На что направлена коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста
Развитие коммуникативной деятельности детей в дошкольном возрасте
Развитие коммуникативной деятельности детей в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков.
Любая деятельность характеризуется определённой структурой. Её элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребности, мотивы, цели), предмет деятельности, продукт или результат деятельности и средства её осуществления (действия и операции).
Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, или объектом деятельности общения является другой человек, партнёр по совместной деятельности.
Конкретным предметом деятельности общения служат те качества и свойства партнёра, которые проявляются при взаимодействии и становятся продуктами общения. Одновременно ребёнок познаёт и себя. Представление о себе также входит в продукт общения.
Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребёнка. Выделяются три основных категории мотивов общения:
1. Познавательные мотивы общения возникают у детей в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, одновременно с которыми у ребёнка появляются поводы для обращения к взрослому.
2. Деловые мотивы общения рождаются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимости в помощи взрослых.
3. Личностные мотивы общения специфичны для той сферы взаимодействия ребёнка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения.
Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса. Действие представляет собой сложное образование, в состав которого входят несколько ещё более мелких единиц, или средств общения.
Выделяют три основные категории средств общения:
Первые выражают, вторые изображают, а третьи обозначают то содержание, которое ребёнок стремится передать взрослому и получить от него.
В возрасте от рождения до семи лет выделяют четыре формы общения со взрослыми:
Ситуативно-личностное общение имеет большое значение для общего психического развития ребёнка. Внимание и доброжелательность взрослых вызывают у детей яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают жизненный тонус ребёнка, активизируют все его функции. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в «социальной» сфере, эти преобразования начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессоров у детей.
Главной особенностью этой формы коммуникации считается протекание общения на фоне практического взаимопонимания ребёнка и взрослого.
Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Основными средствами общения являются предметно-действенные действия, позы.
Значение ситуативно-делового общения в процессе совместной деятельности ребёнка и взрослого в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (от отдельных действий к процессуальным играм), к возникновению и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям преодолевать ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому».
Признаком этой формы общения может служить появление первых вопросов ребёнка о предметах и их разнообразных взаимосвязях.
Важнейшим средством коммуникации становится речь.
Значение этой формы общения детей со взрослыми состоит в том, что она помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их понимания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений.
Внеситуативно-личностное общение формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к коммуникации, на фоне разнообразной деятельности: игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребёнка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым. Такое общение имеет для детей дошкольного возраста большое жизненное значение, так как позволяет им удовлетворить нужду в познании себя, других людей и взаимоотношений между людьми.
Таким образом, переход от одной формы общения к другой осуществляется по принципу взаимодействия между формой и содержанием: достигнутое в рамках предыдущей формы общения содержание психической деятельности перестаёт соответствовать старой форме, обеспечивавшей в течение некоторого времени прогресс психики, и обуславливает возникновение новой, более совершенной формы общения.
Коммуникативная деятельность дошкольников как условие становления предпосылок УУД
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ
ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Изменения, происходящие в современном мире, призывают нас к такой оптимизации образовательного пространства, которые будут предусматривать государственные, социальные и личностные
потребности и интересы. Поэтому, приоритетным направлением
становится реализация развивающего потенциала новейших образовательных
стандартов.
ФГОС нового поколения обеспечивают преемственность между
дошкольной и начальной ступенями образования [3].
Преемственность с точки зрения дошкольного образовательного
учреждения – это ответ на запрос средних учебных заведений. Другими словами, это формирование запаса знаний,
умений и навыков, которые нужны в целях последующего обучения в школе.
Преемственность с позиции школы – это опора на эти знания, умения и
навыки, которые были ранее сформированы у ребёнка, и пройденное им осмысливается на более
Дошкольная ступень – оберегает ценность дошкольного детства,
формирует основательные индивидуальные особенности ребёнка, сохраняя «радость
детства». Первоначальная ступень школы – подхватывает успехи ребёнка и
развивает накопленный им потенциал до уровня осознания и осмысления.
Достижение этой цели стает допустимым благодаря
деятельностного подхода, а кроме того теории конструктивного обучения [1].
Необходимо заметить, что универсальные учебные действия равно как личностно-
динамическое свойство, предпосылки которого закладываются в дошкольном
детстве, а последующее формирование и становление происходит в подростковом
возрасте. По этой причине развитие умения учиться становится основанием
преемственности разных ступеней образовательной организации.
Дошкольное образование – 1-ая стадия, обеспечивающая
преемственность воспитания и обучения детей в ситуации детского сада,
Основную роль на этом этапе занимают отношения
между ребенком и взрослым, взаимоотношения с обществом.
Как демонстрирует практика, далеко не каждый раз отношения детей друг с
другом формируются успешно. О низкой развитости коммуникативных
навыков говорит следующие: беспомощность детей к социальной
реализации, уменьшение вербальный памяти, неспособность ребенка к раскрепощению,
недостаточность общей культуры поведения.
Возрастосообразная форма развития у дошкольников
коммуникативной компетентности базируется на том, что все без исключения свойства и
освоенные способности детей носят динамический характер, т. е. не
завершены и продолжают совершенствоваться [2].
Многоступенчатая форма системы образовательного процесса
современного ДОУ предоставляет возможность гибко конструировать образовательный процесс
и создавать программы, позволяющие шаг за шагом формировать
коммуникативную компетентность:
Первая стадия – ранний возраст, целью которого представляется ранняя
социализация, как условия коммуникативной компетентности.
Вторая стадия – младший дошкольный возраст, целью которого
является, становление речи как средства общения в разных формах и видах
детской деятельности.
Третья стадия – средний дошкольный возраст – освоение детьми
конструктивных методов и средств взаимодействия с окружающими
свободного общения со взрослыми и детьми, саморегулировка своего поведения,
развитие толерантности и эмпатии.
Формирование первоначальной коммуникативной компетентности ребенка
дошкольного возраста происходит в ситуации вариативности организации педагогического процесса, ориентированного на целостное формирование ребенка как
субъекта различных видов деятельности и поведения [4].
В связи с чем проблемы психолого-педагогической деятельность по
формированию начальных коммуникативных компетенций у детей
дошкольного возраста должны решаться интегрировано в процессе освоения всех
образовательных областей наравне с задачами, отражающими специфику
каждой образовательной области, с неотъемлемым психологическим
В теории и практике обеспечивания преемственности между системой
дошкольного и начального образования, имеющей целью результативное управ-
ятельности, обозначился несколько противоречий,между:
• нынешней идеологией образования, ориентирующего личность
на непрерывное обучение «через всю жизнь», и слабо развитой
мотивацией образования, учебно-познавательной деятельности у детей и
• классической ориентацией начального общего образования на раз-
витие у младших школьников учебной самостоятельности и недостающим
учетом возможностей дошкольного образования в формировании предпосылок для
становления умения обучаться уже в дошкольном возрасте;
• перспективой и потребностью становления предпосылок
умения обучаться в дошкольном возрасте и неразработанностью соответствую-
щих технологий дошкольного и предшкольного образования;
• подчиненностью процесса развития умения учиться в дошкольном
возрасте от степени развития первоначальных основных компетенций и
традиционной ориентацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
на формирование отдельных знаний и навыков у детей;
• традиционной и самостоятельной работы ДОУ и начальной школы
в решении трудности развития умения учиться у ребенка и необходимостью
совместного решения задач форм универсальных учебных действий на
ступени предшкольного и начального общего образования.
Решение перечисленных противоречий подразумевает системную ра-
боту дошкольного образовательного учреждения, нацеленную на развитие
начальных основных компетентностей у дошкольников, в том числе
коммуникативных, как условия развития умения обучаться у детей младшего
Достаточная степень сформированности коммуникативной
компетентности у дошкольников обозначается условием последовательного
становления у детей предпосылок УУД, а следовательно – результативной учебной
деятельности младшего школьника.
1. Гогоберидзе А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги
размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования«
3. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников:
практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ / Л. В.
Чернецкая. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009 – 256 с.
Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ Слайд 1. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных.
«Роль театралиованных игр в формировании предпосылок к учебной деятельности дошкольников» Участие детей в театрализованных играх, способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, что становится основной.
«Роль театрализованных игр в формировании предпосылок к учебной деятельности дошкольников» частие детей в театрализованных играх, способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, что становится основной.
Роль театрализованных игр в формировании предпосылок к учебной деятельности дошкольников «Роль театралиованных игр в формировании предпосылок к учебной деятельности дошкольников» Борисова Л. А. Угрюмова Е. С. Участие детей в.
Проект «Предметно-игровая деятельность как основа становления личности ребёнка» Тип проекта: исследовательско – творческий Вид проекта: краткосрочный (5 дней) Участники проекта: Дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанников.
Консультация для педагогов и родителей «Игровые способы формирования у дошкольников предпосылок овладения навыками письма» Сформированность у ребенка школьнозначимых функций создает благоприятные предпосылки для начала школьного обучения. В частности, очень важно.
Музыкально-театрализованная деятельность как средство и условие развития вокальной импровизации дошкольников Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Большой вклад в разработку теории игры внесли исследования известных психологов (Л. С.
«Овощной магазин». НОД по ОО «Коммуникативная деятельность» (младшая группа) Тема: «Овощной магазин» Программное содержание: 1) Помочь детям вспомнить название овощей. 2) Познакомить детей с сюжетно-ролевой игрой.
Коммуникативная деятельность детей младшего дошкольного возраста
Коммуникативная деятельность детей младшего дошкольного возраста
Социализация личности неотделима от способности ее к коммуникативной деятельности.
Коммуникативная деятельность — это деятельность, предметом которой является другой человек — партнер по общению.
В детской психологии выделяют четыре основные формы общения:
3. внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет,
4. внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет).
В младшем дошкольном возрасте ведущими становятся деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными. Основными средствами общения являются предмет и действия с ним.
Важнейшим приобретением детей данного возраста является понимание речи окружающих и овладение активной речью. Овладение речью позволяет детям перейти к сотрудничеству со взрослыми. Таким образом, рамки общения становятся тесными, а дети переходят к коммуникативной деятельности.
Мотив общения со сверстниками у ребенка формируется на основе потребности в новых впечатлениях, чуть позднее – в активности самого себя. Специфика взаимодействия связана, с тем, что между детьми разворачивается эмоционально окрашенная игра, которую нельзя наблюдать ни у ребенка наедине, ни в обществе взрослого. Роль сверстника в том, что он выражает поддержку и готовность к участию в игре с партнером, это приводит детей в радостное возбуждение, и приносит им огромное удовольствие от самого процесса игры.
В совместных играх дети сравнивают свои качества и умения с качествами и умениями сверстника. Мы можем наблюдать подражание действиям детей друг друга, совместное выполнение действий. Ощущение своего сходства с ровесником вызывает у малышей радость и стремление пережить состояние общности с другим ребенком.
Потребность детей в общении друг с другом складывается постепенно на протяжении всего младшего дошкольного возраста. Первоначально нельзя рассматривать интересы и эмоциональное отношение детей друг к другу как общение, это лишь взаимодействие детей. Лишь устойчивое наличие в их поведении всех четырех форм общения может служить основанием для утверждения о сформированности общения.
Вместе с тем даже самые маленькие дети адресуют сверстнику действия, которые сложились у них в практике их общения со взрослыми. На первоначальном этапе становления общения среди детей младшего дошкольного возраста сверстник – это объект. Инициативность и чувствительность у ребенка по отношению к ровеснику возникают последними в коммуникативной потребности и становятся основными в общении сверстников.
Во взаимодействии с ровесником ребенок открывает в нем новые для себя качества, что является для него привлекательным и значимым, побуждающим его к контактам с ним.
Сотрудничество детей младшего дошкольного возраста друг с другом, несмотря на свою внешнюю простоту не укладывается в привычную схему общения взрослых между собой или ребенка со взрослым. Оно представляет собой действия, предполагающие физический контакт, перемещение в пространстве. Но эти действия лишены деловой цели, как это имеет место в ситуативно-деловом общении ребенка со взрослым.Это ярко эмоционально окрашенное общение: дети взаимодействуют друг с другом, но больше всего заняты тем, чтобы проявить себя.
В содержании совместной деятельности детей этого возраста отражается переживание ими своего сходства со сверстником, близость эмоциональных состояний. Узнавая себя в своем ровеснике, малыши осуществляют активный процесс самопознания. На фоне сходства для каждого ребенка ярко высвечивается, прежде всего, его собственная индивидуальность.
Общение со сверстниками у ребенка начинается с игр и занятий рядом, друг с другом; постепенно оно перерастает в совместную деятельность. Это и служит хорошей почвой для развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Консультация «Как организовать познавательную деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста» «Как организовать познавательную деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,.
Театрализованная деятельность в адаптации детей младшего дошкольного возраста Тема моего выступления «Театрализованная деятельность в адаптации детей младшего дошкольного возраста». Проработав не первый год с детьми.
Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность Важное место в обучении детей младшего дошкольного возраста отводится формированию элементарных математических представлений. В детском.
Фотоотчет. Экспериментальная деятельность в группе младшего дошкольного возраста Игра – эксперимент: «Разноцветная вода», «Тает льдинка». Возрастная группа: 1 младшая группа (дети 2 – 3 лет) Разноцветная вода Цель: выявить.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Дошкольный.
Консультация «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста» Пояснительная записка. В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях:.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность Речь – одна из основных линий развития ребёнка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открываются широкие возможности для общения.
Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Цветная Неделя» Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. Знакомство.
Театрализованная деятельность как форма социализации детей младшего дошкольного возраста Здравствуйте, меня зовут Сапрыкина Ольга Николаевна, я воспитатель, представляю Центр Развития ребёнка детский сад N 103 г. Воронеж. Тема.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность». Цель: целенаправленно совершенствовать, развитие.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС
Екатерина Прудченко
Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС
Как нам всем уже известно, Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития и образования детей:
1. социально коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. художественно эстетическое развитие;
5. физическое развитие.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников». Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования – социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.
• Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
• Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
• Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
• Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
• Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
• Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
• Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
• Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
Анализируя проблемы современных дошкольников,можно выделить следующие типичные особенности:
менения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Общение – одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация в современной жизни становится базовой деятельностью для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.
Коммуникативная компетентность – «способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми» (Л. А. Петровская).
К элементам эффективного общения относят следующие:
— желание вступать в контакт с окружающими;
-знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т. д. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Формы деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД) в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.
Формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников
Формы организации деятельности детей
Образовательная деятельность в режиме дня
Самостоятельная деятельность детей
— игровые ситуации, игры с правилами, дидактические (словесные, настольно-печатные, подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);
— беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др.
— индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке;
— самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории
Опыт работы дошкольных образовательных организаций показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Поэтому, решая проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей, возникла необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования социальных навыков у детей.
Таким образом, в наших руках есть прекрасная возможность для формирования личности ребенка. А какая это будет личность, мы определим в процессе нашей встречи.
Я работаю воспитателем в детском саду. Наблюдая за детьми, я всё чаще отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение,включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Поэтому сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты моего опыта работы по данной теме.
Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в кругу. На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, такие игры помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. «Подари улыбочку», «Здравствуй», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся», «Солнечные лучики», «Ручеёк радости», «Карусель», «Поздороваемся необычно». На следующем этапе, чтобы пробудить интерес к разговору, развивать умение слушать друг друга, не мешать, не перебивать, предварительно об этом договариваясь, мы играем в «Волшебную палочку».Для начала выбирались самые близкие темы для игры: «Как тебя называют ласково?», «Любимая игрушка», «Я люблю когда.».Потом постепенно вводится вариант «Волшебной палочки»дидактического характера: «Найди предмет определенного цвета», «Домашние животные», «Какой?», «Какой бывает каша, вода и т. д.», «На что похоже?». Так же широко использую всевозможные хороводные игры. Хороводы помогают детям не только психологически и физически отдохнуть, но и сплотиться. «По дорожке Настя шла», «Каравай», «Коза», «Дядя Трифон», «Колпачок».
Мы стараемся формировать у детей организаторские умения, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, используем литературные произведения, рассматриваем картины и иллюстрации соответствующей тематики, проводим этические беседы.
Анализ использования всех этих приемов в развитии общения дошкольниковпозволил нам сделать следующие выводы: у большинства детей стала проявляться потребность в эмоциональных контактах со сверстниками, появилась потребность в общих действиях, сверстник стал интересен и как участник игр и как средство самоутверждения. Дети стали обращать друг на друга внимание, общаться, взаимодействовать, овладевая при этом новыми для них способами взаимодействия.
Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Всего вам большого и светлого.
Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.
Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.
Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.
Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.
Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.
Социально-коммуникативное развитие «Накроем стол для игрушек» Тема: «Накроем стол для игрушек» Возрастная группа: вторая группа раннего возраста Программное содержание: Цель: Учить детей сервировать.