На что чартков потратил внезапно появившиеся деньги
Куда вложить деньги, которые свалились с неба? по произведению Н.В. Гоголя «Портрет»
Номинация «Литературное творчество»
Скорее всего, все дружно ответят: это не проблема. Но, перечисляя, на что потратили бы деньги, остановятся на трех-четырех пунктах. Сиюминутные желания: модный гаджет, красивая одежда, дорогое украшение, посещения развлекательного центра вместе с семьей или компанией друзей, желанное путешествие в экзотическую страну. Самые сознательные вспомнят о потребностях родителей и близких людей — и осчастливят их подарком. Юные бизнесмены назовут эти деньги начальным капиталом и будут строить планы, как открыть свое дело. И лишь единицы поступят как девочка из сказки про цветик-семицветик: помогут нуждающемуся в помощи.
Чувствуете, как полезно бывает обратиться к классикам, чтобы сделать правильный выбор? А что говорит русская литература о ситуациях, когда у героя появляются абсолютно нежданные деньги?
Но все по порядку, вслед за классиком русской литературы Николаем Васильевичем Гоголем. В одной из своих «Петербургских повестей», которая называется «Портрет», автор рисует нам бедного, но талантливого художника Чарткова. Именно его возможность стать богатым мы будем анализировать. Гоголь «дарит» своему герою большие деньги: художник обнаруживает в рамке случайно купленного портрета «желобок, задвинутый дощечкой». Там лежит сверток из синей бумаги, в которой находятся 1000 червонцев.
Вряд ли сам автор предполагал, что мы будем анализировать его произведения с точки зрения финансовой грамотности героя, но у каждого времени свои потребности. Конечно, тема назначения искусства актуальна всегда, но современную молодежь не меньше волнует вопрос, как добиться личного жизненного успеха, как стать счастливым и богатым. А классическое произведение – эталон, его автор – провидец. Может, ответ на интересующий вопрос находится именно в его шедевре? Попробуем поискать.
Итак, всю свою пока еще короткую жизнь Чартков прожил в нищете на съемной квартире, пытаясь совершенствовать свой талант. Частенько ему было нечем платить за аренду. Вот, кстати, один из способов заработать деньги в Петербурге XIX века. Как пишет Гоголь, владелец дома был человек отставной, но в «молодости своей он был капитан и крикун…, мастер был хорошо высечь, был расторопен…», что и позволило ему скопить денег, купить домик и «по истечении каждого месяца наведываться к своим жильцам за деньгами». Способ обеспечить себя в старости достаточно приемлемый, но скучный. Всю жизнь копить, изворачиваться, беречь каждую копейку, чтобы потом выпрашивать свои же деньги у недобросовестных плательщиков. Не очень перспективно и уж точно не интересно. Человеку с мечтательным характером, как у Чарткова, такое вложение денег не принесет удовлетворения.
Вернемся к гоголевскому сюжету. Главный герой покупает картину в лавке на Щукином дворе, причем делает он это из любви к искусству: портрет великолепен, художник, нарисовавший его, бесспорно талантлив. Выбрав эту картину среди «художественного хлама», Чартков торгуется. Но не потому, что хочет извлечь выгоду. Просто у него в кармане остался только двугривенный, 10 копеек, если переводить на современные деньги. Вдумайтесь: молодой человек готов отдать последний грош за произведение искусства! Он абсолютно лишен практицизма, он мечтатель, не приспособленный к жизни в столичном городе, где деньги очень значимы. Это немаловажный факт для понимания образа этого героя. Такой человек не станет собирать и копить, он творец! Вот лавочник, который торгуется с Чартковым, – настоящий делец: он не отступает до последнего, желая сбыть с рук ненужную картину и при этом «навариться». Оцените его фразы: «…три четвертачка давайте!», «…да за двугривенный одной рамки не купишь», «Господин, господин, воротитесь! гривенничек хоть прикиньте. Возьмите, возьмите, давайте двугривенный. Право, для почину только, вот только что первый покупатель». Каков мастер! И торгуется, и сам себя уговаривает, и получает от этого удовольствие! Однако так, с огоньком, работать в торговле сможет не каждый. Творческие личности вроде Чарткова не способны открыть магазин и навязчиво предлагать посетителям произведения искусства или нечто, похожее на них.
