На что подразделяется модернизм в литературе
Особенности литературы модернизма
Период модернизма считается завершившимся к концу 1930-х годов. На смену модернизму пришёл постмодернизм.
Основоположниками модернизма являются М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс».
Модернизм в литературе — явление в литературе конца XIX — начала XX века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм. Является частью общего направления в искусстве — модернизма (от лат. modernus — «современный, недавний»).
Период модернизма считается завершившимся к концу 1930-х годов. На смену модернизму пришёл постмодернизм.
Основоположниками модернизма являются М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс».
Расцвет модернизма приходится на 1920 год. Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.
Модернистскую литературу характеризует, прежде всего, отторжение традиций девятнадцатого века, их консенсуса между автором и читателем. Конвенции реализма, к примеру, были отвергнуты Францем Кафкой в романе «Процесс» Л. Копелев. Сердце всегда слева. Статьи и заметки о современной зарубежной литературе. Москва, «Советский писатель», 1960,стр.168, Дж. Джойсем в произведении «Улисс» и другими романистами, в том числе и в экспрессионистической драме, а поэты отказывались от традиционной метрической системы в пользу верлибра. Модернистские писатели видели себя как авангард, откинувший буржуазные ценности, и заставляли читателя задуматься, применяя сложные новые литературные формы и стили. В художественной литературе принятое течение хронологического развития событий было поставлено с ног на голову Джозефом Конрадом, Марселем Прустом и Уильямом Фолкнером.
Этапы истории литературы, предваряющие модернизм – декадентство и авангардизм, иногда рассматривают в качестве ранних стадий модернизма. Модернизм объединяет различные течения и идеи, но общим для всех его представителей остаётся вера в то, что современный человек оторван от общества, в котором он живёт, от окружающего мира, он замкнут, одинок, постоянно ощущает свою беспомощность и абсурдность своего существования. Напр., в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота» главный герой Рокантен неожиданно ощущает неприятность, отвратительность всех окружающих его вещей, они как бы перестают быть сами собой, превращаясь в восприятии героя в размягчённую, омерзительную массу.
Другая группа мотивов, характерных для модернизма, – не поиск гармонии в мире (возможно, она в принципе недостижима), но изображение его таким абсурдным, какой он есть, и даже ещё более абсурдным. В рамках модернизма развивается литература абсурда и особенно драматургия абсурда. Главные её представители – Э. Ионеско и С. Беккет. В пьесах Э. Ионеско герои ведут совершенно бессмысленные диалоги, совершают необъяснимые поступки; например, герои пьесы «Лысая певица» чрезвычайно удивляются тому, что человек завязывает шнурок на ботинке, распахивают дверь без нужды, но не открывают её в ответ на дверной звонок и т. д. Герои С. Беккета попадают в абсурдные ситуации; например, вся пьеса «В ожидании Годо» строится на том, что группа людей ждёт человека по имени Годо, который так и не приходит. В русской литературе вершинными проявлениями литературы и театра абсурда стало творчество «обэриуитов», в первую очередь Д. И. Хармса. Аллегорическое изображение бессмысленности жизни современного человека представлено в рассказах и романах Ф. Кафки «Замок» и «Процесс», которые по жанру близки притчам: напр., сюжет рассказа «Превращение» – превращение чиновника, обычного служащего в отвратительное насекомое. Элементы модернизма очевидны в творчестве А. П. Платонова 1930-х гг. («Чевенгур», «Котлован»), в поздних произведениях А. А. Ахматовой («Энума элиш. Пролог, или Сон во сне»).
Философские предпосылки модернизма связаны с экзистенциализмом и фрейдизмом. Писатели Ж.-П. Сартр и А. Камю являются, наряду с М. Хайдеггером, крупными философами-экзистенциалистами. Основная идея экзистенциализма, получившая отражение в модернизме, – заброшенность человека в мире, его одиночество и тяжкое бремя ответственности за своё существование. Фрейдизм повлиял на модернизм открытием сферы подсознательного и бессознательного в человеке: поступки людей далеко не всегда имеют рациональное объяснение, даже наоборот, они в большинстве своём иррациональны. Истоки модернизма следует видеть и в философских системах Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля. С модернистскими концепциями человека полемизировали Т. Манн («Доктор Фаустус»), Г. Гессе («Игра в бисер»).
