Жаловаться в антимонопольную службу можно на документацию закупки, действия или бездействия заказчика и электронной площадки. Воспользуйтесь такой возможностью, если считаете, что ваши права нарушили. В статье расскажем, как правильно это сделать.
На что можно жаловаться в ФАС по 44-ФЗ
Любой участник закупки имеет право обжаловать действия или бездействия заказчика и оператора ЭТП в ФАС или суде, если такие действия нарушают права участника.
Пожаловаться можно на:
Например, если заказчик установил избыточные требования к товару, нереалистичные сроки исполнения контракта или требует в заявке информацию и документы, которые не должен требовать в соответствии с 44-ФЗ.
Жаловаться может любое юрлицо, ИП или физлицо.
Например, заявку отклонили неправомерно, протоколы рассмотрения заявок выложили с нарушением сроков или содержания.
Пожаловаться может только участник, который подал заявку, чьи интересы затронуты.
Жаловаться на оператора ЭТП может участник, чьи права ущемлены. Например, площадка «зависла» во время аукциона, не прислала вовремя документы, своим интерфейсом ввела участника в заблуждение.
В ноябре 2019 года в ФАС поступило несколько жалоб на действия площадки Росэлторг. Например, одна из них — № 201900100161008543 в реестре жалоб.
ЭТП изменила интерфейс подачи заявки на участие в конкурсе. В окне подачи ценового предложения была дополнительная фраза с возможностью поставить «галочку», тем самым, согласиться исполнить контракт «в минус». Если поставить «галочку», то цена, которую предложил участник за контракт, превращалась в сумму, которую участник должен заплатить заказчику, если победит. Такая возможность противоречит 44-ФЗ — цена с «минусом» в законе фигурирует только в отношении электронного аукциона. Дополнительная фраза воспринималась участниками как подтверждение своего ценового предложения и вводило в заблуждение. Жалоба была обоснована. Закупку вернули на этап подачи ценовых предложений.
С начала 2020 года начал работать плагин Независимый регистратор, который может добровольно установить любой пользователь электронных торгов на свой компьютер.
Плагин фиксирует все действия на площадке и в ЕИС и помогает участнику доказать правоту своих действий при подаче жалобы. Без независимого регистратора участник не сможет доказать, что площадка работала некорректно, «зависла» или была недоступна.
При рассмотрении жалобы ФАС не принимает снимки экрана компьютера в качестве доказательств технических неполадок. Если участник сделал скриншоты или запись экрана без независимого регистратора, то ФАС признает жалобу необоснованной.
Сроки подачи жалобы по 44-ФЗ
Участник может направить жалобу в установленные сроки и до подписания контракта. Когда сроки истекут, обжаловать действия можно будет только в суде.
Предмет жалобы
Кто может подать жалобу
Сроки обжалования
Документация закупки.
Любая компания, физлицо.
До конца приема заявок.
Решение комиссии заказчика, которое указано в протоколе.
Участник, который подавал заявку на участие.
В течение пяти дней с момента публикации в ЕИС протокола.
Как подать жалобу в ФАС: пошаговая инструкция
Куда жаловаться
Если вы направите жалобу по ошибке не в тот орган УФАС, то ее передадут в нужное отделение в течение рабочего дня.
Как составить жалобу
Документ оформляют в свободной форме, но он обязательно включают сведения из ч. 8 ст. 105 44-ФЗ:
В конце документа укажите, какой результат вы хотите получить, например:
К жалобе нужно приложить подтверждающие документы, например, копии переписки с заказчиком, переписку с техподдержкой площадки. А также — документы, которые подтверждают полномочия руководителя компании или доверенность, если жалобу подписал представитель.
Как подать жалобу
Передать документы можно разными способами:
Алгоритм электронной подачи следующий:
Порядок рассмотрения спора
В течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы контрольный орган рассмотрит ее или вернет из-за несоответствия 44-ФЗ, опубликует в ЕИС информацию и уведомит все стороны спора: заказчика, площадку и заявителя.
ФАС может запретить заключать контракт, пока не рассмотрит жалобу. Остальные действия проводят в обычном порядке. Например, если жалобу подали после проведения аукциона, то заказчик рассматривает вторые части заявок и выпускает протоколы, но контракт не подписывает.
