На что направлена политическая деятельность
Обществознание. 11 класс
Конспект урока
Обществознание, 11 класс
Урок 26. Наука «Политология». Политическая деятельность
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Политика – сфера государственной и общественной деятельности, связанная с отношениями между социальными группами внутри страны и между государствами.
Государственная власть – один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти – население страны.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.
Открытые электронные ресурсы::
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Политика является предметом изучения особой общественной науки – политологии. Родоначальником политической науки считается итальянский философ Н.Макиавелли. Именно он в своей работе «Государь» впервые сформулировал предмет политологии.
Политология- это наука о политической власти и управлении. Политика – сфера государственной и общественной деятельности, связанная с отношениями между социальными группами внутри страны и между государствами.
Рассмотрим подробнее политическую деятельность. Нам знакомо уже понятие деятельность. Вспомним, что в структуре любой деятельности выделяют субъекты и объекты. Субъектом политики могут стать отдельные люди, индивиды. Немецкий ученый Макс Вебер выделял три группы политиков в зависимости от степени их вовлеченности в политику:
Кроме индивидов, субъектом политики могут стать целые социальные группы, например, классы, народы, сословия и другие. Вы можете вспомнить из истории, какую роль сыграла буржуазия в буржуазных революциях в Европе 17-18 веков, рабочий класс в октябрьских событиях 1917 года в России.
Следующим субъектом политики являются политические организации, среди которых важнейшими являются государство и политические партии.
Политические элиты, то есть небольшие группы людей, сосредоточившие в своих руках значительный объем политической и власти и оказывающие наибольшее влияние на принятие политических решений, также являются важным субъектом политической деятельности.
Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.
В зависимости от объекта политического воздействия выделяют следующие направления политики: экономическая, социальная, молодежная, экологическая и другие.
Важнейшее место в структуре политической сферы общества занимают политические институты. Политический институт— это форма организации деятельности людей, связанная с функционированием органов государственной власти и управления. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, общественной безопасности и порядке. Основными политическими институтами являются государство и партии.
В процессе политической деятельности люди вступают в различные взаимосвязи взаимодействия, которые называются политическими отношениями. Это могут быть отношения между государством и гражданами; между различными государствами; между государством и негосударственными институтами, например, церковью; между государственными органами, например парламентом и правительством и другие.
В определении политики ключевыми словами являются «власть» и «управление». Так что же такое власть?
Сразу на ум приходит власть родителей в семье, власть командира в военной части, руководителя в учреждении, президента в стране. Так что же общего между этими видами власти? Очевидно, что это возможность повелевать, отдавать приказы, подчинять своей воле действия других людей. Выделяют основные виды власти: это экономическая (контроль над экономическими ресурсами); социальная (возможность влиять на положение социальных слоев); информационная (контроль над СМИ); принудительная (контроль над людьми с помощью физической силы: армии, полиции, судов); и наконец, власть политическая. о ней поговорим подробнее.
Типы политической власти (по М.Веберу)
Примеры и разбор решения заданий
1)Политической деятельностью в демократическом государстве должны заниматься только профессиональные политики;
2)Деятельность, в том числе и политическая, присуща всем живым существам;
3) В политической деятельности люди могут проявить свою гражданскую позицию;
4)В переломные моменты истории большие социальные группы часто становились активным субъектом политики
Правильные ответы: 3; 4.
2. Вставьте пропущенные слова, выбирая из списка правильные ответы:
1. В зависимости от _______ политического воздействия выделяют следующие направления политики: экономическая, социальная, молодёжная, экологическая и другие.
2. Политические _________ — различные взаимосвязи взаимодействия, в которые вступают люди в процессе политической деятельности.
Правильный вариант: объекта; отношения.
16.1. Политическая деятельность
Урок 41. Обществознание 10-11 классы. Социальные отношения. Политика ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «16.1. Политическая деятельность»
Политическая деятельность – форма бытия политики. Что это означает? Вспомним определение. Политика – это сфера деятельности людей, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами. То есть, когда мы говорим о политике, то всегда имеем в виду какие-то действия людей.
Как и в любой деятельности, в политической есть субъекты и объекты, мотивы, цели и средства, результаты.
