На что направлена семейная социализация

Факторы семейной социализации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Семейная социализация

Социализация личности – одна из основных функций семьи, выступающей в качестве социального института.

Семейная социализация – это особенности влияния образа жизни семьи, в которой наблюдается проигрывание различных социальных ролей: матери, отца, сестры или брата и т.д., вследствие чего ребенок накапливает социальный опыт для взаимодействий с окружающим миром. Это процесс приобщения к нормам и ценностям, принятым в обществе.

Семейная социализация может выступать в виде двух ролей:

В семейной социализации позицию субъекта занимают взрослые, ребенок, внешний мир.

Методы семейной социализации

В семье активно используются различные методы социализации:

Ребенок, подражая, примеряет на себя различные социальные роли. Имитируя привычки и поведение взрослых, ребенок перенимает социальный опыт. Посредством информационного и нормативного влияния семья оказывает на личность ребенка социализирующее воздействие. Нормативное воздействие будет тем эффективнее, чем более семья сплоченнее. В результате информационного влияния личность принимает и разделяет семейную картину мира, ему не нужно одобрение со стороны других.

Стадии социализации

Выделяют две стадии семейной социализации:

Готовые работы на аналогичную тему

Содержание семейной социализации проявляется в социальном опыте, включающем отношение к:

Факторы семейной социализации

В семейной социализации выделяют две большие группы факторов:

Социализация в семье является целенаправленным и, одновременно, нерегулируемым процессом, так как формирование личности ребенка в семье происходит не только в результате направленных воспитательных мероприятий взрослых, но, и вследствие наблюдения за всеми членами семьи.

Ребенок аккумулирует как сознательные, так и неосознанные модели поведения родителей, отношение к себе и к другим.

К факторам семейной социализации относятся:

Источник

Социализация личности в семье

Определения понятия «социализация». Рассмотрение особенностей процесса присвоения человеком социального выработанного опыта. Описание семьи как важнейшего института социализации личности. Роль родителей в социализации детей. Виды и стили воспитания.

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления20.02.2015
Размер файла28,1 K

На что направлена семейная социализация. Смотреть фото На что направлена семейная социализация. Смотреть картинку На что направлена семейная социализация. Картинка про На что направлена семейная социализация. Фото На что направлена семейная социализация

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Социализация личности в семье

3. Роль родителей в социализации детей

4. Виды неправильного воспитания

5. Стили воспитания

Список использованной литературы

Раскрытие темы контрольной работы начнем с определения понятия «социализация».

Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах.

В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание.

В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.1

Выделяют пять сторон социализации:

1) формирование знаний о людях, обществе и о себе;

2) выработка навыков практической деятельности;

3) выработка норм, ролей, позиций;

4) выработка установок, ценностных ориентаций;

5) включение в практическую деятельность.

1. Социализация личности в семье

Социализацию рассматривают как процесс становления личности и субъекта деятельности. Здесь наиболее значимым является вопрос о роли институтов социализации в становлении субъекта деятельности. Как известно, семья является основным институтом социализации.

— состав семьи (все члены семьи рассматриваются во взаимодействии как единое целое)

— основные воспитатели-социализаторы (те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторитетен для ребенка, на кого он хотел бы больше походить)

Для того чтобы ребенок мог полноценно развиваться и проявлять свои способности, он должен расти в полноценной семье. Не только очевидно, но и подтверждено множеством исследований, что дети, воспитывающиеся в нормальной семейной обстановке, в отзывчивом социальном окружении, лучше развиваются, по сравнению с детьми, выросшими в неблагоприятных условиях (неполная семья, детский дом). Естественно, чем хуже условия, в которых растет ребенок, тем больше отклоняется от нормы его развитие.

3. Роль родителей в социализации детей

Роль отца нельзя преуменьшать. Отец оказывает огромное влияние на развитие и социализацию ребенка.

Вот лишь некоторые социализирующие функции отца:

— отец играет большую роль в формировании своего ребенка в таких ситуациях, когда ребенок не знает, как вести себя в данный момент;

— отцы, установившие сильную эмоциональную связь со своими детьми, оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих детей и когда они взрослеют, они оказывают большее влияние на детей, и те чаще прислушиваются к ним и хотят походить на них благодаря установившимся между ними тесным, разнообразным отношениям;

— отец может выступать в роли болельщика ребенка и защитника его успехов.

