На что были налоги при петре 1
Моя кулинария
вторник, 20 марта 2012 г.
Налоги, введенные Петром
История налогов и налогообложения в России
Экзотичен, хотя и несколько более осмыслен налог на цвет глаз, введенный при Петре в Башкирии в начале 18 века.
В «Новых Известиях» журналистка Альмира КОЖАХМЕТОВА переврала эту меру так:» Во времена Петра I царские чиновники, увлеченные сбором податей, ввели в Уфе ряд новых налогов, в том числе и самый экзотический – налог на карие глаза. Такой цвет глаз был почти у всех местных жителей, и потому чиновники решили, что собираться он будет исправно. Что и происходило какое-то время, пока возмущение башкир не вылилось в бунты, и налог отменили».
Не был этот «генетический» налог направлен против башкир, которые, будучи в основном черноглазыми или кареглазыми, облагались по низшей ставке налога.
По сути своей это РАСОВЫЙ НАЛОГ, направленный против притока РУССКИХ крестьян и колонизации ими плодородных земель, очень негусто населяемых кочевниками-башкирами в пределах, намного более ширрких, чем современная Башкирия. Современная Челябинская область, южный Урал, значительная часть Приуралья были в конце концов освоены этими крестьянами и стали промышленным и аграрным регионом. Процесс этот продолжался весь 18 и 19 век.
Другое дело, что такой налог, по сути своей дискриминационный, антирусский, а в конце концов втягивающий и башкир в плату за собственные расовые признаки.
Этакая справедливость по Петру: наказать русских за бегство на окраины, а заодно заработать немного и на башкирах.
Реформы Петра I. Налоговая реформа.
Налоговая реформа.
Налоговая реформа Петра I — комплекс преобразований системы налогообложения, основным результатом которых стало введение нового основного налога — подушной подати.
Цель:
пополнение государственной казны.
С 1701 по 1705 годы введено много новых прямых и косвенных налогов: подать на приобретение драгунских лошадей,
налоги с плавучих судов,
с постоялых дворов,
с продажи съедобного,
с 1705 году – налог для горожан за ношение бороды, крестьяне же оплачивали налог на бороды при въезде и выезде из города,
с 1719 году – горный налог (одна десятая доли всей добычи ископаемых).
Введение монополии на продажу алкоголя, рыбьего жира, сала, дегтя.
Цель: подготовка к введению для населения подушной подати (подушного налога).
С 1720 года перепись проводилась не только среди крестьян, но и среди церковников, дворовых и холопов.
Введение подушной подати.
1724 г.- введение подушной подати (с каждого лица мужского пола, кроме дворян и духовенства) вместо подворной (с одного двора).
Суть подушной подати.
Налоговая ставка не зависела от доходов. Для расчета размера налога, сумму необходимую государству для армейских затрат, делили на все подлежащее налогообложению население. Крестьяне должны были содержать армию, посадские люди – флот.
Требуемую сумму делили на лиц мужского пола. В итоге крестьяне в год платили 74 коп., посадские – 1 рубль 14 коп.
Для сбора подушной подати в каждом уезде дворянами выбирался комиссар.
Все налогоплательщики должны были придерживаться «правила 30 верст». Нельзя удалятся больше чем на 30 верст от места приписки без специальных документов Между проведениями ревизий из налоговых списков не исключались умершие и не включались новорожденные души.
Итоги и значение реформы.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
История развития налогов от Петра I до революции 1917 года
Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра I (1672-1725). В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением страны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия производства и новые приемы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов и мануфактур.
Петр начал учреждать казенные фабрики и заводы. Но при этом предусматривал передачу их в дальнейшем в частные руки. Зачинателям производства давались значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным предприятиям приписывались населенные пункты, что позволило решить проблему рабочих рук. Именно в этот период в России возникли: металлургия; горнозаводская промышленность; судостроение; суконное дело; парусное дело.
Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, в том числе через таможенные пошлины. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой.
В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к «подушной подати». До 1678 года единицей налогообложения была «соха», а с 1678 года такой единицей стал «двор». Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. Прибыльщики предложили перейти от «подворной системы» обложения к «поголовной», единицей обложения стала вместо двора «мужская душа».
Давали доход и оброчные статьи: казенные рыбные ловли; мельницы; сенные покосы; огороды; бобровые гоны; бортные ухожья; пивоварни, и пр.
Петр реорганизовал управление финансами. Наряду с реорганизацией центрального управления происходили изменения в земских учреждениях. Государство Петра I еще не имело в достаточном количестве органов, способных осуществлять сбор питейных, торговых и прочих пошлин. Обычно эта обязанность возлагалась на представителей купечества и других городских обывателей. «Казенные подати» собирали выборные земские старосты под контролем воевод. Указом от 30 января 1699 года торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. Это был крупный шаг в области местного самоуправления. Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое распространение получили «откупа». Правда, была еще одна попытка Петра I упорядочить сбор косвенных налогов. Он попытался поручить их сбор подобранным для этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело. В 1718 году в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей.