Картина, купленная молодым художником
по случаю, оказывается с секретом.
Чартков случайно обнаруживает в рамке
портрета тысячу червонцев.
Правда, происходит это не без помощи полицейского, которого привел хозяин дома с целью устрашения – постоялец задолжал за квартиру. Ситуация очень похожа на современную: представители коллекторских агентств тоже воздействуют на должников своим авторитетом и силой. Тоже, кстати, способ заработать. Но точно не для Чарткова: юноша он тонкий, никого устрашить не сможет. Да и род службы – силовое ведомство – для себя не выберет.
А пока Чартков счастлив: он «принялся с сильным сердечным трепетаньем разворачивать сверток», «почти обезумев», «перебирал червонцы, пересматривал, и всё ещё не мог прийти в себя». Деньги вскружили ему голову, однако молодой человек достойно сопротивлялся искушению. Он говорит себе: «Теперь я обеспечен по крайней мере на три года, могу запереться в комнату, работать». Однако «другой голос слышнее и звонче». Он тоже дает советы: «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться в театр, в кондитерскую, в…» К сожалению, именно эти сиюминутные желания и побеждают в душе героя. Скажите, положа руку на сердце, а вы бы поступили по-другому?
Но не думайте совсем плохо о герое. Да, молодость и желание красиво пожить на время затмили рассудок Чарткова. Но оцените прагматичность героя, которая неведомым образом появилась у художника: он решил заказать статью о себе! Причем проявил чудеса практической сметки: нашел «издателя ходячей газеты», тот свел его с журналистом, из-под пера которого и вышла статья «О необыкновенных талантах Чарткова». Цена такого «заказного» опуса – десять червонцев. Это, кстати, способ заработать для творческих людей – писать по просьбе «платежеспособного» клиента. Для такого дела нужны способности – это не просто деньги за квартиру собирать или в лавке торговать!
Однако Н. В. Гоголь четко знает, что такой путь легкого заработка ведет к потере таланта. Чартков, не без помощи газеты и лестных отзывов первых клиентов, приобретает репутацию талантливого художника. Успех быстро кружит голову неопытному юноше. Он становится модным живописцем, рисует портреты по заказу богатых людей, которым не важны искусство и правда изображения, им нужны лишь их приукрашенные лица, благородные позы и «бренд» знаменитого художника. Несчастный Чартков растрачивает свой талант, зато обретает новый смысл жизни: «золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью». Его благосостояние росло, и вот тут, когда он насытился свободой и большими деньгами, настает время совершать благородные поступки, открыть свое дело, заниматься благотворительностью… Но Чартков «начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем». Автор дает нам понять, что легкие деньги и раздутая популярность портит характер, убивает талант.
В своих размышлениях Гоголь идет дальше. В душе героя рождается черная зависть. Растерявший свой талант Чартков начинает «скупать всё лучшее, что только производило художество», и уничтожать произведения искусства. На это тратятся все накопленные деньги: после гибели героя «ничего не могли найти от огромных его богатств; но, увидевши изрезанные куски тех высоких произведений искусства, которых цена превышала миллионы, поняли ужасное их употребление». Герой оказался не способен изменить свою жизнь к лучшему, получив от судьбы денежный подарок.
Кто виноват в таком финале жизни главного героя
повести?
У юноши был начальный капитал, явные художественные способности, но ни экономической инициативы, ни самостоятельности, ни цели. Печальный итог его жизни – нравственное падение, до которого героя довели даром полученные деньги.
Вывод из этой истории можно сделать такой: если тебе чудом достался клад, начни свое дело и зарабатывай на жизнь, реализуя и свою потребность в творчестве, и свое желание безбедно жить. Если же финансы не включены в оборот, то их обладатель попросту проживает деньги, не пополняя капитал. И рано или поздно его ждет финансовый крах.
Если бы Чартков продолжил писать картины, организовал мастерскую, свои картины продавал с аукциона, а деньги частью тратил на самообразование, частью – жертвовал на благотворительность, он смог бы почувствовать себя достойным членом общества, и деньги лишь способствовали бы его самосовершенствованию. Они могли быть помощниками, а стали хозяевами жизни Чарткова. Но каждый сам выбирает, как распорядиться своим капиталом. То, что произошло с героем повести Н. В. Гоголя «Портрет», хорошо описывает русская пословица: «Что досталось махом, пойдет прахом». Финансовой грамоте надо учиться в том числе и на ошибках литературных героев.
Гоголь «Портрет» тест, ответы на вопросы какие?
Гоголь «Портрет» тест?
Гоголь «Портрет» с ответами?
Гоголь «Портрет» тест по произведению?
Гоголь «Портрет» тест 10 класс?
Гоголь «Портрет» тест онлайн?
Гоголь «Портрет» тест по содержанию?
Гоголь «Портрет» тест по произведению с ответами?
Гоголь «Портрет» тест егэ?
Гоголь «Портрет» тест на знание текста?
Гоголь «Портрет» тест на содержание?
1) Действие повести «Портрет» происходит:
2) Имя главного героя повести «Портрет»?
а) Андрей Петрович Чартков
б) Алексей Иванович Чиртков
в) Никита Иванович Чертков
3) «Портрет» в лавочке продавали:
а) картины, писанные маслом
4) «Портрет» Гоголь Покупателей было?
5) «Портрет» Чартков впервые увидел портрет:
в) в картинной лавке
6) Главной деталью портрета было:
а) широкий азиатский
б) пейзажный фон – пламенный полдень
7) Где бедный художник Чартков купил портрет?
а) купил портрет на аукционе
б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом
в) сторговался в лавочке за двугривенный
8) Сколько раз Чарткову казалось что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне?
9) На что были потрачены внезапно появившиеся деньги у героя повести «Портрет» Чарткова? На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы
б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства
в) на новую квартиру, одежду, развлечения
10) Талант Чарткова еще проявил себя:
а) в изображении Психеи
б) аристократической дамы
в) портрете дочери аристократической дамы
11) Кто прославил Чарткова в повести «Портрет»?
а) таинственный портрет
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку
12) Чартков стал знаменитым благодаря:
а) благодаря высокому таланту
б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам
в) благодаря таинственной силе портрета
13) Из за чего Чартков закончил жизнь бесславно? Чартков окончил жизнь бесславно:
в) скандальной истории
14) После смерти Чарткова в его квартире обнаружили?
б) незаконченные великие произведения искусства
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15) Историю таинственного портрета рассказал:
б) аристократ, любитель живописи
в) молодой художник
16) Изображенный на портрете старик был:
17) Что приносило людям общение с человеком изображенным на портрете? Общение с человеком изображенным на портрете приносило людям:
а) удачу и богатство
в) широкую известность
18) Портрет был заказан художнику кем:
а) церковью, для которой он писал святых
б) родными ростовщика
в) самим ростовщиком
19) Поняв что его кисть послужила дьявольским орудием художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом
б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха
в) продолжал писать картины
20) Портрет в конце концов был:
а) был продан на аукционе
21) Композиция всего произведения «Портрет»? Композиция «Портрет» Гоголь:
Тест по творчеству Н.В. Гоголя (10 класс)
Тест по творчеству Н.В. Гоголя I вариант
1. Гоголя звали а) Василий Николаевич б) Алексей Николаевич в) Николай Васильевич
2. Гоголь родился а) в Петербурге б) в Москве в) в Орловской губернии г) на Украине
3. Какое произведение принесло Н.В. Гоголю известность?
а) «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832)
б) «Идиллия в картинках», «Ганц Кюхельгартен» (1829)
в) стихотворение «Италия» (1829)
4. Какое произведение не принадлежит Гоголю:
а) «Тарас Бульба» б) «Вечера на хуторе близ Диканьки»
в) «Муму» г) «Майская ночь или утопленница»
а) была ссылка на Кавказ в действующую армию
б) было путешествие на остров Сахалин
в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина
г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики
6.Сколько повестей входит в цикл «Петербургские повести»?
7. Действие повести «Портрет» происходит:
а) в Петербурге б) в Москве в) в деревне
8. Имя главного героя:
а) Андрей Петрович Чартков б) Алексей Иванович Чиртков
в) Никита Иванович Чертков
9. Где герой впервые увидел портрет?
а) на выставке б) в монастыре в) в картинной лавке
10. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
11. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник, создавший портрет:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха в) продолжал писать картины.
12. Чартков окончил жизнь бесславно из–за: а) зависти б) пьянства в) скандальной истории
13. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
а) много денег б) незаконченные великие произведения искусства
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
14. Историю таинственного портрета рассказал:
а) аукционист б) аристократ, любитель живописи в) молодой художник
15. Портрет в конце концов: а) был продан на аукционе б) уничтожен в) украден
16. Повесть «Шинель»: а) фантастическая б) жизнеподобная в) романтическая.
17. Акакий Акакиевич – это:
а) типичный национальный характер б) лишний человек
в) «крик ужаса и стыда, который издает человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда вдруг увидит в зеркале свое оскотинившееся лицо» (Герцен).
Тест по творчеству Н.В. Гоголя II вариант
1.Гоголь Н.В. родился в а) 1852 году б) 1809 году в) 1952 году
2.Детские годы писателя прошли в имении родителей недалеко от села…
а) Тарханы б) Михайловское в) Диканька
3.Николай Васильевич Гоголь родился …
А) в семье богатого дворянина Б) в семье небогатого помещика В) в царской семье
4.Кто сыграл большую роль в воспитании будущего писателя?
а) отец б) мать в) нанятые воспитатели(гувернёры)
5.В каких учебных заведениях обучался будущий писатель?
а) Полтавском училище б) Нежинской гимназии в) церковноприходской школе
6.Какие произведения написал Гоголь Н.В.?
а) «Сорочинская ярмарка» б) «Вечер на кануне Ивана Купала»
в) «Майская ночь, или Утопленница» г) «Барышня-крестьянка»
7.Повесть Портрет». Чартков впервые увидел портрет:
а) на выставке б) в монастыре в) в картинной лавке
8. Главной деталью портрета было:
а) широкий азиатский б) пейзажный фон – пламенный полдень в) глаза старика
9. Чартков:
а) купил портрет на аукционе б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом в) сторговался в лавочке за двугривенный
10. Чарткова прославил:
а) таинственный портрет б) дама – заказчица
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку
11. Чартков стал знаменитым:
а) благодаря высокому таланту б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам в) благодаря таинственной силе портрета.
12. Изображенный на портрете старик был:
а) ростовщиком б) купцом в) актером
13. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
а) удачу и богатство б) несчастье в) широкую известность
14. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха в) продолжал писать картины.
15. Портрет в конце концов:
а) был продан на аукционе б) уничтожен в) украден
16. Повесть «Шинель»: а) фантастическая б) жизнеподобная в) романтическая.
17. Акакий Акакиевич:
а) синонимичен пушкинскому «маленькому человеку» б) это другой вид
в) его нельзя отнести к маленьким людям.
18. В какой сборник была включена «Шинель»:
а) «Арабески» б) «Миргород» в) «Петербургские повести»
тест по содержанию повести нв Гоголя портрет
Тест по содержанию повести Н. В. Гоголя «Портрет»
1. Действие повести происходит:
а) в Петербурге;
б) в Москве;
в) в деревне.
2. Имя главного героя:
а) Андрей Петрович Чартков;
б) Алексей Иванович Чиртков;
в) Никита Иванович Чертков.
3. В лавочке продавали:
а) картины, писанные маслом;
б) акварели;
в) гравюры.
4. Покупателей было:
а) много;
б) немного;
в) не было совсем.
5. Чартков впервые увидал портрет:
а) на выставке;
б) в монастыре;
в) в картинной лавке.
6. Главной деталью портрета было:
а) широкий азиатский;
б) пейзажный фон – пламенный полдень;
в) глаза старика.
7. Чартков:
а) купил портрет на аукционе;
б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;
в) сторговался в лавочке за двугривенный.
8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:
а) два раза;
б) три раза;
в) четыре раза.
9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы;
б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства,
в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
10. Талант Чарткова еще проявил себя:
а) в изображении Психеи;
б) аристократической дамы;
в) портрете дочери аристократической дамы.
11. Чарткова прославил:
а) таинственный портрет;
б) дама – заказчица;
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.
12. Чартков стал знаменитым:
а) благодаря высокому таланту;
б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам;
в) благодаря таинственной силе портрета.
13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:
а) зависти;
б) пьянства;
в) скандальной истории.
14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
а) много денег;
б) незаконченные великие произведения искусства;
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15. Историю таинственного портрета рассказал:
а) аукционист;
б) аристократ, любитель живописи;
в) молодой художник.
16. Изображенный на портрете старик был:
а) ростовщиком;
б) купцом;
в) актером.
17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
а) удачу и богатство;
б) несчастье;
в) широкую известность.
18. Портрет был заказан художнику:
а) церковью, для которой он писал святых;
б) родными ростовщика;
в) самим ростовщиком.
19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом;
б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;
в) продолжал писать картины.
20. Портрет в конце концов:
а) был продан на аукционе;
б) уничтожен;
в) украден.
21. Композиция всего произведения:
а) линейная;
б) обратная;
в) рамочная.
Изучение повести Н.В.Гоголя «Портрет» в 8-м классе
Разделы: Литература
Оборудование урока: портреты Н. В. Гоголя; репродукция А. И. Иванова “Явление Христа народу”, учебники, тетради.
Эпиграф к уроку: “Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл, у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы…” А. И. Солженицын
Оформление доски: Портреты Н. В. Гоголя, словарик
Портрет работы неизвестного художника 1820е гг.
Автолитография Э. А. Дмитриева – Мамонова с рисунка 1840–х гг.
Рисунок А. А. Иванова. 1847 г.
Портрет работы Горюнова 1835 г
Портрет работы Ф. Моллера. Рим, 1841 г.
Автолитография А. Г. Венецианова 1834 г.
Модель памятника Н. В. Гоголю Н. А. Андреев 1906 г. Бронза. Гранит.
Памятник Н. В. Гоголю. Н. А. Андреев. 1906 г. Бронза. Гранит.
Памятник Гоголю в Москве. Н. В. Томский 1952 г.
Явление Христа народу. А. А. Иванов 1837-1857 гг.
Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке нам предстоит вновь встретиться с творчеством Н. В. Гоголя, но это будет уже не озорной смех “Вечеров на хуторе близ Диканьки” и не размышления о проблемах национального самосознания, веры и гуманизма, как это было, когда мы работали над повестью “Тарас Бульба”. Нам предстоит проследить, как Н. В. Гоголь решает проблему призвания художника, творца, что думает о роли искусства и его месте в истории человечества.
Давайте, обратим внимание на портреты Гоголя в разные периоды его жизни: в молодости, в зрелые годы. Несмотря на то, что перед нами один и тот же человек, тем не менее, не только возраст обуславливает восприятие внешнего вида, но и подход к изображению человека, самое восприятие личности отличается многообразием и обуславливается творческой индивидуальностью авторов.
С художниками и их творчеством мы встретились на страницах повести, проверим, хорошо ли мы прочли текст, чтобы поразмышлять о роли искусства и назначении художника.
Тест по содержанию.
1. Действие повести происходит:
2. Имя главного героя:
б) Алексей Иванович Чиртков;
в) Никита Иванович Чертков.
3. В лавочке продавали:
4. Покупателей было:
5. Чартков впервые увидал портрет:
в) в картинной лавке.
6. Главной деталью портрета было:
б) пейзажный фон – пламенный полдень;
б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;
в) сторговался в лавочке за двугривенный.
8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:
9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы;
б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства,
в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
10. Талант Чарткова еще проявил себя:
б) аристократической дамы;
в) портрете дочери аристократической дамы.
11. Чарткова прославил:
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.
12. Чартков стал знаменитым:
б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам;
в) благодаря таинственной силе портрета.
13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:
в) скандальной истории.
14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
б) незаконченные великие произведения искусства;
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15. Историю таинственного портрета рассказал:
б) аристократ, любитель живописи;
16. Изображенный на портрете старик был:
17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
в) широкую известность.
18. Портрет был заказан художнику:
а) церковью, для которой он писал святых;
б) родными ростовщика;
19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом;
б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;
в) продолжал писать картины.
20. Портрет в конце концов:
21. Композиция всего произведения:
В конце I четверти на страницах учебника мы познакомились с “Письмом преподобного оптинского старца иеромонаха Амвросия к превосходительной NN”. Вы помните, что предваряя чтение этого письма, мы познакомились с историей Оптиной Пустыни, куда приезжали за советом и поучением многие известные нам писатели XIX века. Среди них был Н. В. Гоголь. Оптинские старцы целью своего служения богу основывали на подвиге жертвенной любви к людям, на возрождении духовной цельности человека, большое значение в своих проповедях предавая смирению и взгляду на самого себя.
Читая повесть “Портрет”, мы видим, что размышления Гоголя над одной из важнейших для литературы тем – темы ответственности художника за свой труд не лишена влияния Оптиной Пустыни.
Давайте познакомимся поближе с героем повести, обращая пристальное внимание на детали портрета, интерьера, помня о том, что ни одно слово писателя не может быть написано случайно.
-Как выглядел Чартков в начале повести? (Старая шинель, нещегольское платье, крепко и сильно заношенный халат.)
Что представляло собой его жилье? (Комната с низкими потолками, в которую приходилось подниматься по лестнице, загаженной и облитой помоями, узкий диванчик с торчащими медными гвоздиками, отсутствие свечей.)
Был ли Чартков талантлив? Найдите подтверждение в тексте. (Молодой Чартков был художник с талантом, его кисть отзывалась наблюдательностью, занятый своей работой, мог забыть и питье, и пищу, и весь свет).
В толковом словаре слово “талант” трактуется следующим образом: “Выдающиеся природные способности, высокая степень одаренности”. В дневнике М. М. Пришвина есть такая запись: “Талант похож на аванс, который нужно отработать, и чем больше талант, тем, значит, больше к нему труда. Вот почему бездарные и ловкие люди обыкновенно больше зарабатывают, чем талантливые. По тому же самому часто слышишь сказку о “загубленных талантах”. Такие таланты опускаются, потому что не могут работать. Талант называется даром, потому что даровитому и сильному человеку сама работа доставляет наслаждение”.
Кто или что погубило талант Чарткова? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим: внешние или внутренние обстоятельства сыграли определенную роль в забвении дарования молодого художника.
Для этого составим сравнительную таблицу, обращая внимание на детали. Используем для этого материал 283-285, 296-298 страниц учебника.
Внешние препятствия для развития творчества
Внутренний голос и побуждения Чарткова
“нестерпимо холодная гостиная”
“мастерская с мерзнущими окнами”
“не на что купить кисти и краски”
“нечем платить за квартиру”
Подводя итог нашим наблюдениям, сравним, наконец, его мысли вслух, когда Чартков был молод (обращаемся к тексту стр. 286), и его же несобственно-прямую речь после увиденной на выставке картины (текст стр. 311-312).
Итак, все это помогает нам многое понять в характере героя: он талантлив, в нем есть вкус к учебе, труду, но одновременно жажда славы, мгновенного успеха побеждает.
Чартков не был знатоком человеческой природы, ему не дана возможность выразить внутренний мир изображаемой им девушки, он видит только внешнее. Он увлекается, но его работа постоянно нарушается репликами, нетерпеливостью клиентки, претензиями аристократической дамы, на которые он фактически не возражает, а идет на поводу их желаний. Приглашение бывать, прийти на следующей неделе обедать, а затем восхищение Психеей, которой были переданы черты юной особы и последовавшие вслед за тем улыбки, деньги, комплементы, искреннее пожатие руки, приглашение на обеды – совершенно примеряют Чарткова с ними. Остальные творения не могут в полной мере называться творениями, потому кисть его хладела и тупела. Его портреты стали похожи на тот хлам, который он когда-то рассматривал в картинной лавочке из Щукинского двора. Обратимся опять к тексту. Сравним суждения молодого Чарткова (стр. 281) с тем, что произошло с ним самим. (“Тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно встала в ряды искусства, тогда как ей место среди низких ремесел”).
Гоголь, близко знавший Иванова, говорил о картине: “Где мог найти он образ того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины – представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу? Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображаемым? Постигнуть мыслью? Нет, пустяки! Холодна для этого мысль и ничтожно воображение. Нет, пока в самом художнике не произошло истинное обращение к Христу, не изобразить ему того на полотне. Иванов молил Бога о ниспослании к нему такого полного обращения, лил слезы в тишине, прося у Него же сил исполнить им же внушенную мысль…”
Что почувствовал Чартков, когда почувствовал, что потерял свой талант? (Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства…”)
Зависть – один из смертных грехов. Когда адское намерение в результате это чувство родилось в его душе? (Чтение текста стр. 313-314).
Таким образом, мы подошли к проблеме противостояния ремесла и искусства. Искусство принято отражать высшую реальность. Когда “ясно даже непосвященным, какая незримая пропасть существует между созданием и простой копией природы”.
Сложную задачу поставил перед собой писатель. Рассмотрим, каким образом она получает свое решение в повести.
Вспомним историю расставания (краткий пересказ одним учеником).
Давайте подумаем, какой прием использует автор, чтобы более выпукло, ярко, быстро обнажить человеческую сущность того же Чарткова. (Фантастику).
С какой целью он использует прием фантастики?
Побуждая заново всмотреться в жизнь кажущуюся благополучной лишь потому, что она привычна, Гоголь изображает ее в преувеличенно резком виде, так чтобы эта привлекательная обыденность в своей недоброй порочной сути ярко бросилась в глаза всем. Высокий идеал и норма жизни здесь изображается по принципу контраста, что является собой и чем ей надлежит быть. Привлечение внимания к общественному злу, которое как зло люди уже не воспринимают, Гоголь считал своей прямой задачей. Ведь чтобы вылечить общую болезнь, надо ее назвать.
Индивидуальное задание (2 человека): подготовить рассказ о художнике написавшем картину, выставленную в Академии, и о художнике, нарисовавшем портрет ростовщика.
Тема: Проблема ответственности человека за свою судьбу. (3 урок)
Цель: учить пересказывать с сохранением основных стилевых особенностей текста и выражать собственную оценку прочитанного. Высказывать и обосновывать свое отношение к прочитанному. Характеризовать и оценивать героев произведения, объясняя обусловленность их поведения жизненными обстоятельствами, влиянием общественной среды и выявлять особенности их внутреннего мира.
Оборудование: текст, рабочая тетрадь.
Эпиграф к уроку: “Усилие есть необходимое условие нравственного существования”
Урок начать с выступления учащихся (развернутый ответ на вопрос о роли искусства в жизни общества, дать возможность высказаться как можно большему числу учащихся).
Подводя итог вашим выступлениям, следует сказать, что лишь искусство возвращает человеку утраченную им душевную гармонию в мире, раздираемом противоречиями, отравленном властью бездушного чистогана и меркантильностью.
Художнику отводится автором особая роль (учебник стр. 333 со слов “Кто заключил в себе талант…”).
Какой путь может выбрать художник? (В процессе беседы сделать краткие записи в рабочей тетради).
I тип. Судьба Чарткова (предпочтение творчеству, приносящему духовное удовлетворение, ремеслу, приносившему деньги).
Рассказ ученика о художнике, написавшем картину, выставленную в Академии художеств.
II тип. Художник, сумевший сохранить и возвеличить свой талант.
Рассказ ученика о художнике, нарисовавшем ростовщика.
III тип. Добро существует наряду со злом. Пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы отобразить духовный мир, надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит человека. Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех. Художник служит не своему тщеславию, и даже не таланту. Он служит Богу.
Итак, перед человеком всегда встает определенный выбор – выбор судьбы. Бывает, что выбирая, человек ошибается и снова его мучает выбор – что делать дальше: осознать свою ошибку и исправить ее – это добрый путь; или понимать, что ошибаешься, но гордыня не позволяет исправиться, тогда падение окончательно – это злой выбор, безнравственный. Истинное искусство служит Добру.
Домашнее задание. По группам. Ответить на вопросы:
1 группа. Почему нарушается хронология повествования?
2 группа. В первой редакции повести финал был таким: после рассказа об истории страшного портрета изображение ростовщика у всех на глазах исчезает с полотна. Во второй редакции портрет во время рассказа крадут. В чем смысл такого финала?
3. группа. Можем ли мы причислить “Портрет” к произведениям романтического направления? Доказать свою точку зрения.
- Монарда после цветения что делать дальше
- Людская мобилизация что это