На что можно приклеить поталь
Всё про клей для потали
Изучаем разные виды клея, на которые можно клеить поталь: на водной или спиртовой основе, мордан и другие. А также разбираем, можно ли клеить поталь на ПВА? Все подробности в новой статье!
Что такое поталь и зачем ей клей?
Как вы помните из моих прошлых статей, поталь – это декоративный материал, с помощью которого можно создавать имитацию драгоценных металлов, например, золота, серебра, или, бронзы.
Поталь широко используется в декорировании деревянных и керамических изделий, предметов интерьера, а также, живописи. Для того, чтобы правильно, красиво и аккуратно декорировать поверхности поталью, вам необходимо подобрать специальный клей.
Дело в том, что поталь крепится к поверхности с помощью особого клея, который нужно подбирать исходя из особенностей как самой потали, так и того, что вы будете ей декорировать.
Поталь бывает в нескольких видах – листовая, крошкой, в рулонах и даже жидкая. Для каждого вида можно подобрать клей на определенной основе, который не только не испортит весь художественный замысел, но и поможет справиться с задачей даже новичкам. Давайте теперь подробнее рассмотрим все особенности выбора клея для потали.
Если вы не представляете как выглядит поталь или не знаете, где ее купить — переходите на сайт моего интернет-магазина товаров для живописи и изучайте каталог — http://nyshop.pro/shop-2/.
Как правильно подобрать клей для потали
Как я уже говорила, поталь бывает нескольких видов – листовая, крошкой, в рулоне и жидкая. Также, как и поталь, клей тоже бывает нескольких видов и на разных основах. А еще, клей должен иметь свойство хорошо сцепляться не только с поталью, но и с тем материалом, который вы будете золотить. Следовательно, при выборе, какой клей использовать для потали, всегда помните, куда вы будете ее клеить.
По своему составу клей для потали делится на несколько видов:
Чтобы правильно выбрать клей для золочения, обратите на следующие факторы в вашей работе:
Основываясь на всех этих факторах, и грамотно их проанализировав, вы сможете правильно выбрать клей для потали, что является залогом вашего успеха в золочении.
Теперь, я хочу более подробно остановиться на каждом виде клея, выделив их ключевые особенности при работе с поталью.
Виды клея для потали
Клей мордан
Мордан – это клей для потали на натуральной основе, состоящий из различных смол и масел. Это довольно недешёвый клей, но если вы работаете с эксклюзивными и достаточно дорогими поверхностями, то лучше использовать его, чтобы не испортить изделие.
Это классический клей для потали, коричневого оттенка и с характерным запахом.
Такой клей, как и любой другой, в принципе, принято наносить на ровную и гладкую поверхность, подготовленную заранее, обшкурив и загрунтовав. Наносить такой клей нужно очень тонким слоем, так как он имеет свойство очень долго сохранять свои липкие свойства.
В отличие от клея на водной основе, мордан сохнет дольше, примерно, 12-15 часов, в зависимости от окружающих факторов и толщины слоя.
Несмотря на наличие масла в составе, не стоит путать этот клей с клеем на масляной основе, который сохнет быстрее и состоит из синтетических материалов.
Этот клей используют как для сусального золота, так и для потали и он подходит практически для любой поверхности. Нанесите клей кисточкой на изделие, дождитесь, пока слой клея просохнет до липкого состояния и приклейте листовую поталь, прижав мягкой кистью.
Клей на водной основе
Клей на водной основе понадобится вам при работе над небольшими изделиями, так как на него уже через час можно клеить поталь. Первоначально он имеет белый цвет, но при высыхании становится бесцветным.
Различают несколько видов такого клея:
Ели вы работаете с твердыми пористыми поверхностями, например, деревом или гипсом, то перед применением клея нужно нанести специальный лак на поверхность. Если вы работаете со стеклянной или лакированной поверхностью, клей нужно нанести, предварительно их обезжирив и убрав лишнюю пыль.
При работе с поталью крошкой, можно приклеивать ее на твердый клей, например, в виде карандаша. А вот для пористой поверхности подойдет пастообразный клей, который придаст матовый блеск поверхности и послужит своеобразной грунтовкой для изделия.
Клей на водной основе имеет очень хорошую вязкую структуру, поэтому, его не нужно дополнительно разбавлять водой.
Из современных фирм клея для потали на водной основе, можно выделить клей La Doratura Ferrrario. С этим клеем можно легко и неспешно работать, так как он сохраняет свои свойства еще в течении нескольких часов после нанесения.
Клей на спиртовой основе
Этот клей сохнет очень долго. Приклеить и скорректировать положение листа можно будет в течении нескольких суток.
Клей на спиртовой основе подходит для работ с интерьерными изделиями или картинами. Не оставляет некрасивых подтеков при вертикальном способе нанесения. Отлично подходит такой клей и для водоотталкивающей поверхности, например, для стекла.
Уже спустя 30 минут после нанесения образуется тот самый липкий слой, на который можно приклеивать поталь еще в течении 60 минут. Поправить неточности в работе и скорректировать ее можно будет в течении 12 часов после нанесения клея.
Клей для потали «Таир»
Если вы искали подходящий клей для трансферной потали, или фольге на пленке как ее еще называют, то клей фирмы «Таир» идеально подходит для этого.
Это универсальный клей с прозрачной текстурой, который изготавливают на водной основе. Его использую в работе практически над всеми поверхностями: дерево, металл, стекло, пластик. Спустя несколько минут после нанесения тонким слоем вы уже можете приступить к золочению. Клей «Таир» очень долго держит свои свойства и клеить поталь можно в течении долго времени, что очень удобно, особенно для тех, кто в первый раз работает с этим материалом и не особо знает, как клеить золотую поталь.
Масляный клей для потали
Новичкам я бы не советовала работать с ним, так как он слишком требователен и нужна определенная сноровка, чтобы приклеить поталь на масляный клей.
Старайтесь выбирать такой клей без специальных добавок в составе, которые помогают клею сохнуть быстрее. Как правило, в таком клее больше вредных веществ, которые со временем могут испортить внешний вид изделия.
После высыхания этот клей образует ровную и прочную поверхность, которую при желании не нужно покрывать дополнительными фиксирующими материалами.
Этот вид клея обычно изготавливают на основе льняного масла и жиров животного происхождения. Так как масляный клей имеет очень много особенностей и нюансов, с ним работают в основном профессиональные мастера и художники-реставраторы.
Полностью слой этого клея высыхает за 10-12 часов при минимальной толщине слоя в 1 миллиметр. Если вы заметили, что ваш клей на масляной основе слишком густой, его можно разбавить скипидаром в пропорциях 1:1.
Наносить такой клей лучше всего плоской синтетической кистью. Для экономии вашего времени, клей для потали следует нанести вечером или ночью, перед сном. Клей доходит до нужного липкого состояния за 12 часов, поэтому, время пока вы спите, пройдет незаметно.
Чем можно заменить клей для потали
Наверняка, читая статьи в Интернете и сравнивая цены на материалы, вы задумывались, а чем можно заменить клей для потали?
Ведь согласитесь, не всегда есть возможность сразу купить нужный клей, особенно если он дорогой. Может есть что-то, на что можно приклеить поталь в домашних условиях.
Так, например, если вам предстоит очень большой объем работ, а покупать дорогой промышленный клей пока нет возможности, можете воспользоваться следующими заменителями клея для золочения.
Вариант 1
Попробовать приклеить поталь на яичный белок. Простой яичный белок, ни чем не смешанный.
Вариант 2
Смешать 4 ст. л. крахмала 1 стакан воды, довести на огне до густого состояния и остудить.
Вариант 3
Сахар 250 г смешать в 100 мл воды и сварить до карамельного состояния. Наносить тонки липким слоем на поверхность.
Кроме этих смесей, на что еще можно клеить поталь?
Вариант 4
Некоторые мастера говорят, что в принципе, для этого может подойти сок чеснока, так как он имеет хорошие липкие свойства.
Но, такой способ, наверное, слишком экстремальный, тем более, если учесть, что запах чеснока не всем по душе, да и неизвестно, как будет вести себя тот или иной материал рядом с таким натуральным компонентом.
Кстати, многие новички часто интересуются, а можно ли приклеить поталь на клей ПВА? Давайте разберемся в этом вопросе.
Можно ли клеить поталь на ПВА
Если вы думаете, как и на что приклеить поталь, например, на картину или предмет интерьера, то лучше сделайте выбор в пользу клея на водной основе. такой клей быстрее сохнет, его проще достать и не нужно придумывать велосипед, чтобы работать с поталью.
Всегда помните, что основная задача клея для потали, это создание липкого слоя, на который вы будете клеить листы потали. Именно поэтому, некоторые виды клея и не подходят, так как не дают никакого липкого слоя, или, он не получается недостаточно липким, для того чтобы поталь (металл) схватилась с клеевой поверхностью предмета.
Вы можете попробовать приклеить ПВА поталь, но скорее всего, эффект будет не тот, который вам нужен. Клей ПВА не имеет такого липкого свойства и будет очень жаль испортить драгоценные кусочки потали, а вместе с ней и декорируемую поверхность.
Рецепты клея для потали в домашних условиях
Выше я уже приводила 2 примера, как в домашних условиях изготовить замену клею. Если вы все-таки хотите попробовать сделать клей для потали своими руками, то вот вам несколько рецептов.
Рецепт 1
Смешать коньяк 100 мл со сливками высокой жирности, тоже 100 мл. эту смесь необходимо нанести на поверхность, которую вы будете золотить, подождать около часа и начинать клеить поталь.
Рецепт 2
Еще один вариант, которым вы можете воспользоваться при отсутствии клея, это, смешать 70 г сахара с теплой водой, примерно, 200 мл и довести смесь до кипения. В конце добавить 1 ч. л. уксуса и кипятить еще минимум полминуты. Затем добавить 1/3 стакана с крахмалом и дать остыть всей смеси. Она должна хорошо загустеть и напоминать простой клей ПВА.
Конечно, для творческого человека всегда важно уметь работать с разными материалами и в любой ситуации уметь подстраиваться под обстоятельства, заменяя некоторые материалы более доступными или дешевыми аналогами.
Но, согласитесь, экономить на своем творчестве, а тем более работе, если вы декорируете предметы на продажу, лучше не стоит. То же самое касается и клея для потали. Если будет возможность, то лучше купить промышленный клей, тем более, что он сейчас продается в любых магазинах, например, в таких крупных супермаркетах, как «Леонардо», или небольших интернет-магазинах как мой, например.
Если вам понравилась статья и информация была полезной, не забудьте поставить 5 звезд в конце статьи! А если у вас остались вопросы по материалу, смело задавайте из в комментариях ниже.
Клеи для потали
Мне часто задают вопрос. Как павильно выбрать клей для потали. Чем отличается Мордан от Водного Мордана?
Подробно, писать некогда. Но все же немного, если коротко.
Способ золочения без подготовки поверхности:
1. Наносите «миксион» на сухую чистую поверхность мягкой кистью, типа «белки» тонким слоем, стараясь не оставлять бороздок от волоса ( все это проявится на поверхности потали). Вам нужно дождаться когда клеевой слой станет прозрачным. Можно поверить поверхность «костяшкой» пальцев. Важно чтобы клей не пачкал руки и не оставлял следов от прикосновения. Среднее время высыхания клеев от 10 минут до 60 минут.
2. Наносим поталь на клей. Листы потали должны немного заходить друг на друга. Аккуратно ваткой «прибиваете» морщинки фольги, если они образовались. Наносите следующий кусок.. Предыдущий «прибиваете» ваткой, а первый- легко растираете, уже прижимая всю поверхность фольги. Наносите четвертый кусок. Третий «прибиваете», второй разглаживаете, первый заполировываете и удаляете лишнее.
В принципе, после нанесения потали, примерно через час можно уже заниматься отделками. А если вы планируете закрывать сразу лаками, то я рекомендую дать просохнуть 1-3 дня. ВашСалонПотали
салонпотали салонпоталь поталь суперпоталь поталь золочение дневникмастера мастер-класс
Как правильно подобрать клей для потали
Поталь — тонкие листы сплавов с включением драгоценных металлов. Материал применяется для серебрения и золочения гипсовой лепнины, керамики, пластика, картона, металла, дерева, стекла. Чтобы добиться качественного и красивого декорирования, необходимо правильно подобрать клеевой состав. В настоящее время для потали применяется клей на спиртовой, акриловой, масляной или водной основе.
Наибольшее распространение получили спиртовые варианты, чтобы сэкономить на материалах, зачастую используется акриловый микстион. Удобство работы со спиртовыми клеями объясняется тем, что спирт испаряется гораздо быстрее, чем вода.
Спиртовой
Состав на спиртовой основе характеризуется стабильной и длительной липкостью клеевого слоя (отлипом). Благодаря этому поталь можно приклеивать в течение 48 часов (продукты серии СП). После крепления потребуется покрытие поверхности защитными составами для повышения износостойкости.
Интересный факт
Изначально мордан — масляный клей для сусального золота. Однако со временем произошло расширение смысла, и сегодня на ценниках мордан — это любой состав как для сусального золота, так и для потали.
Масляный
По сравнению со спиртовыми аналогами, клеи на масляной основе характеризуются более низкой силой клейкости, что создает дополнительные трудности при работе. Масляные составы отличаются повышенной требовательностью к уровню влажности и температурному режиму в помещении. При работе с ними следует тщательно следить за толщиной наносимого слоя.
Совет! Для начинающих мастеров масляные морданы не подходят, так как работать с ними достаточно сложно.
Достоинства масляных микстионов:
Масляные быстросохнущие морданы содержат ускорители — сиккативы. Обычные масляные микстионы полимеризуются долго, до 12 часов, зато в составе у них меньше примесей и больше натуральных масел.
На упаковке всегда указывается время подсыхания — это период, который нужно подождать после нанесения клея и перед декорированием первым листом потали. Количество минут будет увеличиваться или уменьшаться, в зависимости от температуры и влажности в помещении, толщины клеевого слоя, особенностей материала основания.
Совет! Если в комнате сухой воздух, то декорирование следует начать раньше, при повышенной влажности стоит изначально предпочесть быстросохнущий микстион.
Долгосохнущие продукты на масляной основе рекомендуется применять для экстерьерного декорирования в сухих и непыльных условиях, а также для золочения крупных деталей.
Быстросохнущие составы идеально подойдут для интерьерного декорирования, золочения мелких деталей, для декорирования в условиях повышенной влажности и там, где относительно много пыли.
На водной основе
В продаже представлены несколько разновидностей водно-акриловых составов, предназначенных для работы с поталью:
Обыкновенный продукт на водной основе имеет среднюю вязкость и в дополнительном разбавлении водой не нуждается. После нанесения слоя золочение допускается начинать через 15 минут, полчаса или час, обычно временной интервал указывается на упаковке. При этом следует учесть влажность и температуру в помещении, а также толщину нанесенного слоя.
Совет! Профессионалы рекомендуют высушивать клеевой слой в течение 8 часов, прежде чем приклеивать первый лист потали.
Для обычного мордана на водной основе требуется непористая, невпитывающая, загрунтованная и тщательно подготовленная поверхность.
Марки
В зависимости от того, какая цель преследуется, при выполнении работ применяется различный клей для потали:
Чем заменить
Необязательно приобретать готовый клей. Опытные рукодельницы придумали несколько способов сделать микстион своими руками.
Совет! В древности при росписи икон в качестве клеящего состава мастера применяли сок чеснока. Подобным средством морданы заменяются и сегодня.
Существует два варианта изготовления клеевой смеси, которая послужит достойной заменой составу промышленного производства.
Рецепт 1:
Рецепт 2:
Подобный состав по своим характеристикам напоминает обычный ПВА, а после полимеризации становится прозрачным и практически незаметным на поверхности.
Совет! И все же самый удачный самодельный микстион уступает по характеристикам промышленным аналогам.
Инструкция по декорированию
Рассмотрим порядок действий при декорировании на примере состава «Таир»:
Совет! Чтобы обеспечить позолоте защиту от окисления, покройте поверхность специальным лаком. Для этой цели подойдут Daily ART или Ferrario.
Полезные советы
Несколько секретов от профессионалов:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
Техника золочения предметов ПОТАЛЬЮ. Делаем клеи для потали.
Техника золочения предметов ПОТАЛЬЮ. Особенности работы с поталью
Техника золочения предметов поталью многим кажется дорогой и трудоемкой. В то же время золочение сусальным золотом – тончайшими (от 0,13 до 0,6 мк) листами золота – вполне доступно, даже в домашних условиях. Но сусальное золото стоит дорого, использовать его для хобби-проектов и тем более для изучения техники золочения нецелесообразно. Для этого вполне сгодится поталь – недорогой имитатор сусального золота. Изделия, позолоченные поталью, выглядят практически так же, как и покрытые настоящим сусальным золотом – эффектно и богато. Ниже вы сможете ознакомиться с основными особенностями работы с поталью.
Полезное отступление для всех родителей малышей, которые любят все свое свободное и несвободное время проводить за компьютером! Дабы обезопасить своих детей от посещений нехороших и ненужных сайтов и проследить их действия за компьютером предлагаю вам установить на компьютер специальную программу Mipko Personal Monitor для мониторинга активности пользователей компьютера или ноутбука. На официальном сайте https://www.mipko.ru/ вы сможете скачать данную программу, она отслеживает нажатия ребенка на клавиши, запущенные программы и операции с файлами, делает снимки экрана и сохраняет записи разговоров в Skype®, а так же перехватывает сообщения ICQ, ВКонтакте, Facebook®. Очень полезная штука, должна вам сказать) Об установке, настройке и работе с программами Mipko читайте на сайте mipko.ru.
Для начального изучения золочения вам потребуется купить: специальный клей, шеллак (защитный лак при золочении), кисть для клея, колонковую кисть, лампенезель (специальная кисть) и, собственно, саму поталь.
Работать с поталью надо в непыльных комнатах, без сквозняков. Общая техника золочения состоит из четырех основных этапов:
1. Подготовка поверхности. Для получения ровного золочения, поверхность должна быть очищена от грязи и ржавчины, там, где это нужно, загрунтована (особенно это актуально для дерева и металла). Стекло, пластик, хромированный или никелированный металл в большинстве случаев грунтовать не надо, достаточно очистить их от грязи и обезжирить поверхность.
2. Нанесение клея. Рассматрим клеевое (полиментное) золочение, при котором получается глянцевое (блестящее) покрытие. Существует также масляное золочение (при помощи специальных лаков – левкаса, мордана, микстьена). Оно несколько проще, но покрытие получается матовым. Нанесенный клей должен быть выдержан в течение времени, указанного в инструкции. Существуют и специальные клеевые карандаши, более удобные для некоторых творческих проектов.
4. Обработка золоченой поверхности. Листы потали пристают не равномерно, и не плотно. Сначала дефекты золочения (пробелы) покрывают остатками потали. Лист после нанесения и полного высыхания (время высыхания зависит от нанесенной основы, как правило, через 2-3 часа, но бывает и 12 ч.) полируют пемзой, лощилом, агатовым (или кремниевым) зубком, чтобы лист ровно пристал к поверхности. Начинают полировать с угла, проводят по поверхности прямыми штрихами, после каждого прохода поверхность золота становится более глянцевой. Поверхность полируют до полной однородности – стыки листов тщательно разглаживаются, швов не должно быть видно. Общепринято поталь покрывать защитным слоем. Эту функцию выполняют шеллак или цапенлак.
Кроме основной, золотой, поталь бывает серебреной, медной, бронзовой. Поталь продается листами и книжками. Листами дешевле, но обычно это наборы по 100 листов.
Наиболее удобный вариант – в книжках по 25 листов. В книжках поталь бывает свободная – каждый лист потали проложен тонкой пергаментной бумагой – и трансферной: каждый лист давлением помещен на белую шелковую бумагу. Работать с трансферной поталью проще, для новичков это наиболее удачный выбор. Лист берется вместе с бумагой (вам не понадобится лампензель) и может быть обрезан ножницами. Наконец, он переносится вместе с бумагой на объект. После этого можно удалить шелковую бумагу, и золочение закончено.
Особенности работы с поталью
Автор: Елена Карнаух Блог: Babo4kanayablo4ke
В последнее время мне задают много вопросов по поводу особенностей работы с поталью, поэтому решила поделиться своим опытом.
Если приходится покрывать большие поверхности, листы потали снимаем на заготовку прямо с книжки. Поначалу кажется, что испорчена будет вся купленная нами поталь, потому что она всё время куда-то улетает, но только не попадает туда, куда нужно… Главное приноровится! В конечном итоге, даже если она и ляжет складочками на клей, её всегда можно подправить пальчиком!
Если мы заклеиваем поталью небольшие поверхности, то нам её, прежде всего, нужно разрезать. Рекомендуют резать и поталь, и сусальное золото на специальных подушечках, обшитых мехом или замшей. Но я не заморачиваюсь. Из книжки выкладываю листы потали в какой-нибудь толстый журнал, лист от листа кладу через 10-15 страниц. Режу прямо на открытой странице. Оставшиеся от большого куска кусочки оставляю там же для последующего использования. Только листы журнала не должны быть лощёными, иначе поталь намертво прилипнет к ним. Они должны быть типа газетных, не очень хорошего качества. Кто-то режет ножом, заточенным с двух сторон, кто-то скальпелем, я же пользуюсь качественным лезвием.
Чтобы перенести кусочки потали в нужное место, можно смастерить кисточку, которая называется лампемзелем, который делается так: беличья кисточка приличного размера веерообразно раздвигается и вклеивается между двумя небольшими картоночками. Когда клей высохнет, веерочек будет в них держаться, как в коротеньком, картонном череночке. Для большего удобства в работе, его вделывают в деревянный черенок, длиной и толщиной с обычный карандаш. Таким образом, лампемзель имеет вид череночка с веерочком из беличьих волос. Сухой волос лапки (лампемзеля) не возьмет поталь, она прилипает к маслянистым поверхностям. Перед работой лапкой слегка смазывают сливочным маслом верх кисти левой руки и, держа лапку правой рукой, время от времени легко проводят ею по маслянистой кисти левой руки, сообщая этим волоскам лапки способность прихватывать золото и переносить его на нужное место. Руки при этой работе должны быть совершенно чистыми. За неимением лапки некоторые рекомендуют пользоваться таким же образом кусочком упругой бумаги, натертой парафином. Я делаю так: провожу лапкой по своим волосам, лапка слегка смазывается и электризуется!
Теперь про то, на что клеим!
Про разные фирменные лаки, которые продаются в Лавках художника и других спецмагазинах, рассказывать не буду, т.к. инфы в Инете про них предостаточно! Лично для меня это дорого! Поэтому расскажу, на что клею я. Некоторые рецепты взяты из древних источников и рассказов моих Учителей.
Вы можете спросить: а зачем вся эта канитель, если можно просто написать нужный узор просто золотым, бронзовым или медным акрилом? Уверяю вас, что такого яркого и ровного узора простой краской под металлик вы не получите! А если еще заменить поталь сусальным золотом. Ведь таким способом расписывали и до сих пор расписывают на иконах парчи на одеждах и украшают золотым орнаментом каймы икон.
Теперь шлифуем то, что наклеили! Шлифовать поталь можно суконкой или войлоком, но особенный вид поталь, как и сусальное золото приобретает, если отщлифовать её волчьим клыком ( мне его знакомые охотники подарили), а также полированными кремнем, сердоликом или агатом.