На что обращать внимание при приеме на работу сотрудника
На что обращать внимание на собеседовании с кандидатом
Как выбрать самого достойного кандидата? Помимо оценки профессиональных навыков (hard skills) и личностных качеств (soft skills), во время собеседования также стоит обратить внимание и на некоторые важные нюансы, которые помогут составить наиболее полную картину о рассматриваемом кандидате. Конечно, не надо превращать собеседование в сцену из сериала «Обмани меня», но и игнорировать важные «звоночки» не стоит.
Частая смена работы/сферы деятельности
Если ни на одном из мест работы кандидат не задерживался надолго, это повод задуматься о его надежности. Скорее всего, и из вашей компании он уйдет так же быстро. И здесь важно не только то, как скоро новый сотрудник подаст заявление на увольнение, но и по каким причинам.
Частая смена работы может говорить о конфликтности, сложности характера, то есть о наличии тех человеческих качеств, которые негативно влияют на рабочий процесс. Из-за этого кандидату не удается влиться в коллектив, случаются споры и недовольства, что приводит к смене работы.
Обращайте внимание и на сферы деятельности, в которых работал кандидат. Кардинально разные направления в работе могут говорить о том, что человеку трудно определиться, он быстро перегорает, бросает дела на полпути, «прыгая» от одной должности к абсолютно другой.
Общие, заезженные фразы в ответах
Пространные ответы на вопросы, касающиеся профессиональных навыков и квалификации, зачастую говорят о недостаточном опыте кандидата. Интервьюируемый пытается уйти от ответа, «заболтав» собеседника или стараясь выкрутиться общими фразами. Хорошее описание для таких ответов — «льет воду».
Сюда же можно отнести и чрезмерное использование сложных профессиональных терминов там, где можно сказать проще и компактнее. Именно так недостаточно опытный кандидат пытается «пустить пыль в глаза».
Тематика рассуждений кандидата
Задайте соискателю открытый вопрос из разряда «расскажите о себе» и обратите внимание на то, про что в первую очередь он начнет говорить. Если кандидат сфокусирован на личной жизни (супруге, детях), то у такого кандидата на первом месте стоит семья. Это значит, что для него будет неприемлем плавающий график, он будет нервничать на переработках и в длительных командировках. Если предлагаемая должность подразумевает все вышеописанное, то данный соискатель — не лучший кандидат на эту работу.
Если же кандидат сразу начинает рассказывать о своей карьере, то для него важны рост и профессиональное развитие. Такому человеку не подойдет должность, не предполагающая активного продвижения по карьерной лестнице — сотрудник быстро потеряет мотивацию и его продуктивность снизится, не раскрыв весь потенциал работника.
Фокус на дипломах и достижениях
Обратите внимание на то, какой акцент делает соискатель, рассказывая о прохождении курсов, тренингов, семинаров и т.п. Если кандидат подчеркнуто упоминает именно наличие дипломов, сертификатов, полученных званий, то это может говорить о его неуверенности в собственном профессионализме. Если же наличие того или иного звания для кандидата менее важно, чем сам факт прохождения курса/тренинга, получения определенных знаний и навыков, то это хороший знак — перед вами профессионал, заинтересованный в повышении своего уровня.
Отсутствие вопросов про место работы
Опытный и уверенный в себе кандидат никогда не стесняется задавать интересующие его вопросы про вакансию. Отсутствие вопросов может говорить только о трех вещах:
1) вы крайне исчерпывающе рассказали о работе сами;
2) кандидат не имеет достаточного опыта, а потому просто не знает, какие вопросы задавать;
3) кандидат слишком стеснителен и находится в позиции «просящего».
Последнее является негативным фактором для тех видов должностей, которые подразумевают общение с людьми, принятие ответственных решений, наличие подчиненных, продажи и т.п.
Излишняя деловитость
Некоторые кандидаты, особенно на высокопоставленные и руководящие должности, любят набивать себе цену, создавая впечатление крайне делового человека. Такие соискатели могут демонстративно вести деловые разговоры по телефону во время ожидания приглашения на собеседование (или даже во время собеседования), акцентировать внимание на дорогих гаджетах, делать намеки на отсутствие у них свободного времени.
Не дайте себя обмануть — грамотный руководитель/высокопоставленный специалист обязан не только иметь соответствующие профессиональные навыки, но и обладать такими важными личностными качествами как гибкость, коммуникабельность, манеры. Кроме того, решение рабочих вопросов во время собеседования и вечная спешка говорят об отсутствии у кандидата навыков тайм-менеджмента и самоорганизации
Значительные отклонения в ожидаемой зарплате
Показателем опыта и понимания собственного профессионализма является тот уровень заработной платы, который устанавливает для себя кандидат. Если денежное вознаграждение, ожидаемое соискателем, значительно отклоняется от среднего по рынку уровня, то вам необходимо выяснить истинные причины такого несоответствия.
Возможно кандидат неопытен и занижает свои ожидания, боясь брать большие деньги за ту работу, в качестве которой не уверен. Или же соискатель просто не мониторит рынок, а значит не знает актуальных цен на подобные услуги. Это может говорить о том, что он не развивается как профессионал, так как не «идет в ногу» с той сферой деятельности, в которой работает.
Следите за обновлениями! В одной из следующих статей мы расскажем, как самостоятельно подбирать сотрудников и проводить собеседования.
А чтобы вообще не переживать о подборе сотрудников, обратитесь в Lexintel! Оставьте заявку на бесплатную консультацию с нашим специалистом:
Правила приема на работу: 6 этапов по найму работников
Рассмотрим главные этапы и правила найма работников для создания команды мечты — как подготовить и провести собеседования, на что обращать внимание при разговоре с кандидатом и что делать, чтобы сотрудники не уходили из компании.
Этап 0. Профиль должности
Распространенная ошибка руководителей — не составлять профиль должности. Часто процесс найма происходит так: компании нужен IT-специалист. Руководитель дает задание закрыть вакансию, рекрутер публикует объявление, где указывает должность, фронт работ, условия и выбирает кандидата, исходя из представленных соискателями данных. При таком подходе не всегда можно найти классного специалиста, или найти, но не того. Да и вольется ли он в коллектив и станет членом команды — большой вопрос.
Поэтому важное место среди правил найма работников занимает составление профиля должности — документа с подробным описанием знаний, умений, навыков и черт характера, которыми должен обладать сотрудник в идеале. Подробно — значит развернуто, с указанием дополнительных желательных или обязательных качеств.
«Профиль должности — важный документ, который помогает нанять сотрудника с максимально подходящими качествами. Главное условие: в профиле должности все качества и требования должны быть прописаны очень подробно, вплоть до мельчайших деталей. Это поможет компании сэкономить время и деньги на этапе подбора и интервьюирования сотрудников»
– Анна Девятьярова, HR-эксперт
Обязательные пункты, которые нужно описать в профиле должности:
«Рекомендую выделить в профиле три группы компетенций: «Обязательно», «Желательно», «Будет преимуществом». В группе «Обязательно» — те знания и умения, без которых кандидат не сможет претендовать на должность. В группе «Желательно» — компетенции, которые он сможет развить или приобрести в процессе работы. В категории «Будет преимуществом» — полезные навыки кандидата, которые могут пригодиться в работе. Например, для журналиста — знание дополнительного иностранного языка, для менеджера по продажам — участие в тендерах, для финансового консультанта — опыт работы на валютных биржах»
– Анна Девятьярова, HR-эксперт
Этап 1. Поиск кандидатов
На основании разработанного профиля должности составляют текст вакансии, указывая в ней характер и объем работы, условия найма, необходимые (и) желательные качества соискателя. Чем больше людей увидят вакансию — тем больше шансов найти профессионала.
Где искать специалистов — зависит от вакансии. В некоторых случаях целесообразно искать кандидатов в вузах — предлагать студентам проходить практику, или подключать кадровые агентства и хантинг. Объявления о найме можно публиковать на площадках-агрегаторах вакансий (hh.ru, rabota.ru, Jooble), в социальных сетях, на профильных форумах, в Telegram-каналах.
«Помимо размещения объявлений есть и другие способы: проведение мероприятий в офисе, конкурсы, хакатоны, выступления на конференциях и форумах. Зону поиска специалистов нужно расширять, так больше шансов найти того, кто будет соответствовать необходимым критериям»
– Анна Девятьярова, HR-эксперт
Чтобы определить эффективность площадки — с какого сайта или группы поступило больше обращений, в каждом объявлении указывайте разную почту. Например, для вакансии, опубликованной в сообществе ВКонтакте — rabotaVK@company.com, для опубликованной на HH — rabotahh@company.com. Это пригодится для аналитики. Или используйте программу для автоматизации подбора персонала — она определяет, с какого канала поступило резюме и составляет аналитический отчет.
Этап 2. Составление опросного листа
Этот этап также сэкономит время и деньги, так как после анкетирования часть неподходящих кандидатов отсеется и сними не нужно будет проводить личное собеседование. Анкета помогает узнать больше о кандидате — его привычках, сильных/слабых сторонах, убеждениях или достижениях. Также это дополнительный фактор оценки — если соискатель быстро заполнил и отправил опросник, то он, скорее всего, ответственно подходит к работе и выполняет ее быстро.
«Важно, чтобы в анкете были вопросы, которые не дублируют информацию из резюме и при этом важны для бизнеса. Часто на этом этапе вместо опросного листа дают тестовое задание»
– Анна Девятьярова, HR-эксперт
Что должно быть в опроснике:
Примеры вопросов для оценки личных качеств кандидата.
Для оценки активности кандидата:
Для оценки самостоятельности:
Для оценки ответственности:
Для оценки коммуникабельности:
Вопросы лучше составлять с применением реальных ситуаций, так можно будет проследить логику действий человека и понять мотивы его поступков.
Анкета должна быть максимально лаконичной. Не стоит ее «раздувать» на десятки листов. Если только у вас не супер-секретная организация, где требуется дополнительное одобрение службы безопасности.
Важно: укажите в анкете пункт о согласии со сбором персональных данных согласно 152-ФЗ от 26.06.2006 г.
После анализа и отбора анкет оставшихся кандидатов можно приглашать на личное собеседование.
«Сейчас становится популярным видеоинтервью вместо заполнения анкеты. Получается такая воронка: скрининг резюме → тестовое задание → видеоинтервью → очное собеседование. Вопросы могут быть те же, что и в анкете, но на видео работодатель видит реакцию человека, слышит, как он отвечает, насколько уверен в себе. Это помогает сделать выбор и экономит время — посмотреть видео рекрутер может в любое время»
– Анна Девятьярова, HR-эксперт
Этап 3. Личное собеседование
К личному собеседованию тоже нужно подготовиться — записать основные вопросы, которые нужно задать кандидату, подобрать ситуации, которые нужно решить, чтобы проверить быстроту его реакции и мышление. Можно использовать тесты, логические задачи или задачи, требующие нестандартного решения.
Собеседование проводят в офисе, по скайпу или назначают встречу в неформальной обстановке. При выборе места главное, чтобы вас не отвлекали.
Главное правило собеседования при найме работников — дать выговориться соискателю. Чем больше он скажет, тем точнее вы сможете оценить его. На каждой анкете отмечайте свои мысли по поводу кандидата, что понравилось, что нет, — при принятии решения это вам поможет.
Эксперты Harvard Business Review определили главные качества сотрудников для создания команды мечты:
Важно: делать выбор на основании данных, а не эмоций. Вы выбираете не друга для посиделок, а сотрудника, поэтому на первом месте должны быть компетенции человека, а не симпатия к нему.
Этап 4. Испытательный срок
Обычно кандидат проходит испытательный срок в компании. В условиях реальной работы становится видно, правильный ли вы сделали выбор.
Если вы заметили, что человек не справляется, или он не ладит с коллегами, или халатно относится к своим обязанностям, то не торопитесь его увольнять. Сначала нужно понять причины — может быть, у него конфликт с коллегами, или ему просто не хватает знаний для выполнения задач. А, может быть, он действительно саботирует работу? В зависимости от ответа принимайте решение — обучить, перевести на другую позицию или уволить.
Увольнение — это стресс не только для работника, но и руководителя. Чтобы сгладить неприятное известие и сохранить лояльность сотрудника, нужно увольнять правильно. Так можно избежать многих проблем.
Этап 5. Удержание
Нанять грамотного сотрудника — это половина успеха. Его нужно удержать. По данным компании Deloitte, привлечение нового сотрудника обходится компании в сумму 3-4-х месячной зарплаты старого, поэтому для компании на первое место выходит вопрос мотивации персонала.
Компания Career.ru провела опрос и выяснила, какие факторы мотивируют сотрудников работать в компании. Почти аналогичные данные получила и компания KellyService — сотрудники снизили требования к заработной плате и стали больше внимания уделять рабочей атмосфере.
После материального фактора идут нематериальные — комфортная атмосфера в коллективе, возможности карьерного роста и масштабные и интересные задачи.
По исследованию Hays, 56% профессионалов уходят из компании, потому что не видят возможности для развития. Мотивационные бонусы помогают снизить отток кадров и компенсировать размер заработной платы.
Предложить мотивационные бонусы своим сотрудникам может не только крупная компания, для малого бизнеса есть простые решения вознаграждений для сотрудников, которые помогают увеличить лояльность персонала к работодателю.
Дополнительные факторы мотивации, которые важны для сотрудников:
Задача мотивационной программы — сделать сотрудников счастливыми. А счастливые сотрудники сделают счастливыми клиентов, а, значит, возможностей для развития бизнеса станет больше. Интересно, что для удовлетворенности сотрудникам не нужно больше денег, достаточно делать правильные подарки.
Как работодатель проверяет соискателей перед трудоустройством
Я ходил на собеседование в крупную нефтяную компанию. Мне сказали, что я им подхожу, но мою кандидатуру направят на дальнейшее согласование.
Вот мой вопрос: на что обращают внимание специалисты службы безопасности при трудоустройстве и что может повлиять на их решение?
У меня нет судимости, алиментов, налоговой задолженности и штрафов. Я понимаю, что причина может быть не только в службе безопасности. Возможно, нашелся более подходящий кандидат или отдел кадров сильно загружен, но хотелось бы знать ответ на вышеуказанный вопрос.
Александр, в разных компаниях разные подходы к проверке соискателей. Некоторые работодатели вообще не заморачиваются с этим. Другие же пройдутся по всему генеалогическому древу и узнают о вас то, чего вы и сами не знали.
Не могу сказать, как обстоят дела в нефтяной компании, где вы проходили собеседование. Но есть типичные факторы, на которые обычно обращают внимание работодатели.
На сайте Федеральной службы судебных приставов есть база данных исполнительных производств. Там в открытом доступе лежит информация обо всех должниках, с которых взыскивают деньги судебные приставы. Чтобы найти данные о конкретном человеке, понадобится его фамилия, имя, отчество и дата рождения. Можно и без даты рождения, но тогда есть риск перепутать соискателя с его полным тезкой.
По этой базе можно узнать не только сумму долга, но и откуда она появилась. Отдельно выделены невыплаченные кредиты, налоги и сборы, уголовные и административные штрафы, платежи за услуги связи и ЖКХ.
Для работодателя это важно. Если у работника есть исполнительные производства, то часть его зарплаты — обычно около половины — придется удерживать и перечислять в службу судебных приставов. Большой вопрос, будет ли сотрудник качественно выполнять свои обязанности, получая на руки только 50% зарплаты.
А еще служба безопасности анализирует долги и причины их появления, чтобы определить, соответствует ли кандидат должности и какие риски с ним связаны. Многочисленные штрафы ГИБДД подскажут, что человек не подходит на вакансию водителя. Административные штрафы ОВД говорят о том, что соискатель бурно проводит свободное время.
Если человек проходил процедуру банкротства, то сведения о нем содержатся в специальном реестре.
Иногда проверка соискателя по этому списку не блажь, а необходимость. Дело в том, что банкротам нельзя участвовать в управлении юрлицами в течение определенного времени после завершения процедуры. Срок запрета зависит от вида деятельности организации: если это банк — 10 лет, страховая или микрофинансовая компания — 5 лет, обычная фирма — 3 года.
И если организация ищет сотрудника на руководящую должность, она должна проверять всех соискателей по реестру банкротов. Это не право, а обязанность.
В целом банкротство — негативный фактор для работодателя. Он говорит о том, что человек взял на себя долговые обязательства, которые не смог или не захотел выполнять.
Кредитная история содержит информацию, как человек платит по своим кредитам и займам. Работодатель может получить эти сведения, если заключит договор с бюро кредитных историй и возьмет письменное согласие кандидата на доступ к его кредитному отчету.
В базе судебных приставов видны только проблемные долги, которые уже прошли через суд. А по кредитной истории можно отследить только зарождающиеся проблемы с финансовой дисциплиной. Как оценивать кредитный отчет и нужно ли это вообще — дело конкретного работодателя.
В целом идея такая: организации стараются не допускать к управленческой и финансовой деятельности людей, которые не умеют управлять собственными финансами.
А еще они опасаются, что должник будет:
Т—Ж много писал про кредитные истории, почитайте эти нетленки:
Самый простой для работодателя способ узнать, какой вы сотрудник, — спросить у ваших предыдущих работодателей. Руководители компаний охотно обмениваются подобной информацией.
Обычно интересуют такие вопросы:
Как правило, соискателя просят указать контактных лиц с предыдущей работы, с кем можно пообщаться и навести справки. Бывают случаи, когда кандидат честно рассказывает, что уходил с проблемами. Тогда безопасники обращаются в его прежнюю компанию и узнают мнение другой стороны баррикад. Потом сравнивают мнения и определяются, нужен ли такой сотрудник. Отсюда вывод: лучше расставаться друзьями, а не врагами, ведь бывший работодатель может портить вам жизнь долгие годы.
На некоторые работы запрещено брать людей, которые привлекались к уголовной ответственности. Например, нельзя устроиться на госслужбу, если есть неснятая или непогашенная судимость. Того, кто был осужден за преступление против жизни и здоровья, не возьмут учителем в школу.
Это не единственные примеры. Есть ограничения для работников прокуратуры и авиации, военнослужащих, главных бухгалтеров некоторых видов организаций, полицейских и даже коллекторов.
Если должность предполагает отсутствие судимости и это прописано в законе или трудовом кодексе, работодатель обязан проверить, не имеет ли кандидат криминального прошлого. Для этого он просит соискателя принести справку об отсутствии судимости. Официально работодатель сам такую справку получить не сможет.
Организация не вправе требовать от соискателя справку об отсутствии судимости, если нет ограничений на трудоустройство на вакантную должность с судимостью. А знать-то хочется: вдруг этот человек — серийный убийца, только вчера вышел на свободу, а сегодня пришел на собеседование. Поэтому некоторые работодатели получают информацию о судимости по неофициальным каналам. Это незаконно, но такое бывает. Кстати, иногда на судимость проверяют не только соискателя, но и его родственников.
По информации в соцсетях и постам на форумах можно узнать о соискателе едва ли не больше, чем на собеседовании.
Как-то раз к нам в компанию пытался устроиться один юрист. При личном общении он произвел отличное впечатление, но потом мы полезли смотреть его аккаунты в соцсетях. А там фото, как он в свободное время вырезает ножом у себя на теле руны и вскидывает руку в нацистском приветствии. В общем, мы поняли, что нам чуть-чуть не по пути.
Поэтому два совета:
Сотрудники службы безопасности иногда даже приезжают по месту жительства соискателя и беседуют с его соседями. Проверяющих интересуют такие вопросы:
Бывает, что после собеседования и изучения документов складывается впечатление, что соискатель — милейший человек. Но по итогам опроса бабушек у подъезда выясняется, что он лупит жену, засыпает пьяным на лестничной клетке, а в квартире у него притон.
Но нельзя просто так прийти и начать расспрашивать соседей. Сбор информации о человеке, которая составляет личную или семейную тайну, без его согласия — это преступление. Максимальное наказание — до двух лет лишения свободы.
Поэтому работодатель обязан предварительно получить письменное согласие соискателя на проведение такой проверки — его добавляют к документам, которые дают подписать на собеседовании. Отсюда главное правило юридической грамотности: сначала читайте, потом подписывайте.
В интернете есть сведения о судебных процессах, в которых человек участвовал или участвует в качестве истца или ответчика. На сайтах судов выкладывается информация о движении дел с текстами судебных актов. Еще есть открытые базы, которые объединяют информацию сразу по всем судам, например «СудАкт» и «Правосудие».
Проверяющий смотрит, с кем судится соискатель, что требует, какие доводы приводит. Если он сражается из-за невыплаченной премии с фирмой, из которой ушел, это не очень хорошо для нового работодателя.
Если соискатель — юрист, можно изучить его дела и понять, чьи интересы он представлял, какие процессы выигрывал и проигрывал.
Но в судебных решениях, которые выложены в интернете, нет ни даты рождения, ни паспортных данных истца и ответчика. Обычно есть фамилия, а вместо имени и отчества — инициалы. Поэтому при проверке легко перепутать одного человека с другим. Если работодатель сомневается, тот ли это человек, он может связаться с соискателем и уточнить: «Это вы судились с ООО „Ромашка“ в 2018 году?»
Конечно, этот метод не подходит для проверки людей с распространенными фамилиями: очень сложно найти в базе конкретного Иванова или Петрова.
Работодатель должен убедиться, что соискатель представляет ему подлинные документы. Для этого есть разные способы и сервисы. Например, паспорта проверяют по базе МВД.
Документы о высшем и среднем профессиональном образовании, а также сертификаты о владении русским языком проверяют на подлинность через сервис Рособрнадзора. Так что если мошенник купил поддельный диплом МГУ и пытается устроиться на работу, это быстро выяснится.
Теперь давайте поговорим о том, почему работодатель не дает вам ответ.
Почему работодатель молчит
Александр, компания сообщила, что вы подходите и что они отправили вашу кандидатуру на согласование в Москву. Неизвестно, как все было на самом деле: возможно, так сказали всем соискателям. Например, в столицу ушли 20 анкет, их проверили и выбрали одну — не вашу.
Или действительно процесс принятия решения очень длинный и многоступенчатый. И ваша анкета до сих пор гуляет по кабинетам и ждет подписи какого-нибудь важного человека, который никак не вернется из отпуска.
Вы говорите, что прошло полтора месяца, — это не так много. Например, в полиции срок проверки — 3 месяца с возможностью продления. Не факт, что в крупной нефтяной компании все происходит быстрее. Попробуйте подождать. Опять же, ничто не мешает параллельно рассматривать другие варианты трудоустройства.
Если терпеть уже нет сил, уточните статус рассмотрения вашей кандидатуры — позвоните или напишите письмо работодателю. Если ответят, что вам отказано в трудоустройстве, письменно запросите информацию о причинах отказа. Организация обязана ответить на такой запрос в течение 7 рабочих дней с момента получения.
Запрос можно передать лично под подпись либо отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Причины отказа должны быть связаны с деловыми качествами кандидата и не могут относиться к его полу, возрасту, вероисповеданию, убеждениям, социальному статусу, имущественному или семейному положению, месту жительства. Неправомерный отказ можно обжаловать в суде. Как и в каких случаях это делается, мы уже писали.
Кратко
Нет единой методики, как проверять соискателей. Одни организации действуют так, другие — иначе, а третьи вообще не проверяют.
Работодатели могут запрашивать кредитную историю соискателей, но только с их письменного согласия.
Долги — это минус. Организации придется удерживать часть зарплаты такого работника и перечислять приставам. Есть опасение, что человек за половину зарплаты будет трудиться хуже, чем за целую. Другой риск: такой сотрудник будет думать не о работе, а о том, как спасти свое имущество от приставов и скрыться от коллекторов.
Компании обмениваются информацией о нерадивых или проблемных работниках. Бывший работодатель может годами портить вам жизнь и мешать трудоустроиться.
Есть миллион возможных причин, почему работодатель молчит. Чтобы не гадать, просто спросите.
По требованию соискателя организация должна письменно объяснить причины отказа. Незаконный отказ можно оспорить в суде.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.