На что направлено социальное партнерство в сфере труда

12. Социальное партнерство в сфере труда

Социальное партнерство — сложное общественное явление, понимание которого в разных аспектах (общественно-политическом, экономическом, правовом и др.) приводит к формулированию его различных понятий.

Из многообразия отношений по социальному партнерству ТК РФ выделяет отношения в сфере труда и формулирует легальное отделение понятия «социальное партнерство».

Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 23 ТК РФ).

Если формулировать юридическое понятие социального партнерства, то к понятию, приведенному в ТК РФ, необходимо добавить следующее.

Урегулированные нормами трудового законодательства взаимоотношения между субъектами социального партнерства — работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления становятся правоотношениями социального партнерства.

Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают:

3) представители работников;

4) представители работодателей;

5) органы государственной (исполнительной) власти;

6) органы местного самоуправления.

Правовое положение каждого из них отличается принадлежащими им в сфере социального партнерства правами и лежащими на них обязанностями.

Работники и работодатели — стороны социального партнерства, действующие через своих полномочных представителей, уполномоченных в установленном порядке (см. ст. 25 ТК РФ), являющихся участниками отношений социального партнерства. Они действуют от имени и в интересах представляемой стороны.

Также участниками отношений по социальному партнерству выступают органы государственной власти (точнее — исполнительной власти) и органы местного самоуправления (также исполнительные).

Органы исполнительной власти представляют государство в отношениях социального партнерства. В этом своем качестве они выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъекта РФ при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Органы местного самоуправления, будучи участниками отношений социального партнерства, выражают и отстаивают в этих отношениях интересы муниципального образования.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (см. ч. 2 ст. 23 ТК РФ).

Поскольку, представитель действует от имени представляемого и в его интересах, он самостоятельной стороной социального партнерства не является.

Государство в лице правотворческих органов определяет правовое положение сторон и участников отношений социального партнерства, порядок реализации их прав и осуществления обязанностей, т.е. регулирует нормами права эти отношения.

Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей — установление минимальных социально-трудовых гарантий, предоставляя все больший простор для регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на основе социального партнерства. В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечения согласования их интересов в сфере труда.

Правовые нормы, регулирующие отношения социального партнерства, в своей совокупности составляют институт трудового права, частью которого является субинститут коллективного договора и соглашений.

Система взаимосвязанных норм о социальном партнерстве, содержащихся в ТК РФ, иных федеральных законах, законах субъектов РФ, подзаконных актах, составляет правовую основу социального партнерства в сфере труда.

Повышение роли и значения социального партнерства как способа регулирования трудовых отношений потребовало укрепления и расширения его правовой основы. В результате в ТК РФ впервые включен развернутый раздел II «Социальное партнерство в сфере труда». Причем он предшествует другим разделам кодекса, содержащим конкретные предписания относительно государственного регулирования трудовых отношений и их регулирования с помощью социального партнерства.

Этот раздел содержит наиболее существенные положения о правовом регулировании отношений социального партнерства, которые, как и ряд других общественных отношений, входят в предмет трудового права (см. ст. 1 ТК РФ).

Социальное партнерство, являясь основой для договорного регулирования трудовых отношений с помощью коллективных договоров и соглашений, входит в метод трудового права как одна из его неотъемлемых черт.

Среди принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений также названо социальное партнерство (см. ст. 2 ТК).

Раздел II ТК РФ сформирован на базе ранее принятых законодательных актов федерального и регионального уровней: Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1995 г.[38]; Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[39]; законов о социальном партнерстве, о коллективных договорах и соглашениях, принятых во многих субъектах РФ[40].

Приняты во внимание Конвенции МОТ № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциации и защите права на организацию», № 98 (1949 г.) «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров», № 135 (1971 г.) «О представителях трудящихся», Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в мире труда (1998 г.) и другие международные акты.

ТК РФ закрепляет положения о социальном партнерстве, распространяющиеся на всю территорию Российской Федерации, на работодателей, являющихся юридическими лицами (организациями) и физическими лицами — индивидуальными предпринимателями. Внесенные в ТК РФ изменения, связанные с включением в отношения социального партнерства индивидуальных предпринимателей, существенно расширяют возможности коллективно-договорного регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений. Вместе с тем применение этих положений может иметь особенности в отношении государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работников военных и военизированных органов и органов налоговой полиции, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации. Эти особенности устанавливаются федеральными законами (см. ст. 28 ТК РФ).

После введения в действие ТК РФ (1 февраля 2002 г.) названные законы (как и все иные нормативные правовые акты) могут применяться постольку, поскольку они не противоречат Кодексу (см. ст. 423 ТК РФ).

Основные принципы социального партнерства, т.е. наиболее существенные основополагающие идеи и положения, на которых базируется социальное партнерство, сформулированы в ст. 24 ТК РФ.

Основными принципами социального партнерства являются:

— уважение и учет интересов сторон;

— заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

— содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

— соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— полномочность представителей сторон;

— свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

— добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

— реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

— обязательность выполнения принятых коллективных договоров, соглашений;

— контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

— ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство как система взаимоотношений между работниками и работодателями осуществляется в различных формах, основные из которых перечислены в ст. 27 ТК РФ.

Формами социального партнерства являются:

— коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

— взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работника и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— участие работников, их представителей в управлении организацией;

— участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Кроме того, на практике социальное партнерство осуществляется и в других формах, определяемых его сторонами и их представителями.

Формами выражения социального партнерства и его результатом являются коллективные договоры и соглашения.

Органами социального партнерства признаны и являются, в первую очередь, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 35 ТК РФ). Они созданы для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением. В этом их основная задача.

Комиссии создаются по решению сторон на равноправной основе на всех уровнях социального партнерства из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон — работников и работодателей.

Членами комиссий являются конкретные лица, выделенные каждой из сторон социального партнерства. Выделение и уполномочие представителей должно быть надлежаще оформлено — приказом (распоряжением) работодателя, объединения работодателей, решением профсоюзного органа, решением собрания (конференции) работников в случаях когда их представляет не профсоюз, а иной представитель.

Органы социального партнерства (как и само социальное партнерство) подразделяются по уровням: в организации (локальный уровень), на уровне территории, региона, отрасли (отраслей), общероссийском уровне. Создание федеральных округов привело к появлению межрегионального уровня социального партнерства.

Комиссии не находятся в отношениях соподчинения. Каждая из них решает свои задачи на своем уровне. От уровня органа социального партнерства в значительной степени зависит его состав. На общероссийском, региональном, территориальном уровнях создаются трехсторонние комиссии из представителей сторон и соответствующего государственного или муниципального органа. На отраслевом (межотраслевом) уровне при необходимости также создаются трехсторонние комиссии из представителей сторон и государственного (муниципального) органа либо двусторонние комиссии только из представителей сторон.

На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от. 1 мая 1999 г.[41] РТК создана для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Генерального соглашения. В нее входят представители федеральных органов государственной власти (Правительства РФ), общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, которые составляют соответствующие стороны РТК. Координатор Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений назначается Указом Президента РФ.

Помимо основных задач, состоящих в переговорах и заключении Генерального соглашения, РТК рассматривает и другие вопросы, среди которых важное место занимают направления социально-экономического развития сторон, обсуждение проектов федеральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов в сфере труда и социальных отношений. Ряд вопросов, которые должны решаться Правительством РФ с учетом мнения РТК, прямо указан в ТК РФ (см. ст. 139, 147, 153, 253, 265, 268, 282).

Постоянно действующие комиссии созданы в регионах, а также практически на всех территориях. Деятельность комиссий в субъектах РФ осуществляется в соответствии с законами этих субъектов; территориальных комиссий — в соответствии с законами этих субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. Какими актами должна регламентироваться Деятельность комиссий на иных уровнях, ТК РФ не указывает. Положения об отраслевых (межотраслевых) комиссиях на практике утверждаются по соглашению представителей сторон в этих комиссиях.

На локальном уровне из представителей сторон создаются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения. В тех случаях, когда в организации помимо коллективного договора, общего для всех работников и работодателя, заключаются еще и коллективные договоры в филиале (филиалах), представительстве (представительствах) и иных структурных подразделениях организации, комиссии для ведения коллективных переговоров создаются в организации в целом и в тех подразделениях, где заключается коллективный договор. Срок действия этих комиссий определяется временем, необходимым для подготовки и заключения коллективного договора. В ряде организаций коллективным договором предусмотрено их постоянное действие. При этом в задачи комиссии включается обсуждение состояния и перспектив развития организации, проектов локальных нормативных актов и др. Положение о комиссии на локальном уровне утверждается обычно также по соглашению сторон.

Порядок обеспечения условий для участия органов социального партнерства в указанной деятельности устанавливается ТК РФ, другими законами и иными нормативными. правовыми актами, соглашениями. В частности, в ТК РФ (ч. 2 ст. 35 1 ) предусмотрено, что проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам, объединениям профсоюзов и объединениям работодателей) органами, принимающими эти акты.

[38] Ведомости РФ. 1992. № 17 с последующими изменениями и дополнениями.

[39] СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

[40] См., например, Закон города Москвы от 22 октября 1997 г. «О социальном партнерстве» // Солидарность. 1997. № 23; Закон Томской области от 3 июня 1999 г. «О социальном партнерстве в Томской области» //Красное знамя. 1999. 13 авг.

Источник

Стороны социального партнерства в сфере труда

На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Смотреть фото На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Смотреть картинку На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Картинка про На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Фото На что направлено социальное партнерство в сфере труда

Понятие и значение социального партнерства в трудовом праве

Трудовое право основано на непосредственном взаимодействии 2 сторон: работника и работодателя. Однако осуществление такого взаимодействия предполагается в сфере более широкой, чем просто договорные отношения. Согласно ст. 23 ТК РФ оно базируется на взаимном сотрудничестве участников, направленном на согласование их интересов в области главного предмета их основных взаимоотношений, с возможностью привлечения к ним при необходимости третьей стороны (госорганов).

Определяющие задачи взаимного сотрудничества, называемого социальным партнерством, сводятся:

Осуществляется это путем:

Взаимодействие в сфере соцпартнерства, как и любые иные значимые взаимоотношения, регулируется законодательно, и этому вопросу посвящен особый раздел ТК РФ (раздел II).

Принципы, уровни и формы социального партнерства

Партнерство предполагает, прежде всего, наличие полномочий и равных прав у сторон и базируется на их взаимных:

Государство должно содействовать поддержке и развитию демократических основ соцпартнерства (ст. 24 ТК РФ).

В зависимости от состава участников и значимости вопроса выработанные решения (принятые по ним документы) могут возникать на различных уровнях (ст. 26 ТК РФ): от федерального (законодательного, отраслевого, межотраслевого) до локального (действительного в пределах одной организации). Федеральный, региональный и территориальный уровни социального партнерства предполагают создание таких документов, как законы или соглашения соответствующего уровня и охвата заинтересованных сторон. Локальный акт — это коллективный договор.

В путеводителе по кадровым вопросам от КонсультантПлюс детально раскрыт порядок оформления коллективного договора. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Разнообразны также и формы взаимодействия, в выборе которых стороны достаточно свободны, и ни одна из этих форм не является для сторон обязательной. Это могут быть:

Основой процесса являются переговоры. Участие в них с каждой из сторон может принимать как единственный участник, так и их коллектив (группа работодателей или представителей работников). Право инициировать процесс по своей инициативе есть у обеих сторон (ст. 36 ТК РФ).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

Стороны социального партнерства — это в первую очередь работники и работодатели (ст. 25 ТК РФ). В качестве работодателей или третьей стороны отношений могут выступать госорганы. Когда они являются третьей стороной, возможность их участия в соцпартнерстве должна прямо предусматриваться в ТК РФ или законах соответствующего уровня. Ими могут быть:

О результатах участия государства в работе 3-сторонних комиссий подробнее читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Каждая из сторон выдвигает для взаимодействия во всех необходимых процедурах своих представителей, наделенных соответствующими полномочиями. Эти полномочия могут возникать в силу:

Каждый представитель должен иметь возможность документально подтвердить свои полномочия.

Из представителей сторон образуются главные органы соцпартнерства: комиссии соответствующего уровня (от федерального до локального), которые и осуществляют основные процедуры взаимодействия сторон. Чаще всего их работа завершается выработкой текста какого-либо документа. При наличии разногласий по нему об этом составляется соответствующий протокол, и дальнейшее урегулирование несогласованных вопросов ведется через последовательность особых процедур (гл. 61 ТК РФ):

Комиссии создаются из равного количества представителей каждой стороны и могут быть постоянно действующими.

Представители работников

Интересы работников в соцпартнерстве представляют:

От имени профсоюза обычно выступает руководитель соответствующего профсоюзного органа, уполномоченный на это его действующими учредительными или организационно-распорядительными документами.

В зависимости от уровня, на котором осуществляется соцпартнерство, участие в нем принимает и профсоюзный орган соответствующего масштаба:

Объединенные (общероссийские, региональные, отраслевые, межотраслевые) органы создаются путем включения в них пропорционального количества представителей каждого профсоюза или делегированием полномочий наиболее представительному из них. Предполагается, что участвующие в переговорах представители нескольких коллективов работников предварительно вырабатывают единую позицию по вопросам, в отношении которых ведутся коллективные переговоры, и фактически представлены единым органом.

Первичная профсоюзная организация может являться представителем не только работников, являющихся ее членами, даже без специального предоставления ей соответствующих полномочий. ТК РФ (ст. 37) обязывает к такому представительству в вопросах ведения коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора, когда:

Непрофсоюзный выборный орган, избираемый на общем собрании членов трудового коллектива, формируется в случаях:

Представители работодателей

Обычный работодатель в целях соцпартнерства чаще всего представлен:

Вместе с тем возможно представление интересов работодателя:

Допускается также частичная передача полномочий, когда представитель, назначенный руководителем, участвует в разработке документа, а окончательное решение по этому документу принимает сам руководитель.

Когда формируется орган, работающий на более высоких уровнях, предполагающих представление интересов группы работодателей, они для этих целей объединяются в соответствующие некоммерческие организации. Такие объединения могут быть (ст. 4 закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ):

Эти объединения являются законодательно независимыми в своих действиях и не подвержены вмешательству в их деятельность органов государственной власти (ст. 6 закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ).

Допускается отсутствие прямого участия работодателя в объединении, но с возможностью делегирования права представления его интересов этим объединением.

Подписанные объединением работодателей соглашения, связанные с соцпартнерством, обязательны к исполнению для (ст. 48 ТК РФ):

В постоянно действующих 3-сторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, созданных на федеральном уровне, работодателей могут представлять только их объединения (ст. 35 ТК РФ).

Участие государства в соцпартнерстве

Государству в соцпартнерстве отводятся достаточно важные роли, обязывающие его:

Первая из этих ролей заключается в разработке законодательной основы, необходимой:

При этом государство далеко не всегда непосредственно задействовано во взаимоотношениях между работниками и работодателями. Его участие в соглашениях, финансируемых за счет бюджета, является обязательным, а во всех остальных случаях 2 основные стороны соцпартнерства могут сами решить, нужно ли такое привлечение (ст. 45 ТК РФ).

Вторая роль позволяет, ориентируясь на реальные интересы общества, принимать важные законодательные решения на всех существующих уровнях. Государство в этом качестве является третьей независимой стороной переговоров, в задачи которой входит:

Гарантии для представителей работников

Законодательство обязывает работодателя к созданию условий для возможности осуществления деятельности в рамках соцпартнерства для представителей работников (ст. 32 ТК РФ). В отношении профсоюзного органа существует обязанность бесплатного обеспечения его (ст. 377 ТК РФ):

Работники, уполномоченные к участию в переговорах от имени коллектива, имеют право на (ст. 39 ТК РФ):

О существующих видах ответственности за дисциплинарные проступки и о тех нарушениях, которые относятся к грубым, подробнее читайте в материале «Дисциплинарная ответственность работника и ее виды».

Ответственность за неисполнение функций представителями

ТК РФ предусматривает административную ответственность для представителей обеих сторон, участвующих в соцпартнерстве (ст. 54, 55 ТК РФ). Однако в текстах соответствующих пунктов КоАП РФ речь идет только о представителях работодателя, которому в нижеперечисленных случаях грозит либо предупреждение, либо штраф, который может составить:

Таким образом, фактически к ответственности за уклонение от участия в соцпартнерстве может быть привлечен только работодатель.

Итоги

Соцпартнерство — важная составляющая взаимодействия работников и работодателей, являющихся основными сторонами этого процесса, позволяющая расширить границы их взаимного участия в деятельности, осуществляемой работодателями. В определенных ситуациях соцпартнерство приобретает особое значение для уровня государственного управления, и тогда государство становится третьим участником переговоров, осуществляемых в рамках соцпартнерства.

Источник

ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА

На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Смотреть фото На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Смотреть картинку На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Картинка про На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Фото На что направлено социальное партнерство в сфере труда На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Смотреть фото На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Смотреть картинку На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Картинка про На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Фото На что направлено социальное партнерство в сфере труда На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Смотреть фото На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Смотреть картинку На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Картинка про На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Фото На что направлено социальное партнерство в сфере труда На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Смотреть фото На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Смотреть картинку На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Картинка про На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Фото На что направлено социальное партнерство в сфере труда

На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Смотреть фото На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Смотреть картинку На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Картинка про На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Фото На что направлено социальное партнерство в сфере труда

На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Смотреть фото На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Смотреть картинку На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Картинка про На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Фото На что направлено социальное партнерство в сфере труда

Понятие, принципы, уровни, формы социального партнерства в сфере труда.

Субъекты социального партнерства в сфере труда.

Коллективные переговоры как важнейшая форма социального партнерства.

Акты социального партнерства.

Ответственность сторон социального партнерства.

1. Понятие, принципы, формы, уровни социального партнерства. История его становления

На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Смотреть фото На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Смотреть картинку На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Картинка про На что направлено социальное партнерство в сфере труда. Фото На что направлено социальное партнерство в сфере труда

Формами социального партнерства являются: ст. 27 ТК РФ.

— коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

— взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работника и совершенствования трудового законодательства;

— участие работников, их представителей в управлении организацией;

— участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Кроме того, на практике социальное партнерство осуществляется и в других формах, определяемых его сторонами и их представителями.

Формами выражения социального партнерства и его результатом являются коллективные договоры и соглашения.

Статья 26 ТК РФ характеризует систему социального партнерства, разделяя ее по уровням: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный, уровень организации (локальный).

— на федеральном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

— на межрегиональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в двух и более субъектах Российской Федерации;

— на региональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

— на отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасти (отраслях);

— на территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

— на уровне организации (локальном уровне) устанавливаются конкретные взаимные обязательства в сфере труда работников и работодателей (ст. 26 ТК РФ).

2. Субъекты социального партнерства

Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают: 1) работники; 2) работодатели; 3) представители работников; 4) представители работодателей; 5) органы государственной (исполнительной) власти; 6) органы местного самоуправления; 7) органы социального партнерства. Правовое положение каждого из них отличается принадлежащими им в сфере социального партнерства правами и лежащими на них обязанностями.

профессиональные союзы и их объединения,

иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов,

или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом

На уровнях выше организации представителями работников вправе выступать только профсоюзы, их объединения.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателями представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (ч. 2 ст. 29 ТК РФ).Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. 30 ТК РФ).

ТК РФ закрепляет за профсоюзами положение и права основного представителя работников и указывает на иных представителей лишь при определенных условиях.

1) когда на предприятии отсутствуют профсоюзные органы;

2) когда имеющаяся профсоюзная организация объединяет менее половины работников и не уполномочена на представительство.

Представительство работодателей на уровнях выше организации следует признать социальным представительством, когда оно осуществляется объединениями работодателей, созданными именно с этой целью или эта цель является одной из основных, предусмотренных их уставами (например, Союз промышленников, предпринимателей и работодателей). Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

На уровне организации представительство работодателей по правовому оформлению близко к представительству по гражданскому праву, но по своей сути носит социальный характер. Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или применении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами (ч. 1 ст. 33 ТК РФ). В соответствии с ГК РФ (ст. 182) представитель действует от имени представляемого в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Действия представителя создают, изменяют либо прекращают права и обязанности представляемого.

Органы социального партнерства подразделяются по уровням: в организации (локальный уровень), на уровне территории, региона, отрасли (отраслей), общероссийском уровне. Комиссии не находятся в отношениях соподчинения. Каждая из них решает свои задачи на своем уровне. На общероссийском, региональном, территориальном уровнях создаются трехсторонние комиссии из представителей сторон и соответствующего государственного или муниципального органа. На отраслевом (межотраслевом) уровне при необходимости также создаются трехсторонние комиссии из представителей сторон и государственного (муниципального) органа либо двусторонние комиссии только из представителей сторон.

На федеральном уровне – постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. РТК создана для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Генерального соглашения. В нее входят представители федеральных органов государственной власти (Правительства РФ), общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, которые составляют соответствующие стороны РТК. Координатор Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений назначается Указом Президента РФ. Помимо основных задач, состоящих в переговорах и заключении Генерального соглашения, РТК рассматривает и другие вопросы, среди которых важное место занимают направления социально-экономического развития сторон, обсуждение проектов федеральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов в сфере труда и социальных отношений. Ряд вопросов, которые должны решаться Правительством РФ с учетом мнения РТК, прямо указан в ТК РФ (см. ст. 139, 147, 153, 253, 265, 268, 282).

Постоянно действующие комиссии созданы в регионах, а также практически на всех территориях.

На уровне организации из представителей сторон создаются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения. Срок действия этих комиссий определяется временем, необходимым для подготовки и заключения коллективного договора. В ряде организаций коллективным договором предусмотрено их постоянное действие. При этом в задачи комиссии включается обсуждение состояния и перспектив развития организации, проектов локальных нормативных актов и др.

3. Коллективные переговоры

Филадельфийская Декларация МОТ 1944 г. одной из задач Мот провозглашает содействие признанию права на коллективные переговоры. В Конвенции МОТ № 98 это право вынесено в название Конвенции. Определение права на коллективные переговоры содержится в Конвенции № 154 о содействии коллективным переговорам (не ратифицирована). Коллективные переговоры проводятся с целью урегулирования условий труда путем заключения коллективных договоров. Тематика консультаций по смыслу актов МОТ шире, включает любые вопросы, представляющие интерес для работников и работодателей.

Коллективные переговоры – переговоры, которые проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей, несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и отдельными или несколькими организациями трудящихся с другой стороны.

Российский законодатель изобрел свой вариант права на коллективные переговоры, которому корреспондирует обязанность работодателя заключить коллективный договор на согласованных условиях (ст. 38 ТК: через 3 месяца колпереговоров подписывается протокол разногласий и согласованный проект коллективного договора, иначе при уклонении работодатель привлекается к административной ответственности.).

Субъекты права на коллективные переговоры.

По российскому законодательству в роли субъектов выступают представители работников и работодателей. Они должны быть надлежащим образом уполномочены, т.е. официально признаны в качестве представителей. В мировой практике действуют два способа:

— взаимное признание сторон в добровольном порядке по их усмотрению

— наиболее представительные профсоюзы и объединения работодателей признаются обязательными представителями.

По российскому законодательству избран особый способ признания, основанный на частичном заимствовании зарубежного опыта.

На уровне выше предприятия только наиболее представительные профсоюзы или сформированный несколькими единый представительный орган может вести колпереговоры. На локальном уровне возможно участие иных представителей. Но профсоюз обязательно должен иметь статус первичной профсоюзной организации, т.е. должен быть предусмотрен уставом вышестоящего профсоюза (см. таблицу представителей).

Объект права на колпереговоры: действия сторон по разработке, заключению, изменению колдоговора, соглашения.

Содержание права на коллективные переговоры:

возможность поведения самого обладателя права

возможность требовать определения от обязанных лиц

возможность прибегнуть к принудительной силе государства в случае невыполнения требований обязанным лицом.

Инициатор – любая сторона (ч.1 ст.36 ТК). Момент начала связан с письменным уведомлением одной стороны другой. Другая сторона обязана ответить в 7-дневный срок.

День начала – день, следующий после получения ответа.

Момент окончания – день подписания колдоговора.

Право на коллективные переговоры включает: право проявить инициативу(ч.1 ст.36 ТК), право требовать ответа на предложение(ч.2 ст.36 ТК), право создать комиссию по ведению переговоров(ч.2,3 ст.36 ТК), право разработать проект колдоговора и соглашения и выбрать вопросы для обсуждения(ч.1 ст.37 ТК), право определить сроки, место, порядок ведения переговоров(ч.9 ст.37 ТК), право на необходимую информацию(ч.7,8 ст.37 ТК), право на создание условий в виде гарантий и компенсаций(ст.39 ТК).

4 Акты социального партнерства: коллективный договор и соглашение

В научной литературе коллективный договор определяется как особый локальный нормативный акт, который может регулировать весь комплекс отношений, связанных с применением наемного труда у конкретного работодателя.

В ТК РФ: включенный в систему социального партнерства, коллективный договор находится в разделе II Кодекса. В Трудовом кодексе РФ коллективному договору отведена целая глава (гл.7). Большинство вопросов локального регулирования трудовых отношений предложено решать посредством коллективного договора. По сравнению с ранее действовавшим законодательством ТК РФ (ст. 40)дает новое определение коллективного договора: правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами в соответствии. 42 ТК РФ). Он не должен противоречить ТК и иным федеральным законам. Но в самом ТК РФ детально прописан только порядок разработки проекта соглашения (ст. 47). Правила разработки и заключения коллективного договора ТК РФ не устанавливает. Поэтому в комментариях к ТК РФ ученые в основном ограничиваются замечаниями о самостоятельности сторон при разработке проекта данного договора и его заключения. И.О. Снигирева предлагает при внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ наполнить его ст. 42 конкретным содержанием

Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации. В Трудовом кодексе содержится примерный перечень вопросов, обязательства по которым могут включаться в договор (ч.2 ст.41 ТК РФ). Этот перечень носит рекомендательный характер и имеет целью дать составителям коллективного договора представление о его возможных содержании и структуре.

Можно выделить пять групп вопросов, включаемых в коллективный договор.

1 это формы, системы и размеры оплаты труда, механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков, условия и охрана труда, льготы для отдельных категорий работников.

2 обязательства по обеспечению занятости работников или предоставлению им особых льгот при высвобождении с предприятия, возможности переобучения другим профессиям.

4 конкретные нормы, о которых в законах и иных нормативных правовых актах (например, отраслевых) содержатся прямые предписания об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

5 обязательства трудового коллектива отказаться от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора.

При определении содержания коллективного договора на конкретном предприятии необходимо исходить из финансовых возможностей работодателя и социальных проблем, актуальных для данного производства и коллектива.

С правовой точки зрения положения, включаемые в коллективный договор, подразделяются на:

— обязательственные (обязательства сторон);

— информационные (информирующие работников, руководителей подразделений, других должностных лиц организации об основных нормах трудового законодательства, условиях соглашений и др.);

— нормативные (содержащие нормы, регулирующие трудовые отношения в организации, устанавливающие коллективные условия труда ее работников);

— организационные (о порядке изменения и принятия нового колдоговора).

Нормативные положения призваны решать две группы правовых вопросов:

а) когда существует явный пробел в законодательстве, но его решение колдоговорным путем не противоречит общим принципам права и законодательства;

в) когда общие положения законодательства уточняются (конкретизируются) применительно к особенностям данной организации (структурного подразделения).

По юридической природе нормы, содержащиеся в коллективных договорах,- это нормы-соглашения. В них проявляется взаимная воля сторон договора и воля государства (законодателя), предоставившего сторонам права по локальному правотворчеству.

Воспроизведенные из ТК, иных актов трудового законодательства нормы (информационные положения) в сущности также являются нормативными положениями и своим источником имеют те акты, из которых они перенесены в коллективный договор. Они действуют как нормы именно этих актов, а не в силу их включения в коллективный договор.

Обязательственные условия содержат конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и исполнителей, например, работодатель обязуется оборудовать комнату отдыха в конкретном структурном подразделении организации. Они не предполагают наличия правил поведения общего характера, рассчитанных на неоднократное применение. Они всегда конкретны и касаются взаимных обязательств сторон, исполнением которых погашаются эти обязательства.

Сами работники стремятся максимально расширить содержание коллективного договора за счет включения в него обязательств работодателя предоставлять различные материальные блага, гарантии, компенсации, льготы.

Целесообразно представить договор в виде четкой системы разделов, регулирующих разные виды отношений сторон:

1)общие положения (здесь указываются стороны и предмет договора, определяется сфера его действия); 2) трудовой договор; 3)рабочее время (указываются продолжительность рабочего времени, режим рабочего времени, разделение рабочего дня на части, дежурство и т. п.); 4)время отдыха (включает в себя подразделы: перерывы в работе, работу в дни отдыха, ежегодный отпуск, дополнительные отпуска, отпуска без сохранения заработной платы); 5)условия работы; охрана труда; 6)оплата труда, гарантийные и компенсационные выплаты; 7)социальное и медицинское обслуживание работников; 8)жилищно-бытовое обслуживание (содержит подразделы: порядок улучшения жилищных условий, льготы по содержанию жилья, льготы на услуги дошкольных учреждений, льготы на обучающихся детей и льготы на общественное питание, вопросы быта, физической культуры и т. д.); 9)заключительные положения (в этот раздел обычно включают пункты о сроке действия договора, ответственности за нарушение и невыполнение договора).

Действию коллективного договора посвящена статья 43 ТК.

Это акты социального партнерства, заключаемые на трехсторонней основе.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне РФ.

Межрегиональное соглашение устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ.

Региональное соглашение устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Оно заключается на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение Министерством труда и социального развития РФ разработан Макет Федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения рекомендательного характера.

— иные вопросы, определенные сторонами.

Порядок разработки проекта соглашения и его заключения предусмотрен ст.47 ТК РФ. Срок и сфера действия соглашений также определены ст. 48 ТК РФ. Регистрация коллективного договора не является обязательной, а носит лишь уведомительный характер и осуществляется в течение семи дней со дня подписания договора. На основании поступивших на уведомительную регистрацию соглашений и коллективных договоров составляется их Регистр. Положение о Регистре соглашений и коллективных договоров утверждено постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *