На что делится филология

Филология

В словаре Даля «филология» — (греч. любословие) наука или изучение древних, мертвых языков; изучение живых языков — лингвистика.

Содержание

Обзор различных дисциплин

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Филология» в других словарях:

филология — филология … Орфографический словарь-справочник

Филология — (греческое philologia «любовь к знанию») система знаний, необходимых для научной работы над письменными памятниками, преимущественно на языках древних, часто мертвых. Поскольку важнейшим и первым в совокупности этих знаний является понимание… … Литературная энциклопедия

ФИЛОЛОГИЯ — (греч., от phileo люблю, и logos слово). Сперва под этим именем разумелось изучение древне классического мира; ныне же вообще наука о языке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФИЛОЛОГИЯ [ Словарь иностранных слов русского языка

ФИЛОЛОГИЯ — совокупность, содружество гуманитарных дисциплин лингвистич., лит. ведч., истор. и др., изучающих историю и сущность духовной культуры человечества через языковый и стилистич. анализ письменных текстов. Текст, все его внутр. аспекты и… … Энциклопедия культурологии

ФИЛОЛОГИЯ — ФИЛОЛОГИЯ, филологии, мн. нет, жен. (от греч. philos друг и logos учение, слово). Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Славянская филология. Античная филология. Романская филология.… … Толковый словарь Ушакова

ФИЛОЛОГИЯ — (от фил. и греческого logos слово, буквально любовь к слову), область знания (языкознание, литературоведение, текстология, источниковедение, палеография и др.), изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и… … Современная энциклопедия

ФИЛОЛОГИЯ — (от фил. и греч. logos слово) область знания, изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа историю и сущность духовной культуры данного общества. Филология возникла в Др. Индии и Греции. В 17… … Большой Энциклопедический словарь

Филология — (от фил. и греческого logos слово, буквально любовь к слову), область знания (языкознание, литературоведение, текстология, источниковедение, палеография и др.), изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ФИЛОЛОГИЯ — ФИЛОЛОГИЯ, и, жен. Совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Славянская ф. | прил. филологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Источник

Отрасли филологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность филологии

Филология – это комплекс наук, в который включены языкознание, текстология, литературоведение, источниковедение, палеография и прочие дисциплины, занимающиеся изучением культуры народа, выражаемой посредством языка и литературного творчества.

Первые тексты филологического характера появились как комментарии к сложным словам, которые можно встретить в словарях, трактатах и религиозных письменах. Первым, чьи заметки были подвержены тщательному анализу, был Гомер. Формироваться филология начала еще в Древней Греции, но как наука, окончательно сложилась только в XIX веке.

Наряду с историей, философией, искусствоведением, культурологией, психологией, педагогикой, филология является составной частью комплекса гуманитарных наук. Сама она состоит из нескольких наук и научных дисциплин.

К филологическим наукам относят языкознание с языковедением и лингвистикой, а также литературоведение.

Отрасли филологии

К числу филологических дисциплин относят несколько научных отраслей, в частности:

Дисциплины, которые существуют на стыке лингвистики с литературоведением:

Важнейшие вспомогательные филологические дисциплины:

Готовые работы на аналогичную тему

Вспомогательными дисциплинами являются также дисциплины историко-филологического спектра. Они помогают решить задачи, связанные с изучением древних текстов, к ним относятся палеография и археография.

Также отраслями филологии являются такие научные дисциплины, которые стоят на границе филологии и других наук. К таким дисциплинам относят:

Таким образом, филология – это раздел науки, занимающийся изучением духовности разных народов, анализом их письменности, детальным постижением особенностей того или иного языка, после чего все полученные знания собираются в единое целое. В письменных текстах отражается история любого народа. Потому филология состоит из множества предметов, каждый из которых занимается изучением своей собственной отдельной отрасли.

Источник

Структура филологического знания

Филология как форма самопознания культуры

Специфика филологии и её историческое развитие

Филология – совокупность гуманитарных дисциплин[1], изучающих культуру через содержательный, языковый и стилистич. анализ письменных текстов. Филология изучает культуру в качестве текста. Эта наука является одной из форм самопознания культуры.

Филолога интересуют в тексте как его внутренние аспекты, так и внешние связи. Отсюда проистекают две разновидности (формы) филологической работы:

1) Скромная – анализ текста, не допускающий отхода от его конкретности.

2) Вольная – анализ связей текста с контекстом. Этот путь тяготеет к универсальности и всеохватности.

Филология возникает из философии и в форме философии – форме философской рефлексии над мышлением (словом и речью). У филологии две родины – древняя Индия и Древняя Греция, которые являются родинами философии. Первоначальное двуединство философии и филологии переросло позднее в конфликты между филос. волей к абстракции и конкретностью филологии.

Первоначально филология являла себя как универсальная форма знания. Филолог-классик – характерный для периода с Ренессанса до сер. 19 в. специалист по антич. текстам – совмещал в себе лингвиста, критика, историка гражд. быта, нравов и культуры и знатока др. гуманитарных, а иногда даже естеств. наук – всего, что в принципе может потребоваться для прояснения того или иного текста. Впоследствии происходит дифференциация – некогда единая историкофилол. наука распадается на лингвистич., лит.-ведч., историч. и др. гуманитарные дисциплины. Филология теряет содержательную целостность. Множатся разновидности филологии. Раньше их существовало всего две – классическая и «священная», «специализирующиеся», соответственно, на текстах классической античности и текстах Библии, обоих Заветов. В этих текстах европейское человечество видело источник высшей духовной ориентации. Теперь же разновидностей филологии существует столько, сколько языково-письм. регионов мира. По мере научного прогресса филология отказывается от выделения особо привилегиров. текстов, становится демократической. Оборотной стороной расширения предмета филологии является утрата «интимности» в отношении к предмету. Хотя, безусловно, существуют тексты, сохраняющие своё значение жизненного символа национальных культур. Таковыми выступают творения Данте для итальянцев, Гёте – для немцев, Пушкина – для русских.

Это первый аспект ломки принципов классической филологии в условиях тенденций новейшего времени. Второй аспект заключается в том, что ориентация на целостный текст, характерная для классической филологии, сегодня утрачивает своё монопольное значение. В наше время гуманитарные науки охотно пользуются возможностями осуществления анализа в двух полярных измерениях – на уровне глобальных обобщений (уровень «макроструктур») и на уровне выделения минимальных единиц значений и смысла (уровень «микроструктур»). Как то, так и другое не соответствует человеческому измерению, которое было свойственно классической филологии[2].

Третий аспект трансформации филологии заключается в том, что гуманитарное знание (и филология как его часть) подвергается формализации – уподобляется знанию точных наук, в частности, математики. В классической же филологии важную роль играет интерпретация (понимание), так как сама она является искусством понимать написанное. Интерпретация содержит в себе противостоящие идеалам строгой научности элементы, такие, как интуиция, житейская мудрость, здравый смысл. Математически точные методы возможны лишь в периферийных областях филологии. Однако это не значит, что в классической филологии культивируется субъективность (царствует произвол). Этой науке также свойственна строгость («точность»), но достигается она иначе, чем в точных науках, – посредством постоянного нравственно-интеллектуального усилия, высвобождающего возможности человеч. понимания, оберегающего его как от буквальности, так и от солипсистской[3] субъективности. Филология – это наука понимания Другого: другого человека, др. культуры, др. эпохи. Она не лишает Другого права на существование – не превращает его ни в «исчислимую» вещь, ни в отражение собств. эмоций интерпретатора.