Субъекты – те, кто действует. Это, разумеется, люди. Отдельные индивиды, социальные группы (большие и малые) и организации. Государство, политические партии, группы давления, средства массовой информации и так далее.
Объект – то, на что направлено действие. Социальное и политическое устройство, которое сложилось в обществе.
Взятие Бастилии. 14 июля 1789 г.
Политическая деятельность заключается в том, что отдельные индивиды и их группы вмешиваются в систему политических отношений. Вмешиваются вполне сознательно, понимая, зачем это делают. Они стремятся приспособить её к своим нуждам и интересам. Нужды и интересы могут очень сильно различаться и даже быть противоположными друг другу, поэтому деятельность в сфере политики мы часто обозначаем словом «борьба».
Мотивы участия в политической деятельности разнообразны. Чаще всего люди стремятся добиться решения какой-то конкретной проблемы. Реализовать идею, которая может быть воплощена в жизнь только с использованием государственной власти.
Кем-то движет стремление к справедливости. Желание переустроить жизнь общества таким образом, чтобы как можно больше людей получили возможность быть свободными и счастливыми. Другие считают участие в политической жизни страны своим гражданским долгом. Для них превыше всего интересы общества в целом. Есть и те, кто видит в политической деятельности возможность реализовать своё стремление к власти, лидерству или получить с помощью власти богатство, социальный престиж.
Разной может быть и степень вовлечённости в политическую деятельность.
Автономное политическое участие предполагает личную активность, осознание собственных интересов.
Всероссийский референдум. 25 апреля 1993 г.
При этом индивиды и социальные группы могут участвовать в политической жизни постоянно, на профессиональной основе. Или эпизодически – во время каких-то значимых событий, например, выборов или политических кризисов.
Другой тип политической деятельности – политическая пассивность, мобилизованное участие. Человек вроде бы вовлечён в политическую жизнь. Ходит на выборы, участвует в публичных мероприятиях… Но делает это под влиянием некой внешней силы.
Митинг на заводе «Динамо». 1937 г.
Не потому, что верит в возможность реализовать таким образом свои интересы, а потому что так надо. Например, отказ от участия может быть воспринят властями как проявление нелояльности.
Стремление отгородиться от политики, никак не участвовать в ней называют политическим отчуждением. Когда речь идёт о сознательном отказе участвовать в выборах, используют термин «абсентеизм». От латинского absens – «отсутствующий».
Всё многообразие целей участников политической деятельности можно свести в три основные группы.
Есть те, кого существующее социальное и политическое устройство вполне удовлетворяет. Они стремятся сохранить его, законсервировать, защитить от любых посягательств.
Другие уверены в необходимости совершенствования сложившейся системы политических отношений. Их цель – частичные преобразования, замена устаревших, неэффективных элементов системы.
Те же, чьи интересы в рамках существующего строя не реализуются, стремятся уничтожить его и заменить новым.
Определение целей политической деятельности – вещь непростая. Часто её участники не могут в полной мере определить реальность достижения поставленной цели. В этом случае говорят о политических (или социальных) утопиях – прекрасных мечтах, у которых нет или почти нет шансов превратиться в нечто конкретное.
Термин «утопия» стал широко распространяться, начиная с XVI века. В 1516 году английский писатель и по совместительству политический деятель Томас Мор издал книгу под таким названием.
Полное её название «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». В буквальном переводе с древнегреческого υ-τοπος – «не-место» или «место, которого нет».
Мор описал несуществующие остров и общественный строй.
Читая его книгу, понимаешь, что такой строй и не может существовать. Вероятно, возможно общество без частной собственности, эксплуатации человека человеком и войн. Существуют монархии, основанные на демократии, выборности общегосударственных и местных органов власти. Но как мог быть осуществлён принцип распределения «каждому по потребностям» в описываемых Мором условиях хозяйствования? Все заняты трудом: труд обязателен. Однако трудятся без изнурения, не более 6 часов в день, применяя ручные орудия труда. На острове отсутствует материальное стимулирование работников: там нет денег. Точнее они есть, но используются лишь для международной торговли.
