На что делится грамматика
Что такое грамматика: понятие, состав, направления
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Всем нам известен термин “грамматика” как нечто из области языкознания. Однако, что кроется под этим определением, не так очевидно.
Мы чаще обращаемся к производному понятию: грамотной называем правильную речь, грамотным — образованного человека.
Сегодня же разберемся в том, что такое грамматика как раздел лингвистики, поговорим о её составляющих, направлениях исследования, связи с другими дисциплинами, а также о синхронии и диахронии.
Грамматика — это.
Слово “грамматика”, как и названия большинства разделов лингвистики, восходит к древнегреческому языку. Вообще античное γραμματική (грамматикЭ) восходит к лексеме γράμμα (грамма), что в свою очередь буквально переводится на русский язык как “буква”, “написание”.
То есть изначально термин соотносился с правильной письменной речью. Профессор и академик РАН Н.Ю.Шведова в статье для энциклопедии “Русский язык” дает сразу три определения для данного термина. Первое и основное таково:
Грамматика — это формальный строй языка, то есть система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, всех видов и способов словопроизводства.
Проще говоря, грамматика как раздел языкознания объединяет три других раздела: словообразование, морфологию и синтаксис.
Многие упускают её из виду именно потому, что на упоминание грамматической науки как таковой уделяется несколько минут, а далее учителя подробно останавливаются на её составляющих.
Второе определение более касается самой структуры лингвистики:
Грамматика — это раздел языковеденья, который изучает формальный строй языка, его организацию и категориальное строение.
Словом, структурный раздел науки о языке, изучающий всё то, что изложено в первом определении.
Наконец, под грамматикой также понимают и функционал отдельных категорий лингвосистемы, поэтому можно встретить такие словосочетания, как грамматика существительного, глагола, предлога, падежа и т.д.
Два подхода к исследованиям
Грамматика русского языка изучается в синхронии и диахронии.
У каждого из этих направлений в исследовании есть своё определение:
Важно понимать, что синхронную грамматику не обязательно интересует только современная картина. Этот языковой “срез” может быть сделан как для нашего времени, так и для, к примеру, второй половины XVIII века.
Задача ученого в таком случае только описать грамматический строй в определенный период, но не сравнивать его с оным в другое время. Поэтому синхронная грамматика в XIX веке также называлась описательной.
Структура и основные единицы грамматики
Грамматика может быть разложена на три основных направления в зависимости от научных интересов:
Практически весь школьный курс русского языка — это изучение грамматики.
Именно она рассматривает части речи, падежи, формы глагола, члены предложения и т.д.
Соответственно основными единицами грамматики называет морфему, слово, словосочетание, предложение.
Внутренняя классификация
Внутри науки о грамматическом строе выделяется несколько важных направлений. Итак, грамматика бывает:
Существует также классификация на основе предмета изучения:
О делении грамматики на синхронную и историческую мы писали выше, но это также можно рассматривать как внутреннюю классификацию науки.
Связь грамматики с другими дисциплинами
Грамматика — одна из основ лингвистики как таковой. Она тесно связана с другими разделами языкознания, среди которых важнейшие места занимают:
Таким образом, грамматика тесно вписана в структуру языкознания. И сегодня мы рассмотрели вопрос о том, что это такое, изучили внутреннюю структуру и основные направления. Довольно доступно об этом вопросе рассказывают также в этом видео:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Странно, я думал, что все со школы знают, что такое грамматика) Хотя встречаются уникумы, которые пишут это слово «граматика»))) И им по 35-40 лет, дети, хорошая работа и так далее))
На самом деле познавательно все это вспомнить, что в статье, но я думал, что любой человек, который говорит на русском языке, знает, что такое грамматика. Хотя вспоминая этого моего знакомого, нужно ему ссылку на статью выслать, пусть вспоминает)
На что делится грамматика
Грамматика- это система общих закономерностей употребления слов.
Грамматика – раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования) и словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).
Первая российская грамматика М.В. Ломоносова 1757.
Морфология как раздел грамматики.
Морфология и синтаксис являются двумя составными частями грамматики.
Морфология ( с греческого учение о форме) – это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.
Морфология – это часть грамм. строя языка, которая объединяет грамм. классы слов (части речи), присущие этим классам общие грамм. категории и отдельные грамм. значения, характерные для этих классов формы слов. Вслед за грамматику морфологию называют «грамм. учением о слове», синтаксис «учение о грамм. свойствах словосочетания и предложения». Грам. свойствами считаются грамм. значения и формальные средства их выражения. Грам. свойства слов это грамм. значение, грамм. форма, грамм. категория.
Грамматическое значение – это отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамм. средствами. Слово обычно имеет несколько грамм. значений. Грамм. значение. Представляет собой абстрактное понятие, заключенное в грамм. форме и отвлеченное от лексического содержания слова, это значение присущее целому классу слов. Грамм. значение предполагает наличие другого (других) грамм. значения (значений), однородного и соотносительного с ним. Отсюда, значение ед. ч предполагает значение мн.ч.; значение наст. в. предполагает наличие прошедшего и будущего.
Грамматическая форма – это внешнее языковое выражение грамм. значения (часто нескольких) в каждом конкретном случае употребления слова. Сестра, сестры, сестре, сестру, сестрой – это разные грамм. формы одного и тоже слова. Каждую отдельную грамм. форму также называют словоформой. Словоформа, таким образом, служит конкретным «представителем» слова в речи. Вариантные словоформы – это тождественные по своему грамм. значению, но различные по внешнему выражению: чая и чаю, рекой и рекою. Они могут различаться стилистически, как рукой и рукою (книж.), могут быть закреплены различными лексическими значениями слова, как в крае и в краю, различать свободное употребление слова и фразеологически связанное. Грам. форма слова может быть представлена одной словоформой (спою, новее, кратчайший) или сочетанием двух словоформ (буду петь, более новый). Совокупность всех форм одного и того же слова называется парадигмой, точнее, полной парадигмой (если слово обладает всеми «полагающими» ему формами).
Грамматическая категория – еще более абстрактное понятие ( по сравнению с грамм. значением), которое является обобщением соотносительных и противопоставленных друг другу грамматических значений, находящих свое выражение в определенных грамм. формах. Например, грамм. категория времени характеризуется абстрактным значением отношения к временной точке отсчета и противопоставленностью частных значений – настоящего, прошедшего и будущего времени; категория падежа характеризуется самым отвлеченным значением отношения («нечто относится к чему-то») и противопоставленностью частных отношений – объектного, субъектного, определительного и т.д. Грамм. категории существуют не сами по себе, но потому только, что в языке есть несколько (минимум два) соответствующих соотносительных грамматических значений, через формы которых они (категории) проявляются и в результате обобщения значения которых обнаруживаются.
Средства выражения грамм. значений в рус. яз.
Грамматические значения в тех или иных формах выражаются с помощью грамматических средств, среди которых ведущая роль принадлежит
-формообразующим префиксам (приставкам: наилучший, наихудший; строить – построить)
Средствами выражения грамматических значений являются также
-ударения (доска, доски, доску, доской; подсказать – подсказывать)
-чередования звуков (перестроить – перестраивать; насадить – насаждать)
-предлоги (в доме, в пяти, о тебе, об отце)
-вспомогательные слова («Пусть всегда будет солнце!», «Да скроется тьма!», «Давай пойдем на выставку»)
-суплетивизм (добавочный) – выражение грамматических значений слова с помощью слов других корней или значительно измененной основы данного слова: я, меня, мне; человек – люди.
Способы выражения грамм. значений в рус. яз.
Синтетическим способы, т.е. при помощи средств, «находящихся» в самом слове. Лексическое и грамматическое значение (значения) выражается формой одного и того же слова. К числу средств синтетического способа относятся аффиксы, чередование звуков, ударение. К аналитическому способу выражения грамм. значений, т.е. при помощи средств, находящихся вне данного слова, принадлежат вспомогательные слова ( буду думать), а также случаи выражения грамм. значений средствами контекста, т.е. формами окружающих данное слов: «Правительственное коммюнике», красочное шоу. Смешанный способ выражения грамм. значений объединяет признаки синтетического и аналитическому способов. Этот тип может быть иллюстрирован способом выражения значений Предложного п. окончание + предлог : в саду, «О доблестях, о подвигах, о славе». А также способом выражения значения сослагательного наклонения: я бы отдохнула, ты бы отдохнула. К смешанному же способу следует отнести и те случаи, когда для выражения необходимого грамм. значения используется определенный порядок слов: Мать любит дочь ; Дочь любит мать (без изменения форм слов).
Термин «синтаксис» имеет несколько значений.
1) Синтаксисом называется вся та область грамматического строя языка, которая охватывает разнообразные конструкции: образующиеся по определенным правилам соединения слов (знаменательного слова и формы знаменательного слова, нескольких форм слов), простые и сложные предложения, а также такие большие чем сложное предложение фрагменты текста, которые обнаруживают в связях своих частей действие грамматических правил и закономерностей (так называемые «сложные синтаксические целые»).
2) Синтаксисом называется вся та область грамматической науки, которая изучает названные в п. 1 конструкции, правила их образования (включая сюда и правила участия в их строении других языковых единиц) и функционирования.
Простое предложение как грамматическая единица имеет разнообразные грамматические характеристики и свойства, правила функционирования; все эти свойства и возможности можно называть синтаксисом простого предложения. Внутренние свойства слова как лексикограмматической единицы, как лексемы предопределяют его возможности участвовать в образовании тех или иных синтаксических конструкций; правила участия или неучастия слова в построении таких конструкций, правила его языкового поведения в составе этих конструкций относятся к сфере синтаксиса слова.
В «Русской грамматике термин «синтаксис» употребляется в первом и третьем значениях; по отношению ко второму значению употребляется обозначение «синтаксис как наука».
Грамматика как наука. Разделы грамматики.
Грамматика является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил.
Грамм. противопоставления называются грамматическими категориями: ряд противопоставленных друг другу однородных грамматических значений, систематически выражаемых теми или иными формальными показателями (МАСЛОВ).
Выделяют: историческуюграмматику — науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в развитии через сравнение различных этапов истории языка и описательнуюграмматику — науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в синхронном плане.
Грамматика традиционно подразделяется на морфологию (грамматика слова) и синтаксис (грамматику связной речи)
Семантика, лексикология и фонетика, как правило, не включаются в грамматику (и противопоставляются ей).
Однако и понимаемая более узко, грамматика тесно связана с лексикологией (поскольку изучает грамматические свойства слов), а также с такими разделами языкознания, как:
Морфема— мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в составе слова и выполняющая функции словообразования и формообразования (словоизменения). Понятие морфемы в науку ввел Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Если фонема неделима с точки зрения формы, то морфема неделима с точки зрения содержания.
Mорфема — двусторонняя единица, одна её сторона — семантическая, то есть план содержание (означаемое), вторая — фонетическая или графическая форма, то есть план выражение (означающее).
Словообразованием называется раздел науки о языке, изучающий морфологический состав слов и способы их образования.
Значимая часть слова называется морфемой. По значению и функции в слове выделяется корневая морфема и аффиксальные (приставка, суффикс, окончание).
Аффиксы делятся на словообразующие и формообразующие.
Формы слова — это видоизменения одного и того же слова, которые, сохраняя лексическое значение, отличаются друг от друга грамматическими значениями. Грамматическими формами являются, например, формы падежа и числа имен существительных, формы рода, числа, падежа, степеней сравнения имен прилагательных, формы наклонения, времени, лица, числа, залога, вида глагола и т. д.
Следует различать родственные слова и грамматические формы одного и того же слова. Например, высокий, высота, высотник — родственные слова, имеющие разные лексические значения. Слова же высокий — выше — высочайший — формы одного и того же слова.
Общей частью родственных слов является к ор е н ь. Это центральная морфема слова, в которой заключено его основное лексическое значение. Корень выделяется путем сопоставления ряда родственных слов. Например, сравнив слова цена, ценный, расценка. оценить, выделяем корень цен.
42 Словоформа как единица морфологии
Словоформа как единица морфологической системы обладает грамматическим (морфологическим) значением, формой и в то же время имеет лексическое значение, присущее данному слову: если слово весна обозначает определенное время года, то и каждая из словоформ этого слова имеет то же значение.
Однако у некоторых слов производные лексические значения проявляются не у всех словоформ данного слова, а закрепляются только за некоторыми из них. Например, все словоформы слова лес в его прямом основном значении сохраняют это значение (‘большое пространство, покрытое растущими деревьями’), но это слово имеет несколько производных значений, которые закреплены только за некоторыми формами этого слова: лес в значении ‘строительный материал’ не имеет форм мн. числа (На стройку привезли лес), а лес в значении ‘конструкции крепления’ употребляется только во мн. числе (Вокруг строящегося корпуса возведены леса для рабочих). Слово стол в значении ‘вид мебели’ сохраняет это значение во всех 12 словоформах (т.е. во всех падежных формах ед. и мн. ч.), а в значении ‘питание* (В этом санатории хороший стол) употребляется только в формах ед. числа (6 словоформ).
При описании морфологических особенностей слов используются два термина: словоформа и форма слова. Эти термины выражают два разных понятия, и поэтому их не следует смешивать. Словоформа, как это уже было отмечено, есть конкретная реализация слова в тексте с отражением его лексического значения и грамматических значений и форм, форма слова — это указание только на частные конкретные грамматические категории слова. Например, слова подоконник и подстаканник имеют одинаковую структуру и одинаковые грамматические значения и формы (сущ., м. р., ед. ч., им.—вин. п.), т.е. это одинаковые формы слов, но в то же время это разные словоформы, так как это словоформы разных слов.
43 Предложение и высказывание
ИЗ ЛЕКЦИИ
Предложение – единица языка. Высказывание – единица речи.
«Язык – абстракция, он социален, а речь – индивидуальна, это реализация языка».
Язык как средство общения существует в сознании целого народа и в этом смысле он абстрактен, речь – это реализация языка, она материальна и конкретна, её можно произнести, услышать.
Предложение как единица языка реализуется в высказывании.
Разница между ними не только в абстрактности и конкретности, но и в том, что предложение обладает готовой структурой, тогда как высказывание всегда строится заново.
Предложение – языковая модель, по которой строится высказывание.
Содержание высказывания – типовая обобщенная ситуация. В целом. предложение как ед языка противопоставляется высказыванию как ед.речи.
Высказывание – лексическое, морфологическое и фонетическое воплощение предложения.
Это значит, что предложение заполняется конкретными словами в конкретных грамматических формах, при этом появляются значения лица, числа, вида, времени, модальности и др.
Способность отражать время и место описываемой ситуации называется предикативностью.
Виноградов : «Предикативность включает в себя значения места, времени и лица».
В высказывании реализуется определенное коммуникативное задание: просьба, приказ, утверждение, вопрос и др. В высказывании могут происходитьпреобразования по сравнению с исходной моделью: появление новых членов (к отражаемой ситуации добавляются подробности, которые определяют специфику конкретного речевого акта ). В высказывании сигнализируется, что именно является самым важным.
Женщина (THE WOMAN) вошла в комнату – В комнату вошла женщина (A WOMAN)
Расстановка акцентов – обязательное условие процесса коммуникации.
НЕ ИЗ ЛЕКЦИИ, ПРО ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Может, и не надо учить. Я не знаю :\
Предложение включает в себя синтагмы – сочетание двух членов, связанных какими-либо отношениями, где один член определяющий, а другой – определяемый.
— предикативные: сказуемое, связь со временем и наклонением;
-атрибутивные: 2й член определяет первый вне времени и наклонения, например, признак: красивая лошадь
— объективные: определяющий член – объект, т.е. не содержится в определяемом члене, но связан с ним объектными отношениями (дополнения) есть суп, кормит крота червями
—релятивные:то, что не содержится в определяемом, но связано с ним определенными отношениями времени, места, образа действия – быстро бежал, бегал в лесу, бегал утром.
Отношения между членами синтагмы могут быть трех видов:
1) согласование – грамматические значения первого слова повторяются во втором: красивый юноша –повторяются число и род
2) управление– одни грамматические значения определяемого вызывают в определяющем другие, вполне определенные, грамматические значения: вижу собаку, любуюсь собакой, пошел к собаке
Трубочист сильно шатает трубу моего дома.
44 Члены предложения
Член предложения — синтаксическая функция слов и словосочетаний в предложении
Определение (или атрибут) — в синтаксисе русского языка второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. Обычно выражено прилагательным или причастием. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?», «который?»
Обстоятельство в синтаксисе русского языка — второстепенный член предложения, зависящий от сказуемого и обозначающий признак действия или признак другого признака. Обычно обстоятельства выражены существительными в формах косвенных падежей или наречиями, хотя некоторые группы обстоятельств могут быть выражены деепричастным оборотом.
По значению, которое выясняется вопросами, обстоятельства делятся на следующие основные виды:
Времени, Образа действия и степени, Места, Причины, Цели, Сравнения, Условия, Уступки.
Приложение — это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например: Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки.
Дополнение в синтаксисе — второстепенный член предложения, выраженный существительным или местоименным существительным. Дополнение обозначает предмет или лицо, являющееся объектом действия, указанного сказуемым, и отвечает на вопросы косвенных падежей («что?», «кого?», «кому?» и т. д.).
Выделяют прямое дополнение — беспредложное дополнение после переходного глагола (в русском языке — в винительном, иногда в родительном падеже) — и косвенное дополнение (в остальных случаях, после предлогов и косвенных падежей)
45Словообразование и его типы
Термин словообразование имеет в науке о языке два значения. С одной стороны, это сам процесс образования новых слов, с другой — особый раздел науки о языке, в котором изучается словообразовательная система русского языка. Непосредственным предметом изучения в словообразовании, как и в любом другом разделе науки о языке, являются слова. Но в отличие от лексикологии, где изучаются индивидуальные особенности слова (лексическое значение, экспрессивно-стилистические возможности) или от грамматики, где изучаются грамматические особенности слова и его синтаксические функции, словообразование изучает состав, структуру, способы образования слова как единицы действующей в языке словообразовательной системы. Изучение словообразовательной системы дает возможность понять законы ее функционирования, установить нормы современного словообразования.
Под словообразовательной системой понимаются те элементы, из которых состоят слова, т. е. значимые единицы слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в словопроизводстве, сама структура слов, употребляемых в языке (слова производные и непроизводные), а также те законы, по которым одни слова (производные) мотивируются другими (производящими), способы образования слов и те словообразовательные типы (внутри способов образования), которые активно участвуют в образовании новых слов.
Словообразовательный тип является основной единицей классификации производных слов. Под словообразовательным типом понимается класс дериватов, принадлежащих к одной части речи и характеризующихся одинаковыми словообразовательными свойствами:
а) производностью от слов одной части речи;
б) одинаковым видом словообразования;
в) общим способом словообразования;
г) тождественным словообразовательным значением;
д) одним и тем же средством выражения словообразовательного значения — дериватором.
Например, к одному и тому же словообразовательному типу относятся отсубстантивные существительные лесник и печник: они образованы в рамках номинативного словообразования от одной части речи (существительного) одним и тем же способом (суффиксацией), при этом имеют одинаковое словообразовательное значение ‘лицо, характеризуемое по отношению к предмету, названному производящей основой’, которое выражено одним и тем же суффиксом -ник.
46 Аффиксация и внутренняя флексия
Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение (то, что выражено) и внешнюю, грамматический способ (то, чем выражено). Грамматический способ – это материальное выражение грамматических значений, как реляционных, так и деривационных. В конечном счете все грамматические различия морфем, показывающие изменения падежей, чисел, лиц, времен и т.п., выражаются фонематическими различиями. В роли грамматического способа выступают также особые служебные слова, нужные как для выражения отношений между членами предложений, так и между предложениями. Таким образом, грамматические значения выражаются не непосредственно фонемами, а известными техническими комбинациями из фонетического материала.
Грамматических способов, используемых в языках, ограниченное количество, это: аффиксация, внутренняя флексия, повторы, сложения, служебные слова, порядок слов, ударение, интонация и супплетивизм. Одни языки (как русский, английский) используют все возможные грамматические способы, другие (как китайский, французский) – только некоторые.
Способ аффиксации состоит в присоединении к корням (или основам) аффиксов.
Аффиксы – это морфемы с грамматическим значением. Аффиксы не существуют в языках вне слов, они сопровождают корень, служа для словообразования и словоизменения.
По положению относительно корня аффиксы можно разделить на префиксы, стоящие перед корнем, и постфиксы, стоящие после корня. Есть языки, которые не употребляют префиксов, а всю грамматику выражают постфиксами (киргизский); другие языки предпочитают префиксацию и не употребляют постфиксов (суахили). Индоевропейские языки употребляют и то, и другое, с явным перевесом в сторону постфиксов. Группу постфиксов можно разделить на суффиксы и флексии.
Суффиксы – это постфиксы с деривационным значением.
Флексии – постфиксы с реляционным значением. Применительно к индоевропейским языкам префиксы так подразделить нельзя, т.к. один и тот же префикс даже в сочетании с одним и тем же корнем может выражать, как деривационное или реляционное значение, так и оба сразу. По своей грамматической роли суффиксы – словообразовательные аффиксы, а флексии – словоизменительные; префиксы же могут играть и ту и другую роль.
Грамматические значения могут быть выражены изменениями звукового состава самого корня, или внутренней флексией. Однако существуют разные виды чередований: в первую очередь они делятся на фонетические (позиционные) и нефонетические (чередование разных фонем). Последние в свою очередь подразделяются на морфологические (исторические) и грамматические (самостоятельно выражают грамматические значения). Именно грамматические чередования являются внутренней флексией.
Явление внутренней флексии было обнаружено на материале индоевропейских языков германской группы. Наиболее древний вид внутренней флексии обнаружен в так называемых сильных глаголах (типа английского drink – drank – drunk). Якоб Гримм назвал это явление аблаут – чередование гласных в системе глагола и отглагольных образований. Подобная ситуация наблюдается и во французском языке (pouvoir – je peux – je puis – ils peuvent). В русском языке такие чередования перестали играть важную роль, характерную для старославянского, благодаря возникновению редукции безударных гласных. Однако соединение внутренней флексии с аффиксацией возможно при образовании многократного подвида у глаголов несовершенного вида (ходит – хаживал).
47 Редупликация, сложение, служебные слова, супплетивизм
Повторы, или редупликации, состоят в полном или частичном повторении корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с частичным изменением его.
Очень часто повтор применяется для выражения множественного числа, например в малайском языке orang – «человек», orang–orang – «люди», в мертвом шумерском языке кур – «страна», кур–кур – «страны».
Для многих языков в речи употребляются повторы как средство усиления данного сообщения: да–да, нет–нет, ни–ни (сугубое отрицание), вот–вот, или: еле–еле, едва–едва, чуть–чуть, давно–давно и т. п.
Широко известны звукоподражательные повторы типа кря–кря (утка), хрю–хрю (поросенок), ку–ку (кукушка) и т. п. Этот тип звукоподражательных повторов перекликается с такими глагольными «остатками», повторяющимися дважды, как хлоп–хлоп, тук–тук. Если в русском такие повторы нетипичны для русского литературного языка, то они очень распространены в диалектах русского языка, а, например, в языке сомали (Восточная Африка) этот способ в глаголе выражает особый вид: fen – «глодать», a fen–fen – «обгладывать до конца со всех сторон», т. е. терминологически это «всесторонне окончательный вид» (такой грамматической категории в русском языке нет, а это значение выражается лексически: «со всех сторон» и «до конца»). Однако в категории вида в русском языке встречаются случаи повтора для выражения особых оттенков вида глагола, например ходишь–ходишь, молишь–молишь (слова Варлаама, сцена в корчме из трагедии «Борис Годунов» Пушкина).
При сложениях в отличие от аффиксации соединяются в одной лексеме не корневая морфема с аффиксами, а корневая морфема с корневой же, в результате чего возникает единое новое сложное слово; таким образом сложение служит для словообразования.
Соединяться при сложении могут и полные корни, и усеченные, а также основы и целые слова в какой–нибудь грамматической форме.
Такие сложения также могут иметь две тенденции: механическую, агглютинирующую, и органическую, фузионную. В результате первой тенденции возникает сумма значений слагаемых элементов; например в русском: профработа – «профсоюзная работа»,
Грамматические значения могут выражаться и не внутри слова, а вне его, в его окружении, и прежде всего в сопровождающих знаменательные слова служебных словах. Служебные слова освобождают знаменательные от выражения грамматики [ 470 ] или сопровождают словоизменительную аффиксацию.
Служебные слова, как уже выше сказано, лишены номинативной функции, так как ничего не называют и лишь показывают отношения между членами предложения (предлоги, союзы) или между предложениями (союзы), а также указывают некоторые грамматические значения, не зависящие от сочетания слов в предложении (артикли, частицы, вспомогательные глаголы, слова степени). Это квалификативные отношения, например определенность и неопределенность, число и т. п.
Служебные слова часто выполняют ту же роль, что и аффиксы, ср. Я хотел согреть себя чаем, где отношение дополнения чаем выражено падежной флексией, а в предложении Я хотел согреть себя посредством кофе, где то же самое выражено служебным словом, именно предлогом посредством.
Если отношение слова кот к другим членам предложения в русском языке выражается падежными флексиями: кот, кота, коту, котом и т. п., то во французском, где нет склонения существительных, те же грамматические связи выражаются предлогами или их отсутствием: Ie chat — «кот» (без предлога с артиклем), du chat – «кота», Среди служебных слов следует различать:
Предлоги, Союзы, Частицы, Артикли, Вспомогательные глаголы, Слова-степени и т.д.
Супплетивизм — образование словоизменительной формы некоторого слова уникальным для языка образом (часто — от другого корня и/или при помощи уникального чередования). Такая форма называется супплетивной формой или супплетивом.
48 Порядок слов,интонация,ударения
Линейность речи порождает значимость порядка расположения звеньев ее цепи. Во многих случаях перемена места лексем в речевой цепи может служить выразительным средством для грамматических значений.
В языках, где порядок слов свободен, перестановка слов (в широком смысле инверсия) – очень сильное стилистическое средство.
Интонация относится не к слову, а к фразе и тем самым грамматически связана с предложением и его строением.
Прежде всего это относится к модальной форме предложения: при том же порядке тех же слов во многих языках можно отличать интонацией вопросительные предложения от утвердительных, выражающие сомнение от предложений и т.п. Расстановка и градация пауз внутри предложения может показывать группировку членов предложения или расчленение предложения. Паузирование может различать просто и сложное предложение. Интонацией можно отличить сочинительную связь от подчинительной при отсутствии союзов. Особое явление представляет собой так называемое логическое ударение, т.е. то или иное смещение фразового ударения для логического выделения каких-либо элементов предложения. Интонацией, а именно убыстрением темпа и ломкой нормальной интонационной волны, выделяются вводные слова и выражения, чем они и отличаются от членов предложения.
Не во всяком языке интонация легко используется как грамматический способ. Так, например, французская интонация очень безразлична к выражению грамматики.
Выражение экспрессии и прежде всего различных чувств тесно связано с интонацией, но к области грамматики не относится.
49 Синтетические и аналитические языки
Синтетические языки — типологический класс языков, в которых преобладают синтетические формы выражения грамматических значений. Синтетические языки противопоставляются аналитическим языкам, в которых грамматические значения выражаются при помощи служебных слов, и полисинтетическим языкам, в которых в пределах цельнооформленного комплекса (внешне напоминающего слово) объединено несколько именных и глагольных лексических значений.
Основание для деления языков на синтетические, аналитические и полисинтетические по сути является синтаксическим, поэтому это деление пересекается с морфологической классификацией языков, но не совпадает с ней. Деление языков на синтетические и аналитические предложил Август Шлейхер (только для флективных языков), затем он распространил его на языки агглютинативные.
В синтетических языках грамматические значения выражаются в пределах самого слова (аффиксация, внутренняя флексия, ударение, супплетивизм), то есть формами самих слов. Для выражения отношений между словами в предложении могут быть использованы также элементы аналитического строя (служебные слова, порядок знаменательных слов, интонация).
Морфемы, входящие в слово в синтетических языках, могут объединяться по принципу агглютинации, фузии, претерпевать позиционные чередования (например, тюркский сингармонизм). Синтетические формы встречаются в значительной части языков мира. Поскольку язык в принципе не бывает типологически однородным, термин «синтетические языки» применяется на практике к языкам с достаточно высокой степенью синтеза, например немецкому, русскому, тюркским, финно-угорским, большинству семито-хамитских, индоевропейским (древним), монгольским, тунгусо-маньчжурским, некоторым африканским (банту), кавказским, палеоазиатским, языкам американских индейцев.
Аналитические языки — языки, в которых грамматические значения главным образом выражаются вне слова, в предложении: английский, французский, и все изолирующие языки, например, вьетнамский. В этих языках слово — передатчик лексического значения, а грамматические значения передаются отдельно: порядком слов в предложении, служебными словами, интонацией и т. п.
Фраза на русском — «отец любит сына». Если изменить порядок слов — «сына любит отец», то смысл фразы не изменится, слово «сын» и слово «отец» изменяют падежное окончание. Фраза на английском — «the father loves the son». При изменении порядка слов на «the son loves the father» меняется и смысл фразы с точностью до наоборот — «сын любит отца», так как падежные окончания отсутствуют, и слово son звучит и пишется одинаково и в случае соответствия его именительному падежу русского языка, и косвенным падежам. Поэтому смысл предложения зависит от порядка слов в предложении. То же самое явление наблюдается, если рассмотреть французскую фразу «le père aime le fils» с тем же смыслом.
50 Типологическая классификация языков
Типологическая классификация объединяет языки по общности строя и типа. Не зависит от происхождения и опирается, прежде всего, на грамматику.
Базисные понятия типологической (морфологической) классификации — морфема и слово; основные критерии: характер морфем, объединяемых в слове (лексические — грамматические), способ их объединения (пре- или постпозиция грамматических морфем, что имеет непосредственное отношение к синтаксису; агглютинация — фузия, что относится к области морфонологии); соотношение морфемы и слова (изоляция, когда морфема = слову, аналитизм / синтетизм словообразования и словоизменения), связанное с синтаксисом.
Типологическая классификация стремится характеризовать не конкретные языки, в которых всегда представлено несколько морфологических типов, а основные структурные явления и тенденции, существующие в языках.
Сравнительно-историческое языкознание (лингвисти́ческая компаративи́стика) — область лингвистики, посвящённая прежде всего родству языков, которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка). Сравнительно-историческое языкознание занимается установлением степени родства между языками (построением генеалогической классификации языков), реконструкцией праязыков, исследованием диахронических процессов в истории языков, их групп и семей, этимологией слов.
Сравнительно-историческое языкознание на протяжении XIX века было господствующим разделом лингвистики.
Сравнительно-историческое языкознание появилось после открытия европейцами санскрита, литературного языка древней Индии. Ещё в XVI веке итальянский путешественник Филиппо Сассети заметил сходство индийских слов с итальянскими и латинскими, однако научных выводов сделано не было. Начало сравнительно-историческому языкознанию было положено в XVIII веке Уильямом Джонсом.
Исторический метод познания включает в себя разные виды. При помощи различных способов осуществляется познание явлений в той или другой степени.