Структура филологического знания

В филологии как науке выделяются две основные научные области: литературоведение и языкознание (лингвистика).Литературоведение – наука, изучающая художественную литературу. Главные отрасли литературоведения – теория литературы и история литературы. Теория литературы изучает сущность литературы – литературу как своеобразную форму духовной (в том числе, познавательной) деятельности человека, происхождение литературы, формы литературы, её общественные функции, законы её развития. Также теория литературы изучает структуру и форму (жанры) художественных произведений, принципы создания произведений, принципы их толкования (интерпретации), их читательское восприятие, специфику художественной речи. История литературы изучает многовековой процесс развития художественной литературы всех народов. Данная литературоведческая дисциплина разделяется на поддисциплины по эпохам и отдельным странам. Например: «История античной литературы», «История английской литературы Средних веков», «История французской литературы эпохи Ренессанса». Среди выдающихся отечественных литературоведов 20 века следует назвать Михаила Михайловича Бахтина, Юрия Михайловича Лотмана, Михаила Леонидовича Гаспарова, Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

Вспомогательными дисциплинами литературоведения являются библиография[4], текстология[5], палеография[6]. Литературоведение связано с эстетикой, философией (в частности, со структурализмом), языкознанием, историей, социологией.

Истоки литературоведения в античности – в сочинениях Аристотеля («Об искусстве поэзии», «Риторика»), Горация («Наука поэзии»). Как наука литературоведение оформляется в 19 веке (термин «литературоведение» введён германистом Эрнстом Эльстером в 1897 г.). В 20 веке литературоведение представлено множеством направлений: духовно-историческая школа[7], «формальный метод»[8], психоаналитический метод[9], социологический метод[10], ритуально-мифологическая теория[11], структурализм.

На стыке литературоведения и самого литературного творчества находится литературная критика, которая занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни), выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений, оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания. Выдающиеся отечественные литературные критики 19 столетия – Виссарион Григорьевич Белинский, Николай Александрович Добролюбов, Николай Гаврилович Чернышевский, Павел Васильевич Анненков.

Языкознание (лингвистика) – наука об общих законах строения и функционирования человеческого языка. Языкознание возникло в культурах древнего востока (в Древнем Китае и Древней Индии) и в культуре античности (Древней Греции и Древнего Рима). Как наука языкознание оформляется в начале 19 в. в форме общего и сравнительно-исторического языкознания. Общее языкознание исследует универсальные свойства языка – прежде всего наиболее общие закономерности его структурно-системной и знаковой организации, семантики и синтаксиса, а также фонетики. Основателем общего языкознания, а также философии языка как базы языкознания является Вильгельм фон Гумбольдт. Язык, по Гумбольдту («О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода»), есть деятельность (а не продукт деятельности) человеческого духа и национальное сознание народа. Язык имеет национальную природу, а не общечеловеческую (логическую) и не индивидуальную (психическую). Язык (языковое сознание) замыкает возможности восприятия его носителя своими границами, выйти из которых можно лишь в случае освоения другого языка.Сравнительно-историческое языкознание (лингвистическая компаративистика) занимается установлением степени родства между языками (построением генеалогической классификации языков), которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка). Сравнительно-историческое языкознание представлено именами Якоба и Вильгельма Гримм, Франца Боппа,Александра Христофоровича Востокова и других исследователей.

Существует также специальное языкознание, исследующее конкретные языки, своеобразие которых связано с частными закономерностями фонетики, семантики и синтаксиса.

Современное языкознание имеет следующую структуру:

1. «Внутренняя лингвистика», изучающая внутреннее устройство языка: фонетика и фонология[12], грамматика с подразделением на морфологию и синтаксис, лексикология[13] (с выделением фразеологии[14]), семантика, стилистика.

2. Дисциплины об историческом развитии языка: история языка, историческая грамматика, сравнительно-историческая грамматика, этимология.

3. «Внешняя лингвистика» – дисциплины о функционировании языка в обществе: диалектология, лингвистическая география, ареальная лингвистика, социолингвистика.

4. Дисциплины, занимающиеся комплексными проблемами на стыке наук: психолингвистика, математическая лингвистика; палеография.

Основные направления языкознания: логическое[15], психологическое[16], младограмматическое[17], социологическое, структурная лингвистика[18].

[1] лингвистич., лит.-ведч., истор. и др.

[2] По-видимому, принцип соразмерности человеку классическая филология заимствовала из эпохи (античность), тексты которой являются её предметом. Этот принцип был сформулирован Протагором: «человек – мера всех вещей».

[3] Солипсизм – радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира.

[4] Деятельность по систематизации информации (документов).

[5] Вспомогательная историко-филологическая дисциплина, осуществляющая анализ произведений на предмет установления их текстов, восстанавливающая историю создания текстов в целях дальнейшего исследования, интерпретации, публикации.

[6] Вспомогательная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности его развития, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.

[7] видевшая в поэзии воплощение истины о жизни.

[8] стремившийся выяснить формальную сторону («устройство») словесного искусства и игнорирующий его содержательную сторону; литература воспринимается как сумма художественных приемов.

[9] Рассмотрение литературных произведений в свете концепции Зигмунда Фрейда, как отражения бессознательного и подсознательного, психологических комплексов, сформировавшихся у автора в результате детских травм.

[10] изучающий литературу как форму общественного сознания.

[11] склонная сводить структуру любого произведения к ритуально-мифологической основе.

[12] наука о звуковом строе языка.

[13] раздел языкознания, в котором исследуется словарный состав языка.

[14] раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов (идиомы).

[15] стремящееся постичь универсальные формы всех языков.

[16] объясняющее единство человеческого языка единством психологических законов, а разнообразие языков — особенностями психологии различных народов (Хейман Штейнталь, Александр АфанасьевичПотебня).

[17] которое выводит любой язык из единых психологических законов и непреложных «звуковых законов» речи.

[18] Это совокупность методов исследования языка, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с чётко выделенными структурными элементами и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) описанию языка. Основатель с. л. – Фердинанд де Соссюр.

Источник

Филология

Категории Филология | Под редакцией сообщества: Филология

Объектом изучения филологов являются все тексты, независимо от их культурного статуса, качества, письменного или устного характера. Однако иногда предмет филологии эксплицитно или имплицитно ограничивают письменными текстами («Мастер чтения и есть тот человек, которого мы называем филологом. Самое же искусство читать в предполагаемом здесь смысле справедливо будет обозначить в этом случае словом «филология»» [4]) либо текстами, имеющими высокий культурный статус («Задачей филологии является, прежде всего, отделение произведений словесности, имеющих культурное значение, от таких, которые его не имеют» [5]).

Содержание

↑Различия в трактовке термина «филология» в западной и отечественной науке

Существует значительное различие в понимании филологии в отечественной и западной традиции. В западном понимании филологию обычно сводят к изучению истории языков и литератур, интерпретации письменных свидетельств ушедших веков и цивилизаций, противопоставляя синхронной лингвистике. Так, в толковом словаре Merriam-Webster филология, с одной стороны, определяется как «изучение литературы и связанных с ней дисциплин, а также использования языка в литературе», а с другой – трактуется как частичный синоним термина «лингвистика», относящийся либо к сравнительно-историческому языкознанию, либо к изучению языка как средства создания литературных произведений и источника сведений по истории культуры. В Оксфордском университете соответствующий факультет называется Факультет лингвистики, филологии и фонетики (Faculty of Linguistics, Philology & Phonetics), то есть лингвистика и филология рассматриваются как дисциплины одного порядка, тогда как в России филология является родовым понятием по отношению к лингвистике.

Характерное для западной науки размежевание филологии и лингвистики опирается на идеи Ф. де Соссюра, проводившего между этими дисциплинами резкое противопоставление с точки зрения диахронного/синхронного подхода и отношения к языку как предмету изучения: «Язык не является единственным объектом филологии: она прежде всего ставит себе задачу устанавливать, толковать и комментировать тексты. Эта основная задача приводит ее также к занятиям историей литературы, быта, социальных институтов и т.п. …Ее интересы лежат почти исключительно в области греческих и римских древностей»[6]. Филология занимается языком только для того, «чтобы сравнивать тексты различных эпох, определять язык, свойственный данному автору, расшифровывать и разъяснять надписи на архаических или плохо известных языках» [7], в лингвистике же «язык представляет собою целостность сам по себе, являясь, таким образом, отправным началом (principe) классификации»[8]. Подобные мысли высказывали и другие основоположники науки о языке, в частности В. Гумбольдт, Г. Шухардт. В настоящее время оппозиция филологии и лингвистики в западной науке поддерживается наличием влиятельных лингвистических теорий, не проявляющих интереса к изучению текстов (генеративная грамматика Н. Хомского, ролевая грамматика Р.Д. Ван Валина и др.).

История филологии включает следующие этапы, каждый из которых характеризуется разным статусом филологии в системе наук, разным соотношением между лингвистикой и литературоведением в системе филологии, методологическими особенностями, специфическими исследовательскими приоритетами и достигнутыми результатами.

1. Научные традиции древности: античная филология, древнеиндийская филология, арабская филология

2. Филология средних веков

3. Филология XVI-XVIII вв.

4. Филология начала XIX в.

5. Филология середины XIX в.

6. Филология конца XIX – начала XX века.

7. Филология середины ХХ в.

8. Филология конца XX – начала XXI в.

↑Практическая филология и филологическое образование

«Филология представляется сегодня не только методологической основой других гуманитарных и общественных наук, но и одной из практических служб, без которых не может существовать современное развитое общество»[9]. Сферами профессиональной деятельности филологов в современном мире являются как непосредственно филологические и общегуманитарные исследования, так и общественная языковая коммуникация, в том числе межкультурная, образование, культура и управление. Подготовка специалистов по филологии осуществляется филологическими факультетами вузов. Объектами профессиональной деятельности филологов являются:

— языки (отечественные и иностранные, естественные и искусственные, древние и новые) в их теоретическом и практическом, синхронном, диахронном, социокультурном и этнопсихологическом аспектах;

— художественная литература (отечественная и зарубежная) и устное народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах, с учетом закономерностей бытования и развития в разных странах и регионах; история их научного изучения; литературная жизнь в ее связях с историей, культурой и религией; литературный процесс и его отдельные формы и закономерности;

— различные типы текстов – письменных, устных и электронных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); письменная и устная коммуникация.

Виды профессиональной деятельности филолога и необходимые для успешного осуществления этой деятельности компетенции определяются Государственными образовательными стандартами специалиста, бакалавра и магистра филологии.

Филологические науки

Традиционно в филологии вычленяется два основных раздела – лингвистика и литературоведение. Более подробно систему современной филологии можно представить следующим образом:

Изучение истории и современного состояния национальных литератур

Синхронные и диахронные исследования национальных языков

↑Лингвистика и литературоведение как отделы филологии. Их подход к тексту

Две традиционно выделяемые составляющие части филологии – литературоведение и лингвистика – в разные периоды развития стояли в разном отношении к тексту как объекту изучения. В фокусе литературоведения текст был всегда, оставаясь его главным предметом. Что касается интересов языкознания, они то сосредотачивались на тексте, то удалялись от него.

Исторически, чем больше языкознание определяется как особый раздел филологии, тем дальше его проблематика отходит от изучения текста. Объектом лингвистики становятся единицы, а не единство, части, а не целое. Показательна в этом смысле граница между филологическими трудами М.В.Ломоносова, который заканчивает свою «Российскую Грамматику», то есть научное описание системы языка, на уровне предложения, характеристикой его главных компонентов, а само предложение и бОльшие единства делает предметом «Риторики», то есть «искусства»[10]. Аналогичное разграничение проводится в то же самое время в западной науке Дж. Хэррисом (James Harris, «Hermes, a philosophical inquiry concerning universal grammar», 1751 г.), утверждавшим, что наибольшей единицей грамматики является предложение, а более крупные единицы есть лишь «повторение предложения» и «предмет наук более высшего порядка».

Самоопределение языкознания требовало утверждения языка как самостоятельного объекта изучения, а не вспомогательного по отношению к литературе, текстам. Одно из наиболее ярких выражений этой позиции в отечественной филологии – противопоставление филологии и языкознания, филологического и историко-грамматического подхода в Предисловии к «Опыту исторической грамматики русского языка» Ф.И. Буслаева, содержащем резкую критику в адрес «филолога», для которого «язык есть только средство к познанию древней литературы»: «Он изучает Грамматику не для того, чтобы отдавать себе отчет в этимологическом составе каждой грамматической формы; а для того единственно, чтобы удобнее и скорее достигнуть практической цели, состоящей в ясном понимании классических писателей, и в умении правильно выражаться изустно и письменно на языке этих писателей. Грамматики, в смысле науки, он не понимает; она для него есть только искусство правильно говорить и писать»[11].

В конце ХХ века в лингвистике, как в отечественной, так и в зарубежной, произошло укрупнение объекта изучения до уровня текста. Это не означает, что текст становится единственным предметом лингвистики, вытесняя из ее поля зрения традиционные объекты разных языковых уровней. Усиливается ориентация на целостное речевое произведение, на коммуникативные функции, для выполнения которых предназначены элементы языковой системы. Научная мысль движется и в направлении от системы языка к тексту и от текста – к системе, и результаты филологических исследований последнего времени наглядно демонстрируют верность утверждения М.М.Бахтина: «Понимание любого произведения на хорошо знакомом языке (хотя бы родном) обогащает и наше понимание данного языка как системы»[13].

Укрупнение объекта лингвистики привело к новому сближению между языковедческими и литературоведческими дисциплинами – между ними возникло осознанное единство проблематики. В последней четверти ХХ века «демаркационные» стремления уступили место интересу к текстовому потенциалу лексических и грамматических единиц и категорий, попыткам обнаружить лингвистическую базу (критерии выделения, специфические языковые признаки) таких традиционных категорий теории литературы, как стиль, жанр, сюжет и композиция, стремлению к научному описанию связей между языковым выражением и эстетическим воздействием литературного произведения. Из разных точек зрения, высказывавшихся в начале ХХ столетия, на онтологическое и гносеологическое соотношение языка и литературы и на эстетическую функцию языка, более прозорливым оказался взгляд на язык как материальное воплощение «образа творчества» (А. Белый), понимание которого необходимо для определения «специального смысла искусства». Можно сказать, что попытки гносеологического обособления филологических дисциплин сменились стремлением к их объединению на онтологическом основании, которое является, безусловно, более устойчивым.

↑Филология и смежные дисциплины

Филологические методы изучения текста позволяют получить сведения, востребованные в смежных гуманитарных науках – истории, психологии, социологии, семиотике и др., а также в естественных науках – для оптимизации коммуникации, совершенствования методов создания, хранения, передачи, переработки информации. В то же время сама филология использует данные и инструментарий других наук – истории и археологии, психологии и генетики, математики и физики. Среди крупнейших междисциплинарных проблем, в решении которых современная филология принимает участие:

— определение исторической родины и путей расселения древних индоевропейцев, в том числе вопрос о происхождении славян;

— изучение влияния информационного общества на сознание человека;

— разработка языкового законодательства и языковой политики;

В основе междисциплинарных связей филологии лежит ее сущностный интегрирующий характер и общий статус филологии как сферы не только науки, но и культуры: «Понимание текста есть понимание всей стоящей за текстом жизни своей эпохи. Поэтому филология есть связь всех связей. Она нужна текстологам, источниковедам, историкам литературы и историкам науки, она нужна историкам искусства, ибо в основе каждого из искусств, в самых его “глубинных глубинах” лежат слово и связь слов. Она нужна всем, кто пользуется языком, словом; слово связано с любыми формами бытия, с любым познанием бытия: слово, а еще точнее, сочетания слов. Отсюда ясно, что филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры»[14].

↑Рекомендуемая литература

Аверинцев С.С. Текст // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990

Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. Изд.2-е. М., 1986.С. 297-325.

Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. М., 1958

Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. М., 1978

Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. (Выпуск первый. Задачи филологии) // Проблемы структурной лингвистики. 1978. М., 1981

Гиндин С.И. Введение в общую филологию // Авторские учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: психология, педагогика, лингвистика, литературоведение. М., 1998

Лихачев Д.С. Об искусстве слова и филологии // Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989

Соссюр Ф., де. Труды по языкознанию. М., 1977

Чувакин А.А. Язык как объект современной филологии? // Вестник Бурятского государственного университета. Филология. Вып.7. Улан-Удэ, 2007. С.64-69

Ссылки

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Выходные данные:

Автор:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *