На что обращаете внимание при выборе работодателя
На что обращают внимание соискатели в России при выборе работодателей?
Онлайн-опрос проводился в марте-мае 2015 г. среди 20 073 российских соискателей. Основная цель опроса — выяснить, по каким критериям соискатели выбирают работодателя и по каким причинам отказываются от уже полученного job-offer.
При выборе работодателя большинство соискателей обращают внимание, в первую очередь, на размер заработной платы (82%). Каждый второй ориентируется на предлагаемый работодателем график работы (56%) и территориальное расположение офиса (50%), а также обращает внимание на репутацию кампании-работодателя (48%). Командировки (11%) и корпоративная культура (13%) привлекают соискателей в меньшей степени.
Стоит отметить, что на размер заработной платы чаще всего обращают внимание соискатели из Омской (88%), Волгоградской (86%) и Свердловской (85%) областей, реже всего — из Воронежской области, Краснодарского края (80%), Республика Башкортостан (82%) и Ханты-Мансийского автономного округа (77%).
График работы наиболее важен для соискателей из Волгоградской (64%), Ленинградской (64%) и Ярославской областей (62%). Напротив, меньше на этот критерий обращают внимание в Приморском крае (45%), Калининградской (47%) и Тюменской (50%) областях.
Расположение офиса имеет значение чаще для соискателей из Москвы (59%), Московской области (56%) и Санкт-Петербурга (53%). Значительно реже по сравнению с другими регионами этот критерий волнует соискателей из Калининградской области (19%), а также из Ханты-Мансийского автономного округа (12%).
На репутацию компании и ее бренда чаще всего обращают соискатели из Тюменской, Челябинской и Новосибирской областях. И в меньшей степени — из Московской области и Хабаровского края.
«Белая» заплата чаще беспокоит соискателей из Хабаровского края (59%) и Ханты-Мансийского автономного округа (53%). А вот жители Калининградской области на этот критерий реже всего обращают внимание (27%).
Социальный пакет интересен соискателям из Омской области (44%), Ханты-Мансийского автономного округа (44%) и Приморского края (40%). Напротив, меньше всего он интересует соискателей из Санкт-Петербурга (27%), Московской области (28%) и Москвы (29%).
Интересно отметить, что 8 из 10 российских соискателей хотя бы раз отказывали работодателю, получив официальный job-offer.
Как оказалось, чаще всего отказывать работодателю приходится соискателям из Свердловской (85%), Ярославской (84%), Новосибирской (82%) области, представителям Москвы (82%) и Санкт-Петербурга (83%), а также соискателям из Пермского края (82%). Наименее привередливыми оказались представители Хабаровского, Приморского и Ставропольского края (73%), а также Ленинградской (73%) и Калининградской области (71%).
Чаще всего соискатели отказывались от полученного предложения по трудоустройству по причине выбора в пользу другой компании (48%). Кроме того, распространенной причиной для отказа является неудовлетворенность предложенной зарплатой (41%).
Каждый четвертый объясняет свой отказ работодателю такими причинами как неуютная атмосфера в офисе, несоответствие перечня обязанностей ожиданиям, неудобное расположение офиса, а также нехорошие предчувствия.
Кроме того, среди причин для отказа можно увидеть неудовлетворенность предложенным графиком работы, а также антипатию к потенциальному начальнику, проявившуюся на собеседовании.
Отсутствие программ обучения, социального пакета и неудовлетворенность корпоративной культурой не являются причиной отказа работодателю после получения приглашения на работу для большинства соискателей.
Предложение другой компании после получения job-offer от работодателя регулярнее всего принимают соискатели из Новосибирской области (56%), Хабаровского края (56%), Тюменской (52%) и Ярославской (52%) областей. А реже всего — кандидаты из Саратовской области (41%), Ставропольского края (42%) и Республики Башкортостан (42%).
Предложенная зарплата чаще всего не устраивает соискателей из Ставропольского и Приморского края (по 52%), а также из Ханты-Мансийского автономного округа (48%).
Атмосфера в офисе волнует представителей Калининградской области — 36% соискателей из этого региона отказывали работодателю по причине недовольства обстановкой в коллективе. А также соискателей из Санкт-Петербурга (30%) и Москвы (29%). А вот соискателей из Ставропольского и Хабаровского края, а также представителей Ханты-Мансийского автономного округа данный фактор беспокоит реже всего, как и перечень обязанностей, предложенный работодателем.
Не устраивают обязанности, предложенные работодателем, чаще всего кандидатов из Омской и Ярославской областей (27%), а также из Санкт-Петербурга (27%).
Отказ работодателю из-за неудобного расположения офиса чаще всего встречается в Московской области (28%), в Москве и Ленинградской области (по 25%). Напротив, реже всего такая причина отказа наблюдается в Ханты-Мансийском автономном округе (6%), Приморском крае (9%) и Ставропольском крае (10%).
Сильнее всего развита интуиция у соискателей в Калининградской области — каждый третий соискателей в этом регионе отказывал работодателю после получения приглашения на работу именно из-за интуитивных сомнений. Меньше всего таких соискателей в Хабаровском крае (16%).
Антипатия к потенциально новому руководителю наблюдалась чаще всего в Калининградской области (30%), в Приморской крае (26%) и в омской области (25%), в результате чего кандидат отказывался от ранее предложенной работы.
Наиболее важными факторами для соискателей, которые они хотели бы получать от работодателей, являются перспективы карьерного роста (68%), выполнение компанией своих обязательств (65%), а также профессиональное обучение и развитие внутри компании (64%). Благотворительная и социальная активность, работа с зарубежными компаниями и возможность влиять на улучшение качества жизни и здоровья людей необходимы для них в наименьшей степени.
При этом перспективы карьерного роста, как оказалось, чаще всего беспокоят соискателей из Ханты-Мансийского автономного округа (83%) реже всего — представителей Хабаровского (65%) и Краснодарского (67%) края, Москвы (66%) и Санкт-Петербурга (67%).
Выполнение компанией своих обязательств наиболее важно для соискателей из Калининградской области и Приморского края (по 76%) и в Ставропольском крае (72%). Меньше всего это нужно соискателям из Хабаровского края (59%).
Профессиональное обучение на работе чаще всего хотели бы получать соискатели из Хабаровского края (75%), Пермского края (73%), Новосибирской области и Приморского края (по 71%).
Официальное оформление в меньшей степени беспокоит жителей Калининградской области (48%). И в наибольшей — соискателей из Хабаровского и Приморского края.
Наличие современного рабочего пространства имеет наибольшее значение для соискателей из Омской и Ярославской областей, Приморского края.
Возможность влиять на принятие решений в компании необходима соискателям из Приморского и Хабаровского края, Калининградской и Новосибирской областей.
Поддержку руководителя в развитии ожидают чаще всего соискатели из Ханты-Мансийского автономного округа (50%), Хабаровского края (48%) и Приморского края (47%).
Соискателей из Калининградской области в меньшей степени волнуют регулярные выплаты бонусов (только каждый 9-й соискателей отметил важность этого критерия для себя).
Признание личного вклада необходимо соискателям из Саратовской и Свердловской областей, а также из Приморского края (по 36%).
На что обращать внимание при поиске персонала: 13 рекомендаций
Наверняка вам знакома ситуация: после нескольких месяцев поиска специалиста, просеивания сотен резюме и десятков интервью вы, наконец, нанимаете нового сотрудника в компанию. Такой сложный подход обусловлен либо отсутствием квалифицированных кандидатов, либо сильным желанием удостовериться, что кандидат действительно соответствует всем требованиям — от навыков до корпоративной культуры.
Работодатели тратят много времени и усилий на процесс найма по вполне понятной причине: найм не того человека на ключевую позицию может стать серьезной проблемой, не говоря уже о трате времени, денег и других ресурсов на рекрутинг. Верно и то, что для молодого бизнеса первые сотрудники часто являются неотъемлемой частью настройки корпоративной культуры. Но как избежать найма не тех людей?
Если вы решили, что пришло время привлекать персонал в компанию, то в процессе собеседования вам нужно будет обратить внимание на ряд моментов.
1. Разберитесь, насколько стремления кандидата соответствуют поставленной задаче
Описывая функционал в вакансии, которую необходимо заполнить, серьезно подумайте о том, как вы представляете развитие этой позиции в течение ближайших нескольких лет. Как идеальный кандидат вписывается в план роста вашего бизнеса?
Во время процесса найма важно понять стремления кандидата: как он намерен развивать свою карьеру в ближайшие три года? почему он думает, что эта работа поможет ему приблизиться к поставленным целям? Одним словом, для работодателя важно выстроить образ идеального кандидата, который должен расти в той роли, на которую его нанимают, а также осознавать цели в карьере заинтересованных соискателей. Понимание этих аспектов поможет определить, насколько намерения кандидата соответствуют целям компании.
2. Подбирайте персонал внимательно
Всегда возникает желание упростить процесс тщательной оценки кандидатов. В конце концов, это трудоемкая работа, и могут возникнуть сложности с точным пониманием того, как взаимодействие потенциального сотрудника с уже работающими людьми отразится на бизнесе.
Тем не менее игнорирование элементарного процесса скрининга резюме может создать проблемы в будущем. Прежде всего важно максимально тщательно проверить предыдущую карьерную историю потенциального сотрудника, получить рекомендации от его бывших работодателей. Причем в данном случае речь идет не только о внимательном изучении опыта и компетенций, но и об анализе того, как кандидат работает, как ведет себя в коллективе.
Поскольку те качества и характеристики, которые вы ищете в кандидате, вам хорошо известны, подходящего человека узнать будет просто — его прошлый опыт работы четко согласуется с позицией, которую вы хотите закрыть. Важно обращать внимание и на проверку рекомендаций, и на тестовые вопросы. Также не лишним будет познакомиться с реализованными проектами на предыдущих местах работы.
3. Не нужно слишком фокусироваться на прошлом
Может показаться, что этот совет противоречит предыдущей рекомендации. Но это не совсем так. Есть разница между уверенностью в том, что вы приглашаете на работу в свою компанию опытного и компетентного специалиста, и глубоким погружением в мелочи.
Некоторые специалисты в области управления персоналом советуют устранить этап чрезмерной обработки информации о кандидате и вместо этого сделать упор на собеседование, чтобы сосредоточиться на том, как кандидаты смогут раскрыть свой потенциал и справиться с проблемами в рамках позиции, на которую они претендуют.
У вас должны быть открытые вопросы, которые имеют отношение к позиции, по ответам и реакции человека можно будет понять, как он работает. Нанимайте людей за их потенциал, а не только за их прошлые достижения.
4. Используйте другие стратегии оценки помимо собеседования
Традиционное интервью лицом к лицу в значительной степени устарело. И хотя оно все еще остается частью процесса найма, иногда становится понятно, что тот, кто свободно чувствует себя во время интервью, часто просто имеет опыт прохождения собеседований. Личное интервью не всегда может быть лучшим способом оценки чьего-то профессионализма. Особенно это касается людей, которые во время разговора начинают нервничать и теряться.
Означает ли это, что вы вообще должны отказаться от интервью? Наверное, нет, но это может означать, что вам стоит добавить другие инструменты в свой арсенал, которые выходят за рамки простого анализа резюме и нескольких раундов интервью. Можно использовать специальные тесты и опросники для оценки навыков в сочетании с интервью, чтобы получить более полное представление о потенциальных кандидатах.
5. Убедитесь, что кандидаты знакомы с вашей командой
Очевидно, что стандартный процесс собеседования — это не всегда лучший способ узнать, подходит ли ваш потенциальный кандидат на ту позицию, которую вам нужно заполнить. В реальности вам нужно сделать немного больше, чтобы определить, сработается ли кандидат с другими членами команды и соответствует ли он корпоративной культуре.
Процесс найма должен гарантировать, что каждый, кто попадает в компанию, может проводить значительное время с командой в различных ситуациях — при решении рабочих задач, за чашечкой кофе или в обеденный перерыв и т.д. Это не только дает возможность увидеть, как кандидат взаимодействует с другими сотрудниками, но и позволяет ключевым заинтересованным лицам поделиться отзывом о кандидате.
6. Обращайте внимание на вопросы, которые задают кандидаты
Каждый кандидат должен задавать вдумчивые вопросы на протяжении всего процесса собеседования. Таким образом он демонстрирует готовность и вовлеченность, что в принципе является хорошим знаком.
Тем не менее некоторые рекомендуют меньше думать о собеседовании как о сеансе вопросов и ответов. Интервью не должны вестись в одностороннем порядке — это должен быть разговор. Хорошие кандидаты интересуются командой, в которую они вольются, им интересно знать, кто будет управлять ими и как они могут помочь вывести компанию на новый уровень.
7. Сначала поработайте с кандидатами
Конечно, идеальный вариант — перед принятием решения о найме специалиста увидеть, как он работает. Вы можете это сделать, если сделаете небольшую практическую работу частью собеседования. Попробуйте привлечь потенциального кандидата к участию в мозговом штурме над новым проектом или выполнить небольшую часть работы в рамках той вакансии, на которую вы его нанимаете. Это поможет вам получить еще более четкое представление о том, как он проявляет себя в рабочих ситуациях.
Обязательно проверяйте с помощью тестов, какими навыками обладает человек, чтобы решать конкретные проблемы. Выберите ключевую проблему, с которой сталкивается ваша компания и которая имеет отношение к вакантной позиции, и работайте с кандидатом. В процессе вы узнаете о стиле совместной работы, этике работы и о том, соответствуют ли кандидаты корпоративной культуре.
8. Помните о культуре вашей компании
Что определяет культура вашей компании? Какую рабочую атмосферу вы стремитесь создать? Какие качества вы больше всего цените в своих сотрудниках? Чрезвычайно важно убедиться, что любой потенциальный кандидат подходит вашей компании, но для того, чтобы определить это, важно понять культуру самому. Тогда станет понятно, что именно вы ищете в кандидате.
Попытайтесь определится, какими конкретными чертами обладает потенциальный сотрудник, как бы они пригодились корпоративной культуре. В процессе собеседования задавайте соответствующие вопросы, чтобы выявить в кандидате ключевые качества. И хотя кандидат может показаться замечательным специалистом и человеком в резюме, важно придерживаться целостного подхода к процессу найма и искать другие доказательства его совершенства.
9. Спросите, чего они не умеют
Поинтересуйтесь у соискателей, что им не нравится в самих себе. Ответы помогут понять их профессиональные ожидания. Будет ли ваша оценка совпадать с их собственной?
Этот вопрос выходит за рамки основной темы «Каковы ваши слабые стороны?». Он побуждает потенциальных сотрудников определять области, в которых им не хватает конкретных навыков. Этот подход даст вам представление о том, будут ли перспективные кандидаты работать над улучшениями. Это также поможет вам определить трудовые, этические и личные цели.
10. Нанимайте того, на кого вы могли бы работать
Впервые такую стратегию озвучил генеральный директор Facebook Марк Цукерберг. Суть заключается в том, будет ли потенциальный кандидат тем человеком, с кем вы будете чувствовать себя комфортно и с кем вы будете уверенно работать. Другими словами, подумайте: если бы все поменялось местами, хотели бы вы работать на человека, который сидит напротив вас? Если ваш ответ «да», то он, вероятно, станет хорошим сотрудником в вашей компании.
11. Не спешите
Возможно, вы захотите побыстрее заполнить открытую вакансию, но спешить не стоит. Попытка нанять кого-то как можно быстрее увеличивает вероятность того, что вы столкнетесь с тем, кто в конечном счете не очень вам подходит.
Итак, вы прошли длительный процесс найма, опросили сотни кандидатов на конкретные позиции. Теперь важно, чтобы все эти усилия и инвестиции окупились. Неторопливый рекрутинг показывает работающим сотрудникам, что вы уделяете серьезное внимание выбору правильных людей, которые действительно соответствуют корпоративной культуре, и что вы их уважаете, поскольку стараетесь привлечь в команду идеального человека.
12. Будьте предельно ясны относительно ожиданий
Если вы запускаете стартап, важно быть честным с потенциальными кандидатами с самого начала. Работать при запуске бизнеса непросто, и хотя это полезно, важно убедиться, что кандидаты знают, что они будут работать больше, чем когда-либо.
Явное преимущество также позволит кандидатам самим решать, хорошо ли они подходят под проект. Те, кто не особенно уверен в своих силах, обычно слетают в процессе, но те, кто может взять на себя возложенный труд, пополняют ряды лучших сотрудников.
13. Всегда доверяйте своей интуиции
И хотя у вас может возникнуть соблазн полагаться исключительно на логику, важно еще доверять своим чувствам.
Независимо от того, сколько собеседований кандидаты проходят и на какие вопросы отвечают, общий знаменатель всегда прост: нужно доверять своей интуиции при принятии решения о найме (естественно, вместе с комбинацией всех других факторов) и выбирать лучших. Если вы не доверяете себе на протяжении всего процесса найма, это может в конечном итоге принести больше вреда, чем пользы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как выбрать порядочного работодателя: 9 советов перед трудоустройством
Если заранее не проверить компанию, в которой хотите работать, это может обернуться проблемами: задержкой зарплаты, просьбой уволиться «по собственному», переработками и небезопасными условиями труда. Многое о потенциальном работодателе можно узнать из открытых источников в интернете, а уточнить — на собеседовании, если задать правильные вопросы.
Мы собрали 9 советов, как выбрать порядочного работодателя, который будет исправно платить зарплату и заботиться о своих сотрудниках.
🗂 Запросите выписку из реестра налоговой
Иногда вакансии публикуют мошенники. Они обещают престижную работу, но просят деньги за сбор документов, прошение о трудоустройстве или обучение.
Чтобы проверить, существует ли работодатель на самом деле, запросите выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на сайте ФНС. Для этого нужно знать ИНН, ОГРН или ОГРНИП, название юрлица или ФИО предпринимателя. Эти данные поищите на сайте или спросите напрямую у потенциального работодателя.
В выписке указаны дата регистрации, данные о владельце компании и виды экономической деятельности, которыми может заниматься фирма или ИП. Если работодатель появился недавно, а видов деятельности слишком много — это повод насторожиться
🧑⚖️ Узнайте об отношениях с госорганами
Почитайте о проверках потенциального работодателя: какие органы их проводили, зачем, какие нарушения выявили и как наказали. Сделать это можно через Единый реестр проверок на сайте Генпрокуратуры. Понадобятся ИНН, ОГРН или ОГРНИП, название фирмы или ФИО предпринимателя.
Еще можно проверить, есть ли у работодателя долги по налогам и взносам и входит ли он в реестр недобросовестных поставщиков.
С компанией, которая регулярно нарушает законы или не платит налоги, лучше не связываться
💸 Убедитесь, что не начато банкротство
Когда компания проходит процедуру банкротства, ее имуществом распоряжается арбитражный управляющий. Закон не запрещает ему заключать трудовые и гражданско-правовые договоры, но размер зарплаты зависит от стоимости активов компании.
Кроме того, некоторые суды запрещают банкроту нанимать работников, так как это дополнительные расходы кредиторов.
Проверить, не числится ли потенциальный работодатель банкротом, можно через единый реестр сведений о банкротстве. Опять же нужны ИНН, ОГРН или ОГРНИП, наименование компании или ФИО предпринимателя
🥊 Проверьте, были ли споры с контрагентами
Посмотрите в картотеке арбитражных дел, сколько судебных разбирательств было у работодателя и кем он выступал: истцом или ответчиком. Это позволит оценить его примерное финансовое состояние. Для проверки нужно ввести ИНН, ОГРН или ОГРНИП.
Например, на работодателя подали в суд заказчики работ за срыв сроков. Объем работ был значительный, и компании придется выплатить немалую неустойку. Появляется риск, что финансовое состояние ухудшится, и работникам могут задерживать или вообще не платить зарплату
💾 Защитите свои персональные данные
Каждый работодатель должен защищать персональные данные работников. Для этого разрабатываются технические или организационные меры: собственный защищенный сервер, запираемые шкафы и сейфы для документов сотрудников, охрана офиса. Если всего этого нет, данные могут попасть к мошенникам.
Большинство работодателей перед обработкой данных должны уведомить Роскомнадзор, после чего их вносят в специальный реестр. В нем можно проверить, какие меры по защите персональных данных принимает компания. Для поиска в реестре понадобится наименование фирмы или ФИО предпринимателя и ИНН.
Если Роскомнадзор проверял компанию, посмотрите результаты таких проверок на сайте ведомства: были ли нарушения и если да, то какие
👷 Узнайте, как соблюдаются условия труда
Если хотите работать в комфортных и безопасных условиях, проверьте, как потенциальный работодатель соблюдает правила охраны труда. Если этим никто не занимается, вы рискуете своим здоровьем и даже жизнью.
На сайте компании можно уточнить, когда проводилась спецоценка условий труда, и посмотреть ее результаты. Проводить СОУТ должны все работодатели. Эксперты оценивают влияние вредных факторов на рабочих местах: шум, вибрация, температура, токсичность и другие
📝 Почитайте отзывы работников
Посмотрите на сайте «Судебные и нормативные акты РФ», судился ли потенциальный работодатель со своими сотрудниками, и если да, то по каким вопросам. Еще проверьте списки недобросовестных работодателей на сайте Роструда по конкретному региону. Туда попадают компании, которые вовремя не выплачивали зарплату своим работникам.
Почитайте отзывы бывших и действующих работников в соцсетях и на специальном портале. Если на работодателя часто жалуются из-за задержек зарплаты, плохих условий труда, невыплаты премий, лучше поискать другую вакансию
🗣 Уточните подробности на собеседовании
На собеседовании подробно расспросите потенциального работодателя об условиях работы. Чем больше зададите вопросов, тем лучше.
Ответы лучше записать или воспользоваться диктофоном, чтобы проанализировать дома.
Вот некоторые вопросы, которые стоит задать:
1. Официальная ли зарплата? Как и сколько раз в месяц она выплачивается? Бывают ли задержки?
2. Какая зарплата будет при приеме на работу и после испытательного срока?
3. Оплачиваются ли больничные, отпускные, командировочные и медосмотры?
4. Есть ли штрафы для работников?
5. Есть ли отдел или специалист по охране труда? Проводят ли инструктажи для работников?
6. Есть ли ответственный за организацию обработки персданных? У кого есть доступ к данным сотрудников?
✉️ Не соглашайтесь на серую зарплату
Иногда, чтобы сэкономить на НДФЛ и страховых взносах, работодатели скрывают реальные доходы работников от государства. В документах они указывают минимальный оклад, а остальную сумму выплачивают в конверте.
При такой схеме работы много рисков. Например, при увольнении могут выплатить зарплату за последний месяц и компенсацию за неиспользованный отпуск только исходя из официального оклада. Отпускные, больничные, декретные работодатель тоже может рассчитывать по минимуму.
А еще уклонение от уплаты налогов — это уголовное преступление. Доказать в суде свою непричастность к финансовым махинациям работодателя будет сложно
💼 Где искать работу и как поднять себе зарплату
Когда устроитесь на работу, не забывайте о своих правах: