На что берут микрозаймы статистика
Кто из россиян берет микрозаймы? Портрет клиента микрозаймовых организаций в 2020 году
1 Время прочтения: 4 минуты
Для анализа использованы данные 230 тыс. клиентов из 74 регионов России, получивших микрозаймы в России в 2020 году.
Среднестатистический портрет заемщика микрофинансовой компании выглядит так: гражданин от 25 до 35 лет, работает по найму, образование среднеспециальное, уровень дохода ниже 30 тыс. рублей в месяц, в браке, есть дети, живет в собственном жилье отдельно от родителей, не имеет автомобиля.
Чаще всего за микрозаймами обращаются представители рабочих профессий: водители, сварщики, слесари, уборщицы, дворники, санитарки, бухгалтеры, парикмахеры, пекари, газоэлектросварщики, медсестры.
Самые редкие профессии среди заемщиков МФО — певицы, бортпроводники, промышленные альпинисты, хореографы, аварийные комиссары, кинологи.
По данным компании ФИНТЕРРА, наибольшую долю клиентов составляют женщины — 63% заемщиков. Мужчины берут микрокредиты реже и составляют 37% от общего числа клиентов. Перевес в доле клиентов легко объясним гендерными ролями: в России женщины занимаются содержанием и воспитанием детей, покупают продукты, планируют семейный бюджет. Кроме того, женщины склонны к импульсивным покупкам. В целом микрофинансовые займы позволяют получить небольшую сумму на небольшой срок и используются на текущие расходы, которыми обычно в большинстве семей распоряжаются как раз женщины.
Среди заемщиков 86 % имеют детей, и 14% клиентов не имеет детей. Примерно равными долями представлены клиенты, состоящие в браке, — 38%, и холостые/незамужние — 32%, состоящие в постоянных отношениях без оформления брака составляют 13% от общего числа заемщиков, остальные находятся в разводе.
Чаще всех берут кредиты россияне от 26 до 45 лет — 51% заемщиков приходится на этот возраст. В 2020 году работоспособная группа населения оказалась в ситуации, когда многие потеряли работу, либо им пришлось менять место работы, у многих доходы резко снизились, и понадобилось экстренно решать финансовые вопросы. Поэтому микрофинансовые займы оказались хорошим выходом для многих — решение о выдаче займа принимается быстро, требуется минимум документов, и одобрение могут получить клиенты без официального дохода или с неофициальным трудоустройством.
Пенсионеры старше 66 лет обращаются за займами реже молодых пенсионеров: граждане от 56 до 65 лет составляют 18% заемщиков, а на долю высоковозрастных клиентов старше 66 лет микрофинансовых компаний приходится 8%.
«Микрофинансовые компании отличаются большей гибкостью в оценке платежеспособности клиента, большим оптимизмом в принятии решений, поэтому микрофинансовые займы эффективны там, где банковские системы не работают, и актуальны для тех клиентов, которые не интересны банкам», — комментирует генеральный директор ООО МКК «ФИНТЕРРА» Сергей Тараскин.
В 2020 году рост онлайн-услуг ФИНТЕРРА составил 30% ежемесячно, но при этом компания активно развивала и сеть офисов — открыто в два раза больше офисов и точек продаж по сравнению с 2019 годом. Несмотря на пандемию и некоторый спад спроса на рынке микрокредитов в первые кварталы 2020 года, компания продолжает расти.
«В целом ситуация оказалась сложнее прогнозов экономистов, и уровень жизни снизился сильнее, чем ожидалось. В весенние и летние месяцы нам приходилось гибко подстраиваться под новые вызовы экономики — мы очень быстро перестроили работу сотрудников, перевели на дистанционный формат работы, обеспечив оборудованием, организовали дистанционное взаимодействие отделов.
Очень важно в этих сложных условиях было не потерять качества предоставляемых услуг, предоставлять полную и ясную информацию клиентам, не снижать скорость работы, точно оценивать кредитные риски. Мы с этой задачей справились.
Мы рассматриваем этот период как ценный опыт, который дал нам умение работать в новой ситуации. Подобного еще в нашей практике не было. Опыт работы в условиях пандемии положительно сказался на усовершенствовании бизнес-процессов и еще больше сплотил наш коллектив. Мы усилили свои позиции в онлайне, одновременно расширяя сеть офисов. Одним из наиболее перспективных для нас регионов стал Краснодарский край» — рассказал Сергей Тараскин.
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t
Основными получателями микрозаймов стали двадцатилетние
На фоне кризиса и пандемии микрофинансовые организации (МФО) активизировали выдачу займов молодым клиентам. В августе почти треть новых микрозаймов (31,4%) были оформлены людям младше 30 лет, следует из статистики Национального бюро кредитных историй (НБКИ), с которой ознакомился РБК. Доля молодых заемщиков растет почти непрерывно как минимум с августа прошлого года. Начиная с кризисного апреля она стала самой значительной в структуре выдач — до этого МФО оформляли больше кредитов клиентам 30–39 лет.
В августе доля микрозаймов, одобренных для молодежи, выросла на 2,8 п.п. по сравнению с началом года и на 4,7 п.п. к предыдущему августу. Доля займов россиянам старше 40 лет, наоборот, падает. За год самое стремительное сокращение выдач произошло в клиентской группе 50–59 лет (на 2,4 п.п., до 10,5%).
Почему молодежь берет микрозаймы
По данным Банка России, в первом квартале 2020 года 36% займов МФО оформляли в онлайне, а в сегменте займов «до зарплаты» (PDL) доля дистанционных выдач достигла 69% (.pdf).
Какие займы берут россияне младше 30 лет
Молодые клиенты чаще всего берут краткосрочные PDL-займы на сумму до 30 тыс. руб., говорит Макаров. «Тем не менее в сегменте среднесрочных Installment-займов спрос со стороны молодежи незначительно ниже», — замечает гендиректор МФК «Займер».
Клиенты моложе 30 лет могут рассчитывать разве что на короткие ссуды, считает гендиректор IDF Eurasia в России (бренд Moneyman) Ирина Хорошко: «Средняя сумма по таким клиентам — около 7 тыс. руб. Средний уровень одобрения для новых клиентов составляет около 8–10% от общего потока заявок».
Как правило, 30% молодых заемщиков смотрят в сторону займов «до зарплаты», но в период пандемии таких стало примерно 50%, отмечает Аббясов.
Создает ли приток молодежи риски для МФО
Заемщики микрофинансовых компаний традиционно имеют более низкие скоринговые баллы, чем клиенты банков, напоминает Волков. Но модель бизнеса МФО позволяет им работать с более рисковыми сегментами клиентов.
Качество молодых заемщиков вполне приемлемо для риск-профиля многих игроков, соглашается Уклеин: «Передовые МФО в своей риск-политике используют широкий спектр данных, вплоть до информации от мобильных операторов, платежных агрегаторов или моделей поведения в соцсетях, поэтому проникновение в этот клиентский сегмент для них не всегда сопряжено с углублением рисков».
Важный элемент контроля рисков — уровень одобрения заявок. Микрокредиторы весьма консервативно подходят к оценке молодых заемщиков, замечает Аббясов: «Наш анализ показывает, что возраст играет роль при одобрении займов. Тренды линейны, то есть если человеку от 30 до 39 лет, то у него уровень одобрения будет выше, чем в предыдущей возрастной группе, но ниже, чем в следующей». Рост доли выдач займов молодежи собеседник РБК объясняет тем, что «они гораздо охотнее берут займы, чем более зрелые заемщики», хотя одобряют их реже.
Стало известно, на что россияне тратят микрозаймы
Объявления «быстрых деньгах» на улице Москвы.
МОСКВА, 24 янв — ПРАЙМ. Россияне в 2020 году стали брать микрозаймы на лечение и образование почти вдвое чаще, сообщила «Российская газета».
Аналитики выяснили, на что россияне брали займы в 2020 году
Так, доля займов, взятых на решение проблем со здоровьем, увеличилась за год с 5,6 до 10%. Доля микрозаймов на образование выросла с 2 до 3,8%. Эти данные приводят эксперты финансовой платформы Webbankir.
«С одной стороны, серьезно обострились проблемы со здоровьем, и большая часть людей была вынуждена тратить деньги на оплату медицинских услуг и лекарства. С другой — переход на дистанционное образование привел к большому спросу на услуги репетиторов» — так объясняет рост рынка займов генеральный директор Webbankir Андрей Пономарев.
Сообщается, что люди обращаются в микрофинансовые организации, чтобы занять денег на потребительские нужды (таких 39,5%), ремонт жилья (15,3%), крупные приобретения (электроника и т.д. — 12,3%).
Значительно сократилась доля займов на досуг и путешествия, с 4.3% в позапрошлом году до 2.2% в 2020.
Помимо этого, люди стали реже занимать на рефинансирование кредитов (0,9% в 2020 против 2,5% в 2019). По словам экспертов Банка России, это говорит о росте дисциплины клиентов микрофинансовых организаций.
По сведениям ЦБ, в III квартале 2020 года портфель микрозаймов вырос на 6 процентов по сравнению со II кварталом, до 226 млрд рублей. Количество заемщиков почти вернулось к уровню начала года, составив 11,8 миллиона человек.
Сообщается, что средний размер микрозайма типа «до зарплаты» вырос с 7,5 до 7,9 тыс руб., а размер среднесрочных потребительских микрозаймов вырос с 15,2 до 17,7 тыс руб.
ЦБ обращает внимание на уменьшение количества «просрочек». По итогам квартала доля просроченной задолженности в совокупном портфеле микрофинансовых организаций сократилась до 30,7 процента (по займам, просроченным на 90 и более дней).
Число россиян с микрозаймами за полгода выросло почти на четверть
Число россиян с активными займами в микрофинансовых организациях (МФО) с начала года увеличилось на 2,26 млн человек, или 23,5%, следует из статистики крупнейшей на рынке саморегулируемой организации «МиР» (данные есть у РБК). На конец второго квартала в стране насчитывалось 11,87 млн заемщиков МФО. За весь пандемийный 2020 год база активных клиентов в этом сегменте выросла на 9,5%, или на 835 тыс. человек.
По данным Росстата, во втором квартале 2021 года численность рабочей силы в России достигала 75,3 млн человек, то есть на заемщиков МФО приходится 15,8% экономически активного населения. Банк России приводил данные о численности населения с кредитами и займами лишь на 1 октября 2020 года: тогда в стране насчитывалось 41,9 млн заемщиков, в том числе 5,7 млн с обязательствами по микрозаймам.
По подсчетам СРО «МиР», только за второй квартал микрофинансовые компании выдали населению 7,9 млн новых займов на 104,6 млрд руб. С учетом результатов января—марта за полугодие выдачи приблизились к 200 млрд руб., что почти на треть больше результата второй половины прошлого года, когда кредитование в России начало восстанавливаться после первой волны пандемии.
За счет чего МФО нарастили клиентскую базу
Приток заемщиков связан с тем, что население по-прежнему нуждается в таких средствах из-за отсутствия роста доходов, говорит гендиректор IDF Eurasia (бренд MoneyMan) Ирина Хорошко. По ее словам, в МФО идут как новые, так и повторные клиенты.
Темпы роста заявок от новых заемщиков примерно на 50% обгоняют темпы обращений от повторных, оценивает управляющий партнер группы «Финбридж (бренды «Деньги сразу», lemon.online) Леонид Корнилов. Он связывает это с ситуацией в экономике — ростом промпроизводства и одновременным ускорением инфляции. «У людей растут как потребность в деньгах, так и позитивные ожидания их будущих доходов», — говорит Корнилов.
В группе Eqvanta (бренд «Быстроденьги») фиксируют рост заявок от россиян, которые ранее не обращались за заимствованиями. «Мы скорее видим тенденцию на рост доли новых клиентов без кредитной истории, то есть тех, кто раньше не пользовался ни банковскими продуктами, ни МФО. Отчасти это могут быть и потенциальные банковские клиенты, потерявшие доступ к кредитным средствам из-за ужесточенных правил скоринга и отсутствия положительной кредитной истории», — отмечает гендиректор компании Андрей Клейменов.
В первом квартале рост портфеля обеспечивали в основном новые заемщики, а во втором структура спроса изменилась и росли выдачи уже проверенным клиентам, говорит управляющий директор компании «Лайм-Займ» Олеся Киселева. Она связывает это в том числе с наработками участников рынка: в пандемию МФО совершенствовали механизмы удержания клиентов.
Участники рынка существенно «докрутили» качество своего продукта, соглашается гендиректор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев. По его словам, новые клиенты нередко могут взять первый заем под 0%, а повторным компания может предложить бонусы.
Банк России ранее указывал на рост доли граждан, которые обращаются в МФО, уже имея просроченную задолженность по банковскому кредиту. На 1 октября 2020-го на них приходилось 14,8% клиентов микрофинансовых компаний — это максимум с 2018 года.
Переток клиентов из банков в МФО участники рынка считают умеренным. В МФК «МигКредит» долю «банковских» заемщиков сейчас оценивают в 10% от общего числа. Это как клиенты с просрочкой по кредитам, так и те, кого привлекает технологичный сервис микрофинансовых компаний, полагает гендиректор «МигКредита» Олег Гришин. «В начале 2021 года порядка 5% от общего числа наших заемщиков так или иначе одновременно являлись клиентами банков, то есть имели в банках еще не погашенные кредиты, но сейчас их доля планомерно снижается», — замечает Хорошко из IDF Eurasia.
Как растет рынок МФО
За первое полугодие 2021 года совокупный портфель МФО увеличился на 20%, до 298 млрд руб., оценило рейтинговое агентство «Эксперт РА» (обзор есть у РБК). На займы населению приходится около 92% этой суммы, уточняет директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин. Портфель краткосрочных займов «до зарплаты» за первое полугодие подскочил на 44%. За аналогичный период текущего года портфель необеспеченных банковских кредитов вырос на 9,8%. Банк России отмечал, что ситуация в этом сегменте имеет признаки «пузыря».
Как рост выдач микрозаймов влияет на качество портфеля
По данным ЦБ, в первом квартале доля просрочки в портфеле МФО немного снизилась по сравнению с уровнем конца прошлого года, до 28,6% (.pdf). В апреле—июне просроченная задолженность значительно сократилась — как в абсолютном, так и в относительном выражении, говорит председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев. «В июле—августе, напротив, видим небольшой прирост на ранних сроках (NPL0+ и NPL30+)», — отмечает он.
Снижение доли просроченной задолженности может быть связано с тем, что на фоне ускоренного роста портфеля плохие долги размываются, допускает Клейменов, но качество ссуд не падает. «Это прямое следствие пересмотра кредитной политики участниками рынка и постепенного восстановления экономической активности в целом», — соглашается Хорошко.
Динамика просрочки противоречива, констатирует Киселева: «С одной стороны, часть клиентов стали брать меньшие суммы на более короткий срок и при этом демонстрируют высокую платежную дисциплину. С другой стороны, выделяется группа клиентов, которые берут большие суммы на длительный срок, но цикл возврата в этой категории пока не завершен».
Ситуация на рынке МФО во многом похожа на ту, что наблюдается в сегменте необеспеченного кредитования: рост выдач существенно опережает повышение реальных доходов населения, отмечает директор банковских рейтингов НРА Константин Бородулин: «Тенденция приводит к росту долговой нагрузки заемщиков и чревата ростом просроченной задолженности и доли проблемных кредитов, что в конечном счете негативно может сказаться как на банковском секторе, так и на секторе МФО». Он считает, что Банк России решится на ужесточение требований и для сектора МФО.
В отличие от банковского рынка динамика доли просроченной задолженности МФО не показательная, считает Уклеин из «Эксперт РА». «Многие участники рынка изначально закладывают в модель определенную долю займов, которые выйдут на просрочку, при этом не торопят клиента с погашением, зарабатывая на процентах и пенях», — поясняет он.
Аналитик не исключает, что Банк России может ужесточить требования к выдачам займов клиентам с высоким уровнем показателя долговой нагрузки (ПДН). Это может быть прямое ограничение доли кредитов с высоким ПДН или предельной ставки процента, но лишь на горизонте 2022–2023 годов, констатирует Уклеин. Законопроект, который даст Банку России право вводить прямые количественные ограничения на отдельные виды кредитов и займов, был внесен в Госдуму этой весной. В ЦБ заявляли, что обсуждают инициативу с правительством.
Доля берущих займы в МФО достигла максимума за четыре года
В первом квартале 2021 года доля российских заемщиков, имеющих ссуды только в микрофинансовых организациях, достигла 7,6%, в банках и МФО одновременно — 9,1%. Это максимум с 2017 года, с которого ведутся такие подсчеты, следует из данных бюро кредитных историй «Эквифакс» (есть у РБК). Хотя доля должников МФО практически планомерно увеличивалась на протяжении последних лет, с четвертого квартала 2020 года рост ускорился: за полгода доля клиентов только с микрозаймами выросла на 1,2 п.п., а граждан с микрозаймами и банковскими кредитами (например, взявших кредит в МФО, чтобы закрыть долг перед банком) — на 0,5 п.п. За тот же период доля исключительно банковских клиентов сократилась на 1,6 п.п., до 83,4%.
Это признак усиления борьбы между банками и МФО, поясняет гендиректор «Эквифакса» Олег Лагуткин. «В последнее время на рынке можно встретить микрозаймы, предоставленные по ставкам, приближенным к кредитным. Постепенно граница стирается», — отмечает он.
В некоторых крупных микрофинансовых компаниях подтверждают приток заемщиков из банков.
Что толкает россиян в МФО
В 2020 году доля россиян, которые обращаются за займом в МФО, уже имея просрочку по банковским кредитам, достигла максимума с 2018 года, отмечал ЦБ (.pdf). С января по октябрь показатель увеличился на 1,9 п.п., до 14,8%. В Банке России связывали это с последствиями пандемии коронавируса и снижением доходов населения.
Переток клиентов из банков в МФО — это естественный процесс в кризис, говорит заместитель гендиректора по рискам и бизнес-анализу «МигКредит» Артем Быков. Речь идет о заемщиках, у которых снизился и доход, и качество платежной дисциплины. По его словам, в 2021 году тенденция будет сохраняться, но «клиенты, которые будут иметь возможность вернуться в банк, безусловно, в него вернутся».
В 2020 году МФО стали активнее развивать среднесрочные займы (IL, Installments Loans), которые выдаются на несколько месяцев, напоминает Пономарев: «Этот продукт приближен к классическому банковскому потребительскому кредитованию. К слову, по данным ЦБ, в конце 2020 года занять свыше 60 тыс. руб. на год и дольше можно было в среднем под 37,7% годовых, а свыше 100 тыс. руб. — всего под 29,7%. Это вполне сопоставимо со ставками в банковском секторе».
МФО пользуются ситуацией, которая сложилась на рынке: с конца прошлого года они смягчили требования к заемщикам и смогли удовлетворить отложенный спрос граждан на кредитные средства после пика пандемии, считает замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров. «Сохраняться такая тенденция будет, скорее всего, на протяжении следующих 12 месяцев, постепенно ослабевая по мере ожидаемого восстановления экономики», — прогнозирует эксперт. МФО действительно «открутили гайки» быстрее, чем универсальные и некоторые розничные банки, соглашается директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин.
Заемщики, которые имели или сейчас имеют банковские кредиты, считаются более надежными, говорит Хорошко: «Просрочка по таким клиентам минимальна, так как у них лучше дисциплина, более высокий уровень дохода, а также уровень финансовой грамотности. Такие клиенты предпочитают сразу брать более крупный займы и на более длительный срок». Более высокое качество банковских заемщиков также отмечают в «МигКредите» и группе Eqvanta.
Микрофинансовые компании действительно очень лояльны к банковским клиентам, но при условии, что такие заемщики не допускали просрочек, подчеркивает Пономарев.
Человек, имеющий кредит в банке, но ни разу не бравший микрозаймы, с большой долей вероятности столкнется с отказом в крупных МФО, не соглашается управляющий директор компании «Лайм-Займ» Олеся Киселева. По ее словам, риски в банках и МФО оцениваются по разным критериям и у клиентов кредитных организаций нет значительного преимущества.
Сколько микрозаймов взяли россияне в кризис
По данным Банка России, по итогам 2020 года задолженность населения по микрозаймам выросла на 10%, до 188 млрд руб. (pdf.). Всего МФО одобрили за год выдачу ссуд на 417 млрд руб., что лишь немногим больше выдач 2019 года. На физлиц пришлось 87,5% этой суммы, или 365 млрд руб. — почти на 2% меньше, чем в докризисный год. Объем же выданных займов «до зарплаты» упал на 9,7%, до 159 млрд руб., а выдачи среднесрочных ссуд увеличились на 5,1%, до 206 млрд руб.