Автор, вероятно, и сам сомневался в возможности обеспечить таким образом все потребности островитян. Поэтому в этом справедливом и свободном обществе существуют рабы. Это абсолютно бесправные люди, их используют для труда тяжёлого, изнурительного, не подходящего для свободных граждан.
Но утопии не так бесполезны, как кажется на первый взгляд. «Не забывайте делать невозможное, чтобы достигнуть возможного», – заметил как-то известный российский композитор, пианист и дирижёр Антон Григорьевич Рубинштейн.
Антон Рубинштейн (1829–1894 гг.)
И это справедливо не только для музыкантов.
О средствах достижения политических целей стоит поговорить отдельно.
Что можно считать результатом политической деятельности? Реально происшедшие изменения в системе политических отношений, смену государственного строя, реформу какой-либо сферы общественной жизни или персональные изменения на властных должностях.
Политика как деятельность.
Наука предлагает разные определения политической деятельности. Приведем два из них.
1. Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.
2. Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.
Вдумайтесь в эти определения, сравните их. В них вы сможете усмотреть, во-первых, деятельностный характер политики; во-вторых, особую роль в этой деятельности больших социальных групп, а также партий и государств; в-третьих, связь их деятельности с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти.
Политическая деятельность включает в себя государственное управление, т. е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов и принятие государственных решений. Партии и другие политические объединения, с одной стороны, связаны с различными социальными группами, опираются на их поддержку, а с другой — выражают интересы и стремления этих групп, осуществляют давление на правительство или участвуют в выработке государственных решений.
Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.
Субъектами политики являются, во-первых, большие социальные общности, к которым относятся социальные группы и слои, классы, нации, сословия и т. п.; во-вторых, политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения); в-третьих, политические элиты — сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть; в-четвертых, личности, и в первую очередь политические лидеры.
Обратимся к вопросу об объектах политики. Вы знаете, что различаются политика внутренняя и политика внешняя. Каков же объект каждой из них? Нетрудно понять, что внутренняя политика имеет своим объектом общество в собственной стране, а внешняя — мировое сообщество, международные отношения, т. е. отношения с другими странами. В зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, национальную, демографическую, молодежную, экологическую, культурную, кадровую политику. В свою очередь, в экономической политике выделяют научно-техническую, структурную, аграрную, инвестиционную, финансовую, внешнеэкономическую. (Вероятно, вы сами сможете назвать объекты каждого из названных направлений политики.)
Из рассмотрения объектов политической деятельности можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни. Отсюда следует вывод об огромном значении политической деятельности в развитии общества.
ЦЕЛИ И СРЕДСТВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Политическая деятельность, как и всякая иная, предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (их называют стратегическими) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными. Насколько актуальна, с одной стороны, и реальна — с другой та или иная цель, можно ответить лишь путем полного и точного анализа основных тенденций общественного развития, назревших социальных потребностей, расстановки политических сил, интересов различных социальных групп.
Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Применительно к политической деятельности этот вопрос рассматривал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.). «Излишне говорить, — писал он, — сколь похвальна в государстве верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла».
Итак, политический деятель («государь»), как считал Н. Макиавелли, «ради сохранения государства» может нарушить данное слово и вообще «не чураться и зла». И в наше время есть политические деятели, которые, рисуя светлый образ провозглашаемых целей, оправдывают использование для их достижения лжи, материалов, компрометирующих оппонентов, и иных совсем не благих средств. Особенно неразборчивы в средствах организации, приверженные к крайним взглядам и мерам. Борясь за свои политические цели, они считают возможным устраивать уличные беспорядки, захватывать административные здания, устраивать драки с политическими противниками и т. п.
Формуле «цель оправдывает средства» противостоит другой взгляд на соотношение политики и морали: подчинить политику нравственности. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, не вполне соответствующие «абсолютной морали», либо своим бездействием допустить ущерб для общества. Моральный предел, который нельзя переступить, сегодня отражен в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.
Напомним, что всякая деятельность представляет собой совокупность действий. Политическая деятельность включает в себя самые разнообразные действия: организацию партий и принятие правительственных решений, избирательные кампании и выступления в парламенте, политические митинги и дипломатические переговоры, проведение партийных съездов и обращения к народу, разработку политических программ и референдумы, государственные перевороты и визиты правительственных делегаций. Это могут быть акции отдельного человека или группы, которые выступают как субъекты политической деятельности.
