На что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком первоклассником
Подходит ли ребенку учитель: 8 вопросов для первых школьных дней
Родителям первоклассников и застенчивых детей: как разговаривать с учителями
Филип Зимбардо социальный психолог, автор книг по психологии
Ваш ребенок идет в первый класс или меняет в этом учебном году школу или учителя? Как сложатся его взаимоотношения с педагогом, одноклассниками? Ваши переживания понятны. Хорошо, если удалось заранее наладить контакт с учителем — иногда это удается сделать во время подготовки к школе. В противном случае важны личные качества ребенка — но и учителя тоже. Как понять, что что-то идет не так? Вот краткая инструкция для родителей застенчивых детей — и всех остальных, которая может пригодиться уже в первые школьные дни.
Очень часто мы имеем возможность наблюдать, как очаровательный, милый и сообразительный ребенок превращается в бездарного ученика начальной школы. Что то произошло с ребенком или изменились общественные нормы и требования? Видимо, и то и другое, но большинству родителей обычно кажется, что это ребенок изменился к худшему.
Попробуйте оценить, насколько велико влияние школьной обстановки на развитие застенчивости вашего ребенка. Перво-наперво спросите самого ребенка, нравится ли ему его учитель. Уверенно ли он себя чувствует в присутствии учителя? Доброжелателен ли учитель в общении с детьми? Помогает ли им в нужный момент?
Оцениваем учителя: 8 вопросов
Понаблюдайте сами за обстановкой в классе (с разрешения учителя вы можете прийти на любой урок) и попробуйте ответить на следующие вопросы, чтобы определить, насколько профессионален учитель вашего ребенка и способен ли он обеспечить необходимую поддержку и помощь застенчивым детям.
1. Выделяет ли учитель ребенка среди других детей так, что тот начинает испытывать стеснительность и неуверенность? Похвала смущает застенчивых людей так же, как и критика.
Опросив группу учеников, мы выяснили, что дети способны испытывать застенчивость, когда на них обращают внимание по самым разным поводам — даже если им делают комплимент.
Обратите внимание, наказывает ли ваш учитель детей публично. Помните, что если он при вас наказывал чужих детей, то же самое позже может произойти и с вашими сыном или дочерью, когда вас не будет поблизости.
2. Склонен ли учитель сравнивать ребенка с его более способными и умными братьями или сестрами, которые когда то тоже у него учились?
Нельзя проводить сравнения между учениками одного класса, но еще хуже сравнивать ребенка с его старшими братьями или сестрами. Одна женщина рассказала нам следующую историю: «Моя сестра Мэри была не такой способной и одаренной, как я. В школе бедная девочка все время попадала к тем же учителям, у которых училась я. Ей все время приходилось выслушивать сентенции следующего содержания: „А вот твоя сестра Джоан так хорошо училась. А с тобой что происходит?“ Подобное отношение, как правило, приводит к тому, что люди замыкаются в себе. Ничего удивительного в том, что Мэри жутко застенчива».
Если учитель так поступает, значит, его однозначно не волнуют проблемы низкой самооценки и застенчивости детей.
3. Поощряет ли учитель такие мероприятия, как поздравления валентинками или публичная раздача приглашений, которые предназначаются не для всех детей в классе?
Если учителя или родители окажутся недостаточно чуткими и будут настаивать на подобной практике, большинство валентинок в классе получат самые привлекательные и пользующиеся общим признанием дети, в то время как остальные могут вообще остаться без поздравлений. Нет никаких сомнений, что еще долго после веселой вечеринки обделенные вниманием одноклассников дети будут чувствовать боль, лишний раз убедившись в том, что они никому не нужны. То же самое происходит, когда на день рождения приглашаются почти все, за исключением нескольких детей.
4. Умеет ли учитель держать класс под своим контролем?
Мы считаем, что для того, чтобы ребенок мог чувствовать себя в полной безопасности, ему необходимо знать, что ответственный за него человек — будь то учитель или родители — может контролировать ситуацию. Если этого не происходит, дети обязательно воспользуются ситуацией, что на самом деле не очень хорошо для них. Кроме того, в школе это мешает самому процессу обучения. Говоря проще, учитель, способный контролировать класс, внушает своим ученикам чувство уверенности и спокойствия.
5. Присущи ли учителю вспышки гнева?
Возможно, поначалу вам покажется, что школьный учитель вашего ребенка очень даже сдержан, но на поверку может выясниться совсем другое. Мы знали учительницу, которая, поставив парты в классе по кругу, в случае, если ученик начинал говорить без спросу и вне очереди, вытаскивала его в самую середину и подвергала своим нападкам. Доходило до того, что та же самая учительница начинала бросаться стульями через весь класс, когда кто то из учеников, по ее мнению, плохо себя вел. Я думаю, нет необходимости говорить, что дети на ее занятиях чувствовали себя очень неуверенно. Как сказал один из них, 11 летний мальчик: «Ты никогда не знаешь, кто будет следующим. И что произойдет — может, она руку сломает».
6. Нет ли у учителя завышенных ожиданий по отношению к своим ученикам?
В книге «Миф о счастливом ребенке» психолог Кэрол Кляйн рассказывает историю о шестилетнем Роберте. Оказалось, что он не мог завязать шнурки без помощи воспитателя. Воспитательница настаивала на том, что шестилетние дети должны уметь самостоятельно завязывать шнурки на ботинках. Если бы большинство детей в группе Роберта собственным примером демонстрировали состоятельность подобного утверждения воспитательницы, то Роберт сам убедился бы в неадекватности своего поведения. Но воспитательница Роберта предпочитала громко и преувеличенно тяжело вздыхать и с видом полного презрения просила кого то из детей завязать ему шнурки. После этого Роберту приходилось выносить насмешки и издевки своих товарищей по группе. По словам Кэрол Кляйн, «школа оказывает настолько сильное влияние на процесс детского развития, что может затмить даже более благоприятную домашнюю атмосферу».
Чувство собственного унижения надолго остается с ребенком после того, как унижение было пережито. Выделяя Роберта среди других детей и своей критикой привлекая к нему всеобщее внимание, воспитательница спровоцировала у того развитие застенчивости, которая будет преследовать его на протяжении обучения в начальной школе.
7. Позволяет ли учитель детям дразнить своих одноклассников или издеваться над ними? Позволяет ли он, чтобы группа детей ополчилась против одного из них?
Если такое допускается в классе вашего ребенка, значит, ваш учитель нечуток к проблемам застенчивых детей.
Школа прежде всего должна быть тем местом, где ребенок может приобрести определенные знания и научиться нормальному общению со сверстниками.
А такая атмосфера явно не способствует образовательному или коммуникативному процессам.
8. Еще один важный вопрос: есть ли в классе вечный «козел отпущения»?
Если во время нескольких своих посещений класса вы заметили, что один из учеников постоянно подвергается нападкам учителя, возможно, это и есть тот самый «козел отпущения». Хороший учитель, невзлюбив кого нибудь из учеников, признает это и постарается сдержать свои нападки и придирки.
Хотя, по мнению одного учителя, оптимальным решением в данной ситуации было бы переговорить с директором школы и попробовать перевести ребенка в другой класс. «Я не могла рисковать, — поделилась она, — и надеяться на то, что всегда смогу обуздать свое желание придраться к мальчику, с которым у нас никак не складывались отношения. Поэтому я думаю, что мы оба выиграли от перевода его в другой класс. Его новая учительница говорит, что они очень хорошо ладят».
Порой учитель в школе предпочитает оставить ученика, которого он недолюбливает, в своем классе, чтобы ему было на ком срывать свою злость. Исследования показывают, что люди, нуждающиеся в козлах отпущения, потеряв одного, тотчас ищут другого. Помните, что ваш ребенок тоже может быть потенциальной жертвой.
Мы надеемся, что эти вопросы помогли вам определить, насколько здорова атмосфера, в которой ваш ребенок учится, и способствует ли она воспитанию в ребенке чувства уверенности в себе. Если вы совсем в этом не уверены, мы рекомендуем вам сменить класс и учителя, если это возможно, предварительно проведя наблюдения за тем, как проходят занятия в этом классе.
Как вести себя с учителями: 6 советов
Многие родители абсолютизируют профессиональные качества учителей, полагая, что те знают о детях вообще и об их детях в частности гораздо больше, чем они сами. Однако учитель не может больше вас знать и понимать вашего ребенка, который для него — лишь один из 30 учеников, и видит он его на протяжении лишь нескольких недель или месяцев. Никто не может знать вашего ребенка лучше, чем вы.
Что еще больше усугубляет и запутывает ситуацию — родители зачастую сами боятся учителей (особенно это справедливо, когда они отдают в школу своего первого ребенка). Как сказала одна женщина: «Когда я впервые пришла на родительское собрание, я чувствовала себя шестилетней девочкой. Создавалось такое впечатление, что учитель моей дочери — мой учитель, директор школы — мой директор и что это мне надо лучше себя вести. Все мои попытки избавиться от этого наваждения были тщетны: я сидела на крохотном стульчике под пристальным взглядом строгой учительницы». Действительно, во время общения с учителями и другими представителями школы у вас могут возникнуть подобные чувства.
Чем учитель вам действительно может помочь, так это предоставить информацию о том, как ваш ребенок занимается и ведет себя в классе, а также насколько хорошо он ладит со своими одноклассниками.
Главное правило, которого вы должны придерживаться, решая проблемы, связанные со школьным воспитанием: не относитесь к утверждениям учителей как к абсолютной истине, и если у вас возникают вопросы, смело задавайте их.
Полезно записывать возникающие вопросы и комментарии, чтобы не забыть задать ни один из них. Эта тактика всегда срабатывает в общении с докторами, юристами и другими специалистами. Таким образом вы готовите себя к разговору, и никакое беспокойство уже не сможет сбить вас столку. Иногда учителя даже сами спрашивают: «В вашем списке остались еще какие то вопросы, которые мы не успели обсудить?». Поэтому вы не правы, если полагаете, что со списком заранее приготовленных вопросов выглядите глупо — напротив, скоро вы убедитесь в эффективности этого метода. Мы испытали это на себе: родители, так серьезно готовящиеся к беседе, вызывают у учителей только уважение.
Не попадите на крючок учителя, когда он спросит вас: «Итак, какие проблемы у вашего ребенка?». Да, ваш ребенок столкнулся с проблемой, но это проблема школы или же проблема самого учителя. Не начинайте разговор с извинений за своего застенчивого ребенка. Вместо того чтобы спрашивать: «Почему у моего ребенка проблемы в общении с ровесниками?», спросите: «Почему одноклассники моего ребенка так недружелюбно ведут себя по отношению к нему?».
Желательно, чтобы вы в малейших подробностях знали все о негативных словах и поступках вашего ребенка в школе, а также об обстоятельствах, в которых эти слова были произнесены, а поступки совершены. «Смутьян», «недотепа», «нервозный», «застенчивый» — все это слишком общие понятия, которые часто применяются по отношению к абсолютно разным людям. Вам же хочется знать, какие конкретно проявления поведения вашего ребенка спровоцировали употребление подобных эпитетов в его адрес.
Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе
рекомендации учителю по адаптации первоклассников
Содержимое разработки
Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе
Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим возможностям первоклассников.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребёнка в школе. Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.
Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».
Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.
Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо особо обратить внимание на это положение, так как для первоклассников важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.
Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.
Очень важно и актуально включать игру в учебный процесс, а не запрещать и не исключать её из жизни первоклассника. Ролевые игры и игры с правилами, также как и учебная деятельность, дают результаты, развивают самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке. Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических. Ролевые игры важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения.
1.Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.
обеспечить своевременную смену видов деятельности;
не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.
Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.
Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.
Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок.
Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.
Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.
Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.
Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.
Подготовила Сатуева Петимат А., педагог-психолог.
Советы психолога родителям первоклассников
Хочу вас поздравить с таким важным событием вашей жизни, ваш ребенок шагнул в ответственную, взрослую жизнь, хотя на самом деле он этого не понимает, т.е. у ребенка совсем другое представление. Дело в том, что особенно дети в возрасте 6-7 лет ориентированы на реакцию взрослых, они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными, и хорошими. Поэтому для пап и мам, и бабушек, и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.
Чтобы корме внешних атрибутов школьной жизни появилось внутренне ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьезному шагу ребенка («Ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые серьезные обязанности»). Конечно, ваш ребенок будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определенная самостоятельность. Контроль не обходим, но все же постарайтесь дать возможность вашему ребенку «подрасти» в своем мироощущении, почувствовать себя старше.
У каждой личности должно быть свое пространство. Если у ребенка не своей комнаты, нужно организовать рабочее место.
Пожалуйста, родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7лет должны заниматься не более 30 минут, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество. Кроме того, длительное написание палочек и крючков можно на долго отбить охоту к учебе.
Памятка родителям первоклассников.
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируется сразу. Ребенок пока еще не только учится управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не развить в нем ненужную неуверенность в себе.
Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.
Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.
Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные и школьные принадлежности.
Хорошие манеры ребенка зеркало семейных отношений.
Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении.
Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенном будет чувствовать себя. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки.
Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последнее становится систематическими. Все проблемы с учебой, поведение и здоровье гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами.
На сегодняшний день одно из самых распространённых ошибок является стремление вырастить вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей части учебной программы первого класса, и ему становится не интересно на уроках. Конечно родителям хочется, чтобы их ребенок действительно хорошо учился, и был «самым, самым». Однако, если ваш ребенок действительно гений, то он все равно проявит себя. А перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться. Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики. Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире.
Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будут с устными ответами. Когда спрашиваете о чем – либо, не довольствуйтесь ответами «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье вашего ребенка, а значит, способность лучше и проще усваивать школьный материал. Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевании, слезливость, грубость, головные боли и т.д.) особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствуют повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.
Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно этот касается 6-леток) ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним в процессе выучите какие – нибудь понятия (правый, левый)
Ограничьте время нахождения Вашего ребенка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что время препровождения перед телевизором и компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряженного дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действует возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребенка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.
Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением. Таким образом, поддержите в ребенке его стремление стать школьником.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться сними на первом году обучения. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе, очень важно найти, за что его можно похвалить. Помните, что похвала, это сильная эмоциональная поддержка, которая способна заметно повысить интеллектуальные возможности ребенка.
Если вас что–то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или к школьному психологу.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение это не легкий труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Необходимые условия успешного воспитания и обучения в школе.
Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте его порядок.
Перед началом выполнения домашнего задания, выключите радио, телевизор.
Не сидите с ребенком за уроками, каждый день, но проверяйте их ежедневно.
Научите ребенка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:
— собрать школьные принадлежности;
— подготовить обувь, одежду.
5. Рационально организуйте режим дня.
6. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к его результатом деятельности.
7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра!
Методические рекомендации для учителя начальной школы по адаптации первоклассников
Почему, придя в школу, дети уже не хотят учиться?
Многие первоклассники, переживающие период дезадаптации, испытывают явно отрицательное отношение к учению, не хотят преодолевать трудности, которые встречаются в школе, отказываются выполнять требования учителя, с трудом заводят дружеские отношения с одноклассниками. Проявляется тенденция «отгораживания» ребенка от всего, что связано со школой и классом. Так, от первоклассника родители не могут добиться ответа на вопросы о том, чем он занимался в школе, каковы его успехи. Ребенок выглядит уставшим, отказывается от прогулки, плохо ест.
Одна из причин такого явления – перегрузка дошкольника излишней информацией о его завтрашней школьной жизни: какую школу выбрать; сколько там изучают предметов; какой иностранный язык и с какого класса он будет изучать; в какие кружки стоит записаться с начала обучения; посещать ли группу продленного дня и т.д. и т.п. Все эти вопросы подробно, долго, нудно обсуждаются при ребенке, и он уже накануне поступления в школу начинает ее бояться.
Рекомендации для учителя
Видя в классе таких детей, определите иную тактику взаимоотношений с ними, нежели с успешно адаптирующимися первоклассниками. Школьники с трудностями адаптации нуждаются в особом внимании, большей похвале (хвалить их нужно даже за самое скромное выполнение задания). Оказывайте им постоянную помощь без упреков и обвинений в нежелании трудиться или в невнимательности.
Почему в школе дети быстро теряют интерес к учению?
В группу детей, быстро теряющих интерес к учению, попадают и такие, которые очень хотели идти в школу. О причине этого явления эмоционально пишет психолог Л. Е. Журова:
«Все, что раньше было можно и интересно, теперь нельзя и скучно. Раньше можно было играть, и, даже если мама сердилась, она говорила: «Отстань, не мешай, иди поиграй». А теперь мама говорит: «Сколько можно играть? Занимайся, учи уроки!» Раньше взрослые всегда читали ему книжки. А теперь говорят: «Читай сам!»»
Вот и получается, что это школа плохая, даже на маму отрицательно повлияла.
Рекомендации для учителя
Помните, что первоклассник, надев форму и сев за парту, не стал от этого школьником, он постепенно и достаточно долго будет входить в систему новых школьных отношений. Помочь ему в этом можете вы – педагоги, хорошо понимающие, что для ребенка все еще остается актуальным, желанным, интересным. Это, конечно, дошкольные формы взаимодействия с миром и окружающими людьми: игра, продуктивная художественная деятельность.
Безусловно, современный учитель использует игру в обучении, хотя при этом иногда допускает педагогические ошибки. Например, предлагает детям играть только в дидактические (обучающие) игры, хотя наиболее значимыми для ребенка продолжают оставаться ролевые игры – в «дочки-матери», «летчиков», «магазин», «парикмахерскую», «кинотеатр» и пр. Поэтому так важно, чтобы учитель использовал стремление детей данного возраста разыгрывать разные роли. Игра – эффективный метод обучения на любом уроке. В процессе обучения грамоте первоклассники, например, могут играть «в живые звуки»: одни дети исполняют роли гласных звуков, другие – мягких согласных, третьи – твердых согласных. Учащиеся строят слова, прочитывают их, изменяют, характеризуют, оценивают звуки и т.д. Благодатную почву для ролевой игры создают уроки окружающего мира. Дети исполняют роли людей разных профессий, различных объектов природы, предметов быта. В процессе таких игр школьники узнают новое, рассказывают, читают, беседуют, то есть учатся.
Начало ролевой игры – создание воображаемой ситуации, иначе говоря, постановка перед детьми задания на воображение: «Представьте себе. »; «А если бы. »; «Как будто бы. ». При изучении темы «Сезонные изменения осенью» первоклассникам, например, предлагается представить, что все они лесные жители: кто-то – насекомое, кто-то – зверь, кто-то – птица.
Учитель. Наступила осень, заволновались животные в лесу: как встречать зиму? Готовы ли к ней насекомые и птицы, звери и пресмыкающиеся? Решили животные собрать лесное собрание и узнать, кто как готовится к зиме.
Первоклассники распределяют роли: медведь – председатель собрания, дятел – секретарь. На собрании выступают еж, заяц, бабочка, уж, муравей и другие животные (дети выбирают роли по желанию), которые делятся своим опытом подготовки к зиме.
Конечно, учитель не пускает на самотек процесс развертывания игры и ненавязчиво помогает детям, например если сюжет не складывается или ребенок не знает, как играть свою роль. Поэтому перед началом игры все вместе планируют проведение «собрания»: последовательность выступлений, игровые действия, вопросы и реплики.
Если первоклассник пришел в школу грамотным.
Удивительно, но проблемы могут возникнуть и у детей, которые пришли в школу вполне «образованными»: читающими, умеющими писать, решающими примеры и задачи, а часто уже одолевшими программу первого класса.
Взрослые часто думают, что такой уровень развития облегчает ребенку адаптацию к школе, но практика часто подтверждает обратное. Такие дети устали от учения в детском саду (в семье), мотивация к тому, чтобы научиться читать и писать, для них уже в прошлом и сейчас не работает. Теперь их скрытая цель – спрятаться за своими знаниями и немножко отдохнуть, а учитель, зная возможности таких своих воспитанников, увеличивает им объем заданий, усложняет их, что приводит к возникновению трудностей и нежеланию эти трудности преодолевать.
Рекомендации для учителя
Хорошо читающие и много знающие первоклассники также требуют к себе внимания и терпения. Не целесообразно резко увеличивать для них объем заданий, усиливать требования, злоупотреблять высказываниями: «Ты можешь, да не хочешь. » Пусть первое время они работают так же, как все остальные, не нужно, чтобы в адаптационный период эти учащиеся резко «вырывались вперед».
Посоветуйте родителям в первое полугодие не загружать ребенка дополнительными занятиями в центрах развития, музыкальных школах и кружках. Пусть он привыкает к увеличивающейся нагрузке постепенно. Очень важно, чтобы учитель нашел спокойный и ровный тон общения с такими детьми. Предлагая им дополнительные задания, предоставьте право выбора: «Если хочешь, сделай. »; «Присоединяйся к ребятам»; «Я тебе советую, это интересно».
Помните, что первый год школьной жизни – это период формирования произвольности поведения ребенка. Часто учителя и родители думают, что произвольное поведение – это когда дети беспрекословно выполняют требования взрослого.
Психологи утверждают, что произвольность – это способность не подчиняться, а управлять своим поведением. Такая способность еще очень неустойчива у школьников шести-семи лет. Формально требовать от них беспрекословного подчинения учителю – значит создавать условия для противодействия (внешнего и внутреннего), «выплескивания» ребенком импульсивных эмоциональных действий. Надо спокойно, терпеливо убеждать первоклассника, почему нужно выполнять то или иное требование, что меняется, если ученик не слушает учителя. Иногда целесообразно «не заметить» неправильного поведения ребенка, оставить его на некоторое время в покое, не вызывать агрессии или каприза. Обычно дети сами приступают к работе, просят помощи, постепенно привыкая к выполнению требований.
Чтобы успешно развивалось произвольное поведение, необходимо использовать игры с правилами. В процессе этих игр дети легко выполняют требования, подчиняются, принимают ситуацию проигрыша.
Что такое физиологическая дезадаптация?
Еще одна проблема, возникающая с приходом дошкольников в школу, – изменения в режиме дня, увеличение интеллектуальных и снижение физических нагрузок. Это приводит к появлению так называемой физиологической дезадаптации: организм реагирует на новые повышенные нагрузки усталостью, головной болью, снижением артериального давления, ухудшением аппетита и пр. Число детей, испытывающих физиологическую дезадаптацию, как замечают физиологи, растет из года в год и, к сожалению, приближается к 20%. Как помочь таким первоклассникам?
Рекомендации для учителя
Дети с трудностями физиологической адаптации прежде всего нуждаются в четком выполнении режима дня, что обеспечивает сохранение психического и физического благополучия. В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями после второго урока должна проводиться динамическая пауза (во дворе школы или в спортивном зале), во время которой можно использовать подвижные игры, мини-соревнования, спортивные упражнения. Динамичными должны быть и перемены. Хорошо, когда школьникам предоставляется возможность подвигаться под музыку, полазить по гимнастической стенке, поиграть в мяч. Такая смена вида деятельности помогает снимать утомление, обеспечивает постепенное приспособление к растущим умственным нагрузкам. Помните, что от состояния и работы мышц тела ребенка во многом зависит его умственная деятельность.
Категорически не допускаются в первом классе домашние задания. Это особенно вредит детям, имеющим трудности адаптации. Такие школьники нуждаются в особо бережном отношении к объему их умственной нагрузки. После школы они должны много гулять, заниматься спортивными играми, посещать бассейн. Их родителям можно посоветовать уменьшить время просмотра детьми телепередач, исключить, хотя бы на какой-то срок, занятия у компьютера, увеличить объем выполняемой детьми домашней хозяйственной работы. Все это способствует устранению трудностей привыкания к школе.
Отрицательно влияет на привыкание к школьной жизни желание педагога ставить отметки с первых дней обучения. Причем часто учитель уверен, что если он рисует звездочки (солнышко, тучки и пр.), а не выставляет цифры, то это отметками не является и должно нравиться детям. Однако это заблуждение. В первом классе не рекомендуется ставить любые (!) отметки потому, что дети еще не могут оценить, за что поставлена та или иная отметка. Ребенок данного возраста воспринимает отметку не как оценку своей деятельности, а как отношение к себе учителя (любит – не любит, нравлюсь – не нравлюсь. ). Пока первоклассники не начинают понимать «стоимость» отметки, ставить ее бессмысленно.
Система «Начальная школа XXI века» разработана коллективом ученых Института стратегии развития образования РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. В основе системы — идея развивающего обучения младших школьников, разработанная в соответствии с теорией Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова (и их последователей). |
Особенности психологической перестройки первоклассника
Очевидно, что приход в школу связан с психологической адаптацией: нужно привыкнуть к неизвестному помещению, другому режиму дня, новым взрослым, незнакомым сверстникам; трудно сидеть спокойно за партой длительное время; появляется плохое настроение, если не получается задание, не нравится требование учителя. Хочется поплакать, покапризничать, пожаловаться. Все это следствие школьного стресса.
По данным Института возрастной физиологии РАО, примерно 20% детей, поступающих в школу, имеют нарушения здоровья психического характера, а к концу первого класса таких детей становится уже 60–70%. Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. Причинами появления школьного стресса являются:
Крайними формами школьного стресса являются:
Рекомендации для учителя
Поскольку первоклассник очень чувствителен к тому, как относится к нему учитель, в первые месяцы педагогу нужно особенно внимательно следить за стилем своих отношений с детьми: по возможности быть ровным со всеми, не выбирать себе «любимчиков», уделять внимание каждому ребенку. Как только первоклассник замечает, что педагог как-то выделяет одних детей и равнодушен, в частности, к нему, он начинает вести себя вызывающе, а то и агрессивно – делает все, чтобы обратить на себя внимание. Обычно такое поведение влечет за собой отрицательную реакцию учителя и заканчивается его замечаниями. Это, в свою очередь, еще больше раздражает ребенка, и он использует более серьезные запрещенные приемы: проявляет вспыльчивость, капризничает, плачет, дерется с одноклассниками, по вине которых (как ему кажется) учитель не проявляет к нему должного внимания.
Еще и еще раз советуем: ни при каких обстоятельствах не используйте крик, обещание пожаловаться родителям или наказать. Помните, что авторитарный стиль совершенно недопустим по отношению к первоклассникам. Уже на первой-второй неделе обучения проведите уроки знакомства: пусть дети расскажут о себе, своих любимых занятиях и увлечениях, традициях семьи. Устройте общее с родителями чаепитие, концерт, спортивные игры и соревнования. Все это хорошо сближает первоклассников, формирует классный коллектив.
Настоятельно и терпеливо внушайте, почему нужно выполнять правила поведения в классе, как разговаривать с одноклассниками, как обращаться к учителю и пр. Одно и то же правило спокойно повторяйте несколько раз и каждый раз подчеркивайте значение его выполнения. Любое правило предлагайте в качестве пожелания, а не приказа. Обращайте внимание на отношения между одноклассниками, старайтесь предупреждать конфликты, для совместной деятельности предлагайте объединиться по симпатии.
Очень важна оптимистическая оценка деятельности и поведения детей: «У тебя обязательно получится»; «Попробуй еще раз»; «Я тебе помогу»; «Давай сделаем вместе» и т.п. Подчеркивайте любые, даже незначительные, успехи школьников, особенно тех, у которых не все сразу получается. Тем самым вы повышаете интерес детей к своим одноклассникам, их авторитет, а также самооценку неуспешных учеников. Психологи подчеркивают, что повышение самооценки положительно влияет на социальную адаптацию учащихся.
Следуя требованиям дидактики, учитель должен учитывать психологические особенности детей седьмого-восьмого года жизни, поэтому необходимо дать каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Это особенно важно по отношению к заданиям по чтению, письму, решению математических задач. Предоставляйте детям разные по трудности задания, предлагайте им самим выбрать уровень сложности.
Учите первоклассников элементарно планировать свои действия по решению учебной задачи; обсуждайте с ними последовательность учебных операций; пусть каждый раз ученик отвечает на вопрос, что нужно делать сначала, что потом, проговаривает вслух все свои «шаги».
Овладение «пошаговой инструкцией» – условие успешной самостоятельной деятельности младших школьников. Одним из путей учета психологических особенностей первоклассников является организация урока с «дробной» структурой, когда процесс обучения включает разные по характеру виды деятельности: коммуникативную и художественную, интеллектуальную и трудовую.
Сделаем вывод. Организация всей жизни детей в первые месяцы обучения в школе должна создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьной жизни и предупреждения явлений дезадаптации. Напомним читателю, как психологи характеризуют разные уровни адаптации к школе:
Высокий уровень. Ребенок положительно относится к учителям и школе, быстро осваивается в школьном помещении, выполняет правила поведения в школе. Легко усваивает учебный материал, принимает учебную задачу, в основном «удерживает» ее до конца деятельности, занимается прилежно, активно участвует в разных видах учебной работы, не отказывается от заданий, проявляет интерес к самостоятельной деятельности. С удовольствием приступает к выполнению сложных заданий. Находит общий язык с одноклассниками, охотно участвует в совместной деятельности, активен в ходе классных мероприятий.
Средний уровень. Ребенок положительно относится к школе, принимает учебную задачу, в основном «удерживает» ее в процессе деятельности. Не отказывается от выполнения трудных заданий, хотя часто требует помощи. В целом внимателен при выполнении заданий, но более сосредоточен и не отвлекается, если задание ему интересно. Добросовестно выполняет общественные поручения, дружит со многими одноклассниками, участвует в классных мероприятиях.
Низкий уровень. Ребенок проявляет отрицательное отношение к школе и учителям, не желает идти в школу («хочу обратно в детский сад»), использует любое легкое недомогание или спад настроения, чтобы не пойти в школу. У такого ребенка наблюдаются нарушения дисциплины, отказ от выполнения требований учителя или от трудного задания («не умею», «не хочу», «не знаю»). Он отвлекается на уроках, скрытно занимается другой деятельностью (играет, рисует…). При выполнении заданий ему постоянно требуется помощь учителя, он плохо запоминает алгоритм действий. С трудом вступает в контакт с одноклассниками, стоит в стороне от общих классных дел, не проявляет активности в ходе мероприятий. В целом пассивен.
По данным критериям вы, уважаемый учитель, сможете легко оценить уровень адаптации ваших воспитанников к обучению в школе.
Беседы с учителем. 1-й класс. Методика обучения / под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ООО «ПЕР СЭ», 2006.
Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова [и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
Жуков Д. А. Стресс // Биология в школе. – 1999. – № 1.
Рогов Е. И. Настольная книга школьного психолога. – М.: Владос, 1999.
Левис Ш. Ребенок и стресс. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
Безруких М. М. Все цвета, кроме черного/ М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Шестилетний первоклассник. Какой он? В кн.: Беседы с учителем. 1-й класс. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2004. – С. 14.
Записала Ольга ДАШКОВСКАЯ
*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.