На что намекают примеры кутейкина
Образ и характеристика Кутейкина в комедии «Недоросль», описание в цитатах
Кутейкин и Цыфиркин. Художник Н. Муратов |
Семинарист Кутейкин является одним из второстепенных персонажей в комедии «Недоросль» Д. Фонвизина.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Кутейкина в комедии «Недоросль»: описание героя в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Недоросль»
Образ и характеристика Кутейкина в комедии «Недоросль» Фонвизина: описание в цитатах
«. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. «
«. Здесь появляются Кутейкин с Часословом*. » (*по Часослову тогда учились грамоте)
«. убоялся бездны премудрости, просит от нея об увольнении. «
«. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости Господи, без складу по складам, без толку по толкам. «
«. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям. » (Стародум)
«. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина. «
«. Меня хоть теперь шелепами, лишь бы выю грешничу путем накостылять. «
«. Нет, милостивый господин, мой счетец зело не мал. За полгода за ученье, за обувь, что истаскал в три года, за простой, что сюда прибредешь, бывало, по-пустому, за…»
«. Ото всего отступаюсь. » (Кутейкин отступается от своих денежных претензий к Простаковым)
Критика об образе Кутейкина в комедии «Недоросль»
(В. О. Ключевский, книга «Д. И. Фонвизин», под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)
(В. Н. Малинин, книга «Д. И. Фонвизин», под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)
Это была цитатная характеристика и образ Кутейкина в комедии «Недоросль» Фонвизина: описание героя в цитатах.
Образ и характеристика Кутейкина в комедии Недоросль Фонвизина
Кутейкин – один из плохих учителей, изображенных Фонвизиным в комедии, порицающей невежество.
Судя по речевым оборотам, он бывший семинарист. Однако Кутейкин не стал священником или дьяконом и пошел в учителя, следовательно, он был изгнан из духовного учебного заведения и не получил сана. Скорее всего, он был посвящен в дьячки или псаломщики, то есть имеет право выполнять в церкви только низшие механические функции. Лишиться возможности сделать церковную карьеру можно за прямоту и столкновения с начальством. С Кутейкиным подобное развитие событий отпадает.
В комедии учитель не показан ни прямым, ни принципиальным человеком. Когда происходит увольнение наставников Митрофанушки, то Кутейкин пытается получить расчет побольше. На прямой вопрос Простаковой, чему он выучил Митрофанушку, он заявляет, что это проблема не его, а ученика, тем самым признавая свою профессиональную несостоятельность. Цыфиркин же честно говорит, что не заслужил деньги, так как не научил своего воспитанника, поэтому он и получает награду за честность.
Кутейкин прекрасно понимает и говорит в произведении о том, что он ничему толком не научил Митрофанушку, но его это не заботит. Конечно, он бы исполнял свои обязанности усерднее, в случае необходимости, но брать деньги ни за что совесть ему позволяет. Показательно, что подобное отношение к своим обязанностям показывает человек, учившийся в семинарии и постоянно использующий церковные выражения. Автор комедии, делает героя, олицетворяющего невежество причастным к церкви, и, тем самым, к сфере морали. Фонвизин, тем самым, демонстрирует свойственное веку Просвещения, смешение положительных или отрицательных качеств в одну кучу. Согласно воззрениям того времени, глупость или невежество не может сочетаться с честностью и смелостью. Если человек плох, то это касается всех основных сфер жизни.
Однако Кутейкин введен в произведение не только, чтобы показать один из образов плохого педагога. Он выполняет также сатирическую роль, добавляя забавные моменты в комедию. С помощью образа этого учителя Фонвизин дает повод и возможность своим читателем посмеяться над упорствующим невежеством и глупостью в лице Митрофанушки. Этому намерению автора служит сцена, в которой Кутейкин учебным голосом, по-церковнославянски заставляет ученика называть себя скотом, а не человеком.
Образ этого учителя словесности не относится к ярко отрицательным. Кутейкин не любит Вральмана и сам не делает ничего плохого. Его главный недостаток – никчемность и бесполезность.
Сочинение Учитель Кутейкин
Всеми нелюбимый Митрофанушка из «Недоросли» Фонвизина получился таким, каким его рисует автор не только из-за природы, не только из-за воспитания в семье, но ещё и из-за безответственных и попросту глупых учителей. Одним из таких преподавателей Митрофанушки был некто Кутейкин, именуемый также Сидорычем.
Кутейкин — дьяк церкви, семинарист, который бросил обучение из-за того, что встретился с трудностями в изощрённых и непонятных ему науках уже на первом курсе. Только из-за этого можно сказать, что учитель из него получился не очень хороший, вернее сказать, даже очень плохой. Он обучал Митрофанушку грамоте три года, и за эти три года его ученик почти не продвинулся в упражнениях по русскому языку.
Сидорыч — человек-невежа, который употребляет церковные термины неуместно и как попало, чем вызывает у читателя не уважение к его якобы остроумию и богатому словарному запасу, а лишь осуждение за его глупость и нетактичность в использовании церковных слов. Вообще, весь образ Кутейкина — это пародия на тогдашних учителей, которые мнили себя учителями только потому, что были попами. На деле же у преподавателя русского языка и грамоты нет ни обходимых знаний, чтобы научить Митрофанушку, ни должной любви к своему делу и ученику: Митрофана он очень уж недолюбливает.
Фамилия эта, безусловно, «говорящая», происходящая от слова кутить — есть кутью, которой любили баловаться попы.
Самыми же главными чертами его характера, как вишенка на торте, становятся жадность, расчётливость, алчность и трусость. Расчётливость проявляется в том, что он помнит абсолютно все долги, которые ему должна Простакова за занятия с сыном. Жадность и алчность же его появляется, когда он в конце комедии решает прийти и просить денег за стоптанные сапоги, что является абсурдным и, конечно, заслуживает только осуждения со стороны читателя. А когда Стародум и Правдин рекомендуют Кутейкину идти за деньгами к Простаковой, то он вдруг резко меняет своё решение, он больше не хочет, чтобы ему возместили ущерб за истоптанные сапоги, потому что он боится Простакову, он знает, что из этого ничего путёвого не выйдет.
Кутейкин — это карикатура, жесткая и даже злобная карикатура на всю систему образования тех времён от великого мастера Фонвизина, поразившего всех своей комедией, от совпадений с реальной жизнью которой хочется плакать.
Вариант 3
“Недоросль” является одним из самых известных произведений Дениса Фонвизина. Оно показывает все негативные пороки общества, облачает типичных представителей всех сословий 18 века и поднимает множество социальных тем. Его персонажи представляют собой смесь реальных прототипов людей, которых встречал автор на протяжении всей своей жизни. Одним из самых примечательных героев является Кутейкин. В нём прослеживаются все изъяны учителей того периода. Что же из себя представляет данный персонаж?
Кутейкин является преподавателем, который обучает Митрофана старославянской словесности. Он учился в духовной семинарии, но не смог её окончить из-за трудностей с освоением программы. Автор акцентирует на этом внимание, стараясь высмеять необразованность героя. Кутейкин устроился преподавателем в дворянскую семью. Но недостаток образования сказался на качестве преподавания. Митрофан ничего не понимает, у него даже не возникает интереса к лекциям учителя. Но Кутейкин не старается улучшить свои навыки. Его поглощают лень и жажда наживы. Он лишь пытается заполучить заветную оплату работы и требует больше денег, при том осознавая плохое качество преподавания.
В речи Кутейкин позволяет себе объединять старославянский и жаргонный языки. Подобная черта присуща лишь максимально безграмотным людям. Все остальные герои пьесы считают его рассеянным, невежественным и узкомыслящим человеком. Фонвизин надсмехается над корыстными попами, ставящими финансовое положение поверх чести и достоинства. Кутейкин готов получить деньги даже самыми грязными способами. А госпожа Простакова и другие члены семьи не замечают его проделки. Им важно только наличие частного репетитора. В те времена не каждая семья могла позволить домашнее образование, поэтому высшие слои общества боролись за собственного преподавателя. Его навыки и умения никого не интересовали. Богатые помещики хвастались наличием учителя перед другими друзьями и соседями, не обращая взор на бесполезность такого обучения.
Главным минусом Кутейкина является его трусость. За спиной человека он может сроить коварные планы и высказывать негативное мнение. Если же дело доходит до прямого разговора, то этот персонаж отклоняется от ответов и предпочитает промолчать. Особенно эта черта выделяется в моменте с покупкой новой обуви. Кутейкин желает приобрести качественные сапоги, потому что старые полностью развалились. Он хочет попросить об этом Простакову. Когда 2 героя встречаются лицом к лицу, Кутейкин моментально откладывает эту идею и скрывается. Он боится свою хозяйку.
Фонвизин продемонстрировал через Кутейкина собственный взгляд на образование в Царской России. Он считал просвещение лишь модным явлением, которым занимаются не из добрых побуждений. Писатель призывал всех людей ценить образование, благодаря которому возможен прогресс человечества.
Характеристика Кутейкина
Д.И.Фонвизин написал свою комедию «Недоросль» в 1781 году. Царь Петр Первый во времена своего правления издал указ, который гласил, что дворяне, не имеющие необходимого образования, не принимались на государственную службу и не имели права жениться. Молодых людей, которые не имели соответствующего документа об образовании по нужной форме, называли недорослями.
Очень ярко и реалистично изображен в произведении учитель Кутейкин. Его образ – это высмеивание автором малообразованных попов, которые идут на церковную службу, надеясь на сытую жизнь. Кутейкин учился в духовной семинарии, но его выгнали из-за того, что он не смог освоить программу обучения в заведении. Сана священника он не получил, поэтому выполняет в церкви самую незаурядную работу.
Самому Кутейкину наука давалась сложно, поэтому и обучение Митрофанушки за три года совсем не продвинулось:». новой строки не разберет, да и зады мямлит, прости Господи, без складу по складам, без толку по толкам. «
Кутейкин испытывает неприязнь к своему глупому и ленивому ученику Митрофану. Но при этом он отлично знает, сколько Простаковы должны ему за уроки. Трусость Кутейкина не позволяет ему попросить у злобной барыни Простаковой деньги на новые сапоги, так как старые совсем износились. Здесь он предпочел пожертвовать своим заработком, потому что попросту боится помещицы.
Дворяне того времени, нанимая учителей, хвастаясь частными репетиторами, только отдавали дань моде. Они показывали свое превосходство над теми, кто не мог позволить себе персонального учителя. При этом они практически отрицали ценность просвещения. Ведь решение вопросов достойного образования заключается прежде всего в подготовке знающих людей, способных многому научить молодое поколение.
Также читают:
Картинка к сочинению Кутейкин в комедии Недоросль
Популярные сегодня темы
Глядя на картину сердце, наполняется любовью и спокойствием. Художник использовал теплую цветовую гамму, которая не волнует зрителя, а наоборот притягивает к себе внимание. От картины исходит тепло.
Как известно, гоголь предполагал создать цикл произведений – три тома, которые были бы немного похожи на Божественную комедию Данте.
Творческий репертуар К. Маковского изобилует произведениями на мотивы природных пейзажей, сельского бытового колорита и проявлений стихийной силы природы. Картина «Дети, бегущие от грозы» является наглядной иллюстрацией, демонстрирующей
Эта сказка, очень реалистична. Написана она давно и в ней рассказывается не только о дружбе и взаимопомощи, но и о борьбе за справедливость и равноправие.
Понятие добра и зла, всегда было относительным. Сложно назвать, тот или иной поступок, добрым. И даже, казалось бы, очевидное положительное действие с вашей стороны, для другого может нести отрицательный характер
Характеристика героя Кутейкина из комедии «Недоросль»
В своем произведении Д. И. Фонвизин с помощью сатиры высмеял главные пороки общества 17 века. Этой цели служат все персонажи комедии «Недоросль». Характеристика Кутейкина — необразованного дьячка, нанятого Простаковой для обучения сына Митрофана, является тому доказательством. Персонаж выписан лаконично, хоть и фигурирует только в нескольких сценах, но и этого достаточно, чтобы понять: он не учитель, потому что безграмотен, глуп и ленив.
Значение имени
Одним из главных сатирических приемов, используемых Фонвизиным в своих произведениях, являются «говорящие фамилии». Имя дьячка — не исключение. Фамилия Кутейкин образовалась от прозвища Кутейка. Оно несет такие смысловые нагрузки в комедии:
У Кутейкина в произведении нет имени. Митрофан его называет только по отчеству — Сидорыч. И это не оплошность писателя. Не давая имени своему персонажу, драматург подчеркивает собирательность созданного им образа. Кутейкин — это не единичное явление в сфере образования 17 века. Таких горе-учителей можно было встретить в то время в каждой дворянской семье.
Популярные сочинения
Черты характера дьячка
Жанр комедии предполагает, что большинство персонажей имеют отрицательные качества. Связано это с тем, что задача автора — высмеять пороки представителей разных слоев общества. Интересен тот факт, что Кутейкин не продолжил обучение в духовной семинарии, потому что не справился с программой, не смог ее освоить. Этого персонажа писатель наделяет чертами типичного учителя, который вышел из церковнослужителей низшего разряда:
Также интересно посмотреть, как раскрывает свой характер этот персонаж в различных ситуациях. Будучи представителем образованного слоя общества, Кутейкин тем не менее не стесняется говорить о своем невежестве. Он попросту не видит в этом ничего особенного, очевидно, потому, что многие его собратья тоже не представляют собою пример образованности. Вот что дьячок рассказывает о себе: «…Из ученых, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии. Ходил до риторики, да, Богу изволившу, назад воротился…».
Такая характеризующая героя цитата дает понять, что свою учебу сам Кутейкин воспринимает как тяжкую повинность, оттого он и благодарит Бога, что больше не будет продолжать занятия. И то, что человек с такими взглядами и отношением к образованию идет в преподаватели, говорит только о его безответственности перед самим учеником, его родителями и государством в целом.
Сына Простаковых просвещали три года, но парень так и остался безграмотным. Что же думает по этому поводу Кутейкин? А он считает, что не несет никакой ответственности за уровень знаний своего подопечного.
Был еще один минус у дьячка как у учителя: он не мог ничего дать Митрофану в плане нравственного воспитания. Настоящий преподаватель помимо грамоты должен развивать у своего подопечного лучшие черты характера:
Например, у сына Простаковых была няня (Еремеевна). Митрофан издевательски обращается с пожилой женщиной, оскорбляет ее, иногда даже поднимает руку. Его учитель должен был надиктовать ему кучу правил, как себя вести. Но сам Кутейкин не обладал ни одной из черт, описанных выше. Разве мог такой учитель вырастить настоящую личность?
На самом деле дьячок просто не понимает, что лень и незнание — не вина Митрофана. За низкий уровень образования ученика несет ответственность сам преподаватель, который плохо ориентируется в обучающем материале, и ему неинтересна его работа в целом.
[править] История болезни
Словарный запас крайне ограничен, типичные образцы его речи приведены ниже.
Это, однако, ничуть не отменяет полного отсутствия у него вежливости и мыслительных способностей. А сам факт, что дважды тонул, но не утонул, показателен — известно, что именно не тонет.
Хотя и пытался вандалить её текстом следующего содержания:
Кто публикует непроверенные данные лживых недоносков? Это, что стиль этого сайта? Позор. Я здесь только поправлю недоумка написавшему галиматью обо мне! |
Теперь стал умнее и пытается стирать куски, но хистори все хранит.
Корыстные помыслы
Все, что волнует бывшего семинариста, — сколько ему заплатят Простаковы после занятий с их сыном. Он достаточно расчетлив и хитер, вот почему посчитал, что родители Митрофана обязаны заплатить не только за так называемое «обучение», но и за обувь, которая была изношена Кутейкиным за три года хождения к господам Простаковым. Это все означает, что у человека совершенно нет стыда, раз он смеет упоминать даже такие мелочи! Этим дьячок отличается от учителя Цыфиркина, который понимает, что не заслужил деньги за преподавание Митрофану, потому не требует награды за свою работу.
Для того чтобы получить расчет, Кутейкину нужно разговаривать с госпожой Простаковой. Зная крутой нрав своей барыни и ее манеры, очевидно понимая, что его работа не дала плодов, герой не решается выяснять с ней отношения, тем самым проявляя малодушие.
Речь Кутейкина
Комизм в произведении всегда является результатом какого-либо несоответствия. В комедии «Недоросль» Кутейкин имеет ряд речевых особенностей, сильно отличающихся от других персонажей. К таким языковым нюансам можно отнести:
С помощью церковной лексики бывший дьячок пытается подчеркнуть свою принадлежность к духовенству, что должно говорить о высоком уровне образованности и нравственности личности. Но, конечно же, у Кутейкина не получается достигнуть нужного эффекта, поскольку и просторечия, и сам смысл сказанного выдают приземленность его натуры.
Все речи персонажа в основном выглядят неуместно и лишены высокого стиля. Например, на справедливое замечание Цыфиркина о том, что учителя в доме Простаковых праздно едят хлеб, Кутейкин с важностью отвечает: «Уста твоя всегда глаголаша гордыню, нечестивый». Конечно, подобные фразы вызывают у читателя только смех.
Действующие лица[ | ]
Критика образа
Комедия «Недоросль» заслужила одобрение со стороны литературоведов. Нельзя не согласиться с Н. В. Гоголем, который с восторгом о. И действительно, отсутствие социально-политических преобразований в государстве привело к тому, что появились такие дворяне, как Простаковы, и такие учителя, как Кутейкин.
Читая комедию, сложно поверить, что подобные люди когда-то существовали, все кажется ненатуральным и преувеличенным. Тем не менее, Гоголь справедливо заметил: «Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души…»
Обратила внимание критика и на сам образ Кутейкина в комедии «Недоросль». В. О. Ключевский в книге «Д. И. Фонвизин» говорит, что «…комизм Кутейкина, весь построенный на пародировании библейских терминов и текстов, — неприятный и ненадежный комический прием, едва ли кого забавить способный». С выводом литературоведа хочется согласиться, поскольку необразованные учителя — явление далеко не смешное и даже опасное, ведь именно от них зависит, каким вырастет новое поколение, как сложится судьба народа и государства.
Мнение критика В. Н. Малинина относительно образа учителя в комедии Д. И. Фонвизина перекликается с утверждением В. О. Ключевского: «…малодобросовестный и невежественный Кутейкин: вот печальные жрецы науки, призванные победить традиционное невежество и природную лень Митрофанушки… Было бы необычайным чудом, если бы при подобных условиях он хотя чему-нибудь научился».
Другие преподаватели
У Митрофанушки было еще два учителя. Цыфиркин натаскивал парня по математике, его фамилия говорит читателю об этом. И хотя это добрый и честный человек, его тоже сложно назвать преподавателем, поскольку в прошлом он был военным и совершенно не имел опыта преподавания.
Французскому языку парня обучал Вральман. Безусловно, такой фамилией Фонвизин хочет показать читателю обманщика. В разговорах с госпожой Простаковой так называемый «учитель французского» утверждал, что забивать ребенку голову знаниями очень вредно. Вральмана с уверенностью можно назвать самым худшим из преподавателей в семействе Простаковых. В прошлом этот человек был обычным кучером, французского языка он практически не знал, поэтому и Митрофана даже не пытался учить.
Изображая Кутейкина и других наставников, Фонвизин раскрывает проблемы образования и воспитания в Российской империи 17 века. Например, семинарист-недоучка является собирательным образом, в котором ярко воплотились типичные черты представителей низшего духовенства. Драматург показывает, как опасно доверять образование и воспитание своего ребенка малообразованному человеку. Через образ Кутейкина Фонвизин дает понять читателю, что судьба подрастающего поколения и государства в целом во многом зависят от добросовестного отношения учителей к своему делу.
Как и сама комедия, образ Кутейкина не устарел в нынешнее время и не потерял своей актуальности. И сегодня в сфере образования можно встретить специалистов, которые имеют слабые знания. И в наше время среди учителей множество таких, которые не любят свое ремесло.
Только высокообразованный человек, по мнению драматурга, способен воспитать всесторонне развитую личность, которая может принести пользу своему государству.
Предоставленный материал поспособствует написанию сочинения-сообщения «Описание образа Кутейкина в комедии «Недоросль». А также поможет подготовиться к открытому уроку по литературе. Но для красивой презентации ученикам лучше будет составить краткую цитатную характеристику персонажа.
Образ и характеристика кутейкина в комедии недоросль фонвизина
В своем произведении Д. И. Фонвизин с помощью сатиры высмеял главные пороки общества 17 века. Этой цели служат все персонажи комедии «Недоросль». Характеристика Кутейкина — необразованного дьячка, нанятого Простаковой для обучения сына Митрофана, является тому доказательством. Персонаж выписан лаконично, хоть и фигурирует только в нескольких сценах, но и этого достаточно, чтобы понять: он не учитель, потому что безграмотен, глуп и ленив.
Значение имени
Одним из главных сатирических приемов, используемых Фонвизиным в своих произведениях, являются «говорящие фамилии». Имя дьячка — не исключение. Фамилия Кутейкин образовалась от прозвища Кутейка. Оно несет такие смысловые нагрузки в комедии:
У Кутейкина в произведении нет имени. Митрофан его называет только по отчеству — Сидорыч. И это не оплошность писателя. Не давая имени своему персонажу, драматург подчеркивает собирательность созданного им образа. Кутейкин — это не единичное явление в сфере образования 17 века. Таких горе-учителей можно было встретить в то время в каждой дворянской семье.
Черты характера дьячка
Жанр комедии предполагает, что большинство персонажей имеют отрицательные качества. Связано это с тем, что задача автора — высмеять пороки представителей разных слоев общества. Интересен тот факт, что Кутейкин не продолжил обучение в духовной семинарии, потому что не справился с программой, не смог ее освоить. Этого персонажа писатель наделяет чертами типичного учителя, который вышел из церковнослужителей низшего разряда:
Также интересно посмотреть, как раскрывает свой характер этот персонаж в различных ситуациях. Будучи представителем образованного слоя общества, Кутейкин тем не менее не стесняется говорить о своем невежестве. Он попросту не видит в этом ничего особенного, очевидно, потому, что многие его собратья тоже не представляют собою пример образованности. Вот что дьячок рассказывает о себе: «…Из ученых, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии. Ходил до риторики, да, Богу изволившу, назад воротился…».
Такая характеризующая героя цитата дает понять, что свою учебу сам Кутейкин воспринимает как тяжкую повинность, оттого он и благодарит Бога, что больше не будет продолжать занятия. И то, что человек с такими взглядами и отношением к образованию идет в преподаватели, говорит только о его безответственности перед самим учеником, его родителями и государством в целом.
Сына Простаковых просвещали три года, но парень так и остался безграмотным. Что же думает по этому поводу Кутейкин? А он считает, что не несет никакой ответственности за уровень знаний своего подопечного.
Был еще один минус у дьячка как у учителя: он не мог ничего дать Митрофану в плане нравственного воспитания. Настоящий преподаватель помимо грамоты должен развивать у своего подопечного лучшие черты характера:
Например, у сына Простаковых была няня (Еремеевна). Митрофан издевательски обращается с пожилой женщиной, оскорбляет ее, иногда даже поднимает руку. Его учитель должен был надиктовать ему кучу правил, как себя вести. Но сам Кутейкин не обладал ни одной из черт, описанных выше. Разве мог такой учитель вырастить настоящую личность?
На самом деле дьячок просто не понимает, что лень и незнание — не вина Митрофана. За низкий уровень образования ученика несет ответственность сам преподаватель, который плохо ориентируется в обучающем материале, и ему неинтересна его работа в целом.
Популярные сочинения
Корыстные помыслы
Все, что волнует бывшего семинариста, — сколько ему заплатят Простаковы после занятий с их сыном. Он достаточно расчетлив и хитер, вот почему посчитал, что родители Митрофана обязаны заплатить не только за так называемое «обучение», но и за обувь, которая была изношена Кутейкиным за три года хождения к господам Простаковым. Это все означает, что у человека совершенно нет стыда, раз он смеет упоминать даже такие мелочи! Этим дьячок отличается от учителя Цыфиркина, который понимает, что не заслужил деньги за преподавание Митрофану, потому не требует награды за свою работу.
Для того чтобы получить расчет, Кутейкину нужно разговаривать с госпожой Простаковой. Зная крутой нрав своей барыни и ее манеры, очевидно понимая, что его работа не дала плодов, герой не решается выяснять с ней отношения, тем самым проявляя малодушие.
Вариант 2
Одним из второстепенных, но в то же время показательных героев в произведении Фонвизина «Недоросль» является учитель с говорящей фамилией Кутейкин. Он был нанят на работу обучать сына госпожи Простаковой Митрофана письму и чтению.
Кутейкин — служил в церкви помощником священника. Ему не удалось закончить семинарию из-за недоступной уму учебной программы. Его выгнали так и не наделив саном. Теперь ему приходилось выполнять разную работу в церкви. Кутейкину было сложно в обучении самому и так же сложно было обучать других. За три года преподавания Митрофанушка так ничего и не узнал.
Кутейкина также звали другим именем Сидорыч и все окружение считало его скупым и необразованным. Он знал достаточно много церковных понятий и изречений, но от этого не было толка, потому что фразы часто произносились не к месту. Образ Кутейкина целиком является пародией на учителя тех лет. В основном, в те годы все учителя трудились в церкви и мнили себя высокообразованными. Но на самом деле ни один из них не имел образования, опыта и даже обычного желания обучать других и обучаться самому.
Говорящая фамилия Кутейкин произошла она слова «кутья» церковное поминальное блюдо, излюбленное у попов.
Обучением Митрофанушки Кутейкин занимался спустя рукава, к мальчику была выработана неприязнь. Учитель был обеспокоен только суммой оплаты, которая полагалось ему за обучение нерадивого дворянского сына. Поэтому доминирующие его черты — это скупость и жадность.
У Кутейкина превосходная память, он помнит все самые мелкие детали долга Простаковой. Наглость совместно с жадностью у него никогда не имели предела. Когда ему понадобились сапоги, то он уже собирался просить деньги на покупку у госпожи Простаковой, но как только желание доходит до дела появляется трусость и от желания ничего не остаётся.
Сатирическим образом Кутейкина писатель показывает всю значимость образования в то время. Дворянские семьи нанимали для своих детей учителей, чтобы отдать дань моде и показать свое превосходство над теми, кто не мог позволить себе персонального учителя. Вся ценность образования не имела смысла, была только мода, играющая на публику.
Речь Кутейкина
Комизм в произведении всегда является результатом какого-либо несоответствия. В комедии «Недоросль» Кутейкин имеет ряд речевых особенностей, сильно отличающихся от других персонажей. К таким языковым нюансам можно отнести:
С помощью церковной лексики бывший дьячок пытается подчеркнуть свою принадлежность к духовенству, что должно говорить о высоком уровне образованности и нравственности личности. Но, конечно же, у Кутейкина не получается достигнуть нужного эффекта, поскольку и просторечия, и сам смысл сказанного выдают приземленность его натуры.
Все речи персонажа в основном выглядят неуместно и лишены высокого стиля. Например, на справедливое замечание Цыфиркина о том, что учителя в доме Простаковых праздно едят хлеб, Кутейкин с важностью отвечает: «Уста твоя всегда глаголаша гордыню, нечестивый». Конечно, подобные фразы вызывают у читателя только смех.
[править] Драма
У Кутейкина временное прояснение сознания
Ранним утром 5 октября 2009 года к поциенту пришла Виртуальная Инквизиция. В результате проведённых процiдурок Кутейкин был повешен за яйцы на рее — обошлись без рельсы в знак признания морского прошлого. Неугомонный старик основал себе новый уютненький днявчик с блэкджэком и шлюхами (раз, два). Фейл. Дняв не просуществовал и дня, был признан УГ и вайпнут Анонимусом. Ну что тут скажешь… В конце концов, вайп был свёрнут сердобольным СУПом, а капитан продолжил зализывать раны.
Критика образа
Комедия «Недоросль» заслужила одобрение со стороны литературоведов. Нельзя не согласиться с Н. В. Гоголем, который с восторгом о. И действительно, отсутствие социально-политических преобразований в государстве привело к тому, что появились такие дворяне, как Простаковы, и такие учителя, как Кутейкин.
Читая комедию, сложно поверить, что подобные люди когда-то существовали, все кажется ненатуральным и преувеличенным. Тем не менее, Гоголь справедливо заметил: «Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души…»
Обратила внимание критика и на сам образ Кутейкина в комедии «Недоросль». В. О. Ключевский в книге «Д. И. Фонвизин» говорит, что «…комизм Кутейкина, весь построенный на пародировании библейских терминов и текстов, — неприятный и ненадежный комический прием, едва ли кого забавить способный». С выводом литературоведа хочется согласиться, поскольку необразованные учителя — явление далеко не смешное и даже опасное, ведь именно от них зависит, каким вырастет новое поколение, как сложится судьба народа и государства.
Мнение критика В. Н. Малинина относительно образа учителя в комедии Д. И. Фонвизина перекликается с утверждением В. О. Ключевского: «…малодобросовестный и невежественный Кутейкин: вот печальные жрецы науки, призванные победить традиционное невежество и природную лень Митрофанушки… Было бы необычайным чудом, если бы при подобных условиях он хотя чему-нибудь научился».
Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов.
Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими авторскую позицию. Образованные, наделённые только положительными чертами, они являются идеальными — не могут творить беззакония, им чужда ложь и жестокость.
Охарактеризуем подробнее каждого из персонажей:
Герои | Характеристика | Речь персонажа |
Отрицательные персонажи | ||
Госпожа Простакова | Центральный отрицательный персонаж, представительница крепостного дворянства. Изображена необразованной, невежественной и злобной бабой, которой принадлежит вся власть в семье: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Она убеждена в том, что образование излишне и даже вредно: «Без науки люди живут и жили». Двуличная особа: с крепостными, учителями, мужем, братом общается свысока, грубо, даже агрессивно, а к людям, от которых зависит её положение, пытается подольститься. Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье. «Презлойфурией, которой адский нрав делает несчастье целого дома» называет её Правдин. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства — сын Митрофанушка, «друг сердешный», «душенька». Поэтому в финале её даже жаль, ведь и он отворачивается от неё. | Тришке — «скот», «мошенник», «воровская харя», «болван»; Еремеевне — «бестия», «каналья», «собачья дочь».Стародуму — «благодетель».»Что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не сможем».«Плуты, воры, мошенники! Всех велю прибить до смерти.» |
Скотинин | Ещё один резко отрицательный персонаж, обладатель скотоподобной фамилии, самовлюблённый и жестокий. Единственная страсть — свиньи и всё, что с ними связано, придаёт его образу некое подобие животного. | «Я от роду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки».«Люблю свиней…»«В деревеньках ваших водятся ли свинки?»« Я и своих поросят завести хочу».«…как чорта изломаю… будь я свиной сын…»«Эко счастье привалило».«Я бы те … за ноги,да об угол», «Ах ты чушка проклятая!» — Митрофану.«Да вишь как развизжалась» — о сестре. |
Митрофан | Недоросль шестнадцати лет, сын провинциальных помещиков. Его имя «говорящее», ведь Митрофан в переводе с греческого — «похожий на мать». Такой же двуличный: тиран по отношению к домашним, униженно просит прощения у Стародума в финале. Обладает несомненной хитростью. Например, сон, где «матушка бьёт батюшку». Воспитание зависит от быта, среды, условий формирования человека. Митрофан, выросший в невежественной семье, сам невежественен, глуп и ленив. Митрофанушка — не только полный невежда, питающий отвращение к учению, но и эгоист, для него не существует ничего значимого, кроме собственных интересов. «Невежда без души — зверь», по словам Стародума. Грубый и жестокий по отношению к крепостным, учителям, няньке, отцу. «Он хотя и шестнадцати лет, достиг уже до последней степени своего совершенства и далее не пойдет», — говорит о нём Софья. «Чушка проклятая», как называет его дядя, — конечный итог деградации дворянства при уродующем душу воспитании. Исторически «недорослем» считался молодой дворянин, не получивший от учителя письменного удостоверения о выучке. Его не принимали на службу, не разрешалось вступать в брак. Образ «недоросля», благодаря комедии, стал нарицательным: обычно так говорят о глупых и невежественных людях. | Еремеевне — «старая хрычовка»; дяде — «Убирайся, дядюшка; проваливай»; «гарнизонная крыса» — учителю Цыфиркину..«Пострел их побери и с Еремеевной» — об учителях.«Не хочу учиться, хочу жениться».«Все к чорту!» |
Простаков | Человек безвольный и слабый. О нём точно нельзя сказать, что он «глава семьи». Во всём подчиняется супруге и боится её. Предпочитает не иметь своего мнения — сцена с шитьём кафтана: «При твоих глазах мои ничего не видят». Неграмотный «бесхребетный подкаблучник», в сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, «как надлежит родителю». «Он смирен», — говорит о нём Правдин. | |
Положительные персонажи | ||
Правдин | Государственный чиновник, направленный для проверки положения в имении Простаковых. Произвол, по его мнению, является непростительным пороком. Тирания заслуживает наказания. Поэтому правда восторжествует и имение у жестокой и деспотичной Простаковой будет отобрано в пользу государства. | «Из подвига сердца моего неоставляю замечать злонравных невежд, которые, имея над людьмисвоими … власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».«Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается…особливое старание о воспитании». |
Софья | Племянница Стародума. Приличная, добрая, умная девушка. В переводе с греческого имя её «мудрость». Честная и образованная. «Бог дал тебе всеприятности твоего пола,… сердце честного человека», — говорит ей Стародум. | «Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть… Нельзя не любить правил добродетели… Они — способы ксчастью».«Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных». |
Стародум | Дядя и опекун Софьи. Выполняет роль резонёра, высказывающего мысли автора. Его имя говорит, что он воспитан в эпоху Петра и придерживается её идеалов, когда при дворе служили верно и честно, не лебезя перед «сильными мира сего». И своё состояние и положение он честно заслужил: был на военной службе, служил и при дворе. Обладает прямодушием и нетерпением к несправедливости. Человек, наделённый властью, по его мнению, не должен ни в коей мере нарушать права других людей. | «Просвещение возвышает одну добродетельную душу».«Наличные деньги не наличные достоинства».«Начинаются чины — перестаёт искренность».«Имей сердце, имей душу — и будешь человек во всякое время».«Достоинство сердца неразделимо».«Главная цель всех знаний человеческих — благонравие». |
Милон | Красавец-офицер, жених Софьи. Несмотря на молодость, уже принимал участие в военных действиях, где геройски себя проявил. Скромен. «Молодой человек больших достоинств», «вся публика считает его честным и достойным человеком», по словам Стародума. | «Я влюблен, и имею счастье быть любим».«Я полагаю истиннуюнеустрашимость в душе, а не в сердце…» |
Второстепенные персонажи | ||
Цыфиркин | В прошлом солдат, поэтому дорожит понятиями долга и чести: «За службу деньги брал, а по-пустому не бирал и не возьму».Грубоватый, но прямолинейный и честный. «Праздно жить не люблю», — говорит он. «Прямым добрым человеком» назван Стародумом. | «Здешни господа добры командеры!», «здесь беглый огонь в суткисряду часа по три».«Здравствовать сто лет, да двадцать,да еще пятнадцать, несчетны годы». |
Кутейкин | Недоучившийся семинарист с «говорящей» фамилией: кутья — обрядовая каша, обязательное святочное и поминальное блюдо. Человек, несомненно, хитроватый, о чём свидетельствует выбор текста при обучении Митрофана: «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков», «сиречь животина, скот». Жаден к деньгам, старается не упустить своего. | Церковно-славянская лексика: «тьма кромешная», «горе мне грешному», «звах бых», «приидох», «убояся бездны премудрости». |
Вральман | Немец Адам Адамович — бывший кучер Стародума. Человек — проходимец, о чём и говорит его фамилия, выдаёт себя за учёного, который может научить «по-французски и всем наукам», а сам мешает другим учителям. Обладатель лакейской души, старается понравиться Простаковой, нахваливая Митрофана. Сам невежественен и бескультурен. | «Умарить хотят репенка!»«Шиучи с стешними хоспотами, касалосьмне, што я фсе с лошатками». |
Еремеевна | Нянька Митрофана. Искренне служит в доме Простаковых, любит своего воспитанника Митрофана, но вознаграждена за свою службу так: «По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день». | «… я б с ним поломалась…я б и клыков беречьне стала».»…как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно». |
Посмотрите эти сочинения
Другие преподаватели
У Митрофанушки было еще два учителя. Цыфиркин натаскивал парня по математике, его фамилия говорит читателю об этом. И хотя это добрый и честный человек, его тоже сложно назвать преподавателем, поскольку в прошлом он был военным и совершенно не имел опыта преподавания.
Французскому языку парня обучал Вральман. Безусловно, такой фамилией Фонвизин хочет показать читателю обманщика. В разговорах с госпожой Простаковой так называемый «учитель французского» утверждал, что забивать ребенку голову знаниями очень вредно. Вральмана с уверенностью можно назвать самым худшим из преподавателей в семействе Простаковых. В прошлом этот человек был обычным кучером, французского языка он практически не знал, поэтому и Митрофана даже не пытался учить.
Изображая Кутейкина и других наставников, Фонвизин раскрывает проблемы образования и воспитания в Российской империи 17 века. Например, семинарист-недоучка является собирательным образом, в котором ярко воплотились типичные черты представителей низшего духовенства. Драматург показывает, как опасно доверять образование и воспитание своего ребенка малообразованному человеку. Через образ Кутейкина Фонвизин дает понять читателю, что судьба подрастающего поколения и государства в целом во многом зависят от добросовестного отношения учителей к своему делу.
Как и сама комедия, образ Кутейкина не устарел в нынешнее время и не потерял своей актуальности. И сегодня в сфере образования можно встретить специалистов, которые имеют слабые знания. И в наше время среди учителей множество таких, которые не любят свое ремесло.
Только высокообразованный человек, по мнению драматурга, способен воспитать всесторонне развитую личность, которая может принести пользу своему государству.
Предоставленный материал поспособствует написанию сочинения-сообщения «Описание образа Кутейкина в комедии «Недоросль». А также поможет подготовиться к открытому уроку по литературе. Но для красивой презентации ученикам лучше будет составить краткую цитатную характеристику персонажа.
Сочинение 4
«Недоросль» считается самым известным творением Фонвизина. Комедия раскрывает все отрицательные пороки общества и отличия представителей всех социальных сословий 18 столетия. Персонажи книги являются прототипом людей, с которыми был знаком сам автор. Одним из самых отрицательных персонажей произведения считается Кутейкин.
Кутейкин работает преподавателем и обучает глупого Митрофана. Герой преподает славянскую словесность. Кутейкин ранее обучался в церковном училище, но не смог закончить из-за трудности обучающих дисциплин. Писатель хочет показать необразованность персонажа. Герой устроился на работу в семью дворян. Неоконченное образование оказало влияние на уровень обучения. В обучении Митрофан ничего не постигает. Сам Кутейкин не пытается повысить свое образование. Кутейкин думает только о наживе. Учитель пытается только получить оплату и требует повышения зарплаты.
В своей речи герой использует жаргонные и старославянские слова. Такая черта характера присуща только настоящим необразованным людям. Другие герои комедии считают Кутейкина узкомыслящим и невежественным человеком. Автор насмехается над людьми, которые ставят деньги превыше всего. Герой готов на любые методы ради получения денег. Митрофан и его родители совсем не замечают проделки героя. Для Простаковых главное наличие репетитора для их сына. В тот период не каждая семья могла нанять репетитора. Поэтому богатые люди боролись за найм частного репетитора. Обычно навыки и образование не имели значения. Помещики любили только хвастаться нанятым учителем.
Кутейкин был очень трусливым. За спиной другого человека герой мог строить козни и говорить свое суждение. При прямом разговоре Кутейкин избегал ответов и предпочитал смолчать. В особенности данная черта героя выдается во время приобретения новой обуви. Герой хотел купить качественные и новые сапоги, поскольку старые уже полностью порвались. Кутейкин хотел попросить Простакову. При прямом разговоре преподаватель из-за своей трусости решил промолчать и поговорить о сапогах потом. Кутейкин сильно боялся своей хозяйки.
Через Кутейкина автор хотел показать отрицательные черты плохого учителя. Кроме того Кутейкин исполняет сатирическую роль и добавляет много смешных моментов в комедию. Благодаря образу Кутейкина читатели могут посмеяться над глупостью и необразованностью Митрофана. Черта Митрофана проявляется тогда, когда Кутейкин заставляет мальчика нарекать себя скотом. Кутейкин особо не относится к плохим персонажам. Преподаватель не делает ничего плохого и не приносит особой пользы.
Другие сочинения: ← Характеристика и образ Милона↑ Фонвизин Д.И.Характеристика и образ Вральмана →