Политические действия бывают направлены на то, чтобы «сделать что-то» (например, добиться принятия какого-либо закона и т. д.), или «не допустить чего-то», или «прекратить что-то» (например, прекратить межнациональный конфликт). В связи с этим следует рассмотреть не только действие, но и бездействие. Как можно было бы оценить бездействие государственного лидера перед лицом опасности государственного переворота? Как оценить бездействие человека в отношении выборов (неучастие в выборах)? И в том и в другом случае бездействие позволяет другим участникам политических событий провести свою линию.
Действия субъектов политики могут быть рациональными и иррациональными. Рациональные — это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Иррациональные — это действия, мотивированные главным образом эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий. В реальной политической жизни рациональное и иррациональное начала сочетаются, взаимодействуют.
Политические действия бывают стихийными и организованными. Стихийно возникший митинг и тщательно подготовленная партийная конференция — примеры таких действий.
Далеко не всегда политическое действие приводит к достижению поставленной цели. Например, убийство народовольцами Александра II привело к результатам, которые существенно отличались от целей борьбы «Народной воли». (Вспомните, каковы были цели этой организации. Каковы были последствия террористического акта против царя?)«Политика — это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем войти».
У. Гладстон (1809—1898 гг.,
В последнее время возросло значение таких методов политической деятельности, как убеждение, изучение общественного мнения, конструктивный диалог различных политических сил, контроль за соблюдением правовых норм, прогнозирование последствий тех или иных политических действий. Все это требует от субъектов политики высокой политической культуры, морального самоконтроля, политической воли.
ВЛАСТЬ И ВЛАСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Поскольку политическая деятельность связана с воздействием на власть или использованием власти, рассмотрим это понятие более обстоятельно. При этом учтем, что с ним вы встречались многократно и в курсе истории, и при изучении обществоведения. Вам, конечно, знакомы слова, которые в основе имеют греческие корни «кратос» или «архи», означающие «власть», «господство»: аристократия, демократия, монархия и т. п. Вы, вероятно, знаете и то, что власть — это способность и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо: оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право, а если необходимо, то подчинять своей воле с помощью принуждения. В политологии существуют различные классификации власти.
Власть в сфере экономики называется экономической властью, которая распределяется между высшими государственными органами, промышленными и финансовыми компаниями, фирмами, их руководителями и владельцами. Власть военная находится в руках Верховного главнокомандующего (в России по Конституции им является Президент страны), военачальников. Духовная власть, т. е. власть идей, — это влияние на общество наиболее авторитетных писателей, ученых, журналистов, церковных деятелей, а также владельцев и руководителей средств массовой информации, которых иногда называют властью информационной. Государственную власть осуществляют органы государства и лица, облеченные высшими полномочиями согласно Конституции страны (в государственной власти выделяют законодательную, исполнительную и судебную). Различные субъекты политики стремятся овладеть властью во всех сферах жизни общества. Возможность влиять на все общество в целом дает политическая власть, которой обладает государство, а в политических партиях и движениях — их лидеры.
Политическая власть как государственная возникла около 5 тыс. лет назад. Однако еще в предшествующие тысячелетия возникла потребность регулировать взаимодействия людей, придать им организованность, подчинив общим правилам поведения. Такое регулирование на ранних этапах человеческой истории осуществлялось волей народного собрания, совета старейшин, военных вождей. Чем многообразнее становилась деятельность людей, чем заметнее было социальное неравенство, тем больше различий приобретали их интересы, тем острее была нужда в их согласовании, в особой деятельности, направленной на упорядочение, интеграцию общества, предотвращение хаоса, дезорганизации, разрушения социальных связей. Эта особая деятельность превратилась в профессиональную: появился слой людей, главным занятием которых стало управление делами общества, осуществление властных функций. Возникло государство, которое стало главным орудием реализации политической власти.
Властная деятельность — это в основном деятельность по выработке и принятию властных решений и их проведению в жизнь. Русский философ И. А. Ильин (1883—1954 гг.) так охарактеризовал эту деятельность: «Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к хотению и решению. Властвовать — значит как бы налагать свою волю на волю других, однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.