На что обратить внимание наблюдателю на выборах
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Выборы Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года
ЧТО НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ПРИ СЕБЕ?
Паспорт или заменяющий его документ; направление на избирательный участок. Также пригодятся ручка, блокнот и калькулятор.
КОГДА НАЧИНАЕТСЯ РАБОТА НАБЛЮДАТЕЛЯ?
ПОЧЕМУ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УИК ОПУСКАЕТ В КОИБ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ ДО НАЧАЛА ГОЛОСОВАНИЯ?
Это проводится в целях тестирования технического оборудования. КОИБ переключается в режим тестирования, и в сканер направляются бюллетени тестового комплекта. Затем сравниваются данные, сформированные КОИБ, и данные теста. Если они совпадают, КОИБ готов к использованию. Тестовые бюллетени изымаются. Устройство переводится в режим голосования.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УИК НЕ РАЗРЕШАЕТ НАБЛЮДАТЕЛЮ ВЕСТИ ФОТО- И (ИЛИ) ВИДЕОСЪЕМКУ С ВЫБРАННОГО ИМ МЕСТА. ПРАВ ЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ?
Председатель прав. Он определит для Вас место, с которого будут видны места выдачи избирательных бюллетеней, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, ящики для голосования, техническое средство подсчета голосов избирателей (при его использовании). Председатель УИК также покажет место для проведения фото- и (или) видеосъемки, где она не будет нарушать тайну голосования и одновременно Вам будет обеспечен обзор помещения для голосования и размещенной в нем информации.
С КАКИМИ ДОКУМЕНТАМИ УИК МОЖНО ВИЗУАЛЬНО ОЗНАКОМИТЬСЯ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ?
КАК УЧИТЫВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ?
Движение избирательных бюллетеней отражается в соответствующих документах. Во-первых, это акт передачи бюллетеней в УИК из территориальной избирательной комиссии, затем – ведомость передачи избирательных бюллетеней членам УИК для выдачи их избирателям. По окончании голосования неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются. Количество бюллетеней, выданных избирателям в ходе голосования, учитывается по списку избирателей. Все эти данные отражаются в соответствующих строках протокола УИК и его увеличенной формы.
НА ОСНОВАНИИ КАКИХ ДОКУМЕНТОВ ВЫДАЕТСЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ?
МОЖНО ЛИ ПО ПРОСЬБЕ ИЗБИРАТЕЛЯ ПОМОЧЬ ЕМУ РАСПИСАТЬСЯ В ПОЛУЧЕНИИ БЮЛЛЕТЕНЯ?
Нет. Наблюдатель не вправе расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня, а также заполнять за него бюллетень.
ИЗБИРАТЕЛЬ ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ БЮЛЛЕТЕНЬ ПОВТОРНО. ИМЕЕТ ЛИ ОН НА ЭТО ПРАВО?
Да, но только если он считает избирательный бюллетень испорченным. В этом случае испорченный бюллетень сразу погашается, в списке избирателей проставляется соответствующая отметка, а избирателю выдается другой бюллетень взамен испорченного.
В КАКОЙ ПЕРИОД МОЖНО ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ О ЖЕЛАНИИ ПРОГОЛОСОВАТЬ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ?
Заявления (устные обращения) могут быть поданы в УИК в любое время в течение 10 дней до дня голосования (с 8 марта 2018 года), но не позднее чем за 6 часов до окончания времени голосования (14 час. 00 мин. 18 марта 2018 года). Заявление, поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).
КОГДА ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УИК ДОЛЖЕН ОБЪЯВИТЬ О ВЫЕЗДЕ ЧЛЕНОВ КОМИССИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ?
Председатель УИК обязан объявить о том, что члены УИК будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам УИК с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.
ЧТО БЕРУТ С СОБОЙ ЧЛЕНЫ УИК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ?
Выездная группа берет с собой реестр (либо заверенную выписку из него), содержащий необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования; заявления избирателей, а также бланки заявлений; бюллетени (общее число получаемых избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 5% число полученных к моменту выезда членов комиссии заявлений (устных обращений), но не менее 2 избирательных бюллетеней); опечатанный (опломбированный) переносной ящик для голосования; письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирательных бюллетеней.
НАБЛЮДАТЕЛЮ ОТКАЗАЛИ В ВЫЕЗДЕ ВМЕСТЕ С ГРУППОЙ ЧЛЕНОВ УИК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ. ПРАВОМОЧНО ЛИ ЭТО?
Каждый наблюдатель имеет право присутствовать при выездном голосовании. Наблюдателю могут отказать только в выезде в одном автомобиле с членами УИК, если в нем не будет хватать места для всех наблюдателей. В этом случае можно выехать по адресам самостоятельно, согласовав маршрут и время с председателем УИК.
КАК ПОСТУПИТЬ, ЕСЛИ ИЗБИРАТЕЛЬ ОТКАЗАЛСЯ ВПУСТИТЬ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ В КВАРТИРУ?
Это его право как гражданина. О факте такого отказа сообщается председателю УИК.
НАБЛЮДАТЕЛЬ ХОТЕЛ ПОМОЧЬ ЧЛЕНАМ УИК РАССОРТИРОВАТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ. ПОЧЕМУ ЕМУ НЕ ПОЗВОЛИЛИ ЭТОГО СДЕЛАТЬ?
Наблюдатель не имеет права принимать непосредственное участие в подсчете голосов избирателей, но он может наблюдать за его проведением.
КОГДА НАЧИНАЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ?
Непосредственный подсчет голосов избирателей начинается после погашения неиспользованных избирательных бюллетеней; работы со списком избирателей; вскрытия ящиков для голосования (сначала переносных, потом стационарных); сортировки избирательных бюллетеней по пачкам за каждого кандидата; внесения в строки протокола УИК об итогах голосования и его увеличенной формы соответствующих данных. После этого начинается непосредственный подсчет голосов избирателей в каждой пачке избирательных бюллетеней.
МОЖЕТ ЛИ НАБЛЮДАТЕЛЬ УЧАСТВОВАТЬ В ИТОГОВОМ ЗАСЕДАНИИ УИК?
Наблюдатель имеет право присутствовать на итоговом заседании УИК. Но наблюдатель не имеет права участвовать в принятии ею решений.
КАК ПОЛУЧИТЬ КОПИЮ ПРОТОКОЛА УИК?
После подписания членами УИК протокола об итогах голосования наблюдатель имеет право получить его заверенную копию. Рекомендуется сообщить о своем желании получить копию председателю, заместителю председателя или секретарю УИК. На копии ставится запись «Верно» или «Копия верна», подпись, фамилия и инициалы только лица, заверяющего копию (председателя, или заместителя председателя, или секретаря УИК), дата и время заверения, печать УИК.
Также Вам необходимо расписаться за получение заверенной копии протокола УИК об итогах голосования в соответствующем реестре, где указываются номер копии, дата и время ее выдачи.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАРУШЕН ХОД ГОЛОСОВАНИЯ ИЛИ ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ?
К факту нарушения надо привлечь внимание председателя УИК и потребовать пресечь нарушение или разъяснить ситуацию. Если реакции не последует, о нарушении следует сообщить представителю кандидата или иного субъекта, назначившего Вас наблюдателем, передав ему соответствующий акт или копию поданной в избирательную комиссию жалобы. Если нарушаются права наблюдателя, с жалобой можно обратиться в вышестоящую комиссию или в суд.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Выборы Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года
ЧТО НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ПРИ СЕБЕ?
Паспорт или заменяющий его документ; направление на избирательный участок. Также пригодятся ручка, блокнот и калькулятор.
КОГДА НАЧИНАЕТСЯ РАБОТА НАБЛЮДАТЕЛЯ?
ПОЧЕМУ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УИК ОПУСКАЕТ В КОИБ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ ДО НАЧАЛА ГОЛОСОВАНИЯ?
Это проводится в целях тестирования технического оборудования. КОИБ переключается в режим тестирования, и в сканер направляются бюллетени тестового комплекта. Затем сравниваются данные, сформированные КОИБ, и данные теста. Если они совпадают, КОИБ готов к использованию. Тестовые бюллетени изымаются. Устройство переводится в режим голосования.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УИК НЕ РАЗРЕШАЕТ НАБЛЮДАТЕЛЮ ВЕСТИ ФОТО- И (ИЛИ) ВИДЕОСЪЕМКУ С ВЫБРАННОГО ИМ МЕСТА. ПРАВ ЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ?
Председатель прав. Он определит для Вас место, с которого будут видны места выдачи избирательных бюллетеней, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, ящики для голосования, техническое средство подсчета голосов избирателей (при его использовании). Председатель УИК также покажет место для проведения фото- и (или) видеосъемки, где она не будет нарушать тайну голосования и одновременно Вам будет обеспечен обзор помещения для голосования и размещенной в нем информации.
С КАКИМИ ДОКУМЕНТАМИ УИК МОЖНО ВИЗУАЛЬНО ОЗНАКОМИТЬСЯ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ?
КАК УЧИТЫВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ?
Движение избирательных бюллетеней отражается в соответствующих документах. Во-первых, это акт передачи бюллетеней в УИК из территориальной избирательной комиссии, затем – ведомость передачи избирательных бюллетеней членам УИК для выдачи их избирателям. По окончании голосования неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются. Количество бюллетеней, выданных избирателям в ходе голосования, учитывается по списку избирателей. Все эти данные отражаются в соответствующих строках протокола УИК и его увеличенной формы.
НА ОСНОВАНИИ КАКИХ ДОКУМЕНТОВ ВЫДАЕТСЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ?
МОЖНО ЛИ ПО ПРОСЬБЕ ИЗБИРАТЕЛЯ ПОМОЧЬ ЕМУ РАСПИСАТЬСЯ В ПОЛУЧЕНИИ БЮЛЛЕТЕНЯ?
Нет. Наблюдатель не вправе расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня, а также заполнять за него бюллетень.
ИЗБИРАТЕЛЬ ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ БЮЛЛЕТЕНЬ ПОВТОРНО. ИМЕЕТ ЛИ ОН НА ЭТО ПРАВО?
Да, но только если он считает избирательный бюллетень испорченным. В этом случае испорченный бюллетень сразу погашается, в списке избирателей проставляется соответствующая отметка, а избирателю выдается другой бюллетень взамен испорченного.
В КАКОЙ ПЕРИОД МОЖНО ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ О ЖЕЛАНИИ ПРОГОЛОСОВАТЬ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ?
Заявления (устные обращения) могут быть поданы в УИК в любое время в течение 10 дней до дня голосования (с 8 марта 2018 года), но не позднее чем за 6 часов до окончания времени голосования (14 час. 00 мин. 18 марта 2018 года). Заявление, поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).
КОГДА ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УИК ДОЛЖЕН ОБЪЯВИТЬ О ВЫЕЗДЕ ЧЛЕНОВ КОМИССИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ?
Председатель УИК обязан объявить о том, что члены УИК будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам УИК с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.
ЧТО БЕРУТ С СОБОЙ ЧЛЕНЫ УИК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ?
Выездная группа берет с собой реестр (либо заверенную выписку из него), содержащий необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования; заявления избирателей, а также бланки заявлений; бюллетени (общее число получаемых избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 5% число полученных к моменту выезда членов комиссии заявлений (устных обращений), но не менее 2 избирательных бюллетеней); опечатанный (опломбированный) переносной ящик для голосования; письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирательных бюллетеней.
НАБЛЮДАТЕЛЮ ОТКАЗАЛИ В ВЫЕЗДЕ ВМЕСТЕ С ГРУППОЙ ЧЛЕНОВ УИК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ. ПРАВОМОЧНО ЛИ ЭТО?
Каждый наблюдатель имеет право присутствовать при выездном голосовании. Наблюдателю могут отказать только в выезде в одном автомобиле с членами УИК, если в нем не будет хватать места для всех наблюдателей. В этом случае можно выехать по адресам самостоятельно, согласовав маршрут и время с председателем УИК.
КАК ПОСТУПИТЬ, ЕСЛИ ИЗБИРАТЕЛЬ ОТКАЗАЛСЯ ВПУСТИТЬ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ В КВАРТИРУ?
Это его право как гражданина. О факте такого отказа сообщается председателю УИК.
НАБЛЮДАТЕЛЬ ХОТЕЛ ПОМОЧЬ ЧЛЕНАМ УИК РАССОРТИРОВАТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ. ПОЧЕМУ ЕМУ НЕ ПОЗВОЛИЛИ ЭТОГО СДЕЛАТЬ?
Наблюдатель не имеет права принимать непосредственное участие в подсчете голосов избирателей, но он может наблюдать за его проведением.
КОГДА НАЧИНАЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ?
Непосредственный подсчет голосов избирателей начинается после погашения неиспользованных избирательных бюллетеней; работы со списком избирателей; вскрытия ящиков для голосования (сначала переносных, потом стационарных); сортировки избирательных бюллетеней по пачкам за каждого кандидата; внесения в строки протокола УИК об итогах голосования и его увеличенной формы соответствующих данных. После этого начинается непосредственный подсчет голосов избирателей в каждой пачке избирательных бюллетеней.
МОЖЕТ ЛИ НАБЛЮДАТЕЛЬ УЧАСТВОВАТЬ В ИТОГОВОМ ЗАСЕДАНИИ УИК?
Наблюдатель имеет право присутствовать на итоговом заседании УИК. Но наблюдатель не имеет права участвовать в принятии ею решений.
КАК ПОЛУЧИТЬ КОПИЮ ПРОТОКОЛА УИК?
После подписания членами УИК протокола об итогах голосования наблюдатель имеет право получить его заверенную копию. Рекомендуется сообщить о своем желании получить копию председателю, заместителю председателя или секретарю УИК. На копии ставится запись «Верно» или «Копия верна», подпись, фамилия и инициалы только лица, заверяющего копию (председателя, или заместителя председателя, или секретаря УИК), дата и время заверения, печать УИК.
Также Вам необходимо расписаться за получение заверенной копии протокола УИК об итогах голосования в соответствующем реестре, где указываются номер копии, дата и время ее выдачи.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАРУШЕН ХОД ГОЛОСОВАНИЯ ИЛИ ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ?
К факту нарушения надо привлечь внимание председателя УИК и потребовать пресечь нарушение или разъяснить ситуацию. Если реакции не последует, о нарушении следует сообщить представителю кандидата или иного субъекта, назначившего Вас наблюдателем, передав ему соответствующий акт или копию поданной в избирательную комиссию жалобы. Если нарушаются права наблюдателя, с жалобой можно обратиться в вышестоящую комиссию или в суд.
На что обратить внимание наблюдателю на выборах
Что должен делать наблюдатель?
Основная обязанность наблюдателя – проследить за соблюдением закона при проведении голосования и подсчета голосов. В случае выявления нарушений наблюдатель должен либо постараться их пресечь, либо зафиксировать (здесь можно ознакомиться с Кратким списком типовых нарушений законодательства на выборах).
Что конкретно должен делать наблюдатель?
Следить за всем происходящим на участке, фиксировать все возможные нарушения, в том числе при помощи фото- и видеосъемки (cогласно Инструкции ЦИК РФ от 17августа 2011 г. № 26/254-6 наблюдатели имеют право вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и не препятствуя работе избирательной комиссии), а также составления различных заявлений и жалоб, и затем, в случае обнаружения серьезных нарушений, подавать жалобы в вышестоящие избирательные комиссии и в суд.
Что конкретно имеет право делать наблюдатель?
а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
б.1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;
в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;
г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;
ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум;
з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.
Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе:
а) присутствовать на заседаниях комиссий;
б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;
в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;
г) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.
Наблюдатель не вправе:
а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;
б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;
ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;
з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
В один и тот же момент времени на одном и том же участке может находиться только один наблюдатель от одного кандидата или партии. Это не относится к членам УИК от того же кандидата или партии.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Избирательная комиссия Вологодской области
ПАМЯТКА для наблюдателя
Наблюдение за выборами, организованное в соответствии с законодательством о выборах, является одним из важных условий открытости и гласности избирательного процесса.
Данная памятка – ориентир для наблюдателей, направленных на соответствующий избирательный участок.
В памятке даны рекомендации по осуществлению наблюдения за соблюдением избирательных прав граждан на основе систематизации многолетней практики работы наблюдателей.
Наблюдение за выборами имеет важное значение для повышения доверия к избирательному процессу, способствует защите избирательных прав граждан, прозрачности и открытости выборов. Осуществляя свою деятельность, наблюдатели должны вести наблюдение объективно и качественно для получения полной картины подсчета голосов избирателей и составления итогового протокола, организации голосования, в том числе и вне помещения для голосования.
«Наблюдатель – гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума».
Присутствие наблюдателей на избирательных участках, их активная работа может предотвратить попытки искажения итогов голосования, различные нарушения процедуры проведения выборов.
Настоящая памятка подготовлена для того, чтобы помочь наблюдателю как можно лучше выполнить возложенную на него задачу наблюдения за выборами в целях защиты законных интересов направившего его кандидата, избирательного или иного общественного объединения.
О периоде наблюдения
Наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы УИК в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола УИК об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
Наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение УИК на избирательном участке, в том числе образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания избирателей.
Наблюдатели, направленные в соответствующие комиссии, вправе присутствовать при установлении этими комиссиями итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
Наблюдая за процессом голосования, подсчетом голосов, наблюдатель представляет свои оценки и выводы относительно подлинности итогов выборов на соответствующем избирательном участке.
Наблюдателем может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет и обладающий активным избирательным правом.
Подготовка наблюдателя к работе в УИК
Наблюдатель должен знать :
• адрес помещения УИК и помещения для голосования;
• фамилию, имя, отчество председателя, заместителя председателя и секретаря УИК, их контактные телефоны;
В помещении для голосования, кроме наблюдателя, вправе также присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, представители СМИ, иностранные (международные) наблюдатели, с которыми следует взаимодействовать в целях осуществления результативного наблюдения.
Нужно быть объективным, вежливым и корректным, добросовестно и ответственно проводить наблюдение, не допускать конфликтных ситуаций во взаимодействии с членами УИК. Необходимо фиксировать сведения, сообщаемые УИК, а также свои наблюдения и оценки происходящего. От наблюдателя требуется умение сделать все, чтобы его присутствие в избирательных комиссиях способствовало предупреждению нарушений, недопущению грубых ошибок, четкому соблюдению комиссиями и иными участниками выборов установленной процедуры голосования и подсчета голосов избирателей.
Наблюдателю следует иметь при себе:
• направление о назначении наблюдателя в УИК;
• бланки жалоб (заявлений) о выявленных нарушениях;
• часы, калькулятор, две авторучки и листы чистой бумаги.
Наблюдатель вправе носить нагрудный знак с обозначением своего статуса, не содержащий признаков предвыборной агитации.
По прибытии в помещение для голосования наблюдателю необходимо уведомить председателя УИК, либо его заместителя, либо секретаря комиссии о своей явке, данные о наблюдателе будут включены в соответствующий реестр.
Помещение для голосования
ФЗ об основных гарантиях не допускается одновременное осуществление полномочий в помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного кандидата, одного избирательного объединения или иного общественного объединения, поэтому наблюдатели должны организовать свою работу поочередно.
В день голосования наблюдателю следует заблаговременно (за 15–20 минут до начала голосования) прибыть в помещение для голосования и до времени начала голосования ознакомиться с оборудованием помещения для голосования, убедиться, что оно размещено в соответствии со статьями 61 ФЗ об основных гарантиях, а места выдачи бюллетеней, кабины и стационарные ящики для голосования находятся в поле зрения членов УИК и наблюдателей.
Кабины для голосования должны быть освещены и снабжены письменными принадлежностями, за исключением карандашей. Вывешенная в помещении для голосования увеличенная форма протокола УИК об итогах голосования должна быть расположена так, чтобы наблюдатели могли прочитать содержащуюся в ней информацию.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним УИК оборудует информационный стенд, на котором в соответствии с требованиями статьи 61 ФЗ об основных гарантиях размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, обо всех избирательных объединениях, внесенных в избирательный бюллетень:
1) биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в избирательный бюллетень;
4) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы комиссией;
5) информация о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 ФЗ об основных гарантиях (если такая информация имеется).
В случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, неснятой или непогашенной судимости на информационном стенде должны указываться сведения о судимости кандидата.
На информационном стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, участвующих в данных выборах.
Сведения о зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях размещаются в информационных материалах в той же последовательности, которая была определена при утверждении формы и текста избирательных бюллетеней.
Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации.
На информационном стенде размещаются извлечения из уголовного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающего ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации. Указанные материалы размещаются участковой избирательной комиссией таким образом, чтобы избиратели свободно могли прочитать их.
В помещении для голосования должны находиться увеличенные формы протоколов об итогах голосования, предназначенные для занесения в них данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации.
В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков для голосования могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. Использование технических средств подсчета голосов осуществляется в порядке, установленном ФЗ об основных гарантиях.
Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей.
Зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям, их уполномоченным представителям и доверенным лицам, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами или членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании
В случае обнаружения фактов нарушения этого запрета наблюдатель вправе поставить об этом в известность председателя УИК, своего кандидата, штаб своего избирательного объединения, сотрудников правоохранительных органов.
При подходе к помещению для голосования наблюдателю следует обратить внимание, не проводится ли предвыборная агитация, проведение которой в день голосования запрещено.
Наблюдатель должен изучать и оценивать обстановку в помещении для голосования, наблюдать за выдачей избирателям, включенным в список избирателей, бюллетеней, которые должны выдаваться по предъявлении паспорта или заменяющего его документа.
Наблюдатель может вести фото и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов, не допуская при этом нарушений тайны голосования и не препятствуя работе УИК.
В течение дня голосования участковая комиссия по телефону передает в ТИК в 8.00 информацию об открытии помещения для голосования, а днем – об участии избирателей в выборах. Наблюдатель может ознакомиться с этой и другой информацией УИК.
Наблюдение за ходом голосования в помещении для голосования
1. Голосование проводится с 8.00 до 20.00 по местному времени.
2. До наступления времени голосования члены УИК подсчитывают и погашают, отрезая левый верхний угол, неиспользованные открепительные удостоверения. УИК составляет акт об их погашении с указанием количества и номеров.
3. В 8.00 председатель УИК объявляет помещение для голосования открытым, предъявляет к осмотру всем присутствующим пустые переносные, стационарные ящики для голосования, опечатывает их (пломбирует).
4. Члены УИК с правом решающего голоса получают список избирателей, избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении. УИК вправе разделить первый экземпляр списка избирателей на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована.
5. Перед выдачей избирательных бюллетеней член УИК с правом решающего голоса должен удостовериться, что избирателю не было выдано открепительное удостоверение, заявление (устное обращение) избирателя о голосовании вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, и к нему не направлены члены УИК.
6. Регистрацию заявлений (устных обращений) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования УИК осуществляет в течение 10 дней до дня голосования, а в день голосования до 14 часов.
7. Каждый избиратель голосует лично при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или заменяющего его документа и заполняет бюллетень в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.
Исключение возможно, если избиратель не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить его. В таком случае он может воспользоваться помощью другого лица, не являющегося членом УИК, зарегистрированным кандидатом или доверенным лицом избирательного объединения, зарегистрированного кандидата, наблюдателем.
Такой избиратель устно извещает УИК о своем намерении воспользоваться помощью другого лица.
8. При получении бюллетеня избиратель или с его согласия член УИК с правом решающего голоса вносит в список избирателей паспортные данные голосующего, а также фамилию, имя, отчество и паспортные данные лица, оказывающего помощь избирателю. Избиратель собственноручно расписывается за получение бюллетеня, а член комиссии – за его выдачу.
9. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный стационарный ящик для голосования. Если наблюдатель увидел, что избиратель не опустил бюллетень в ящик для голосования, он должен привлечь внимание председателя УИК, членов УИК к этому факту для пресечения возможных противоправных технологий.
Стационарные ящики должны быть всегда на виду у наблюдателя, члены УИК не вправе их уносить из помещения для голосования или вскрывать до окончания голосования.
10. Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену УИК, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый взамен испорченного. Член УИК выдает избирателю новый бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей и расписывается. На испорченном избирательном бюллетене член УИК делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, а также подписью секретаря УИК, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.
11. За порядком в помещении для голосования следит председатель УИК, все распоряжения, отданные им в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих. В отсутствие председателя УИК его полномочия исполняет заместитель либо секретарь или уполномоченный УИК член комиссии с правом решающего голоса.
Наблюдателю следует соблюдать дисциплину в ходе реализации своих прав при наблюдении и понимать, что дисциплина и порядок в работе УИК – залог четкой организации дня голосования и предупреждения возможных ошибок и нарушений избирательного законодательства, в том числе в чрезвычайных ситуациях, связанных с эвакуацией УИК в другое помещение. Необходимо координировать свои действия с членом УИК с правом совещательного голоса и доверенным лицом, назначенными от соответствующего кандидата, избирательного объединения или иного общественного объединения, если таковые имеются.
12. По мотивированному решению УИК или вышестоящей избирательной комиссии член УИК немедленно отстраняется от работы, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах.
1) знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии, открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования;
3) наблюдать за выдачей избирателям избирательных бюллетеней;
4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений;
6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивают ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования;
8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю УИК, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему;
9) знакомиться с протоколом УИК, в которую он направлен, с документами, приложенными к протоколу УИК об итогах голосования, получать от соответствующей УИК заверенную копию протокола об итогах голосования;
10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии.
В случае обнаружения нарушений избирательного законодательства наблюдатель должен привлечь к этому факту внимание председателя УИК со ссылкой на закон и потребовать пресечения нарушения, а если реакции председателя УИК не последует, незамедлительно составить жалобу (заявление) о допущенном нарушении. Документ оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается председателю УИК.
Об этом следует также поставить в известность кандидата, штаб политической партии или ее регионального отделения.
Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссии.
Наблюдатель должен четко усвоить эти ограничения и понимать их как серьезное предупреждение о невмешательстве в ход голосования и подсчета голосов, чтобы не быть удаленным из помещения для голосования по мотивированному решению УИК либо ТИК.
Наблюдение за голосованием вне помещения для голосования
1. Избирателю, который не сможет по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, находящемуся в местах содержания под стражей) прибыть в помещение для голосования избирательного участка, где он внесен в список избирателей, обеспечивается возможность участия в голосовании вне помещения для голосования только в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.
2. Письменное заявление или устное обращение подается в УИК в любое время в течение 10 дней до дня голосования, и не позднее 14 часов дня голосования. Все заявления (обращения) УИК регистрирует в специальном реестре. Наблюдателю следует внимательно ознакомиться с реестром заявлений (обращений), в котором должно быть указано время поступления обращения, фамилия, имя, отчество избирателя или другого лица, обратившегося в УИК, адреса их места жительства и поставлена подпись члена УИК, принявшего обращение.
3. Председатель УИК обязан не позднее, чем за 30 минут до выезда (выхода) членов УИК с переносным ящиком сделать объявление о проведении голосования вне помещения для голосования и предложить наблюдателям присутствовать при его проведении.
4. К избирателю выезжают не менее двух членов УИК с правом решающего голоса. Голосование вне помещения для голосования может быть проведено одним членом УИК с правом решающего голоса, если при этом присутствуют не менее двух лиц из числа членов УИК с правом совещательного голоса или наблюдателей, назначенных разными кандидатами или политическими партиями.
5. УИК должна обеспечить указанным лицам из числа членов с совещательным голосом и наблюдателей равные с проводящими голосование членами УИК с решающим голосом возможности прибытия к месту проведения голосования вне помещения для голосования.
— участвуйте в наблюдении за голосованием вне помещения для голосования, о чем заблаговременно уведомите председателя УИК;
— в течение дня голосования знакомьтесь с реестром заявлений (обращений) избирателей о голосовании вне помещения для голосования;
— помните, что Федеральный закон от 25 июля 2011 года № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части уточнения требований к голосованию вне помещения для голосования и к иным вопросам организации голосования» определяет максимальное количество используемых в день голосования переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования на одном избирательном участке, в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка. Их число составляет:
• до 501 избирателя – 1 переносной ящик для голосования;
• от 501 до 1001 избирателя – 2 переносных ящика для голосования;
• более 1000 избирателей – 3 переносных ящика для голосования.
Количество используемых переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования может быть увеличено, но не более чем на 1 переносной ящик при наличии хотя бы одного из условий:
— избирательный участок включает территории нескольких населенных пунктов, и населенный пункт, где расположено помещение для голосования, находится вне пределов пешеходной доступности до иных населенных пунктов в течение времени голосования;
— на территории избирательного участка располагается место временного пребывания избирателей, где не образован избирательный участок;
— на территории избирательного участка в соответствии зарегистрировано более 50 избирателей старше 80 лет и (или) инвалидов;
— при совмещении дней голосования на нескольких выборах избиратель имеет возможность проголосовать одновременно более чем по двум избирательным бюллетеням.
При этом не может быть использовано более 3 переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования;
— обратите внимание, получили ли члены УИК с правом решающего голоса, выезжающие для проведения голосования вне помещения для голосования, опечатанный переносной ящик, необходимое количество бюллетеней (равняется числу полученных к моменту выезда заявлений (устных обращений) плюс не более 5% от этого числа, но не менее двух избирательных бюллетеней), выданных им по соответствующей ведомости, заверенную выписку из реестра, содержащую данные об избирателях и поступивших обращениях о голосовании вне помещения для голосования, заявления избирателей и бланки заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать, письменные принадлежности, кроме карандашей.
Наблюдатель должен знать порядок голосования вне помещения для голосования:
1. Бюллетень для голосования вне помещения для голосования выдается только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы УИК в реестре;
3. Члены УИК с правом решающего голоса ставят свои подписи на заявлении, удостоверяя факт выдачи бюллетеня, а также делают отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, если это имело место.
4. По возвращении в помещение для голосования членов УИК, выезжавших по обращениям избирателей, УИК составляет акт о проведении голосования вне помещения для голосования с указанием количества письменных заявлений проголосовавших таким образом избирателей, числа выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных и испорченных) избирательных бюллетеней, а также сведения о членах УИК, проводивших голосование, и наблюдателях, присутствовавших при голосовании вне помещения для голосования.
Голосование по открепительному удостоверению
(в случае, если это предусмотрено законом о выборах)
1. Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей ТИК (за 45–10 дней до дня голосования) либо в УИК (за 9 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
3. По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель включается в список избирателей на любом избирательном участке, при этом открепительное удостоверение у него изымается.
Избиратель, получая бюллетень, указывает в списке избирателей адрес своего места жительства.
Подготовка к непосредственному подсчету голосов
Председатель УИК до окончания времени голосования обязан проверить наличие всех избирательных документов и готовых для заполнения бланков: реестров, актов, заявлений избирателей, поступивших в УИК, бланки решений и писем УИК и других документов.
Убедившись, что все готово к подсчету голосов, председатель УИК приглашает членов УИК с правом решающего голоса приступить к процедуре подсчета голосов.
Наблюдатель должен знать, что подсчет голосов избирателей осуществляется, открыто и гласно, при этом обеспечивается обзор действий членов УИК с правом решающего голоса для наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать в УИК. Председатель УИК объявляет последовательность действий членов УИК. Результаты осуществляемых действий членами УИК оглашаются и вносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму. Данные об итогах голосования по мере их поступления вправе заносить председатель, заместитель и секретарь УИК.
Наблюдение за подсчетом голосов
1. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится УИК без перерыва до установления итогов голосования, о чем должны быть извещены все члены УИК, наблюдатели и иные лица, имеющие право присутствовать при подсчете голосов избирателей.
2. Члены УИК подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени. Затем оглашают число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при голосовании.
3. Из соответствующего акта члены УИК оглашают число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений.
4. Наблюдатели вправе визуально ознакомиться с погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями.
5. Председатель, заместитель председателя или секретарь УИК оглашает указанное в акте количество избирательных бюллетеней, полученных УИК, а также оглашает указанное в акте количество открепительных удостоверений, полученных УИК.
6. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены УИК с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:
• число избирателей, включенных в список на момент окончания голосования (без учета избирателей, которым выданы открепительные удостоверения в ТИК и УИК, и избирателей, исключенных из списка по другим причинам). В это число входят избиратели, дополнительно включенные в список, в том числе на основании открепительных удостоверений;
• число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке);
• число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по отметкам «Голосовал вне помещения для голосования»);
• число избирателей, проголосовавших досрочно (устанавливается по отметкам «Голосовал досрочно»);
• число открепительных удостоверений, выданных УИК избирателям до дня голосования (устанавливается по отметкам «Выдано открепительное удостоверение № ___ в УИК»);
• число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке (устанавливается по отметкам «Голосовал по открепительному удостоверению № ____»);
• число открепительных удостоверений, выданных избирателям ТИК (устанавливается по отметкам «Выдано открепительное удостоверение № ___ в ТИК» и проверяется по выписке из реестра выдачи открепительных удостоверений, полученной из ТИК).
7. После внесения указанных данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом УИК с правом решающего голоса. Затем он оглашает полученные данные, сообщает их председателю, заместителю председателя или секретарю комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей.
Итоговые данные по страницам списка суммируются, оглашаются и вносятся в последнюю страницу списка, которая заверяется подписью председателя, заместителя председателя или секретаря и печатью УИК.
8. Наблюдатель вправе визуально ознакомиться со списком избирателей.
Затем председатель или секретарь УИК обеспечивают хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования.
10. При сортировке бюллетеней УИК отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально, без наличия специального знака (марки) или с испорченной маркой либо не заверенные УИК. Эти бюллетени при подсчете голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются. При обнаружении таких бюллетеней в избирательных ящиках УИК составляет соответствующий акт, в котором указывается количество таких избирательных бюллетеней, и причина, по которой они считаются бюллетенями неустановленной формы.
11. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования. Оглашается по акту о проведении досрочного голосования либо по акту голосования вне помещения для голосования число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика. Проверяется неповрежденность печатей или пломб на них. Сначала вскрываются ящики для голосования с бюллетенями, заполненными досрочно проголосовавшими избирателями, затем – проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования. Подсчет ведется так, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных из переносных ящиков бюллетеней установленной формы оглашается.
12. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования, не превышает предварительно объявленное число избирателей, проголосовавших с использованием данного ящика, УИК приступает к вскрытию следующего переносного ящика. Если число бюллетеней, обнаруженных в ящике, превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей о получении бюллетеня, то все бюллетени, находившиеся в переносном ящике решением УИК признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, прилагаемый к первому экземпляру протокола об итогах голосования, с указанием фамилий членов УИК, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика. На лицевой стороне каждого бюллетеня, на квадратах, расположенных справа от наименований политических партий, делается запись о причине признания бюллетеня недействительным, заверяемая подписями двух членов УИК и печатью. В этом случае число бюллетеней, признанных недействительными, оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. Недействительные бюллетени упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.
13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. Извлеченные из них бюллетени смешиваются с бюллетенями, извлеченными из переносных ящиков.
14. Члены УИК сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам избирателей.
15. При сортировке бюллетеней члены УИК оглашают о метки избирателей и представляют бюллетени для визуального контроля присутствующим. Одновременно отделяются в отдельные пачки бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально, без наличия марки, либо не заверенные УИК и недействительные бюллетени, бюллетени, по которым возникли сомнения в определении волеизъявления избирателей. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от наименований политический партий, или в которых отметки проставлены более чем в одном квадрате.
16. По окончании сортировки бюллетеней в случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя, УИК решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, а на каждом из таких бюллетеней делается запись о признании его действительным или недействительным, которая заверяется подписями не менее двух членов УИК и печатью. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней.
Если зарегистрированный кандидатов (или два и более) выбыли после либо в период проведения досрочного голосования, то после сортировки бюллетеней по голосам, УИК принимает решение о признании бюллетеней с голосами, поданными за выбывший кандидатов, недействительными.
17. Общее количество бюллетеней, признанных недействительными по указанным основаниям, суммируется с количеством других недействительных бюллетеней. Бюллетени, признанные недействительными по указанным основаниям, упаковываются в отдельные пачки и опечатываются.
18. Производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы (по каждой пачке отдельно) по голосам, поданным за каждого кандидата. Бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов, могли видеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается.
19. Члены УИК определяют число действительных бюллетеней, число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
22. Наблюдатель вправе визуально ознакомиться с рассортированными бюллетенями.
23. Затем члены УИК проводят проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол УИК об итогах голосования.
24. Бюллетени после завершения подсчета, список избирателей и открепительные удостоверения, а также недействительные и погашенные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. На каждой пачке делается надпись «Недействительные бюллетени» или «Погашенные бюллетени», указывается их количество. Затем эти пачки помещаются в мешки или коробки с указанием наименования выборов, даты, номера избирательного участка, числа бюллетеней, числа открепительных удостоверений, которые опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На мешках и коробках с перечисленными документами вправе поставить свои подписи члены УИК, наблюдатели, другие лица, присутствующие при подсчете голосов.
25. Затем проводится итоговое заседание УИК, на котором председатель УИК информирует об использовании открепительных удостоверений на избирательном участке, рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях избирательного законодательства, допущенные при голосовании и подсчете голосов избирателей.
Сообщая о поступивших жалобах (заявлениях), председатель УИК выясняет у присутствующих наличие замечаний, жалоб на действия УИК и при необходимости рассматривает их.
27. После рассмотрения жалоб (заявлений) подписывается протокол УИК об итогах голосования. Не допускается заполнение протокола карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Протокол подписывается всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса, с указанием даты и времени (часы и минуты) его подписания и заверяется печатью УИК. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания его недействительным и проведения повторного подсчета голосов избирателей.
28. По требованию наблюдателя УИК обязана немедленно после подписания протокола об итогах голосования выдать наблюдателю заверенную копию протокола УИК. УИК отмечает факт выдачи и номера копий протоколов в соответствующем реестре. С получением заверенной копии миссия наблюдателя не заканчивается. Необходимо дождаться сообщения из ТИК о принятии протокола УИК либо о необходимости составления повторного протокола с последующим представлением в ТИК.
29. Первый экземпляр протокола УИК об итогах голосования вместе с приложенными к нему документами после подписания и выдачи заверенных копий доставляется в соответствующую ТИК и возврату в УИК не подлежит.
30. Второй экземпляр протокола УИК предоставляется для ознакомления лицам, присутствующим при подведении итогов голосования, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в установленном УИК месте. Опечатанные бюллетени и иная документация, упакованная в опечатанные мешки или коробки с указанием номера избирательного участка, количества бюллетеней и открепительных удостоверений, список избирателей, список лиц, присутствовавших при составлении протокола, печать УИК передаются на хранение в вышестоящую избирательную комиссию не позднее чем через пять дней после официального опубликования общих результатов выборов.
31. Если УИК после подписания протокола об итогах голосования и направления его в ТИК выявила в нем неточность либо неточность выявлена вышестоящей комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, УИК обязана на своем заседании рас- смотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и составлении повторного протокола. О заседании УИК комиссия в обязательном порядке должна проинформировать наблюдателя.
32. В этом случае УИК составляет в двух экземплярах протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный», который незамедлительно направляется в ТИК. Ранее представленный в ТИК протокол приобщается к повторному протоколу.
Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным.
33. В случае необходимости внесения уточнений в строки отражающие количество голосов избирателей, проводится повторный подсчет голосов по решению ТИК.
Избирательная комиссия, проводящая повторный под- счет голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей участковой избирательной комиссии, иных лиц которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, проводившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: «Повторный подсчет голосов». Изготовленные и заверенные копии такого протокола выдаются наблюдателям. Если такой протокол составляется УИК, он незамедлительно направляется в ТИК. К этому протоколу приобщается ранее представленный в ТИК протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
Нарушение избирательной комиссией, проводившей повторный подсчет голосов избирателей, указанного порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой:
«Повторный подсчет голосов» является основанием для признания данного протокола недействительным.
Копия протокола УИК об итогах голосования
1. Копия протокола по форме и содержанию должна полностью соответствовать оригиналу протокола. Ответственность за это несет лицо, заверившее ее.
2. Копию протокола заверяет председатель, заместитель председателя или секретарь УИК после проверки соответствия данных копии протокола данным оригинала. На лицевой стороне заверяемого документа в правом верхнем углу ставится надпись «Копия № ____». В конце последней страницы делается запись «Верно» или «Копия верна», указываются фамилия и инициалы заверившего копию, его должность в УИК, ставится подпись, дата и время (часы, минуты) заверения и печать УИК.
3. Факт выдачи наблюдателю копии протокола УИК отмечается в реестре выдачи копий с указанием фамилии, имени, отчества наблюдателя, номера выданной копии протокола.
Наблюдатель расписывается в реестре за получение копии, указывает свой контактный телефон, по которому он может быть извещен о возможном проведении заседания УИК для подписания повторного протокола УИК.
4. Если после подписания протокола об итогах голосования председатель УИК или лица, его замещающие, не выдали по требованию наблюдателя копию протокола, наблюдатель должен потребовать от указанных лиц незамедлительного соблюдения нормы закона.
Если руководители УИК, а также иной избирательной комиссии, в которой присутствовал наблюдатель, отказались от выполнения указанной обязанности, наблюдателю следует обратиться с жалобой в данную комиссию на действия должностного лица избирательной комиссии и потребовать ее коллегиального рассмотрения либо обжаловать отказ в выдаче копии протокола об итогах голосования в ТИК или в суд.