На что подразделяется упаковка
Виды упаковки товара
Упаковка появилась как способ уберечь от повреждений товар: продукты, одежду, аксессуары и другие изделия старались защитить от влаги, пыли, царапин. Однако современная упаковка выполняет куда больше функций, чем защита товара. Она также выступает инструментом рекламы, увеличения продаж, гарантирует соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Одна из самых популярных разновидностей упаковки – картонная. В картон покупают продукты питания и бытовую химию, технику и обувь, книги и косметику. Однако упаковку классифицируют не только по материалам, но и по другим признакам. Ключевой из них – назначение.
Виды упаковки в зависимости от назначения
Всего выделяют 4 вида упаковки по назначению:
Производственная упаковка предназначена для внутреннего использования на заводе, в цехах или корпорации. Это могут быть ящики, контейнеры, коробки и так далее. Они предназначены для решения производственных задач: хранения сырья, сбора отходов, подготовки готовых изделий. Однако не стоит путать производственную упаковку с консервирующей, рассчитанной на длительное хранение товаров.
Потребительская упаковка
Это та упаковка, в которой товары поступают в продажу. Поэтому, если дизайну производственной тары обычно не придают значения, над оформлением потребительской упаковки работают тщательно и аккуратно. Она не только защищает товары, но также способствует их продвижению, продажам. Иногда удачная упаковка становится решающим фактором популярности изделия на рынке.
К этой категории относятся не только пакеты, коробки и банки, но также парфюмерные флаконы, косметические палетки, шкатулки, подарочные корзины и многое другое. Без упаковки товары не продаются, тем более что на обертку часто наносят штрих-коды и прочие способы защиты изделий от подделок.
Транспортная упаковка
Для транспортной тары дизайн не имеет такого большого значения, поскольку она предназначена исключительно для перевозки товаров. Ее ключевые характеристики – прочность, надежность, способность амортизировать удары, защищать товар от повреждения. Транспортной упаковкой могут быть картонные коробки, дополненные полимерными пленками, а также деревянные ящики, паллеты.
Несколько примеров из каталога
Одна из разновидностей транспортной упаковки – картонная коробка под пиццу. Она не только хорошо защищает еду во время перевозки, но также позволяет нанести на крышку дополнительную рекламную информацию. На картоне с белой мелованной стороной можно отпечатать логотип пиццерии, ее телефон и адрес.
Для перевозки картин выпускают специальные транспортные коробки. Они соответствуют размерами и формой габаритами живописного полотна, оправленного в раму. Как правило, цвет такой картонной упаковки – коричневый или бурый, поскольку тару не нужно дополнительно украшать в рекламных целях. Произведения искусства не принадлежат к тем товарам, которые выбирают по упаковке.
Для перевозки бутылок предусмотрены картонные короба с разделителями. Разделители обычно заказывают отдельно, именно этот элемент амортизирует удары стеклянной посуды, не давая ей разбиться. Для такой тары выбирают бурый плотный картон, обладающий высокой прочностью и плотностью. Однако существует и специальная упаковка для одной бутылки. Она повторяет форму емкости, предусматривает ручки. Такую тару тоже делают из жесткого и плотного картона, причем он может быть как бурым, так и белым.
Почтовая коробка типа «А» тоже принадлежит к транспортной упаковке. Она сделана из плотного бурого картона марки Т23В, однако на ее поверхность можно нанести дополнительное изображение.
Внешняя упаковка
В зависимости от назначения тару можно разделить и по другому принципу, на две большие группы: внешнюю и внутреннюю. Внешняя упаковка – это верхний слой защиты. Она покрывает не только сам товар, но и его основную тару. Например, если вы покупаете флакон духов, то внешняя упаковка – это картонная коробка, а внутренняя – флакон, в котором содержится парфюмерная композиция.
Перед использованием товара внешнюю упаковку обычно удаляют. Задача внешней упаковки – амортизировать удары, не допустить повреждения внутренней тары. Это может быть не только картонная коробка, но и ящик, контейнер, мешок. К тому же именно внешняя тара служит рекламным носителем.
Внутренняя упаковка
Внутренняя тара – эта та емкость, в которой непосредственно находится товар. Как правило, она неотделима от продукции, хотя существует множество исключений. Нельзя извлечь зубную пасту, шампунь, лосьон для тела из внутренней упаковки – и не использовать. Все эти продукты тут же утратят свои гигиенические свойства. Потому такая разновидность упаковки отвечает непосредственно за чистоту и целостность продукции.
Виды упаковки по технологии производства
Виды упаковки по конструктивным особенностям
Это самый сложный способ классификации, поскольку существует множество вариантов конструкций, и классифицировать их можно по разным признакам:
Конструкция – один из ключевых критериев выбора упаковки. Некоторые товары требуют полной ее герметичности – например, кофе быстро теряет аромат и вкус при соприкосновении с кислородом. В герметичной упаковке продаются и лекарства. Однако для многих товаров этот критерий значения не имеет, а для других и вовсе нужен приток воздуха, чтобы обеспечить правильное хранение.
Виды упаковки по материалам изготовления
Как мы уже говорили, один из самых популярных материалов для производства внешней упаковки – это картон или гофрокартон. Он хорошо защищает от внешних повреждений, амортизирует удары, к тому же позволяет наносить дополнительные полиграфические изображения на обертку.
Но если нужная жесткая упаковка, выбирают твердый картон, дерево, стекло или один из сплавов железа. Для изготовления мягкой тары незаменимы бумага, целлофан, ткань, ленты, шпагаты. Однако существует также комбинированная упаковка, которая предполагает применение комбинации материалов: картона и пластика, гофрокартона и пленки, стали и стекла и так далее.
Упаковку всегда выбирают с учетом особенностей товара, условий его хранения и транспортировки. Поэтому универсальной тары не существует: одна продукция хорошо сохраняется в металле, тогда как другая – в картоне.
Классификация упаковки по месту упаковывания: виды, назначение, функции и характеристики, основные требования к упаковке
Назначение упаковки
Итак, выше представлено несколько критериев, в соответствии с которыми принято формировать группировку. Для начала рассмотрим классификацию упаковки по назначению:
Вам будет интересно: Где сдают макулатуру в Москве: адреса, пункты приема, взвешивание и стоимость
Вам будет интересно: Особенности и виды издательской деятельности
Стоит отметить, что представленная классификация тары и упаковки по назначению носит общий характер, в отличие от деления по отраслевому принципу (машиностроительная, пищевая, химическая и другие) или по степени защитных признаков (влагостойкая, от повреждений механического типа, изобарическая, паронепроницаемая и другие).
Используемые материалы
Теперь рассмотрим классификацию тары и способы упаковки по материалам, которые используются при ее изготовлении. Так, принято выделять следующие разновидности тары:
Важно знать, что применение того или иного материала как одного из ключевых признаков классификации упаковки предполагает его выбор исходя из конкретных свойств продукта. Речь идет о химических, биологических, гигиенических и физических характеристиках. Кстати, тару из полимера можно идентифицировать в соответствии с названием данного полимера. Например, полистирольная или полиэтиленовая упаковка.
Состав упаковки
Конструкция упаковки
Классификация упаковки в соответствии с избранной конструкцией осуществляется по следующим признакам:
Мягкая потребительская упаковка
Вам будет интересно: План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения: пример составления, статьи расходов и доходов
При изучении темы «Упаковка: функциональное назначение, элементы упаковки, классификация упаковки» невозможно не выделить категорию потребительской упаковки. Она бывает мягкая и жесткая. Мягкая способна держать продукцию под надежной защитой, если речь идет о воздействиях внешнего характера, а также автоматизировать сам процесс ее изготовления. Как правило, основными материалами здесь выступают полимерные пленки многослойного типа и всевозможные комбинации элементов. В процессе упаковки продукта роботы реализуют фасовочные операции, герметизацию упакованного продукта, а также укладку в тару другого типа, транспортную, которая рассмотрена выше.
Изучая тему потребительской упаковки, следует выделить, что пленка наделена малой удельной массой и невысокой ценой. Именно поэтому зачастую ее применяют разово. Как правило, пакеты изготавливаются методом сваривания. Реже в производстве используется сшивание скобами или склеивание.
Жесткая потребительская упаковка из полимера
Основная функция такой упаковки – обеспечение сохранности продукта, другими словами, предохранение товарной продукции от разрушения или потери формы. Именно поэтому жесткая тара, как правило, наделена механической прочностью. Она удобна в плане потребления. Целесообразно в данную группу отнести литьевую, экструзионно- выдувную, прессованную упаковку, изготовленную из листовых материалов. Кстати, формируется она посредством разных видов механо- и термоформования.
Следует иметь в виду, что потребительская упаковка из листовых материалов по объему потребления и производства, а также экономичности существенно уступает лишь пленочной. Однако, она превосходит пленку по формоустойчивости и жесткости. Тара из представленного материала – это стаканчики, ложки, кассеты, коробки с ячейками, банки и так далее.
Место упаковывания
Классификация упаковки по месту упаковывания достаточно стандартна. Здесь принято выделять торговую и производственную тару. В первом случае технологическую операцию осуществляет непосредственно продавец, во втором – производитель. Вот и все отличия! Необходимо дополнить, что торговая услуга по упаковке может быть как бесплатной, так и платной. Причем бесплатная услуга входит в издержки обращения, а вот платную – оплачивает потребитель.
Технология изготовления
Классификация тары и упаковки в соответствии с данным критерием такова:
Подробнее
Выдувная тара сегодня стоит на третьей позиции по объемам производства, ведь в плане функционала и разнообразия она способна удовлетворить даже самых привередливых потребителей. Она используется для самой разнообразной продукции: сыпучей, жидкой, твердой, пастообразной и так далее. Нужно дополнить, что для ее создания в настоящее время используются почти все разновидности пластмасс. Прессованная и литьевая тара создается посредством литья под прессованием и давление с точным исполнением внутренних полос изделия, а также внешних поверхностей.
Тара из газонаполненных материалов, как правило, изготавливается из пенопласты низкой плотности. Она может выдержать существенные удельные нагрузки, при этом лишь минимально деформируясь. Такую упаковку применяют для того, чтобы обеспечить надежную защиту продукта от толчков, ударов, температурных колебаний или повреждений механической природы.
Комбинированная потребительская упаковка
Целесообразно отдельно рассмотреть комбинированную тару и упаковку, используемую в потребительских целях. В нее входит комбинация различных материалов: картона, бумаги, фольги и так далее. Такая упаковка способна обеспечить высокий уровень сохранности продукции и неплохие потребительские свойства. К данной категории относится тара типа «флоу», другими словами, изготовленная посредством нанесения расплава полимера прямо на изделие, которое нужно упаковать. В упаковке типа «скин» применяются термоусадочные пленки, то есть вторая кожа.
Тара типа «стретч» изготавливается так: продукт закрывается с обеих сторон с помощью термоусадочной или растягивающейся пленки на основе ПВХ или СЭ, ее концы фиксируются скобами, сваркой или клеем между картонными листами. Для того чтобы пленка плотно прилегала, полость с продуктом нагревается и закрепляется в вакуум. Нужно дополнить, что данный вид упаковки применяется для товарной продукции хозяйственного и галантерейного типа, а также для косметики и парфюмерии.
Классификация упаковок по стилю
Сегодня существует немалое количество классификаций, относящихся к упаковке и таре. Одним из самых современных является деление в соответствии со стилем исполнения. В настоящее время выделяют следующие виды упаковок в зависимости от используемого дизайна:
Сегодня существует множество других дизайнерских решений, однако данная тема очень обширна. Поэтому рекомендуется изучить ее отдельно.
Классификация упаковки
Упаковку классифицируют по нескольким признакам: месту упаковывания, назначению, применяемым материалам, форме, грузоподъемности и габаритам, кратности использования.
По месту упаковывания различают упаковку производственную,осуществляемую производителем, и торговую, проводимую продавцом. Данная торговая услуга может быть бесплатной или платной. При этом бесплатная услуга по упаковыванию включается в издержки обращения, а платную услугу оплачивает потребитель.
По назначению упаковку подразделяют на потребительскую и транспортную.
Потребительская упаковкапредназначена для сравнительно небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Этот вид упаковки предполагает предварительное расфасовывание товара производителем или продавцом и отпуск потребителю в расфасованном виде, с заранее обусловленными количественными характеристиками (масса, объем или длина).
Для жидких продовольственных и непродовольственных товаров применение потребительской упаковки (бутылки, банки, коробки, тетрапаки, стаканы и т. п.) является обязательным условием при розничной продаже. Отпуск таких товаров может осуществляться в расфасованном виде в потребительской упаковке изготовителя или продавца, а также путем взвешивания или отмеривания в тару потребителя. К потребительской таре относятся:
• коробки разных размеров, корзинки, лотки, тубы, мешки, пакеты из картона, бумаги, фольги, полимерных и комбинированных материалов;
• стеклянные и металлические банки, бутыли, тетрапаки иперпаки, стаканы из комбинированных и полимерных материалов;
• упаковочные материалы — бумага, фольга, пергамент и подпергамент, картон, в том числе прокладки из гофрированного картона, полимерные материалы.
Транспортную упаковкуиспользуют для перевозки товаров и оптовой или мелкооптовой продажи.
Приемку товаров в транспортной упаковке проводят двумя способами: с разупаковыванием и без разупаковывания. Товары разупаковывают, если это заранее согласовано получателем и поставщиком.
Транспортная упаковка состоит из транспортной тары, упаковочных, перевязочных материалов, а также различных приспособлений для предупреждения перемещений товаров в транспортных средствах.
К транспортной упаковке относятся:
• грузовые цистерны (железнодорожные, автомобильные), бочки, бидоны, предназначенные для жидких товаров;
• контейнеры, ящики, лотки, корзины, коробки, предназначенные для перевозки товаров с относительно невысокой механической устойчивостью в расфасованном виде или насыпью;
• мешки тканевые, полимерные, из крафт-бумаги, предназначенные для сыпучих товаров с относительно высокой механической устойчивостью.
В зависимости от применяемых материалов, их механической устойчивости и прочности, которые обусловливают степень сохраняемости товаров, упаковку подразделяют на следующие группы и виды:
жесткая упаковка:
•металлическая — банки, тубы, контейнеры, цистерны, перевязочная лента;
• стеклянная — банки, бутылки, баллоны;
• деревянная — ящики, контейнеры, лотки, корзины, бочки, кадушки;
• полимерная — ящики, бочки; полужесткая упаковка:
• комбинированная — тетрапаки, перпаки и т. п.;
мягкая упаковка:
• полимерная — паки, мешки, пакеты, шпагат;
• бумажная — мешки, пакеты, оберточная и иная бумага;
• тканевая — мешки, перевязочные материалы (шпагат, веревки, ленты и т. п.).
Жесткая упаковкадостаточно надежно защищает упакованные в нее товары от механических воздействий (удары, нажимы, проколы), возникающих при перевозках и хранении в таре, в результате чего значительно улучшается сохраняемость товаров. Кроме того, давление верхних слоев товара на нижние значительно меньше, чем при бестарном хранении.
Некоторые виды тары — металлическая и стеклянная — в случае герметизации предотвращают воздействие на товары кислорода воздуха, посторонней микрофлоры, что уменьшает окислительную порчу (прогоркание, осаливание жиров, разрушение витаминов, красящих и других веществ), а также микробиологическую порчу (гниение, плесневение, развитие ботулинуса, сальмонеллы и т. п.).
Металлическая тара и бутылки из темного стекла защищают товар от действия солнечного света, ускоряющего процессы окислительной порчи.
Наряду с указанными достоинствами жесткая упаковка имеет и определенные недостатки: относительно высокий удельный вес и объем тары к массе и объему брутто (25—30%), высокую стоимость (цены закупочная и эксплуатации — ремонт, доставка пустой тары). Это приводит к повышению затрат на тару и ее оборот, закладываемых в издержки производства или обращения, и соответственно к снижению прибыли.
Полужесткая упаковкаотличается от жесткой меньшими массой и объемом. Пустая упаковка легко складывается или вкладывается одна в другую, что облегчает и удешевляет ее перевозку и хранение. Стоимость такой упаковки значительно ниже, поскольку для ее изготовления применяются дешевые материалы, в том числе полученная вторичной переработкой древесина. В полужесткую упаковку помещают товары, относительно устойчивые к механическим воздействиям, что обеспечивает их сохраняемость. Однако полужесткая упаковка недостаточно механически устойчива, поэтому при перевозках и хранении необходимо создавать условия, предотвращающие значительные механические воздействия (соблюдение минимально допустимой высоты загрузки, применение прокладок и упаковочных материалов, использование для потребительских упаковок жесткой транспортной тары). При соблюдении этих условий полужесткая упаковка обеспечивает надлежащую сохраняемость товаров при минимальных затратах на нее.
Мягкая упаковкапредназначена для товаров с относительно высокой механической устойчивостью или требует дополнительного применения жесткой или полужесткой потребительской тары, так как недостаточно защищает товар от внешних механических повреждений.
Товары, упакованные в мягкую тару, при механических воздействиях, превышающих их механическую устойчивость, могут деформироваться или разрушаться.
По степени защиты от воздействия окружающей среды мягкая тара отличается самой низкой надежностью, поэтому применяется только для определенного перечня товаров. Однако, несмотря на это, мягкая тара находит широкое применение для упаковки многих потребительских товаров благодаря невысоким затратам на приобретение, хранение, перевозку, возврат, что и обусловливает ее преимущества перед другими видами упаковки.
Отдельные виды мягкой упаковки, в частности полимерную, используют для герметичного упаковывания путем термосклеивания, что обеспечивает дополнительные преимущества такой упаковки. В этом случае в упаковке удается создавать и поддерживать стабильные относительную влажность воздуха и газовый состав, что предотвращает увлажнение и окислительную порчу товаров.
Для товаров, являющихся живыми биологическими объектами, мягкую тару из полимерных материалов (полиэтиленовые мешки, вкладыши) применяют для создания модифицированной газовой среды. Это достигается за счет избирательной способности полиэтилена пропускать кислород более интенсивно, чем углекислый газ. В результате выделившийся при дыхании биообъектов углекислый газ накапливается в полиэтиленовой упаковке, при этом замедляются микробиологические процессы и дыхание, что снижает потери и улучшает сохраняемость товаров. Такой способ упаковки применяется для хранения некоторых свежих плодов и овощей (яблоки, морковь, капуста, овощная зелень и др.) и называется хранением в модифицированной газовой среде (МГС).
По форме упаковки делят на цистерны, бочки, кадушки, банки, бутылки, контейнеры, ящики (полуящики и лотки), корзины, коробки и т. п.
По грузоподъемности выделяют большегрузную тару;
по габаритам различают тару крупно-, средне- и малогабаритную; по кратности использования — одноразовую и многократного использования.
Классификация и способы упаковки
Основными признаками, по которым проводится классификация тары и упаковки товаров, являются:
Назначение упаковки
По назначению упаковка делится:
Потребительская упаковка
Потребительская предназначена для упаковки продающегося населению товара, является частью товара и входит в его стоимость, а после реализации переходит в полную собственность потребителя. Как правило, не предназначается для самостоятельного транспортирования и перевозится в транспортной упаковке. Потребительская тара имеет ограниченную массу, вместимость, размеры и подразделяется на мягкую и жесткую.
Мягкая потребительская упаковка
Вся упаковка делится на два основных вида – мягкую и жесткую. Причем со своей основной функцией, предохранять товар от повреждений, загрязнений, исключать рассыпание, мягкая упаковка зачастую справляется лучше, чем жесткая. Но мягкая упаковка не может обеспечить хрупким товарам надежную защиту от некоторых видов механических повреждений, поэтому в таких случаях она используется для изготовления вкладышей в жесткую упаковку.
Мягкая упаковка – это упаковка, способная изменять свою форму, габариты и объем в зависимости от типа и формы товара, степени наполненности товаром. Такая упаковка позволяет надежно защитить продукцию от внешних воздействий и полностью автоматизировать процесс упаковки.
В современных маркетинговых реалиях мягкая упаковка иногда служит и рекламной площадкой для производителя, привлекая внимание потребителя среди других товаров, на нее наносится маркировка и информация о рекламных акциях.
Достоинства мягкой тары
Мягкая упаковка широко используется для разных типов потребительских товаров – от продуктов до строительных материалов, семян и цветов.
К основным достоинствам можно отнести:
Самым популярным видом мягкой упаковки являются мешки и пакеты из полимеров, бумаги, разных типов полотен.
Основные материалы для изготовления мягкой упаковки
Материалы для мягкой упаковки выбирают в зависимости от габаритов товара, многоразовости или одноразовости ее использования, специального назначения и функций упаковки и пр. Материалы могут быть как натурального происхождения, так и искусственного. Это:
Для защиты от воздействия солнечных лучей упаковка может быть светонепроницаемая, светоотражающая.
При упаковке продукции в пленочные или комбинированные материалы автоматы выполняют фасовку продукции, герметизацию упакованной продукции и укладку в транспортную тару. Упаковка из красочно оформленных полимерных пленок эстетична, имеет привлекательный внешний вид, содержит информацию о назначении продукции и способе ее использования.
Пленочная потребительская упаковка имеет небольшую удельную массу и низкую цену, поэтому, как правило, предназначена для разового использования.
Наиболее распространенной мягкой потребительской упаковкой является упаковка с корпусом в форме рукава, с дном различной конфигурации, цельным или со швом, с открытой горловиной, с клапанами или без них — пакет. Отличительные признаки различных пакетов — оформление дна, наличие боковых сгибов или складок. Как правило, форма и конструкция при упаковке жидкой и сыпучей продукции определяется конструкцией агрегатов, на которых она производится. Обычно вместимость пакетов не превышает 3000 см3. Закрываются пакеты различными затворами.
Основной способ изготовления пакетов — сваривание, реже — склеивание, сшивание скобами, зажимами и т.д. К этому же виду упаковки относится упаковка в термоусаживающиеся, стретч-пленки.
Для изготовления мягкой потребительской тары используются однослойные пленки из ПЭ, ПП, ПВХ, ПС и сополимеров стирола, пенополистирола, ПА, различные многослойные и комбинированные пленки.
Жесткая потребительская полимерная упаковка
Основное ее назначение — обеспечить сохранность продукции, то есть предохранять товары от деформации, разрушений, потерь. Поэтому такая тара и упаковка должна обладать определенной механической прочностью и жесткостью, быть удобной в обращении и потреблении. К этому виду потребительской тары относится экструзионно-выдувная, литьевая, прессованная потребительская тара из листовых материалов, формуемая различными видами термо- и механоформования.
Потребительская тара из листовых материалов по экономичности, объему производства и потребления уступает только пленочной упаковке, превосходя её жесткостью и формоустойчивостью. Для этого вида тары используют рулонные материалы толщиной 0,25-1,0 мм и листы толщиной 0,5-2,0 мм.
Тара из листовых материалов имеет простую конфигурацию. Это — кассеты, банки, стаканчики, коробки, ложки, коробки с ячейками, коробки-кассеты и так далее.
Транспортная тара и упаковка
Важнейшая роль на стадии доставки продуктов питания в торговую сеть отводится транспортной таре. Именно с помощью этой тары должна быть обеспечена доставка населению продуктов питания с минимальными потерями. Эффективным способом повышения экономичности полимерной транспортной тары является ее максимальная унификация и стандартизация.
Транспортная тара предназначена для перевозок, складирования и хранения продукции. Эта тара может принадлежать любой организации, участвующей в процессе обращения.
Транспортную тару условно можно классифицировать по следующим признакам:
— кратности использования: разовая и многооборотная;
— стабильности размеров: жесткая, мягкая;
— упаковываемой продукции: жидкости, сыпучие продукты, штучные грузы;
— способу изготовления: сварная, склеенная, выдувная, литьевая, прессованная, термоформованная, вспененная;
— материалу: ПЭ, ПВХ, ПП, ПС и т.д.;
— компактности: неразборная, разборная.
Транспортная тара подразделяется на жесткую и мягкую.
Жесткая транспортная тара
Широкое применение в качестве жесткой транспортной тары находят различного рода лотки, ящики, бочки, амортизационные вкладыши к ящикам, складные полимерные ящики и специальная тара для перевозки продукции с использованием пенопластов.
В жесткой транспортной таре особенно нуждаются отрасли АПК, потребность в ней составляет сотни миллионов штук. За последние годы этот вид тары из пластмасс пришел на смену таре из традиционных материалов.
Жесткая транспортная полимерная тара обладает высокой прочностью и хорошим сопротивлением динамическим нагрузкам, не требует систематического ремонта, характеризуется длительным сроком эксплуатации, надежно сохраняет продукцию от внешних воздействий, имеет красивый внешний вид. Из используемых для ее изготовления термопластов можно получать транспортную тару различной формы и конструкции, что обеспечивает рациональное затаривание продукции. Благодаря своей жесткости тара может легко штабелироваться в несколько ярусов без применения дополнительных устройств, занимая при складировании минимальные площади.
Основные способы изготовления жесткой транспортной тары — литье под давлением, термоформование, ротационное формование, штамповка и прессование с применением сварки.
Мягкая транспортная тара
К мягкой транспортной таре относятся мешки, чехлы, вкладыши, мягкие складные контейнеры и упаковка из термоусадочной пленки.
Мешки широко применяются для перевозки и хранения различных сыпучих продуктов, химических удобрений и пестицидов, семян, гранулированных продуктов и красителей. Мягкие контейнеры используются для транспортирования и временного хранения сыпучих, гранулированных, штучных и жидких продуктов. Они заменяют фанерные барабаны, бочки, мешки и могут транспортироваться, заполненные грузом, на железнодорожных платформах или водным путем. Их применение снижает трудоемкость операций по упаковыванию и позволяет обеспечить механизацию погрузочно-разгрузочных работ.
Достоинством мягкой транспортной тары из полимерных материалов является то, что в незаполненном состоянии она легко складывается и занимает немного места при возвратных перевозках.
В последнее время в качестве транспортной тары все более широкое распространение получают упаковки с использованием термоусадочных пленок, которые применяются в виде индивидуальной и групповой упаковки в мясомолочной, рыбной, пищевой, медицинской и других отраслях промышленности. Основной способ получения пленки — экструзия либо соэкструзия. Производственную и транспортную тару иногда (главным образом, за рубежом) называют распределительной, поскольку она предназначена для продвижения товаров через товарораспределительную сеть от предприятия-изготовителя до пункта назначения.
Производственная
Предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских и межзаводских перевозок и накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов. Это ящики, контейнеры, палетты, тележки и пр.
Специальная упаковка
Специальная (консервирующая) упаковка необходима для долгосрочного сохранения сырья, материалов, изделий, снаряжения, техники, а также опасных отходов (химических, радиоактивных и т.д.).
Деление упаковки по назначению на потребительскуя, транспортную, производственную и консервирующую носит более общий характер, чем классификация по отраслевому принципу (пищевая, машиностроительная, химическая, и т.п.), либо по степени защитных свойств (от механических повреждений, влагостойкая, паронепроницаемая, изобарическая упаковка и др.).
Материалы для упаковки
По материалам тару и упаковку подразделяют на:
Использование упаковочного материала в качестве одного из основных признаков классификации позволяет выбирать его, исходя из физических, химических, гигиенических, биологических и других свойств продукции. Кроме того, полимерную тару можно идентифицировать по названию полимера, из которого она изготовлена, например, полиэтиленовая, полистирольная, ПЭТ и т. д.
Состав упаковки
По конструкционному составу упаковка разделяется на тару и вспомогательные упаковочные средства (крышки, пробки, предохраняющие от повреждения распорки, наполнители и засыпки). Тара является основным элементом или разновидностью упаковки и представляет собой изделие для размещения и перемещения продукта.
Классификация тары и упаковки по конструкции
Эта классификация упаковки товаров осуществляется по ряду признаков.
По конструктивной форме тара и упаковка делится на коробки, банки, бутылки, ящики, фляги, бочки, тубы, стаканчики, ампулы, пакеты, сумки, мешки, пеналы, пробирки и т.д. (см. врезку).
По конструктивному исполнению (компактности) тару и упаковку подразделяют на разборную, неразборную, складную и разборно-складную. Разборная тара может разбираться на составляющие части и вновь собираться посредством соединения сочленяющих элементов. Складная тара отличается способностью складываться без нарушения сочленения элементов и вновь раскладываться.
По жесткости конструкции, или стабильности формы, упаковку делят на жесткую, полужесткую и мягкую. Стабильность формы определяется как свойствами материалов, так и особенностями конструкции.
Жесткая упаковка не изменяет своей формы и размеров при заполнении продукцией, способна выдержать внешние механические воздействия при хранении и транспортировке. К жесткой упаковке относят тару из металлов, стекла, дерева, некоторых полимеров.
Полужесткая упаковка сохраняет формы и размер только при незначительном нагружении. Полужесткая упаковка изготавливается из плотной бумаги, картона, пластмасс.
Мягкая упаковка может менять свои размеры и форму при наполнении продукцией. Она изготавливается из бумаги малой плотности, полимерных пленок.
По герметичности конструкции упаковка подразделяется на негерметичную и герметичную. Негерметичная упаковка выполняется открытой либо закрывается крышкой или затвором. Герметичная отличается конструкцией, которая обеспечивает непроницаемость для газов и жидкостей.
Классификация упаковки по технологии изготовления
Выдувная потребительская тара
По объемам производства занимает третье место. По разнообразию и функциональному назначению она удовлетворяет любым требованиям потребителей. Ее применяют для самых разных продуктов: жидких, сыпучих, пастообразных и твердых, для газированных напитков, горюче-смазочных материалов, пищевых и химических продуктов, косметических и фармацевтических товаров. Для ее изготовления применяют практически все виды термопластов.
Литьевая и прессованная потребительская тара
Изготавливается литьем под давлением и прессованием с точным выполнением внешних поверхностей и внутренних полостей изделия. Однако ряд недостатков этих методов не позволяет производить тару с толщиной стенок менее 1 мм. Литьевая и прессованная тара значительно дороже упаковки, производимой другими способами. Прессование и литье под давлением применяют для изготовления жесткой тары для дорогостоящей продукции, а также отдельных элементов упаковки, требующих высокой точности выполнения (банок, коробок, пеналов, пробирок).
Потребительская тара из газонаполненных материалов
Для изготовления такой тары чаще всего применяют пенопласты с низкой плотностью (15-60 кг/м3), способные выдерживать значительные удельные нагрузки без остаточной деформации.
Тару из пенопластов применяют преимущественно для защиты продукции от ударов, толчков, механических повреждений, температурных колебаний, от проникновения влаги, действия микроорганизмов, а также для уменьшения ее массы, повышения долговечности и снижения стоимости.