Модернизм привнёс много нового не только в содержание литературы, но и в набор приёмов, которыми она располагает. Его открытием является «поток сознания» (впервые в романе Дж. Джойса «Улисс», в главе «Пенелопа»), совмещение сиюминутного восприятия и воспоминания (приём, на котором основан роман В. Вулф «К маяку», – герой смотрит на свой дом и вспоминает, каким он был до смерти жены, когда вся семья ещё была вместе). Модернизм существенно расширил пространственно-временные границы художественного произведения: если раньше повествование, как правило, ограничивалось одним, максимум двумя планами, то теперь появился монтаж нескольких планов, их сложное совмещение, наложение, пересечение. Небывалое развитие получил внутренний монолог героя, изложение его мыслей, переживаний, ставшее настолько значительным в произведении, что автор и авторская точка зрения в модернизме отодвинулись на второй план.
В позднем модернизме стали популярны антижанры: антироман, антидрама – произведения, чья задача состоит в отрицании всех стереотипов романа или драмы, отрицании приемов, способов изображения и т. п.
Особенности литературы модернизма
Модернизм в литературе стал закономерным итогом развития художественного сознания и перехода от классического восприятия автором мира к модернистскому. Вместо создания собственного мира, предложения читателю готовых концепций, литература модернизма становится чистым отражением реальности или её полной противоположностью. Автор перестаёт быть носителем абсолютной истины и начинает демонстрировать её относительность. Как следствие, рушится целостность мира произведения: на смену линейному повествованию приходит обрывочное, раздробленное на небольшие эпизоды и подаваемое посредством нескольких героев, имеющих даже противоположныхй взгляд на излагаемые события и факты.
Модернизм в литературе проявился в новых направлениях: символизме, акмеизме, футуризме. Одновременно была переосмыслена реалистичная литература. Появился стиль, названный «потоком сознания», характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.
05.03.2016, 26766 просмотров.
Модернизм в литературе
Главной особенностью данного направления является полная смена классического восприятия картины мира: авторы больше не являются носителями абсолютной истины и готовых концепций, а напротив демонстрируют их относительность. Линейность повествования исчезает, сменяясь хаотичным, обрывочным, раздробленным на части и эпизоды сюжетом, часто подаваемым от лица сразу нескольких персонажей, которые могут иметь совершенно противоположные взгляды на происходящие события.
Направления модернизма в литературе
Модернизм в свою очередь разветвлялся на несколько направлений, таких как:
Символизм
(Сомов Константин Андреевич «Две дамы в парке»)
Возник во Франции в 70-80-х годах 19 века и достиг пика своего развития в начале ХХ века, был наиболее распространен во Франции. Бельгии и России. Авторы-символисты воплощали основные идеи произведений, используя многоликую и многозначную ассоциативную эстетику символов и образов, зачастую они были полны таинственности, загадочности и недосказанности. Яркие представители данного направления: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Лотреамон (Франция), Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн (Бельгия), Валерий Брюсов, Александр Блок, Федор Сологуб, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт (Россия). подробнее
Акмеизм
(Александр Богомазов «Разносчики муки»)
Возник как отдельное течение модернизма в начале ХХ века в России, авторы-акмеисты в противопоставление символистам настаивали на четкой материальности и предметности описываемых тем и образов, отстаивали использование точных и ясных слов, выступали за отчетливые и определенные образы. Центральные фигуры российского акмеизма: Анна Ахматова, Николай Гумилев, Сергей Городецкий. подробнее
Футуризм
(Фортунато Деперо «Я и моя жена»)
Авангардистское направление, возникшее в 10-20 годах ХХ века, получившее развитие на территории России и Италии. Главная особенность авторов-футурологов: интерес не столько к содержанию произведений, а больше к форме стихосложения. Для этого придумывались новые словоформы, пользовались вульгарной, простонародной лексикой, профессиональным жаргоном, языком документов, плакатов и афиш. Основоположником футуризма считается итальянский поэт Филиппо Маринетти, сочинивший поэму «Красный сахар», его сподвижники Балла, Боччони, Карра, Северини и другие. Российские футуристы: Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Борис Пастернак. подробнее
Имажинизм
Возник как литературное направлении русской поэзии в 1918 году, его основоположниками были Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. Целью творчества имажинистов было создание образов, а главным средством выражения было объявлена метафора и метафорические цепочки, с помощью которых сопоставлялись прямые и переносные образы. подробнее
Экспрессионизм
(Эрих Хеккель «Уличная сцена у моста»)
Течение модернизма, получившее развитие в Германии и Австрии в первом десятилетии ХХ века, как болезненная реакция общества на ужасы происходящих событий (революции, Первая мировая война). Данное направление стремилось не столько воспроизводить действительность, сколько передать эмоциональное состояние автора, в произведениях очень распространены изображения болевых ощущений и криков. В стиле экспрессионизма работали: Альфред Деблин, Готфрид Бенн, Иван Голль, Альберт Эренштейн (Германия), Франц Кафка, Пауль Адлер (Чехия), Т. Мичинский (Польша), Л.Андреев (Россия). подробнее
Сюрреализм
(Сальвадор Дали «Постоянство памяти»)
Возник как направление в литературе и искусстве в 20-х годах ХХ века. Сюрреалистические произведения отличает применение аллюзий (стилистических фигур, дающих намек или указание на конкретные исторические или мифологические культовые события) и парадоксальное сочетание различных форм. Основоположник сюрреализма — французский писатель и поэт Андре Бретон, известные литераторы данного направления — Поль Элюар и Луи Арагон. подробнее
Модернизм в русской литературе ХХ века
Последнее десятилетие 19 века ознаменовалось появлением в русской литературе новых направлений, задачей которых было полное переосмысление старых средств выражения и возрождение поэтического искусства. Данный период (1982-1922 гг.) вошел в историю литературы под названием «Серебряный век» русской поэзии. Писатели и поэты объединялись в различные модернистские группы и направления, игравшие в художественной культуре того времени огромную роль.
(Кандинский Василий Васильевич «Зимний пейзаж»)
Русский символизм появился на стыке 19 и 20 века, его основоположниками были поэты Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, позже к ним присоединились Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов. Они выпускают художественный и публицистический орган символистов — журнал «Весы (1904-1909 гг.), поддерживают идеалистическую философию Владимира Соловьева о Третьем завете и пришествии Вечной женственности. Произведения поэтов-символистов наполнены сложными, мистическими образами и ассоциациями, таинственностью и недосказанностью, абстрактностью и иррациональностью.
На смену символизму приходит акмеизм, появившийся в русской литературе в 1910 году, зачинатели направления: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Городецкий, также в эту группу поэтов вошли О. Мандельштам, М. Зенкевич, М. Кузьмин, М. Волошин. Акмеисты в отличие от символистов провозглашали культ реальной земной жизни, ясный и уверенный взгляд на реальность, утверждение эстетико-гедонистической функции искусства, без затрагивания социальных проблем. Поэтический сборник «Гиперборей», выпущенный в 1912 году, заявил о появлении нового литературного направления под названием акмеизм (от «акме» – высшая степень чего-либо, пора расцвета). Акмеисты пытались сделать образы конкретными и предметными, избавиться от мистической запутанности, присущей движению символистов.
(Владимир Маяковский «Рулетка»)
Футуризм в русской литературе возник одновременное с акмеизмом в 1910-1912 годах, как и другие литературные направления в модернизме он был полон внутренних противоречий. В одну из самых значительных футуристических группировок под названием кубофутуристы входили такие выдающиеся поэты Серебряного века как В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин, А. Крученых, В. Каменский и др. Футуристы провозглашали революцию форм, абсолютно независимых от содержания, свободу поэтического слова и отказ от старых литературных традиций. Проводились интересные эксперименты в области слова, создавались новые формы и обличались устаревшие литературные нормы и правила. Первый сборник поэтов-футуристов «Пощечина общественному вкусу» декларировал основные понятия футуризма и утверждал его как единственного правдивого выразителя своей эпохи.
(Казимир Малевич «Дама на остановке трамвая»)
В начале 20-х годов ХХ века на основе футуризма формируется новое модернистское направление — имажинизм. Его основоположниками были поэты С. Есенин, А.Мариенгоф, В. Шершеневич, Р. Ивнев. В 1919 году они провели первый вечер имажинистов и создали декларацию, в которой провозглашались главные принципы имажинизма: главенство образа «как такового», поэтическое выражение посредством использования метафор и эпитетов, стихотворное произведение должно представлять собой «каталог образов», читающийся одинаково как с начала, так и с конца. Творческие разногласия между имажинистами привели к разделению направления на левое и правое крыло, после выхода из его рядов Сергея Есенина в 1924 году группа постепенно распалась.
Модернизм в зарубежной литературе ХХ века
(Джино Северини «Натюрморт»)
Модернизм как литературное направление поваляется в конце 19 начале 19 века накануне Первой мировой войны, его расцвет приходится на 20-30 годы 20 века, развивается он практически одновременно в странах Европы и Америки и представляет собой интернациональное явление, состоящее из различных литературных течений, таких как имажизм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм и т.д.
Возник модернизм во Франции, его яркими представителями, относившиеся к движению символистов были поэты Поль Верлен, Артюр Рембо, Шарль Бодлер. Символизм быстро стал популярен и в других странах Европы, в Англии его представлял Оскар Уайльд, в Германии — Стефан Георге, в Бельгии — Эмиль Верхарн и Морис Меттерлинк, в Норвегии — Генрик Ибсен.
(Умберто Боччони «Улица входит в дом»)
Самыми знаменитыми писателями модернистами начала ХХ века считаются ирландский писатель-прозаик Джеймс Джойс, создавший бессмертный роман в стиле «поток сознания» «Улисс» (1922), французский автор семитомного романа-эпопеи «В поисках утраченного времени» Марсель Пруст, и немецкоязычный мэтр модернизма Франц Кафка, написавший повесть «Превращение» (1912), ставшая классикой абсурда всей мировой литературы.
Модернизм в характеристике западной литературы ХХ века
Несмотря на то, что модернизм разделяется на большое количество течений, их общей чертой является поиск новых форм и определение места человека в мире. Литература модернизма, возникшая на стыке двух эпох и между двумя мировыми войнами, в обществе, уставшем и истощенным от старых идей, отличается космополитизмом и выражает чувства авторов, потерянных в постоянно развивающейся, растущей урбанистической среде.
(Альфредо Гауро Амбрози «Аэропортрет дуче»)
Писатели и поэты, работавшие в данном направлении, постоянно экспериментировали с новыми словами, формами, приемами и техниками, для того чтобы создать новое, свежее звучание, хотя темы оставались по-прежнему старыми и вечными. Обычно это была тема об одиночестве человека в огромном и пестром мире, о несовпадении ритмов его жизни с окружающей реальностью.
Модернизм это своеобразная литературная революция, в ней участвовали писатели и поэты, объявившие о своем полном отрицании реалистического правдоподобия и всех культурно-литературных традиций в целом. Им выпало жить и творить в непростое время, когда ценности традиционной гуманистической культуры устарели, когда понятие свободы в разных странах имело весьма неоднозначное значение, когда кровь и ужасы Первой мировой войны обесценили человеческую жизнь, и окружающий мир предстал перед человеком во всей своей жестокости и холодности. Ранний модернизм символизировал время, когда разрушилась вера в силу разума, настало время торжества иррациональности, мистицизма и абсурдности всего существования.
Модернизм
Нестерова И.А. Модернизм // Энциклопедия Нестеровых
Понятие и история появления модернизма
Конец XIX века ознаменован появление модернизма в литературе. Он возник как протест против доминирования реализма.
Модернизм представляет собой протест против привычного в литературе. В конце XIX столетия серьезные перемены и потрясения спровоцировали рост числа различных школ в литературе с противоположным мировосприятием.
Модернизм в литературе – это направление появившееся в противовес реализму. Для него характерен уход от классических стандартов, поиск новых, радикальных литературных форм и создание абсолютно нового стиля написания произведений.
Модернизм, как течение литературы, берет свое начало во Франции. Модернизм возник в работах М. Пруста «В поисках утраченного времени», Дж. Джойса «Улисс», Ф. Кафки «Процесс».
Модернизм в русской литературе конца XIX начала XX века прошел следующие этапы:
Основная черта модернизма – отрицание традиционного искусства.
На смену плавному логичному повествованию реалистов приходит прерывистое, резкое и экспрессивное повествование модернистов. Поэзия модернистов наполнена экспрессией и безудержными образами, которые разрушают реальность. Приверженцы модернизма высоко ценили индивидуальное видение мира и индивидуальный подход к решению жизненных проблем. По этой причине, реализм воспринимался ими как отсутствие творческого развития и устаревшее направление в литературе.
Литература модернизма состоит из многочисленных разнообразных группировок, объединенных между собой стремлением не описать окружающую реальность.
В русской литературе модернизм развивался с присущим русской культуре надрывом. Несмотря на то, что большинство русских писателей модернистов были приверженцами европейской культуры и ценностей, им удалось создавать самобытные произведения с особенностями присущими лишь русской культуре.
Направления модернизма в русской литературе
В русской литературе модернизм представлен четырьмя основными направлениями:
Символизм в русской литературе появился на фоне распада старого государства и появления нового. Первая Мировая Война и Великая Октябрьская Революция заставили деятелей искусства и культуры переосмыслить мировосприятие и картину мира. Родоначальник символизма в русской литературе – Дмитрий Мережковский. В 1892 году, он выпустил сборник «Символы. Песни и поэмы». В дальнейшем символизм был разделен на две школы: старшие символисты и младшие символисты.
Символизм в литературе – это постижении мира с помощью интуиции через символы, которые играют роль многозначного иносказания.
Знаменитыми представителями символизма в русской литературе являются Д. Мережковский, А. Блок, В. Брюсов, А. Белый, З. Гиппиус; К. Бальмонт. В символизме хорошо себя чувствовал декаданс. Он нашел отражение в поэзии Зинаиды Гиппиус.
Не менее значимым течением модернизма является футуризм. Он зародился в начале двадцатого века в Италии и укоренился в русской литературе XX столетия. Манифест футуризма в России появился лишь в 1912 году. Его автором был Давид Бурлюк член группы «Гилея». Манифест носил название «Пощёчина общественному вкусу».
Футуризм в литературе – это направление модернизма, которое придавало особое значение динамизму современного мира, оригинальности и новаторству.
Особенностью футуризма являлось отрицание традиций и призывы к конфликтам и насилию. Футуристы в России в начале XX века были представлены несколькими группами.
Характерные черты футуризма:
Акмеизм, как течение модернизма в русской литературе получил распространение на рубеже XIX и XX столетий. Он возник как антипод символизма.
Акмеизм – это литературное течение прославляющее материальное, точное, конкретное, логичное, а не символическое и расплывчатое.
Одним из представителей акмеизма является Николай Гумилев, который еще в 1911 году писал о том, что символизм себя исчерпал. Его единомышленниками были Анна Ахматова и Осип Мандельшм. Однако акмеизм просуществовал недолго. Первая Мировая Война, а затем Великая Октябрьская Революция привели к упадку данного течения в литературе. Николая Гумилева расстреляли в 1921 году. От этой утраты акмеизм оправиться не смог.
Имажинизм возник после Революции в начале XX века. Имажинизм одно из значимых течений модернизма.
Имажинизм – литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.
Модернизм как литературное направление в русской литературе
Понятие модернизма в русской литературе
Модернизм — это направление в искусстве, возникшее на стыке XIX-XX веков и оказавшее серьезное влияние на все его виды: живопись, скульптуру, музыку, литературу и т.п.
На русскую литературу модернизм оказал огромное влияние. В рамках модернизма в России родилось несколько уникальных литературных течений и появились авторы мирового масштаба.
Главной чертой этого литературного направления стала кардинальная смена картины мира: авторы отказались от классического восприятия действительности, готовых концепций и абсолютной истины. В сознание прочно проникает идея об относительности всего сущего.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Исчезает привычная до этих пор линейность повествования. Ее сменяют хаотичные и обрывочные части сюжета. Повествование может идти от лица двух и более персонажей одновременно, причем каждый из них имеет свою точку зрения на происходящие события, и часто эти взгляды противоположны друг другу.
Период в истории
Об окончании периода модернизма в мировой истории нет единой точки зрения. Одни исследователи считают, что он продлился до 30-х—50-х XX века, другие убеждены, что концом периода нужно считать 80-е годы XX века, когда появился постмодернизм.
Что касается русской литературы, окончанием модернизма следует считать 30-е годы XX века, когда с установлением крепкой советской власти в стране, господствующим литературным течением становится социалистический реализм.
Характерные черты направления
Основными признаками постмодернизма являются:
Основные течения
Так как в основе теории модернизма лежит признание творческой индивидуальности художника и выражение этой творческой составляющей любым способом, неудивительно, что в русле модернизма образовалось несколько литературных течений, существовавших в одно и то же время и остро полемизировавших между собой. Рассмотрим те из них, которые получили широкую популярность в России.
Символизм
Символизм стал, пожалуй, самым популярным модернистским течением в России. Связано это, в первую очередь, с именами известных писателей, которые были приверженцами символизма. Это В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок. Каждый из них завоевал любовь читателей, делясь с ними представлениями о мире, человеческой душе и творчестве. Их творчество сильно неподдельными эмоциями и красивыми метафорами. Поэты-символисты хоть и придерживались одного литературного течения выделялись глубокой индивидуальностью своего творчества, обладали легко узнаваемым, особенным стилем.
Символизм возник в 1870-е годы во Франции. В Россию проник позже, в 1890-е годы. Просуществовал до 1920-х гг. Основой поэтики символистов стал символ, тонкий намек, недосказанность, мистицизм, создание новых мифов, музыкальный и легкий поэтический стиль.
В России внутри течения было деление на:
Основное отличие старших от младших заключалось в их философских взглядах на жизнь и искусство.
Для старших символистов свойственны декадентские настроения:
Младосимволисты совершенно по-другому трактовали эти же философские понятия:
Акмеизм
Акмеизм развился в России в 1910-е годы в противовес символизму.
Главной задачей акмеизма поэты видели отказ от символических идей в поэтическом творчестве, выступали за возвращение точных значений слов в поэзию. Акмеисты считали основной целью искусства облагораживание человека и видели в культуре наивысшую ценность. Они выступали за ясность и точность художественных образов.
В произведениях акмеистов прослеживаются:
Главные представители течения основатели — это основатели творческого объединения «Цех поэтов» Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий.
Футуризм
Отличительными чертами футуризма стали:
Датой формирования русского футуризма считается 1910 год, когда вышел первый сборник произведений футуристов «Садок Судей». Его создали Д. Бурлюк, В. Каменский, и В. Хлебников.
Футуризм в России был разделен на несколько группировок, которые активно полемизировали между собой, не соглашаясь в основополагающих вещах:
Имажинизм
Имажинизм появился в России в конце 1910 года. Течение постулировало подчинение содержания художественной форме. Другой его особенностью стало частое использование метафор, сравнений непохожих между собой явлений, предметов и понятий.
В 1918 году была сформирована поэтическая группа «Орден имажинистов», в которую вошли С. Есенин, А. Мариенгоф и В. Шершневич.
Расцветом имажинизма считается 1919 год, угасанием — 1925. Течение хоть и недолго, но было весьма популярно. Его представители провели огромное количество творческих вечеров, выпустили персональные и коллективные сборники стихотворений, в которых прослеживаются характерные для имажинистов эпатаж и анархические мотивы.
Экспрессионизм
Экспрессионистское литературное течение появилось в 1910-1920-е годы в Германии. Главными его чертами стали использование темы гибели человека, тяготение писателей-экспрессионистов к абстракции; активное использование ими в своих произведениях такого приема, как фантастический гротеск.
В России экспрессионизм не был так популярен, как другие течения футуризма. Приверженность некоторых авторов идеям экспрессионизма не переросла в отдельное течение или литературную школу. Тем не менее его черты легко прослеживаются в творчестве многих русских авторов:
Сюрреализм
Сюрреализм — еще одно модернистское течение, которое возникло во Франции в 1920-е годы. На его теорию существенным образом повлиял фрейдизм. Авторы-сюрреалисты ставили своей целью освободить литературу от любых условностей.
Точно так же, как и экспрессионизм, сюрреализм не стал отдельным течением в русской литературе, однако его признаки можно видеть в творчестве нескольких авторов. Например:
Представители и произведения модернизма
Период модернизма в истории русской литературы называют «Серебряным веком», тем самым отдавая должное мощной плеяде авторов, творивших в эту эпоху.
Ахматова
Яркой звездой на поэтическом небосклоне стала Анна Ахматова, на долю которой выпала нелегкая судьба.
Анна Андреевна Ахматова вошла в историю литературы как поэтесса, литературовед, переводчик и номинантка на Нобелевскую премию 1965 и 1966 годов.
Судьбу этой красивой и талантливой женщины нельзя назвать легкой. В 1921 году был расстрелян ее первый муж Николай Гумилев, их единственный сын Лев Гумилев провел в период с 1930-го по 1950-й годы более 10 лет в заключении. Сама Анна на протяжении всей жизни подвергалась преследованиям, цензуре и замалчиванию.
Помимо красивой и одухотворенной лирики Ахматовой наиболее известна ее автобиографическая поэма «Реквием», в которой поэтесса смогла передать горе и боль матерей и жен «врагов народа».
Несмотря на то, что произведения Ахматовой не публиковали на Родине еще в течение двух десятилетий после смерти поэтессы, ее имя уже при жизни было окружено славой и почитаемо истинными любителями поэзии как за границей, так и в СССР.
Цветаева
Марина Ивановна Цветаева — еще один бриллиант Серебряного века.
Родившись в 1892 году, она уже в 1910 году за собственные деньги публикует первый сборник стихов «Вечерний альбом». А уже в феврале 1912 года — второй сборник «Волшебный фонарь».
Во время Гражданской войны Цветаева пишет пьесы, поэмы и цикл стихов «Лебединый стан». В эмиграции, с 1922 по 1939 годы, она участвовала в издании парижского журнала «Версты», где были опубликованы ее известные поэмы: «Поэма Горы» и «С моря».
Стихи Цветаевой не получают должного признания за границей, зато успехом пользуется ее проза, которая и становится основой ее творчества в 1930-х годах: «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Дом у Старого Пимена», «Повесть о Сонечке», «Живое о живом», «Нездешний вечер», «Пленный дух» и др.
Те произведения, которые Марина Цветаева написала в эмиграции, не были опубликованы ни при ее жизни, ни в течение многих лет после ее смерти.
Маяковский
Владимир Владимирович Маяковский волей случая оказался поэтом. Он всерьез увлекался живописью и даже учился в профильном училище, где и состоялась знаковая для него встреча с организаторами кружка футуристов московской школы «Гилея». Маяковскому пришлись по вкусу идеи кубофутуристов, а те по достоинству оценили его литературный талант.
Основные этапы творчества В. Маяковского:
Кризис в творческой деятельности наложился на трудности в личной жизни и 14 апреля 1930 года поэт выстрелил себе в грудь, сведя счеты с жизнью.
После смерти Маяковского не печатали до тех пор, пока близкая подруга поэта Лиля Брик не написала личное письмо И. Сталину с просьбой не дать забыть произведения поэта. Сталин официально признал заслуги Маяковского в литературе пролетариата, после чего произведения поэта стали активно публиковать.
Мережковский
Дмитрий Сергеевич Мережковский — русский писатель, литературный критик, поэт, религиозный философ, историк, переводчик и общественный деятель. Считается одним из самых ярких представителей Серебряного века и одним из основателей символизма в России. Благодаря ему появился жанр историософского романа, он как критик предложил религиозно-философский подход к анализу литературы. Дмитрий Мережковский 10 раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Его произведения — проза, литературно-критические и философские работы, биографии, поэзия вошли в золотой фонд европейской классики ХХ века. Каждое произведение Мережковского вызывало жаркие дебаты и массу противоположных друг другу откликов. Все дело в радикальных политических взглядах автора и его философских идеях. Но все — и сторонники, и оппоненты — признавали в нем величайшего мыслителя, новатора и отличного писателя.
До революции произведения Мережковского широко издавались в России. В Советском Союзе писателя не издавали совсем. Вспомнили о нем только в начале 90-х годов XX века.
Александр Александрович Блок, наверное, самый известный поэт Серебряного века. Талантливый с раннего детства, он уже в 14 лет издавал свой рукописный журнал «Вестник». Когда ему было 22 года, его стихотворения были опубликованы в альманахе Валерия Брюсова «Северные цветы».
Произведения Блока публиковали в символистских изданиях: «Весы», «Перевал», «Вопросы жизни». Поэт входил в «Общество ревнителей художественного слова» при журнале «Аполлон» Вячеслава Иванова.
Наиболее значимыми его произведениями за весь период творчества стали:
Умер поэт 7 августа 1921 года, не получив вовремя визу на лечение за границей. Прожив совсем недолго, он оставил огромное творческое наследие и немеркнущий с годами след в русской литературе.
Есенин
Простому голубоглазому пареньку из деревни под Рязанью суждено было стать сначала известным крестьянским поэтом, а затем самым ярким представителем имажинизма.
Первые стихотворения Сергея Александровича Есенина были опубликованы в 1914 году, преимущественно в детских журналах. Его известные произведения для детей — это стихотворения «Сиротка», «Побирушка», повесть «Яр», «Сказка о пастушонке Пете…»
В 1918-1920-е годы Есенин увлекается идеями имажинизма, выпускает сборники своих стихов: «Исповедь хулигана», «Трерядница», «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая».
Через все свое творчество поэт пронес любовь к деревенской Руси и своей малой родине.
В последние годы в творчестве Есенина ощущались критические нотки по отношению к политической системе страны. В 1925 году он написал стихотворение «Страна негодяев» и издал сборник стихотворений «Русь Советская».
Бальмонт
Константин Дмитриевич Бальмонт — необыкновенно талантливый человек, который одновременно был известным поэтом-символистом, переводчиком и эссеистом. Он знал большое количество языков и переводил таких известных авторов, как Уильям Блейк, Оскар Уайльд, Эдгар Аллан По, Шарль Бодлер, Перси Биш Шелли, и др.
Также он занимался переводом испанских песен, словацкого и грузинского эпоса, болгарской, литовской и японской поэзии. Бальмонт был автором мемуаров, историко-литературных исследований, филологических трактатов и критических эссе. В 1923 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Основные вехи в творчестве Константина Бальмонта:
Эмигрировав из России после революции, Бальмонт на чужбине занимался, в основном, переводческой деятельностью. В 1923 году он опубликовал две автобиографии — «Воздушный путь» и «Под новым серпом».
За свою жизнь этот удивительный человек опубликовал 35 поэтических сборников и 20 прозаических книг.
Значение модернизма
Модернизм имел огромное значение для русской литературы: