На что делится пьеса

Справочник прозаика. Пьеса. Лит. жанры

Собрано в интернете, регулярно будет дополняется

Пьеса
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Пьеса (франц. pi;ce) — драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре. Это общее видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены.
Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (диалоги и монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, содержащие обозначение места действия, особенностей интерьера, внешности персонажей, их манеры поведения и т.д.). Как правило, пьеса предваряется списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии, титулов, родственных связей и т.п.
Отдельная законченная смысловая часть пьесы называется актом или действием, которое может включать в себя более мелкие составляющие — явления, эпизоды, картины.
Само понятие пьесы — чисто формально, оно не включает в себя никакого эмоционального или стилистического смысла. Поэтому в большинстве случаев пьеса сопровождается подзаголовком, определяющим ее жанр — классический, основной (комедия, трагедия, драма), или авторский (например: Мой бедный Марат, диалоги в трех частях — А.Арбузов; Поживем — увидим, приятная пьеса в четырех действиях — Б.Шоу; Добрый человек из Сезуана, пьеса-парабола — Б.Брехт, и т.п.). Жанровое обозначение пьесы не просто выполняет функцию «подсказки» режиссеру и актерам при сценической интерпретации пьесы, но помогает войти в авторскую стилистику, образный строй драматургии.
В музыкальном искусстве термин пьеса, как правило, употребляется в качестве видового названия произведений инструментальной музыки.[1]
Пьеса

Литературная энциклопедия
Пьеса

ПЬЕСА (франц. piece — «вещь», «кусок») — как драматургический термин применяется для тех произведений, которые затруднительно отнести к каким-либо из уже канонизированных теорией жанров. Так, в истории французского театра мы встречаем слово «пьеса» в репертуаре ярмарочных театров, которые под влиянием гонений со стороны «Comedie Francaise» и «Comedie Italienne» создают любопытнейшие жанры — «piece a ecritaux», «piece a ariette» и т. д. Это маленькие бытовые сценки, традицию к-рых подхватил якобинский революционный театр, создавший жанр злободневного политического спектакля — «piece a circonstance». Слово «П.» встречается и у Дидро в его трактате «De la poesie dramatique». Дидро в П. не видит какого-нибудь определенного жанра, — П. он называет любое драматич. произведение, написанное на бытовую тему, поэтому в свою шкалу драматич. жанров Дидро П. не вставляет.
П. сильно распространяется в связи с развитием реально-бытового театра — театра, который своей главной целью считал точное воспроизведение эмпирически познанной действительности в виде некоего «куска живой жизни». Являясь наиболее общим, универсальным обозначением драматических произведений и имея возможность объединить в себе все драматургические жанры, пьеса нивелировала каждый из них и тем самым лишилась индивидуальных свойств. Характернейшей чертой буржуазной П. является обыденность и заурядность всего в ней совершающегося. Тут нет ни сильных драматических конфликтов, ни героического напряжения, ни острого и злого смеха. Буржуазная пьеса вся в пределах эмпирического и социально-компромиссного, либерального искусства.
В советской драматургии традиционная «П.» начинает претерпевать значительные изменения в сторону типизации образов и активизации средств воздействия. Так. обр. развитие советской драматургии идет не к закреплению П. как жанра, а, напротив, к созданию целого ряда новых жанров, имеющих рельефное индивидуальное очертание и лишенных той аморфности и гибридности, к-рые составляют существо П.

Источник

Особенности драматургического произведения: структура, композиция

Содержание:

Композицию драматического действия определяет структура. Все части пьесы взаимозависимы, расположены в определенной последовательности. На базе принципиального строения формируется общая картина. Любой драматический персонаж действует в соответствии с поэтапным развитием ситуации. Выделяют три главных элемента структуры:

Перед началом написания пьесы автор заведомо знает, чем она завершится. Опираясь на итоговый смысл, он постепенно продвигается к финалу, выстраивая четкую композицию.

Структура драматического произведения

Построение драматического произведения – достаточно сложная задача. Пьеса условно состоит из шести частей:

На что делится пьеса. Смотреть фото На что делится пьеса. Смотреть картинку На что делится пьеса. Картинка про На что делится пьеса. Фото На что делится пьеса

Авторское пояснение в драматическом произведении

Драма – композиция, которая часто содержит авторские пояснения. Их называют ремарками. Инструмент помогает автору пьесы охарактеризовать жестикуляцию, мимические реакции, интонации, психологические ощущения персонажей. Ремарка размещается до основного текста. Она может указывать на время, обстановку, характер события. Пояснения пишутся в скобках. Они помогают читателю:

В большинстве случаев ремарки – служебная часть произведения. Ее задача сделать сюжетные линии ярче, понятнее. Иногда значимость авторских вставок чрезмерно велика. Это превращает их в основу композиции.

Источник

Из чего состоит драматическая пьеса

На что делится пьеса. Смотреть фото На что делится пьеса. Смотреть картинку На что делится пьеса. Картинка про На что делится пьеса. Фото На что делится пьеса

Пьеса — это драматическое произведение, которое предназначено для представления в театре. И состоит оно из множества важных элементов, каждый из которых мы рассмотрим в статье.

В первую очередь пьеса разбивается на акты — завершённые части произведения, между которыми чаще всего ставят антракты. Последние впервые появились в древнеримском театре. В Древней Греции, наоборот, представление шло без каких-либо перерывов; лишь иногда действие в нём разрывалось выступлением хора.

На что делится пьеса. Смотреть фото На что делится пьеса. Смотреть картинку На что делится пьеса. Картинка про На что делится пьеса. Фото На что делится пьеса

Театр в Древнем Риме

В Древнем Риме, а после и в театрах эпохи Возрождения, использовали пятиактное деление пьес. В испанском театре драматургические представления делили на три акта. А в классических постановках Востока деление происходило на десятки актов. Театральное представление сегодня — это от одного до пяти актов, которые делятся на явления, эпизоды, сцены и картины:

Явление — часть акта, где случаются какие-то изменения в составе действующих лиц (кто-то уходит, а кто-то, наоборот, приходит).

Эпизод — самостоятельная и завершённая сцена пьесы. Они подобны кусочкам мозаики — из совокупности эпизодов строится всё произведение.

На что делится пьеса. Смотреть фото На что делится пьеса. Смотреть картинку На что делится пьеса. Картинка про На что делится пьеса. Фото На что делится пьеса

Современный греческий спектакль

Сцена — отдельная часть спектакля.

Картина — законченная часть акта. Между картинами нередко вставляют короткие перерывы. Например, падает занавес, публика остаётся на своих местах, а в это время на сцене быстро меняют декорации.

Важными элементами драматического произведения считают пролог и эпилог. Пролог — это вступительная часть спектакля. В Древней Греции в прологе рассказывали миф, который положен в основу пьесы. В средневековой драме читали молитву. А в XVII — XVIII веках прологом могло быть целое представление!

Эпилог — заключительная часть произведения, которая следует после развязки. В древнегреческом театре эпилогом было обращение хора к зрителям. В античной комедии — пляски и песни актёров, хора. В шекспировские времена — проникновенный монолог артиста.

Но главным, конечно же, в пьесе было и остаётся — персонажи. Действующие лица. Ведь именно они своей игрой, характерами и историей создают то самое театральное чудо, за которым мы все с таким трепетом следим.

Источник

Пьеса

На что делится пьеса. Смотреть фото На что делится пьеса. Смотреть картинку На что делится пьеса. Картинка про На что делится пьеса. Фото На что делится пьеса

Пьеса это форма литературного произведения, написанного драматургом, которое, как правило, состоит из диалогов между персонажами и предназначено для чтения или театрального исполнения; небольшое по размеру музыкальное произведение.