Тару из газонаполненных полимеров изготавливают методами литья под давлением, прессования, выдувного формования, беспрессового вспенивания, пневмо- и вакуумного формования. Потребительскую тару выполняют в виде коробок, вкладышей, кювет, лотков, банок и так далее. При изготовлении тары из газонаполненных материалов достигается значительная экономия материала (до 30-40%), уменьшается масса тары.
Комбинированная потребительская тара и упаковка
Включает комбинацию полимерных материалов с бумагой, картоном, фольгой. Эта упаковка обеспечивает высокую сохраняемость и отличные потребительские свойства упакованной продукции. К этому виду упаковок относится упаковка типа «флоу» (нанесение расплава полимера непосредственно на упаковываемые изделия); упаковка типа «скин» с использованием термоусадочных пленок (вторая кожа) – помещение обтянутого усадочной пленкой изделия на картонную подложку. Упаковку подвергают нагреванию, пленка усаживается и плотно облегает изделие. Отдельные виды продуктов упаковываются без подложки, например, мясо, овощи, фрукты, рыба, батарейки, галантерейные изделия. Дополнительно может быть применено вакуумирование.
Упаковка типа «стретч»
Изделие закрывают с двух сторон растягивающейся или термоусадочной пленкой на основе ПВХ, ПВДХ, СЭВ, а концы ее закрепляют скобами, клеем или сваркой между листами картона. Для плотного прилегания пленки полость с изделием нагревают и вакуумируют. Эту упаковку применяют различных галантерейных и хозяйственных товаров, для парфюмерных и косметических средств в пеналах, флаконах, тубах.
Упаковка типа « вителло »
Представляет собой термоформованный стакан, который вставлен в клееный картонный цилиндр. Стакан изготавливается из листового УПС, ПВХ-Ж толщиной 0,5-1,2 мм. Крышка упаковки изготавливается из ПП, ПЭНП, ПЭВП методом литья под давлением. Такую упаковку используют для молочных продуктов, горчицы, пищевых приправ, товаров бытовой химии. Ее можно оформлять печатью в несколько красок.
Упаковка типа «блистер»
Состоит из жесткой картонной подложки и футляра из прозрачного листового материала. Футляр может иметь форму правильного полушария (упаковка типа «блистер-бабл-пак») или повторять по контуру упаковываемое изделие (упаковка типа «блистер-контур-пак»). Футляр изготовляют методами термоформования и прикрепляют к картонной подложке сваркой, скобами или с помощью клеев-расплавов.
Для упаковки типа «блистер» применяют листовые и пленочные материалы на основе ПС, ПВХ-Ж, ацетатов, бутиратов и пропиатов целлюлозы, иономеров. Упаковку типа «блистер» применяют для лекарственных препаратов, хозяйственных товаров, канцелярских принадлежностей, галантерейных, парфюмерных и косметических товаров, сувениров, игрушек, инструмента и так далее.
Тарооборудование
Особым видом транспортной тары являются поддоны и контейнеры, называемые тарооборудованием. К нему относятся ящичные поддоны, в которых товар доставляется с предприятий-изготовителей и складов непосредственно в торговые залы розничных магазинов самообслуживания. Использование тарооборудования создает большие удобства как при транспортировании продуктов, так и при их реализации.
В торговом зале такой ящичный поддон играет роль торгового оборудования и заменяет стеллажи, прилавки, торговые полки. Это позволяет исключить очень трудоемкое звено в цепи товародвижения — отбор товаров на складе по заказам розничных магазинов; эта работа перекладывается в данном случае на самих покупателей. Устраняется также и целый ряд других операций: выкладка товаров на полки стеллажей и прилавков, проставление на них цен, что приводит к ускорению доставки товаров, снижению издержек обращения, уменьшению потерь от порчи товаров и, в конечном счете, — к увеличению прибыли в торговле.
Применение поддонов очень удобно в торговле овощами, фруктами, мясом, рыбой, поэтому они используются в пищевых отраслях АПК, а также в текстильной, химической, парфюмерной промышленности. Поддоны легко штабелируются как в рабочем, так и в сложенном виде, отличаются малой собственной массой и высокой долговечностью, легко стерилизуются горячей водой и паром.
Способы упаковки
При упаковке различного рода пищевых продуктов основным требованием, предъявляемым к упаковке и способу упаковывания, является защита и сохранение качества упакованного продукта в течение определенного времени (до момента его потребления).
Для этих целей используют различные приемы и способы, из которых наиболее широкое распространение получили упаковка в термоусадочные и растягивающиеся пленки, асептическое упаковывание, упаковка в вакууме и в газовой среде, создание защитных покрытий на продуктах питания и ряд других.
Упаковка в термоусадочные пленки
В качестве термоусадочных пленок используют одно- и двухосно-ориентированные пленки, которые могут сокращаться при нагревании и при этом плотно обтягивать упакованные в них изделия.
В инженерной практике к усадочным принято относить пленки, обладающие способностью давать повышенную (до 50% и более) усадку и используемые для упаковки различных изделий.
