На что направлена нсур внедрение новой системы оплаты труда
Национальная система учительского роста: реформа системы образования продолжается
О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. Перестройка системы коснулась не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и повышения уровня квалификации самих педагогов.
О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. Перестройка системы коснулась не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и повышения уровня квалификации самих педагогов.
Основная проблема педагогических кадров сегодня заключается в том, что многим педагогам старшего поколения, получившим профессиональное образование в советской школе, приходится учиться практически заново, осваивая современные технологии обучения. В то же время молодые учителя испытывают определенные неудобства из-за нехватки практического опыта.
Чтобы максимально эффективно решить эту проблему была создана система роста профессионального уровня педагогов, которая до 2020 года будет постепенно внедряться на всей территории РФ.
Что такое национальная система учительского роста?
Прежде всего, следует отметить, что национальная система учительского роста (НСУР) – более усовершенствованная форма аттестации учителей, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг. Министр образования и науки РФ отмечает, что старые формы аттестации нуждаются в пересмотре, внедрении новых и обязательно единых федеральных требований к оценке профессионального уровня (ЕФОМ). Ранее работавшая система не имела единых критериев оценки, что, в итоге, не позволяло увидеть объективную картину, позволяющую судить о качестве преподавания.
Новая система предполагает и присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога, которые будут отражены документально и в штатном расписании.
Основные задачи и цели НСУР
Надо отметить, что идея внедрения НСУР – задача, поставленная президентом В.В. Путиным перед профильным министерством еще в конце 2015 года, что подчеркивает ее особую значимость на самом высоком государственном уровне. Разработка системы находится под контролем президента РФ, так как повышение уровня образования и качества оказания услуг в этой сфере – стратегия развития государства.
Особенностью новой системы являются следующие составляющие:
С помощью новой системы можно будет не просто констатировать профессиональную подготовленность учителя. Благодаря специальным методическим разработкам, в ходе подтверждения своей квалификации преподаватели смогут осваивать новые методы воспитания и социализации учеников.
Перспективы внедрения НСУР
Внедрение НСУР – не разовая акция, рассчитанная на популяризацию властей. Ее постепенное внедрение с 2017 по 2020 год, указывает на плановый характер и серьезный подход к выполнению задачи. Более того, на начальном этапе внедрения предстоит ее апробация сразу в тринадцати регионах Российской Федерации.
В настоящий момент утверждена «дорожная карта» по постепенному внедрению системы. Уже известны члены экспертной комиссии и списки участников – субъектов РФ. До 2020 года предстоит окончательно разработать новый набор оценочных требований, методических рекомендаций по повышению квалификационного уровня и т.д.
Не исключено, что в ходе внедрения национальной системы учительского роста придется вносить коррективы в уже существующие разработки. Как и в любом новом деле, новые горизонты открываются уже в пути. Но начало этого пути уже проложено, а это значит, что реформа образования вступила в самую активную фазу.
В плане разработанных мероприятий также стоит доклад министра образования и науки О. Ю. Васильевой о проделанной работе по разработке и внедрению НСУР президенту России, что еще раз подчеркивает особую важность развития и совершенствования системы образования.
Выбрав однажды профессию учителя, каждый педагог должен понимать – чтобы иметь право вести за собой учеников, он сам обязан постоянно учиться и стремиться к новым вершинам. Остается надеяться, что преобразования будут встречены с энтузиазмом рядовыми учителями, и особенно – молодыми педагогами, в руках которых – будущее страны.
На что направлена нсур внедрение новой системы оплаты труда
Сегодня, во время перехода из одного формата работы в другой, собственники задаются вопросом: какую же систему оплаты труда выбрать для своей компании и как ею управлять.
На самом деле, найти ответ — это не самая сложная задача. Самое сложное — это не свернуть с выбранного пути в момент внедрения той или иной системы. А это желание, уж поверьте, возникает практически сразу же, как только начинаешь вникать в детали и погружаться в задачу. Однако те, кто хоть раз выстраивал грейдовую оплату в компании, и проходил все этапы на своем опыте — уже ценные сотрудники! Как минимум, с высокой степенью эмоциональной стабильности. Шутки шутками, а тема достаточно серьезная. Начнём по порядку.
Этот вид чаще всего встречается в государственных и коммерческих компаниях. Суть тарифной системы в распределении зарплаты сотрудников в зависимости от их стажа работы, уровня квалификации, условий и характера работы.
Грейдовая оплата отличается тем, что учитываться будет уровень/ранг конкретной должности, а не индивидуальные заслуги работника.
Нужно отметить, что грейдовая система оплаты труда пришла к нам сравнительно недавно. И имеет как сторонников, так и ярых противников среди HRов. Всё чаще и чаще в компаниях встречается именно грейдовая оплата труда, поэтому этой теме любой HR должен посвятить своё время. Изучить, понять и решить для себя: внедрять ли в компании.
Грейдовая оплата труда — это система тарификации должностей. В основе системы лежит понятие «грейд» — классификация, сортировка, ранжирование. Данная система предполагает, что работодатель платит за результат. Такой подход является наиболее эффективным в средних и крупных корпорациях со штатом, исчисляемым тысячами сотрудников. В небольших организациях такой подход абсолютно не актуален, на мой взгляд.
Родилась эта система в США полвека назад по заказу правительства страны. В какой-то момент встала необходимость определить, сколько нужно платить чиновникам одного профессионального уровня, но разного профиля.
Как и любая система, грейдовая имеет свои плюсы и минусы, которые мы рассмотрим сейчас более внимательно.
Если в одном отделе работает Марина и Мария на одинаковых должностях, но грейды их разные, потому что в задачи Марины входит постконтроль задач Марии и еще несколько функциональных задач, которые не входят в обязанности Марии. При этом, напомню, должности у них называются одинаково, но оклад разный (тот, что присвоен занимаемому грейду).
В тот момент, когда Марина уйдет из компании, Мария не меняя название должности, но изменив грейд, а соответственно и оклад, сможет расширить свой функционал. Процесс перевода на другую должность и установление оклада при такой системе, как правило, прозрачный и понятный. Сколько получала Марина, столько будет получать Мария. В компаниях, где сотни сотрудников на идентичных должностях, грейдовая система является наиболее эффективной.
Давайте разберемся с терминологией — что такое грейдовая оплата труда. Система грейдов — это группировка должностей по определенному принципу (или критерию) их значимости для организации. Поэтому в основе может лежать как текущая иерархия должностей, так и иные принципы: уровень экспертизы должности, ее финансовый вклад и другое.
Грейды могут выражаться в буквах, цифрах и, соответственно, корпоративных титулах. Грейдами можно назвать как широкие смысловые группы должностей (например, высший менеджмент), так и выраженные в баллах и цифрах более узкие категории. Поэтому грейдовая оплата подходит для всех типов организаций, если только это не профессионально-творческий союз, где все условия работы сотрудников индивидуальны.
С учетом вышеизложенного, лучше всего, чтобы настраивали систему внешние эксперты. И я не оговорилась — именно очень опытные профессионалы. При всей своей кажущейся простоте, грейдовая система оплаты достаточно сложна, если не проработать уже отмеченные вопросы. И даже предусмотрев почти все, могут возникнуть непредвиденные сложности. И всегда лучше иметь третью сторону, которая может выступать арбитром.
Редко, но встречаются организации, которые самостоятельно и успешно внедряют систему грейдов. Это организации с высоким уровнем вовлеченности и открытости, где сотрудники и высший менеджмент готовы садиться за стол переговоров. Впрочем, в организации, где привыкли к открытому диалогу, все процессы идут более гладко и успешно.
Этот процесс затрагивает все должности в организации, поэтому масштаб и уровень вовлеченности сотрудников может быть большим. И сотрудники будут ожидать видимых результатов, сравнимых с вложенными усилиями. Допустим, что цель внедрения — гармонизация системы вознаграждения. И вот после построения грейдовой оплаты и разработки диапазонов требуется повысить уровень вознаграждения сотрудников в соответствии с рынком. И тут выясняется, что бюджета на это нет. Тогда на выходе мы получаем очевидное недоумение со стороны руководителей и недовольство сотрудников — зачем нужно было тратить столько усилий.
Поэтому перед внедрением грейдов важно изначально понимать возможности организации и ответить себе на ключевые вопросы:
✔️ Какую задачу должна решить система грейдов? Какой результат ожидается? Настроить систему вознаграждения, удовлетворяющую рыночным тенденциям или сэкономить ФОТ, или сделать прозрачными карьерные лестницы?
✔️ Какое подразделение в организации будет владельцем системы и ее администратором.
✔️ Какие внутренние ИТ системы будут поддерживать грейды и нужна ли доработка систем.
✔️ Как грейдовая оплата будет транслироваться сотрудникам, какова будет степень раскрытия информации.
✔️ Какие нормативные документы должны поддерживать новую систему и какие должны претерпеть изменения.
✔️ Каков будет бюджет на внедрение и реализацию новой системы.
В России утверждены принципы национальной системы профессионального роста педагогов
Правительство Российской Федерации распоряжением от 31 декабря 2019 года №3273-р утвердило основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников, включая национальную систему учительского роста.
Документ направлен на интеграцию в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» ключевых мероприятий по поддержке педагогического сообщества на всей территории страны, в том числе по непрерывному профессиональному развитию педагогов, стимулированию их профессионального роста.
Распоряжение предусматривает проведение ежегодного мониторинга обеспеченности школ и иных образовательных организаций кадрами, а также формирование перечня наиболее востребованных педагогических должностей в разрезе учебных предметов.
Согласно документу, Минпросвещения России совместно с Минобрнауки России и региональными органами управления образованием будет определять потребность в подготовке педагогических кадров по образовательным программам высшего образования. Отдельное внимание уделено анализу региональных систем оплаты труда педагогов.
Кроме того, распоряжение предписывает внести изменения в примерные основные образовательные программы, которые позволят студентам вузов проходить учебные модули и практики педагогического профиля по направлению подготовки.
По всей стране будет формироваться сеть центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Первые центры уже открылись и работают с 2019 года.
Распоряжение также предполагает внесение изменений в порядок аттестации педагогов, разработку и внедрение системы наставничества как одного из действенных механизмов для комфортного вхождения в профессию молодых педагогов.
Профсоюз «Учитель» считает систему учительского роста опасной инициативой
Педсовет
25 августа 2017 • 17:43
28 августа в пресс-центре «Россия сегодня» состоится мультимедийный круглый стол «Модель Национальной системы учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога: вопросы для обсуждения». Профсоюз «Учитель» к обсуждению не приглашен, но вопросы и замечания к проекту системы учительского роста направлены в Минобрнауки РФ.
В чем заключаются основные претензии профсоюза к Национальной системе учительского роста (НСУР)?
1. Педагоги не работают в школе из карьерных соображений, а в случае наличия таких амбиций у них есть возможность продвижения на должность завуча, заместителя директора, директора, работника управления образования. Продолжают действовать категории (первая, высшая), присваиваются звания «Заслуженный учитель» и прочие, проводятся конкурсы «Учитель года». Идея о том, что учителя страдают из-за невозможности профессионального роста, ложная в принципе.
2. До сих пор непонятно, будет ли «вертикальная карьера», о которой идет речь в Пояснительной записке к НСУР, связана с ростом зарплаты и как именно. Школы получают определенное финансирование в соответствии с региональными нормативами. Если не будут предусмотрены дополнительных расходы в бюджете города или региона на учителей-методистов и учителей-наставников, то появление этих должностей будет означать просто перераспределение имеющегося школьного бюджета между учителями. Это приведет к еще большему расслоению и неравенству в зарплатах, что негативно сказывается на отношениях в коллективе.
3. Введение НСУР потребует новой отчетности от школ (директорам наверняка «спустят план» по присвоению новых званий) и дополнительной аттестации учителей, при этом критерии, на основании которых будут измеряться компетенции педагогов и присваиваться звания «старший учитель (учитель-методист)» и «ведущий учитель (учитель-наставник)», до сих пор не озвучены. На данный момент аттестация во многих регионах остается крайне трудоемким процессом, который заставляет педагога собирать массу ненужных бумаг и отрывает его от непосредственных обязанностей.
4. Присвоение новых званий предполагает выполнение дополнительных трудовых функций, в частности, разработки программ, методической работы, наставничества. Но нет никакой информации от разработчиков НСУР о том, как это будет сочетаться с выполнением учителем его основных функций — обучения детей. Будет ли это рассматриваться исключительно как дополнительная работа (которая должна соответствующим образом оплачиваться) или «старший учитель» и «ведущий учитель» получат возможность вести меньше уроков, писать меньше отчетов и избегать других видов внеурочных работ?
5. Попытка вернуть наставничество в школы упирается во внутришкольную конкуренцию педагогов, порожденную новой системой оплаты труда и системой «стимулирующих». Зарплата учителя в значительной степени зависит от успехов его учеников на олимпиадах и конкурсах, сдачи детьми ЕГЭ, а также от участия в конкурсах самого педагога. Очевидно, что учитель в такой ситуации материально заинтересован, чтобы сам он учил лучше, а его коллеги — хуже.
Мы считаем, что Национальная система учительского роста не только не нужна российскому образованию, но и опасна. Она усугубит ряд проблем современной школы, сделает неравенство в оплате труда еще более существенным, приведет к уходу из системы образования лучших педагогов, не желающих бесконечно подстраиваться под бюрократические игры Министерства образования.
Сопредседатель МПРО «Учитель» Всеволод Луховицкий
Сопредседатель МПРО «Учитель» Леонид Перлов
Оргсекретарь «МПРО «Учитель» Ольга Мирясова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнеомская средняя школа №2»
Версия для слабовидящих
Горячая линия
Персональные данные всех участников образовательного процесса, имеющиеся на сайте (ФИО, видео, фото), размещены с их письменного согласия на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»
Рубрики
Поиск по сайту:
Архивы
Для администратора
Что такое национальная система учительского роста?
Прежде всего, следует отметить, что национальная система учительского роста (НСУР) – более усовершенствованная форма аттестации учителей, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг. Министр образования и науки РФ отмечает, что старые формы аттестации нуждаются в пересмотре, внедрении новых и обязательно единых федеральных требований к оценке профессионального уровня (ЕФОМ). Ранее работавшая система не имела единых критериев оценки, что, в итоге, не позволяло увидеть объективную картину, позволяющую судить о качестве преподавания.
Новая система предполагает и присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога, которые будут отражены документально и в штатном расписании.
Основные задачи и цели НСУР
Надо отметить, что идея внедрения НСУР – задача, поставленная президентом В.В. Путиным перед профильным министерством еще в конце 2015 года, что подчеркивает ее особую значимость на самом высоком государственном уровне. Разработка системы находится под контролем президента РФ, так как повышение уровня образования и качества оказания услуг в этой сфере – стратегия развития государства.
Особенностью новой системы являются следующие составляющие:
С помощью новой системы можно будет не просто констатировать профессиональную подготовленность учителя. Благодаря специальным методическим разработкам, в ходе подтверждения своей квалификации преподаватели смогут осваивать новые методы воспитания и социализации учеников.
Перспективы внедрения НСУР
Внедрение НСУР – не разовая акция, рассчитанная на популяризацию властей. Ее постепенное внедрение с 2017 по 2020 год, указывает на плановый характер и серьезный подход к выполнению задачи. Более того, на начальном этапе внедрения предстоит ее апробация сразу в тринадцати регионах Российской Федерации.
В настоящий момент утверждена «дорожная карта» по постепенному внедрению системы. Уже известны члены экспертной комиссии и списки участников – субъектов РФ. До 2020 года предстоит окончательно разработать новый набор оценочных требований, методических рекомендаций по повышению квалификационного уровня и т.д.
Не исключено, что в ходе внедрения национальной системы учительского роста придется вносить коррективы в уже существующие разработки. Как и в любом новом деле, новые горизонты открываются уже в пути. Но начало этого пути уже проложено, а это значит, что реформа образования вступила в самую активную фазу.
В плане разработанных мероприятий также стоит доклад министра образования и науки О. Ю. Васильевой о проделанной работе по разработке и внедрению НСУР президенту России, что еще раз подчеркивает особую важность развития и совершенствования системы образования.
Выбрав однажды профессию учителя, каждый педагог должен понимать – чтобы иметь право вести за собой учеников, он сам обязан постоянно учиться и стремиться к новым вершинам. Остается надеяться, что преобразования будут встречены с энтузиазмом рядовыми учителями, и особенно – молодыми педагогами, в руках которых – будущее страны.