На что направлено острие сатиры в комедии недоросль
Сатира Д. И. Фонвизина против пороков общества в комедии «Недоросль»
Сатирическая комедия Д. И. Фонвизина имеет социально-политическую направленность. В ней остро и беспощадно высмеиваются общественные пороки и мораль дворянства. Сатиры Фонвизина в комедии «Недоросль» актуальны во все времена. Сцены, описанные в пьесе, реалистичны, и сделали произведение живым и поистине народным.
Главные герои
Сатирическая комедия Д. И. Фонвизина — исключительная пьеса, которой автор с потрясающей очевидностью выставил на осмеяние проблемы той эпохи. Пороки общества с сарказмом и иронией помогают высмеять герои произведения:
Отрицательные герои являются более яркими и запоминающимися, ситуации, в которых они участвуют, наполнены юмором и колкой иронией.
Одна из центральных фигур комедии — Митрофанушка как главный объект сатиры Фонвизина, изображен глупым, ленивым, невежественным человеком. Кому не знакомо это имя, ставшее нарицательным. Почему же острие сатиры Фонвизина направлено против «Недоросля»? Ответ заключается в решении автора сочинения показать проблемы в воспитании молодежи, высмеять в образе Митрофанушки глупость, лживость, скудоумие, деспотизм.
Митрофан полностью находится в подчинении матери, все делает по ее указке, он — «матушкин сынок». Рассказывая сон, он не жалеет отца, битого матерью, а ее, потому что «устала, колотя батюшку». Можно только посмеяться над его наигранной жалостью, сказал так Митрофанушка только в угоду матери. Избалованный и изнеженный, он одновременно грубый и жестокий. Материнское воспитание сказалось на недоросле, их него растет деспот, злой крепостник.
Невежу Митрофана вполне устраивает его обучение: на третий год «трех перечесть не умеет», «без складу по складам, без толку по толкам». Ученье его нисколько не занимает, грубо и пренебрежительно он относится к учителям своим.
Каким человеком станет Митрофана, если ему все позволено и поступки его не наказуемы.
Сатира в комедии «Недоросль» высмеивает на образе Митрофанушки:
Изображением Митрофанушки великий сатирик обличает свое общество в деградации в приемах воспитания своих детей.
Госпожа Простакова
Среди всех отрицательных персон выделяется госпожа Простакова. Перед нами предстает образ помещицы-крепостницы, властной, всех унижающей и обижающей. Она вольна распоряжаться судьбами людей: будь то муж, сын, ее крепостные, на них всех распространяется ее безмерная власть. Какова госпожа, говорят ее слова в тексте комедии: «Что захотела, поставлю на своем…»
Двуличие и лицемерие ее хорошо видно в отношении с подневольными и зависящими от нее людьми, и людьми, от которых, как она считает, она зависима. Образованность — излишнее и вредное качество. Она понимает, что умными людьми, не сможет командовать.
Каких только угроз и оскорблений не слышали ее верные слуги за свой труд! «Каково жите-то здешним чолядинцам», верно охарактеризовал один из героев произведения: «даром, что ты служивый, бывал на баталиях, страх и трепет приидет на тя…» Образом злой, невежественной, необразованной госпожи Простаковой, автор раскрыл темы:
Потеря власти делает Простакову жалкой, даже любимый сын бросает ее в одиночестве со своим отчаянием.
Вечное творение
Сатирическая направленность комедии выявила весь негатив существующего дворянского общества. Реалистическими и юмористическими приемами показано против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль».
Талантливый русский сатирик не только заклеймил общественные пороки, но и на примере показал их причины. Можно утвердительно сказать, что какой порок ни возьми, все высмеял и мастерски отобразил великий драматург.
Классическое произведение и поднятые в ней проблемы интересны и актуальны до сих пор. Ее направление — подлинно новаторское в русской литературе: противопоставляя положительных и отрицательных героев, автор сумел поднять для обсуждения вопросы воспитания, морали и принципов крепостного общественного строя.