За следующие три дня ФАС рассмотрит жалобу. В этот период она может запросить у госзаказчика и ЭТП документы и информацию. Контрольный орган решает признать жалобу:
Решение публикуют в ЕИС и уведомляют стороны спора. В течение трех месяцев его можно обжаловать в суде.
Причины для отклонения жалобы
Жалобу не рассмотрят и вернут заявителю, если:
Заявитель может устранить замечания и подать жалобу заново, если срок для подачи еще не вышел, или обжаловать отклонение в суде.
Как отозвать жалобу в ФАС
Участник может отозвать жалобу до того, как ФАС приняла по ней решение. Жаловаться второй раз по этой же закупке нельзя.
В течение двух рабочих дней контрольный орган направляет всем сторонам информацию об отзыве жалобы и публикует ее в ЕИС.
Где найти решение ФАС по жалобе
Информация по принятому решению ФАС направляет на электронную почту, которую заявитель указал в жалобе, и публикует в ЕИС в течение трех рабочих дней после принятия решения.
Чтобы найти информацию на сайте госзакупок, найдите процедуру по номеру в поиске и нажмите на слово «Жалоба» в правой части карточки закупки. Сайт откроет реестр всех жалоб по этой закупке.
Если вы жалуетесь в ФАС впервые, то в реестре жалоб ЕИС можно посмотреть примеры, как составлены жалобы и какое решение по ним принял контрольный орган. Перейдите в реестр, задайте нужные фильтры и ознакомьтесь с документами в карточке жалоб.
Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о закупках товаров,работ,услуг отдельными видами юридических лиц
Федеральный закон от 18.07.2011 №223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Таким образом, порядок антимонопольного органа, права и обязанности участников рассмотрения жалобы по существу содержатся в статье 18.1 Закона 135-ФЗ.
1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона лиц, действия (бездействие) которых обжалуются;
2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;
3) указание на обжалуемую закупку, если размещение информации об обжалуемой закупке на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена;
4) указание на обжалуемые действия (бездействие) лица, действия (бездействие) которых обжалуются, соответствующие доводы;
5) перечень прилагаемых к жалобе документов.
Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.
Согласно части 6 статьи 18.1 Закона No135-ФЗ жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, подается в антимонопольный орган в письменной форме. При этом в соответствии с частью 8 статьи 18.1 Закона No135-ФЗ жалоба подписывается заявителем или его представителем. Вместе с тем согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 No63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
В случае обжалования действий (бездействия) оператора эл. площадки, заявителю необходимо указать сведения о закупке, предусмотренные пунктом 1 данного порядка подачи жалоб.
2. Срок обжалования:
Обжалование положений документации о закупке в антимонопольный орган допускается до окончания срока подачи заявок на участие закупок.
Обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки совершенных после окончания срока подачи заявок допускается лицом, подавшим заявку на участие в закупке не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки в Единой информационной системе в сфере закупок, со дня такого размещения.
В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки в антимонопольный орган в порядке, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки в Единой информационной системе в сфере закупок, со дня такого размещения
3. Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
1) жалоба не содержит указанные выше сведения;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
Жалобы, поданные посредством электронной почты и не подписанные действующей электронной подписьюзаявителя, не могут быть признаны равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью. Такие жалобы не подлежат рассмотрению и в соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 18.1 Закона No 135-ФЗ возвращаются заявителю.
3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых действиях (бездействии) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки;
4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки.
Со дня направления уведомления закупка приостанавливается в части заключения договора до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки, по существу.
Жалоба рассматривается антимонопольным органом по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.
В случае принятия жалобы к рассмотрению заказчик, организатор закупки, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
Соблюдение требований закона «Об электронной подписи»
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Жалоба, поданная в ФАС России посредством электронной почты, но не подписанная действующей электронной подписью заявителя, не может быть признана равнозначной документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
Так, в случае если заказчиком не исполняются нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.
Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи. Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд. Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.
Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:
Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.
Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).
К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.
К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.
В жалобе необходимо прописывать:
Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.
Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:
В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю. Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.
Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ
Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры. Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.
Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.
По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:
Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям. Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика. При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки. Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.
Хотелось бы привести несколько примеров из практики:
Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.
Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию «лучше ГОСТа», документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.
Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.
Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса. Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе. ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований. «, так как не зарегистрирован в установленном порядке. По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.
Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены. Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.
Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ
Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.
Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.
Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.
Дополнительно в заявлении указывают:
К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.
В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.
Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.
Защищайте свои права, если нарушение заказчика или оператора ЭТП очевидно. В третьем квартале 2019 года обоснованной была признана каждая третья жалоба. Условия обжалования прописаны в законе о контрактной системе, а все жалобы и итоги их рассмотрения публикуются на официальном сайте. Подать жалобу при участии в госзакупках несложно.
Обжалование результатов размещения — обращение в органы государственной власти и управления, уполномоченные на рассмотрение споров. Такими органами являются: ФАС, соответствующие органы Администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, который контролирует госзакупки и согласует применения закрытых способов отбора. Полномочия ФАС в основном касаются процедуры проведения закупок, рассмотрения жалоб, проведения проверок и привлечения участников к административной ответственности.
На что и когда жаловаться
Участник может подать жалобу в ФАС только в определенные законом сроки, и пока не подписан контракт. Если сроки вышли, действия заказчика или оператора электронной площадки можно оспорить только в арбитражном суде.
До окончания сроков подачи заявок
Жалоба на заказчика:
Жалобу может подать любая организация до окончания срока подачи заявок.
После рассмотрения заявок
Жалоба на заказчика:
Жаловаться может только подавший заявку участник — в течение 5 дней после даты публикации протокола закупки.
Проведение электронной закупки
Жалоба на оператора площадки:
Жалобу может подать только подавший заявку участник в течение 30 дней со дня обжалуемых действий.
С 1 января 2020 года все действия на электронной торговой площадке можно фиксировать с помощью плагина Независимый регистратор. Мы писали, почему вам не обойтись без него, защищая свои права.
Куда жаловаться
Если вы ошибетесь и подадите жалобу не в тот территориальный орган, вашу жалобу в течение одного рабочего дня передадут в нужное территориальное управление ФАС (п. 3.12 Приказ ФАС РФ от 19.11.2014 № 727/14).
Если контракт уже подписан или вы недовольны решением ФАС, подавайте иск в Арбитражный суд.
Как подать жалобу
Прежде, чем подать жалобу:
Оформление жалобы
При составлении жалобы придерживайтесь требований п. 8 ст. 105 44-ФЗ. Жалоба должна содержать:
В жалобе можно указать, какой результат хотите получить от заказчика. Например:
Подача жалобы в УФАС или ФАС
Есть несколько способов доставки:
Вы можете отозвать жалобу до принятия контрольным органом решения по ней, но подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц уже будет нельзя. Жалоба отзывается теми же способами, которыми подается (письмом, курьером, лично, по электронной почте).
ФАС может вернуть жалобу, отправленную почтой в последний день срока: датой подачи считается день, когда она поступила в антимонопольный орган, а не в почтовое отделение. Обратите на это внимание и, если есть возможность, передавайте документы лично.
Решение по жалобе
В течение двух рабочих дней комиссия примет или вернет жалобу, разместит информацию на официальном сайте и уведомит о ней заинтересованных лиц. Если жалоба принята, то в течение трех рабочих дней решение разместят в реестре жалоб на официальном сайте. Найти жалобу можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту, номеру жалобы или извещения о закупке.
В Контур.Закупках можно посмотреть, сколько жалоб подали на заказчика, какой статус у каждой, а за подробностями быстро перейти в реестр жалоб в ЕИС.
Жалоба не принята
Участник может подать повторную жалобу, устранив нарушения в ее содержании или оформлении, или оспорить возвращение жалобы в суде.
Жалоба принята и признана обоснованной
На официальном сайте вместе с решением публикуют предписание заказчику, например:
Иногда предписание не выдается. Например, если нарушения не повлияли на результаты определения поставщика или контракт с победителем уже заключен.
Жалоба принята и признана необоснованной
Информацию о принятом решении размещают на официальном сайте без предписаний заказчику. В документе содержатся ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Такое решение комиссии можно обжаловать в суде в течение трех месяцев.
Если ваши интересы не удалось восстановить жалобой в ФАС, лучше сконцентрируйтесь на участии в другой закупке и у другого заказчика.
Обращаться ли в суд?
Обращайтесь в суд, если вы хотите снизить штраф или взыскать с заказчика деньги за уже выполненные услуги и поставленные товары.
Если вы хотите побороться за заключение контракта, то будьте готовы к тому, что судебный процесс длится долго. Возможно, оно того не стоит.