На что направлена методика 4 лишний

«Четвёртый лишний»: методики исследования логики и внимания

Методика «Четвертый лишний» используется педагогами и психологами с диагностическими и развивающими задачами. Познакомимся с историей разработки методики и особенностями ее применения в образовательных целях.

История методики «Четвертый лишний»

Методика «Четвертый лишний» отличается от аналогичных методов диагностики своей простотой и оригинальностью одновременно. Автор методики (имею в виду того, кто разработал первый вариант, не известен).

Известно, что пятидесятые годы эта методика уже применялась. Карточки изготавливались в лаборатории института психиатрии, а затем пересылались специалистам — диагностам.

С.Я. Рубинштейн была издана книга, в которой подробно описывались психологические методики.

Там же был представлен стимульный материал, включающий 17 карточек методики. Но сейчас их уже мало кто использует, так как изображались на них предметы, давно устаревшие для нашего времени. Глядя на эти карточки, уже мало кто сможет узнать эти вещи (детские зыбки, мукомолки, лошадиные повозки и т.п.).

Поэтому стимульный материал Рубинштейн считается очень устаревшим. Но вместо него стали разрабатываться адаптированные под современные предметы обихода карточки для проведения методики «Четвертый лишний».

Известно много адаптированных вариантов этой методики от известных педагогов и психологов.

Одним из исследователей образно-логического мышления детей стала Наталия Львовна Белопольская. Под ее руководством методика «Четвертый лишний» была адаптирована именно для диагностики мышления и успешно используется на практике вот уже более 30 лет.

Данная адаптированная методика стала оптимальным вариантом для исследования маленьких «мыслителей».

Целью диагностики является выявление особенностей таких мыслительных процессов у детей, как: анализ, сравнение, синтез.

Очень легко можно понять, насколько сильно искажено у ребенка обобщение, выявить и вовремя устранить некоторые психологические патологии.

Методика замечательно диагностирует умение испытуемых логически мыслить и правильно давать объяснение.

Очень полезны тестовые задания данной методики при работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Краткие ответы дают возможность детям участвовать в разговоре, не использую длинные фразы, что облегчает процесс их речевой деятельности с одновременным участием в ней.

Сильные речевые дефекты мешают использовать методику полноценно, но не исключают возможности исследовать данным методом мыслительные способности путем не объяснения, а просто выбора исключительного объекта.

Суть методики «Четвертый лишний» следующая: испытуемому предлагается выбрать из четырех объектов один, который чем-либо отличен от трех предыдущих по какому-либо определенному отличительному признаку.

Варианты методики «Четвертый лишний»

Варианты проведения методики различны. Но всегда использование методики начинают с инструктажа, объясняя, в чем заключается задача испытуемого.

Внимательно рассмотрев (или прослушав — об этом чуть далее) группу из четырех картинок, нужно выбрать одну, которая не подходит этой группе.

Методика «Четвертый лишний» уникальна тем, что использовать ее можно практически с любого возраста.

Разница лишь в подаче стимульного материала.

Для самых маленьких (с 3-х лет) детей подходят картиночные тесты. Детям чуть постарше предлагаются уже задания на слух.

Есть варианты и для взрослых. Задача для них сильно усложняется.

Используются все три варианта (картинка, на слух, письменное задание).

При этом объекты могут иметь очень маленький процент отличий один от трех.

Приведу пример.

Перед испытуемым четыре карточки с нарисованными объектами: лошадь, корова, орел и собака.

Можно сначала поговорить о каждой картинке отдельно: что это за объект, что он умеет делать, где живет и т.д.

После этого становится понятным, что лишняя здесь картинка с изображением орла, ведь он не живет на земле, а парит в воздухе. Остальные три — животные, которые летать совсем не умеют.

Сложнее выполнять такие задания на слух. Но ведь они предназначены не для малышей, а для тех, кто постарше и взрослых.

Кстати, взрослым очень нравится выполнять такие тесты в письменном варианте.

Пример.

Вопрос понятен: какое из текстовых описаний можно назвать здесь лишним и почему?

Прочитав каждое описание внимательно, подумав над ним, можно легко определить, что в трех из них речь идет об осеннем времени года. Лишь одно описание подходит к рассказу о зиме. Именно оно и будет лишним в нашем тесте.

Четвертый лишний и математика

Вдруг мне захотелось рассказать еще про один вариант. Этот вариант для тех, кто дружит с математикой.

Предлагаются картинки или проговариваются вслух числа:

2, 6, 9, 16. Задание: исключить лишнее число и объяснить, почему именно оно в этом ряду лишнее.

Догадались, да?

Три числа у нас в ряду четные, а одно нечетное. Оно и будет четвертым лишним.

Но есть еще вариант правильного ответа.

Лишним может быть число 2. Очень хочу, чтобы вы объяснили в своем комментарии, почему я так утверждаю.

Ответ давать здесь не буду, чтобы вы хорошенько подумали.

Когда используется методика «Четвертый лишний»

Применяют этот метод диагностики как для исследования психических и мыслительных процессов, так и для их развития.

Поэтому можно включить в группу тестируемых как детей (и взрослых) с отклонениями в развитии, так и здоровых.

Использовать можно методику при работе с детьми и взрослыми, имеющими любые сенсорные нарушения (глухие, слепые, не говорящие). Разница лишь в подаче материала для обследования.

Например, слепые могут обследоваться методом с заданиями на слух; глухие — картиночные варианты или в письменном виде.

Методика «Четвертый лишний» для дошкольников

Дети дошкольного возраста в большинстве своем читать и писать еще не умеют. Поэтому с ними можно использовать карточки с изображениями разных объектов.

Карточки педагог заготавливает заранее. Возможно классифицировать их по темам. А затем на тематических занятиях проводить небольшие тесты по методике «Четвертый лишний».

Одновременно и тема закрепляется, и мыслительные процессы развиваются.

Примерные группы карточек для дошкольников:

Методика «Четвертый лишний» для младших школьников

Младшие школьники уже могут быть обследованы не только картиночным вариантом методики, но и письменным. Предлагаю варианты методики «Четвертый лишний» для младших школьников.

Методика «Четвертый лишний» для подростков

У подростков мышление уже довольно хорошо развито, поэтому им можно давать задания посложнее. Как вариант может быть метод «на слух».

Для особо интеллектуальных подростков можно предложить:

Примеры:

Если вы придумали еще варианты методики, предлагайте в комментариях. Мы их обязательно добавим к уже перечисленным.

Проверьте, правильно ли вы усвоили материал в статье

Источник

На что направлена методика 4 лишний

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

Методика «Исключение неподходящей картинки»

ВАРИАНТ 1.

Цели исследования
Исследуется аналитико-синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант). Умение делать обобщения. Логическая обоснованность и целенаправленность. Четкость представлений. Использование помощи.

Оборудование
Три рисунка разной сложности.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) три квадрата, в каждом по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма). Предлагается детям с 5 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в каждом по четыре предмета: три одной родовой группы, а четвертый — другой родовой группы. Предлагается детям с 6 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) три квадрата, в каждом по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит. Предлагается детям с 7 лет.

Процедура проведения
Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3.

При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 инструкция: «Скажи, что здесь не подходит?».
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: «Что здесь не подходит?». Помощь: «Здесь три предмета (картинки), чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой?».
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 3 исследователь сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово. При правильном ответе просят объяснить выбор.

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры. В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Наводящие вопросы достаточны для правильного выполнения. Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на побочные признаки. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения. Тем не менее у детей с нормальным умственным развитием нет случаев неадекватного выполнения этого задания.

Дети умственно отсталые не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задания. К 6—7 годам они зрительно выделяют величину, цвет, но затрудняются дать речевое обобщение даже при наводящих вопросах. Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в этом возрасте им недоступно.

Дети с задержкой психического развития понимают инструкцию, выполняют задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по установлению родовых групп и их обоснованию вызывает трудности. Организующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) выполняется при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Затрудняются дети при объяснении принципа выделения. Наибольшие сложности у них при речевом обосновании.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишнийНа что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишнийНа что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

ПРИЛОЖЕНИЕ3.

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишнийНа что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

ВАРИАНТ 2.

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6—7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4—5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2—3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0—1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 А.

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Б. Дополнительные материалы к методике «Что лишнее?»

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

ВАРИАНТ 3.

Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.

Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Бланк для словесного варианта

1 ВАРИАНТ.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.;

2 ВАРИАНТ.
1) книга, портфель, чемодан, кошелек;
2) печка, керосинка, свеча, электроплитка;
3) часы, очки, весы, термометр;
4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
5) самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;
6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;
7) дерево, этажерка, метла, вилка;
8) дедушка, учитель, папа, мама;
9) иней, пыль, дождь, роса;
10) вода, ветер, уголь, трава;
11) яблоко, книга, шуба, роза;
12) молоко, сливки, сыр, хлеб;
13) береза, сосна, ягода, дуб;
14) минута, секунда, час, вечер;
15) Василий, Федор, Семен, Иванов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ ОБОБЩЕНИЯ

Характеристика решения задач

Источник

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

Методика “Исключение лишнего”: как провести диагностику мышления детей с её помощью?

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

Умение выделять главное ценно не только в обучении, но и в жизни в целом. Однако даже такому, казалось бы, естественному действию ребёнка нужно учить. Но прежде стоит провести диагностику способности выделять сущностные признаки у явлений и предметов. Для этих целей используется методика «Исключение лишнего».

Суть методики «Исключение четвёртого лишнего»

Методика «Исключение лишнего», автор которой, к сожалению, неизвестен, была интерпретирована для детей Н.Л. Белопольской. Диагностика направлена на исследование способности:

Стимульный материал представлен в двух видах: предметном и вербальном. В первом случае для проведения теста понадобится 7 наборов из 4 карточек с изображением 4 предметов, среди которых один не подходит к остальным по:

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

При подборе стимульного материала важно остановиться на изображениях таких предметов, которые наверняка знакомы ребёнку

В рамках каждой категории задания идут на усложнение. На карточках указывается группа римской цифрой и номер набора в ней — арабской:

Для словесной формы теста используется бланк с напечатанными 12 строчками по 5 слов. Принцип работы тот же: нужно вычеркнуть не подходящее по одному из 4 признаков, упомянутых выше, слово, а затем объяснить свой выбор.

Процедура проведения диагностики среди дошкольников и младших школьников

Тест проводится в индивидуальной форме, на работу со всеми карточками ребёнку выделяется 3 минуты. По истечении этого времени взрослый заносит в заранее подготовленный протокол номер карты, исключённое ребёнком слово, а также краткое объяснение, данное испытуемым своему выбору, или наводящий вопрос, который привёл его к ответу.

Инструкция по проведению диагностики:

Словесный вариант теста может проводиться в группах, на отработку бланка диагностики даётся 3 минуты.

Инструкция по организации вербального тестирования:

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

Во время проведения словесного варианта тестирования помогать испытуемому нежелательно, можно только наблюдать за его работой

Файлы: Образцы стимульного материала

Обработка и интерпретация результатов

Оценка процессов мышления малыша проводится по тому, с заданиями какой группы карточек справился ребёнок:

Ребёнок 3 лет с нормальным интеллектуальным развитием справляется с заданиями I группы, 4 лет — I и II категории, в 5 лет испытуемым легко рассматривается III группа карточек, а также некоторые предметы из IV и V. В 6 лет ребёнок способен работать с материалом I-VI категорий, а в более позднем возрасте дети успешно выполняют задания из всех групп.

Для правильной диагностики вербального тестирования разработана специальная шкала, которая даёт оценку вниманию. Количество баллов зависит от правильности выполнения задачи и времени, затраченного на это.

БаллыВремяОбъяснение
101 минута и меньшеИспытуемый справился с задачей быстро, все задания выполнил верно
8–91–1,5Задание выполнено, но темпа не хватает
6–71,5 – 2
4–52–2,5
2–32, 5- 3
0–13Ребёнок не выполнил задание

По показателю времени, которое было затрачено на выполнение теста, можно судить об уровне развития критического мышления:

На что направлена методика 4 лишний. Смотреть фото На что направлена методика 4 лишний. Смотреть картинку На что направлена методика 4 лишний. Картинка про На что направлена методика 4 лишний. Фото На что направлена методика 4 лишний

Детям, показавшим низкие результаты, важно уделять больше внимания развивающим играм и упражнениям

При средних и низких показателях рекомендуется давать ребёнку упражнения, направленные на развитие логики и образного мышления. Полезны будут задания с применением приёмов критического мышления, такие как:

Методика «Исключение лишнего» позволяет выявить ошибки построения причинно-следственных связей у ребёнка и вовремя подобрать правильную коррекционную программу. Такие меры помогут предотвратить более серьёзные отклонения в развитии мышления формирующейся личности.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Методика «Исключение лишнего» (предметный вариант)

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки

Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой.

Одна за другой эти карточки предъявляются испытуемому. Из нарисованных на каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция и ход выполнения: «Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант годится для исследования детей и взрослых.

Интерпретация.

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.

Источник

Развиваем мышление. Игра «4–й лишний»

Игра 4-й лишний традиционно используется педагогами, психологами, дефектологами для подготовки детей к школе. С помощью данной игры развивается логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, аргументировать свое мнение. Игра подходит детям с 4-х лет и старше.

Как же правильно играть в данную игру, чтобы получить максимальный развивающий эффект?

Предварительный этап работы

На предварительном этапе поиграйте с ребенком в игры на классификацию предметов (например, в лото). Выложите перед ребенком карточки с изображением животного, птицы, насекомого, предмета одежды, обуви, транспорта и т. д. и предложите найти к каждой картинке подходящие изображения.

Основной этап работы

После того, как ребенок освоил обобщающие понятия, можно переходить непосредственно к игре. Начинать лучше с простых вариантов с предметными картинками. Можно использовать готовые игры, их варианты представлены на моем сайте в формате презентаций (скачать)

Когда ребенок хорошо справляется с данными играми, задание можно усложнять, предлагая ребенку найти лишний предмет внутри смежных категорий (например, тюльпан, роза, георгин, фиалка. Фиалка лишняя, потому что это комнатное растение, а остальные – садовые растения). Если ребенок затрудняется в выделении узких категорий (хвойные и лиственные растения, мясные и молочные продукты, лесные и садовые ягоды) – необходимо позаниматься с ним по этим темам дополнительно, например по пособиям Теремковой Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.

Как еще можно поиграть в эту игру?

Самый сложный вариант игры 4-й лишний – это словесная игра без картинок. Ребенок на слух выделяет лишнее слово и объясняет свой выбор. Начинать стоит так же со слов из разных категорий,например: юбка, рубашка, футболка, сапоги (дифференцируем одежду и обувь).Затем задание можно усложнить: мухомор, подосиновик, подберезовик, боровик (грибы съедобные и несъедобные).

Когда ребенок успешно справляется со всеми вариантами игры, можно предложить ему самому составлять загадки для вас (начинаем опять с загадок с картинками).

Надеюсь, что игра 4-й лишний полюбится в вашей семье. Включайте фантазию и играйте всей семьей! Желаю успехов!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *