На что направлены прикладные умения и навыки в физкультуре
Исследовательская работа по теме: «Прикладные умения и навыки»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студентка 4 курса
специальность 44.02.01
Дошкольное образование
группа ДО-4А
ЕМЕЛЬЯНОВА
Ольга Вячеславовна
Прикладная физическая подготовка
Техника преодоления полосы препятствий
Безопасные и опорные прыжки
Перелезания. Прыжки в глубину
Техника преодоления полосы препятствий
Прежде чем приступить к занятиям по преодолению препятствий, необходимо изучить меры безопасности, способы преодоления препятствий, метания гранат и выполнения специальных приемов и действий.
Применяются следующие способы преодоления препятствий: прыжки, перелезания, пролезания (подлезания) и передвижения.
На первых занятиях в процессе тренировки совершенствуются точность и быстрота выполнения приемов с постепенным усложнением условий выполнения, которое достигается:
— применением различных исходных положений (лежа, с колена, за укрытием, в траншее) перед разбегом для преодоления препятствий или перед метанием гранат;
— увеличением дистанции до препятствий и целей;
— преодолением препятствий в сочетании с ранее изученными приемами;
— изменением порядка преодоления препятствий.
На последующих занятиях основное внимание в процессе тренировки уделяется развитию общей и скоростной выносливости, которая достигается:
— многократным выполнением приемов, дающих значительную физическую нагрузку;
— выполнением приемов в комплексе с другими действиями.
Безопасные и опорные прыжки
Безопорные прыжки применяются при преодолении нешироких горизонтальных (до 3 м) и невысоких вертикальных препятствий и выполняются с приземлением на одну и на обе ноги.
При приземлении на одну ногу важно сохранить симметричную работу рук и ног, как в обычном беге, чтобы сразу же продолжить движение.
В прыжках с приземлением на обе ноги в фазе полета обе руки выносятся вперед вверх, толчковая нога подтягивается к маховой и обе они перед приземлением сгибаются в тазобедренных и коленных суставах, а туловище наклоняется вперед. Наиболее рациональна техника преодоления препятствий за счет безопорных прыжков, когда военнослужащий не подбирает для толчка сильнейшую ногу, то есть умеет равноценно толкаться с обеих ног.
Способ приземления на одну или обе ноги выбирается в зависимости от ширины или высоты препятствия. С приземлением на одну ногу преодолеваются горизонтальные препятствия шириной до 2,5 метра (рвы, траншеи) и невысокие вертикальные препятствия высотой до 0,8 метра (разрушенные стены, поваленные деревья). Прыжок с приземлением на обе ноги применяется при преодолении горизонтальных препятствий шириной до 3,5 метра.
Опорные прыжки применяются при преодолении препятствий, высота которых позволяет за счет толчка ногой вскочить на них и выполняются, наступая на препятствие или с опорой на руку и ногу.
Перелезания. Прыжки в глубину
Прыжок наступая на препятствие. С разбега оттолкнуться одной ногой, резко вынося вперед противоположную руку. Наклоняя корпус вперед, мягко вспрыгнуть на препятствие на другую сильно согнутую ногу, не выпрямляясь, пронести над препятствием ногу, которой был сделан толчок, соскочить на нее и продолжать движение.
Если препятствие невысокое, целесообразно не выходить в упор на прямые руки, а, взявшись за верх препятствия, лечь на него грудью и затем соскочить, как при перелезании «силой».
Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студентка 4 курса
специальность 44.02.01
Дошкольное образование
группа ДО-4А
ЕМЕЛЬЯНОВА
Ольга Вячеславовна
Профессионально-прикладная физическая подготовка
Профессионально значимые двигательные действия
Факторы, определяющие содержание ППФП студентов с учетом будущей профессии
Значение психофизической подготовки человека к профессиональной деятельности
Профессионально значимые двигательные действия
Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью и подвижностью в суставах. Знание соответствующих закономерностей позволит учителю найти правильное соотношение в работе над техникой физического упражнения и количественным результатом, определить возрастные границы для наиболее эффективного развития каждой качественной особенности, установить оптимальную меру комплексности в развитии качественных особенностей.
Под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость и подвижность в суставах.
Оба термина – «двигательные» и «физические» качества – правомерны в науке о физическом воспитании, так как акцентируют внимание на различных факторах, определяющих эти качественные особенности. С точки зрения связи с центрально-нервными регуляторными процессами управления движениями употребляют термин «двигательные качества». Если же следует выделить биомеханическую характеристику движений, используют термин «физические качества». Наконец, рассматривая качественные особенности двигательного действия с позиций физиологического и психологического регулирования (проявление воли человека), употребляется третий термин – «психомоторные качества».
Двигательные качества принято делить на относительно самостоятельные группы: скоростные качества, силовые и т.п. Однако у ряда качеств наблюдаются сходные психофизиологические механизмы, поэтому все более очевидной становится искусственность выделения силы, быстроты, выносливости, ловкости как относительно самостоятельных качественных особенностей (прежде всего это относится к ловкости). Поиск общих компонентов и механизмов проявления различных качеств приводит к их дифференциации, уточнению состава. Некоторые качества, считавшиеся раньше простыми, теперь разделяются на ряд все более простых и относительно независимых друг от друга. В настоящее время невозможно дать законченную классификацию, а тем более точно сослаться на механизмы проявления различных качеств.
Тем не менее ясно, что каждое двигательное качество независимо от сложности структуры включает ряд компонентов, одни из которых отражают строение двигательного аппарата и тела в целом, а другие – особенности функционирования регулирующих систем. Например, ловкость (включая и точность движений) в большей мере обусловлена центральнонервными влияниями, чем морфологическими и биохимическими компонентами; проявление же силы и быстроты в значительной мере зависит от морфологического компонента (роста, веса), от биохимических и гистологических перестроек в мышцах и в организме у целом.
Среди компонентов, составляющих двигательные качества, следует различать общие и специальные. Общие присущи нескольким двигательным качествам (например, волевое качество настойчивости или терпеливости при различных видах проявления выносливости). Специальные компоненты обусловливают специфичность какого-либо одного качества. Благодаря наличию общих компонентов может происходить перенос тренированности одного качества на другие. Следует также иметь в виду, что развитие одних компонентов может привести к торможению других, поэтому развитие одного качества может привести к снижению уровня проявления другого.
Целесообразно различать простые и сложные двигательные качества. К последним относится, например, ловкость, меткость. Непременным компонентом некоторых из них являются психические качества (например, в меткости – качество глазомера). Как простому, так и сложному двигательному качеству присуще свойство специфичности (ловкость баскетболиста неравнозначна ловкости гимнаста).
Двигательные качества в процессе физического воспитания развиваются. Иногда говорят о воспитании двигательных качеств, но «воспитание» – это понятие, употребляемое в педагогике по отношению к человеку в целом, формированию новых черт личности, не заданных от рождения. Качественные особенности двигательных действий в своей элементарной форме имеются даже у новорожденного ребенка и проявляются в безусловных рефлексах. Поэтому для двигательных качеств более подходит термин «развитие», обозначающий в самом широком смысле изменения, происходящие в организме, а в более узком смысле – улучшение, развитие того, чем обладает человек.
Развитие двигательных качеств протекает по фазам. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются. В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие других – «диссоциация физических качеств». Один из известных механизмов такого явления – антагонизм между анаэробными и аэробными процессами: развитие одних замедляет развитие других, и наоборот.
Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохронностью (разновременностью). Это значит, что разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте (скоростные качества – в 13-15 лет, силовые – в 25-30 лет и т.д.).
Разнонаправленность изменения двигательных качеств проявляется особенно в период полового созревания. В этот период резко увеличиваются темпы развития скоростно-силовых качеств, а координация движений, дозирование параметров движения останавливаются в развитии либо несколько регрессируют. Это связано с изменением нейродинамики: ростом возбуждения, подвижности нервных процессов, стимулирующих проявление скоростно-силовых качеств и тормозящих координационные возможности.
Периоды, которые характеризуются значительными изменениями в возрастном развитии организма, получили название критических или сензитивных (чувствительных). В такие периоды специальная тренировка дает более высокий эффект для развития определенных качеств. Для разных двигательных качеств сензитивиые периоды различны.
Факторы, определяющие содержание ППФП студентов с учетом будущей профессии
Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнанно, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.
Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество трудового процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.
Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:
формы (виды) труда специалистов данного профиля;
условия и характер труда;
режим труда и отдыха;
особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.
Рассмотрим каждый фактор поподробнее:
профессиональный прикладной физическая подготовка
Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.
Характер труда также определяет содержание ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправлениые рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.
Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и Отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.
При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать, и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.
Значение психофизической подготовки человека к профессиональной деятельности
Получая при рождении определённые задатки здоровья и потенциальные возможности, человек в процессе своей жизни реализует их в полной или ограниченной степени. Решающую роль при этом играет организация внешней среды (социальные, гигиенические, экологические условия), особенности воспитания, обучения, степень соответствия программы воспитания и обучения закономерностям онтогенеза (развития организма) на различных его этапах, индивидуально типологическим проявлениям и интересам личности.
Можно привести массу примеров, демонстрирующих необыкновенное совершенство, которое человек достиг в управлении своим телом. Одним из них является Гарри Гудини, цирковой артист, исключительная гибкость которого позволяла ему освобождаться от цепей, наручников во время погружения его в воду или забрасывания землёй. Американец Вилард увеличивал свой рост на двадцать сантиметров за несколько минут.
Поистине неограниченны резервы физической силы человеческого организма. Так, всемирно известный русский богатырь Иван Заикин гнул рельсы, ломал телеграфные столбы. Максим Поддубный, отец известного во всём мире чемпиона Ивана Поддубного, вилами поднимал копну сена, валил наземь двух быков одновременно.
Пример мужества, вернее собранности воли, демонстрировал цирковой борец Терентий Корень, входивший в клетку со львом.
Работу космонавтов, подводников и деятельность человека в необычных условиях и областях с полным основанием можно назвать экстраординарной.
И тем не менее человек трудится, совершенствует производство. За счёт чего »действуют» все системы организма и происходит увеличение функциональных возможностей здоровья в необычных условиях жизнедеятельности? Немаловажное значение при этом имеет образ жизни каждого человека в отдельности и отдельных популяций.
Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками также предполагают направленный выбор видов спорта, систем физических упражнений. В этом случае выбор проводится, чтобы достичь лучшей специальной психофизической подготовленности к избранной профессии.
Статья:» Профессионально-прикладная физическая подготовка»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ППФП (Профессионально – прикладная физическая культура)
Профессионально – прикладная физическая подготовка (ППФП) – одно из основополагающих направлений физического воспитания, формирующие прикладные знания, физические и социальные качества, умение и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности. (Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Издание третье. Ростов – н/Д: Феникс, 2004. – 290 – 319)
к ускорению профессионального обучения;
к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечения профессионального долголетия;
к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональный коллектив;
ППФП призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности при одновременном общем укреплении организма и здоровья человека, повышении уровня его всестороннего физического развития. Конкретные задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности. Они состоят в том, чтобы формировать необходимые прикладные знания, осваивать прикладные умения и навыки, воспитывать прикладные психофизические качества и специальные прикладные качества.
Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью и приобретаются во время учебных занятий, а также путем самостоятельного изучения литературы. Важен тот факт, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу с знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда.
Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач. Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимавшийся прикладны ми видами спорта.
Прикладные физические качества – это быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. Они необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы необходимы или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.
Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней с реды. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат, укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость.
Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объективные и субъективные требования профессии к человеку. Поэтому научно-теоретическое обоснование ППФП, прежде всего, связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, то есть требований профессии к определенным двигательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями.
К таким факторам относятся следующие:
1) формы (виды) труда специалистов конкретного профиля;
2) условия и характер труда;
3) режим труда и отдыха;
4) особенности динамики работоспособности специалиста в процессе труда и специфика профессионального утомления и заболеваемости.
Дополнительными факторами, определяющим содержание профессионально-прикладной физической подготовки, являются индивидуальные особенности будущих специалистов, а также климатические условия региона, где предстоит работать и жить. Изучение факторов, влияющих на жизнедеятельность специалистов в сфере труда, психофизических процессов, сопровождающих различные виды профессиональной деятельности, позволяют выявить тот самый объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности.
Профессионально-прикладная физическая подготовка должна строиться на основе и в единстве с общей физической подготовкой. Подбор средств ППФП должен производиться с учетом особенностей учебного процесса на конкретном факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов. В числе таковых могут быть: прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.
Подбирая физические упражнения, необходимо учитывать, чтобы их психофизическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам. При целенаправленном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий можно увеличивать объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько физических качеств и соответственно устанавливать учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта чаще производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений.
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температур воздуха. В содержание занятий со студентами должно входить обучение приемам закаливания организма и выполнению гигиенических мероприятий, а также применению средств ускорения восстановительных процессов в организме.
Вспомогательными средствами ППФП, обеспечивающими ее эффективность, служат упражнения на профессиональных тренажерах и других специальных технических приспособлениях. В профессиональных тренажерах отрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях. ( Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. М., 2003. – 123 – 130)
Формирование прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов на уроках физической культуры
Рубрика: Физическая культура и спорт
Дата публикации: 03.11.2015 2015-11-03
Статья просмотрена: 1845 раз
Библиографическое описание:
Суворов, О. О. Формирование прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов на уроках физической культуры / О. О. Суворов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 537-540. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22962/ (дата обращения: 16.12.2021).
Актуальной проблемой в условиях требований ФГОС ООО является поиск эффективных средств и методов формирования прикладных двигательных умений учащихся. В статье автор исследования проводит первичный анализ сформированности данных умений у учащихся 6-х классов и дает теоретическое обоснование комплексам средств для их формирования в условиях учебной деятельности.
Ключевые слова: физическая культура, прикладные двигательные умения и навыки, принцип прикладности.
Актуальность исследования. Прикладные двигательные умения имеют большое педагогическое значение. Их формирование требует активного участия в обучении, приучает анализировать сущность поставленных задач, условия исполнения, управлять собственной умственной и двигательной деятельностью. Эти умения нужны в трудовой и профессиональной деятельности. Общеобразовательная школа является первым звеном, где должно уделяться внимание прикладной физической культуре. Многочисленные примеры подтверждают, что учащиеся, активно занимающиеся во время учебы физической культурой и спортом, успешнее справляются с нормативами. Вместе с тем факты говорят о том, что еще не в полной мере используются возможности физического воспитания [7; 8].
Формирование прикладных умений начинается еще в начальной школе, которая перешла на новый ФГОС уже достаточно давно. При этом авторами отмечается, что при организации такого процесса необходимо опираться на деятельностный подход и развивающее обучение [6; 7]. А учитывая многообразие прикладных двигательных умений и навыков, которые подлежат оценке в процессе физического воспитания детей, наиболее подходящей, на наш взгляд, является балльно-рейтинговая оценки успеваемости и ее электронное автоматизированное сопровождение [4; 5].
Согласно данным литературы [1; 2; 3; 9] многие аспекты прикладной подготовки в практике физического воспитания школьников еще не получили своего научного решения. Так, до настоящего времени слабо изучены средства и методы физической культуры, планирование учебного материала с прикладной направленностью. В связи с этим определение средств прикладной направленности является особенно актуальным, что и определило проблему нашего исследования.
Объект исследования: учебный процесс по физической культуре, ориентированный на формирования прикладных двигательных умений и навыков учащихся 6 классов.
Предмет исследования: средства и методы формирования прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов.
Цель исследования: теоретическое обоснование комплексного использования средств и методов формирования прикладных двигательных умений и навыков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что комплексный подход к использованию средств и методов ФК в процессе физического воспитания позволит сформировать прикладные двигательные умения и навыки учащихся 6-х классов в более короткий временной промежуток.
Практическая значимость: результаты проведенных исследований могут использоваться в практике работы детских тренеров и учителей физической культуры в различных учебных заведениях.
Методы и организация исследования. Для решения задач исследования нами были выбраны следующие методы: анализ психолого-педагогической, спортивной и методической литературы, констатирующий этап педагогического эксперимента, педагогическое тестирование, методы математико-статистической обработки информации.
База исследования: МОУ СОШ № 5, г. Ишима. В исследовании приняли участие учащиеся 6 класса в количестве 20 человек. Исследование проходило с марта по май 2015 г. Экспериментальная часть работы проводилась на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
Результаты исследования и их обсуждение. На констатирующем этапе эксперимента нами была выполнена обработка результатов сдачи тестов по физической подготовленности учащихся 6-х классов, результаты которого представлены в табл.1.
Исходные показатели уровня развития двигательных качеств и умений учащихся 6 класса
Испытуемые
Шестиминутный бег (полутест Купера), м
Подтягивание (ю)/
Подъем туловища (д), кол-во раз
Бросок набивного мяча 1 кг из положения сидя, см
Прыжки на скакалке за 30 с, кол-во раз
Наклон вперед из положения сидя, см
Среднее арифметическое значение, ±σ
1109.627
6,10,6
34916,1
41,60,5
6,10,6
920.540
25,31,2
264,511,1
44,51,2
10,80,7
Сравнивая показатели испытуемых с программными нормативами, можно заключить, что у испытуемых средний уровень развития двигательных умений.
Полученные данные позволяют констатировать, что существуют резервы для повышения уровня развития двигательных умений у учащихся 6 классов на уроках физической культуры в школе.
Для учащихся на уроках физической культуры нами разработана программа, при этом основной упор на формирование прикладных двигательных умений и навыков.
Основные задачи: укрепление здоровья, улучшение физического развития, привитие интереса к физкультурным занятиям, приобретение разносторонней подготовленности.
Основными методами данной программы являются игровой, непрерывный, повторный, круговая тренировка.
Мы предлагаем включать в уроки физической культуры упражнения прикладной направленности (табл.2).
Примерные комплексы для формирования прикладных двигательных умений учащихся в уроке физической культуре в 6 классе
Примерный комплекс на уроках гимнастики
Стоя, ноги на ширине плеч, малый мяч внизу, подбрасывание и ловля мяча с одновременным приседанием.
Из упора стоя, между параллельными брусьями, прыжком упор прогнувшись и передвижением вперед с последующим повторением задания.
Стоя на коленях, руки за головой, наклоны вперед с отведением локтей в стороны и пригибанием спины.
Из виса на высокой перекладине прогнувшись сгибание и разгибание ног в группировку.
Из упора присев на матах кувырки вперед и назад в группировке.
Прыжки через скакалку с вращением вперед.
Лазанье по канату при помощи рук и ног.
Опорные прыжки, соответствующие программному материалу.
Примерный комплекс на уроках по баскетболу
Прыжки в шаге с ноги на ногу, через линейки на отрезках прямой 10–15 м.
Стоя, ноги на ширине плеч, передача баскетбольного мяча вокруг себя.
Переход через упор присев в упор лежа с последующим возвращением в и. п.
Ведение мяча на месте вокруг себя со зрительным контролем мяча и без него.
С высокого старта челночный бег с ускорением на отрезках 15–20 м с повторением 4–6 раз.
Броски по кольцу с близких точек одной рукой от плеча.
Ведение двух мячей одновременно и правой и левой рукой на отрезки до 20 м.
Из низкого приседа передвижение «гусиным» шагом вперед или по кругу.
Примерный комплекс упражнений на уроках по легкой атлетике
Из упора стоя, согнувшись, с опорой о барьер, покачивание, растягивая плечевые суставы.
Бег с высоким подниманием бедра на отрезке до 30м с максимальной скоростью.
С двух шагов разбега прыжок в шаге с последующим повторением.
Из упора лежа сгибание и разгибание рук.
Стоя боком к баскетбольному щиту на расстоянии 8–10м, метание теннисного мяча в цель (на дальность отскока).
Ходьба на внутренней и внешней сторонах стопы на отрезке 10–15м.
Стоя в висе, подтягивание на перекладине с предварительным толчком ног.
Прыжки в шаге с ноги на ногу (много скоки) на отрезке 10–20м.
На наш взгляд использование данных комплексов упражнений может привести к существенному повышению двигательных возможностей учащихся и позволит эффективно формировать прикладные умения и навыки.
На данном этапе эксперимента мы можем сформулировать следующие выводы: