
Первая ласточка
А первым из всех летчиков, участвовавших в спасательной операции, до лагеря челюскинцев добрался 5 апреля 1934 года пилот Анатолий Ляпидевский. В этом не было ничего удивительного: если всем остальным пришлось добираться до Ванкарема издалека, преодолевая расстояния на пароходах или по воздуху, то его АНТ-4 — гражданский вариант бомбардировщика ТБ-1 — оказался в чукотском поселке Уэллен еще в конце декабря. Он прилетел сюда, чтобы быть наготове к эвакуации заболевших с «Челюскина» и других зазимовавших во льдах пароходов, а в итоге стал первым из всех, кому удалось не только найти лагерь невольных зимовщиков, но и совершить в нем посадку.
Правда, для этого ему пришлось совершить в общей сложности тридцать с лишним полетов. Как вспоминал позднее сам летчик, вылеты на поиски лагеря челюскинцев то срывались из-за непогоды и отказывавшей на морозе техники, то оканчивались неудачей, и «5 марта я рассвирепел окончательно». Но именно в этот раз удача улыбнулась экипажу Анатолия Ляпидевского: вскоре после вылета из поселка Уэллен его летчик-наблюдатель сумел заметить стоящие на льду палатки и дощатые бараки. Сделав несколько кругов над лагерем и выяснив, что расчищенная для посадки площадка слишком мала, летчик решился садиться. И только высочайшее мастерство пилота помогло ему остановить машину в нескольких метрах от ледяных глыб.
Выгрузив на лед продовольствие для челюскинцев, аккумуляторы для их рации и инструменты, Ляпидевский принял на борт двенадцать женщин и двух девочек. В лагере решено было оставить только мужчин. Вскоре спасенные уже отогревались в домах Уэллена, а летчик докладывал начальству о необходимости перенести базу операции в Ванкарем, поближе к челюскинской льдине. Его поддержали, и 14 марта АНТ-4 Ляпидевского отправился туда с грузом бензина, но так и не добрался, совершив по пути вынужденную посадку из-за неисправности двигателя. Из-за этого летчик больше не смог принимать участие в спасательной экспедиции, хотя и вошел в ее историю как тот, кто первым сумел добраться до челюскинцев.
Яранги и их обитатели вблизи аэродрома в поселке Ванкарем, который стал основной базой спасательной операции, апрель 1934 года
Разведчики-рекордсмены
Как ни удивительно, но наибольшую роль в операции по спасению челюскинцев сыграли не тяжелые многоместные машины типа АНТ-4 или «Флитстеров», а небольшие двухместные бипланы-разведчики Р-5. Два этих самолета, за штурвалами которых сидели летчики Николай Каманин и Василий Молоков, добрались до Ванкарема 7 апреля. Это стало финалом непростого пути, в который сводный отряд военных летчиков под командованием Каманина первоначально отправился из Владивостока в Анадырь на пароходе, а затем оттуда — по воздуху до Уэллена.
Небольшие самолеты с трудом переносили тяжелые условия полета, и в итоге из пяти Р-2 и двух У-2 до места добралась только пара разведчиков, которые тут же включились в работу. Они поставили своеобразный рекорд, сумев эвакуировать из лагеря челюскинцев наибольшее число зимовщиков. Николай Каманин на своем самолете за девять рейсов вывез 34 человека, а его подчиненный Василий Молоков за восемь полетов — 39! Правда, чтобы добиться таких результатов, пилотам пришлось идти на крайние меры: сначала они сажали по три-четыре человека в штурманские кабины, а потом приспособили для перевозки людей подкрылевые парашютные ящики из фанеры.
Самолет-разведчик Р-5 на ледяном аэродроме возле лагеря челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года
Больше всего челюскинцев — 50 человек — Каманин и Молоков эвакуировали в последние дни операции, 10 и 11 апреля 1934 года. А 12 апреля им на помощь пришли еще два пилота — Михаил Водопьянов на самолете Р-5 и Иван Доронин на многоместном самолете ПС-4, который представлял собой советскую реплику немецкой машины Юнкерс W-33 постройки Иркутских ремонтных мастерских «Добролета». Они преодолели расстояние в 5850 км, отделяющие Хабаровск от Анадыря, за восемнадцать дней, а потом еще несколько суток пережидали пургу, прежде чем долететь до Ванкарема. В итоге 11 апреля оба пилота добрались до базы спасательной экспедиции и на следующий день полетели в лагерь челюскинцев. Михаил Водопьянов успел совершить три рейса и эвакуировать десять человек, а Иван Доронин, самолет которого подломил шасси при посадке на льдине, — только двоих за один рейс.
Ровно через два месяца после катастрофы «Челюскина», 13 апреля 1934 года на трех самолетах Р-5, которые пилотировали Николай Каманин, Василий Молоков и Михаил Водопьянов, из лагеря челюскинцев эвакуировали последних шестерых зимовщиков. В их числе были Алексей Бобров — помощник начальника экспедиции Отто Шмидта, исполнявший его обязанности после эвакуации шефа, капитан парохода Владимир Воронин и радист Эрнст Кренкель. На этом операция по спасению челюскинцев была завершена. В общей сложности к ней были привлечены 17 самолетов и почти три десятка летчиков, из которых шестеро занимались непосредственно вывозом людей со льдины, а остальные перегоняли самолеты и переправляли людей из Ванкарема и Уэллена дальше на юг. Семеро пилотов получили первые в истории СССР звания Героя Советского Союза, а остальные были награждены орденами Ленина и Красной Звезды — так же, как и все челюскинцы, кроме двух маленьких детей.
В таких парашютных чехлах вывозили людей на своих самолетах Р-5 летчики Николай Каманин и Василий Молоков. Лагерь челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года
Битва за Арктику: «Челюскин» (82 ФОТО)
История парохода «Челюскин», его первый и последний рейс хорошо изучены буквально по дням. Пароход «Лена» (позже «Челюскин») был спущен на воду 11 марта 1933 года в Копенгагене. 16 июля «Челюскин» вышел из Ленинграда в Мурманск. Взяв на борт 112 человек, 2 августа, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну навигацию.
Но, с другой стороны, переход «Челюскина» показал всему миру серьезность притязаний СССР на Арктику. С момента отправки теплохода этому рейсу предавалось не только важное экономическое, но и идеологическое значение. После прохода в 1932 году Севморпути за одну навигацию на ледоколе «Александр Сибиряков», перед руководством Главсевморпути стояла задача доказать возможность навигации в высоких широтах обыкновенного парохода без дополнительной ледовой защиты. Вера в то, что это возможно, была настолько велика, что пароход «Челюскин» загрузили выше нормы, а среди экипажа оказалась беременная жена одного из членов экипажа.
2. Карта похода экспедиции О.Ю. Шмидта на пароходе «Челюскин».
3. Михаил Нестеров. Портрет Отто Юльевича Шмидта. 1937.
4. Пароход «Челюскин».
5. Выступление Шмидта перед отплытием. 1933.
6. Пароход «Челюскин» у пирса.
8. «Челюскин» отправляется в путь.
9. Корабль отходит от пристани в свое первое путешествие. 12 июля 1933 года.
10. Шмидт и капитан Челюскина Владимир Воронин.
11. Жители Копенгагена приветствуют прибытие Челюскина.
12. «Челюскин» отплывает из порта.
13. Шмидт с экипажем «Челюскина». 1 августа 1933 года.
14. В Восточно-Cибирском море.
15. Ремонт носовой части.
18. На льдинах. 16 августа 1933 года.
19. Первый охотничий трофей. 16 августа 1933 года.
20. Около берегов острова Уединения. 24 августа 1933.
21. Продвижение сквозь ледяное поле.
22. «Челюскин» во льдах.
23. Фотосъёмка на льду.
24. Фёдор Решетников. Гибель Челюскина.
25. Первая ночь в лагере Шмидта.
26. Лагерь челюскинцев.
28. Трещины во льду.
29. Отто Юльевич Шмидт в палаточном лагере после крушения «Челюскина».
30. Вельбот с «Челюскина» всплыл на месте гибели в феврале 1934 года.
32. Сигнальная вышка.
33. Горящая бочка с мазутом в качестве сигнального огня для самолётов.
34. Cамолёт «ТБ-3» перед вылетом. 1 февраля 1934.
35. Самолеты полярной авиации, участвующие в операции по спасению челюскинцев.
36. Самолёт на льду.
37. Челюскинцы у самолёта.
38. Великий полярник Отто Шмидт.
39. Эрнст Кренкель, старший радист экспедиции.
40. Георгий Ушаков, уполномоченный правительственной комиссии по спасению челюскинцев.
41. Лётчики — первые Герои Советского Союза, участники спасения челюскинцев. Фотоколлаж.
42. Лётчики — первые Герои Советского Союза, участники спасения челюскинцев.
43. Лётчики — первые Герои Советского Союза, участники спасения челюскинцев.
44. Лётчики — первые Герои Советского Союза, участники спасения челюскинцев.
45. Первый Герой Советского Союза Анатолий Ляпидевский.
46. Василий Молоков.
48. Маврикий Слепнёв.
49. Михаил Водопьянов.
50. Михаил Водопьянов (справа).
51. Николай Каманин.
52. Лётчики Николай Каманин и Борис Пивенштейн.
53. Сигизмунд Леваневский.
54. Фёдор Куканов, командир Чукотской авиагруппы по спасению челюскинцев.
55. Александр Светогоров, лётчик-пограничник, участник спасения челюскинцев.
56. На борту парохода «Смоленск» по завершению операции по спасению челюскинцев.
57. Встреча челюскинцев в Петропавловске-Камчатском.
58. Газета «Камчатская правда» от 29 мая 1934 года.
59. Газета «Камчатская правда» от 31 мая 1934 года.
60. Журнал «Смена» №4 1934.
61. Москва встречает героев.
62. На улицах Москвы.
63. Москва встречает челюскинцев.
64. Торжественная встреча на вокзале. Шмидт, Николай Каманин, Сигизмунд Леваневский.
65. Встреча челюскинцев на Красной площади.
66. Николай Каманин и Шмидт. Москва. 1 сентября 1934.
67. Челюскинцы на Красной площади.
68. О.Ю.Шмидт и И.В. Сталин.
69. Челюскинцы вместе с руководством на трибуне Мавзолея Ленина. СССР. 1934.
70. Челюскинцы вместе с руководством СССР на трибуне Мавзолея Ленина.
71. Василий Молоков и Отто Шмидт.
72. Иван Папанин, Отто Шмидт и Михаил Водопьянов. 1938.
73. Плакат о спасении экипажа «Челюскина». 1934.
74. Челюскинцы. Фотоколлаж. 1934.
75. Книга, написанная лётчиками, спасавшими челюскинцев. 1934.
76. Орденская книжка Анатолия Ляпидевского.
77. Почтовые марки СССР, посвящённые челюскинцам.
78. Почтовые марки СССР, посвящённые первым Героям Советского Союза.
79. Почтовая марка Белоруссии. 2001.
80. Почтовые конверты, посвященные челюскинцам.
81. Советские значки, посвящённые спасению «Челюскина». 1984.
82. Медаль, посвящённая О.Ю. Шмидту. Реверс.