На что ориентируются передовые экономики современных государств
Роль государства в экономике
теория по обществознанию 👨👩👧👦 экономика
На сегодняшний день самая популярная в мире экономическая система – смешанная, то есть та, при которой рыночный механизм дополняется государственным регулированием хозяйства.
Смешанная экономика предполагает взаимодействие рыночного и государственного сектора.
Такая модель экономики сложилась в XX веке, когда выяснилось, что рынок самостоятельно не может справиться с экономическими кризисами, негативными эффектами, например, безработицей и загрязнением окружающей среды, а также конкуренцией на мировых рынках. Для решения все этих и ряда других вопросов рынку требуется помощь государства.
Экономические цели и функции государства (8 класс, 11 класс)
Главная цель государственного вмешательства в экономику – достижение макроэкономической стабильности и экономического роста в изменяющихся условиях. Эта главная цель достигается за счет частных целей:
В экономике страны государство также выполняет ряд важнейших функций:
Государство не только регулирует рыночную систему с помощью законов, но и само участвует в производстве. Государственный сектор в экономике – это хозяйственные объекты, которые полностью или частично принадлежат органам власти различного уровня (например, завод может принадлежать как государству, так и отдельному региону страны). Государственный сектор также дополняет те отрасли экономики, где вливание частного капитала невыгодно (например, услуги ЖКХ).
Инструмент регулирования экономики ( 11 класс)
Государство достигает своих целей в экономике с помощью двух главных методов: административно-правовых и экономических. Первые оказывают прямое действие на экономику, вторые – косвенное.
К экономическим методам относятся:
а) Купли-продажи государственных ценных бумаг (если Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, то количество денег в экономике растет, если продает банкам ценные бумаги – то количество денег уменьшается).
б) Изменения резервной системы. На законодательном уровне определены объемы резервов коммерческих банков, и эти резервы ограничивают объем средств, предоставляемых населению в форме кредитов. ЦБ может увеличить объем резервной системы коммерческих банков, и тогда они смогут давать населению в кредит больше денег. Если же ЦБ уменьшит объем резерва коммерческих банков, то суммы кредитов, выдаваемых населению, уменьшатся.
в) Предоставление ЦБ ссуд коммерческим банкам. Деньги, полученные от ЦБ, коммерческие банки могут давать в кредит населению, тем самым увеличивается предложение денег в экономике.
К административно-правовым методам относятся:
Роль государства в экономике развитых стран
Социально-экономические процессы, протекающие в развитых странах, нельзя рассматривать в отрыве от вопроса о роли государства в экономике. Эта роль изменялась на разных исторических этапах.
Начало глубокому и систематическому вмешательству государства в экономику развитых стран в мирное время было положено антикризисным регулированием в условиях экономического кризиса 1929—1933 гг.
В периоды спада государство стимулировало совокупный спрос, наращивая государственные расходы, уменьшая налоги на бизнес и проводя мягкую денежно-кредитную политику, нацеленную на увеличение доступности кредита. В периоды подъема государство сокращало свои расходы и увеличивало налоги, ограничивало доступность кредита, проводя жесткую денежно-кредитную политику.
С уменьшением роли государственной собственности и предпринимательской деятельности государства важнейшим инструментом государственного регулирования экономики становятся государственные финансы. Через государственный бюджет государство перераспределяло все большую часть национального дохода страны и использовало ее на различные цели.
Большое влияние на развитие экономики государство оказывает путем разработки и проведения научно-технической политики, главным инструментом которой являются средства государственного бюджета. В большинстве развитых стран в 70— годы был в основном завершен процесс формирования государственного сектора науки. Этот процесс был наиболее интенсивным в военный и послевоенный периоды. Государство финансирует от 1/5 до 1/2 национальных научных расходов. Для фундаментальных исследований этот показатель значительно выше — от 1/2 до 2/3.
Доля затрат на развитие науки за последние 20 лет в общей сумме государственных расходов изменилась незначительно, составив 6—7 % в США, 4—5 % — во Франции, Германии, Великобритании и Италии, 3—3,5 %— в Японии. Большую часть научных расходов государство направляло на финансирование оборонных исследований и разработок в США, Великобритании и во Франции. В Японии, Германии, Канаде и Италии на первом месте находились фундаментальные исследования невоенного характера.
В современных условиях основная задача государственной научно- технической политики развитых стран — создание благоприятных условий для инновационной деятельности частнопредпринимательского сектора.
При этом используются такие методы как:
Активная политика льготного налогового стимулирования науки проводится всеми развитыми странами. В послевоенный период во многих развитых странах стали складываться различные формы долговременного регулирования экономики, получившие название политики экономического роста. Одной из форм такого регулирования является экономическое программирование и прогнозирование, или индикативное планирование. Оно возникло во Франции в 1947 г., позднее — в странах Бенилюкс, а в 50—60-е годы составлением комплексных хозяйственных программ занялись Швеция, Великобритания Италия, ФРГ, Испания, Финляндия, Япония.
Индикативное планирование позволяет:
В современных условиях получила распространение стратегическая форма индикативного планирования, основной целью которой является выбор главных приоритетов развития национальной экономики, в реализации которых государство должно играть решающую роль.
Так, в десятом индикативном плане развития французской экономики на 1989—1992 гг. выделены следующие шесть главных направлений развития: укрепление национальной валюты и обеспечение занятости; образование; научные исследования; социальная защита населения; обустройство территории; обновление государственных служб. Они оформлены как целевые государственные программы, обеспеченные системой финансовых преференций.
Широкое применение получило бюджетное планирование. Одним из важнейших инструментов государственного воздействия на экономику развитых стран является денежно-кредитная политика. Ее проводят центральные банки государств, которые изменяют процентные ставки с помощью дисконтной политики; устанавливают нормы минимальных обязательных резервов частных банков, хранящихся на особых счетах Центрального банка; осуществляют операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и ценными бумагами негосударственных компаний и банков.
Высокие темпы роста государственных расходов стали причиной хронического дефицита госбюджета развитых стран примерно с начала 80-х годов.
Налоги, являясь основным источником доходов государства, в то же время используются как важнейший инструмент антициклического регулирования, антиинфляционной политики и перераспределения доходов между богатыми и бедными слоями населения.
Своеобразной разновидностью налоговой политики является ускоренная амортизация. Фирмам разрешается списывать в амортизационный фонд прибыли до половины стоимости оборудования в течение трех-четырех лет его эксплуатации. Это ускоряет накопление капитала, его техническое обновление и экономический рост.
Однако чрезмерный рост налогов приводит к снижению деловой активности, к замедлению экономического роста и развитию «теневой экономики». Поэтому в 80-90-е годы в большинство развитых стран проведены налоговые реформы, направленные на снижение ставок подоходного налога и налога на прибыль коопераций. Взамен увеличены косвенные налоги, в частности НДС. Так, в Англии базовая ставка подоходного налога снижена с 33 % в 1979 г. до 23 % в 1997 г. и предполагается ее уменьшение до 20 %, а налога на прибыль корпораций — с 50 до 30 %.
Однако в отличие от кейнсианских концепций авторы доклада видят роль государства не как непосредственного участника воспроизводственного процесса, а в качестве гаранта:
Вместе с тем в опубликованном в 1997 г. докладе Мирового Банка «Государство в меняющемся мире» на основе анализа преимуществ и недостатков государственного регулирования за последние пятьдесят лет сделан основной вывод: эффективное государство жизненно необходимо для экономического процветания.
Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
На что ориентируются передовые экономики современных государств
Код ОГЭ: 3.12. Экономические цели и функции государства
Раздел ЕГЭ: 2.12. Роль государства в экономике
Государство в первую очередь контролирует происходящие политические процессы, следит за соблюдением своих интересов и служит гарантом сохранения общественного порядка. Однако общественная жизнь невозможна без экономики, поскольку она контролирует материальные отношения между людьми. Таким образом, нельзя проводить какую-либо политику, не затрагивая экономику.
Функции государства в экономике
Экономическая политика государства — это процесс реализации экономических функций государства. Государство в условиях смешанной экономики должно вмешиваться в экономику из-за несовершенства рынка, так как рынок не решает большинство социальных проблем.
Функции государства в экономике:
Методы регулирования экономики
Государство осуществляет регулирование экономики следующими методами : правовыми, административными и экономическими.
Иная классификация методов государственного регулирования экономики:
1. Прямые методы носят распорядительный и обязательный характер. Виды прямых методов регулирования экономики:
• определение стратегических целей развития экономики;
• государственные заказы;
• государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
• нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;
• правовые и административные ограничения и запрещения относительно производства определенных видов продукции;
• установление лицензий на определенные виды деятельности.
2. Косвенные методы — государство, используя экономические стимулы, заставляет субъектов экономики подчиняться государственным интересам. Виды косвенных методов регулирования экономики:
• денежно-кредитная политика;
• бюджетно-налоговая политика;
• регулирование экспорта, импорта и валютных курсов.
Цели государства
Обе цели достигаются преимущественно изменением объема денежной массы в обращении и реализуются методами денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Для понимания сущности бюджетно-налоговой политики необходимо раскрыть такое понятие, как государственный бюджет.
Иная классификация целей государства в экономике:
Вы смотрели конспект «Роль государства в экономике». Выберите дальнейшее действие:
Государство и экономика
Необходимость государственного регулирования экономики
Роль государства в регулировании экономики. Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Возрастающие масштабы современной экономической деятельности, усложнение характера внутренних и международных хозяйственных связей создают объективные экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании общественного производства.
Однако не следует думать, что государство стало играть важную роль в экономике только на индустриальном этапе развития человеческого общества. Во все времена государство оказывало значительное влияние на социально-экономическое положение страны. Современная экономическая роль государства является итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. Например, феодальное государство стояло на страже земельной собственности феодалов, определяло обязанности ремесленников, крестьян, т.е. обязанности всех по отношению к центральной власти.
Особенно наглядно роль государства проявляется в так называемые переломные, переходные периоды независимо от того, происходят ли эти изменения мирным или немирным путем. В качестве примера можно привести «кровавое законодательство» в Англии в конце XV в., направленное против экспроприированных крестьян; законы Петра I в России в конце XVI — начале XVII в.; Кодекс Наполеона во Франции в начале XIX в. и т.д. Резкое усиление роли государства связано с Первой мировой войной, которая вызвала необходимость невиданной ранее концентрации ресурсов в руках и под контролем государства.
Исключительную роль в формировании инструментария государственного вмешательства и регулирования сыграл мировой экономический кризис 1929—1933 гг., так называемая Великая депрессия. В условиях, когда объем производства в главных странах капитализма упал почти вдвое, замерла международная торговля, безработными оказались миллионы людей, государства были вынуждены взять на себя широкие экономические функции в борьбе с кризисом. Неэффективность политики нерегулируемого рынка (laissez-faire), которая была провозглашена еще А. Смитом, стала очевидной и, в частности, заставила президента США Ф. Д. Рузвельта, одного из первых государственных руководителей стран с рыночной системой хозяйствования, пойти на активное вмешательство государства в управление экономикой. Иначе говоря, пришло понимание того, что рыночный механизм развития необходимо дополнить мерами государственного регулирования. Объективная необходимость вмешательства государства в рыночную экономику возникла в связи с тем, что рыночный механизм порождает ряд негативных последствий. Кроме того, сама общественная жизнь требует вмешательства государства как особого инструмента, обладающего исключительным и общепризнанным правом принуждать. Теоретическим обоснованием этого вмешательства стала работа Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Идеи этой книги надолго определили механизм государственного вмешательства в экономику.
Использование инструментов кейнсианской теории позволило промышленно развитым странам Европы, Северной Америки и Японии добиться в послевоенный период устойчивого экономического роста.
Специально разработанные программы давали возможность избегать хозяйственных катастроф типа Великой депрессии, резкого падения производства. Однако по мере развертывания научно-технической революции в индустриальных странах стали отказываться от глобального распространения кейнсианства, а международные финансовые организации начали внедрять новые либеральные экономические теории.
В смешанной экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится вполне определенная роль, так как рынок, подобно любой хозяйственной системе, не является идеальным механизмом. Он имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому естественно, что государство стремится разработать такой механизм хозяйствования, который препятствовал бы разрушительным рыночным последствиям в экономике: монополизму, бедности, кризисам, спадам и т.п.
Роль государства в условиях командной экономики. Наша страна находится на сложном, переходном этапе, и именно поэтому особенно важна регулирующая роль государства.
Но эта роль должна быть принципиально иной, не такой, как в условиях командной экономики, когда центр задает все параметры хозяйственной деятельности, включая цены. Ведь сверху нельзя оптимально определить объемы производства миллионов видов продукции, распределить их в соответствии с потребностями и тем более определить цены, отражающие взаимосвязь спроса и предложения. Эта ситуация наглядно представлена на рис. 15.1, отражающем решение проблемы производства и ценообразования в условиях централизованной плановой экономики, когда заданы объемы производства и цены.
В условиях командной экономики объем предложения (план) четко задан, поэтому график предложения принимает форму вертикальной прямой Snl. Цена здесь также четко фиксированная, назначенная сверху на основе затрат и прибыли, т.е. предполагается прохождение кривой спроса через точку Е1. Но такая модель является жестко заданной и не отражает изменения спроса. Что произойдет, если спрос на данную продукцию повысится и кривая спроса D1 переместится в положение D2?
В этом случае спрос увеличится до объема D1 в то время как производство будет равно 0Snl, поскольку фиксированная цена не дает информации об изменении спроса. Образуется дефицит в объеме S2. Последствия дефицита нам хорошо известны (снижение качества продукции, спекуляция, теневая экономика). Если бы цены не были фиксированными и устанавливались исходя из спроса и предложения, то они должны были бы подняться до уровня Р2, и точкой равновесия стала бы точка Р. Если же спрос в плановом периоде понизился, кривая спроса D переместилась в положение D2 и, таким образом, объем спроса сократился до 0S2, а производство продолжилось в соответствии с планом 0S1, то образовался бы излишек продукции, равный S2Snl. Фиксированная цена и в этом случае дала ложную информацию. Исходя из здравого смысла, план должен быть снижен либо необходимо снизить цену до уровня Р3 и компенсировать производителю потери. Но в условиях плановой системы это делается слишком медленно, а потери в это время растут.
Однако переход от плановой экономики к рыночной надо рассматривать как сложнейший, длительный и противоречивый по своей сути социально экономический процесс. Здесь необходимы принципиально новая инфраструктура, новые кадры, новые системы цен, финансов, кредита, распределительных отношений. Это смешанная по многим параметрам и критериям структура. Западная экономика накопила большой опыт государственного регулирования в условиях рынка, поэтому ее опыт представляет несомненный интерес для России, и его изучение будет для нас полезным.
Классическая и кейнсианская концепции регулирования национального производства
В мировой экономической литературе можно выделить два основных направления в походах к экономической роли государства, и прежде всего по вопросу механизма регулирования национального производства в условиях рынка. Первое, неоклассическое, направление стоит на позициях автоматического саморегулирования рыночной системы. Второе направление, кейнсианское, исходит из необходимости обязательного вмешательства государства в рыночную систему, особенно в условиях депрессии и связанной с ней безработицы.
Классическая модель. Экономисты-неоклассики, исходя из гибкости цен заработной платы, процентной ставки, т.е. из того, что зарплата и цены могут свободно передвигаться вверх и вниз, отражая баланс между спросом и предложением, утверждают следующее. По их мнению, совокупное предложение (SS) имеет вид вертикальной прямой, отражающей потенциальный объем производства ВНП. Снижение цены влечет за собой снижение зарплаты, и поэтому полная занятость сохраняется, сокращения величины реального ВНП не происходит. Здесь вся продукция будет продана по другим ценам. Иначе говоря, снижение совокупного спроса ведет не к снижению ВНП и занятости, а лишь к снижению цен. Таким образом, классическая теория считает, что экономическая политика государства может воздействовать лишь на уровень цен, а не на объем производства и занятость. Поэтому вмешательство государства в регулирование объема производства и занятости нежелательно (рис. 15.2).
Кейнсианская модель. В отличие от классической школы кейнсианская теория полагает, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос (объем производства). Самый главный порок классической школы, по мнению Дж. М. Кейнса, состоит в том, что она не могла объяснить, какими путями уменьшить безработицу, которая, становясь массовой, требует все больше и больше государственных средств и создает неблагоприятную социальную ситуацию. Согласно кейнсианской модели (рис. 15.3) совокупное предложение принимает форму прямой, параллельной оси Р, что отражает негибкий характер цен и зарплаты в краткосрочном периоде, а также наличие незанятых ресурсов, и частности безработицы. Линия совокупного спроса пересекает линию предложения в точке Е, где объем ВНП равен ОЕ. Если спрос возрастет и график спроса переместится в положение D1D1, то цены почти не изменятся, так как будет увеличен объем производства, т.е. ВНП увеличивается. Таким образом, последователи Кейнса полагают, что правительство может способствовать росту ВНП и росту занятости, увеличивая правительственные расходы, что повысит спрос до положения D1D1. Это и означает рост ВНП на величину ЕЕ1. Увеличение объема ВНП будет способствовать и повышению занятости населения.
Какая же из двух концепций наиболее приемлема для экономического развития? Представляется, что ни одну из них нельзя копировать буквально, поскольку каждая из них несколько упрощает реальные процессы, подчеркивая лишь отдельные стороны действительности. Вряд ли приемлема позиция, согласно которой рынок сам все отрегулирует без всякого вмешательства государства. Ведь Кейнс показал, что государство может оказывать влияние на рыночную экономику и имеет определенные инструменты для такого влияния.
Цели и функции государства в хозяйственной жизни
Цели государственного регулирования экономики. Существующая система государственного регулирования экономики в условиях рынка сложилась в результате долгой эволюции и представляет собой некую совокупность методов, средств и форм. Мировая практика показала, что структуры государственного регулирования довольно многообразны.
В каждой стране они имеют особенности, отражающие как национальное своеобразие, так и конкретные задачи данного этапа развития. Однако можно выделить общие цели, присущие механизму государственного регулирования большинства развитых стран.
Какие же цели преследует государственное регулирование экономики? От экономического развития страны зависят благополучие людей, судьба нации, судьба самого государства. Мера экономического успеха определяет, будет ли страна лидировать, укрепляя свои позиции на мировом рынке, повышая благосостояние населения, или она все более начнет отставать. Помимо чисто экономических проблем перед любым обществом стоят и проблемы социальные: как помочь бедным и инвалидам, что нужно сделать для социальной гармонии и стабильности. Ни один народ в мире не изолирован от другого, при этом взаимосвязь между нациями и национальными экономиками усиливается, возникают проблемы внешнеторговых связей, движения ресурсов через границы, таможенных пошлин и валютных курсов.
Но нельзя решить все эти вопросы, если государство будет равнодушно к мере экономического успеха. В конечном итоге целевые установки в экономической деятельности государства выражаются в осуществлении принципов эффективности, равенства и стабильности экономического и социального развития общества. Реализация этих принципов предполагает создание условий для производства все большего количества товаров и услуг на постоянно изменяющейся технологической основе, минимизацию затрат при использовании ограниченных производственных ресурсов, укрепление своих позиций на мировом рынке, создание рабочих мест для всех, кто может и желает работать. Это предполагает и экономическую свободу для всех видов хозяйственной деятельности, потребителей и продавцов на рынке, для того чтобы они имели свободу выбора. Весьма важна и социальная поддержка со стороны государства малоимущих, инвалидов, пенсионеров, безработных, многодетных семей и других категорий населения.
Функции государства в регулировании экономики. Достижение целей хозяйственной жизни той или иной страны реализуется через функции государства. Эти функции довольно многообразны, но наиболее существенными, на наш взгляд, являются следующие.
1. Разработка и утверждение правовых основ экономики. Государство в лице своих парламентских и правительственных структур определяет «правила игры» предприятий и населения на рынке. Хозяйственное законодательство в странах Запада исходит из принципа «все разрешено, что не запрещено», предоставляя, таким образом, предпринимателям широкое поле деятельности. Но то, что разрешено, регламентируется четко отработанным законодательством. В России хозяйственное законодательство, адекватное рынку, еще окончательно не сформировалось, и это существенно сдерживает формирование рыночных отношений, тормозит экономическое развитие.
2. Определение приоритетов макроэкономического развития. Государство должно определить, что важно для нации сегодня, сколько это потребует ресурсов, как быстро они дадут отдачу, каковы социальные, экологические, мирохозяйственные последствия наших действий. К сожалению, в России деятельность политиков и высшей администрации нацелена на краткосрочные результаты, и политические соображения оказывают значительное влияние на принимаемые решения. Эффективность и производительность низведены до второстепенной роли.
3. Реализация социальных ценностей. Любые наши законы, результаты хозяйственной деятельности имеют смысл лишь в том случае, если они направлены на процветание нации. Прежде всего это касается здравоохранения, культуры, высшего образования. Если в отдельных странах, например в Японии, индустриализация и компьютеризация вызвали потребность во всеобщем высшем образовании, то в России переход к ранней стадии капитализма разрушает многие социальные достижения 1960—1980-х гг.
4. Регулирование экономической деятельности для достижения поставленных задач и реализации социальных ценностей. Но это регулирование не должно подменять рынка, иначе оно превращается в администрирование. Главным определяющим фактором здесь является регулирование совокупного спроса и совокупного предложения для поддержания функционирования рыночного механизма.
5. Позитивное решение глобальных проблем, и прежде всего экологических.
Формы, методы и направления государственного регулирования экономики
Государственное регулирование реализуется посредством различных форм, методов и направлений. Весьма важна для общества и система государственного контроля, разрабатывающая стандарты жизни, экологические стандарты и т.п.
Формы воздействия государства на экономику. В современной хозяйственной жизни государство представлено различными формами воздействия на экономику. Растет доля государственных расходов и доходов в ВНП, повышаются налоги, имеет место система государственного предпринимательства (доля государственного сектора в материальном национальном богатстве по странам мира сегодня колеблется от 20 до 60%), значительна роль государства в перераспределении национального дохода. С помощью налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности.
В конечном итоге государственная власть должна обеспечивать охрану общественных интересов, экономической системы страны в целом, только тогда ее деятельность будет эффективной. Однако, несмотря на огромные усилия Правительства РФ, одними из самых характерных черт органов государственного управления России до сих пор являются их коррумпированность и связь с теневой экономикой. По оценкам экономистов, размеры теневого сектора в нашей стране составляют около 25% всего объема экономики.
Россия только с 2002 г. присоединилась к борьбе с отмыванием незаконных денег. В настоящее время у нас нет полного комплекта нормативных документов и экономических рычагов борьбы с коррупцией. Для повышения эффективности государственного управления необходимо их создание и внедрение в экономическую систему в минимальные сроки.
Методы воздействия государства на экономику. В зависимости от способа функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия государства на экономику. Под прямым воздействием понимается такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. по принуждению.
Примером подобного рода воздействия служит лицензирование некоторых видов хозяйственной деятельности. Косвенное воздействие заключается в том, что государство не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и на принимаемые им решения. Органы власти создают предпосылки и законодательную базу таким образом, чтобы субъекты сами строили свою хозяйственную политику в соответствии с экономическими целями государства. В смешанной экономике налоги — один из основных методов косвенного регулирования.
Методы управления также могут быть административными и экономическими. К административным методам относят такие меры, как запрет, разрешение, принуждение. К примеру, административные меры часто применяются при охране окружающей среды. Так, в Париже, в старых районах, капиталовложения в новое строительство запрещены, в том числе и из-за экологических соображений. Экономические методы воздействия государства на рынок содержат в себе такие глобальные направления, как прогнозирование, планирование, денежно-кредитное, финансовое регулирование и т.п.
Направления государственного регулирования экономики. Говоря о государственном регулировании можно выделить следующие направления: а) регулирование капиталовложений; б) регулирование сбыта; в) регулирование рынка рабочей силы; г) стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Регулирование капиталовложений. Посредством регулирования капиталовложений государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизм. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счет кредитов, государство в странах Запада покрывает часть ссудного процента за счет собственных средств. Такая политика требует от государства намного меньше ресурсов, чем если бы государство само занималось капиталовложением и данную сферу. Но частные фирмы даже при такой поддержке государства не всегда вкладывают средства туда, куда требуется с точки зрения общехозяйственных интересов. Поэтому необходимы как частные, так и государственные инвестиции. В федеральных государствах регулирование сложнее, чем в унитарных, поэтому регулирование экономики в России, и в частности регулирование капиталовложений, требует более сложного механизма и больше средств, чем в других государствах бывшего СССР.
Регулирование сбыта. Система сбыта регулируется государством через государственные закупки (государственное потребление) и через потребительский кредит, который довольно широко развит в странах Запада. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса. В условиях дефицитной экономики речь может идти не столько о стимулировании спроса, сколько о его ограничении, поэтому система потребительского кредита в условиях начала и середины 1990-х гг. не нашла широкого применения в России. В настоящее время в нашей стране наблюдается постепенное развитие потребительского кредитования. При наличии приватизированного жилищного фонда и увеличении темпов роста строительства нового жилья коммерческие и государственные структуры будут вынуждены более широко применять потребительский кредит, поскольку государству выгоднее погасить часть стоимости кредита за счет собственных средств, чем полностью вкладывать свои средства в расширение жилищного фонда.
Государственные закупки существуют во всех странах, но особенно они развиты в США. Закупки осуществляются через государственный заказ у тех фирм, для которых он выгоден, поскольку гарантирует сбыт и соответственно прибыль. В силу этого госзаказ не навязывают, а наоборот, фирмы стремятся к его получению. В нашей стране в настоящее время госзаказ существует, но, к сожалению, он не всегда оплачивается вовремя, и это не способствует раз витию положительных рыночных тенденций в экономике.
Регулирование рынка рабочей силы осуществляется государством по ряду направлений, в частности, через установление:
Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса и обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в большинстве западных стран финансирует более 50% общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы выделяются не под количество персонала, а под конкретный проект.
Внедрение достижений НИОКР стимулируется налоговыми льготами.
Большое внимание уделяется развитию системы подготовки специалистов с высшим образованием. На эти цели даются заказы и соответствующее финансирование. В нашей стране развитие науки на протяжении многих лет было прерогативой государства. За десятилетия расходы на эти цели уменьшились в 8—10 раз. По мнению специалистов, если в ближайшее время эта тенденция не будет преодолена, то восстановить научный потенциал будет практически невозможно или же это потребует резкого сокращения личного потребления, доходов физических лиц, как это происходило в 1920—1930-е гг.
Помимо перечисленных выше форм государственного регулирования можно выделить и такие формы, как государственное программирование, регулирование мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства и т.д. Мировая практика показала, что система мер и форм государственного регулирования довольно многообразна, в каждой стране эта система имеет свои особенности. К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся (см. гл. 16—19):