Употребление термина

Термин «пьеса» относится как к письменным текстам драматургов, так и к их театрализованному исполнению. Редкие драматурги, например, Джордж Бернард Шоу, не отдавали предпочтений в отношении того, будут их пьесы прочитаны или исполнены на сцене. Пьеса представляет собой форму драмы, в основе которой – конфликт серьезного и сложного характера. Термин «пьеса» употребляют в широком значении – касательно драматического жанра (драма, трагедия, комедия и т. п.).

Пьеса в музыке

Происхождение

Термин «пьеса» – французского происхождения. В этом языке слово piece включает несколько лексических значений: часть, кусок, произведение, отрывок. Литературная форма пьесы прошла долгий путь развития с античных времен до современности. Уже в театре Древней Греции сформировались два классических жанра драматических представлений – трагедия и комедия. Позднейшее развитие театрального искусства обогатило жанры и разновидности драмы, а соответственно – и типологию пьес.

Жанры пьесы. Примеры

Развитие пьесы в литературе

В литературе пьеса изначально рассматривалась как формальное, обобщённое понятие, которое указывало на принадлежность художественного произведения к драматическому жанру. Аристотель («Поэтика», V и XVIII разделы), Н. Буало («Послание VII Расину»), Г. Э. Лессинг («Лаокоон» и «Гамбургская драматургия»), И. В. Гёте («Веймарский придворный театр») использовали термин «пьеса» как универсальное понятие, которое касается любого жанра драматургии.

В XVIII в. появились драматические произведения, в названиях которых фигурировало слово «пьеса» («Пьеса о воцарении Кира»). В XIX в. название «пьеса» применяли для обозначения лирического стихотворения. Драматурги ХХ века стремились расширить жанровые пределы драмы путём применения не только разных драматических жанров, но и других видов искусства (музыка, вокал, хореография, в т. ч. балет, кино).

Композиционная структура пьесы

Текстовое содержание пьесы разделяется на отдельные завершенные смысловые части – действия или акты, которые могут состоять из эпизодов, явлений или картин. Некоторые драматурги давали своим произведениям авторский подзаголовок, который обозначал жанровую специфику и стилистическую направленность пьесы. К примеру: «пьеса-дискуссия» Б. Шоу «Вступление в брак», «пьеса-парабола» Б. Брехта «Добрый человек из Сычуани».

Функции пьесы в искусстве

Современное значение

До нашего времени сохранилась трактовка понятия пьесы как универсального определения принадлежности к драматическим жанрам, которая широко используется в современном литературоведении и литературной практике. Понятие «пьеса» также применяют к смешанным драматическим произведениям, сочетающим признаки разных жанров (например: комедия-балет, введенная Мольером).

Слово пьеса произошло от французского piece, что в переводе означает кусок, часть.

Источник

Музыка, эскизы костюмов, шумотека и многое другое для детского спектакля

Общение

На что делится пьеса. Смотреть фото На что делится пьеса. Смотреть картинку На что делится пьеса. Картинка про На что делится пьеса. Фото На что делится пьеса

Сейчас один гость и один зарегистрированный пользователь на сайте

СКАЧАТЬ!

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

Апдейт : Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его «жёлтым» мусором.

Как строится драматическая пьеса

Французским словом «пьеса» называется драматическое произведение, предназначенное для представления в театре.
Каждая пьеса делится на акты.
Акт (от латинского слова «действие») — это законченная часть драматургического произведения или театрального представления. Обычно между актами в театре бывают антракты.
Впервые делить пьесу на пять актов начали в Древнем Риме. Более ранние древнегреческие драмы шли без перерывов, а их действия перемежались выступлениями хора.
Пятиактное деление пьес перешло затем в театры эпохи Возрождения и классицизма. Исключение составлял лишь испанский театр: там драматические произведения делили на три акта — хорнады.
В классическом театре Востока (в Китае, Японии, Индии, Иране и в других странах) пьесы имеют десятки актов.
А современный нам театр ставит пьесы, которые имеют от одного до пяти актов.
Акты могут дробиться на явления, эпизоды, сцены, картины.
Явление в пьесе, спектакле — это часть акта, в котором происходит изменение в составе действующих лиц, их выходы и уходы.
Эпизод (от греческого слова «появление») — самостоятельная, законченная сцена драматического произведения. Есть пьесы, состоящие из множества сменяющих друг друга эпизодов. Их авторы — Б. Брехт, В.Н. Билль-Белоцерковский, Н.Ф. Погодин, В.В. Вишневский, В.В. Маяковский и другие драматурги. Как из нескольких разных мозаик может сложиться единое живописное полотно, так из эпизодов создается тот или иной спектакль.
Сцена — это отдельная часть акта, пьесы, спектакля.
А вот картина в драме, опере и балете является законченной частью акта. Отделяются картины друг от друга не длинным антрактом, а коротким перерывом. В этот момент занавес опускается, зрители остаются на своих местах, на сцене же происходит стремительная смена декораций или остается та же самая декорация.
Без персонажей нет пьесы, нет романа, сценария, любого художественного произведения, персонаж — это действующее лицо. И когда мы сидим в зрительном зале, мы следим за жизнью персонажей на сцене.
В любом драматическом произведении обязательно есть несколько монологов. Монолог — это пространное обращение одного действующего лица к другому либо к группе персонажей. Также монолог — это размышления героя вслух тогда, когда он остается один на сцене. А иногда монолог — речь персонажа, обращенная прямо в зал, к зрителю.

На что делится пьеса. Смотреть фото На что делится пьеса. Смотреть картинку На что делится пьеса. Картинка про На что делится пьеса. Фото На что делится пьеса

Монологи — это драгоценные камни пьес. В них заключено многое: они позволяют актеру открыть душевную жизнь персонажа, подвести спектакль к его эмоциональному пику — кульминации. В монологах талант того или иного актера, актрисы сверкает всеми своими гранями. Монологи не сразу завоевали свое место в драматургических произведениях. Сначала в античной трагедии монологи были лишь лирическими отступлениями хора и рассказчиков. Затем знаменитейший драматург Древней Греции Аристофан ввел в античную комедию так называемые парабсы — беседы на общественно-моральные темы. И наконец Шекспир создал тот самый монолог, который знаком нам по десяткам увиденных пьес.
Во многих известных нам пьесах существуют ремарки. Это авторские указания для исполнителей, а также для читателей, если пьеса напечатана в книге. В ремарке чаще всего дается краткая обрисовка обстановки действия, внешности, манеры произношения и особенности поведения персонажей.

На что делится пьеса. Смотреть фото На что делится пьеса. Смотреть картинку На что делится пьеса. Картинка про На что делится пьеса. Фото На что делится пьеса

Прологом называется вступительная часть пьесы (спектакля, представления). В древнегреческом театре в прологе излагался миф, положенный в основу пьесы. В церковной средневековой драме — мистерии, миракле, моралите — прологом были молитва или проповедь. В театре эпохи Возрождения прологом было краткое содержание драмы. А в XVII-XVIII веках прологом называли даже целое представление — аллегорическое, иносказательное. Им открывался торжественный спектакль. Таков, например, пролог на открытие Большого театра «Торжество муз» Дмитриева с музыкой А.А. Алябьева.
А эпилог — послесловие, заключительная часть — означает в драматургическом произведении сцену, завершающую пьесу. Эпилог следует после развязки, он как бы точка, поставленная в конце спектакля.
История эпилога необыкновенно пестра. В древнегреческой драме эпилогом, например, было заключительное обращение хора к зрителям. А в древнегреческой трагедии эпилог следовал за традиционным плачем над мертвым героем и завершался уходом актеров и хора.
В античной комедии эпилогом стали озорные маскарадные пляски и песни актеров и хора.
« А во времена Шекспира, Бена Джонсона и других драматургов эпохи Возрождения эпилог был обращением-монологом к зрителю. Он содержал мысли автора по поводу того, что только что увидела на сцене публика.
В каждую театральную эпоху эпилог надевал новую маску, но всегда был незаменим и ожидаем зрителями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *