На что похожа матрешка
Матрёшка и её история
ПЕДАГОГ
Матрёшка и её история
Матрешка русская и ее история
Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.
на рис. Сергиево-посадская матрёшка.
Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни (Этот образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок буддистского святого Фукурума).
Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.
Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Вот она, первая русская матрешка.
«Девочка с петухом» (С. В. Малютин, В. П. Звездочкин, конец 19-го века)
Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.
Изначальные сюжеты деревянных матрешек были исключительно женскими: румяных и полных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками и т. п. С изобретением токарного станка появился новый способ обработки дерева — точение. Именно так мастера Хохломы изготавливают свою точеную посуду — миски, кубки, подставки, солонки. Начинали работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы.
В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России. Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир.
Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз сувениров матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.
Авторская работа мастера Андреева 1980г Сергиево-посад.
Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семенов – древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что самая большая матрешка – семеновская – высотой 1 метр, диаметром 0,5м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка 1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости.
В 1970 году на выставке «Экспо-70» в Токио была представлена самая большая когда-либо изготовленная матрёшка: 72-х местная.
В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Калязине и в Вознесенском, в Сергиеве Посаде
Среди этого матрёшечного разнообразия вы, как ни старались бы, все равно не нашли бы знаменитых традиционных матрешек — сергиев-посадскую (загорскую, семеновскую (хохломскую) и полхов-майданскую, которые появились позже и стали младшими сестрами первых матрешек. Как же различить матрешек?
Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.
Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него. Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая матрешка.
Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.
Сделаем куклам бусы Задачи. Учить детей различать и называть основные цвета. Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету. Побуждать детей отвечать.
История создания матрешки – кто и когда придумал
Матрешка представляет собой традиционный русский сувенир, который весьма востребован среди россиян и иностранцев. При этом историю матрешки знают далеко не все. Эта русская деревянная игрушка представляет собой расписную куклу, внутри которой находятся такие же изделия меньшего размера. Количество вложенных кукол должно быть не меньше трех, однако чаще всего используют большее число.
История создания матрешки
Происхождение изделия известно далеко не всем. При этом матрешка считается относительно новым изобретением – оно появилось меньше 150 лет назад.
Что символизирует
Эта игрушка таит себе глубокий смысл. Оно включает несколько кукол и служит символом материнства, семьи и родственных связей. От одной матрешки появляются другие, и это напоминает семейную модель.
Почему так называется
Название для куклы выбрано не просто так. Во времена возникновения игрушки многих девочек в русской провинции называли Матренами. Матрешка представляет собой уменьшительно-ласкательную форму этого имени. Оно было очень популярным на Руси и происходило от латинского слова «mater», что переводится как «мать».
Это имя вызывает ассоциации с настоящими крестьянскими женщинами, которые имеют крепкое здоровье, много детей и пышные формы.
Кто придумал русскую матрешку
На Руси с давних времен люди делали деревянные игрушки и красили в насыщенные оттенки. Однако матрешка считается сравнительно молодым изобретением. Когда же она появилась? Это произошло в 1890 году. При этом существует легенда, согласно которой родиной изделия является вовсе не Россия.
Где же придумали изделие? Такие фигурки, вложенные друг в друга, испокон веков делали в японских городах. Однажды русский монах, который жил на японском острове Хонсю, изготовил фигурку Фукурокудзю – бога мудрых поступков. В этой стране он был главным богом счастья. Добрый старец открывался, а внутри находилось еще 6 фигурок богов.
Эту идею и переняли русские мастера. Они изготовили игрушку, которая в скором времени превратилась в настоящий символ России. Вместо божеств изделие олицетворяло народ. Иногда внутри встречался пастух или старец с бородой. Последнюю фигурку часто делали в форме младенца.
Считается, что такая фигурка однажды попала в усадьбу Мамонтова, и с этого момента началась российская история матрешки. В гостях у знаменитого мецената оказался художник Малютин, который и решил создать собственный эскиз. При этом деревянные формы вытачивал мастер Василий Звездочкин.
Игры с матрешкой
От остальных игрушек матрешка отличается тем, что может сама активизировать игру. Расписная кукла вызывать у многих детей эмоциональный отклик. Одновременно с этим она обладает развивающим эффектом.
С помощью матрешки удается добиться таких результатов:
Малыши любят рассматривать узоры, находить сходства и отличия, создавать аналогичные куклы своими руками. Через изучение особенностей изделия к ребенку постепенно приходит понимание русских народных традиций.
Какой была первая матрешка?
Первая русская матрешка на Руси создана Василием Звездочкиным. Он был потомственным мастером-игрушечником. Создание куколки осуществлялось в мастерской, которая специализировалась на изготовлении игрушек. На ней стоял штамп «Детское воспитание». Изделие имело улыбчивое лицо крестьянки. Она была одета в традиционном стиле. Так, спереди был завязан фартук, а на голове находился красивый цветастый платок. В руках крестьянка держала черного петуха.
Остальные фигурки были сделаны в аналогичном стиле. Они изображали крестьянок в национальной одежде. При этом две из них держали в руках серп и каравай. Был в семье и младший брат – мальчик в красной рубашке. Самой маленькой фигуркой был малыш в пеленках.
Процесс изготовления
Изготовление игрушки отличается определенными особенностями.
Сегодня их делают в разных мастерских, но технология примерно совпадает.
Изготовление
Вначале требуется выбрать подходящую разновидность древесины. В силу мягкости преимущественно применяют липу. Иногда для этой цели используют березу или ольху. Деревья, как правило, рубят ранней весной, снимая кору. Однако это делают не полностью, что помогает избежать появления трещин.
После этого бревна складывают и несколько лет сушат. Заготовка древесины может осуществляться в регионе изготовления игрушек. Также часто применяется завозное дерево.
К обработке древесины стоит приступать в тот момент, когда она является не сухой, но и не влажной. В процессе заготовки проводится больше 10 операций. Самую маленькую куклу изготавливают в первую очередь.
После завершения процесса изготовления рекомендуется приступать к созданию следующей фигурки, в которую должна войти первая. Заготовку требуемой высоты стоит обработать и разрезать на 2 части – верх и низ. Вначале делают нижнюю часть. После этого удаляют древесину, чтобы меньшая кукла хорошо вставлялась внутрь. Число куколок бывает разным.
В заключение каждое изделие требуется покрыть масляным лаком. После сушки и полировки изделия рекомендуется раскрашивать. Для этого допустимо применять гуашь или акварель. В более редких случаях используют масляные красители. Чаще всего мастера по сей день применяют гуашь.
Роспись
Контуры могут быть обведены черным или выжигаться. При изготовлении вятских матрешек применяли оформление орнаментами из соломки. Образы могут быть реализованы в виде растительных мотивов и сказочных персонажей. В качестве примера аналогичной росписи могут выступать деревянные пасхальные яйца.
Виды матрешек
Сегодня известно много разновидностей матрешек, каждая из которых отличается своими особенностями.
Семеновские
Эти матрешки были придуманы в нижегородской области. Они характеризуются определенными чертами:
Традиции росписи заложили потомственные мастера Майоровы. Они сделали адаптацию древнерусских народных мотивов. В качестве декора применяли цветочные элементы – розы, колоски, колокольчики, травы. Роспись выполняли в зеленых, желтых, красных, малиновых и фиолетовых тонах. В конце изделие покрывали лаком.
Еще одной отличительной особенностью семеновских матрешек считается многоместность. Они могут включать 15-18 фигурок. Также в нижегородской области была сделана самая крупная игрушка. Она достигала по высоте 1 метра и состояла из 72 кукол.
Загорские
Эти изделия похожи на самую первую матрешку. Они имеют круглые бока и отличаются устойчивостью. Роспись характеризуется простотой. Для загорских матрешек характерно две пряди волос под платочком, губки бантиком и носик в виде двух точек. При росписи используется традиционная одежда – сарафан с передником. Наряд дополняет простой растительно-цветочный орнамент.
Полхов-Майданские
Эти игрушки тоже происходят из нижегородской области. На начальных этапах процесс их создания совпадает, однако роспись при этом отличается. На лице из-под платка виднеются завитки волос. При этом для передника характерна не прямоугольная, а овальная форма. Его дополняет цветочный узор. Для росписи используют розы, колокольчики, георгины, дикие шиповники. Такие матрешки отличаются более стройным силуэтом.
Вятские
На севере России тоже изготавливали такие игрушки. Для них был характерен уникальный узор. Благодаря использованию техники инкрустации соломкой матрешкам удавалось придать необычный внешний вид. При этом сама роспись была традиционной.
Матрешки имели милое лицо, платочек, сарафан с передником. Однако поверх часто наносили специальный декор. Из соломки выкладывали на переднике цветы, каемку и прочие элементы. Такие игрушки получили популярность позже, чем другие. Это произошло в шестидесятых годах двадцатого века.
Матрешка в современном мире
Перемены в России неизбежно отражались на внешнем виде матрешек. Современные игрушки значительно отличаются по стилю. При этом к наиболее популярным направлениям стоит отнести следующие:
Музеи матрешки
Музеи матрешки существуют в нескольких городах. В Москве такое заведение располагается в Леонтьевском переулке. Также они есть в Нолинске, Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде.
Матрешка – уникальная игрушка, которая имеет очень интересную историю. По сей день это изделие представляет собой символ России и олицетворяет крепкую семью.
На что похожа матрешка
Автор: Наумова Лариса Анатольевна
Организация: МКОУ Товарковская СОШ № 2
Населенный пункт: Калужская область, с. Товарково
Введение
Погляди скорее – щечки розовеют,
Пестренький платочек, платьице в цветочек,
Пухленькие крошки – русские матрешки.
Чуть лишь испугаются, все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке шустрые подружки.
Актуальность темы
Матрешка – наиболее известный и любимый всеми российский сувенир. Эта игрушка имеет богатую историю, прочные традиции росписи. В современное время матрешка не забыта. Она продолжает жить, изменяться и развиваться вместе с Россией, символом и душой которой она стала.
Объект исследования
Матрешка – русская деревянная разъемная кукла
Цель работы
Раскрыть особенности и своеобразие росписи современной матрешки
Гипотеза
Современной матрешка – это образ и душа современной России, символ русского народного искусства (Слайд 2)
Задачи
Краткое содержание Творческо-исследовательской работы
а) матрёшка из Сергиева Посада
б) семёновская матрёшка
в) полхов-майданская матрёшка
II Практическая часть (разработка эскиза авторской матрёшки
III Заключение (Слайд 4)
1. Биография матрешки
Замечательная игрушка матрешка! Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку. Сегодня трудно представить себе, что каких-нибудь сто с небольшим лет назад её вообще не существовало. Откуда же появилась эта дивная кукла? Деревянные куклы, помещающиеся одна в одной, пришли к нам из Японии. Родственница русской матрешки – складная японская кукла Фукурума – веселый старичок. Форма Фукурумы походила на цилиндр с округлым верхом, в самой большой находилось 3-4 вкладыша. (Слайд 5,6)
В 90-е годы 19 века впервые появился русский вариант японской игрушки. Авторами первой матрешки стали токарь В. Звездочкин, который немного изменил форму куклы, а расписал ее художник С. Малютин. Первая расписная кукла изображала девочку в крестьянском костюме: сарафане, переднике, платочке. В руках у неё черный петух. Внутри самой большой куклы помещалось целое семейство мал мала меньше. (Слайд 7)
Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простых людей, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей или Матренушкой; так и закрепилось имя Матрешка.
Для изготовления матрешки используют древесину таких деревьев как липа, береза, осина, так как их древесина мягкая и удобна в обработке. Начинают работу с изготовления самой маленькой неразъемной фигурки. Затем вытачивается нижняя часть второй матрешки, её верх, и так далее, до самой старшей куклы. После вытачивания поверхность игрушки грунтуют, подготавливают под роспись. Расписные фигурки матрешек лакируют. Под слоем прозрачного лака краски приобретают особую яркость.
Как изготавливают матрешку:
Древесину сушат, Вытачивают и шлифуют заготовку (Слайд 11)
Затем матрешку расписывают: Обводят контур узора, прорисовывают фон, прорисовывают детали. (Слайд 12)
Детально и очень аккуратно расписывают лицо матрешки. (Слайд 13)
После чего делают окончательную обводку и покрывают лаком готовое изделие. (Слайд 14)
Перерыв на физкультминутку (Слайд 15)
2. Какими бывают матрешки.
Матрёшку полюбили простые люди. Куклу стали делать мастера в разных городах: Сергиевом Посаде, Семёнове, Вятке, селе Полховском Майдане. Все эти матрёшки отличались друг от друга. (Слайд 16)
Матрешка из Сергиева Посада
Полхов-майданская матрешка
Эта соседка семеновской матрешки. А вытачивают и расписывают её в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа – грунтовка клейстером и наводка – выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись иная: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая. Мастера Полховского Майдана пользуются в росписи анилиновыми красителями зеленого, синего, желтого, фиолетового, малинового цветов. Яркость достигается за счет наложения одной краски на другую ( на желтую кладут малиновую, зеленую или синюю). Необычная деталь – локоны, обрамляющие лицо – настоящая деталь старинного местного женского головного убора. Женщины убирали волосы под кокошник, а вокруг лица в головной убор втыкали завитые, как кудри, перышки селезня. Вот такая русская красавица из села Полховский Майдан. (слайд 20,21,22)
Семёновская матрешка
Несмотря на огромную популярность в народе сергиево-посадской матрешки, а может быть и благодаря ей, в России стали возникать новые центры по её изготовлению и росписи. Увидеть новинку – игрушку-матрешку – мастера могли на ярмарках, среди которых одной из крупнейших была Нижегородская. Сергиево-посадские матрешки покорили нижегородских мастеров-игрушечников. Крупным центром по изготовлению и росписи матрешек в Нижегородском крае стал город Семенов (по названию города матрешка называется семёновской), родина знаменитой «золотой» Хохломы.
Выточенное на токарном станке изделие (будущая матрешка) – бельё – по форме похоже на сергиево-посадскую матрешку, но несколько заужено книзу. А вот расписывают её иначе, и краски берут другие. Сначала фигурку матрешки грунтуют (покрывают) картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, чтобы краски не растекались по деревянным волокнам и, чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, потому что кайма на платке с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая семеновская матрешка. (Слайд 23,24,25)
Вятская матрешка
Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки мило и приветливо.
Матрёшку расписывали анилиновыми красителями и покрывали масляным лаком.(Слайд 26,27,28)
Матрёшка сегодня или авторская матрешка
В конце 20 века матрешка пережила свое новое рождение. Это связано, прежде всего, с начавшимися в России переменами в экономической, культурной и социальной жизни, что вызвало огромный интерес в мире ко всему русскому, самобытному (характерному только для русского народа). Матрешка оказалась самым востребованным предметом искусства. Среди тех, кто охотно занялся росписью матрешки, были и мастера народных художественных промыслов, и профессиональные художники. Наибольший интерес вызывала матрешка, изготовленная не в традиционном стиле росписи, а авторская, то есть выполненная художником по своему собственному замыслу. современном мире появился новый тип матрешки, деревянная форма которой используется для воспроизведения какого-либо сюжета. Современные мастера-матрешечники сохранили традиционную хорошо знакомую форму матрешки и фартук – место для основного элемента росписи. Популярным осталось лицо милой девушки – русской красавицы. По тому, как расписан фартук, различают несколько типов матрешек. Например, матрешки с изображениями памятников архитектуры России – прекрасный сувенир, связанный с посещением какого-либо исторического места – древнерусских городов – Новгорода, ладимира, Москвы. Любимым мотивами для росписи современной матрешки являются какие-нибудь русские народные промыслы. Часто можно встретить матрешку, расписанную под «гжель» или «хохлому». Русские народные праздники, народные гулянья, семейные праздники, ярмарки, эпизоды из жизни русского народа, религиозные праздники – стали сюжетами для росписи матрешки. Герои русских народных сказок, персонажи других литературных произведений нашли свое место на этой игрушке. Одной из любимых тем для росписи матрешки стала тема «Материнство». Постепенно от конкретного образа матери некоторые мастера стали переходить к изображению Богоматери с младенцем Иисусом, которая всегда была почитаема в России. История России и великие исторические личности, и простой русский народ нашли своё воплощение в этой игрушке. конце 20 века появилось новое искусство – авторская русская расписная матрешка. (Слайды 29,30,31,32,33,34,35,36)
3. Практическая работа
Исследуюя богатую историю этой игрушки, предлагаем вам самостоятельно создать образ собственной авторской матрешки. Творческую работу мы предлагаем посвятить нашей Родине, или придерживаться любого из стилей о которых мы вам рассказали. Некоторые ребята участвующие в нашем проекте выполнили свою работу по мотивам гжельской росписи – синий узор по белому фону, использован такой приём росписи как «мазок с тенями». Знакомство с гжельским художественным промыслом произошло на уроках изобразительного искусства в 5 классе.. (Слайды 37)
Заключение
Литература