— правильное, мудрое, заботливое поведение отца благоприятно сказывается на развитии семьи. Между супругами возникает меньше трений, у них наблюдается единство целей и согласие в принятии решений, если они оба принимают активное участие в воспитании ребенка.

Отсутствие отца или его неправильное поведение влияет на детей по- разному, но всегда имеет негативные последствия (неуверенность в себе, чрезмерная жестокость, проблемы с идентификацией своей половой роли, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками…)

Мать влияет на развитие ребенка задолго до рождения. Важны взаимоотношения в семье, отношение к зародившейся жизни, к отцу ребенка, к самой беременности, настрой матери в период вынашивания…

Ребенку необходима любовь, материнская любовь. Дети, которых любят, лучше развиваются, они более любознательны и независимы.

Огромное влияние на социализацию детей оказывают отношения матери и отца. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу, а свои чувства и заботу отдает исключительно детям, то эта чрезмерная опека гасит их социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между родителями постоянный разлад, родители демонстрируют отсутствие взаимной любви, дети могут объединяться с одним из родителей против другого. В конце концов, страдают дети, у них создаются неправильные модели человеческих отношений.

В заключение можно сказать, что ни отцовскую, ни материнскую любовь нельзя выделить как главную. Для гармоничного воспитания ребенку необходимы и мать, и отец, равноценно и женское, и мужское внимание.

4. Виды неправильного воспитания

социализация семья личность воспитание

Воспитание является важной составляющей процесса социализации. Чтобы становление и развитие личности проходило правильно родителям необходимо избегать некоторых способов воспитания, корректировать свое поведение.

Ниже рассмотрим основные виды неправильного воспитания:

1) Гипопротекция. Отсутствие у родителей заинтересованности ребенком, недостаток опеки, контроля, заботы и внимания.

— Скрытая гипопротекция. Контроль над ребенком осуществляется формально.

Вследствие гипопротекции ребенок начинает вести неправильный образ жизни, может попасть в асоциальные компании.

— Потворствующая гипопротекция. Этот стиль воспитания складывается из недостатка родительского надзора и их некритичным отношением к нарушениям поведения у ребенка. В этом случае родители отвергают замечания окружающих, касающиеся ребенка, оправдывают его и освобождают от наказаний.

Подобное воспитание формирует у детей неустойчивые и истероидные черты. Дети из таких семей не признают авторитета взрослых. На них действует лишь грубая сила.

2) Гиперпротекция. Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом.

Гиперпротекция не дает возможность принимать когда-либо собственное решение, не приучает к самостоятельности. Она приводит к усилению реакции эмансипации, к бунту против родительских запретов и даже к уходу в асоциальную компанию.

Доминирующая гиперпротекция усиливает несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя.

— Потворствующая гиперпротекция. Чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка.

— Скрытое эмоциональное отвержение. Его сущность состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся ребенком, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо укажет им на это. Родители могут даже внешне проявлять знаки внимания, однако ребенок чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла.

Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений приводит к нарушениям физического и психического здоровья ребенка.

5) Условия повышенной моральной ответственности. В этом случае родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, через него воплощают в жизнь свои собственные несбыточные мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на старшего ребенка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи. 1

6) Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более другие родственники, принимающие участие в воспитании ребенка, придерживаются разных стилей воспитания.

Ребенок перестает понимать, что хорошо, а что плохо. Ему тяжело сделать выбор в каких-то действиях. Чаще всего такое воспитание приводит к нервозам, которые сохраняются на протяжении всей жизни.

5. Стили воспитания

В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Под воздействием приемов и методов воспитания личность ребенка приобретает определенные черты. Совокупность этих методов, приемов, способов воспитания и отношения родителей к ребенку и есть стиль воспитания.

Выделяют четыре стиля воспитания по степени контроля и теплоты отношений:

1. Авторитетный стиль.

Характеризуется твердым контролем за детьми и теплыми отношениями членов семьи. Дети легко соглашаются с решениями и действиями родителей, так как любые вопросы, в том числе правила поведения для ребенка спокойно обсуждаются в кругу семьи и не кажутся детям произвольными или несправедливыми. Психологи отмечают, что дети при таком стиле воспитания хорошо адаптированы, уверены в себе, обладают высокой самооценкой, у них развит самоконтроль и социальные навыки.