К преимуществам упаковки в термоусадочные пленки по сравнению с традиционными пленочными упаковками относятся уменьшение объема упаковки за счет плотного обтягивания товара, относительно меньшая масса пленок. Упаковка в усаживающуюся пленку часто бывает дешевле и привлекательнее на вид, чем обычный ящик из картона.
Этот вид упаковки дает определенные преимущества для розничной торговли: уменьшение количества упаковочного материала и площади в торговом зале, занимаемой товаром по мере его реализации. Упаковывание в термоусадочную пленку защищает товар от воздействия окружающей среды.
Термоусадочные пленки применяются для упаковки разнообразных продуктов питания, банок, бутылок, галантерейных и хозяйственных изделий, газет, журналов и канцелярских товаров.
Возможные варианты упаковки в термоусадочную пленку могут быть условно разделены на три основные группы: единичная, групповая и штабельная упаковка.
Единичная упаковка (ее называют штучной или индивидуальной): каждое отдельное изделие обертывается пленкой, которая после усадки плотно облегает изделие, повторяя его конфигурацию.
Групповая упаковка: предварительно комплектуется набор из нескольких однотипных или разнотипных изделий, которые, как и при единичной упаковке, обертываются пленкой, после усадки которой получается плотный пакет. Упаковывание может производиться только в пленку или с использованием предварительной укладки изделий на специальные подложки. Этот вид упаковки может применяться в качестве транспортной тары.
Штабельная упаковка — на жесткий поддон укладываются несколькими рядами изделия (мешки, коробки, книги, кирпичи, лотки с банками, бутылками), которые сверху покрываются чехлом из термоусадочной пленки и подаются в туннельную печь. После усадки получается компактный штабель, который можно легко перемещать подъемно-транспортными средствами. Штабельная упаковка представляет собой современный и перспективный вид транспортной упаковки товаров.
Термоусадочные пленки могут быть изготовлены из кристаллизующихся полимеров (ПЭВД, ПЭНД, ПП ), сополимеров этилена с винилацетатом, ПВХ, ПС, ВХВД, полиамида. Физико-механические и экcплуатационные свойства пленок обусловлены химической природой применяемого полимера и степенью его ориентации.
Важными характеристиками термоусадочных пленок являются степень усадки (коэффициент усадки) и напряжение усадки.
Степень усадки характеризуют отношением линейных размеров образца до и после усадки и определяется по формуле:
Kyс = (Lo — L/Lo)100%, где Lo и L — длина образца до и после усадки.
Напряжение усадки Сус — это напряжение, возникающее в ориентированном материале при нагревании до определенной температуры, определяется по формуле:
Сус = P/S, МПа,
где Р — усилие, возникающее при усадке; S — площадь поперечного сечения образца после усадки.
Напряжение усадки зависит от температуры и продолжительности нагрева пленки. Чем ниже температура усадки, тем больше времени требуется для усадки пленки. Если производить усадку при высоких температурах, то время усадки может быть незначительным. Прочность пленок после усадки несколько уменьшается, но остается достаточной, чтобы обеспечить целостность упаковки. Для упаковывания единичных изделий небольшой массы, например, хлебобулочных изделий, тушек птиц, аэрозольных баллонов, сувенирные наборов применяются пленки толщиной 20 — 50 мкм, для групповой упаковки выбирается пленка толщиной 50 — 100 мкм, для пакетирования на поддонах (штабельной упаковки) — пленка толщиной 100 — 250 мкм.
В таблице приведены основные свойства некоторых термоусадочных пленок.
Полимер | Степень усадки,% | Напряжение усадки, МПа | Температура усадки при упаковывании, °С | Температура сварки, °С |
ПП | 70-80 | 2,0-4,0 | 150-230 | 175-200 |
ПВХ | 50-70 | 1,0-2,0 | 110-155 | 135-175 |
ВХВД | 30-60 | 1,0-1,5 | 95-140 | 200-315 |
ПС | 40-60 | 0,7-4,0 | 130-160 | 120-150 |
Эскаплен | 30-50 | 1,0-2,5 | 100-150 | 180-250 |
Процесс упаковывания в термоусадочную пленку включает в себя следующие операции:
1. Укладка товара на подложку (лоток, поддон);
2. Обертывание пленкой;
3. Сварка пакета, если это не рукав;
4. Усадка (прохождение через усадочную камеру);
5. Охлаждение изделий.
Упаковка в растягивающиеся пленки
В последнее время большое значение в качестве упаковки приобретает упаковывание в растягивающиеся пленки (стрейч-пленки), использование которых расширяет возможности применения полимерных материалов.
Растягивающиеся пленки производят из модифицированного полиэтилена низкой плотности, линейного полиэтилена, поливинилхлорида, сополимеров винилиденхлорида и иономеров. Главное преимущество этого типа пленок состоит в том, что они не требуют тепловой обработки.
Растягивающиеся пленки в основном применяются в следующих случаях:
Преимущества упаковки в растягивающуюся пленку по сравнению с упаковкой в термоусаживающуюся пленку состоит в следующем:
На практике эти два способа не только конкурируют, но и дополняют друг друга. В том случае, когда упаковки поддонов с примерно одинаковыми грузами поступают с достаточно большими интервалами, предпочтительна растягивающаяся пленка. Когда важна скорость, а размеры грузов очень разные, предпочтительна упаковка в термоусаживающуюся пленку.