Доходы государства постоянно росли. Во второй половине царствования Петра I Российское государство несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами.
Налогообложение в XVIII-XX века.
В России при преемниках Петра I финансы начали приходить в расстройство. В отличие от своего великого предка Елизавета (1709-1761) и Петр III (1728-1762) не делали различия между казенными и своими доходами. Отрасли торговли были превращены в разорительные частные монополии. Об экономии в государстве перестали заботиться еще со времен Анны Иоанновны (1693-1740).
Екатериной II (1729-1796) были отменены многие «откупа» и монополии, снижена казенная цена соли, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Упорядочено управление финансами, в том числе в губерниях.
Предпринятые финансовые меры наряду с приобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов.
Надо сказать, что в эти годы иногда принимались решения, дающие быстрый финансовый эффект, но которые вряд ли можно признать полезными в целом. Так, в 1765 году признано необходимым отдать на «откуп» винную торговлю, что и было сделано. Через два года «откупа» приобрели массовый характер. Увеличив доходы, они породили пьянство, злоупотребление в винной торговле, тайную продажу водки.
Более одной трети государственных расходов поглощала армия. В середине 60-х годов «подушная подать» целиком направлялась на содержание войска. Но туда же еще шли деньги от винных, соляных, таможенных сборов.
Что касается сохранявшегося «подушного налога» на основное население России, то при Екатерине II это был не совсем тот налог, который ввел Петр I. По Указу от 3 мая 1783 года «подушные подати» с мещан и крестьян взимались только для удобства в общем государственном счете. А с 1797 года уже после смерти императрицы российские губернии были разделены на четыре класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного значения и для каждого класса были назначены отдельные «подушные оклады».
В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными.
с подвижных лодок; за запись в городовую обывательскую книгу и др.
Тогда же появляются и первые «заемные средства» в бюджетах городов и проценты со вкладов в банки.
Через несколько лет после «плана финансов» появился в России первый крупный труд в области налогообложения: «Опыт теории налогов» Николая Тургенева (1818 года). Книга свидетельствует, что в России хорошо знали работы западных экономистов, практику налогообложения. Имелся и отечественный опыт. Н. Тургенев считал, что все богатства народные проистекают из двух главных источников, суть которых: силы природы и силы человеческие. Но для извлечения богатства из этих источников нужны средства. Эти средства состоят в различных орудиях, строениях, деньгах и так далее. Ценность орудий, строений, денег называется капиталом. Все налоги вообще проистекают из трех источников дохода общественного, а именно: 1) из дохода от земли; 2) из дохода от капиталов; 3) из дохода от работы.
Налог должен быть всегда взимаемым с дохода и притом с чистого дохода, а не с самого капитала, чтобы источники доходов государственных не истощались.
Н. Тургенев выдвигает новую в условиях России того времени задачу. Он требует заранее изучать и прогнозировать возможные последствия от введения или изменения налогов. Требование, которое является актуальнейшим для нашей экономики, для конца XX столетия.
Н. Тургенев призывает к крайне осторожному обращению с налогами. Он постоянно напоминает, что налоги уменьшают народное богатство, т.к. часть дохода издерживается, не умножая этого дохода. Отнимая у промышленности часть капиталов, налоги сдерживают ее развитие. Высокие налоги болезненно сказываются даже на семьях со средними достатками. Исходя из этого, говоря о налогах на потребление, он считает желательным, чтобы предметы, необходимые для жизни, были всегда свободны от налогов.
Разные формы податей, без которых не могло обойтись ни одно государство, можно классифицировать по трем группам: промысловый доход (домен), регалии, собственно налоги в их современной трактовке.
Во второй половине XIX века большое значение приобретают прямые налоги. Основной являлась «подушная подать», замененная в 1882 году налогом с городских строений. Вторым по значению налогом выступал «оброк-плата» крестьян за пользование землей.
С 1898 года Николай II ввел промысловый налог. Большое значение играл налог с недвижимого имущества. Появляются новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж; сбор с векселей и заемных писем; налоги на право торговой деятельности; налог с капитала для акционерных обществ; процентный сбор с прибыли; налог на автоматический экипаж, и т.д.
Налоговая реформа Петра I
Налоговая реформа Петра I — комплекс преобразований системы налогообложения, основным результатом которых стало введение нового основного налога — подушной подати.
Подушная подать (оклад, налог) — введена в 1724 году, после повторной «подушной» переписи населения 1718-1722 годов.
Первая перепись 1710 года показала, что крестьяне уклоняются от выплат налогов обнося рядом стоящие дома одним забором и выплачивая «подворный» налог вместе с соседями.
Причины и предпосылки налоговой реформы Петра I
Содержание и ход реформ налоговой системы
Следует отметить, что первые 20-ть лет правления Петра I, который взошёл на престол вместе с братом в возрасте 10 лет, не сопровождались какими-либо существенными реформами, ни в налоговой, ни в каких-либо других сферах.
Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.
Введение новых косвенных налогов и сборов
Начиная с 1704 года один за другим вводились самые разные, порой абсурдные налоги: посаженный, поземельный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, на покос сена, трубный, с печей, налог на причал и отправку плавучих судов, с мостов и переправ, с клеймения платья, шапок и сапог, с варки пива, с производства воска, с квасных и сусляных напитков, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, и т.д. Всего появилось около 40 новых налогов.
Налог на бороду
Каждый, кто отказывался брить бороду был обязан платить от 100 до 30 рублей ежегодно, в зависимости от чина и положения. Была установлена дополнительная система сбора данного налога с крестьян — налог на въезд и выезд в крупные города по 2 коп.с бороды.
Внутри страны организовывались частные и государственные монополии — аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные — для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.
В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, целью которого была защита отечественных товаров неспособных конкурировать по качеству с иностранными аналогами. Тариф был откровенно протекционистским — пошлины были настолько высоки, что торговцы просто отказывались привозить товар на продажу.
Введение нового основного прямого налога — подушной подати
Перепись 1710 г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Крестьяне обносили несколько домов одним забором, получался один «двор» — таким образом народ старался выжить и уменьшить огромное налоговое бремя. Но Петру I нужна была промышленность, нужна была победа в Северной войне со Швецией — а без денег, большую часть которых государство получало именно в виде налогов, достижение каких-либо результатов было невозможно.
Первым шагом налоговой реформы стало проведение повторной переписи населения — теперь приказано было записывать всех, кто был мужского пола и принадлежал к податным сословиям.
Весной 1724 г., когда более точно была определена цифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, подушная подать определена в 74 коп.с души. Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп.с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп.с души.
Реформа финансового аппарата
До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.
Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата (Ратуша) — центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов.
18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям. Все военные части были распределены по соответствующим губерниям, откуда поступали провиант и деньги на содержание.
Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается Сенат — в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В этом же году учреждаются должности фискалов, обязанностями которых было преследование казнокрадства и взяточничества.
В 1717—1722 гг., в рамках создания системы коллегий были сформированы новые финансовые институты: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия.
Камер-коллегия осуществляла надзор за государственными доходами, следила за окладными и неокладными поступлениями. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Неокладными налогами и сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен.
Сбором доходов от монетной и горной регалий заведовала Берг-коллегия.
Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами.
Ревизион-коллегия, учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств.
В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет.
Оценка налоговой реформы
Однако, при оценке этих цифр необходимо учитывать, что возрастание ценности государственных доходов не вполне соответствует возрастанию их численной величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные, рыночная стоимость рубля упала почти вдвое, из чего можно сделать вывод, что доходная часть государственного бюджета выросла по сравнению с 1680 г. более чем в 3 раза и по сравнению с 1701 более чем в 2 раза.
Что касается соотношения разных частей государственного дохода, — главный тон переменам в их процентных отношениях давало в 1701 г. чрезвычайное увеличение реального дохода, а именно, прибыли от монетной операции. В 1724 г. абсолютная цифра этого дохода увеличивается благодаря соляной продаже, но процентное отношение его к другим доходам падает; и абсолютно пропорционально первое место в бюджете занимает только что введенная подушная подать: теперь она превышает половину всех поступлений, тогда как непосредственно перед введением подушной статьи прямые сборы не составляли и трети (31%) их.
ЕГЭ. История. Налоги при Петре I
Налоги при Петре I
Правление Петра I отличалось проведением масштабных реформ практически во всех сферах общественной жизни. Коснулось это и налоговой системы.
Какова была налоговая система при Петре I? Какие изменения в ней произошли в правление этого великого деятеля?
Налоговая реформа Петра I
Причины проведения налоговой реформы:
Необходимость значительного повышения государственной казны, так как Россия вела постоянные войны, требовались большие расходы на армию и вооружение.
Неэффективность подворного налогообложения, необходимость введение новой формы взимания прямых и косвенных налогов.
Основное содержание налоговой реформы:
Повышение прямых и косвенных налогов.
Прямыми налогами являлись: рекрутский, корабельный, налог на бороду, на дубовые гробы, на государственные бумаги и другие.
Косвенные налоги: рыбные, медные, медовые, конские, банные и др. К 1724 году, в России насчитывалось около 40 различных налогов.
В 1710 г. была проведена перепись населения.
До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. Петром I была введена подушная подать в 1718-1724гг. Это значило, что налоги взимались с каждого лица мужского пола от младенцев до стариков.
Создавались « Ревизские сказки»- документы, в которых отмечалось всё мужское население, обязанное платить налоги.
Петр I учредил особую должность — прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т. е. изобретать новые источники доходов казны. Был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков — десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Так раскольники были обязаны уплачивать двойную подать.
Итоги налоговой реформы:
Государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и «не сделало ни копейки долгу».
Тяжёлым бременем налоги легки на плечи народа. Ухудшилось материальное положение людей, началось массовое бегство крестьян от помещиков, по всей России вспыхивали крестьянские буны и восстания.
Примечание: о налоговой системе России до Петра I можно найти материал здесь.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна