На что обращается внимание при осмотре места транспортного происшествия ржд

Особенности осмотра места происшествия при расследовании уголовных дел о транспортных происшествиях (крушений и аварий) на железнодорожном транспорте *

Елинский В.И., старший прокурор-криминалист Главного управления криминалистики Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Коткин П.Н., заведующий кафедрой Уральского института экономики, управления и права, кандидат юридических наук, доцент, Екатеринбург.

На основе анализа практики следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации рассматриваются особенности производства осмотра места происшествия при расследовании уголовных дел о транспортных происшествиях на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: осмотр места происшествия, железнодорожный транспорт, транспортное происшествие, крушение, авария, криминалист.

On the basis of analysis of practice of investigation agencies of the Investigative Committee attached to the procurature of the Russian Federation the authors consider the peculiarities of examination of the place of occurrence in investigation of criminal cases on traffic accidents on railway transport.

Key words: examination of place of occurrence, railway transport, road accident, crash, taraffic hazard, criminalist.

Не менее важной особенностью осмотра места происшествия является еще и то обстоятельство, что он начинается, как правило, одновременно со служебным расследованием. В этих условиях следователь должен учитывать мнение лиц, производящих это расследование, о предполагаемых причинах крушения. Но независимо от этого он должен использовать рекомендованные криминалистикой тактические, технические приемы и другие общие правила осмотра места происшествия.

Практика свидетельствует о том, что результаты осмотра места происшествия по делам этой категории часто находятся в прямой зависимости от полноты и правильности использования знаний специалистов в исследовании материальной обстановки места происшествия в целях обнаружения, фиксации и изъятия доказательств, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

Так, например, при осмотре места крушения грузового поезда из-за излома шейки оси колесной пары специалист высказал предположение, что излом ее мог произойти из-за сильного нагревания в результате горения буксового узла. Однако лица, производившие служебное расследование, пришли к выводу, что излом шейки произошел по старой трещине. Следователь назначил техническую экспертизу. Эксперты в своем заключении отметили следующее: «В подшипнике буксы имеются следы горения. Почти вся трущаяся поверхность покрыта очень твердым слоем, представляющим собой спекшуюся смесь мелких частиц бронзы, окислов железа и продуктов горения смазки, состояние буксы и вкладыша указывает на имевшийся сильный нагрев. Поверхность излома шейки темная, окислившаяся. Старой трещины на шейке не обнаружено».

Таким образом, предположение специалиста в дальнейшем подтвердила техническая экспертиза.

Учитывая специфику и сложность подбора специалистов для проведения неотложных следственных действий и экспертиз по уголовным делам о крушениях и авариях, в следственных управлениях на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации целесообразно иметь список специалистов в различных сферах железнодорожного транспорта, которые могут быть в необходимых случаях приглашены.

Необходимы также такие эксперты, как технологи, строители, специалисты по расчетам оборудования на прочность, по коррозии металлов и сплавов, по контрольно-измерительным приборам и автоматике, специальные познания которых необходимы как при осмотре места происшествия, так и для производства судебных экспертиз. Помощь в подборе таких специалистов могут оказать эксперты государственных судебно-экспертных учреждений.

Например, при расследовании катастрофы двух поездов на территории Иглинского района Башкирии к осмотру места происшествия были приглашены специалисты из Московского института железнодорожного транспорта с кафедры «Вагон и вагонное хозяйство». На разрешение специалистов были поставлены вопросы: с какой скоростью следовали поезда N 211 и 212 до момента взрыва; на каком участке пути произошла встреча их локомотивов; в течение какого времени поезда произвели полную остановку.

Для решения этих вопросов необходимо было в первую очередь четко зафиксировать расположение подвижных составов на железнодорожных путях после катастрофы. Проведенными осмотром и специальными исследованиями было установлено точное местонахождение пассажирских поездов на момент их встречи, взрыва и после него, отраженное в прилагаемых к протоколу схемах.

Для быстрой и наглядной фиксации процесса и результатов осмотра места происшествия используются в первую очередь фотосъемка и видеозапись.

Особенно необходимо проводить видеозапись в тех случаях, когда имеется вероятность исчезновения или повреждения следов и вещественных доказательств в связи с производством восстановительных работ и под действием неблагоприятных метеорологических условий. Время для осмотра в этих обстоятельствах весьма ограничено, поэтому важно зафиксировать максимум информации о состоянии места происшествия и его деталях. Наиболее эффективное использование видеозаписи возможно тогда, когда следователь работает в тесном контакте с прокурором-криминалистом, который обладает определенными навыками и приемами видеозаписи. Кроме оказания технической помощи, прокурор-криминалист по ходу осмотра может оказать значительную методическую и организационную помощь.

Место крушения или аварии должно быть зафиксировано не только с помощью фото-, видеозаписи, но и графически путем составления схем. На них показывается расположение подвижного состава, потерпевшего крушение, взаимоположение отдельных его единиц, а также тех или иных железнодорожных устройств и предметов с указанием необходимых расстояний. Такой способ дает возможность воспроизвести обстановку в одном масштабе.

Если крушение произошло на станции, для составления схематического плана могут быть использованы масштабная схема станции или выкопировки отдельных участков этой схемы. Если на перегоне, то для составления плана может быть использована выкопировка из плана железнодорожной линии данного участка пути, имеющегося у администрации дистанции пути. Все эти планы содержат условные знаки, которые могут использоваться при составлении схем от руки.

Выбоины, вмятины, сколы и другие вдавленные следы на рельсах и элементах подвижного состава могут быть зафиксированы путем снятия слепков с помощью полимерной пасты «К» или пластилина.

С поверхностей изломавшихся частей нужно сделать оттиск на свинцовой фольге. Фольга накладывается на поверхность излома и равномерно вдавливается валиком или пальцами. Все обнаруженные неисправности и следы должны быть описаны в протоколе осмотра места происшествия и сфотографированы с подробным указанием их конфигурации, размеров, направления, расположения и т.д. Однако делать какие-то выводы о причинах их возникновения и фиксировать это в протоколе нельзя.

Учитывая условия быстро меняющейся обстановки и оперативность, которую должен проявить следователь при осмотре места происшествия, целесообразно использовать диктофон (магнитофон), на который наговаривается следователем и специалистами все то, что обнаружено при осмотре. Затем в присутствии понятых воспроизвести записанное и составить протокол осмотра.

Видеозапись целесообразно также использовать для фиксирования показаний очевидцев, пострадавших, подозреваемых на месте осмотра железнодорожного происшествия, особенно по делам о взрывах. С помощью фото-, видеозаписи фиксируются трупы и фрагменты тел пострадавших, следы взрыва, пожара, обрушения зданий, а также иных предметов, которые могут иметь значение вещественных доказательств и позволить в дальнейшем сделать правильный вывод о причине происшествия.

В тех случаях, когда место происшествия занимает значительную территорию или располагается на сильно пересеченной, холмистой, покрытой лесом и кустарником местности, для ее фиксации целесообразно использовать аэрофотосъемку. В случае крупномасштабных последствий происшествия она может использоваться для получения ориентирующих и обзорных снимков места железнодорожного происшествия.

Например, обзорный снимок места взрыва паров газа, образовавшихся вследствие неисправности газопровода в Башкирии, выполненный с вертолета, позволил зафиксировать общую площадь поражения, составившую 2,5 квадратного километра, а также получить криминалистически значимые признаки, свидетельствующие о механизме взрыва и его последствиях.

Положительным примером использования при осмотре места происшествия специалистов-взрывотехников является следующий.

На практике нередко пренебрегают данной рекомендацией, о чем свидетельствуют результаты осмотра места подрыва «Невского экспресса».

Устранение опасности повторного взрыва относится к первоочередным действиям на месте происшествия.

В случае опасности повторного взрыва все участники осмотра места происшествия должны быть удалены на безопасное расстояние. Радиус безопасного удаления, возможность продолжения работ и степень опасности обнаруживаемых взрывоопасных объектов определяются специалистами в области взрывного дела.

Характер транспортного происшествия предопределяет особенности образования следов, а также иных материальных последствий преступления. К их числу относятся:

Каждый сектор и вагоны подвижного состава осматривались отдельным следователем, за каждым из них были закреплены понятые и специалист-криминалист, который применял криминалистическую технику с целью фиксации и изъятия объектов. За следователями, осматривавшими секторы с трупами (таких было шесть секторов), кроме специалиста-криминалиста и понятых был закреплен судебный медицинский эксперт.

Перед началом осмотров были определены основные ориентиры и выполнены замеры расстояний для привязки осматриваемых объектов к прилегающей местности.

В качестве понятых можно привлекать военнослужащих из оцепления места происшествия, сотрудников МЧС, местных жителей, не являющихся очевидцами происшествия, в крайнем случае работников железнодорожного транспорта, не имеющих непосредственного отношения к расследуемому событию.

В связи с производством восстановительных работ следует быстро зафиксировать на фото-, видеоаппаратуру общую обстановку, а также отдельные участки и объекты, которые могут быть изменены в ходе этих работ. Ориентирующую съемку рекомендуется производить с четырех точек: справа и слева от полотна, а также вдоль его с противоположных сторон.

Обзорную съемку места происшествия целесообразно производить минимальным составом и быстро. Например, следователем, специалистом-криминалистом или взрывотехником и понятыми, и, как правило, в руки при этом ничего с места происшествия брать не рекомендуется.

На данной стадии осмотра места железнодорожного происшествия решаются следующие задачи:

На стадии детального осмотра места железнодорожного происшествия осуществляются:

Взяты пробы грунта в очаге взрыва и сделаны ацетоновые смывы с рельс и разрушенных бетонных шпал с целью установления типа и марки примененного взрывчатого вещества.

Все обнаруженные следы и предметы были описаны в протоколе осмотра места происшествия с указанием формы, размеров и вида материала, положения их на месте взрыва, сфотографированы по правилам узловой и детальной фотосъемки, отмечено их местонахождение на план-схеме.

Например, при осмотре места взрыва в челябинском трамвае прокурор-криминалист оставил свой отпечаток пальца на обнаруженной детали от примененного самодельного взрывного устройства. Данное обстоятельство существенно осложнило дальнейший поиск террориста.

При обнаружении на месте происшествия воронки от взрыва производится ее фотографирование, описываются форма, вид грунта и характер рыхления, а также осуществляется замер глубины воронки, ширины гребня, глубины рыхления дна воронки.

Особенно тщательно исследуется местность в направлении действия ударной волны, куда более всего отбрасываются остатки ВУ и другие предметы, имеющие отношение к расследуемому происшествию. Направление ударной волны определяется визуально по форме воронки, выбросу грунта, изгибам металлических конструкций и т.п.

Для обнаружения максимального количества остатков ВУ в центре взрыва и близлежащих зонах производится разбор запалов, перемещение и просеивание через сито или иную сетку большого количества грунта и других сыпучих материалов, сбор пыли, грязи, мусора и растапливание снега. Собранные объекты подвергаются тщательному осмотру. При этом применяются металлоискатели, магниты, лупы, специальные пылесосы и другие криминалистические средства.

С целью дальнейшего исследования микрочастиц взрывчатого вещества (ВВ) берутся пробы грунта с поверхностного слоя гребня, откоса и дна воронки. Каждую пробу грунта или воды упаковывают отдельно, а на бирках к ним указывают порядковый номер, место и время изъятия образца. Берется также контрольный образец грунта, воды или растительности в тех местах, где исключается попадание остатков примененного ВВ (из-под камня, из-под преграды и тому подобных мест).

На упаковочные средства прикрепляют этикетки с указанием названия предполагаемого вещества, места изъятия, даты и времени изъятия, фамилии и инициалов следователя и понятых, затем опечатывают или пломбируют. В сопроводительной к упакованным веществам и материалам указывают условия их изъятия, температуру и влажность воздуха, а также предполагаемые пожаро-взрывоопасные и токсичные свойства. Количество отбираемых веществ и материалов определяется специалистом в каждом конкретном случае отдельно.

В ходе обследования мест железнодорожных происшествий особо пристальное внимание необходимо уделять осмотру трупов, фрагментов тел, их изъятию и упаковке.

При осмотре трупа на месте происшествия необходимо определить и фиксировать:

а) наличие, локализацию, форму и размеры дефектов тканей, отрывов и других повреждений тела;

б) копоть и следы термического действия на теле (отметив сторону их наибольшей выраженности);

в) соответствие повреждений тела и повреждений одежды;

Некоторые правила и приемы изъятия и упаковки объектов при осмотре трупа:

При обнаружении трупов на различных участках места происшествия необходимо зафиксировать их местоположение. Для этого определяются координаты расположения, ориентация тела по отношению к центру взрыва, поза трупа с фиксацией в протоколе осмотра и фото-, видеосъемкой, с обязательным отражением на плане или схеме.

Если возникает сомнение в принадлежности фрагментов одному человеку, необходимо исключить их упаковку в один пакет. В противном случае существенно затрудняется идентификация останков потерпевших. Упаковка изъятого биологического материала обозначается в строгом соответствии с фиксацией в протоколе осмотра и указанием номера сектора, где они были обнаружены.

Следователями в протоколах фиксировались положение трупа с привязкой к местности, его поза, телесные повреждения с указанием максимального участка поражения органов и тканей (с целью последующего определения его местонахождения в момент взрыва, центра взрыва, мощности приведенного в действие взрывного устройства), подробно описывалась одежда погибших (для последующей идентификации их личности). Из карманов одежды каждого трупа изымались все предметы, в частности документы, удостоверяющие личность, деньги, ювелирные изделия, иные ценности, которые упаковывались в отдельные пакеты с пояснительными надписями и присвоением пакетам номеров трупов. Последующая эвакуация трупов и частей тел с места происшествия производилась вместе с бирками с указанием номеров трупов. Места обнаружения трупов следователями фиксировались на схеме.

Профессионально грамотные действия следователя и криминалистов позволили установить механизм взрыва и идентифицировать трупы.

Источник

Распоряжение ОАО «РЖД» от 20.08.2009 N 1754р (ред. от 08.09.2014) «Об утверждении Инструкции об организации расследования и учета несчастных случаев с людьми, не связанных с производством, происшедших в зоне движения поездов»

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 августа 2009 г. N 1754р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
С ЛЮДЬМИ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ПРОИЗВОДСТВОМ, ПРОИСШЕДШИХ
В ЗОНЕ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

В целях приведения существующего в филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД» порядка расследования и учета случаев травмирования граждан в соответствие с Положением о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 июля 2008 года N 97:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2010 года прилагаемую Инструкцию об организации расследования и учета несчастных случаев с людьми, не связанных с производством, происшедших в зоне движения поездов.

2. Начальнику Департамента по организационно штатным вопросам Костенец И.А., начальнику Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Черкасову В.В. предусмотреть:

2.1. при реформировании структуры управления ОАО «РЖД» в Дирекции инфраструктуры функции по расследованию и учету несчастных случаев с гражданами, а также по организации и проведению профилактической работы по предупреждению травматизма граждан;

2.2. во вновь создаваемых филиалах должности специалистов для выполнения требований нормативно-правовых актов Российской Федерации и функций, указанных в пункте 2.1.

3. Начальнику Департамента электрификации и электроснабжения Федотову С.А. обеспечить организацию в хозяйстве электрификации и электроснабжения расследования и учета случаев травмирования электрическим током граждан, не связанных с производством.

4. Руководителям филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД»:

а) данную Инструкцию довести до сведения причастных работников;

б) организовать работу по профилактике непроизводственного травматизма, проведению служебного расследования и учета случаев травмирования граждан, в соответствии с утвержденной Инструкцией.

Старший вице-президент ОАО «РЖД»
В.А.ГАПАНОВИЧ

Утверждена
Распоряжением ОАО «РЖД»
от 20.08.2009 N 1754р

ИНСТРУКЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
С ЛЮДЬМИ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ПРОИЗВОДСТВОМ, ПРОИСШЕДШИХ
В ЗОНЕ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

2. Настоящая Инструкция устанавливает порядок:

организации работы по предупреждению несчастных случаев с гражданами в зоне движения поездов;

3. Инструкция распространяется на все филиалы и структурные подразделения ОАО «РЖД».

4. Инструкция применяется при служебном расследовании и учете несчастных случаев с гражданами в результате воздействия движущегося железнодорожного подвижного состава, в том числе:

наезда подвижного состава;

падения с подвижного состава во время его движения;

зажатия автоматическими дверями при посадке (высадке) пассажиров;

зажатия (падения) между подвижным составом и искусственным сооружением.

5. Задачами служебного расследования являются:

установление обстоятельств и причин транспортного происшествия;

оформление материалов служебного расследования.

6. Данная инструкция применяется также при расследовании транспортных происшествий с работниками филиалов ОАО «РЖД», произошедших в нерабочее время.

II. Порядок информирования о случаях транспортных
происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью
граждан движущимся железнодорожным подвижным составом

7. Передача сообщения о случаях транспортного происшествия или обнаружения травмированного (погибшего) человека осуществляется незамедлительно любыми доступными средствами связи в следующем порядке:

а) локомотивная бригада, водитель ССПС и другого самоходного подвижного состава сообщают дежурному по железнодорожной станции или поездному диспетчеру (при транспортном происшествии или обнаружении травмированного на железнодорожной станции), дежурному ближайшей железнодорожной станции или поездному диспетчеру (при транспортном происшествии на перегоне);

в) другие работники ОАО «РЖД» при обнаружении пострадавшего (погибшего), а также при получении информации от очевидцев транспортного происшествия сообщают дежурному ближайшей железнодорожной станции или своему непосредственному руководителю, который в свою очередь полученную информацию передает дежурному по станции;

г) дежурный по железнодорожной станции при получении информации о несчастном случае с гражданами в зоне движения поездов сообщает:

в линейное отделение внутренних дел на железнодорожном транспорте;

дежурному по структурному подразделению ОАО «РЖД» или владельцу объекта инфраструктуры, на территории которого произошел случай;

д) поездной диспетчер передает полученную информацию:

старшему диспетчеру по управлению перевозками диспетчерского центра управления перевозками;

в адреса, указанные в подпункте г), в случае нахождения железнодорожной станции на диспетчерском управлении и при поступлении информации о несчастном случае от локомотивной бригады;

е) старший диспетчер по управлению перевозками диспетчерского центра управления перевозками при получении информации о несчастном случае с гражданами в зоне движения поездов передает ее дежурному по Центру управления содержанием инфраструктуры или дежурному по подразделению функционального филиала или иного структурного подразделения ОАО «РЖД», осуществляющего свою деятельность в границах железной дороги, на территории которого произошел несчастный случай;

ж) дежурный по Центру управления содержанием инфраструктуры или дежурный по подразделению функционального филиала (иного структурного подразделения ОАО «РЖД») при получении информации о несчастном случае в соответствии с установленным в филиале порядком передает ее руководству филиала;

з) дирекция инфраструктуры, подразделение функционального филиала или иное структурное подразделение ОАО «РЖД», осуществляющее свою деятельность в границах железной дороги, на территории которого произошел несчастный случай, направляет в Службу охраны труда и промышленной безопасности железной дороги информацию о несчастном случае в порядке, установленном руководством железной дороги;

и) дирекция инфраструктуры, подразделение функционального филиала или иное структурное подразделение ОАО «РЖД», осуществляющее свою деятельность в границах железной дороги, на территории которого произошел несчастный случай, в течение одних суток с даты происшествия направляет информацию в Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, в Службу охраны труда и промышленной безопасности железной дороги, соответствующую Центральную дирекцию, которая, в свою очередь, информирует курирующего данное направление вице-президента ОАО «РЖД» о групповом несчастном случае с гражданами в зоне движения поездов, связанном с причинением вреда жизни или здоровью двум и более гражданам, движущимся подвижным составом, а также о несчастном случае, связанном с причинением вреда жизни или здоровью граждан движущимся скоростным (высокоскоростным) подвижным составом.

8. Руководитель структурного подразделения, на территории которого произошло транспортное происшествие, в течение 3-х суток с момента получения информации о несчастном случае организовывает его расследование и отправляет телеграфной или факсимильной связью сообщение причастным подразделениям ОАО «РЖД», при необходимости, другим участникам перевозочного процесса.

В сообщении указывается:

а) дата, время и место транспортного происшествия (с указанием километра и пикета);

б) количество травмированных (погибших) граждан;

г) предварительные обстоятельства транспортного происшествия или обнаружения граждан;

д) номер, тип (пассажирский, грузовой, пригородный) поезда, совершившего наезд, депо приписки локомотива и локомотивной бригады.

9. В каждом структурном подразделении, филиале устанавливается локальным нормативным документом порядок информирования руководителей структурных подразделений, филиалов по случаям транспортных происшествий.

10. Ответственными за организацию своевременной передачи информации о транспортном происшествии в структурных подразделениях, филиалах ОАО «РЖД» являются руководители этих подразделений.

III. Порядок действий на месте транспортного происшествия,
повлекшего причинение вреда жизни или здоровью граждан
движущимся железнодорожным подвижным составом

11. Работники ОАО «РЖД», кроме работников, обслуживающих пассажирские скоростные поезда в пути следования, при транспортном происшествии или обнаружении травмированного человека на железнодорожных путях общего и необщего пользования или в полосе отвода организуют:

а) оказание помощи травмированному человеку;

б) вызов скорой медицинской помощи;

в) отправку пострадавшего до ближайшей железнодорожной станции при невозможности прибытия на место травмирования медицинских работников;

д) фиксирование данных о пострадавшем и очевидцах транспортного происшествия.

12. Руководитель подразделения (начальник участка (цеха), дорожный мастер и др.), на территории которого произошло транспортное происшествие, проводит первичный осмотр места происшествия.

При осмотре места транспортного происшествия обращается внимание на расположение подвижного состава (локомотива, вагонов), состояние пешеходных переходов, расположенных в одном уровне с железнодорожными путями, ограждения зоны движения поездов, искусственных сооружений, предметов, имеющих отношение к данному происшествию, маршрутов подхода к месту происшествия, наличие информационных знаков и предупреждающих плакатов и т.д.

По результатам осмотра транспортного происшествия:

— составляется схема нахождения пострадавшего и расположение подвижного состава в момент случая травмирования граждан и после него;

— составляются акты осмотра места транспортного происшествия, прилегающей территории и объектов инфраструктуры;

— собираются объяснения очевидцев происшествия и пострадавших (по возможности);

— фиксируются данные о пострадавшем и очевидцах транспортного происшествия;

— фиксируются погодные условия и время суток в момент травмирования граждан.

IV. Порядок расследования транспортных происшествий,
повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан
движущимся железнодорожным подвижным составом

13. Для служебного расследования случаев транспортных происшествий руководителем структурного подразделения, на территории которого произошло данное транспортное происшествие, формируется комиссия (в составе не менее 3-х человек).

14. Для участия в служебном расследовании в состав комиссии приглашаются представители органов внутренних дел на железнодорожном транспорте, сторонних организаций (при необходимости), владельца объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта или железнодорожного подвижного состава, не входящих в структуру ОАО «РЖД».

оператор, участвующий в осуществлении перевозочного процесса по железным дорогам ОАО «РЖД»;

перевозчик, принявший на себя обязательства перед пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями по выполнению перевозки с использованием железных дорог ОАО «РЖД»;

строительно-монтажная или ремонтная организация, сдавшая законченные строительством или отремонтировавшая объекты инфраструктуры ОАО «РЖД», железнодорожный подвижной состав в пределах срока гарантийных обязательств перед ОАО «РЖД»;

организация, выполняющая техническое обслуживание технических средств, устройств, сооружений железных дорог ОАО «РЖД» на правах аутсорсинга или ином праве.

15. В комиссию по служебному расследованию транспортного происшествия, произошедшего с работниками филиала ОАО «РЖД», приглашается представитель подразделения, работником которого является травмированный.

16. Транспортные происшествия расследуются филиалами по месту происшествия:

17. В процессе служебного расследования выясняется и документально оформляется:

а) объяснения очевидцев происшествия и пострадавших (по возможности);

б) данные расшифровки скоростемерной ленты локомотива, модуля памяти или кассеты регистрации параметров движения поезда о времени и скорости при наезде (столкновении), режиме торможения и тормозном пути (данные предоставляются балансодержателем или запрашиваются у владельца подвижного состава);

в) данные о зоне видимости движения локомотива в месте транспортного происшествия (справка);

г) сведения о лицах, управлявших железнодорожным подвижным составом, их объяснения, заключение об их медицинском освидетельствовании, проведенном в установленном порядке (справка представляется депо приписки локомотивной бригады, балансодержателем или запрашиваются у владельца подвижного состава);

д) действия лиц, управлявших железнодорожным подвижным составом, при следовании поезда и принимаемые меры к предотвращению транспортного происшествия (справка);

е) техническое состояние железнодорожного подвижного состава (справка);

ж) акты осмотра места транспортного происшествия, прилегающей территории и объектов инфраструктуры, наличие и состояние предупреждающих знаков.

Если транспортное происшествие произошло в темное время суток, то отражается состояние освещения места травмирования (гибели).

18. Служебное расследование транспортного происшествия (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится в течение 5 дней. Служебное расследование транспортного происшествия (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, или транспортного происшествия (в том числе группового) со смертельным исходом проводится в течение 15 дней.

V. Порядок оформления материалов служебного
расследования транспортных происшествий, повлекших
причинение вреда жизни или здоровью граждан движущимся
железнодорожным подвижным составом

19. На основании материалов служебного расследования составляется акт служебного расследования транспортного происшествия (Приложение 1).

20. Материалы по служебному расследованию транспортного происшествия должны содержать следующие документы:

адресную телеграмму о транспортном происшествии;

акт служебного расследования;

акт осмотра места транспортного происшествия, прилегающей территории и объектов инфраструктуры, имеющих значение при установлении причин случая травмирования граждан, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан;

результаты расшифровки скоростемерной ленты локомотива, модуля памяти или кассеты регистрации параметров движения поезда, причинившего вред жизни или здоровью граждан;

справки о техническом состоянии железнодорожного подвижного состава, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеющих отношение к расследуемому транспортному происшествию, наличия и состояния предупреждающих знаков;

сведения о погодных условиях, зафиксированных на момент происшествия;

сведения о лицах, управлявших железнодорожным подвижным составом, их объяснения, заключение об их медицинском освидетельствовании, проведенном в установленном порядке;

объяснения очевидцев происшествия и пострадавших (по возможности);

список пострадавших с указанием их домашнего адреса и места работы;

дополнительно запрашивается заключение органов внутренних дел на транспорте об установлении признаков преступления, самоубийства или опознания неизвестного пострадавшего, которое в дальнейшем приобщается к материалам расследования.

21. Акты, справки, схемы, эскизы, результаты проведенных экспериментов и другие документы подписываются лицами, составившими и представившими данные документы, и членами комиссии.

22. Акт служебного расследования составляется на каждого травмированного (погибшего), в том числе и при групповом случае травмирования (гибели) граждан, и подписывается всеми членами комиссии.

23. В случае несогласия кого-либо из членов комиссии с результатами расследования данное лицо подписывает акт и прилагает обоснования несогласия.

24. Подписанные членами комиссии акты служебного расследования транспортного происшествия направляются:

руководителям филиалов, организаций, принимавших участие в расследовании транспортного происшествия;

в службу (отдел) филиала, ведающую вопросами предупреждения несчастных случаев с гражданами в зоне движения поездов, осуществляющую взаимодействие со страховыми организациями;

в адрес пострадавшего или его родственников (по требованию).

25. При причастности сторонних организаций к транспортному происшествию структурные подразделения, проводящие служебное расследование, приглашают представителей этих организаций (телеграммой, факсом, телефонограммой) принять участие в служебном расследовании транспортного происшествия.

26. Представителю сторонней организации, прибывшему на служебное расследование, предоставляется возможность участвовать в служебном расследовании с правом подписания материалов расследования.

27. В случае отказа от участия в служебном расследовании или неприбытия на расследование представителя сторонней организации в акте служебного расследования делается отметка об отсутствии представителя указанной организации.

29. Ответственным за организацию служебного расследования транспортного происшествия, своевременность и правильность оформления материалов расследования и их сохранность является руководитель филиала, на территории которого они произошли.

VI. Порядок учета транспортных происшествий,
повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан
движущимся железнодорожным подвижным составом,
и предоставления отчетности

30. Структурные подразделения, филиалы ОАО «РЖД», проводящие расследование, в течение 3 суток с момента получения информации о транспортных происшествиях, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, обеспечивают их регистрацию в журнале формы ТНУ-20 и ввод данных в АСУ Травматизм.

Введенные данные корректируются по завершении служебного расследования.

32. Случаи транспортных происшествий учитываются филиалами ОАО «РЖД» по месту происшествия:

случаи зажатия (падения) между подвижным составом и искусственным сооружением балансодержателями, владельцами или арендаторами этих путей, если в результате расследования не установлена вина других хозяйств по неудовлетворительному содержанию объектов транспортной инфраструктуры, повлекшей случай травмирования;

все спорные случаи транспортных происшествий рассматриваются заместителями главных инженеров железных дорог по территориальному управлению.

33. Руководители филиалов ежемесячно обеспечивают сверку данных о травмированных гражданах с данными органов внутренних дел на транспорте.

34. Структурные подразделения, филиалы по запросу органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставляют данные о транспортных происшествиях.

35. Отчетность о транспортных происшествиях (несчастных случаях с гражданами в зоне движения поездов) осуществляется в соответствии с формами и порядком, установленными ОАО «РЖД».

VII. Организация работы по предупреждению транспортных
происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью
граждан движущимся железнодорожным подвижным составом

36. По результатам служебных расследований транспортных происшествий проводится анализ причин несчастных случаев.

37. На основе анализа структурными подразделениями, филиалами ОАО «РЖД» разрабатываются организационные и технические мероприятия по предупреждению несчастных случаев с гражданами в зоне движения поездов.

38. Организационные мероприятия включают в себя:

проведение среди населения информационной работы о соблюдении требований правил безопасности граждан в зонах повышенной опасности, проезда и перехода через железнодорожные пути, используя для этого средства массовой информации, в том числе печать, радио, кино, телевидение, видеодисплеи в местах массового нахождения граждан и др.;

разработку, тиражирование и распространение среди граждан, детей, учащихся памяток, буклетов и др. по безопасному нахождению на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта;

проведение совместных рейдов с органами внутренних дел на транспорте и работниками ФГП Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации.

39. Технические мероприятия включают в себя:

строительство (реконструкцию) пешеходных мостов, тоннелей, пешеходных переходов в одном уровне с железнодорожными путями, пассажирских платформ;

капитальный ремонт пешеходных мостов, тоннелей, пешеходных переходов в одном уровне с железнодорожными путями, пассажирских платформ;

ограждений зоны движения поездов;

оборудование речевыми информаторами о приближении поезда;

оборудование системами световой и звуковой сигнализации о приближении поезда у пешеходных переходов;

установку предупредительных знаков, плакатов по безопасности граждан;

вырубка растительности в зоне видимости пешеходного перехода;

нанесение на пассажирских платформах линий (полос) безопасности.

40. В целях предупреждения несчастных случаев структурные подразделения, филиалы на основе разработанных организационно-технических мероприятий формируют, в том числе в АСУ Травматизм, и реализуют годовые планы по предупреждению несчастных случаев с гражданами в зоне движения поездов.

41. Годовые планы организационно-технических мероприятий утверждаются руководством филиала и направляются в Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» для обобщения и контроля за их выполнением.

42. Контроль выполнения мероприятий по предупреждению несчастных случаев с гражданами в зоне движения поездов проводится при проведении комиссионных осмотров и проверках структурных подразделений ОАО «РЖД».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *