На что обратить внимание воспитателю на продленке
На что обратить внимание воспитателю на продленке
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 сентября 2014 г. № 08-1346 “О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня”
Минобрнауки России просит довести данную информацию до учредителей и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и рекомендовать разместить указанные методические рекомендации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на информационных стендах организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам.
Директор Департамента | А.В. Зырянова |
Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона).
Хозяйственно-бытовое обслуживание детей, которое включает соблюдение требований к санитарному содержанию помещения ГПД (очищение ковров и ковровых покрытий в ежедневном режиме, ежедневная влажная уборка, дезинфекция и пр.).
Обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня включает:
организацию прогулок, спортивного часа (подвижных игр) и отдыха детей;
организацию дневного сна (не менее 1 часа) для первоклассников и для ослабленных детей;
организацию самоподготовки (приготовление домашних заданий);
организацию занятий по интересам (в игровой, библиотеке) и др.
Конкретные обязательства общеобразовательной организации по осуществлению присмотра и ухода за детьми в ГПД должны быть предусмотрены в договоре между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и общеобразовательной организацией с учётом СанПиН.
В соответствии со статьей 65, частью 8 статьи 66 Федерального закона учредитель образовательной организации за осуществление присмотра и ухода за детьми в ГПД вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Не допускается включать в родительскую плату расходы на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования (в том числе внеурочной деятельности), а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций (косметический и иной ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и пр.) (часть 9 статьи 66 Федерального закона).
Функции и полномочия учредителя образовательной организации могут осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. В связи с этим органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, должны разработать нормативные акты, регулирующие предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях.
Нормативные акты о регулировании предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД в общеобразовательных организациях должны содержать, в том числе:
перечень услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня;
методику расчёта стоимости услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД (в случае, если данные услуги не могут быть оказаны бесплатно);
перечень льготных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
модель договора между общеобразовательной организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся о предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД.
Дополнительно обращаем внимание, что учредитель вправе снизить размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке (например, для многодетных семей, социально незащищенных семей, одиноких матерей (отцов), семей, пострадавших от стихийных бедствий, безработных, беженцев или вынужденных переселенцев и др.).
В связи с тем, что общеобразовательная организация помимо услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД вправе оказывать платные образовательные услуги (например, приготовление ребёнком домашних заданий не под присмотром, а вместе с учителем (воспитателем)), необходимо организовать разъяснительную работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Так как общеобразовательные организации являются некоммерческими организациями, не допускается извлечение прибыли из платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Родительская плата за ГПД должна обеспечивать только возмещение расходов общеобразовательной организации на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД.
В целях недопущения в общеобразовательных организациях незаконных сборов денежных средств и обеспечения полноты реализации Федерального закона рекомендуется:
организовать мониторинг востребованности услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД, их стоимости, а также удовлетворённости родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся качеством данных услуг;
организовать регулярную разъяснительную работы с педагогическим сообществом и родительской общественностью по вопросам осуществления присмотра и ухода за детьми в ГПД;
обеспечить оперативное освещение в СМИ порядка применения норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в ГПД.
На федеральном уровне Минобрнауки России организовано проведение мониторинга предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД; создан специальный сервис обратной связи для сообщений граждан: net-рoboram@mon.gov.ru.
Обзор документа
Минобрнауки России подготовило рекомендации, как следует организовать присмотр и уход за детьми в группах продлённого дня. Эти рекомендации целесообразно разместить на официальных сайтах и информационных стендах школ.
С ссылками на нормативно-правовые акты разъяснено, как должно быть организовано питание детей в продленке, каким должен быть режим дня, какие требования предъявляются к санитарному содержанию помещения группы.
Конкретные обязательства общеобразовательной организации по осуществлению присмотра и ухода за детьми в продленке прописываются в договоре между родителями и школой.
Учредитель школы (региональные или муниципальные органы власти в сфере образования) вправе установить плату за присмотр и уход за детьми в продленке. В ее размер запрещено включать расходы на реализацию общеобразовательных программ и содержание недвижимого имущества школы (ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и пр.).
Учредитель должен разработать нормативный акт о предоставлении услуги по присмотру и уходу за детьми в группе продлённого дня, где указать перечень услуг, методику расчета их стоимости, категории льготников. Также в нем приводится модель договора между родителями и школой.
Учредитель может снизить размер платы за продленку или не взимать ее с отдельных категорий родителей (многодетных и социально незащищенных семей, одиноких родителей, беженцев, безработных и др.).
Необходимо разъяснить родителям, что школы помимо услуг по присмотру и уходу за детьми в продленке вправе оказывать платные образовательные услуги (например, приготовление ребёнком домашних заданий не под присмотром, а вместе с учителем).
Также обращается внимание, что плата за продленку должна обеспечивать только возмещение расходов и не может быть источником прибыли для школы.
Группа продлённого дня: помощь родителям или тяжкий крест для детей?
Ребёнок идёт в школу, и родителям приходится задумываться о том, кто будет забирать его после уроков. Хорошо, если есть бабушка, няня или неработающая мама. А если родители с утра до вечера заняты, и помочь некому? Неужели детям придётся одним добираться до дома? Кроме того, сейчас в школах много интересных кружков и секций, в том числе бесплатных, но далеко не все они начинаются сразу после уроков. Ребёнку вроде бы и домой идти на полчаса смысла нет, но и в школе заняться нечем. Вот в этих-то случаях родители обычно вспоминают о «продлёнке».
Современная «продлёнка»
Что из себя представляет современная группа продлённого дня? В общем-то, она похожа на ту, что была в нашем детстве, но некоторые отличия и нюансы всё же есть.
Отличие первое. «Продлёнка» стала платной
Первое и довольно ощутимое нововведение – во многих школах «продлёнка» теперь платная. Да-да, за «присмотр» теперь нужно платить. Конечно, есть ещё школы, где на такой шаг не пошли, но их мало. Нельзя сказать, что стоимость очень уж велика, но она вполне сопоставима с платой за детский сад. А ведь там дети могут находиться двенадцать часов, и в цену включено питание.
В школе, если ваш ребёнок будет ходить в группу продлённого дня, за обеды придётся платить отдельно. Например, в Москве сейчас стоимость одного обеда составляет 137 рублей 65 копеек. Вроде бы, и невеликая сумма, но, учитывая плату за продлёнку, в месяц выходит больше пяти тысяч рублей.
К льготникам подход везде разный. В некоторых учебных заведениях для детей этих категорий «продлёнка» вообще бесплатная, в других льготники оплачивают часть стоимости (как правило 50 %), в третьих – льгот нет вообще. Предоставлять ли льготы малоимущим, семьям с детьми-инвалидами, многодетным и другим категориям, решает сама школа. Как правило, этот вопрос выносится на управляющий совет ежегодно. То есть даже если вы нашли учебное заведение, в котором продлёнка бесплатная, то всё может измениться уже через год.
Имейте в виду, в случае, если ребёнок болел и это подтверждено справкой от врача, производится перерасчёт оплаты. Также учитываются и каникулы.
Отличие второе. График работы
Как правило, современные группы продлённого дня работают до 18 часов. Однако есть школы, где они закрываются позже (в 18.30 или даже 19.00) или раньше (в 17.00). Разумеется, работающие родители заинтересованы в том, чтобы была возможность забрать ребёнка как можно позже, но, увы, от их позиции мало что зависит. Хотя, конечно, если наберётся много желающих изменения графика работы групп продлённого дня, то можно попробовать обратиться с просьбой к администрации школы. Есть шанс, что вам пойдут навстречу.
Во многих школах группы продлённого дня работают даже в каникулы. В этом случае, их деятельность больше похожа на городской детский лагерь. Ребят принимают в 8.30 – 9.00, а забирать их можно в любое время, вплоть до 17.00 – 19.00. В течение дня с детьми гуляют, занимаются, играют. А работающие родители могут не беспокоиться о том, что ребёнок целый день сидит один в пустой квартире.
Отличие третье. Чем занимаются дети на «продлёнке»
Воспитатели групп продлённого дня сейчас – это что-то вроде дореволюционных классных дам. Если они «прикреплены» к первоклашкам, то нередко помогают классному руководителю во время экскурсий и других внешкольных мероприятий, участвуют в подготовке праздников и т.д. Если же дети старше, то в обязанности воспитателя входит сопровождение ребят на обед и с обеда, прогулка с ними и присмотр в стенах школы. Но всё зависит от школы, конечно.
Сейчас многие учебные заведения предоставляют своим учениками возможность выбирать самые разные кружки и секции в стенах школы. Ваш ребёнок их посещает? В этом случае воспитатель ГПД напомнит ему о начале занятий, либо даже проводит на них и встретит (но это только в том случае, если есть, кому заменить его на время отсутствия в классе).
Однако, к счастью для нас, родителей, большинство из воспитателей всё же искренне любят детей и заботятся о них, а потому стараются организовать выполнение ребятами заданий и даже помогают, объясняют, проверяют сделанное и исправляют ошибки. Если вам повезёт с воспитателем, то, забирая ребёнка после группы продлённого дня, вы сможете рассчитывать на более-менее нормально выполненную письменную часть домашней работы. Устные же задания если и выполняются, то только по остаточному принципу.
Ребята, которые сделали все уроки и сходили на все выбранные кружки, чаще всего развлекают себя сами. Обычно в кабинетах есть шашки, шахматы или простые настольные игры, либо принадлежности для рисования. Это и составляет немудрёный досуг тех, кто ходит в группу продлённого дня. Ну, и гаджеты, конечно, если только родители одноклассников вашего ребёнка не единодушны в разумном желании вовсе не давать детям в школу телефоны и планшеты.
«Минусы» продлёнки
Конечно, группа продлённого дня – это не самое лучшее времяпрепровождение для ребёнка. Ведь школа – не детский сад. Мало где есть тихий час и специальные игровые. Дети вынуждены большую часть времени проводить за партами или умудряться играть между ними. Да и школьные коридоры и рекреации мало приспособлены для детских подвижных игр. Вот и возятся дети на полу прямо в школьной форме.
Плохо и то, что в школах нет сушильных шкафов. Ребята, вернувшись с прогулки и вдоволь навалявшись в снегу, запихивают мокрые шапки и шарфы в рукава, варежки в карманы, а сапоги – в мешки для сменки.
У многих школ можно увидеть яркие детские городки. Однако практика показывает, что детей на них чаще всего не пускают. Связано это с тем, что велика вероятность получения травм. И здесь трудно не согласиться. Представьте себе пятьдесят – шестьдесят (ведь гуляют на площадке ребята из нескольких классов) детей, одновременно бегающих по лестницам и мостикам и скатывающихся с горок. Просто чудо, если никто не упадёт и не покалечится. Поэтому администрация школ и воспитатели и не разрешают использовать детские городки для игр.
Полдник для детей, посещающих группу продлённого дня, не предусмотрен. А ведь обед у младшеклассников редко бывает позже часа дня. То есть около пяти, а то и больше часов дети остаются без еды, если только родители не позаботятся об этом.
Чаще всего группы продлённого дня предусмотрены только для учеников начальной школы. Остальные ученики, если у них есть необходимость переждать в школе время между окончанием уроков и началом занятий в сеции, например, вынуждены либо скучать в коридорах, либо идти к классному руководителю. Последний вариант оптимален, конечно. Мои старшеклассники, которые жили далеко от школы, после уроков частенько коротали время в нашем общем кабинете: делали уроки, готовились к занятиям с репетиторами или подготовительным курсам, общались и даже ели. Но не все классные руководители готовы к такому. В этом случае родителям приходится искать какие-то другие варианты. Ведь, к сожалению, хотя сейчас школы всё больше делают для того, чтобы детям в их стенах было как можно интереснее и комфортнее, вопрос возможности отдыха между уроками и занятиями до сих пор не решён.
Как сделать пребывание детей в группе продлённого дня как можно более комфортным
К счастью, в силах родителей несколько облегчить жизнь своих детей и сделать долгий школьный день более приятным:
Задачи воспитателя группы продленного дня
1. Воспитатель должен:
• проверять посещение учащихся по журналу ГПД;
• узнавать мнение учителей о самочувствии, поведении, успеваемости детей;
• узнавать об особенностях домашнего задания;
• в случае необходимости посещать уроки учителей;
• при необходимости вносить коррективы в план на день.
2. При организации питания воспитателю необходимо:
• организовать дежурство в столовой;
• проверить чистоту рук и полотенец;
• провести двухминутную этическую беседу;
• следить за поведением детей в столовой;
• оформить расчет в столовой;
• проследить за организованным уходом школьников из столовой.
3. Организуя отдых на воздухе, воспитатель обязан:
• организовать уборку и проветривание помещения;
• проследить за одеванием детей и их одеждой;
• сообщить план отдыха;
• дать задание и распределить обязанности;
• вести наблюдение за самочувствием детей;
• проводить индивидуальные и групповые беседы;
• подвести итог отдыха;
• проследить за порядком возвращения детей в школу.
4. Обязанности воспитателя при проведении занятий в помещении:
• организовать предварительную подготовку мероприятия;
• сообщить план работы;
• следить за участием детей в проведении мероприятия и направлять их активность;
• подвести итог занятия.
5. Во время самоподготовки необходимо:
• определить время работы по каждому предмету;
• выбрать консультантов (группа доверия);
• проверить записи в дневниках;
• организовать самостоятельную работу учащихся;
• контролировать слабоуспевающих, своевременно им помогать;
• анализировать выполнение домашнего задания учащимися;
• подвести итог самоподготовки.
• своевременно информировать учителей о ходе и результатах самоподготовки.
6. По завершении работы ГПД воспитателю необходимо:
• назначить дежурных на следующий день;
• проследить за уборкой класса;
• привести в порядок игровой уголок;
• провести беседу с родителями;
• подвести итог работы.
7. Эпизодические обязанности воспитателя ГПД
• обязанности по планированию;
• составление годового календарно-тематического плана;
• подготовку расписания общеразвивающих занятий;
• подготовку рабочих планов, разработок мероприятий.
Формы и методы деятельности воспитателя группы продленного дня
1. Рекомендации но организации выполнения учащимися домашнего задания (самоподготовка)
1.1. Выполнение уроков проводить в отведенном для этого классном помещении либо кабинете, который оборудован мебелью, соответствующей росту учащихся.
1.2. Начинать самоподготовку не позднее 16.00 (пока отмечается физиологический подъем работоспособности).
1.4. Предоставлять детям выбор очередности выполнения домашних заданий, рекомендуя начать с предмета средней трудности для данного ученика.
1.5. Предоставлять учащимся возможность устраивать индивидуальные перерывы по завершении определенного этапа работы, так как регламентированный перерыв часто отвлекает от самостоятельной работы и нарушает ход мыслей.
1.6. Проводить разминку (физкультминутку) длительностью 1-2 мин по мере появления утомления.
1.7. Предоставлять детям, которые закончили выполнение заданных уроков раньше других, возможность до окончания работы всей группы проводить время по интересам (в игровой, библиотеке).
2. Организация внеучебной деятельности ГПД (занятия в кружках, участие в различных зрелищных мероприятиях, художественная самодеятельность, тихие игры, чтение, просмотр телепередач и пр.)
2.1. Воспитателям следует планировать свою деятельность так, чтобы ежедневно в течение 1 —1,5 ч после окончания самоподготовки дети могли выбрать для себя занятия в соответствии со своими интересами и желаниями. Длительность таких занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности. Продолжительность таких занятий, как чтение, музыка, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, составляет не более 50 мин для учащихся II классов и 1,5 ч — для учащихся III—IV классов с 5—10-минутным перерывом в середине занятий.
2.2. Коллективные мероприятия, общешкольные вечера, концерты, сборы, диспуты, посещение театров, киноконцертных залов, экскурсии лучше организовывать в начале недели, когда у учащихся еще не наступило утомление, и не чаще 1-2 раз в месяц.
2.4. Важно правильно сочетать виды внеучебной деятельности на протяжении дня и рационально распределять их в течение недели. Наилучшим сочетанием видов деятельности на протяжении дня является двигательная деятельность на воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на пришкольном участке) до выполнения домашних заданий с последующей деятельностью эмоционального характера (зрелищными мероприятиями, занятиями в кружках, чтением, играми, сборами и т. п.).
2.5. Большое значение для всестороннего развития личности учащихся имеет работа в кружках. Желательно создавать кружки для разных возрастных групп, с тем чтобы время их работы не совпадало со временем прогулки и самоподготовки. Каждый учащийся может участвовать не более чем в двух кружках, один из которых должен быть с преобладанием двигательной активности.
2.6. Для организации различных видов внеучебной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: актовый и спортивный залы, библиотеку, мастерские, кабинеты-лаборатории, а также расположенные рядом дома (дворцы) культуры, стадионы и т. п.
3. Организация питания ГПД
Организация питания требует от воспитателя своевременно направить в столовую дежурных, чтобы они накрыли столы. Во время обеда воспитатель следит:
• за аппетитом и самочувствием детей;
• за соблюдением санитарно-гигиенических норм и норм питания;
• за культурой поведения за столом;
• за культурой приема пищи;
• за осанкой воспитанников.
После обеда каждый воспитанник относит за собой посуду, дежурные вытирают столы; не рекомендуется переходить к активной деятельности 15-20 минут, чтобы не нарушалось пищеварение.
4. Организация активного отдыха на свежем воздухе
• организация познавательной деятельности;
• осуществляется общение между товарищами и воспитателем;
• осуществляется нравственное воспитание ребенка;
• учит согласовывать свое поведение с общепринятыми формами поведения.
4.2. Требования:
• наличие познавательных моментов;
4.3. Виды прогулок:
4.4. Перед прогулкой воспитателю необходимо:
• выбрать место проведения;
• определить предстоящие затраты времени;
• наметить виды деятельности учащихся;
• составить конспект прогулки;
• проследить за тем, чтобы дети оделись в соответствии с погодой;
• провести инструктаж о времени, цели прогулки, правилах поведения и технике безопасности, дать конкретные поручения;
• рассказать о маршруте и заданиях;
Перед прогулкой воспитатель должен проверить участок для предотвращения детского травматизма и принять противотер- рористические меры (при обнаружении посторонних предметов поставить в известность администрацию школы).
4.5. Прогулка включает:
• движение детей по намеченному маршруту;
• выполнение предусмотренных заданий;
• беседу воспитателя по теме прогулки;
• свободную самостоятельную деятельность школьников.
В конце прогулки необходимо кратко подвести итоги на постоянном месте сбора. Каждая прогулка завершается обобщающей беседой с вопросами: «Что вы видели?», Какой сделали из этого вывод?» Это важно, так как всякая последующая прогулка потребует от учеников новых наблюдений и серьезного внимания.
В зависимости от погодных условий воспитателю необходимо проследить за одеванием детей.
4.6. Правила одевания:
• одеваться нужно снизу вверх, т. е. сначала надевают теплые штаны, кофты, затем верхнюю одежду и обувь;
• все пуговицы должны быть застегнуты правильно, шнурки завязаны аккуратно;
• воспитатель проверяет, как одеты дети (можно проводить эту процедуру в игровой форме, например объявив конкурс на скорость и аккуратность);
Исходя из целей и задач, необходимо проинструктировать детей о поведении во время прогулки, о правилах безопасности в целях предотвращения травматизма. Инструктаж должен быть кратким, четким, доступным детям. Во время пребывания на воздухе воспитатель проводит работу в соответствии с планом, следит за самочувствием и настроением детей. По окончании прогулки воспитатель подводит итоги, обеспечивает порядок возвращения в школу, организует раздевание и следит за тем, чтобы дети привели в порядок обувь и одежду.
5. Игровая деятельность
По окончании самоподготовки необходимо организовать игровую деятельность. При работе в одновозрастной группе (I—II классы) рекомендуется широко использовать игрушки и игры, знакомые детям. Это помогает снять эмоциональное и психическое напряжение.
Необходимые условия для успешной игровой деятельности:
• теплая забота и принятие;
• полный эмоциональный контакт.
Организация игровой деятельности планируется на всю учебную неделю. При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности:
• не дублировать деятельность первой половины дня (если на уроках была высокая умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или сюжетно- ролевые);
• игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка;
• играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков;
• игра не должна быть подготовкой к клубному часу (если игра носит развлекательный характер, планируется мероприятие другой направленности);
• использовать можно только педагогические игры (психологические тренинги может проводить только специалист).
6. Клубные часы
7. Работа по благоустройству и оборудованию группы
Обстановка в группе продленного дня по возможности должна быть приближена к домашней. Главная задача воспитателя — сделать пребывание ребенка в группе комфортным и приятным. Создать уют можно с помощью детей, родителей, спонсоров и т. д. Можно оформить группу работами детей для повышения их самооценки и для того, чтобы показать родителям способности детей. В группе должны быть цветы, они создают спокойную атмосферу и пригодятся для трудового воспитания (бытовой и общественно-полезный труд).
Целесообразно зонировать группу: игровой уголок, уголок самоподготовки, уголок психологической разгрузки для детей. Уголок психологической разгрузки должен быть отгорожен от остального помещения, например, маленькой ширмой. Он необходим для того, чтобы ребенок при желании мог побыть один. Это ему необходимо, чтобы отрефлексировать всю полученную за день информацию и впечатления, т. е. выработать собственное отношение к событиям и к людям путем осознания полученной информации.
8. Работа с родителями
Примерная должностная инструкция воспитателя группы продленного дня
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция разработана на основании Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 № 785, приказа Министерства образования Российской Федерации от 31.08.1995 № 463/1263 и распространяется на всех сотрудников данной категории школы.
1.2. Воспитатель группы продленного дня школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование.
1.3. Воспитатель учебной группы непосредственно подчиняется заместителю директора по учебно-воспитательной работе (начальное звено).
1.4. Основное назначение должности состоит в замене семейного попечителя, воспитателя и надзора за детьми в период нахождения их в воспитательных группах школы.
1.5. Воспитатель в своей работе руководствуется учебными программами, расписанием, уставом школы, нормами и правилами охраны труда и техники безопасности и настоящей Инструкцией.
2. Функции воспитателя ГПД
2.1. Организует и проводит внеурочную учебную и воспитательную работу в закрепленной группе, а также общественно полезную и культурно-досуговую работу с детьми группы.
3. Должностные обязанности воспитателя ГПД
3.1. Формирует у воспитанников нравственные навыки к учебе, труду, общественной собственности и личному имуществу, навыки культурного поведения.
3.2. Контролирует выполнение учащимися режима дня, организует выполнение домашних заданий, проведение культурно-досуговых, оздоровительных и других мероприятий.
3.3. Вовлекает учащихся в художественное, научно-техническое творчество, спортивные секции, клубы по интересам.
3.4. Поддерживает постоянную связь с родителями и преподавателями, добивается единства педагогических требований к учащимся.
3.5. Планирует воспитательную работу в закрепленной группе, обеспечивает выполнение плана, участвует в методической работе и повышает свою квалификацию.
3.6. Вносит предложения по совершенствованию воспитательной работы.
3.7. Осуществляет эстетическое воспитание.
3.8. Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности учащихся, их семейные обстоятельства и жилищно-быто- вые условия.
3.9. Координирует свою работу с работой классного руководителя.
3.10. Ведет установленную документацию по группе, представляет администрации сведения об успеваемости и поведении, готовит характеристики на учащихся закрепленной группы.
3.11. Принимает детей от учителей, родителей или лиц, их заменяющих, по списку.
3.12. Добивается соблюдения учащимися Правил внутреннего трудового распорядка школы, соблюдения этических норм и культуры поведения, бережного отношения к имуществу школы.
3.13. Организует и контролирует питание детей закрепленной группы.
3.14. Ведет среди воспитанников пропаганду здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками, контролирует внешний вид учащихся и соблюдение ими правил личной гигиены.
3.15. Обеспечивает строгое соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, а также противопожарных правил.
4. Права воспитателя ГПД
Воспитатель имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Самостоятельно выбирать формы, методы воспитательной работы с детьми и планировать ее, исходя из педагогической целесообразности.
4.2. Участвовать в работе педагогического совета школы.
4.3. Давать обязательные распоряжения учащимся группы.
4.4. В необходимых случаях вызывать от лица школы родителей учащихся.
5. Ответственность
5.1. Воспитатель несет дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение или не использование без уважительных причин служебных обязанностей, предусмотренных пунктом 3 настоящей Инструкции, а также за нарушение Правил внутреннего распорядка и устава школы.
5.2. Дисциплинарное взыскание в указанных случаях налагается приказом директора школы после истребования объяснений в письменной форме и с соблюдением сроков, установленных законодательством о труде. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения с работы применяется не иначе как с учетом мнения профсоюзного органа школы.
5.3. В случае совершения воспитателем аморального проступка, несовместимого с выполнением воспитательных функций, трудовой договор с ним расторгается приказом директора школы по пункту 8 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Воспитатель группы продленного дня:
6.1. Работает в режиме 6-часового дня исходя из 30-часовой рабочей недели установленной нагрузки по расписанию, утвержденному директором школы.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую четверть.
6.3. Представляет заместителю директора письменный отчет о проделанной работе.
6.4. Получает от директора школы информацию нормативно- правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Информирует администрацию о возникших трудностях, проблемах.
6.6. Передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.