Еще материалы по теме:
Действующие лица
Основные действующие лица:
Краткая характеристика героев
Один из главных действующих персонажей — госпожа Простакова. Грубая и спесивая женщина, мать Митрофана. Трагизм образа Простаковой заключается в том, что, несмотря на невежество и корыстолюбие, ей искренне небезразлична судьба Митрофана, жестоко отвергшего мать в конце пьесы.
Митрофан — невежественный бездельник, непрестанно опекаемый своей родительницей, что послужило основной причиной почему острие сатиры Фонвизина направлено против недоросля. Как и Простакова, имеет весьма спесивый характер. Немаловажный момент, который с иронией высмеивается в тексте, это то, что воспитан и обучен Митрофан согласно обыкновениям своего времени. В конце произведения можно сделать вывод, какой из Митрофанушки вырос безграмотный деспот.
Философская направленность произведения
Основным приёмом создания сатиры в комедии Фонвизина «Недоросль» и главных действующих лиц пьесы послужил прием «зоологизации». В пьесе ярко выражена мысль о «животной» низменности социума, где Митрофанушка, как главный объект сатиры Фонвизина и яркий пример бездушного эгоиста, выступает в роли центрального персонажа.
Глубокий смысл комедийного произведения заключается в сатирическом высмеивании грубости, желающей выглядеть любезностью, и жадности, прикрывающейся великодушием. В своей пьесе драматург пытается донести до зрителя, что не только для крестьян крепостное право является губительным, но и для помещиков, которые становятся тиранами и самодурами. Применение насилия становится обыденным методом обращения со слугами.
Изображая дворянское злонравие, сатирик обращает внимание зрителя на его причины. Главным объяснением людских пороков становится дремучее невежество, представленное в пьесе различными проявлениями. Денис Иванович Фонвизин нередко отсылается к актуальной на тот момент теме конфликта между патриархальным и просветительским взглядами на образование.
Простакова и Скотинин придерживаются консервативной позиции. Тем не менее, они начинают понимать, что без обучения грамоте попасть в высшее общество не представляется возможным. Однако, в результате того, что Простакова старательно ограждала сына от учёбы, из него вырос невежда, не желающий ничему учиться.
Среди прочих действующих лиц следует выделить молодого офицера Милона, отличающегося честностью и благородством — полного антипода Митрофана. Стародум выступает в роли мудрого наставника. Нельзя не упомянуть учителей — Кутейкина, даже не закончившего семинарию, Вральмана, бывшего кучера, и Цыфиркина, весьма честного, добросовестного персонажа.
Значение пьесы
Некоторые критики называли сатиру в комедии «Недоросль» полудрамой с элементами юмора. Вопреки тому, что произведение основано на классической комедии, оно содержит немало серьёзных и трогательных сцен, смеяться над которыми довольно сложно. Фонвизиным была создана яркая картина моральной и социальной деградации дворянства того времени, против чего и направлена сатира автора комедии «Недоросль».
Комедия «Недоросль» — произведение, ставшее классикой русской литературы и пополнившее золотой фонд отечественного театра. Именно с него начало широко распространяться жанровое направление «истинно общественной комедии», который обличает главный социальный порок русских помещиков — невежество.
Сатира в комедии «Недоросль» — сочинение
Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — сатира в комедии Фонвизина «Недоросль». Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.
Сочинение 1
Денис Иванович Фонвизин являлся известным русским литератором эпохи правления Екатерины Великой. Именно Фонвизин стал создателем бытовой комедии в России. Одним из главных произведений Дениса Ивановича является пьеса «Недоросль», которая остаётся одной из актуальных книг в наше время. Фонвизин был глубоко убеждён в необходимости просвещения и образования, как и все мы. Свои убеждения писатель подкрепил аргументами из реалий, которые его окружали. Работу над созданием комедии «Недоросль» Фонвизин завершил в 1782 году. Данное произведение было создано в духе классицизма. В нем автор мастерски раскрыл очень важные проблемы. В этом ему во многом помогли сатирические элементы. Рассмотрим поподробнее, какие функции выполняет сатира в комедии «Недоросль».
Сатира отображает и высмеивает человеческие пороки. Для этих целей Фонвизин создал клишированных героев, образы которых воплощают глупость и никчемность. Их речевая характеристика обусловливает комический эффект. Безграмотные и грубые слова из уст помещиков звучат очень смешно, нелепо и в то же время заставляют задуматься о том, что так быть не должно. Также сатирический посыл выражает гротеск. Например, Скотинин отличается преувеличенной любовью к свиньям, а Митрофан настолько глуп, что в это верится с трудом. Стоит обратить внимание и на говорящие фамилии. Простаковы произошли от слова «простак», означающего наивного, недальновидного и глупого человека, которого легко обмануть. Действительно, герои оторваны от реальной жизни, они совершенно не разбираются в ней. У них все «просто»: не хочет Софья замуж — похитим и заставим, нужно платить жалование учителям — обманем и так далее. Во всем этом герои не видят никаких проблем и сложностей. Присутствие сатиры в произведении «Недоросль» свидетельствует о том, что оно относится к жанру комедии. Именно сатира выступает основным средством выявления настоящих человеческих пороков.
Рассмотрим образы героев поподробнее, чтобы выявить все сатирические приемы писателя. В образе Митрофана писатель изобразил глупого и смешного человека. На первый взгляд, читателю может показаться, что персонаж является бессмысленным и бесполезным в произведении: он мало действует, почти всегда скрывается за спиной матушки. Однако именно благодаря ему читатель без особых затруднений осознаёт, на каких человеческих пороках и ошибках писатель делает акцент. Главный герой не отличался стремлением к учёбе и труду, благодарностью и благонравием, скромностью или хотя бы каким-то положительным качеством. Митрофанушка стремился только к женитьбе, и даже это желание опошлено глупцом и не осознанно. В образе Митрофана перед читателем предстаёт неуклюжий и невежественный человек, состоящий из одних недостатков. Все его слова вызывающе безграмотные и грубые, все поступки не по возрасту и не по статусу. Этот сатирический гротеск убеждает нас в необходимости просвещения, ведь без него личность деградирует до уровня Митрофана.
Автор использует элементы сатиры и в описании образов родителей персонажа. Так, Денис Фонвизин высмеивает чрезмерно властную натуру госпожи Простаковой. Деспотический характер героини делает ее речь и поведение нелепыми. Грубая речь госпожи свидетельствует об отсутствии у нее воспитания и элементарного уважения к окружающим. Ей опять же не хватает просвещения и благонравия. Супруг госпожи Простаковой вызывает неприязнь у читателей из-за своего постоянного заискивания. Используя прием сатиры, автор высмеивает манеры поведения этого героя. Скотинин выглядит нелепо из-за своей чрезмерной жажды наживы. Герой, не испытывая никаких чувств к девушке, желает получить ее состояние. И свиньи в этом состоянии его интересуют больше всего. И фамилия, и склонность персонажа наталкивают нас на мысль о сопоставлении героя и его любимых животных. Как и свиньи, Скотинин не отличается чистоплотностью и разборчивостью: он готов потребить все, что только есть на свете, не разбираясь в тонкостях. Такие сатирические параллели тоже являются комическими средствами в пьесе.
Можно заметить, что Денис Иванович очень тщательно поработал над каждым образом в своем произведении. Писатель сумел мастерски разоблачить пороки и недостатки своих персонажей. Автор ввёл в произведение элементы сатиры не для того, чтобы подчеркнуть весёлую атмосферу, а показать весь трагизм сложившейся ситуации. Фонвизин продемонстрировал читателю, как за смехом скрываются невежество, скупость и тирания. Несомненно, отсутствие образования привели к развитию этих негативных качеств у героев. Писатель смог вызвать у читателей заинтересованность благодаря сатире, но главная идея состоит в дидактическом влиянии пьесы на современников.
Сочинение 2
Сатирические произведения – это произведения, которые высмеивают дурные поступки и пороки человека. Произведение «Недоросль» относится к комедии, наполненный сатирическими замечаниями, клишированными героями, олицетворяющими человеческие пороки и глупость.
Сатирическими являются не только герои Фонвизина, но и сам сюжет, который представляет собой борьбу невежественных и жадных людей за богатую невесту. Ни Скотинин, ни Митрофан не влюблены в Софью, но их жажда наживы гораздо выше человеческих чувств и страстей. Они готовы далеко пойти ради денег невесты. Пытаясь понравиться Софьи, они невольно обнажают свое невежество и глупость, особенно Митрофан, который полностью избегает учение и в свои 16 лет является бесполезным, глупым человеком, лишенным собственной воли. Митрофан – самый сатирический и карикатурный персонаж во всем произведении. Он привык прятаться за спиной своей матери и подчиняться ей. Его ничего не интересует, у него нет никаких представлений о жизни, он не знает и не думает о том, чем будет заниматься в дальнейшем. Его дни беззаботны, и он хочет прожить всю жизнь ничего не делая и ни о чем не думая.
Карикатурным персонажем получился не только Митрофан, хотя ему отводится центральное место в произведении. Не менее отталкивающим и неприятным получился образ Скотинина и Простаковой. Фамилии персонажей олицетворяют своих персонажей. Простакова – это указание на невежество и глупость персонажей, неспособность их широко мыслить и глубоко чувствовать. При том сама Простакова считает себя умным и воспитанным человеком, представителем старого уклада жизни. Она грубая женщина, решающая вопросы варварскими способами – наказанием невиноватых и побоями. Простакову не волнует, может ли человек выполнить её указание, если она так сказала, что всё должно быть сделано. Скотинин – это грубость и скотское поведение. Даже его интересы связаны с домашним скотом.
Фонвизин высмеивает через комичное поведение своих персонажей жадность, глупость, невежество и грубость. Его отрицательные герои вызывают неприязнь своими суждениями и поступками. Они противопоставляются положительным героям – Правдину, Стародуму, которые вели честный образ жизни, ценили правду и мораль. Тот же Стародум не был способен зарабатывать деньги нечестным трудом, в то время как Скотинин и Митрофан готовы были жениться только ради наживы.
«Недоросль» показывает типичные портеры того времени, высмеивая их в надежде, что умные люди будут избегать ошибок глупцов. Это произведение как бы мотивирует делать все, чтобы не стать такими, как отрицательные герои Фонвизина.
Сочинение 3
На первый взгляд, образ одного из главных героев — Митрофанушки выглядит только смешным и глупым, наводит на мысль о бесполезности в произведении. Создается впечатление, что он является отрицательным ненужным героем. Однако именно в нем сосредоточено много сатиры, благодаря которой читатель понимает, на какие ошибки в поступках и мыслях этого героя указывает автор произведения. Стремление жениться, не имея образования, желания учиться, лень – основная его характеристика. Митрофан выглядит глупым, неуклюжим. Его пороки, на которых автор акцентирует внимание с помощью смеха, является примером того, как не нужно поступать в жизни, чего нужно избегать.
Родители Митрофанушки также наделены теми качествами, которых автор предлагает избегать. Он неустанно высмеивает стремление госпожи Простаковой иметь власть над окружающими, что делает ее поступки и речь нелепой. Отсутствие воспитания проявляется в ее грубой речи и неуважении женщины к тем, кто ее окружает.
Постоянное заискивание супруга Простаковой вызывает неприязнь к этому герою, заставляя высмеивать его манеры поведения. Указывая на жажду к наживе Скотинина, автор делает его посмешищем, так как вместо искренней любви к девушке он стремится лишь завоевать ее состояние.
Работая над образами героев, автор комедии разоблачает их недостатки, подчеркивает не веселую атмосферу, а трагическое положение дел. Писатель старается показать, что за смехом скрывается настоящая тирания, невежество и жадность. Все эти качества процветают в героях из-за отсутствия образования. Для этого автор использует фразы, говорящие фамилии, манеры, чтобы вызвать у читателя смех, заинтересованность, заставить задуматься.
Таким образом, Д. И. Фонвизин предлагает читателю окунуться в мир смеха, после чего получить представление о пороках главных и второстепенных героев. Именно так работает использование сатирических приемов, благодаря которым в героях выявляется отсутствие интереса к образованию, воспитанию, стремление к наживе. Все это позволяет читателю оценить развитие общества той эпохи, уровень образованности людей, исправить ошибки.
Почему острие сатиры фонвизина направлена против недоросля?
Сатира в образах других героев
В некоторых других героях также заложено много сатирического. Чего стоят только учителя Митрофанушки – пытаясь учить его, сами они не представляют из себя ровным счетом ничего, особенно любимчик Простаковой Вральман. Скотинин, имея говорящую фамилию, сравнивает своих будущих детей с поросятами. Смешно выглядит и общение положительных героев с отрицательными. Слушая умные речи, невежественная Простакова, заискивая перед Стародумом, выставляет себя в некрасивом свете, показывает себя смешной, пытаясь спорить с ним и доказать свою идеологию. Вся комедия Фонвизина пропитана сатирой и отсрым юмором, который выражается в деталях и даже самом сюжете.
Краткая характеристика героев
Один из главных действующих персонажей — госпожа Простакова. Грубая и спесивая женщина, мать Митрофана. Трагизм образа Простаковой заключается в том, что, несмотря на невежество и корыстолюбие, ей искренне небезразлична судьба Митрофана, жестоко отвергшего мать в конце пьесы.
Митрофан — невежественный бездельник, непрестанно опекаемый своей родительницей, что послужило основной причиной почему острие сатиры Фонвизина направлено против недоросля. Как и Простакова, имеет весьма спесивый характер. Немаловажный момент, который с иронией высмеивается в тексте, это то, что воспитан и обучен Митрофан согласно обыкновениям своего времени. В конце произведения можно сделать вывод, какой из Митрофанушки вырос безграмотный деспот.
Сатира в сюжете
Следя за сюжетными перипетиями, читатель видит юмор в том, как за девушку сражаются несколько невежественных поклонников, в том как отрицательные герои заискивают друг перед другом и перед значимыми положительными героями. В самом сюжете заложена сатира, ведь это явление тоже высмеивается автором.
Суть сатиры в том, чтобы высмеять явления, которые на самом деле являются страшными. Умный человек, читая произведение, смеется по-горькому, ведь нельзя по-настоящему смеяться над такими явлениями. Фонвизин показывает ситуации нелепыми настолько, что вызывают смех. Но мы должны понимать, что сатира – это юмор, построенный на страшных явлениях человеческой жизни, юмор, благодаря которому мы можем увидеть пороки в себе, а не бездумно насмехаться над героями.
Данная статья поможет написать сочинение «Сатира в комедии «Недоросль».
Почему острие сатиры фонвизина направлена против недоросля?
Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» 1. Комедия Фонвизина как экскурс в прошлое. 2. Образы главных героев. 3. Торжество справедливости. Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» очень интересна современному читателю прежде всего потому, что она является своего рода экскурсом в далекое прошлое. Мы узнаем о социально-политической обстановке российского государства несколько веков назад. Писатель умело раскрывает противоречия общественной жизни через сатиру. Главный герой комедии Фонвизина «Недоросль» давно уже стал символом невежества, глупости, убогости. С легкой руки писателя имя Митрофанушка стало олицетворением недалекого, глупого человека. Впрочем, главным недостатком Митрофанушки является не только и не столько его собственная глупость. Ведь никому не запрещено быть глупым или, наоборот, умным. Главная опасность Митрофана в том, что он — яркий и типичный представитель своего времени и своего социального слоя. Такие, как он, тормозят движение прогресса. Писатель создает очень яркий образ молодого дворянина, который, к сожалению, стоит на очень низкой ступени развития. Все другие герои рядом с Митрофаном выгодно от него отличаются. Не считая, конечно, его собственных родителей. Что же хотел показать автор актуального во все времена произведения? Для чего образ недоросля был раскрыт столь детально и с применением такого категорического литературного инструмента, как сатира? Фонвизин в своем произведении показывает, что современное ему общество очень далеко от идеального. Если молодые дворяне получают такое воспитание, о каком прогрессе, о каком Просвещении можно говорить? Пороки времени налицо. И читатель понимает это при одном лишь взгляде на семью Митрофана. Митрофанушка не появился сам по себе. Он является закономерным продуктом воспитания, которое им было получено. Фонвизин говорит о среде, в которой произошло становление этого героя. И картина получается прямо-таки удручающей. Вина среды налицо. И вина родителей Митрофана очень велика. Властная и недалекая мать, слабый и безвольный отец — все это стало причиной формирования такого характера, как у Митрофана. Он так же безволен и безынициативен. У него нет каких – то интересов, кроме самых примитивных. Он груб и невежественен, он маменькин сынок, но в то же время он не уважает своих родителей. Митрофан желает «не учиться, а жениться», он спесив, груб, невоспитан. Он с презрением относится ко всем окружающим. Например, свою воспитательницу Еремеевну зовет «старой хрычовкой». Его собственная жизнь устраивает Митрофана как нельзя лучше. Ведь ему не приходится ни о чем заботиться. Образование, которое он получает, в духе того времени. Большинство дворянских детей учится по такой же схеме. Митрофан, разумеется, из-за своей тупости и убогости не может отличить истинное от мнимого, поэтому то, чему его учат, его вполне устраивает. Отдельного описания заслуживают педагоги, которые занимаются обучением недоросля. Они, безусловно, являются ярким примером никчемности и собственной необразованности. «Французом» является немец Вральман. «Математиком» — отставной сержант Цыфиркин. А «грамматик» — это семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». Чему могут научить эти люди? Разумеется, ничему. Ведь они и сами ровным счетом ничего не знают, кроме Цыфиркина, который честно пытается научить чему-нибудь Митрофана. Госпожа Простакова заявляет об удивительной образованности Митрофана. На самом деле глупее ее сына трудно найти кого-нибудь. Фонвизин подчеркивает, насколько опасна такая ситуация. Ведь если в стране молодые дворяне будут такими глупцами, какое будущее может быть у государства? Ведь молодые дворяне — это цвет нации, и они, по крайней мере, должны быть умными и образованными. Очень интересны приемы, благодаря которым автор раскрывает характер Простаковой. Вот мы видим особенности ее речи. Простакова не жалеет сил, льстиво угождая тем, от кого зависит ее судьба или судьба ее сына. И, напротив, как она груба и жестока по отношению к тем, кто стоит ниже ее на социальной лестнице, например, к слугам. Такие слова, как воры, собачьи дети, бестии, слугам приходится слышать очень часто. Единственный человек на свете, кого любит Простакова, это ее сын, Митрофанушка. Для него Простакова не жалеет ласковых слов. Он и «друг сердешный», и «душенька». Мужа своего Простакова не любит и не уважает, это ясно видно из того, как она с ним обращается. Госпожа Простакова — это один из главных героев произведения. Без нее вряд ли автору удалось бы так блестяще показать противоречия и недостатки ситуации в стране. Казалось бы, какая связь между семьей Простаковых и политической ситуацией в государстве. Но на самом деле связь самая прямая. Ведь если в государстве основное число молодых дворян будут походить на Митрофана Простакова, ситуация будет прямо-таки удручающей. Писатель достоверно объясняет нам, откуда берутся такие, как Митрофан. Основная «заслуга» в их воспитании — Это влияние матери. А мать Мнтрофана — особа властная, недалекая, жестокая и корыстолюбивая. Все эти качества есть и у сына. Митрофан никого не любит и не уважает, в том числе, и свою мать. Но и Простакова, и Митрофан согласны пресмыкаться перед тем, кто сильнее их. Простакова очень хитра. Однако одной лишь хитрости отнюдь недостаточно для того, чтобы добиться желаемого. До поры до времени ей удается получать то, что она хочет. Однако со стороны лучше видны все беды и противоречия в отдельно взятом семействе. Например, Стародум говорит: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится». Получается, что со стороны все понимают, насколько трагична ситуация. И сатира является лишь вспомогательным средством писателя. Благодаря сатирическим приемам Фонвизин показывает, что Простаковым рано или поздно приходится пожинать плоды своих действий. Было бы неправильным считать их безобидными глупцами, погрязшими в глупости и свинстве. Нет, не столь безобидны Простаковы. Достаточно вспомнить, на что они были готовы — хотели насильно выдать Софью замуж за Мнтрофана. Хорошо, что им это не удалось. Если говорить о Простаковой, то ей приходиться получить наказание за свои грехи от собственного сына. Любимый Митрофан, ради которого Простакова была готова переступить через всех окружающих, говорит матери: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». Разумеется, жалости к Простаковой ни у кого не возникает. Но все-таки… Сама Простакова, по-видимому, еще не до конца осознала всю глубину трагедии. Да, ей пришлось перенести унижение от собственного сына. Но последствия пока не дали себя знать. Однако в рамках социально-политических противоречий подобный конфликт между «отцами и детьми» может плохо кончиться как для первых, так и для вторых. Если говорить о Митрофане, то сначала он кажется глупцом, не заслуживающим внимания. Но если внимательнее приглядеться, то такой человек не может не казаться опасным. Ведь он не знает доброты, и даже к близким людям он безжалостен. Он так же не ведает таких качеств, как честность, верность, преданность. Страшно, если в государстве будет много таких Митрофанушек. Однако в комедии есть и положительные герои. И на фоне их отрицательные кажутся слабыми и бессильными. Мы видим Стародума, Правдина, Софью, Милона. И понимаем, что будущее за ними. Как бы ни силились Простаковы, им не справиться с положительными героями. Произведение Фонвизина будет привлекать внимание читателя во все времена, ведь проблемы, касающиеся воспитания, будут всегда актуальны.
Философская направленность произведения
Основным приёмом создания сатиры в комедии Фонвизина «Недоросль» и главных действующих лиц пьесы послужил прием «зоологизации». В пьесе ярко выражена мысль о «животной» низменности социума, где Митрофанушка, как главный объект сатиры Фонвизина и яркий пример бездушного эгоиста, выступает в роли центрального персонажа.
Глубокий смысл комедийного произведения заключается в сатирическом высмеивании грубости, желающей выглядеть любезностью, и жадности, прикрывающейся великодушием. В своей пьесе драматург пытается донести до зрителя, что не только для крестьян крепостное право является губительным, но и для помещиков, которые становятся тиранами и самодурами. Применение насилия становится обыденным методом обращения со слугами.
Изображая дворянское злонравие, сатирик обращает внимание зрителя на его причины. Главным объяснением людских пороков становится дремучее невежество, представленное в пьесе различными проявлениями. Денис Иванович Фонвизин нередко отсылается к актуальной на тот момент теме конфликта между патриархальным и просветительским взглядами на образование.
Простакова и Скотинин придерживаются консервативной позиции. Тем не менее, они начинают понимать, что без обучения грамоте попасть в высшее общество не представляется возможным. Однако, в результате того, что Простакова старательно ограждала сына от учёбы, из него вырос невежда, не желающий ничему учиться.
Среди прочих действующих лиц следует выделить молодого офицера Милона, отличающегося честностью и благородством — полного антипода Митрофана. Стародум выступает в роли мудрого наставника. Нельзя не упомянуть учителей — Кутейкина, даже не закончившего семинарию, Вральмана, бывшего кучера, и Цыфиркина, весьма честного, добросовестного персонажа.