На что накручиваются непредвиденные затраты
На что накручиваются непредвиденные затраты
20 марта 2019
О резерве средств на непредвиденные работы и затраты
Верховный Суд Российской Федерации еще раз определил, что право подрядчика на получение средств на непредвиденные работы и затраты связано с их фактическим несением. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 10 декабря 2018 г. N 301-ЭС18-21555 и Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.09.2018 N Ф01-3763/2018 по делу N А29-12529/2017.
Данное Определение в отношении резерва средств на непредвиденные работы и затраты ранее уже встречалось в судебной практике.
Так, ранее в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.08.2016 № Ф07-5540/2016 по делу № А05-11397/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 02.12.2016 № 307-ЭС16-16212 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства) суд разъяснил, что при расчетах за выполненные работы по договору с установленной твердой ценой резерв средств на непредвиденные работы и затраты в соответствии с актами о приемке выполненных работ должен оплачиваться заказчиком на основании подтверждающих расходы документов.
СОЮЗ ИНЖЕНЕРОВ-СМЕТЧИКОВ РАЗЪЯСНЯЕТ:
При включении резерва средств на непредвиденные работы и затраты в состав начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), положения государственного (муниципального) контракта в порядке расчетов должны содержать требования по оплате затрат на непредвиденные работы исходя из объемов фактически выполненных и документально подтвержденных работ.
Возможность учета резерва средств на непредвиденные работы и затраты в начальной (максимальной) цене контракта при подготовке конкурсной документации определяется государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда государственным заказчиком является главный распорядитель средств).
При расчетах за выполненные работы по государственному (муниципальному) контракту установленный резерв средств на непредвиденные работы и затраты в соответствии с Актами о приемке выполненных работ КС-2 должен оплачиваться заказчиком только на основании подтверждающих расходы документов.
Оформление Актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) осуществляется с указанием конкретных видов, объемов и стоимости данных непредвиденных работ и затрат. При отсутствии подтверждения в Актах выполненных работ КС-2, расчеты с исполнителем работ (подрядчиком) производятся за вычетом (с удержанием) неиспользуемого (неподтвержденного) резерва. Дополнительно сообщаем, что оплата заказчиком неподтвержденного исполнителем работ (подрядчиком) резерва средств на непредвиденные работы и затраты при проведении контрольно-ревизионных мероприятий квалифицируется как «неправомерное использование бюджетных средств» в нарушение требований ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
ПРАВОВАЯ ОГОВОРКА:
О правомерности включения резерва средств на непредвиденные работы и затраты в системе государственных (муниципальных) закупок в состав начальной (максимальной) цены контракта НМЦК
Следует напомнить, что Постановлением Правительства РФ № 628 от 25.06.2012 г. «О признании утратившими силу пунктов 31.1 и 31.2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» из постановления Правительства № 87 от 16.02.2008 г. исключены вышеуказанные пункты, которые были ранее включены постановлением Правительства РФ № 1006 от 07.12.2010 г. (о включении в сводный сметный расчет стоимости строительства резерва средств на непредвиденные работы и затраты).
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 25 июня 2012 г. N 628
О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ
ПУНКТОВ 31(1) И 31(2) ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ РАЗДЕЛОВ
ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯХ К ИХ СОДЕРЖАНИЮ
Правительство Российской Федерации постановляет:
Признать утратившими силу “пункты 31(1)” и “31(2)” Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 744; 2009, N 21, ст. 2576; N 52, ст. 6574; 2010, N 16, ст. 1920; N 51, ст. 6937; 2011, N 8, ст. 1118).
Председатель Правительства Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
С другой стороны:
пунктом 4.96 МДС 81-35.2004 (в редакции приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 220 г. «О внесении изменений в Методику определения стоимости строительной продукции на территории РФ») установлен порядок учета в сметной документации резерва средств на непредвиденные работы и затраты. Методика является действующей и внесена в Федеральный реестр сметных нормативов, а определение сметной стоимости строительства объекта, финансируемого с привлечением средств бюджетной системы, должно осуществляться с применением действующих сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов.
Возможность учета резерва средств на непредвиденные работы и затраты в начальной (максимальной) цене контракта при подготовке конкурсной документации определяется государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда государственным заказчиком является главный распорядитель средств).
По мнению Союза инженеров-сметчиков и исходя из положений 44-ФЗ и прямого прочтения и смысла Постановления Правительства РФ № 628 от 25.06.2012 г. «О признании утратившими силу пунктов 31.1 и 31.2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», учет резерва средств на непредвиденные работы и затраты в начальной (максимальной) цене контракта (смете) может быть признан неправомерным.
Однако однозначное правовое толкование и решение по данному вопросу на сегодняшний день отсутствует.
Президент Союза
П.В. Горячкин
Горячкин П.В.
Больше полезной информации с примерами и разъяснениями в уникальном обновляемом методическом пособии инженера-сметчика
На что накручиваются непредвиденные затраты
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется от итога глав 1-12 (1-9 по объектам капитального ремонта) и показывается отдельной строкой с распределением по графам 4-8 в зависимости от стадии проектирования.
По уникальным и особо сложным объектам строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть установлен в размере до 10% по согласованию с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.
При составлении сметных расчетов по объектам-аналогам и другим укрупненным нормативам на предпроектной стадии резерв средств на непредвиденные работы и затраты возможно принимать в размере до 10%.
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для компенсации дополнительных затрат, связанных с:
— уточнением объемов работ по рабочим чертежам, разработанным после утверждения проекта (рабочего проекта);
— ошибками в сметах, включая арифметические, выявленных после утверждения проектной документации;
— изменениями проектных решений в рабочей документации и т.д.
При расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой, резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачиваются заказчиком по норме, согласованной при формировании договорной цены.»
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты
До сих пор остается много вопросов, споров и неразберихи с использованием средств на непредвиденные работы и затраты в практическом применении. Изначально – это средства заказчика, и они подлежат отражению в сводном сметном расчете (объектной смете) на строительство или капитальный ремонт. Измеряются эти затраты в %-ном соотношении по итогу глав 1-12 для строительства и 1-9 для капитального ремонта.
Описания, что включают в себя эти затраты имеются только в МДС 81-35.2004 пункт 4.96 в последней редакции:
4.96. В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.
Но эти описания не полные, трактовка данного пункта оставлена на откуп содержания Госконтракта. Но не всегда и не везде данный момент отражается. Человеческий фактор присутствует везде.
Всем нам известны источники законодательно закрепленного применения резерва средств на непредвиденные работы и затраты. В связи с редакцией МДС 81-35.2004 легче не стало, даже наоборот.
Согласно последней редакции МДС 81-35.2004:
« 4.33. С целью определения полной стоимости объекта, необходимой для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости строительных и монтажных работ, определенной в текущем уровне цен, рекомендуется дополнительно включать средства на покрытие лимитированных затрат, в том числе:
часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, с учетом размера, согласованного заказчиком и подрядчиком для включения в состав твердой договорной цены на строительную продукцию.
При расчетах между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. В этом случае объемы фактически выполняемых работ фиксируются в обосновывающих расчеты документах, в том числе и тех работ, которые дополнительно могут возникать при изменении заказчиком в ходе строительства ранее принятых проектных решений»
Таким образом, «достать» подрядчику эти средства довольно сложно на практике. Цена контракта является твердой! Согласно ГК РФ и договору, в котором не описано иное, но торги, оплата гарантий и т.д. рассчитывается от суммы по ССР, заведомо зная, что непредвиденные, в большинстве случаев на практике, подрядчик не увидит. Тогда вопрос: «Какая же эта цена твердая?».
Тут и возникают вопросы: доказать, что затраты были непредвиденные, характер этих затрат, доказать размер заявляемых сумм и тому подобное. Подрядчику самому приходится решать эти вопросы. Им легче вообще не заявлять о подобной необходимости компенсации этих затрат, ведь установленного порядка использования резерва в законодательстве нет.
Разве не было бы более логично не включать сумму непредвиденных в общую сумму контракта, а оставлять их как лимит резерва, в рамках соответствующего Госконтракта, на дополнительные работы, возникающие при уточнении РД… и прописать эти моменты в контракте (договоре), а лучше всего законодательстве. Торги и соответствующие затраты подрядчика по аукциону проводить от суммы без непредвиденных расходов.
Т.е. твердой ценой контракта считать суммы без непредвиденных, а сумму с непредвиденными 2%, 3% и 10% соответственно, общей ценой контракта. При возникновении затрат, покрываемых за счет непредвиденных, составляется смета и к ней применять тендерное снижение, как и к основной смете.
Конечно, необходимо вносит изменения в законодательные акты по применению и расшифровки непредвиденных расходов, с возможностью в договоре отражать нестандартные случаи.
В итоге: средства заложены, а воспользоваться ими — задача не из простых. При расчетах за фактически выполненные работы по договорам с твердой договорной ценой, средства на непредвиденные работы и затраты, предусмотренные в сметном расчете, остаются в распоряжении заказчика, если подрядчик не сможет доказать и обосновать эти затраты, а заказчик, (что очень важно), с ними согласится.
Например, в Казахстане уже подняли данный вопрос на законодательном уровне в 2018 году. «Национальная палата посчитала целесообразным исключить резерв средств заказчика на непредвиденные работы и затраты, предоставив в расположение подрядчика безусловные средства на непредвиденные работы и затраты на подрядные работы в размере 2%. Соответствующая редакция проекта государственного норматива находится в министерстве юстиции РК на стадии государственной регистрации».
Автор: Ольга Мостепан, разработчик и преподаватель авторских курсов в области «Ценообразования и сметного нормирования в сфере ЖКХ», стипендиат мэрии Москвы и президента Российской Федерации, г. Москва
Определение Верховного Суда РФ от 05.04.2018 N 310-КГ18-2368 по делу N А62-7437/2016
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 5 апреля 2018 г. N 310-КГ18-2368
решением Арбитражного суда Смоленской области от 15.05.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017, заявленное требование удовлетворено. Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13.12.2017 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, комбинат просит постановление кассационной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таких оснований по результатам изучения обжалуемого судебного акта, доводов кассационной жалобы не установлено.
Казначейством проведена проверка правомерности расходования когмбинатом средств федерального бюджета по государственным контрактам NN 170, 26 и 41. По ее результатам выявлено, что комбинатом осуществлена оплата ПКФ «Аграрный инвестиционный фонд» непредвиденных расходов в сумме 20 321 108 руб. 30 коп. без их расшифровки в актах о приемке выполненных работ, а также без подтверждения понесенных фактических непредвиденных расходов подрядчиком. В адрес комбината вынесено предписание от 30.09.2016 N 63-1.10-12/145-3331, пунктом 3 которого комбинату предписано расшифровать и подтвердить фактически оплаченные непредвиденные расходы с предоставлением в казначейство подтверждающих документов.
Суд кассационной инстанции, признавая оспариваемый пункт предписания законным и обоснованным, руководствовался статьями 709, 746, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 4.33, 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1 (в редакции приказа Минрегиона России от 01.06.2012 N 220).
Суд учел, что на момент истечения срока действия контракта N 170, т.е. на 25.12.2015, полный объем предусмотренных им строительно-монтажных работ не был выполнен. Комбинатом приняты акты выполненных работ на сумму 696 896 540 руб. 55 коп. На 01.01.2016 на балансе комбината образовалась дебиторская задолженность в сумме 51 775 650 руб. 50 коп., которая в период 01.06.2016 была уменьшена до 42 190 669 руб. 85 коп. в связи с продолжением исполнения сторонами обязательств по государственному контракту до полного завершения работ. При подписании актов о приемке в них включены непредвиденные расходы в размере 3% от стоимости выполненных работ, без их расшифровки, а также без подтверждения факта выполнения непредвиденных работ и несения непредвиденных затрат подрядчиком.
В кассационной жалобе комбинат ссылается на то, что цена государственного контракта определена в твердой сумме, по этой причине, расшифровка непредвиденных расходов при оплате выполненных работ не производится.
Суд кассационной инстанции, как следует из вынесенного им постановления, оценив обстоятельства дела, установленные судами, пришел к выводу о том, что оплата по государственному контракту осуществлялась комбинатом за фактически выполненные работы. Данное обстоятельство подтверждается также кассационной жалобой, где комбинат указывает, что расчеты производились на основании локальных смет за отдельные виды работ, выполненные подрядчиком на конкретном этапе исполнения контракта.
В таком случае, согласно пункту 4.33 МДС 81-35.2004 резерв средств на непредвиденные работы и затраты подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. Поскольку вопреки данному пункту комбинат производил оплату непредвиденных расходов подрядчика до полного завершения работ, требование казначейства о необходимости их расшифровки и документального подтверждения, по существу, направленное на обеспечение прозрачности расчетов между ПКФ «Аграрный инвестиционный центр» и комбинатом, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, является обоснованным.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать в передаче кассационной жалобы федерального государственного казенного учреждения Комбината «Патриот» управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Непредвиденные затраты. Как обосновать?
Блог сметчика
СТАТЬЯ В РАЗРАБОТКЕ
Пришло замечание к акту выполненных работ – расшифровать или удалить непредвиденные работы и затраты 2%.
Раньше сметчики ссылались на МДС-35, а с 6 октября 2020г эта методика отменена. В новой методике по приказу 421/пр ничего подходящего не нашла.
Если цена договора или контракта твердая, т.е. стоимость не подлежит изменению, то непредвиденные затраты не нужно обосновывать. При приблизительной стоимости (не твердой) цены договора или контракта непредвиденные затраты нужно будет обосновать.
Непредвиденные затраты – это резерв средств, который запланирован для того, чтобы возместить работы и затраты, которые возникли в процессе разработки проектной документации или в процессе строительства.
В сметы закладывают резерв средств на непредвиденные расходы:
При обосновании непредвиденных затратах можно воспользоваться Приказом Минстроя РФ № 9/пр от 14 января 2020 г.
В п.5.3 приложения №1 приказа 9/пр, который утверждает типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства, написано следующее:
«При приемке выполненных работ не осуществляется сопоставление технологии производства фактически выполненных работ, технологиям, принятым при разработке сметных нормативов. Также при приемке выполненных работ не выделяется и не обосновывается стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций), и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика».
Действующий сметчик, сметный блогер
Диляра Сайфутдинова