На что похож звук с по звучанию
Звук С и Сь
Нарушения при воспроизведении С и Сь
Логопеды тут разделяют дефекты на 2 группы:
2. Парасигматизм (звук «С» заменяется на другие буквы). Виды:
Причины
Выделяют социальные и индивидуальные причины отклонения от норм произношения. Особенности социальных:
Характеристика индивидуальных причин :
Важно: еще одна причина неправильного воспроизведения фонемы дошкольниками – повторение за взрослыми. Окружающим необходимо запомнить, что «сюсюкая» (намерено искажая слова) с ребенком они приносят ему вред. Малыш начинает путаться и возникают серьезные проблемы с произношением.
Подготовительные упражнения
Перед постановкой буквы необходимо подготовить малыша, чтобы ему легче было выполнять задания. Комплекс упражнений разделен поэтапно. Каждый этап проводится в игровой форме.
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Тренировка речевого аппарата помогает понять, как должны располагаться органы во время произношения звука С и Сь.
Важно: чтобы добиться положительных результатов упражняться следует регулярно, не нарушая порядок.
Способы постановки звука С и Сь
Картотека заданий логопеда содержит множество методов обучения, после подготовительного этапа. Основные из них:
Выполнять можно один из методов на выбор или применять сразу несколько.
Важно: чтобы занятия имели положительный результат необходимо постоянно контролировать положение органов речи.
Постановка звука Сь
При воспроизведении этого звука зубы обнажены. Они больше сближены между собой, но не сомкнуты. Языком делают упор в нижнюю десну. Орган находится в напряжении. Воздушная струя направляется на передние резцы.
Постановку осуществляют с помощью звука «С». Кроху просят произносить твердый звук в сочетании с гласными, которые дают смягчение («ИСИ»). При этом фонема «И» должна воспроизводится максимально в высокой тональности с ударением и в быстром темпе.
Закрепление
Чтобы проделанная работа была не напрасной необходимо автоматизировать произношение. Закрепление также проходит поэтапно:
Важно вовремя обнаружить проблему и проявить максимум терпения к малышу. Неправильное произношение любой фонемы может повлечь за собой трудности в дальнейшей жизни ребенка и спровоцировать замкнутость и неуверенность в себе.
Как поставить звук «С»: упражнения для правильной артикуляции
Постановка звука “С” требует достаточно кропотливых действий и, конечно же, терпения. При соблюдении этих условий проблемный звук исправляется и уже не приносит хлопот ни маме, ни малышу.
В статье мы разбираемся, насколько это сложно: поставить звук “С” и научить ребенка говорить эту букву.
Правильная артикуляция звука “С”
Чтобы непослушный “С” зазвучал правильно, давайте выстроим такую конструкцию:
Артикуляционный профиль звука “С” выглядит так:
Артикуляционный уклад мягкого “Сь” отличается от “С” тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской, желобок при этом сглаживается.
Дефекты произношения звуков “С” и “Сь”
Если “С” и “Сь” выговариваются с нарушением, то этот дефект называется сигматизмом (искажение произношения) или парасигматизмом (замена другими звуками).
Парасигматизм тоже бывает нескольких видов:
Причинами таких дефектов могут быть патологии речевого аппарата, аденоиды, слабость мышц языка, а также его нарушенная иннервация.
Неправильное произношение свистящих, к которым относятся “С” и “Сь”, если их не корректировать своевременно, влекут за собой нарушения чтения (дислексию) и письма (дисграфию).
Последовательность постановки звуков в логопедии
Алгоритм коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения в логопедии включает в себя несколько этапов в следующем порядке:
Будут ли это индивидуальные логопедические занятия для дошкольников со специалистом или постановка звука в домашних условиях, последовательное прохождение всех этапов обязательно.
Чтобы поставленный звук радовал своей чистотой и стабильностью, нужно основательно работать и решать задачи на каждой стадии.
Подготовительный этап
В самом начале работы над коррекцией звукопроизношения познакомьте малыша с проблемным звуком: как он звучит сам по себе и в разных словах, как изображается в виде буквы, как его правильно выговаривать.
Выполните дыхательную гимнастику. Ведь правильное дыхание является основой звучащей речи и непосредственно влияет на силу воздушной струи, которая, в свою очередь, определяет четкость звучания при правильном артикуляционном укладе.
Вот несколько упражнений на дыхание:
Далее перейдите к артикуляционной разминке. Пусть все мышцы речевого аппарата подготовятся к продуктивной работе над постановкой звука.
Этап постановки звука
Как ставить звук “С”? Есть несколько способов постановки “С”:
Рассмотрим все эти варианты подробнее.
Постановка по подражанию
Возьмите зеркало и покажите ребенку, в каком положении должны находиться язык и губы для получения нужного звука.
Чтобы это не было похоже на скучный школьный урок, пусть язычок будет кораблем, которому ветер-воздушная струя надувает паруса для дальнего плавания:)
Игровая форма организации логопедических занятий — самая продуктивная. Образное восприятие значительно ускоряет коррекционный процесс и приближает к заветной цели.
Приложите ладошку малыша ко рту, чтобы он почувствовал прохладу выдыхаемого воздуха при произнесении “С”.
Иллюстрации, карточки, макеты и прочий наглядный материал помогут ребенку усвоить суть и не дадут заскучать. 🙂
Постановка механическим способом
Этот метод предполагает применение вспомогательных средств, например, зондов, шпателей.
Если вы решили поставить звуки ребенку в домашних условиях, используйте предметы домашнего обихода, предварительно позаботившись об их безопасности, например неострую зубочистку или палочку от мороженого.
Эти предметы, располагаясь вдоль языка, фиксируют правильное его положение для прохождения воздушной струи, способствуя получению нужного звукопроизношения. Чтобы губки слегка улыбались, придержите их пальцами.
Для постановки звука “С”, попробуйте следующее:
Через некоторое время ребенок сам научится правильно класть язык и свистеть “С”.
Постановка “С” от других звуков
Твердый “С” можно поставить от мягкого “Сь”.
При произнесении “Сь” палочкой надавите на переднюю часть языка, чтобы образовался желобок. Полученный таким образом твердый звук “С” отрабатывайте многократно, пока язычок сам не будет ложиться правильно.
Звук “С” также можно поставить от “Т”.Если непрерывно тянуть “Т” и, улыбаясь, растягивать губы, то послышится “С”. Если он будет неясным, нужно сильнее улыбнуться, чтобы звук стал ярче.
Если ребенок правильно произносит звук “Ш”, попробуйте оттолкнуться от этого. Попросите малыша пошипеть и объясните, что язычок нужно передвинуть вперед, ближе к верхним зубкам. Послышится “С”. Получается?
Еще один способ постановки “С” — это от “И”.
Артикуляционный уклад у этих звуков схож. Поэтому, если произнести “И” и, не меняя положения, пустить струю воздуха вдоль язычка, то получится нужный звук “С”.
Постановка мягкого “Сь” хорошо изложена в видеоуроке:
Артикуляционная гимнастика для звука “С”
Предлагаем вам комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме. С помощью логопедических упражнений органы речевого аппарата научатся занимать нужное положение, станут подвижными, их тонус придет в норму.
Исходное положение — улыбка 🙂
Автоматизация “С”
Следующий после постановки — этап автоматизации звука. Что это значит? Закрепление произношения и введение в повседневную речь.
На этом этапе тоже есть свой алгоритм. Поставленный звук отрабатывается в изолированном звучании, затем в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Картотека заданий для детей по автоматизации “С”
Выполни задание на картинке:
Назови каждое слово. Обрати внимание на то, что звук “С” может находиться в начале, середине и конце слова:
А теперь — звук “С” в словосочетаниях и предложениях:
Поиграем? Улитка приглашает в свой домик. Только для этого надо назвать все предметы на букву “С”:
Помоги Бабушке Яге добраться до своей избушки. Она заблудилась:)
Повтори чистоговорки со звуком “С”. Знаешь для чего нужны чистоговорки? Чтобы научиться четко произносить звуки.
Хорошо подумай и отгадай загадки на букву “С”:
А теперь посложнее: скороговорки на “С”:
Повтори фразеологизм. Знаешь, что он означает? Пообещать и не сдержать своего обещания! Найди в словах “С”:
Этап дифференциации “С”
На этом этапе мы будем учиться отличать звук “С” от близких по звучанию “Ш”, “З”, “Ц” и мягкого “Сь”.
Для этого послушаем эти звуки по парам, определим разницу в артикуляции, потренируемся в произношении слогов, слов и предложений с ними.
Речевой материал по дифференциации “С” и “Ш”
Приложи ладошку ко рту: у “С” струя выдыхаемого воздуха холодная, у “Ш” — теплая. “С” свистит, как ветер, а “Ш” шипит, как змея. Интересно?
Повтори слоги и слова с этими звуками, старайся их четко выговаривать:
Стишок про медведя тебе понравился?
Выполни задание на картинке:
Над чистоговорками надо немного потрудиться, но у тебя получится. 🙂
Речевой материал по дифференциации “С” и “З”
У звуков “С” и “З” артикуляция отличается только голосом. “С” — глухой, “З” — звонкий. Повтори их и убедись в этом сам.
А теперь проговори слоги и слова:
Замени одну букву на другую и посмотри, что получится:
Повтори чистоговорки без запинок.
Речевой материал по дифференциации “С” и “Ц”
Звуки “С” и “Ц” очень похожи и отличаются лишь тем, что “С” — долгий, а “Ц” — краткий:
Повтори слоги и слова:
В этих словосочетаниях есть и “С”, и “Ц”:
Если поменять первую букву в слове, оно тоже изменится:
Деду Морозу без твоей помощи не обойтись:
Попробуй справиться с этим заданием:
Речевой материал по дифференциации “С” и “Сь”
Произнеси твердый “С” и мягкий “Сь” по отдельности, затем повтори слоги и слова с ними:
В этих слогах есть мягкий “Сь” и твердый “С”. Постарайся это определить:
Назови слова на двух картинках и запомни, как звучит твердый “С”
А это стишки, их можно заучить:
Важный штрих в работе над звуком
Чтобы окончательно поставить точку в работе над звуком, нужен еще очень важный штрих — способность контролировать свое умение правильно его произносить в спонтанной речи.
Когда нет рядом родителей, педагогов, которые подскажут и поправят. Когда хочется расслабиться и не думать о том, как надо. Когда находишься среди сверстников и за игрой обо всем забываешь.
Нужна мотивация! Поддержите вашего сына или дочь в стремлении научиться говорить красиво. Не пожалейте для этого ни времени, ни сил.
Сегодня ваш малыш работает над произношением и учится свистеть, как комарик. А завтра он будет совершать открытия и покорять новые вершины. У него это обязательно получится, потому что он будет верить в себя и чувствовать вашу поддержку.
На что похож звук с по звучанию
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
В этой статье мы расскажем о разновидностях сигматизма, особенностях коррекционной программы и упражнениях для постановки звука, которые вы можете делать с сыном или дочкой дома.
Нужны занятия с логопедом?
В норме к 3–4 годам дети правильно произносят твердый и мягкий звук «с». Некорректное произношение называется сигматизмом. Если же вы заметили, что у вашего чада имеются ошибки в звукопроизношении, не тяните — обращайтесь к логопеду. Ведь чем раньше провести коррекцию дефекта, тем проще избавиться от него.
В этой статье мы расскажем о разновидностях сигматизма, особенностях коррекционной программы и упражнениях для постановки звука, которые вы можете делать с сыном или дочкой дома.
Формы сигматизма
Сигматизм — это дефекты произношения шипящих и свистящих, в нашем случае «с». Различают 4 формы нарушения.
Первая — собственно сигматизм, когда «с» отсутствует в речи.
Вторая — парасигматизм, то есть когда «с» заменяют другим звуком.
Третья — искажение звука «с». Есть несколько вариантов: межзубный (ребенок шепелявит, вместо «с» слышится «ш»), боковой (вместо «с» слышится «льхь») и носовой (вместо «с» слышится хрюкающий или храпящий звук, гласные произносятся гнусавым голосом).
Четвертый — смягчение твердого звука «с». Получается так: вместо слога «са» — «ся», «со» — «сё», «су» — «сю», «с» — «сь».
Поэтапная постановка звука «с»
Коррекционная программа состоит из 3-х этапов. Рассмотрим их.
Этап 1: подготовка. Артикуляционная гимнастика
Расскажите малышу о занятиях, артикуляции, звуках и строении органов, с помощью которых он выговаривает их. После теории приступайте к артикуляционной гимнастике. Включает она несколько упражнений, которые нужно проводить в форме игры.
«Строим забор». Маленький ученик широко улыбается так, чтобы все зубы были открыты и соприкасались друг с другом. Про себя говорит «и-и-и-и» в течение 5 –
«Трубочка». Исходное положение — как в первом упражнении. Малыш округляет губы и вытягивает их вперед. Удерживает 10 секунд. После этого расслабляет.
Упражнения поочередно повторить несколько раз.
«Открой и закрой забор». Малыш принимает исходное положение и открывает рот, располагает язычок внизу, кончиком упирается в нижние зубы. Потом закрывает рот.
«Непослушный язычок». Ученик приоткрывает рот, кладет расслабленный язык на нижнюю губу. Пошлепывая, приговаривает: «Ля-ля-ля», потом прикусывает зубами и говорит: «Тя-тя-тя».
«Блинчики». Малыш улыбается так, чтобы открыть верхние зубы, язык неподвижно распластан и касается уголков рта. Удерживает в течение 15 секунд.
«Остуди блинчики». Ученик улыбается, как в предыдущем упражнении. Потом дует, длительно произнося звук «ф», но не надувая щек.
«Чистые зубки». Малыш приоткрывает рот и улыбается, потом двигает кончиком языка за нижними зубками в стороны, не двигая челюстью. Можно «чистить» наружную и внутреннюю поверхность зубов.
«Горка». Ученик приоткрывает рот, упирается кончиком языка в нижние зубки, приподнимает спинку языка, а боковые поверхности прижимает к верхним зубам. Фиксирует положение на 15 секунд, после чего покусывает верхнюю часть языка, скатывается зубами по языку вниз, как по горке.
«Волшебная палочка». Малыш открывает рот, улыбается и напрягает кончик языка. Затем упирается им в нижние зубки. Логопед или родитель кладет вдоль центра языка спичку или счетную палочку. Затем ученик сжимает зубы и с усилием выдыхает. Получится протяжное «с».
Упражнение нужно повторять сначала со спичкой, потом без нее.
Этап 2: подбираем коррекционные техники
Коррекция зависит от формы дефекта. Мы расскажем об универсальных техниках, которые можно использовать для постановки в любом случае. К ним относятся подражание, использование опорных звуков и механическое воздействие.
Техника подражания
Постановка по подражанию эффективна при незначительных дефектах звукопроизношения у детей. Покажите малышу, как правильно выговаривать твердый звук «с». Для этого сядьте оба перед зеркалом, чтобы он видел и себя и вас. Далее дайте ребенку инструкцию:
Маленькие дети лучше впитывают информацию и овладевают навыками посредством игры. Придумайте их для своего чада! Например, можно накачивать насосом колесо велосипеда, сдуть воздушный шарик, подуть в бутылку с узким горлышком или подуть, как морской бриз — все эти действия сопровождаются звуком «с-с-с-с».
Техника постановки от опорных звуков
Если ребенок хорошо выговаривает другие звуки, можно отталкиваться от них. В случае со сигматизмом опорными звуками являются мягкий «сь» и межзубный «с».
Используем мягкий звук «сь».
Сначала попросите сына или дочку произнести звук «с» и посмотрите, где в это время расположен язык — от этого зависит коррекция.
Когда малыш научился этому, навык нужно окончательно закрепить. Этому способствуют упражнения для постановки.
Тянем звук. Малыш улыбается и продолжительно говорит «с». В это время он сам или взрослый снизу подставляет ладонь ко рту. При звукопроизношении должен идти чуть прохладный воздух.
Округляем губы. Продолжая выполнять упражнение и держа ладонь у рта, малыш округляет губы и вытягивает их в трубочку, как для произношения «у». Взрослый может на своем примере показать, как это делается. Рот открывать нужно нешироко.
Следим за воздухом. Главное условие — при выполнении всех действий струя воздуха должна быть непрерывной. Причем она со временем теплеет.
Достигаем твердого «с». Если у малыша автоматически не получается произнести его, взрослый объясняет, что сейчас задача — «подогреть» воздух на ладошке. Тогда все получится.
Говорим «су». Это вспомогательное упражнение, которое поможет чаду достичь желаемого твердого «с». Следим за горячим воздухом.
Говорим твердое «с». Как только результат получен, покажите на своем примере: выдвиньте губы вперед, словно собираетесь сказать «ы-ы-ы-ы», сомкните зубы. Это еще больше «утвердит» «с». Если малыш плотно прижмет язык к верхним зубам, ему будет еще проще.
Закрепляем результат. Вводите выученный звук в слогах со всеми гласными.
Отталкиваемся от межзубного опорного звука «с»
Малыш просовывает между зубами язычок, произнося «с»? Посмотрите, где именно располагается язык:
В этом случае используют такую поэтапную постановку звука «с».
Правильная артикуляционная поза. Ученику нужно распластать и высунуть между зубами. Кончик языка выдвинуть кпереди или расположить на уровне резцов. Потом широко улыбнуться сомкнутыми губами и в идеале прикусить язычок с боков.
Дуем в ладошку. Главное — струя воздуха должна быть как можно холоднее. Это создаст необходимый «желобок». Малыш должен непрерывно улыбаться, можно придерживать верхнюю губку пальцем — так будет легче. Если он все делает правильно, послышится свистящий звук.
Свистим, как комарик. Усадите малыша перед зеркальцем, покажите ему «желобок» и объясните, что благодаря ему у малыша получается свист. Но так свистит большой комар, а надо научиться говорить, как маленький — тонким голоском.
Окончательно ставим «с»:
Когда ученик правильно произносит изолированно «с», начинайте вводить его в речь: сначала постановка в слогах, потом в словах.
Механическое воздействие
Для постановки используют счетные палочки, затупленные зубочистки, спички — подойдет любой из перечисленных инструментов.
Один из способов такой. Малыш располагает широкий язык внизу, кончик его упирается в нижние резцы. Взрослый кладет спичку посередине языка. После этого ребенок подносит ладошку ко рту, прикусывает спичку и плавно, но с усилием выдувает воздух так, чтоб ощутить его кожей на ладошке.
Если при этом слышится «с», его отрабатывают со спичкой, а затем без нее.
Вот несколько моментов, которые нужно учитывать выполнении упражнения для постановки «с»:
Во-первых, вводите спичку малышу в рот на 2 см, а если язык уворачивается, чуть глубже.
Во-вторых, при нажатии спичкой, маленький ученик начинает «шепеляво» свистеть. Попросите его соединить губы так, чтобы они пропускали только спичку, но пусть он не прикусывает ее. Язык остается во рту за зубами. Малыш дует на кончик языка так, чтобы выдох проходил между зубами.
В-третьих, контролируйте нажим спичкой. Пробуйте нажимать сильнее или слабее, глубже или на самом кончике языка — так вы найдете то положение, при котором у чада получится идеальное звукопроизношение.
В-четвертых, когда вы поставите изолированный звук «с», начинайте вводить его в речь. Сначала — в слоги, а потом и в слова. Если при постановке в словах малыш опять ошибается, подключайте спичку.
Занимайтесь с чадом в форме игры: проводите аналогии с персонажами из мультиков, показывайте картинки, интересные истории.
Этап 3: автоматизация, или закрепление
Овладение правильным звукопроизношением изолированно от речи — это лишь первый этап обучения. Далее важно закрепить его и довести до такого автоматизма, чтобы ребенок правильно выговаривал новый звук в словах и фразах.
Сначала работайте над постановкой в слогах, потом в словах, причем «с» должно находиться в начале, середине и конце слов. После этого переходите к предложениям.
Рекомендации логопеда родителям
Если вы занимаетесь с сыном или дочкой дома, специалист может дать вам несколько рекомендаций.
Самое главное — прежде чем приступать к коррекционной работе дома, проконсультируйтесь со специалистом. Обратитесь к логопеду. Он проведет логопедические пробы, установит причину и форму сигматизма у вашего чада, даст рекомендации по коррекции на дому. Если причина дефекта — в неврологических нарушениях, он направит к неврологу. В этом случае, вероятно, потребуется комплексное лечение — логопедическое, физиотерапевтическое, медикаментозное.
Усложняйте уроки постепенно. Это значит, что вы поэтапно ставите звук: сначала изолированно, потом подключаете слоги, потом отрабатываете постановку в словах и, наконец, в предложениях.
Используйте принцип поэтапной коррекции. Не приступайте ко второму этапу, пока окончательно не пройдете первый и т.д. Только после твердого закрепления одного этапа можно переходить к следующему. Иначе ваш маленький ученик не только не приобретет новые навыки, но и утратит уже усвоенные — это как снежный ком.
Доведите до совершенства. Не бросайте коррекцию, если ребенок говорит почти правильно. Доведите произношение до идеала, поскольку вряд ли неидеальное произношение со временем станет идеальным. Далеко не со всеми детьми работает принцип «выговорится сам».
Играйте с малышом! Занятия должны вызывать у него чувство радости, позитива, проходить в хорошем настроении. Занимайтесь в форме игры. Прибегайте к игрушкам, историям, личному примеру, аналогиям из мультиков — так дети прекрасно усваивают материал и научаются новому. Если у вашего чада не получается что-то, ни в коей мере не ругайте его. Этим вы сделаете только хуже.
Не теряйте время. Если вашему чаду исполнилось 3 – 4 года, но он так и не выговаривает «с», обратитесь к логопеду. Намного легче и быстрее откорректировать речевые нарушения, когда они только дали о себе знать, чем у деток более старшего возраста.