2. Авторитарный стиль.

Характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жесткие требования и правила, не допуская их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети в таких семьях, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны.

3. Либеральный стиль.

Его характеризует низкий уровень контроля и теплые доверительные отношения. Во многих таких семьях родители не устанавливают запретов, что приводит к склонности у детей потакать своим слабостям, к импульсивности и неумению вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

4. Индифферентный стиль.

Отличается низким уровнем контроля за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Дети в таких семьях могут вести себя асоциально, особенно если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей.

Следует сделать акцент на том, что в качестве воспитателей, чей стиль поведения влияет на детей, не обязательно могут быть родители. Это будут те члены семьи, которые посвящают ребенку больше времени и которые наиболее авторитетны для него. Также очень важно единство родительских подходов к ребенку.

Очень много говориться о том, как неправильно воспитывать ребенка, чего нельзя делать родителям. Ниже хочу представить несколько советов психологов родителям о том, как нужно вести себя родителям и что им надо делать, воспитывая детей:

v Создать и поддерживать в семье атмосферу гармонии, доброты, теплоты, заботы и взаимной поддержки. Дети, растущие в таких семьях, более зрелые, лучше себя контролируют и стараются действовать во благо других людей.

v Направить усилия на поддержку желательного поведения ребенка, а не на искоренении нежелательного. Быть примером для детей, поддерживать и хвалить их за успехи.

v Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными.

v Избегать неоправданного применения физической силы, оскорблений и угроз как средств контроля поведения детей.

v Помогать ребенку научиться владеть собой и развить чувство контроля над обстоятельствами.

v Использовать объяснение и убеждение для того, чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении некоторого времени семья является для ребенка единственным местом получения этого опыта.

Список использованной литературы

1. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб., Речь, 2004

2. Адлер А. Наука жить. Перевод с англ. и немецкого. Киев: Port-Royal, 1997

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996

4. Кон И.С. Социология личности. М., 1967

5. Крайг Г. Психология развития. М.; СПб.: Питер, 2002

6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Социализация как процесс формирования личности в определенных социальных условиях, усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует данный опыт в собственные ценности и ориентации. Стадии социализации и его проблемы в обществе.

реферат [25,6 K], добавлен 07.10.2013

Культурно-исторический анализ становления семьи: ее основные концепции и жизненный цикл, роль отца и матери, общение родителей и развод. Значение семейного воспитания в социализации личности. Оценка анкет детей, воспитывающихся в детском доме и в семье.

дипломная работа [294,1 K], добавлен 25.08.2011

Проблематика социальной психологии личности. Понятие о социализации. Сферы, этапы и институты социализации. Ролевое поведение как механизм социализации, а также взаимозависимость качеств личности и групп. Идентичность личности: социальная и личностная.

реферат [34,3 K], добавлен 03.02.2009

Проблема исследования семьи как социального института в научной литературе. Основные значения семьи в современной социологии (социальный институт, малая социальная группа). Становление социально-компетентной личности в семье. Виды эмоциональных отношений.

курсовая работа [83,5 K], добавлен 14.04.2015

Анализ особенностей социализации личности учащихся в процессе воспитания. Социализация как непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни, характеристика стадий. Знакомство с макрофазами социального развития личности: детство, отрочество, юность.

дипломная работа [300,6 K], добавлен 22.08.2013

Понятие социализации – процесса усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Трансформация отношений внутри семьи и изменение ценностных ориентиров семейного воспитания: опыт исследования.

курсовая работа [1,9 M], добавлен 03.09.2011

Понятие и основные этапы социализации общества, психологическое обоснование и значение данного процесса, критерии оценки ее эффективности. Основные институты социализации личности и их значение, существующие проблемы и перспективы их разрешения.

курсовая работа [63,0 K], добавлен 20.12.2015

Источник

Социализация. Семейная социализация

Социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация может длиться всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны, – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности. Семья как социально-психологическая целостность оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Чем сплоченнее семья, тем эффективнее нормативное воздействие. Сплоченность, о которой здесь идет речь, предполагает ценностное единство, наличие фамилизма, приоритета семьи, подчинения интересов индивида семейным нормам. Однако если эта приоритетность абсолютизируется, происходит формирование конформистского поведения, когда личность ничего не делает без постоянной оглядки на доминирующих членов семьи. Отсутствие сплоченности, дезорганизация семьи открывают двери для несемейных влияний.
Нормативные влияния вообще и семейные в частности действуют с помощью норм-образцов, моделей поведения, знание которых позволяет каждый раз не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответствии с принятыми в данной социокультурной среде и усвоенными личностью шаблонами. Семейные ритуалы в наибольшей степени связаны с нормами-образцами, поскольку степень стандартизованности, повторяемости ситуаций повседневной семейной жизни чрезвычайно высока.
Напротив, нестандартные ситуации регулируются с помощью норм-принципов, определяющих ценностную направленность действий. Нормативное воздействие в семье принимается индивидом, чтобы сохранить свой межличностный статус и получить одобрение от других. Это, однако, не означает, что индивид обязательно разделяет принимаемые им мнения. При информационном воздействии семьи индивид разделяет семейную картину мира, принимает ее как истинную, но не ищет обязательного одобрения со стороны других.
Семьи «традиционные» и «современные» различаются между собой не как носители нормативного или информационного влияния, а по соотношению их участия в социализационном процессе. Ослабление сплоченности семьи уменьшает как силу ее нормативного воздействия, так и ее надежность и устойчивость как источника информации для индивида. В схемах (11) и (12) представлены проводники (агенты) социализации и исторические изменения моделей социализации детей в связи с изменением типов семьи, а также стереотипы социализированного и недостаточно социализированного ребенка. Особый интерес вызывает попытка рассмотреть следствия прямой и опосредованной деривации (изоляции) ребенка от семьи. В связи с этим следует обратить внимание на тот механизм социализации, который присущ лишь семье и не наблюдается в действии всех прочих агентов социализации. Речь идет о формировании в семье гибкой переключаемости ребенка с кода поведения «среди своих» на код «среди чужих» и обратно. Чем сплоченнее семья, тем сильнее семейное МЫ, тем отчетливее признаки и атрибуты того, что «мы свои». Оппозиция своего и чужого распространяется и на общезначимые ценности. Так, было бы дико, если бы дома, в семье близкие люди вели себя как начальники и подчиненные и т.п. Такая тенденция характерна для учреждений общественного воспитания, для детских домов и приютов, воспитатели которых стремятся к тому, чтобы дети, находясь у себя дома, вели себя как «на людях» по «полным» нормам социального поведения. Однако общечеловеческая норма «своего» поведения в стенах своего дома отменяет служебную субординацию и требует, чтобы, например, гость, даже если он генерал и вообще начальник, вел себя именно как гость и чтобы хозяева не вытягивались перед ним во фрунт, даже будучи в действительности вне домашней жизни его подчиненными. Как известно, в разного рода неформальных группах и кликах (например, подростковых) эта тенденция «свойскости», временной отмены общезначимого абсолютизируется. Поэтому семья противостоит гипертрофии «чужести», навязываемых детям в приютах, и свирепости «мы свои», обнаруживаемой в шайках и кликах (своеобразным проявлением этого является присущее диким племенам людоедов убеждение, что они никаким людоедством не занимаются: «Мы нас не ели, мы их ели, потому что они – не мы», т.е. не люди). Именно в семье закладываются основы умения быстро переключаться со «своего» на «чужое» и обратно. Не принадлежность детей к «плохим» или «хорошим» семьям делает их самих «плохими» или «хорошими», а неспособность семьи (благополучной или неблагополучной) привить детям умение отменять там, где надо, общечеловеческое или ущемлять исконно свое. Именно поэтому важно изучать роль социальной структуры в этом процессе, социальные факторы подобного влияния семьи на социализацию личности, характеризующейся гибкостью или ригидностью механизма самоконтроля. Нуклеарная семья является той изначальной социальной матрицей, внутрь которой уходят корни личности и откуда берутся ее истоки Я. Семья ориентирует ребенка прежде всего на членов семьи и других родственников и лишь затем – на социальное окружение и общество в целом. Для социолога важно знать, как именно в семье индивид (в момент рождения – еще только предпосылка и предусловие человека) делается личностью. Недостаточно сказать только о конечном результате, надо раскрыть и механизмы социализации. Это заставляет взглянуть на поэтапное формирование личности с точки зрения вклада семьи в становление механизма, управляющего поведением, т.е. в формирование структуры диспозиционной регуляции индивидуального, поведения. Поскольку человек существует в истории и изменяется не за счет анатомических трансформаций или только наследственности, а благодаря изменениям своего поведения и культуры, постольку результаты действий зависят не просто от сочетания внутренних и внешних предпосылок, а от личностного определения возникающих жизненных ситуаций, т.е., говоря другими словами, от их индивидуальной оценки. Диспозиционная структура и раскрывает поведенческий механизм этого определения ситуаций. Итак, схема поведения личности такова (схема 12). Схема 12 Индивид рождается с генетически заданным набором физиологических потребностей. Но это рождение происходит в разных по социально-экономическим условиям семьях (семейных ситуациях). Поэтому, анализируя процесс социализации, следует выделять типические ситуации в семьях разного типа, различным образом воздействующие на удовлетворение тех или иных потребностей. Иными словами, надо знать, какие именно семейные ситуации по фазам семейного цикла и каким образом влияют на те или иные конкретные потребности социализируемого ребенка. В разных теориях социализации подчеркиваются и разные аспекты семейной социализации, что, собственно, и отличает одну теорию от другой. Наше довольство собой в жизни обусловлено всецело тем, к какому делу мы себя предназначим, Оно определяется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым – дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель – наши притязания: В психоанализе внимание фокусируется на инстинктивных влечениях и на роли бессознательного. Семейные ситуации типологизируются по взаимоотношениям матери – сына, отца – дочери. Среди потребностей выделяется либидо (половое влечение). Изначальная социокультурная конфликтность внутрисемейных ролей родителей и детей обнаруживается, согласно психоанализу, уже в самых ранних детских возрастах. И если она не находит своего разрешения в семье, то активизирует влечения взрослого всю его оставшуюся жизнь (детерминированность взрослой жизни опытом детства, семейной социализацией в детстве, завершением воспитания в дошкольный период). Психоанализ интересен структурированием личности как взаимодействия противоречащих друг другу «С верх-Я» («Super Ego») и Оно («Id»), достигающих уравновешивания в «Я» («Ego»). Среди диспозиций центральное место принадлежит Я как главной ценности личности. Поэтому фрейдовская трактовка Я как регулятора между половым влечением к родителю противоположного пола и социальным ограничением этого влечения интересна не содержательным конфликтом между сексуальным и социальным, а моделированием конфликта между обществом и личностью в самой структуре человеческого Я. Важно, что подобная амбивалентность Я обнаруживается с первых дней социализации и что в психоанализе показан механизм самоограничения Я, формирования совести или социальной ответственности личности, умения подчинять индивидуальное общему. Любовь или ненависть к родителям порождают чувство вины и разные формы сублимации этих чувств. В когнитивных теориях, акцентирующих рациональность человеческого поведения, роль семьи обнаруживается в моральном развитии ребенка. Например, теория перехода от эгоцентризма к релятивизму Ж. Пиаже рассматривает эгоцентризм как когнитивную незрелость, как веру в то, что и другие определяют ситуации и события точно так же, как и ребенок, т.е. помещая его в центр Вселенной. Любовь и забота родителей, согласно этой точке зрения, укрепляют этот «реализм», когда мир искривляется под себя и когда оказывается невозможной подлинная кооперация с другими.
В этот же период (до 6-7 лет) зависимость ребенка как младшего от старших связана с его эмоциональной односторонностью по отношению к родителям, чувствами «слепой» привязанности и любви. Именно это, кстати, больше всего нравится в малышах малодетным родителям (бэби-комплекс). В полноценной семье после 7-8 лет освобождение ребенка от пут эгоцентризма, «реализма» и зависимого почитания родителей идет быстрее. Но процесс формирования более релятивистской картины мира может задерживаться. И тогда в среде сверстников могут разгораться бои за навязывание своей Я– центристской концепции другим. Причем обычно все успехи приписываются себе, своим способностям, а неудачи – обстоятельствам, «помехам» со стороны других. «Хорошая» социализация в семье позволяет избежать этой тенденции, формирует социально компетентную личность, способную брать ответственность на себя, а не списывать все на неблагоприятные условия. В теории Дж. Мида процесс формирования Я рассматривается как своего рода отход от центристской тенденции, как включение в свой мир других людей, как, с другой стороны, умение войти в их роль. Подражая родителям, ребенок учится входить в роль и выходить из нее, но, главное, он научается видеть себя со стороны. «Я-образ» («отраженное Я», «Looking-glass Self) – это представление о себе, увиденное глазами других. Чем значимее эти другие для ребенка, тем больше вероятность, что Я-образ будет формироваться под влиянием оценок этих «значимых других».
При общении ребенка с отдельными «другими» начинает формироваться обобщенный об)аз своего Я, причем лучше всего это происходит не при парном взаимодействии, а в групповых интеракциях.
«Генерализованный другой» – это обобщенный образ других, который легче конструируется в группах, а не в диодных (парных) контактах. В сплоченных семьях «генерализованный другой» идентифицируется с семейным МЫ и Я-образ складывается не как простая сумма образов других людей, а как концепция Я, присущая «генерализованному другому». Чем интегрированнее семья, тем непротиворечивей Я-концепция ребенка.
Различия Я-образов в разных группах – проводниках (агентах) социализации – будет наставлять человека подбирать таких «значимых других», которые будут подтверждать сложившуюся Я-концепцию.
Таким образом, умение входить в роль другого и видеть себя его глазами формирует ценность своего Я посредством переключения с одних ролей на другие. В теории Дж. Мида также подчеркивается та особенность ранней социализации, которая связана с неизбежностью уравновешивания противоположных тенденций, а, следовательно, с важной ролью семейного Мы в становлении Я. Здесь приведены лишь отдельные примеры из множества социально-психологических теорий формирования Я, чтобы проиллюстрировать становление центрального элемента диспозиционной структуры поведения личности. Степень вовлеченности в Я жизненных ценностей определяет как иерархию потребностей, так и выбор тех или иных средств их удовлетворения.
Социализация в семье может трактоваться и как формирование базовой иерархии индивидуальных потребностей. Если выделить три основных уровня потребностей – потребности в физическом, психологическом и социальном самосохранении, то в принципе каждый из них может быть высшим и соответственно определять ту или иную направленность личности. Вместе с тем указанная последовательность этих потребностей раскрывает их изначальную иерархию – прежде чем ломать голову над смыслом бытия и стремиться оберегать свое Я в общении с другими, надо быть хотя бы относительно сытым и одетым. В повседневности все взаимосвязано и та или иная направленность личности обнаруживается лишь как тенденция в массе повторяющихся ситуаций.
Среди потребностей социального уровня – в образовании, труде, творчестве – следует выделить и потребности в браке и семье. Важно выяснить их значимость для социального самосохранения личности, то, какую роль они играют для сохранения и повышения социального статуса индивида, а также для творческого самосовершенствования личности, для ее полноценной самореализации. Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен ныне для адекватной потребности в семье и семейных ролях – отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства и бытового самообслуживания, к редукции семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и потребности в «бремя». И, к сожалению, социальная проблема соотношения семейных и несемейных (прежде всего профессиональных) ролей все чаще трактуется через перераспределение семейных ролей, через «справедливое» разделение семейного «бремени» между мужем и женой. «Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида, – отмечает Н.Иль-енкова, – предлагает две основные, неравные по времени и интенсивности стадии. Первая стадия – период активного становления индивида как общественного существа – занимает около трети жизни. На этой стадии осуществляется:

На что направлена семейная социализация. Смотреть фото На что направлена семейная социализация. Смотреть картинку На что направлена семейная социализация. Картинка про На что направлена семейная социализация. Фото На что направлена семейная социализация

а) элементарная или первичная социализация ребенка;

б) нормативно-фрагментарная, маргинальная социализация подростка;

в) концептуально-целостная, результирующая социализация молодежи периода перехода от юности к зрелости – от 17-18 до 23-25 лет.

Вторая стадия – период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе:
1) в качестве трудоспособного члена общества;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *